О. Гавриил перевел стихами всю Псалтирь, через 10 лет после этого опубликовал в 1829 г. первую богослужебную книгу на русском языке – Великий покаянный канон св. Андрея Критского в стихотворном переводе (всего же за неполный век были изданы, обычно на русском, иногда на «новом» славянском языке, кажется, не менее, чем 15–20 переводов канона). Инициатива систематического перевода богослужебных текстов на русский язык принадлежала Иннокентию Херсонскому , святителю, глубоко и далеко зревшему церковные пути и нужды. Надо сказать, что вторая половина 1820х годов, когда святитель начинал свое служение, была очень неблагоприятна для переводческой деятельности: именно тогда состоялся известный погром дела церковных переводов (святитель Иннокентий считал его делом «клеветников на это истинно христианское учреждение… следствием не убеждения, хотя бы ошибочного, а личностей и интриги»). И тем не менее, в конце 1820х годов он, в то время архимандрит, инспектор Санкт-Петербургской духовной академии, зная отрицательное отношение властей к церковно-переводческой деятельности, вдохновил преподавателей греческого языка Михаила Богословского и Иоанна Колоколова начать переводы. В 1830е годы была опубликована их значительная часть, причем начинали с перевода наиболее неудобопонимаемого – канонов праздничных служб (именно каноны переводил и прп. Паисий за полвека до этого). Можно сказать, что с этого времени литургические переводы становятся общецерковным делом – сотни переводчиков вносят свой вклад в нашу традицию. Для примера отметим хотя бы основную часть того, что сделал один переводчик – будущий протопресвитер Михаил Измайлович Богословский , настоятель московского кремлевского Успенского собора, доктор богословия. Он также перевел канон Андрея Критского – опубликован в 1836 г., были переиздания; каноны святого Космы Маюмского на Воздвижение – 1831 г., на Рождество Христово – 1831 г., на Богоявление – 1832 г., на Сретение – 1837 г., в Неделю цветоносную – 1834 г.; в Великий четверг – 1835 г.; трипеснец утрени Великого пятка – 1836 г., богослужение Великой субботы – 1836 г.; каноны Иоанна Дамаскина на Рождество Христово – 1831 г.; на Богоявление – 1832 г.; на Пятидесятницу – 1831 г.; на Успение – 1836 г.; каноны преподобного Феофана, митрополита Никейского на Благовещение – 1833 г.; антифоны степенны всех восьми гласов – 1837 г. и т.д.

http://azbyka.ru/my-berezhem-zolotnik-a-...

Более ясным указанием на это служит упоминание «о простуде, полученной на погребении отца духовника Павла»; о сем погребении, как происходившем в декабре 1835 г., говорится выше в письме 127. «Предложение передать речь ректору академии» есть в письме 123-м. 36 По сказаниям старожилов, то был не волк, a гиена, которая, бегая по Москве, искусала не малое число людей. 42 Преосв. Исидор, бывший викарием c 1834 г. (ноября 11), в этом году, июня 5, сделан с Полоцким. Ныне митрополит Новгородский и С.-Петербургский. 45 В то время, когда Владыка предупреждая Государя Наследника, отправился в. Вифанию, лошади еще в посаде начали сильно бить; это увидал один из лаврских штатных, из-за угла бросился к дышлу и повис на оном, и этим остановил взбесившихся лошадей и спас Владыку А. А. 49 Действительно случилось. В памятной книжке, найденной после митрополита Филарета, под 12 ноября записано: «1837. Пострижение Алексия» (ныне архиепископа Тверского) «в Чудове в присутствии Великих Княжн и Великого Князя Константина». 51 Марта 26-го дня 1839 г. Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Равноапостольного князя Владимира 1-й степени большого креста при рескрипте следующего содержания: «Долговременное служение ваше Церкви и Отечеству всегда украшалось разнообразными и многотрудными занятиями, всегда и словом убеждения и действием надзора храня ценность вверяемых вам паств и заботясь умножать число сынов Православия, вы еще особенно приносили дань общему благу Церкви в звании члена Святейшего Синода опытным знанием нужд ее и неутомимым трудолюбием по разным частям высшего Духовного Управления. Отдавая на оную справедливость таковым заслугам и желая вновь явить Наше Монаршее к оным благоволение, Всемилостивейше и проч. 57 Архиепископ Подольский и Брацлавский, вызванный в 1840 г. для присутствия в Синоде, скончался марта 28-го 1841 г. в великий пяток. Читать далее Источник: Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. 1831-1867 гг. : Ч. 1-4. - Москва : тип. А.И. Мамонтова и К°, 1877-1884./Ч. 1 : 1831-1841 гг. - 1877. - XIV, 433, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

10 Дамаскин Россов, в 1809 пострижен в монашество и из Учителей Перервинской Семинарии определен Проповедником в Московскую-Славяно-Греко-Латинскую Академию (где получил он образование), а в след, году посвящен в иеромонаха. Некоторое время был Библиотекарем. В 1812 Законоучитель С-Петербургского Коммерческого Училища, 1814 Архимандрит Серпуховского Высотского мон.; в 1816 переведен, сначала в Московский Данилов мон., а потом в С.-Петербургскую Сергиеву пустынь (на Петергофской дороге), с оставлением Законоучительской должности; 1819 Юрьевский Архимандрит, а с 14 Декабря Викарий Новгородский 1824, Нояб. 6 Епископ Тульский; 1850, Дек. 19, Архиепископ Олонецкий; 1851, Фев. 7. уволен на покой и ск. в июле 1856. 11 Евгений Казанцев, с 1791 учился в Троицкой, а с 1800 учил в Вифанской Семинарии; в 1804 Префект, и пострижен в монахи 1809 Инспектор С-Петербургской Академии. 1810 Ректор Троицкий с 1614 Московской Семинарии, с 1816 Епископ Курский. 1822 Архиепископ Псковский. 1825 Тобольский, 1831 Рязанский, 1837 Ярославский. а с 1854 иа покое с пожалованием в Члены Св. Синода и управлением Московским Донским мон., где ск. 1871, июля 27. 12 Платон Левшин , 1739 Префект, 1761 Ректор Троицко-Лаврской Семинарии; 1762 Придворный Проповедник и Законоучитель Государя Наследника Павла Петровича: 1766 Архимандрит Троицкой Лавры. 1767Член. Св. Синода, 1770 Архиепископ Тверский, 1775. янв. 21, Московский. 1787 Митрополит; ск. 1812, нояб. 11. 13 Никанор Клементьевский , по окончании образования в Троицкой Семинарии, был в ней Учителем с 1809. Пострижен 1812. апр. 9, и в след. году переведен Проповедником в Славяно-Греко-Латинскую Академию. В 1814 Бакалавр Церковной истории при новооткрытой в Лавре Московской Духовной Академии, а с 8 Ноября Архимандрит. С 1818 Ректор Вифамский, 1826 Викарий С-Петербургский, 1831 Епископ Калужский, 1831 Минский, 1840 Волынский, 1843 Архиепископ Варшавский и Член Св. Синода, 1818 Митрополит. Новгородский в С-Петербургский; сконч. 17 Сент., 1856. 14 Феодотий Озеров, Магистр Петерб. Академии 5-го курса (1823), должность Инспектора проходил, в Вифанской Сем. с 1823 по 1828; в семь году определен Ректором Оренбургской, а в 1831 Рязанской Семинарии; 1837 Викарий Новгородский, 1842 Симбирский. 1856 Архиепископ; ск. 1858, Авг. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Этот рескрипт был опубликован в Московских Ведомостях. Святитель Московский, так много потрудившийся в тоже «тяжкое для Москвы время», также не оставлен был милостивым вниманием Его Величества. 19 апреля 1831 года, в день Пасхи, он сопричислен был к ордену св. апостола Андрея Первозванного, «за ревностное и много деятельное служение в архипастырском сане, достойно носимом, а притом за многие похвальные подвиги и труды, на пользу церкви и государства постоянно оказываемые при всяком случае». 