Итак, видишь, возлюбленный христианин, что наследие христианское нетленное, чистое, неувядаемое хранится для них на небесах ( 1Петр. 1, 4 ). А какое оно и как велико, не только описать, но и умом понять не можем, но только верою видим ныне, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно ( 1Кор. 13, 12 ), и с богомудрым Павлом, который восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова( 2Кор. 12, 2, 4 ), исповедуем и проповедуем, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не при ходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Примечаем несколько из настоящего будущее, и из видимого невидимое, и из тленного нетленное. Если ради этого тела нашего, тленного и смиренного, сотворил человеколюбивый Бог такие великие блага на небе и на земле, на воздухе и море, которым нет числа, то сколь великие будут те блага, которые наследуют избранные Божии в небесном отечестве, где увидят Его лицем к лицу ( 1Кор. 13, 12 )! Если в странствовании и изгнании, юдоли плачевной, в темнице такое подает им, то какое подаст в доме Своем, где слава Его сияет! Если добрым и злым, праведным и грешным солнцу Своему повелевает сиять, то каковы будут те блага, что одним добрым уготованы! Если такими Его дарами наслаждаются друзья Его и враги, то какие будут, насколько великие, бесчисленные, славные и удивительные, которые одним друзьям подаст в наслаждение! Если во дни плача такое утешение, то какое будет во дни брака! Сколь велико множество благости Твоей, Господи, которую Ты сокрыл для боящихся Тебя, приготовил для надеющихся на Тебя пред сынами человеческими ( Пс. 30, 20 )! – говорит Ему в песне своей Псалмопевец. Тогда наследуют они всех желаний исполнение. Желают люди светлости – тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13, 43 ). Желают люди легкости и крепости – тогда будут, как Ангелы Божии ( Мф. 22, 30 ). Желают люди нетления и полного здоровья – тогда будут нетленными: ибо сеется в тлении, восстает в нетлении ( 1Кор. 15, 42, 53 ). Желают люди силы – тогда будут сильны, ибо сеется в не мощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Кор. 15, 43–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

8 . Ср. Прем.11:5–6 ст. Смерть первенцев египетских была для египтян большим наказанием, а для евреев, напротив, она послужила причиной их освобождения ( Исх. 12 с 31 ст. ). «…возвеличил нас, которых Ты призвал». В связи со следующим стихом здесь речь о призвании к духовному внутреннему общению с Богом. Прем.18:9 . Святые дети добрых тайно совершали жертвоприношение и единомысленно постановили божественным законом, чтобы святые равно участвовали в одних и тех же благах и опасностях, когда отцы уже воспевали хвалы. 9 стих говорит о пасхальной жертве (см. Исх. 12:3–15 ): «святые дети добрых тайно совершали жертвоприношение». Называя участниками жертвоприношения детей, писатель не исключает этим взрослых, он выделяет детей лишь для противопоставления египтянам: в то время, когда дети египтян были умерщвляемы, еврейские дети совершали религиозную трапезу. Жертвоприношение было тайное. Египтяне не были посвящены в обряды пасхальной ночи, так как в них ясно указывалась ожидавшая их участь. С другой стороны, дети, участники жертвоприношения, были обречены египетскою властью на смерть, поэтому их участие могло быть только тайное. Название детей «святыми» имеет то же значение, что и название святым всего народа ( Прем.10:17, 18:1 ): оно указывает не на их действительное состояние, а на их назначение, их призвание к святости. Они были «дети добрых…» Добрыми писатель называет израильтян, отцов этих детей, как и в других местах книги он называл их «праведными» ( Прем.10:20, 11:14, 11:9, 16:23, 18:20 ) и «святыми» ( Прем.10:17, 17:1 ). «…единомысленно постановили божественным законом, чтобы святые равно участвовали в одних и тех же благах и опасностях». Ставить что-либо божественным законом, значит обязаться к неуклонному исполнению этого. На пасхальной трапезе евреи приняли для себя обязательство осуществлять одинаковое участие всех без различия как в опасностях свободной жизни в пустыне, так и в ее благах. Таким образом, пасхальная вечеря была для них символом братского единения. Это сознание братства непосредственно выразилось в хвалебной песне