Продолжается празднование Богоявления Господня . В течение 9 дней празднования, как и в самый день праздника, поется канон, который церковное предание приписывает Косме Маиумскому. Этот замечательный древний канон пронизан высоким троическим богословием и украшен удивительно емкими и яркими поэтическими образами, за которыми стоят древние и глубокие предания. Для их истолкования и рассказа о них потребовалась бы целая книга. В этом статье мы рассмотрим лишь один образ — огненную воду на Иордане. Крещение Господне      Обратим внимание на ирмос 8-й песни Богоявленского канона в поэтическом переводе с греческого оригинала: Тайну удивительную Печь показала Вавилонская, точившая росу. Ибо должен был поток Иорданский восприять невещественный огонь и покрыть Крещаемого Плотию Создателя, Его благословят народы и превозносят во все веки . Этот перевод несколько отличается от привычного церковнославянского текста, в силу того, что Элладская Церковь и восточные Патриархаты используют ныне другой греческий оригинальный текст. Тайну преславную вавилонская показа пещь, истощившая росу, яко струями имяше невещественный огнь восприяти Иордан и объяти плотию крещаема Зиждителя, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки . Так или иначе, идея ясна: Вавилонская печь показала преславную тайну, ибо поток Иордана должен был воспринять невещественный огонь и покрыть Творца, Крещаемого во Плоти. Данный ирмос построен на третьей главе книги Даниила, где рассказывается о мужественном исповедании веры в Единого Бога тремя юношами — Ананией, Азарией и Мисаилом — и об их чудесном спасении из огня. Если быть точнее, ирмос построен на Песне трех отроков, (Дан. 3:52–88) (оттуда взят припев «благословят и превозносят»), а также на предшествующем ей 49-м стихе 3-й главы («Ангел Господень сошел с тем, кто были с Азарией в пещи и угасил пламя огня и сотворил среду пещи как дух росу точащий») . Что в данном ирмосе целесообразно выделить? Во первых, мы видим четкую крещальную экзегезу: вавилонская пещь прообразует крещение — крещение огнем. С одной стороны, это естественно: в контексте праздника, а также в связи с тем, что песнь Трех отроков с раннехристианских времен входила в крещальное и в преданафоральное последование . Следы крещального употребления данной песни до сих пор прослеживаются в паримийных чтениях Великой Субботы, которые заканчиваются ею. С другой стороны, ирмос — уже не песнь: в ирмосах разрабатывается либо евхаристическая экзегеза , либо тематика Воплощения , либо прославляется мученичество трех отроков .

http://pravoslavie.ru/67824.html

Некоторые толковники, основываясь на том, что форма δσουσι («даша») по-гречески форма будущего времени, утверждают, будто последние три стиха (9–11) составляют не продолжение видения святой Иоанна Богослова, а составляют пророчество последнего о том, что когда при конце мира, при заключении человеческой истории, будет все покорено Богу, тогда вся тварь во главе с искупленным человечеством будет прославлять Создателя, будет воспевать пред Ним ту песнь, которую воспевали двадцать четыре старца в видении Иоанна Богослова. Но такое толкование неверно, так как будущая форма και ταν δωσουσιν употреблена в 9 стихе как еврейское futur вместо сослагательного наклонения для выражения повторяемости действия. Святой тайновидец Нового Завета хотел этой формой указать на то, что всякий раз, как ζα воспевали хвалебную песнь Богу, воздавали Ему честь, славу и благодарение, всякий раз при этой песне небесные представители человечества поднимались со своих престолов и падали на землю пред Всевышним. Поэтому нет никаких оснований считать хвалебную песнь старцев и вообще последние три стиха 4 гл. Апокалипсиса пророче­ством самого Иоанна; содержащееся в этих стихах составляет такую же принадлежность видения, какую составляет изложенное Иоанном в 4:1–8 в Апокалипсисе. Нет также никаких оснований поэтому и песнь двадцати четырех старцев считать песнью исключительно искупленного челове­чества, как