744 Откликом на этот знак милостивого внимания государя императора к истинным заслугам и подвигам святителя в столь важное время, как холерное, 1830 года, служит, со стороны Филарета, его слово в день коронования его императорского Величества государя императора Николая Павловича. Говоренное в Успенском соборе 22 августа 1831 года и до 1877 года не появлявшееся в печати. Это слово вместе с тем служит и как бы публичным отчетом Филарета за холерный 1830–1831 год, тем более, что летом 1831 года холера, оставив в покое Москву, сильно свирепствовала в Петербурге, где не обошлось дело даже без возмущения черни, укрощенное только уже личным появлением среди бунтующих и энергичным действием самого государя императора, на что также можно находить указание в этом слове. Оно сказано на текст царь уповает на Господа, и милостью Вышнего не подвижится ( Пс.20:8 ) и весьма живыми чертами изображает духовный облик государя императора, при чем он, по-прежнему, опять сопоставляется с Давидом, но только с другой, чем в 1830 году, стороны. «Как некогда сподвижники Давида, – говорит вития, – увидели его в крайней опасности от надлежащего иноплеменника: то кляшася мужи, Давидовы, глаголюще не изыдеши ктому с нами на брань, да не угасиши светильника Израилева ( 2Цар.21:17 ). Подлинно видеть возлюбленного царя, подвергающегося опасности для безопасности своих подданных, есть зрелище, сколь возвышенное, столь же поразительное для верного народа. Чем очевиднее попечение царя о нас, простертое до самопожертвования, тем более Он возлюблен для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Далее, на Крите, по распоряжению патриарха, состоялось (24 ноября 1831 г.) соединение некоторых епархий вследствие запустения острова и малочисленности населения, а именно–епархия кидонийская соединена с кисамской, иеросская с ситийской, аркадийская с петрской, авлопотамская с рефимнской, лампская с сфакийской, херсонесская и гортинская с митрополией. Такое соединение создавало епархиям более благоприятные условия для уплаты дворцового долга; применительно к новому составу епархий были распределены и взносы в пользу критского митрополита и патриархии, но без ущерба для них 57 . Кроме того, были соединены епархии: месимврийская и варнская, вследствие их опустошения и по предложению митрополита Каллиника (2 сентября 1831 г.) 58 , химаррская и дриинупольская, по предложению янинскаго митрополита Иоанникия и под управлением митрополита Иоакима Коккоди (в июле 1832 г.) 59 , погонианская и веллская под управлением митрополита Иосифа и с отделением первой епархии от корицкой (в мае 1834 г.) 60 . Затем 1 декабря 1830 г. софийский митрополит Паисий был удостоен титула экзарха Болгарии, а вместе с тем получил султанский хатти-хумаюн, обеспечивавший гражданские привилегии его паствы, которая, в случае их нарушения турецкими властями, должна, по предписанию патриарха, обратиться с общим прошением к церкви 61 . 17 августа 1831 г. состоялось синодальное определение об отношении сербских митрополитов и епископов к вселенской церкви, их избрании, перемещении, низложении, национальности, взносах в пользу патриарха и поминовении его за богослужением, согласно просьбе князя Милоша Обреновича и народа сербского 62 . Но антиканоническое отделение греческих епархий от церкви константинопольской, совершившееся без ведома и разрешения синода, было осуждено любвеобильным и ревностным о благе церкви патриархом, который собственноручно и занес в официальный кодекс свое справедливое мнение о схизме 63 . Наконец, в Триккере 6 мая 1831 г. была учреждена патриаршая экзархия, под управлением эконома Димитрия 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

