Церковно-общественные мероприятия С 2013 года ежегодно Отдел организует работу направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» в рамках регионального и международного этапов Международных Рождественских образовательных чтений, с проведением собрания с ответственными за монастыри в епархиях, а также проводит в течение года конференцию «Преемство монашеских традиций в современных монастырях» и заседание круглого стола. Конкретные темы этих мероприятий ежегодно определяются благословениями Святейшего Патриарха. В 2018 году по благословению Святейшего Патриарха была реализована новая форма проведения конференций и собраний — с выездом делегации за канонические пределы Русской Православной Церкви. 1-2 ноября сего года в городе Никосии, на Кипре, состоялась международная конференция «Монашество России и Кипра — духовно-культурные связи», в которой приняла участие делегация Русской Православной Церкви из 57 монашествующих, в основном — ответственных за епархиальные монастыри, и вновь назначенных игуменов и игумений. Во время этой поездки участники получили уникальную возможность ближе ознакомиться с монашеской жизнью на Кипре, посетить монастыри, помолиться у древних святынь, узнать не только из докладов, но и из личного общения об опыте кипрского монашества. 8-12 ноября по благословению Святейшего Патриарха группа монашествующих в составе пятнадцати участников совершила паломническую поездку в Египет для поклонения общехристианским святыням и ознакомлению с монашеской жизнью современных египетских (коптских) монастырей. Данная поездка проходила с участием ОВЦС в рамках развития межцерковного диалога. Посещение египетских святынь принесло большую пользу участникам благодаря общению с руководителями, насельниками и насельницами шести мужских и трех женских обителей Египта и послужило практическим фундаментом для последующей конференции 17-18 ноября в Москве, посвященной теме духовного наследия египетских отцов. Кроме организации церковно-общественных мероприятий, представители Отдела участвуют в различных епархиальных собраниях монашествующих, проводимых в рамках регионального этапа Рождественских чтений или ежегодных тематических мероприятий. Отрадно заметить, что с каждым годом число проводимых в епархиях конференций и совещаний растет, подтверждением чему является и сегодняшнее братское собрание.

http://patriarchia.ru/db/text/5356246.ht...

Преуспеяние зависит не от количества времени на молитву, а от того, как в повседневной жизни мы исполняем заповеди Божии и боремся со страстями. Распространенное мнение о том, что количество в молитве однажды перейдет в качество, очень схематично объясняет молитвенный подвиг. Количество не перейдет в качество, если человек не следит за своей повседневной жизнью, не подвизается на милосердие, любовь и неосуждение ближних, не говоря уже о грубых плотских и душевных страстях. С надеждой взирая на монашествующих, которые действительно могут быть светом для остальных христиан, нужно стараться создавать условия для их возрастания в монашеском житии в целом, проявлять мудрость в управлении монашеским братством или сестричеством, чтобы наши распоряжения и приказы не помешали новоначальным стать опытными монахами и монахинями. И вот тогда они будут готовы помочь богомольцам как мудрым советом, так и личным примером. Об окормлении богомольцев Из истории Русской Церкви известно, что благочестивые миряне старались найти себе духовника из числа монашествующих. Чем привлекает их священноинок? В первую очередь неотмирностью своего жития, удаленностью от мира и его страстей. В сознании мирянина легко формируется образ трезвого и рассудительного седовласого старца, который неуклонно ведет свое чадо ко спасению. В связи с этим духовное руководство богомольцев является естественным и наиболее удобным для монашествующих способом послужить Церкви и православным христианам. Примеров сего плодотворного служения множество. На этом поприще трудились все Оптинские старцы, на протяжении ста лет они окормляли огромное количество богомольцев разных званий и сословий. Примеры их богоугодного служения хорошо известны, и мы не будем разбирать их здесь. Наша цель вкратце охарактеризовать современность, хотя бы общими чертами обрисовать существующие проблемы и возможные подходы к этой деятельности сейчас. К духовному руководству мирянами призваны сегодня все священноиноки, которые имеют право исповедовать. Это налагает на игуменов как минимум три обязанности:

http://patriarchia.ru/db/text/5962689.ht...

