На другой день за литургией совершена по чину и хиротония, которой предшествовало произнесение Символа веры и установленной присяги. Во время пения «елицы во Христа крестистеся» два епископа, взяв нареченного епископа за руки, —83— обвели трижды вокруг престола, при пении стихир: «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе, Боже» и «Исаие, ликуй», так же как это бывает при рукоположениях во диакона и иерея. Это опять новость, неизвестная в практике русской церкви. Обе эти особенности соблюдены и в нынешнем году, при хиротонии преосвященного Иеремии Мадьяревича, епископа Будимского. 611 6) Епархия Темишварская. Кафедра в г. Темишваре. Епископ Никанор Попович, бывший протосинкел и настоятель монастыря Беочина, школьный товарищ нынешнего митрополита Георгия Бранковича. Родился 1831 г. в селе Кишфалюде, в Баранском комитате, где отец его был учителем. Гимназию проходил в Старом Вербасе, а философские и юридические науки слушал в Будапеште. За тем изучал богословские предметы в Карловцах, где потом два года был учителем при гимназии. С 1862 г. он приходский священник, и в этом сане был избираем членом церковно-народного конгресса и принимал деятельное участие в составлении статутов, имеющих целью упорядочить церковно-народные отношения. Овдовев, он в 1890 г. постригся в монахи и получил в управление сперва монастырь Шишатовац, а потом Беочин. Избран епископом Темишварским в 1891 г. и посвящен 12 декабря 1891 г. 612 7) Епархия Горно-Карловицкая. Это – самая большая епархия; в ней насчитывалось в 1892 г. 311,904 души. 613 —84— Кафедра в г. Плашком. Епископ Михаил Груич. Как и епископ Темишварский, Груич сын учителя, родился в Петриньи в 1861 г. Гимназию окончил в Загребе, где слушал и первый курс юридических наук (в Загребском университете, открытом в 1874 г.). Богословские предметы изучал в Карловцах. Епископом Горно-Карловицким Феофаном Живковичем он рукоположен был в священника помимо женитьбы. Этот случай – по сообщению прот. Ф. К-ича, вызвал в Карловицкой митрополии горячую полемику и заставил епископа Живковича написать обширную записку в оправдание своей решимости допустить такое небывалое здесь новшество. В 1890 г. приняв монашество, он получил место профессора в Карловицкой семинарии. Избран во епископа в 1891 г. и посвящен 15 декабря 1891 г. 614

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я вам скажу его: то – веры свет нетленной... 31 июля 1889 г. Стихотворение это так понравилось Константину Николаевичу, что он, к великому моему смущению, поклонился мне за него в ноги. Отдав каллиграфически переписать его и расцветить первые буквы каждой строки красками, он послал его затем с нарочным княгине Марии Владимировне. В ответ на это стихотворение она вскоре прислала ему тоже стихотворение, посвященное ему и написанное, по ее просьбе и от ее имени, гостившим тогда в Оптиной Пустыни Александром Петровичем Саломоном (впоследствии директором Императорского Александровского лицея), где она сравнивает себя с повиликой, обвивающей дуб. Летом 1891 года Κ. Н. Леонтьев принял в Оптиной Пустыни тайный постриг с именем Климента, и в конце августа этого года, с благословения отца Амвросия, переселился из Оптиной Пустыни в Троице-Сергиевскую лавру под руководство известного старца Гефсиманского скита отца Варнавы, келья которого была у церкви Черниговской Божией Матери. Замечательно, что при расставании с ним, на его грустное замечание: «Когда-то мы теперь увидимся!» отец Амвросий, как передавал потом Κ.Н. Леонтьев, сказал ему, что они скоро, очень скоро увидятся. Этим старец предрек скорую свою и его кончину: 10-го октября 1891 г. скончался отец Амвросий, а 12-го ноября того же 1891 года не стало Κ.Н. Леонтьева. Да и сам Константин Николаевич предчувствовал свою кончину в этом году. Ведь это был 1891 год, т. е. начало нового десятилетия, а все начала новых десятилетий, с самого рождения его в 1831 г., были, по его наблюдению, ознаменованы неизменно и непреложно очень важными для него, многозначительными и роковыми переменами и переворотами в его жизни. Но чего ждать ему теперь, отставному, постоянно больному, жившему на —256— покое? Какого переворота? Какой перемены? Конечно, смерти, одной только смерти... И он ждал ее. Мысль о ней в этот последний год его жизни была с ним неразлучна. He раз высказывал он ее и мне. Но, видя его постоянно оживленным и всем интересующимся, интересным и остроумным, как всегда, даже