То, что далее говорится: 1) о медлительности и как бы неохоте невесты отпереть двери стучащемуся с ночного холода в дверь ее жениху (ст. 3) и 2) о внезапном исчезновении его после того, как она отперла двери (ст. 6, сн. 5), является не вполне понятным в области человеческих отношений взаимной любви. Поэтому не лишено интереса и значения разъяснение этого места проф. Олесницким в духе своей, известной нам уже, теории. «Ранним утром, когда Палестина еще спит, восходящее солнце уже стучится в ее дверь своими лучами, еще как бы влажными от ночной свежести и обильной летней росы. Но теперь оно встречает уже не весеннюю легкую и подвижную жизнь, но жизнь, уже прельщенную продолжительным ликованием и лениво отвечающую на зов дневного светила. Солнце оскорбилось и, когда земля наконец проснулась, сокрылось в серой песчаной мгле, наступило частое в Палестине в это время года явление самума, поэтически изображенное в стихе 7-м. Землю встречают некие стражи, которые бьют ее и насильственно срывают с нее прекрасное покрывало ее растительности: разумеются те созвездия, которые, по древней космогонии, служат причиною бурь и волнений на поверхности земли… Хотя и выше, в весенней песне ( Песн 3.3 ), Палестина встречалась с подобными же стражами, но тогда они не причиняли ей такого вреда, как теперь, среди лета, и прошли мимо молча (раннею весною явления самума бывают слабы)… Среди неожиданной бури, изменившей и обнажавшей лицо всей страны, невеста с сожалением мечтает о сокрывшемся мирном и прекрасном солнце и изображает его в поэтическом образе Песн 5.10–16 , черты и краски которого наглядно обозначают блеск солнца и чистоту его лучей… Где же теперь твой жених – солнце? спрашивают Палестину. Он сошел в свои эфирные сады, но он все-таки мой, и я принадлежу ему по преимуществу» (с. 375–376). Песн.5:10 .  Возлюблен­ный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других: Песн.5:11 .  голова его – чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; Песн.5:12 .  глаза его – как голуби при потоках вод, купа­ю­щиеся в молоке, сидящие в доволь­стве;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Евр.1:5–2:18 речь идет о превосходстве Христа над ангелами. В Евр.1:5 сказано, что ни один ангел не может называться сыном Бога: «Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог Отец]: „Ты Сын Мой... " » Поскольку Иисус – несомненный Сын Бога, а ни один ангел не может называться сыном Бога, Иисус не может быть архангелом Михаилом. Спросите: Мы знаем, что ни один ангел не может именоваться сыном Бога ( Евр.1:5 ). Иисус, напротив, является Сыном Бога. Разве из этого не следует, что Иисус не может быть архангелом Михаилом? Далее, в Евр.1:6 мы читаем, что ангелы поклонялись (proskuneo) Христу. В этом стихе употреблено то же самое слово, которое описывает поклонение Иегове Богу. Христу поклонялись точно так же, как и Отцу. Иного объяснения не существует. Иисус не ангел; ангелы поклонялись Ему. Толкователь Рэй Стедман замечает, что «в Песне Моисея к ангелам обращен призыв поклониться Яхве (Иегове). Новозаветные писатели без колебаний применяли такие отрывки к Иисусу. Многие отрывки Писания свидетельствуют, что ангелы послушались этого призыва, – особенно Иов.38:7 , Лк.2:13 и Откр.5:11–12 . Евангелие от Мк.3:11 показывает, что даже бесы (падшие ангелы) склонялись при виде Иисуса и обращались к Нему как к Сыну Бога» 393 . Из текста Послания к евреям можно сделать еще один вывод. В стихе Евр.2:5 недвусмысленно сказано, что мир не находится (и не будет) в подчинении у ангелов. Интересно, что рукописи Мертвого моря (найденные в 1947 году в Кумране) выражают надежду на то, что архангел Михаил будет занимать высокое положение в грядущем Царстве Мессии. Возможно, некоторые читатели Послания к евреям испытывали соблазн поставить ангелов выше Христа. Но в Евр.2:5 предельно ясно сказано, что ни один ангел (включая и архангелов) не будет править в Царстве Бога. Верховная власть будет принадлежать прославленному Богочеловеку Христу ( Откр.19:16 ). Но если никакой ангел не может править миром ( Евр.2:5 ), то Христос не может быть архангелом Михаилом, поскольку Писание постоянно говорит, что именно Он будет правителем Царства Божьего (напр., Быт.49:10 ; 2Цар.7:16 ; Пс.2:6 ; Дан.7:13, 14 ; Лк.1:32, 33 ; Мф.2:1–2; 9:35; 13 и далее; Откр.19:16 ). Не позволяйте Свидетелю Иеговы уйти от этой проблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Память его празднуется 2 янв., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Сильвестр был продолжателем, после прп. Нестора (память его 27 окт.),  «Русской Летописи». Святые мощи его почивали в Ближней Антониевой пещере.  