Священно-церковно-служители и старосты церковные Священники 1) Иосиф Терентьевич Соловьев, 1814–1828 гг. По окончании курса в Московской академии, 1792 г. февр. 1 дня посвящен во диакона к Богословской, что в Бронной, Никитского сорока, церкви. 30 авг. 1796 г. рукоположен во священника к Николаевской, на Старом Ваганькове, церкви. 17 янв. 1813 г. перемещен, Сретенского сорока, к ружной Покровской, что в Покровском, церкви, а в январе 1814 г. переведен к Крестовоздвиженской церкви. † 1830 г. в ноябре. 2) Василий Симеонович Советов, 1828 – 1831 гг. По окончании курса в Спасо-Вифанской семинарии, два года был Дмитровских духовных училищ инспектором и уездного училища учителем по латинскому яз., арифметике и географии. 9 мая 1827 г. посвящен во диакона в Петро-Павловской, на Якиманке, церкви и того же года 21 мая рукоположен во священника «в Военный гофшпиталь»; в 1828 г. апр. 13 перемещен в Запасный дворец, а 8 авг. того же года – к Крестовоздвиженской церкви, † 4 июля 1831 г. 3) Николай Васильевич Богородский, 1831–1847 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1817 году, 21 мая 1819 года посвящен во священника к Воскресенской г. Коломны церкви; был учителем низшего отделения Коломенского уездного училища, а потом и инспектором училищ духовного и приходского; с 24 авг. 1829 г. – священник Страстного девичьего монастыря, а 9 июня 1831 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. С 1845 г. – духовник округа. † 26 нояб. 1847 года. 4) Георгий Стефанович Колычев, 1847–1849 гг. Из мест. диаконов, определен 1 дек. 1847 г. 5) Александр Васильевич Вишневский, 1849–1886 гг. Сын диакона. По окончании курса в Московской дух. семинарии в 1834 году, посвящен во диакона к Филипповской, на Мещанской, церкви, в 1835 году. 12 февр. 1849 года рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви. С 1842 по 1871 г. был законоучителем в Николаевском детском приюте, а с 1846 до 1871 г., кроме того, законоучителем малолетнего отделения Воспитательного дома и Фельдшерской школы. С 1863 г. – духовник округа. С 1879 г. – протоиерей. В день 50-ти летнего юбилея служения в священном сане, 23 нояб. 1885 г., поднесен ему от прихожан золотой, с драгоценными украшениями, наперсный крест. 184 † 7 июня 1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

(Подлинно, – замечает он при сем, – в Лавре не умер ни один человек от холеры)» 41 . И лишь в 1831 г. в Посаде (а не в Лавре) было весьма немного случаев болезни и смерти от холеры. В начале этого года наместникъ Лавры архимандрит Афанасий скончался (не холерою). На его место митрополитом Филаретом из Арзамасской Высокогорской пустыни вызван был в наместники строитель этой пустыни иеромонах Антоний, 15-го марта 1831 года возведенный в сан архимандрита в Москве, а 19 марта и вступивший в управление обителию. Преподобного Сергия; и по сему, какъ предшественпикъ его, так и онь вошел в ближайшие сношения с настоятелем Лавры, митрополитом Филаретом. В начале же 1831 года заболел простудою сам митрополит Филарет и долго хворал, а за тем к простуде присоединилась другая болень (языка, – отъ зуба, неправильно росшего), потребовавшая даже операции. Поэтому в начале деятельности нового о. наместника по Лавре не часты были между ними сношения; сообщаемо было лишь о более важном и необходимом; а мелкие обстоятельства упускаемы были из виду ими и намеренно опускаемы были в сообщенях письменных. К такого рода мелким обстоятельствам в то время по справедливости могла быть отнесена и холера, остававшаяся в слабой степени и в самой Москве и в Московской губернии. Митрополит Филарет, болезнью и службою привязанный к, Москве, был в уверенности, что холеры нет не только в Лавре, но и в Посаде, и при всяком удобном случае указывал на это другим, как на явление особой милости Божией к этому месту молитвами угодника Божия Преподобного Сергия. Между