полагают некоторые; ее следует считать вообще хвалебною пес­нью творения Создателю своему. Сама Церковь Христова славославит Бога не за искупление только человечества, а прежде всего и главнее всего за то, что Он есть Бог , что Он Создатель. И это вполне естественно, так как если бы не было Бога как Бога Твор­ца, то не было бы никакого искупления; если бы не было того верховного и превечного закона, что тварь должна воздавать славу Богу как Творцу, то не было бы никакого различия между добром и злом, и, следовательно, не было бы никакой потребности в прощении грехов. Поэтому все религии вообще, равно как христианство в частности, прежде всего воздает славу, честь и силу Богу как Творцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Видите, сколько различий в одном и том же стихе, нарушающих самый смысл церковной песни. Вот третия песнь Канона на Святую Пасху в Триодях Патриарха Иова напечатана так: «Вчера спогребох Ти ся Христе, совостаю днесь, воскрешу Ти», в Триодях, напечатанных в шестое лето Патриарха Иосифа, вместо «воскрешу Ти» напечатано: «совоскрешу Ти». Это уже нарушение догматической мысли. Мы совосстаем Христу, а Христос, первенец из мертвых, никому не совоскрес. Или в службе на неделю Фомину, в третьей песне, в Патриарха Иова в «Потребнике» напечатано: «Во гробе затворил еси описанную плоть свою», а в Триоди Патриарха Иосифа напечатано: «Во гробе затворен еси со описанною плотию своею неописанный Христе». Здесь опять нарушение догматической мысли, как будто со описанною плотию затворено во гробе и неописанное Божество Христа. Еще. В стихирах хвалитных Нерукотворенному образу в праздничной Минеи напечатано правильно: «Радуйся, Божественный образе, егоже Херувимы обстоят и бездны боятся, имже тьма отгнана бысть и диавол упразднися " », а в Минеях месячных вместо «имже» напечатано «имиже», и выходит, что безднами тма отгнана и диавол упразднися. Таких неправильных и неточных выражений было немало в наших старопечатных книгах. Конечно, все такие выражения не были неправым мудрованием издателей старых книг, а только недосмотром их, ибо мудрование есть то, что с настойчивостью проповедуется (как потом проповедовали свои неправые мнения, утверждаясь, впрочем, на старых же книгах, расколоучители), – это были просто описки, требовавшие исправления. Мы не укоряем за них наших православных и благочестивых предков, а только показываем, как необходимо было книжное исправление, и что Патриарх Никон за свою ревность от исправлении книг заслуживает не осуждения и порицания, а похвалы и благодарности. И Церковь , исправляя книги, не повредила нимало Православия. Исправление совершали православные епископы соборно. Могла ли у них возникнуть мысль повредить Православие? И если бы кто из них недоумевал, то разве не получил бы вразумления от прочих? Исправление книг одобрено и утверждено восточными патриархами, православие которых ясно засвидетельствовано «Книгой о вере».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

1 июля, вторник. С двенадцати часов ночи до трех часов я читал над нею Псалтирь. Настал для меня последний день в нашем доме с нею. Утром я служил панихиду, после меня – отец Евгений. В семнадцать часов – вынос. Собрался наш причт, певчие. Служил я последнюю литию, гроб вынесли через террасу в прямую дверь. Около дома снова фотографировали. К дому подана лошадь с катафалком, улица полна народа. В дверях собора встретил владыка с литией. Начал Парастас я, на семнадцатую кафизму вышел владыка с причтом, отец Евгений. Прибыли: из Торжка – Наталья Васильевна Ласицына с Таней, из Глинок – Петя и Ваня, из Загорска – Анатолий Васильевич, брат матушки. Из Красноярска телеграфировал и звонил по телефону сын, что приехать не сможет. Ночь в соборе с двенадцати до трех часов я читал Псалтирь… Последняя в храме и на земле с ней… 2 июля, среда. С трех до шести уснул в крестилке. В восемь часов – Литургия. Служил владыка, я, отец Александр (Кузьмич), отец Иосиф, отец Павел (Кроткевич), отец Петр (Павлов) – Чудово), зять, отец Евгений, отец Михаил (Соловьев) – Луга). По запричастном стихе я говорил слово: «Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся кровом крил Твоих». (Сорок лет матушка: и спутница на крестном пастырском пути, друг и духовная дочь, дети, скорби, болезни, кроткий, верный земной ангел-хранитель, увенчанный терновым венцом, с Таинством Елеосвящения, насыщенный Хлебом вечной жизни, у моего грешного, любящего сердца вступившая в мир вечной жизни.) На отпевании после третьей песни говорил владыка, по шестой песне – отец Александр (Кузьмич). В двенадцать часов пятьдесят минут гроб вынесли из собора, везли на катафалке по улице Суворовской, Славной к Рождественскому кладбищу. Я шел за гробом. О! Если бы этим путем я шел и до конца моей земной жизни! На могиле служил я литию. Последнее прощание… Я закрыл ее лицо и посыпал землей… «Господня земля и исполнение ея…» Железным резцом начертан этот момент в моей памяти и на моем скорбном сердце… В четырнадцать часов гроб опустили в могилу.

http://azbyka.ru/fiction/gorenie-ko-xris...

Забыв все тревоги земные, как сон, Тот должен быть в сердце от Духа рожден " (С.Д.С.190:1 и 3). Можно думать, что эта песня позаимствована составителем сборника у молокан или духоборов, не признающих водного крещения и утверждающих, что креститься нужно «духовно», «в сердце». Ведь, очевидно, сектанты хотели передать в этой песне беседу Христа с Никодимом, но совершенно извратили слова Христа, ибо Он не учил, что желающий войти в царство Божье должен быть рожден «в сердце» и только от Духа, а учил, что такой человек должен принять и водное крещение, должен родиться «от воды и Духа»: «Истинно, истинно, говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божье» ( Ин.3:5 ). Итак в приведенной песне очевидное извращение слов и ученья Христа Спасителя о св. Крещении. В одной из песен сектанты поют: " Я памятник воздвиг себе нерукотворный Не сам воздвиг себя, но собран из частей (?) Поставлен силой я какой-то (!) животворной Над пропастью тьмы, заполненной eй&ququom; (Гус.53:1). В этих словах сектанты сами не знают, что говорят. По их словам, они созданы неведомой для них «какой-то» силой; неужели они не знают, что они созданы Богом? Затем, сектанты поют, что они созданы силой, заполнившей собой пропасть тьмы; а разве они не знают, что сила, «заполнившая пропасть тьмы», есть сила нечистая, сила темных злых духов, «которым приготовлен мрак вечной тьмы» ( 2Пет.2:17 ), как и всем людям, «отделяющим себя от единства веры» «блюдется мрак тьмы на веки» ( Иуд.13 и 19); истинные же христиане «не сыны ночи, ни тьмы» ( 1Фес.5:5 ), а должны брань вести «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). Итак вот до чего допелись сектанты в своих молитвенных песнях: они не знают, кем сотворены, знают только, что поставлены «какой-то» силой, заполнившей пропасть тьмы!... Дальше договориться сектантам, кажется, уже нельзя. В песне » Разверзивши (?) свой недр земля» они поют: «Прими ты сей остаток днесь; Дай место в тихом прахе здесь Почить сокровищу от зла...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В сектантских молитвенных сборниках содержатся такие песни, где допущено намеренное искажение св. Писания, полное неверие и даже очевидные ереси. Так, напр., в песне: «Однажды ко Христу приходил Никодим» сектанты ложно приписывают Христу следующие слова: «И Он Никодиму с премудростью рек: Да будет от Духа рожден человек! «Кто свыше не родится, Тот будет Им судиться... Кто хочет наследовать царство Отца И там ликовать в торжестве без конца, Забыв все тревоги земные, как сон. Тот должен быть в сердце от Духа рожден». (С. Д. С. 190). Можно думать, что эта песня позаимствована составителем сборника у молокан или духоборов, не признающих, водного крещения и утверждающих, что креститься нужно «духовно», «в сердце». Ведь, очевидно, сектанты хотели передать в этой песне беседу Христа с Никодимом, но совершенно извратили слова Христа, ибо Он не учил, что желающий войти в царство