Память 2 янв. установлена вместе со свт. Сильвестром, Папой Римским (+335).  Известно, что прп. Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве. (Монастырь основан первым киевским свт. Михаилом на том месте, где в последний раз низринут был в воды Днепра Перун) В службе отцам Печерским прп. Сильвестр называется блаженным и обладающим «чудесным даром прогонять бесовские прилоги» (песнь 9-го канона). •  Прп. Сильвестр переработал в 1116 г. «Повесть временных лет» Нестора, текст ее в первоначальном виде не сохранился. Эта 2-я редакция и входит в состав Лаврентьевской летописи. Преподобный Макарий Печерский (XII в.)   Память его празднуется 19 янв., 28 сент. вместе с Соборам прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских   Преподобный Савва Печерский Память его празднуется 24 апр. в день тезоименитства со св. мучеником Саввой Стратилатом, 28 сент. вместе с Собором прпп. отиев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Мощи прп. Саввы почивают открыто в Ближних Антониевых пещерах; подвизался он в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря не позднее середины XIII в. В рукописных святцах, в «Книге о святых» и в каноне службы преподобным отцам Киево-Печерским он называется чудотворцем. Так же он назван и в службе Печерским преподобным (в песне 6-й, стихе 5-м). Житие прп. Саввы в Патерике не описано. Преподобный Онисим, Затворник Печерский (XII вв.) Память его празднуется 21 июля, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Преподобный Сильвестр Печерский (XII в.) Память его празднуется 2 янв., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Сильвестр был продолжателем, после прп. Нестора (память его 27 окт.),  «Русской Летописи».  Святые мощи его почивали в Ближней Антониевой пещере.  Память 2 янв. установлена вместе со свт. Сильвестром, Папой Римским (+335).  Известно, что прп. Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве. (Монастырь основан первым киевским свт. Михаилом на том месте, где в последний раз низринут был в воды Днепра Перун) В службе отцам Печерским прп. Сильвестр называется блаженным и обладающим «чудесным даром прогонять бесовские прилоги» (песнь 9-го канона). •  Прп. Сильвестр переработал в 1116 г. «Повесть временных лет» Нестора, текст ее в первоначальном виде не сохранился. Эта 2-я редакция и входит в состав Лаврентьевской летописи. Преподобный Макарий Печерский (XII в.) Память его празднуется 19 янв., 28 сент. вместе с Соборам прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Преподобный Савва Печерский Память его празднуется 24 апр. в день тезоименитства со св. мучеником Саввой Стратилатом, 28 сент. вместе с Собором прпп. отиев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Мощи прп. Саввы почивают открыто в Ближних Антониевых пещерах; подвизался он в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря не позднее середины XIII в. В рукописных святцах, в «Книге о святых» и в каноне службы преподобным отцам Киево-Печерским он называется чудотворцем. Так же он назван и в службе Печерским преподобным (в песне 6-й, стихе 5-м). Житие прп. Саввы в Патерике не описано. Преподобный Онисим, Затворник Печерский (XII вв.) Память его празднуется 21 июля, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Израиль, народ Божий, долженствовавший быть святым, обременен беззакониями, сделался племенем злодеев, уподобился Содому и Гоморре, и за это исполнилось над ним с буквальною точностью пророчество Моисея: земля его опустошена, города сожжены, поля поедены чужими ( Исх.1:3–8;3:9 = Исх.19:6 ; Быт.19:24–28 ; Лев.26:33 ; Втор.28:33;50:51 ). Но за грозными пророчествами следуют утешения о спасении «святого останка» согласно также пророчествам Моисея ( Исх.1:19 = Втор.28:3;30:15,19 ). В последующих речах Исайи также видно влияние Пятокнижия. Напр. 6:5="" bg_data_title bg_bibrefs " data-title="" title="" > Исх.33:20 ). Упоминается о переходе через «море Египетское» ( Ис.11:15 ) и о песне Мариами ( Ис.12 =Исх.15гл.). В 24:18– " окна небесной тверди разверзнуться», как при потопе ( Быт.7:11 ). Пророк упоминает о книге Господней (34:16) с пророчествами об Эдоме, заключающимися в Пятокнижии ( Числ.24:18 ), и предвозвещает, что «один прогонит тысячу» ( Ис.30:7 = Втор.32:39 ). Вообще в каждой главе и стихе Исайи видно Пятокнижие. Пророк Михей упоминает о Валаке и Валааме (6:6= Числ.22 –24гл.), о земле Немврода (5:6= Быт.10:10 ); уподобляет свои речи «дождю падающему на траву» (5:7= Втор.32:32 ), «судится» с народом словами Второзакония (6:1–3;13–16= Втор.28:10,12 ). Также многочисленны цитаты у пророков Наума, Аввакума и Софонии 8 . Пророк Иеремия, происходивший из священнического рода, постоянно воспроизводит в своих речах мысли и учение Пятокнижия. Он начинает свои обличительные речи воспоминанием о «днях юности» еврейского народа, его избрания и водительства по пустыне, описанных в Пятокнижии ( Иер.2:2 = Чис.10–20 ). Израиль был тогда «святынею Господа», начатком плодов Его (2:3), продолжает пророк пользоваться терминологией Пятокнижия ( Исх.19:6 ). Несмотря на то, что Господь чудесно спасал евреев во время странствования по пустыне, народ оставил Его, священники, на которых была возложена Моисеем преимущественная обязанность знать Божий закон и учить ему евреев, забыли его (2:8= Втор.33:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Однако мне понадобится помощь Самого Бога, давшего эти заповеди, чтобы говорить, а вам нужен будет чистый слух, чтобы слышать. И если кто имеет уши слышать, да услышит сказанное: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» ( Исх.20:3 ). Если бы Он сказал: «Нет других Богов, кроме Меня», фраза казалась бы более завершенной. Но так как Он говорит: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня», Он не отрицает их существования, но не позволяет, чтобы они существовали для того, кому даны эти заповеди. Я думаю, что так считал и апостол Павел, ибо он пишет коринфянам: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле» ( 1Кор.8:5 ). И добавляет: «Так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор.8:5–6 ). И ты найдешь упоминания о других богах во многих местах Писания, как, например, в этом: «Ибо Господь Всевышний страшен, – великий Царь над всеми богами» ( Пс.46:3 ) 12 . Или в этом: «Господь, Бог богов возглаголал» ( Пс.49:1 ). Или в этом: «Бог стал в сонме богов» ( Пс.81:1 ). Апостол говорит о господах: «Им создано все: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол.1:16 ). Однако «господства» есть не иное что, как определенный порядок и множество господ. Я думаю, что в этом стихе апостол Павел сделал смысл закона яснее, ибо он говорит буквально следующее: даже если бы существовало много господ, царствующих над другими народами, и много богов, которым поклоняются другие, у нас один Бог и один Господь. Мы сможем узнать из самого Писания причину существования многих богов и многих господ, если послушаем внимательно и терпеливо. Ибо сам Моисей произносит в песне Второзакония: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его» ( Втор.32:8–9 ). Таким образом, очевидно, что те ангелы, которым Всевышний вверил управление народами, названы либо богами, либо господствами; богами – так как даны Богом, и господствами – как те, кто получил власть от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

д. с. п. 18645 г., т. 1, стр. 492–496). Конечно, при этом необходимо внести в чин некоторые изменения, именно — устранить те выражения в стихирах (напр., на «Хвалите») и тропарях (напр., тропарь пред 3 апостолом), которые ясно указывали бы на несоответствие их действительности, относясь исключительно к священнику. Г) Чин погребения младенческого Что читать, когда священника приглашают прочесть «отходную» младенцу? Если родители просят священника прочитать отходную младенцу, то священник может прочитать «Канон покойный над младенцем скончавшимся», полагаемый в «Чине погребения младенцев», но ни в каком случае «Канон молебный по Господу нашему Иисусу Христу… при разлучении души от тела всякого правоверного» (Р.д.С.