к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо есть скопцы, – говорит Христос, – которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит ( Мф. 19, 12 ) (1). Блаженна жизнь счастливых девственников, которые, отрясши плоть, близки к чистому Божеству (2). Лучше девственная жизнь, подлинно лучше! – но если она предана миру и земному, то хуже супружества (2). А вы, Невесты-девы, приявшие в объятия свои Слово великого Бога, старайтесь в дар Богу принести все (2)! Увенчаем девство нашими венцами, от чистого сердца воспев его в чистых песнях! Это – прекрасный дар нашей жизни, дар блистательнее золота, электра 50 и слоновой кости – дар тем, в ком огонь любви к девству подверг долу перстную жизнь, поднимая отсюда крылья их ума к превыспреннему Богу. Хранители чистоты да внимают с радостью песне моей, потому что она есть общая награда всем целомудренным; а завистливые да заградят двери слуха! Если же кто хочет открыть, то очисти сердце учением! Приветствую тебя, великое, богодарованное девство – подательница благ, мать безбедной жизни, Христов жребий, сожительница небесных красот, которым неизвестны супружеские узы! А не знают этих уз: во-первых, Бог, потом – лик присносущного Бога – Бог, этот Источник светов, Свет неименуемый, непостижимый, который убегает от быстроты приближающегося к Нему ума, всегда предупреждает всякую мысль, чтобы мы в желаниях своих простирались непрестанно к новой высоте, – и Божий лик, эти Светы вторичные после Троицы, имеющей царственную славу. Первая дева есть Чистая Троица. От безначального Отца, не возбужденного кем-либо (потому что Сам Он для всех есть путь, корень и начало) и рождающего не что-либо подобное смертным чадам, как от света свет, исходит Сын Царь. От Сына же нет другого возлюбленного сына, восхищающего подобную славу, так что Отец всецело пребывает Родителем, а Сын только Сыном, и единственным Сыном единственного Отца, имеющим то общее с великим Духом, что Оба одинаково суть от Отца. Един Бог, открывающийся в трех Светах; таково чистое естество Троицы!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Какая разница для народа, послушай из Писания, рассказывающего как бы в плачевной песне: «искушали и погибли от змей, ...роптали и погибли от истребителя... блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи» ( " искусиша Бога, и от змий погибоша.... ропташа, и погибоша от всегубителя... соблудиша, и падоша во един день двадесят три тысящи») ( 1Кор.10:8–10 ). «И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; ...и умерло из народа… семьдесят тысяч человек» ( «даде Господь смерть во Израили от утра и до часа обедняго, ...и умроша... седмьдесят тысящ мужей») ( 2Цар. 24:15 ). Рассказывать ли мне для тебя тогдашние предложения Божии царю? Вот что говорит Господь: «избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих… или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей» ( «избери себе... три лета глада на землю... или три месяцы... враги... твои... будут гоняще тя, или три дни... смерти в земли твоей?») ( 2Цар. 24:13 ). Трогательно рассказывают эллинские писатели о несчастьях древних времен – чрезмерности наводнений, крайности истребления огнем, многолетии холодов, общенародной гибели от землетрясений, пролитии единоплеменной крови, волнах непрерывных войн. Не было тогда мира в состязаниях с небом и землей ни у эллинов, ни у варваров, ни у иудеев. Ждали умиротворителя между горним и дольним, посредника, о Котором Павел говорит: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» ( «Той... есть мир наш, ...разоривый, вражду плотию своею») ( Еф. 2:14–15 ). Сколько теперь (людей) распутнее содомлян, и воздух не изливает на них огня, как раньше! Приняла (земля) пришедшего с миром посредника, и Он принес милость роду человеческому. Сколько – негоднее рода при Ное, и небо не смывает их потопом! Сколько – более зверских, (чем) дух Каина, и Бог не мстит им (местью) Каина! Всякий раз, как раздражится Он нами, примиряется, увидев Начаток, Сопрестольника; когда разгневается на бесчинствующих внизу, старается не смотреть (на них), глядя на безупречное человечество по правую сторону; когда возбудится гневом против лукавнующего рода внизу, вверху соседящий сородник рода смягчает Его дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