Показатели шкал теста жизнестойкости указывают на числовые и качественные различия респондентов с разным сроком монашества по шкалам: общая жизнестойкость, вовлеченность и контроль с преобладанием средних показателей у монашествующих со сроком монашества 3–9 лет. Предполагаем, что полученные результаты связаны с усилиями монашествующих по обретению нового образа жизни. Повышенные показатели вовлеченности говорят о восприятии происходящего в их жизни как выпавшего им хорошего шанса найти смысл и интерес в служении для развития собственной личности, подкрепленный осознанием правильности своего выбора. Более выраженные показатели шкалы контроля у респондентов доказывают правоту убежденности в выборе служения и том, что собственная активность приведет к осмысленности и нужному результату в своей деятельности, профессиональной и жизненной стратегии. Совпадения средних значений показателя шкалы принятия риска говорят об устойчивости в убеждении всех представителей выборки в том, что все, случающееся с ними, способствует развитию за счет новых знаний, извлекаемых из пережитого ими уникального опыта, независимо от обстоятельств и гарантий успеха, а также об уверенном следовании стратегии активного усвоения знаний из опыта и последующем их применении. По мотивационной направленности у респондентов со сроком монашества свыше 10 лет зафиксировано преобладание всех мотивационных показателей, кроме типа мотивационной стратегии «вызов» и «интеграция стилей жизни». Поэтому можно сделать вывод, что с несением срока монашеского пострига ослабляются и нивелируются тенденции конкуренции, победы над другими. Социальная ситуация с позиции «выигрыша-проигрыша» сходит на нет. Становится важной конкретная область деятельности. Для начинающих монашеский подвиг особую роль занимает интеграция стилей жизни. В первые годы, следующие за постригом, иноки стремятся к тому, чтобы все было сбалансировано. Они несколько больше ценят свою жизнь в целом: где живут, как совершенствуются, чем конкретную работу, карьеру или организацию.

http://bogoslov.ru/article/6194710

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Липовецкий Павел Евгеньевич Статья кандидата богословия, доцента кафедры церковной истории Московской духовной академии Павла Евгеньевича Липовецкого и магистра богословия, аспиранта Московской духовной академии диакона Вячеслава Масина посвящена решениям Первого Всероссийского съезда монашествующих, касавшимся жизни русских монастырей и монашества. Начало ХХ века стало временем, когда монастыри и монашество достигли пика своего материального развития и численного увеличения за все время своего существования на территории исторической Руси. В то же время ввиду обстоятельств возникла необходимость в официальном обсуждении таких деструктивных явлений в монастырях, как падение дисциплины, низкий уровень нравственности и пьянство в среде насельников. Первым съездом монашествующих всероссийского масштаба, на котором широко обсуждались злободневные темы, стал съезд 1909 г. в Троице-Сергиевой Лавре. Главным вектором состоявшегося собрания монашествующих стало стремление вернуться к первоначальным истокам монашеской традиции. Во второй части статьи Павел Липовецкий, продолжая исследовать означенную тему, приходит к выводу о том, что авторы материалов церковной прессы начала XX века имели лишь самое общее представление о революционном движении. В связи с этим в печати создавался определенный образ революционера, без попытки вникнуть в суть происходящего более глубоко. Первая русская революция, произошедшая в 1905-1907 годах в России, стала предшественницей Революции 1917 года, которая разделила историю нашей страны на «до» и «после». В данной статье на основе материалов церковной периодики соответствующего периода показано, какими представлялись православным публицистам начала ХХ века их современники-революционеры. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/4920275