П. 1886, Должно ли и законно ли совершать погребение по христианскому обряду над младенцем, крещение которого совершено повевальною бабкою или вообще мирянином, но не дополнено священником по случаю смерти младенца вскоре после рождения и крещения его повивальною бабкою? Крещение, правильно совершенное мирянином, признается действительным: через такое крещение младенец вступает в Церковь Христову, делается истинным членом ее: следовательно, и по смерти своей не лишается права быть погребенным по обряду Православной Церкви (Рук. д. с. п. 1885 г., Нужно ли совершать каждение при отпевании младенцев? В чине младенческого отпевания употребления кадила не указывается. Сообразно с значением при отпевании, знаменующего, по объяснению Новой Скрижали (ч. 4, гл. 20, § 4), умилостивительную жертву за лежащего, нет, казалось бы, оснований опускать каждение и при погребении младенческом (Ц. Вест. 1901, Следует ли при погребении младенцев читать несколько евангелий, как это вошло в некоторых местах в обычай? Должно читать одно евангелие, как положено в Требнике. При погребении младенцев, по 9-ой песне, какую ектению произносить? В последовании погребения младенческого указано четыре раза произносить ектению: в первый раз — по 3 песне канона, во второй раз — по 6-й, в третий раз — по 9-й и в четвертый раз — пред отпустом. По 3-й песне канона не только указывается, но излагается и самый текст малой заупокойной ектении; ту же малую ектению предписывается произносить по 6-й песне канона и пред отпустом (см. Чин погреб. младенческого). Ясно, что и по 9-й песне канона разумеется та же малая ектения, т. е. заупокойная же, а не обыкновенная малая ектения. Если по 3 и 6 песне канона и пред отпустом малая заупокойная ектения сопровождается особенной молитвою («Господи Иисусе Христе Боже наш, родившихся от воды и духа» и пр.) и заканчивается возгласом: «Яко Ты еси Воскресение, живот и упокоение всех рабов Твоих» и т. д., то и по 9 песне канона малая упокойная ектения должна сопровождаться тою же молитвою и заканчивается тем же возгласом (Рук. д. с. п. 1887,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В песне о Мастрюке Темрюковиче описывается борьба черкасского князя Мастрюка, шурина Грозного, с двумя московскими богатырями: последние остаются победителями. Как в этой песне, так и в песне об Ермаке, самым приближенным к царю лицом является большой боярин Никита Романович. Предания о грозном царствовании, богатом казнями, о любимом опричнике Малюте Скуратове, скором исполнителе кровавых приказаний, о ненависти Годуновых к Романовым, о сыноубийстве, за которым следовало горькое раскаяние убийцы, – все эти предания, перемешавшись, исказившись в памяти народной, отозвались в песне: «Никите Романовичу дано село Преображенское». Иоанн является в народной памяти грозным царем, покорителем Казани, Астрахани, Рязани, выводчиком измены из Киева и Новгорода, Любопытно видеть, как народные сказания и песни, искажая главные события, верно сохраняют некоторые мелкие черты. Известно, что Иоанн в припадке гнева, увидавши человека ему неугодного, вонзал ему в ногу острый жезл свой; так он поступил с слугою Курбского, подавшим ему письмо от своего господина. В песне Иоанн делает то же самое с Никитою Романовичем, на которого Годуновы донесли, что он веселится во время скорби царя о потере сына. Мы упоминали о донском атамане Мишке Черкашенине, который был грозою для Азова; в песне сохранилось предание об этом польском (степном) атамане: «За Зарайском городом, за Рязанью за Старою, издалеча из чиста поля, из раздолья широкого, как бы гнедого тура привезли убитого, привезли убитого атамана польского, атамана польского, а по имени Михайла Черкашенина». Что касается вообще состояния просвещения в Московском государстве в царствование Грозного, то мы не могли не заметить усиленного литературного движения против прежнего. Движения, и политическое и религиозное, возбуждали умственную деятельность, вызывали на борьбу словом, к которой нельзя было приступить без приготовления, без начитанности; пример царя в словесной премудрости ритора и людей к нему близких не мог не иметь влияния; духовное оружие собиралось, складывалось в одно место, чтоб удобнее можно было им пользоваться; митрополит Макарий собрал все известные на Руси духовные книги в двенадцать громадных фолиантов; монастыри продолжали собирать книги, а какую важность придавали они своим библиотекам, видно из того, что при них были особые книгохранители; в Иосифовом Волоколамском монастыре было более 1000 книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