Божье должен быть рожден «в сердце» и только от Духа, а учил, что такой человек должен принять и водное крещение, должен родиться «от воды и Духа»: «Истинно, истинно, говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье» ( Ин. 3:5 ). Итак, в приведенной песне очевидное извращение слов и учения Христа Спасителя о св. Крещении. В одной из песен сектанты поют: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный Не сам воздвиг себя, но собран из частей (?) Поставлен силой я какой–то (!) животворной Над пропастью тьмы, заполненною ей» (Гус. 52). В этих словах сектанты сами не знают, что говорят. По их словам, они созданы неведомой для них «кокой–то» силой; неужели они не знают, что они созданы Богом? Затем сектанты поют, что они созданы силой, заполнившей собой пропасть тьмы; а разве они не знают, что сила, «заполнившая пропасть тьмы», есть сила нечистая, сила темных злых духов, «которым приготовлен мрак вечной тьмы» ( 2Пет. 2:17 ), как и всем людям, «отделяющим себя от единства веры» «блюдется мрак тьмы на веки» ( Иуд. 13 и 19); истинные же христиане «не сыны ночи, ни тьмы» ( 1Фес. 5:5 ), а должны брань вести «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:2 ). Итак, вот до чего допелись сектанты в своих молитвенных песнях: они не знают, кем сотворены, знают только, что поставлены «какой–то» силой, заполнившей пропасть тьмы!.. Дальше договориться сектантам, кажется, уже нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Закрыть Религиозная групповуха на фоне весёлой песенки «Цветы» и молитвы пяти религий 22.08.2010 3575 Время на чтение 6 минут И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф. 6.1-15) «Впервые в истории представители пяти религиозных конфессий молятся и поют вместе на концерте, посвященном 40-летию группы «Цветы» в песне «Свет и радость», 2010 г. Солисты: Олег Предтеченский и Дмитрий Ревякин. Участвуют: Юрий Шевчук, Андрей Макаревич, Гарик Сукачев, Дмитрий Ревякин, Юлия Чичерина, Владимир Пресняков, Александр Маршал, Николай Носков, Константин Никольский, Стас Намин и группа «Цветы» (Олег Предтеченский (соло-вокал, ритм-гитара), Валерий Диордица (вокал, клавишные), Юрий Вильнин (гитара), Александр Грецинин (бас-гитара, вокал), Алан Асламазов (клавишные, вокал) и др. Песня «Свет и радость» ярко и наглядно воплощает идею Единого Мира. Вместе с рок- и поп- исполнителями и этническими музыкантами в песне поют и читают молитвы представители высоких духовных санов пяти основных мировых религиозных конфессий: индуизма, буддизма, иудаизма, христианства и мусульманства. Мелодии молитв друг за другом вплетаются в основную тему припева со словами «Свет и радость и любовь», ведь именно эти понятия объединяют всех людей на земле. Песня звучит как своеобразный гимн единству многообразия людей на земле, гимн взаимоуважению и мирному сосуществованию разных культур, рас, национальностей и вероисповеданий». ! «Запись этого выступления недавно появилась в интернете и ее популярность постоянно растет, сообщает корреспондент " Портала-Credo.Ru " .С музыкантами группы " Цветы " и приглашенными этническими музыкантами поют и читают молитвы представители пяти основных мировых религий. Тибетский тулку Гьетрул Джигме Ринпоче исполняет молитвы на тибетском языке, муэдзин Яхья Нажмудинович Юсупов призывает Аллаха на арабском, раввин Михоэль Мишуловин молится на иврите, представители индуистского Общества сознания Кришны поют молитвы на санскрите, а на шестой минуте выступления к молитвам подключается архиерейский хор Белгородской духовной семинарии (миссионерской направленности) РПЦ МП во главе с регентом протоиереем Николаем Кацы. Создатели проекта благодарят за помощь архиепископа Белгородского и Старооскольского РПЦ МП Иоанна, представителя московского индуистского Общества сознания Кришны Шьям дас, первого имама московской соборной мечети Ильдара Аляутдинова, главного раввина синагоги на Большой Бронной Ицхака Бен Авраама Когана, представителей других религиозных и светских организаций».