Приведу еще одну цитату из слова Патриарха на Собрании 2016 года: «Мир сегодня жаждет истинного свидетельства о Боге, он смотрит на монастыри с надеждой, желая увидеть в монахах подлинных подвижников, он нуждается в живом свидетельстве о Христе». В последние годы Его Святейшество особое значение придает теме духовного образования монашествующих. На заседании Священного Синода от 28 декабря 2017 года был принят документ, составленный с участием членов Коллегии Отдела, — «Положение о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви» , определяющий порядок создания и деятельности просветительских курсов для монашествующих и готовящихся к постригу в монастырях Русской Православной Церкви. Положительным фактом является то, что в настоящее время в ряде епархий, в том числе в Нижегородской , данное решение уже начало воплощаться в жизнь. По итогам взаимодействия с епархиальными монастырями хотелось бы отметить положительные явления монастырской жизни, свидетельствующие о стремлении руководителей монастырей к следованию святоотеческому преданию и древним монашеским традициям, с учетом особенностей современных условий жизни монастырей: во многих обителях налаживается совершение суточного круга богослужений, уделяется внимание молитвенному правилу насельников; руководители заботятся о насущных нуждах братии, обеспечивая, по возможности, всем необходимым; игумены и игумении стараются регулярно проводить духовные беседы с братией, с чтением святоотеческих творений, а также знакомят насельников с содержанием докладов и сообщений монашеских собраний и конференций. Однако остаются нерешенными ряд важных вопросов, которые хотелось бы обозначить. При этом, как было отмечено в итоговом документе по результатам международной конференции в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в сентябре 2017 года, «неопытность игумена, осознание им своего несовершенства является лишь свидетельством необходимости личного духовного подвига, возрастания путем общения с духовно опытными игуменами и наставниками, поучения в святоотеческих творениях и, прежде всего, глубокой молитвы ко Господу, могущему управитъ все в обители Всеблагим Божественным Промыслом».

http://patriarchia.ru/db/text/5356246.ht...

  Илл. 3. Сопоставительные результаты средних значений выраженности профессиональной мотивации у монашествующих по гендерному признаку Шкала I — Профессиональная компетентность выявляет наличие профессиональных способностей и талантов у респондента, а также его желание быть «мастером своего дела». Шкала II — Наставничество отражает расположение человека к организации деятельности других людей, интеграции их усилий, готовности нести за это ответственность. Шкала III — Автономия позволяет увидеть стремление человека к освобождению от всякого рода правил, желанию действовать самому по собственному сценарию. Шкала IV — Стабильность места работы и стабильность места жительства дает возможность определить желание предсказуемости грядущих событий. Стабильность места работы указывает на привязанность человека к определенного рода организации (учреждению) и при этом готовность совершать различные поездки и менять географическое место работы. Стабильность места жительства отражает привязанность человека к месту в географическом плане, нежелание покидать «родные стены». Шкала V — Служение демонстрирует отношение респондентов к своей профессиональной деятельности как к служению (людям, миру и пр.) и приоритету морально-ценностных норм при выборе работы. Шкала VI — Вызов показывает стремление респондента конкурировать, соревноваться, демонстрировать более высокие результаты по сравнению с коллегами, а также его расположенность к решению сложных задач, поиску новизны, преодолению себя. Шкала VII — Интеграция стилей жизни позволяет выявить стремление респондента к балансу различных сторон его жизни, нежеланию, чтобы какая-либо сторона преобладала над другими, умению ценить жизнь в целом, не делая акцент на чем-либо. Шкала VIII — Предпринимательство ( хозяйственность ) отражает готовность человека к риску ради собственного дела, стремление к финансовой независимости, готовности трудиться беззаветно в выбранной им области деятельности. Как видно на илл. 3, в подавляющем большинстве преобладание мотивационных ориентаций обнаружено у монашествующих мужчин, кроме направленности на наставничество и интеграцию стилей жизни, выраженные в большей степени у женщин. Женщины в большей мере создают новое, стремятся преодолевать препятствия и показывают готовность к риску. Им присуща интеграция усилий других людей и полнота ответственности за конечный результат, соединение различных функций организации. С возрастом и опытом работы эта карьерная ориентация у женщин может проявляться сильнее. Возможно, это связано с сублимацией потребности в заботе, которая в большей степени характерна для них.