и физически чувствовавшим себя, по-видимому, лучше, чем когда-либо в последние годы, не хотелось верить, что смерть у него уже за спиной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О долге духовного пастыря//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, 43. – С. 1180. Беседа на утрени Великия Субботы//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 19. – С. 515. Братьям славянам//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 12. – С. 319. Поучение в день празднования 50-летия воссоединения западно-русских униатов 8/IV-1889 в Вильне//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 24. – С. 671. Беседа в церкви Новороссийского университета//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 38. – С. 1121. Беседа в Лазареву Субботу//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 14. – С. 394. Жены мироносицы, Христос Воскресе//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 15–16. – С. 427. Беседа в день Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 17. – С. 449. Послание по поводу распространения штунды и других видов сектантства//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 49. – С. 1367. Поучение в день Рождества Христова//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, 52. – С. 1523. Происхождение и значение штунды в жизни русского народа//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1890, 45. – С. 1508. Смерть не страшна//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891, 32. – С. 1068. Поучение в день Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891, 51. – С. 1831. Слово о кресте в поучении ревнителям старого обряда. – СПб., 1893. О перстосложении для крестного знамения и благословения в обличение неправды мнимых старообрядцев. – СПб., 1890/Отзыв см.: Церковные ведомости. – СПб., 1891, 7. – С. 112. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса. 1913. О театральных зрелищах в Великий пост (поучения). – М., 1889. О значении семинарского образования. – Одесса. 1891. Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола: в 2 т. – СПб., 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1891 году в этом здании происходила довольно большая ремонтировка, по преимуществу внутренняя, как-то: вставка новых оконных рам, переделка печей. Особенно капитально исправлены были две угловые комнаты среднего этажа, где были временные помещения для начальной церковной школы и приюта, находящегося при ней. Во всех частях тогда были исправлены настоятельские покои, и кроме того железная крыша покрашена заново над всем зданием, а над погребом сделана вновь железная кровля. За главною стеною монастыря с юго-восточной стороны от Владимирской церкви, недалеко от святых ворот, находится каменная часовня над колодцем, увенчанная большим куполом. Часовня эта устроена была вместо прежней – ветхой в 1831 г. Тогда же она внутри была расписана стенною живописью, пришедшею теперь в такую ветхость, что трудно узнать и лики. Так же обветшала и вся внутренность колодца, который посему требует неотложной ремонтировки. Далее идет каменная баня, тоже увенчанная куполом. Она построена в 1833 году. Следующий же далее амбар с громадным куполом – устроен в 1840 году вместе со стенами этого, так сказать первого монастырского двора. На скотном дворе рядом с банею имеется довольно порядочное, каменное, теплое помещение для приема инородцев, особенно черемис, часто заезжающих сюда помолиться и откушать монастырского хлеба-соли. За этим помещением находится обширный деревянный сарай, а далее идут теплый коровий хлев, погреб, каретник, загон и конюшня. Все это деревянные здания времен архимандрита Гурия. Только людская изба устроена вновь в 1891 году – из леса, который почти весь взят из монастырской рощи. До мая месяца 1891 года против колокольни стояла старая избушка – кузница, глубоко вросшая в землю и страшно покачнувшаяся на один бок, подпертый жердями. Она по распоряжению полиции убрана и употреблена на дрова. То же сделано и с купальнею, бывшею на огородном озере. В огороде имеется порядочная беседка, состоящая из одной комнаты и сеней, над которыми, во время поправки крыши в 1891 году, сделана небольшая комнатка с одним оконцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сейчас получил от вас письмо и благословенный хлеб. Благодарю. И мы в своей церкви праздновали вчера с миром. К вам же ехать совсем нельзя было, потому что завтра назначено