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/23/r...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Раненый пастушок «Я написал эту книгу, когда пас овец в горах, живя наедине с Богом. И когда, подобно песне, она вырвалась наконец из моей груди, у меня и в мыслях не было, что когда-нибудь «Пастушок» обойдет весь мир, будет принят множеством молодых людей, выйдет навстречу юным сердцам, пребывающим в отчаянии, гибнущим в величайшей пустыне мира, забывшего о Боге, утратившим вкус жизни, ибо никто не указал им дорогу к живому Источнику Радости. Я говорю тебе, взявшему эту книгу в руки: Позволь совершиться этой встрече, разреши посетить тебя, разреши тебя любить. Не бойся! Просто — разреши! Я предаю тебя в руки Той, кого Серафим Саровский с бесконечной нежностью называл «Радость всех радостей»! — пишет Даниэль-Анж о создании своей книги «Раненый пастушок». Раненый пастушок Предисловие автора к русскому изданию Как я счастлив, что «Раненый Пастушок» переведен на русский — такой глубокий, поэтичный и прекрасный язык! Я написал эту книгу, когда пас овец в горах, живя наедине с Богом. И когда, подобно песне, она вырвалась наконец из моей груди, у меня и в мыслях не было, что когда–нибудь «Пастушок» обойдет весь мир, будет принят множеством молодых людей, выйдет навстречу юным сердцам, пребывающим в отчаянии, гибнущим в величайшей пустыне мира, забывшего о Боге, утратившим вкус жизни, ибо никто не указал им дорогу к живому Источнику Радости. Я говорю тебе, взявшему эту книгу в руки: Позволь совершиться этой встрече, разреши посетить тебя, разреши тебя любить. Не бойся! Просто — разреши! Я предаю тебя в руки Той, кого Серафим Саровский с бесконечной нежностью называл «Радость всех радостей»! Даниэль–Анж Если ты больше ничего не значишь для других, ничего не значишь для себя самого, Если жизнь твоя — лишь пустой звук, сотканный из блужданий, падений и пропастей, Если так, то она для тебя — эта книга, говорящая лишь одно: тебя любят. Даже если ты сам этого не знаешь…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Закрыть Главное - не утонуть... Слышать и слушать Слово Божие 10.07.2022 1083 Время на чтение 4 минуты Фото: М.В.Михайловой, РНЛ   Мы, люди, родившиеся и выросшие в советское время, не ведали Божьего Откровения. Мы твердо усвоили, что Бог, религия и все, что с этим связано - «сказки и мифы народов мира», младенческий этап развития человечества. Нас учили, что все это  люди выдумали для объяснения мира и жизни, но в ходе эволюции  человек настолько преуспел в разуме и силе, что перестал блуждать по темным тропинкам религии и вышел на светлую и широкую дорогу нравственного, научного и технического прогресса. «Только небо, только ветер, только радость впереди!» - так пелось в детской песне на излете этого времени. Но было, было уже в этой песне тревожное предчувствие, иначе не было бы и припева-мольбы:  «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко...» Не обмануло это предчувствие. Прекрасная, светлая перспектива исчезла, мы попали в темный, безвыходный лабиринт.   В Евангелии Господь, беседуя с апостолами, сказал о Царстве Божием: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2). А здесь широкая дорога безбожного мира привела в иные обители, которые построил и продолжает строить обезьяна Бога, дьявол. Они по-своему бесконечны, запутаны нечеловеческой хитростью в неразрешимую и сводящую с ума головоломку. И каждая попытка разрешить ее и вырваться к жизни  оказывается очередным еще более безнадежным погружением в морок. «Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня...»  (Ионы 2:6,7). Пока Европа еще не была пост-христианской, пока Традиция была жива - политика и культура имели корни и твердый ствол. Да, они  часто болели, но были живыми и приносили плоды. Но «чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего» (Иона 2:9).  И как ветхозаветные евреи постоянно ниспадали в идолопоклонство, так и современное человечество, оставив Христа, служит идолу социального и научно-технического прогресса, принимает  погружение в эти глубины за развитие, умножение могущества, совершенствование. Оставившие Свет и Истину погрузились в пучину мрака и лжи.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/12/...

После этого чрезвычайного события Мария пошла в страну нагорную, в город Иудин, в дом Захарии, и там получила подтверждение архангельского благовестия. Едва услышала приветствие Пресвятой Девы, жена Захарии, Елисавета, исполнившись Св. Духа, воскликнула громким голосом: благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лk. I, 42–43 ). В ответ на это Пресвятая Дева излила свои благочестивые чувства в величественной, торжественной, пророческой песне: Величит душа моя Господа... песни, которую мы ежедневно слышим за утренним богослужением. Эта торжественновозвышенная песнь в действительности имеет немало сходства с песнью Анны, матери Самуила. После сего Мария возвратилась в свой собственный дом в Назарете и оставалась там до того времени, как Иосиф должен был отправиться вместе с Нею в свой отечественный г. Вифлеем, по случаю народной переписи, согласно повелению кесаря Августа. В этом-то городе, переполненном на сей раз по случаю переписи массой народа, не нашлось для Той, которая родила Господа славы, другого пристанища, кроме вертепа, а для Ее Сына, Богомладенца Иисуса, иной колыбели, кроме яслей. Тогда была ночь, и вот открылось чудное явление пастырям вифлеемским, которые содержали стражу у стада своего: им предстал ангел Господень и возвестил им рождение Спасителя, и внезапно с ангелом явилось многочисленное небесное воинство, прославлявшее Бога и взывавшее: Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение... На убогий вертеп указывала блестящая небесная звезда, и ведомые ею волхвы с Востока пришли с дарами поклониться Богомладенцу Иисусу. В осьмой день Богоматерь с Иосифом обрезали Богомладенца, согласно с требованием закона, и нарекли Ему имя: Иисус. Затем, по исполнении дней очищения, они принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы представить пред Господа и по закону принести жертву. Престарелый старец Симеон, давно уже чаявший Утехи Израилевой и пришедший тогда по вдохновению во храм, взял Богомладенца на свои руки, благословил Бога и пророчески произнес высоко-вдохновенную молитву, так часто слышимую нами теперь на церковных богослужениях, именно: Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром... В этой чудновдохновенной песне Богоприимца Симеона слышится также пророческое слово и к Пресвятой Богоматери о скорбях и душевных муках, Ее ожидающих. И Тебе самой, сказал он, обращаясь к Пресв. Деве, оружие пройдет душу ( Лk. II, 29–35 ). Иосиф же и Матерь Его, замечает св. еванг. Лука по сему случаю, дивились сказанному о Нем (ст. 33). Нельзя определенно выразить те чувства и мысли, которые наполняли душу Преблагословенной при сем и предыдущих случаях. Евангелие говорит только: и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце своем (ст. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010