15.1). Но хотя бы ты и воспел первую песнь, ты еще далеко отстоишь от Песни Песней. Пройди духом пустыню, пока не придешь к кладезю, который ископали цари (Чис. 21), чтобы там воспеть вторую песнь. После сего иди к пределам Святой Земли, чтобы став на берегу Иордана воспеть песнь Моисея, говоря: «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» (Вт. 32.1). Потом необходимо, чтобы ты воинствовал под начальством Иисуса и получил в наследие Святую землю и чтобы пчела тебе пророчествовала и пчела тебя судила (слово Деввора значит: пчела) для того, чтобы ты мог усвоить себе и ту песнь, которая содержится в книге Судей (Суд.5). Достигнув по порядку книги Царств, приступи к песне, которую воспел Давид, когда избавился от руки всех врагов своих и от руки Саула и сказал: «Господь твердыня моя и прибежище мое. Избавитель мой. Бог мой…» (Пс. 17.3). Затем тебе следует перейти к пророку Исаии, чтобы вместе с ним воспеть: «Воспою Возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его» (Ис. 5.1) И когда ты пройдешь все это, тогда уже взойди к более возвышенному, чтобы с душою украшенною, тебе можно было воспеть вместе с женихом и эту Песнь Песней. Из какого числа лиц состоит общество, описываемое в Песни Песней, мне неизвестно. Но по молитве вашей и откровению Господню, я, кажется, различаю между ними четыре рода лиц: жениха и невесту, с невестою общество девиц–подруг, с женихом общество товарищей. Одно говорится невестою, другое — женихом, нечто — девицами, нечто — товарищами жениха. Ибо естественно, что на браках присутствует с невестою общее! во девиц, а с женихом толпа товарищей. Все это ищи не во вне, не вне тех, которые спасены чрез проповедь евангельскую. Под женихом разумей Христа, под невестою без пятна и порока — Церковь, о которой написано: «Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего–либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5.27). В душах верующих — девицах сопровождающих невесту — уразумевай тех, кои, хотя и верны Христу, однако ж не таковы, как те, о коих было сказано выше, и представляются в некоторой только мере получившими спасение; а под мужами, сопутствующими жениху, разумей Ангелов и тех, кои достигли в «мужа совершенного».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Конечно, в 20-й главе говорится о том, что зло еще может поднять голову, и по-видимому, будет поднимать голову, но в конце концов оно будет побеждено. И тогда, как говорят нам 21-я и 22-я главы, с неба сойдет новый Иерусалим. Когда мы думаем о рае, мы зачастую представляем себе такие райские уголки, где-то в джунглях, может быть, где светит солнце, где нет никаких строений, но автор Откровения говорит нам о том, что это будет город, сияющий город, о котором и в песне поется. И это не просто… Почему город? Потому что во времена Иоанна Богослова город — это место и научной деятельности, и общение людей между собой; это место, где собственно вершится суд и где происходит все самое важное; место, где находится власть. И эта власть в этом новом городе будет уже полностью принадлежать Богу и Агнцу. Но даже сам этот город не нужно понимать в каком-то физическом смысле. У меня большое подозрение, что под этими стенами, под этими улицами города тайнозритель Апокалипсиса подразумевает непосредственно людей, которые живут перед Богом и которые Ему радуются. Во II веке Ориген, когда размышлял над этими текстами, то увидел в этом уже современную ему Церковь. Он говорит, что на самом деле посреди этого мира, среди темноты уже есть начатки нового творения, этот Новый Город, сходящий с неба, — и это Церковь. Можно очень много рассуждать о том, что значит каждая из деталей в описании этого города, но мне хотелось бы обратить ваше внимание на начало 22-й главы. И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, дерево жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И вот еще раз мы возвращаемся к картине Серафины из Санлиса, которая, как мне кажется, изобразила здесь как раз это райское дерево и поток с водой жизни. Удивительно, мы в этом мире действительно страдаем, жизнь уходит, наши человеческие отношения рвутся, люди, которые дороги для нас, могут терять здоровье, могут терять память, могут уходить из этой жизни, но вот в этом втором новом мире, сотворенном Богом, все будет иначе.