тем в июне же 1831 года и в Посаде (как в Москве) оказались некоторые случаи заболевания холерою, которых уже нельзя было более скрывать; и о. наместник донес о них приватно митрополиту Филарету. В виду такого известия митрополит Филарет от 21 июня писал о. наместнику: «о сомнительных больных вы хорошо распорядились, что предосторожности и пособия употребили, а шуму не наделали. Так и здесь поступают. Жаль, если один случай кончится не так благополучно, как другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1831 г. Настал 1831 год. В июне, или в августе этого года выдана была в замужество моя последняя сестра – Анна Михайловна в село Кохму за крестьянина Ив. Ив. Чужанина. На меня пал жребий перевозить, вместе с одним из родственников жениха, имущество (приданое) сестры из Дунилова в Кохму, и затем я был в числе почетных гостей на брачном пиру. Кохма в 20 верстах от Гориц – село очень значительное и по населению (более 1000 душ обоего пола), и по благосостоянию жителей; в нем есть немало мануфактурных фабрик и зажиточных купцов. Церковь приходская одна – очень обширная и благолепная, но при ней в прежнее время было четыре причта, так как в приходе, кроме села, состояло много деревень. При таком количестве членов причта, немало было у них и детей, из коих некоторые были моими сверстниками и товарищами по школе; между прочим, у старшего священника о. И.Н. Сперанского, который долгое время был благочинным, было четыре сына, от природы одаренные хорошими голосами и впоследствии все бывшие певчими в архиерейском хоре; сын второго священника о. Николая, Александр Николаевич Соколов, который одним курсом был меня старше, ныне один из почетнейших протоиереев в Петербурге, настоятель Владимирской церкви и благочинный; его младший брат Афанасий поступил вместе со мной в училище и на первом же году умер. В Кохме, пока я учился в училище и семинарии, мне случалось очень часто бывать в каникулярное время. В 1832 году, незадолго до перехода нашего в высшее отделение, у нас произошла перемена одного учителя. Инспектор и учитель греческого языка в высшем отделении, священник И.А. Субботин, не знаю почему, оставил в 1832 году училищную службу; его место занял наш учитель греческого языка священник П.И. Певницкий; на место Певницкого к нам перевели учителя 2 класса В.А. Осовецкого, а на место сего последнего определен был студент семинарии Ив.Петр. Венецкий. 1831-й год был год неурожайный; в следствие сего цена на хлеб с пятиалтынного возросла до полтинника (1 р. 75 к.) – цена не бывалая. Многие из учеников, особенно дети причетников, бедствовали и едва не претерпевали голод. На помощь этому бедствию явился один из богатых Шуйских купцов (он, кажется, скрыл свое имя). Он открыл бедным ученикам даровой доступ в одну мучную лавку, из которой, по запискам от инспектора училища, выдавали каждому по пуду, помнится на месяц или на два, а иным, более надежным ученикам, вместо муки, выдавали деньгами; помню, я получил от инспектора серебряный полтинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

15) Израиль (1820 – 1831) из духовного звания, уроженец Орловской губернии. В 1804 году рукоположен в диакона преосвященным Досифеем епископом Орловским и Севским, того же года сентября 11 был определён к Севскому кафедральному собору для исправления иподиаконской должности, которую и отправлял по 1810 год, а в сем году был вытребован в Александроневскую Лавру, где и постригся в монашество в 1811 году, в 1812 году назначен Митрополитом Амвросием в должность ризничего, а в 1813 посвящен в иеромонахи и принадлежал с 1814 года к соборному служению, награжден набедренником, а в 1820 году, февраля 25 дня, посвящен Митрополитом Михаилом во Архимандриты и назначен настоятелем сей Пустыни. В 1831 году марта 31 дня, перемещен настоятелем же в Николаевский Рыльский монастырь. 