http://bogoslov.ru/article/6194710

Надобно отдать автору справедливость: он старается правдиво изобразить «заботливость» монашествующих об умножении своих личных и монастырских доходов. Нет в нашей литературе ни одной книги, в которой бы с такою подробностью, откровенностью и критикой с религиозной и нравственной стороны описывались способы, практикуемые современными нам русскими монашествующими – приумножать доходы свои (братии) и монастырские. При изображении способов добывания доходов, автор становится не столько исследователем финансов монастырей, сколько простым правоописателем. Из его описаний оказывается, что русскими монашествующими допускаются средства добывания денег незаконные (стр. 152), неодобрительные (стр. 72, 206 и др.), неприличные (стр. 176), с нарушением обетов монашества (стр. 3 59), благопристойности (стр. 157, 176), справедливости и выгод приходских церквей (стр. 157 и след.), городов и казны (стр. 190, 208, 229); в иных же, случаях и в некоторых монастырях монаха пускаются в спекуляции, неприличные для монахов (стр. 172), производится неправильная торговля с бесчинством (стр. 135) и из-за денежных доходов ненравственно эксплуатируется религиозное чувство православных богомольцев. Справедливость заставляет нас сказать, что автор «Опыта» начертал довольно отчетливую и, к прискорбию, верную во многих чертах картину «заботливости» монашествующих о приумножении монастырских доходов. Тяжело читать те страницы книги, на которых изображается мрачными, но правдивыми чертами картина неприличного и неодобрительного добывания доходов русскими монахами; но чувство справедливости и благоговения пред верою внушает сказать: «нужно же наконец сознавать и видеть язвы, наносимые русской церкви, русскому обществу, лицами, под прикрытием монашеской рясы и благочестия, ищущими только доходов и наживы для себя». Читатель, просматривая эти страницы, думает, что автор «Опыта», изображая упомянутую мрачную картину, конечно, имел целью разъяснить необходимость – предпринять меры к исцелению язв, наносимых монашествующими русской церкви вследствие их заботливости о преумножении доходов дозволенными, недозволенными, неблагопристойными, неприличными, незаконными и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Различия в отношении к одиночеству у мужчин и женщин выборки представлены на илл. 2.   Илл. 2. Сопоставление результатов дифференциального опросника одиночества у представителей монашествующих мужчин и женщин Шкала Общее переживание одиночества «отражает степень актуального ощущения одиночества, нехватки близкого общения с другими людьми» . Высокие баллы по данной шкале свидетельствуют об осознании себя как одинокого человека, нехватке общения и эмоциональной близости; низкие — об отсутствии болезненного переживания одиночества. Шкала Зависимость от общения показывает «неприятие одиночества, неспособность оставаться одному» . Высокие баллы указывают на стремление человека к общению, негативное переживание его отсутствия, нежелание находиться в уединении. Низкие — спокойное отношение к уединению и ситуациям, связанным с отсутствием общения. Шкала Позитивное одиночество воспроизводит «способность человека находить ресурс в уединении, творчески использовать его для самопознания и саморазвития» . Высокие баллы отражают положительную эмоциональную оценку респондентом ситуации уединения, стремление к нему; низкие — негативное отношение к уединению, неспособность находить в нем ресурс для саморазвития. Интересен факт, что у монашествующих мужчин выше показатели по шкале зависимости от общения, что говорит о том, что они показывают большую чувствительность к одиночеству, а женщины более стабильны в переживании одиночества и более толерантны к ситуациям длительного уединения в своем образе жизни. С другой стороны, мужчины демонстрируют явный перевес в сторону преобладания показателей позитивного одиночества и лучше реализуют эти возможности в самопознании, саморазвитии и актуализации личностных ресурсов в жизненном укладе уединения. В большей степени продуктивно используют это состояние для саморазвития. У мужчин-респондентов преобладают положительные эмоции в ситуациях уединения. Они умеют ценить их и стремятся осознанно использовать время наедине с собой. Обратимся к результатам исследования мотивации респондентов. Они представлены на илл. 3.