http://blog.predanie.ru/article/i-uvidel...

Говорю вам, что Ангелы их на небесах непрестанно видят лицо Отца Моего, Который на небесах ( Мф. 18:10 ). И псалмопевец говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их ( Пс. 33:8 , ср. Пс. 90:11 ). И: Ангел, избавляющий меня от всякого зла ( Быт. 48:16 ), и тому подобное. А что также некоторые Ангелы начальники целых народов, этому учит нас Моисей в песне, говоря: Когда Всевышний давал уделы народам и расселял Сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Своих ( Втор. 32, 8 ) 1 . И премудрый Даниил в видении слышал Ангела, который говорил: князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских ( Дан. 10:13 ); и немного после он же говорит: придет князь Греции ( Дан. 10:20 ). Но говорится и о каком-то Архистратиге воинства Господня, явившемуся Иисусу Навину при Иордане ( Нав. 5:14 ). И еще упоминаются какие-то легионы Ангелов, когда Господь говорит ученикам: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов ( Мф. 26:53 ). Поэтому Архистратиг Ангелов, поставленных легионами, конечно, есть князь (4). У Ангелов нет ни ссоры, ни любопрения 2 , ни недоразумения; каждый пользуется собственностью всех, и все вмещают в себе всецелые совершенства, потому что ангельское богатство есть не какое-нибудь ограниченное вещество, которое нужно рассекать, когда требуется разделить его многим, но невещественное стяжание и богатство разумения. И поэтому-то совершенства их, во всяком пребывая всецелыми, всех делают равно богатыми, производя то, что собственное обладание у них несомненно и бесспорно. Ибо созерцание высочайшего совершенства и самое ясное постижение добродетелей есть ангельское сокровище, на которое позволительно взирать всем, так как каждый приобретает всецелое ведение этого и всецелое этим обладание (5). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

В первой молитве Азария исповедует справедливость того наказания, которое постигло Иудею, исповедуется в грехах и просит принять эту жертву, то есть их самопожертвование, в качестве богоугодного приношения. Он просит, если возможно, не посрамить их в их уповании, сотворить с ними чудо и дать им избавление, чтоб постыдились гонители. Во второй песне, которую вместе воспевали все отроки, возносится хвала Богу от небес и всего воинства небесного, и от земли и всего что ее наполняет. И Навуходоносор в результате тоже прославляет Бога: «Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка, кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать» (Дан. 3:95-96). То же самое, кстати, было после того, как Даниил растолковал ему сны. Очень интересно: в книге пророка Даниила неоднократно отмечается, что после явления таких чудес или откровений, цари-язычники прославляют Бога. Тем не менее, это не изменяет совершенно их жизнь. Это феномен языческого сознания: прославление, даже, на какое-то время, признание превосходства одного бога над всеми остальными, не приводит их к мысли отказаться от почитания прочих богов. 9.4. Безумие Навуходоносора Следующий эпизод, описанный в четвертой главе, повествует о безумии Навуходоносора. Этот эпизод представлен в форме указа или письма самого Навуходоносора, где он говорит о произошедшем с ним. Ему было некое видение, сон, который он не мог понять, и тогда он призвал Даниила, чтобы тот ему объяснил. Царь видел некое огромное прекрасное дерево, покрытое листьями, под которым находилось место всякой птице и животному, и вот, раздается с небес глас, который повелевает срубить это дерево и разбросать плоды его и оставить только главный корень, чтобы он в узах железных и медных, среди полевой травы, орошался небесною росою, и с животными была бы часть его в траве земной.