16) Паисий (1831 – 1841) из купеческого сословия, Черниговской губернии города Кролевца; в монашество пострижен в 1814 году в Глинской Богородицкой Пустыне; в том же году марта 12 рукоположен Преосвященным Феоктистом во иеродиаконы, а 14 во иеромонахи; проходил в Глинской Пустыне должности ризничего и казначея; в 1817 году определен строителем в Обоянский Знаменский монастырь; а в 1818 году посвящен в сан Игумена Преосвященным Владимиром «за устройство сего монастыря, приобретение значительного количества церковного имущества и введение в оном общежития». В 1831 году, 22 июля посвящен во Архимандриты и назначен настоятелем в Коренную Пустынь; в 1835 году получил от Преосвященного Илиодора признательность за отличное попечение и благоустройство вверенной ему обители и по его же представлению Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени. После о. Игумена Макария это был один из наиболее потрудившихся в пользу Коренной Пустыни её настоятелей. Нынешние величественные каменные крытые сходы ведущие от соборного храма к нижней церкви Живоносного Источника и стоящие до 800,000 руб. ассигнациями, навсегда останутся незабвенным памятником усердия о. Паисия к благоукрашению сей обители и вместе памятником его практической опытности в монастырском хозяйстве. Скончался 2 мая 1841 года, после трёхмесячной болезни, с напутствием Св. Христовых таин и погребен в сей же обители с боку устроенных им сходов 32 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Аркадий Федоров 1829–1831 Михаил Добров 1831–1835 Иоанникий Образцов 1835–1849 Иосиф Богословский 1849–1853 Антоний Шокотов 1853–1858 Антоний Радонежский 1858–1859 Епископы Оренбургские и Уральские: 46 Антоний Радонежский 1859–1862 Варлаам Денисов 1862–1866 Митрофан Вицинский 1866–1879 с 1879 года архиепископ Вениамин Быковский 1879–1882 Вениамин Смирнов 1882–1886 Макарий Троицкий 1886 Пензенская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Пензе. Епископы Пензенские и Саратовские: 49 Гаий Токоав 1803–1808 Моисей Близнецов-Платонов 1808–1811 Афанасий Корчанов 1811–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Амвросий Орнатский 1819–1825 Ириней Нестерович 1826–1830 Пензенские и Саранские: 50 Иоанн Доброзраков 1830–1835 Амвросий Морев 1835–1854 Варлаам Успенский 1854–1862 с 1860 года архиепископ Антоний Смолин 1862–1868 Григорий Медиоланский 1868–1881 Антоний Николаевский 1881–1889 Василий Левитов 1889–1890 Митрофан Невский 1890–1893 Павел Вильчанский 1893 Пермская Учреждена в 1383 году. 51 Епископы Пермские: Стефан Храп, святой 1383–1396 Исаакий. 1397–1416 Герасим, святой 1441–1447 Питирим, святой 1447–1456 Иона, святой 1456–1471 Амфилохий 1471 Филофей 1471–1501 Никон 1502–1508 Стефан 1508–1514 Протасий 1514–1520 Пимен Ходыкин 1520–1524 Алексий 1525–1543 Афанасий 1543–1547 Киприан 1547–1558 Епископы Пермские и Екатеринбургские: Арсений Москвин 1799 Иоанн Островский 1800–1801 Иустин Вишневский 1802–1823 Дионисий Цветаев 1823–1828 Мелетий Леонтович 1828–1831 Епископы Пермские и Верхотурские: 52 Аркадий Федоров 1831–1851 с 1833 года архиепископ Неофит Соснин 1851–1868 с 1854 года архиепископ Антоний Смолин 1868–1876 с 1872 года архиепископ Вассиан Чудновский 1876–1883 Пермские и Соликамские: 53 Ефрем Розанов 1883–1888 Владимир Никольский 1888–1892 Петр Лосев 1892 Подольская Учреждена в 1795 году. Кафедра в Каменец-Подольске. Архиепископы Подольские и Брацлавские: 54 Иоанникий Никифорович (Полонский) 1795–1819 до 1801 года епископ Антоний Соколов 1819–1821 Ксенофонт Троепольский 1821–1832 Кирилл Богословский-Платонов 1832–1841

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010