http://bogoslov.ru/article/6194710

При сравнении результатов исследования у испытуемых выборки мы сгруппировали представителей выборки согласно стажу (сроку) монашества. Были выделены две группы: первая со сроком монашества от трех до девяти лет и вторая — со сроком от 10 лет и выше. Результаты представлены на илл. 4.   Илл. 4. Сопоставительные результаты средних значений респондентов согласно сроку монашества по шкалам методик По шкале позитивного одиночества дифференциального опросника результаты несколько выше у представителей выборки с бóльшим стажем монашества, что говорит о том, что со временем несения монашеского служения возрастает способность респондентов находить удовлетворение в уединении и продуктивно, творчески использовать его для самопознания и саморазвития. У респондентов со стажем монашества свыше 10 лет преобладают положительные эмоции в ситуациях уединения. Они умеют ценить одиночество, лучше сконцентрированы на актуализации личностного ресурса и стремятся осознанно использовать время, проведенное наедине с самим собой, для саморазвития. По шкале «Зависимость от общения», показатели средних значений незначительно превышает группа с бóльшим стажем монашества, что можно объяснить особенностями деятельности монашествующих мужчин, так как с продолжительностью монашеского служения, как правило, возлагаются дополнительные управленческие функции и меняется специфика несения службы. Таким образом, они отражают умеренное отношение к одиночеству с тенденцией к профессиональному общению в особенностях несения службы и ответственности за подопечных. У представителей выборки со стажем 3–9 лет монашества преобладают ситуации уединения в образе жизни, например, у монашествующих женщин. По шкале «Общее переживание одиночества» показатели незначительно отличаются, что говорит об отсутствии негативных эмоций в переживаниях изоляции, толерантности к отсутствию массовых контактов с людьми. Респонденты не склонны воспринимать себя как изолированных от общества и общения. Они не испытывают страданий и фрустрации, связанных с нехваткой социальной и коммуникативной функций общения.

http://bogoslov.ru/article/6194710

Общее содержание перечисленных творений Епископа Игнатия и мотивы их напечатания, по мысли самого Преосвященного автора, представляются в следующем виде. В первых трех томах сочинений Епископа Игнатия Брянчанинова , под заглавием «Аскетические опыты», по мысли самого Преосвященного автора, изложено учение Св. Отцов «о науке из наук – о монашестве, – учение примененное к требованиям современности». 599 Самое применение к требованиям современности вызывается особыми условиями русской монашеской жизни в XIX веке и выражается в стремлении составить полное и обстоятельное руководство для духовного подвига ищущих совершенной жизни и нуждающихся в живом руководителе. «Главная черта, которой отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне, замечает препод. Нил Сорский согласно с другими позднейшими отцами, – монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и Писаниями Отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль «Аскетических опытов» на всем их пространстве», по намерению самого Преосвященного автора. 600 Время написания, «Аскетических опытов», т. е. первых трех томов, автором точно не указывается и сам он свидетельствует, что статьи, из которых состоит эта книга, написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно, по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и боголюбивых мирян, находившихся в духовном общении с ним. Статьи, помещенные в «Аскетических опытах», написаны Игнатием Брянчаниновым в сане Архимандрита, т. е. до 1857 года, кроме, статей, – о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу и о видении духов, которые, по мнению известного составителя биографии Преосвященного Игнатия, написаны им на Кавказе. 601 Мотивы издания первых трех томов, т. е. «Аскетических опытов» точно объясняется самим Преосвященным Игнатием в «Предисловии» к ним и к «Отечнику» в следующем виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010