http://sedmitza.ru/lib/text/431561/

Виноделие в древности было распространено по всей Палестине, но в настоящее время во многих местах оно почти исчезло и не составляет более значительного промысла, хотя доселе еще ежедневно привозится множество винограда из предместий Иерусалима и других городов, особенно из Хеврона. Вино виноградников, растущих на горах Ливана, доселе пользуется большой и заслуженной славой. Относительно действия вина (по-евр. яин) на организм человеческий в Свящ. Писании ему усвояются: блестящие очи ( Быm. XLIX, 12 ), необузданный язык ( Npumч. XXI, 1 ), возбуждение духа ( Npumч. XXXI, 6 ), потеря ума ( Oc. IV, 11 ), превратное суждение ( Npumч. XXXI, 1 ) и болезни ( Oc. VII, 5 ). В Свящ. Писании виноградные лозы и виноград очень часто служили для иносказательных выражений. Так, напр., Иаков в благословении своем Иуде предсказал: он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сена ослицы своей; моет в вине одежду свою, и в крови Дроздов одеяние свое ( Быm. XLIX, 11, 12 ), чем указывалось на изобилие винограда в Земле Обетованной. Виноградная лоза, прекраснейшее произведение природы, считалась у иудеев символом всего, что только было сильно, красиво, полезно. Потому в книгах пророческих Иудея и иудейская церковь уподобляются великой виноградной лозе, украшенной превосходнейшими плодами, насажденной и хранимой самим Богом ( Uep. II, 21 ; Nc. LXXIX, 9 ). Сам Бог был виноградарем, Израиль виноградником, а каждый истинный израильтянин (особенно же князья и начальники народа) его ветвями. Непокорность народа, его растление и развращение сравниваются с диким и чуждым виноградом, производящим вредные и даже ядовитые плоды ( Uc. V, 2 ; Uep. II, 21 ). Виноград их (т. е. непокорных израильтян), говорит Моисей в своей обличительной песне ( Bmop. XXXII:29, 31, 33 ), от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их – ягоды ядовитые; грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов. Изображая внутреннее духовное и теснейшее единение верующих с Собою, сам Господь называет Себя виноградной лозой: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь ( Uh. XV, 1–6 ), и под видом хлеба и вина (виноградного) Он преподал нам высочайшее Таинство Тела и Крови Своей ( Mф. XXVI, 26–28 и др.), заповедав всем нам всегда совершать сие в Его воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Перемены, произошедшие в Скрудже, настолько стремительны, настолько кардинальны, что читатель, знакомый с жизнью, не имеет ни малейшего шанса принять их за нечто реальное, за то, что может случиться в действительности. Г.К.Честертон, знаменитый биограф своего великого соотечественника, писал о «Рождественской песне в прозе»: «Диккенс начинает рассказ радостным кличем и колотит в нашу дверь, как подвыпивший уличный певец. Слог его весел и прост; снег и град у него щедростью своей противопоставлены Скруджу, туман подобен огромному чану пива. (…) Не так уж важно, правдоподобно ли его раскаяние, – прелесть и благодать повести не в сюжете. Очаг истинной радости освещает и согревает всех героев, и очаг этот – сердце Диккенса. Обратили рождественские видения старого Скруджа или не обратили – они, во всяком случае, обратили нас. Являлись ему или не являлись духи Прошлого, Настоящего и Будущего, он узрел те нездешние существа, благодаря которым слово «дух» не противоречит выражению «в добром духе». Все, что случилось с ним, рождено и пропитано тем, что забыли и даже отвергли современные писатели, хотя для добропорядочной жизни это так же естественно и доступно, как сон, – положительной, пылкой, полной радостью. Повесть поет от начала до конца, как поет счастливый человек по дороге домой, а когда петь не может, она, как счастливый и добрый человек, радостно вопит. С первых же бодрых фраз она поэтична и восторженна. Поистине, это – рождественская песнь, и ничто другое». По мнению исследовательницы Т.А.Боборыкиной, Диккенс «намеренно дает понять, что такой “поворот” маловероятен. В том мире, где души людей связаны незримыми цепями, где их убивает корысть, в мире, “небесные” и “земные сферы” которого порождают Невежество и Нищету, такое перерождение Скруджа в доброго дядюшку и всеобщего благодетеля может состояться только в сказке. Реальный Скрудж (…) никогда не свернет со своей “тропы”» . Р. В. Басс. Грезы Диккенса Невольно вспоминается евангельская притча о богаче и Лазаре. Богач после смерти попал в ад и находился в муках. Подняв глаза и увидев вдали Авраама и Лазаря на лоне его, богач взмолился: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». Ответ был неутешительным: «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».

http://pravmir.ru/tseremoniymeyster-rozh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010