—643— в субботу 1 седмицы великого поста похвальное слово Григория Нисского и слово о чуде св. Нектария; при совпадении минейной памяти с триодной житие вытесняет собою похвальное слово Григория Нисского 4022 . В трёх случаях – 11 ноября (житие св. Феодора Студита 4023 . 1 января (надгробное слово Григория Богослова св. Василию Великому ) 4024 и 1 августа 4025 (слово Иосифа о Маккавеях) одно из произведений переносится на агрипнию ближайшей последующей недели или же ещё и предшествующей. Такое перенесение, предотвращающее чрезмерное удлинение утрени, имеет целью своевременное окончание её в определённое время утра. Для той же цели Типикон употребляет и другой приём: чтобы утреня не окончилась ранее положенного момента утра, Типикон в некоторые праздники указывает дополнительно особые произведения, специально на случай «если ещё рано – ε στ ταχ, если есть время – ε χει ρα»; таковы: видения Даниила на каноне недели праотцов 4026 , слово Златоуста по 6 песне канона Рождества Христова – Что это (Τ τοτο) 4027 , 20-е слово толкования на ев. Матфея по 6 песне канона недели Сыропустной 4028 , 66 слово толкования на св. Иоанна по 6 песне канона недели Ваий 4029 . В первый день Пасхи для этой цели вставляются особые чтения по 5 и 8 песням и на каноне панихиды 4030 . Сюда же нужно отнести чтения на полиелеях праздников, в которые самый полиелей, а следовательно и чтение на нём указаны при том же условии – ε χει ρα, именно, 25 декабря (слово Григория Богослова – Паки Иисус (Πλιν ησος) 4031 и 15 августа 4032 . Сюда же, на- —644— конец, следует отнести и слово Златоуста на младенцев – по 6 песне канона 29 декабря: по 3 песне в этот день указывается читать слово Григория Нисского на младенцев в два или в один приём, смотря по времени (ες στσεις δο ες μαν πρς τν ραν) 4033 , но, если это слово читать в два приёма, то второй должен падать уже на 6 песню канона и тем самым вытеснять вовсе слово Златоуста. За исключением чтений из оглашений св. Феодора Студита и слова Златоуста в Пасху на целовании, все чтения по Евергетидскому Типикону, как и по Алексеевскому Уставу, производятся рядовыми чтецами пред сидящей братией. Оглашение св. Феодора 4034 и слово Златоуста на Пасху читает только настоятель, а в его отсутствие эконом, или же, в случае отсутствия последнего, экклисиарх пред стоящей братией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

785 Влахернами в Константинополе называлась местность, составляющая его северо-западный угол, прилежащий к Золотому рогу или заливу. Императрица Пульхерия, сестра Феодосия младшего и супруга Маркиана († 453), построила здесь знаменитую церковь Божьей Матери, получившую от места название Влахернской. Император Лев Великий пристроил к церкви придел и в нём положил (в 469г.) обретённую в Иерусалиме и принесённую в Константинополь нешвенную ризу Божьей Матери, для которой устроил из золота и серебра великолепный ковчег, называвшийся святым гробом – γιος σωρς. В нашем видении под святым гробом разумеется придел этого святого гроба. Всенощное бдение в честь Божьей Матери совершалось в нём под каждую субботу. 789 Восемь списков XIII-XIV века Типографской библиотеки и девятый 1400г. Синодальной библиотеки. 790 Так, Стефан, игумен Печерский, преемник преподобного Феодосия, будучи согнан с игуменства братией монастыря, составил себе в Киеве свой собственный монастырь «и церковь возгради (в нём) в имя святой Богородицы и нарёк место то по образу сущего в Костантиниграде – из Лахерна» (Нестор в житии Феодосия на конце). А вообще об известности и знаменитости у нас Влахернской церкви даёт знать Патерик Печерский, по которому зодчие для строения Печерской церкви были посланы Божьей Матерью из Влахерны. 791 Что праздник сначала был местным в том смысле, что был праздником не всей страны, а одной какой-то области и одного какого-то города, это совершенно ясно даётся знать в каноне ему, в котором многократно говорится об одном князе и об одном городе. Канон мы имеем под руками в двух списках – Синодальном л. 1 и Академическом из Волоколамска л. 1. Во 2 стихе 3 песни: «защити князя и люди». В 4 стихе той же песни: «молися победу дати князю на враги». В 4 стихе 4 песни: «Укрепи, Владычице, славящего тя князя на враги... и заступнице граду нашему». В 4 стихе 5 песни: «подати победу князю нашему, погубити (на) нас воюющих». Во 2 стихе 8 песни: «благочестивому князю нашему рог возвыси». В 1 стихе 9 песни: «спаси град и люди умножи и дай же князю здравие». Во 2 стихе той же песни: «радуйся страж граду нашему».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010