посвящение во архиерея 6 . Некогда было бы поворотиться и отдохнуть. Мир Господень с вами и с братиею о Господе. Сентября 26-го 1831. Письмо 17 Г. архитектора Шестакова, который вручит сие вам, о. наместник, примите, доставьте ему помещение и стол от лавры и способствуйте ему снять планы Успенского собора и того этажа под колокольнею, где можно устроить церковь . Затем отправьте его в Москву так же, как он из Москвы приехал. Вы видите, что это относится к исполнению воли государыни великой княгини Анны Павловны. Я писал к вам о способах исполнить сию волю. Напишите мне, что вы думаете о моих предположениях. Не помню, писал ли вам и то, что, мне кажется, можно не закрывать отверстия под колокольнею в сводах, чтобы, в случае службы, можно было слышать ее и внизу; а дабы вход в церковь и нижние сени устроить более по-церковному, я думал бы вход на колокольню отделить стеною, а вход в церковь сделать особо с восточной стороны. Ожидаю, что вы скажете. Мир вам и братии. Октября 1-го 1831. Письмо 18 Мир вам, о. наместник, и братии. Я добрался до Петербурга с трудом; поболел здесь от дороги; теперь поправляюсь. Книгу планов напрасно архитектору дали: надеясь на нее, он не снял чертежей с натуры, а книга с натурою не везде сходна, особенно по колокольне. О образе для Великой Княгини напомните после, когда дело пойдет в настоящий ход. От архитектора доселе ничего не имею. Послушника Л…го примите. Представление о нем было ли, не помню. В сбережении и употреблении вифанского леса и нарубленных дров распорядитесь, как найдете, полезнее. Вифанским служителям давать на построение домов надобно по усмотрению настоящей нужды. Состояние И. периодическое. Попекитесь о успокоении его. Я ему говаривал, что надобно лечить тело душою. Высочайшее шествие к вам, или мимо вас, случиться может. Да обрящетесь, как мудрые девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

14 апреля 1831 года Естественно, что, обращаясь ко Господу, просвещается: ибо Он Свет есть. Но ходящие во мраке, или только в лонах природы, не знают сего по опыту. Кто заметил сие на опыте, тот призывается вернее упражняться в том, что благий исход ему, хотя отчасти, показали. Но потому надобно стараться, чтобы ради дел мирских не были сокращаемы принятые за правила внешние упражнения благочестия. Развлечение заботою о мире семейном не совсем неблаговидно, не надобно однако извинять оное. Развлечение есть отвлечение от Бога: шелковою ли нитью или грубою веревкою. Позволяющий себе развлечение благовидное повлечен будет, куда не думает. Господь да вразумит Вас и да поможет Вам употреблять земное для приобретения, а не в утрату – небесного. 6 июня 1831 года Когда помысел о Таинстве пришел Вам и Вы испугались его, то последнее обстоятельство значит, что Вы не хотели сего греха, а первое, что душа Ваша не довольно ограждена была от стрелы льстивого врага. Итак, надобно признать грех невольный и грех небрежения: Кровь Христова, пролитая на Голгофе, и проливаемая до днесь, и преподаваемая в Таинстве, да очистит Вас от него, как очищает от всякого греха. Если бы, по смущению от сего, Вы отложили намерение приобщения Святых Таин, то доставили бы врагу выигрыш в брани, что он удалил Вас от святой помощи. Потому не останавливайтесь в смущении; уповайте на благодать и милосердие Господа; не отлагайте Вашего намерения. О врагах же в подобных случаях говорите: меч их да впадет в сердце их, и руце их да сокрушатся 326 ! […] 24 июня 1831 года Хитрость, и притом против своих, подлинно неприятная вещь. Но не забывайте, что делающий неправое смотрит на оное не в лицо, как на грех , а сбоку или сзади, где оно покрыто видом правды или извинительности. Тревожиться от гнева на хитрость – значит грешить за то, что другой грешил. Кого же наказываете? Виноватого или себя? – Бог мира да будет с Вами и да научит Вас говорить не устами только, но и сердцем: с ненавидящими мира бех мирен. 13 октября 1831 года

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ныне же я с моею супругою, согласно записи покойного тестя моего, пана Семена Олизаровича, не вступаемся в то имение: оно должно в означенной сумме оставаться во владении церкви Божией. Но если бы дети князя Юрия Васильевича захотели за то свое вотчинное имение внесть деньги, то они должны дать на церковь Божию, в Дерманский монастырь, тридцать коп грошей и тогда принять то имение в свое владение. А за те деньги должны быть поминаемы души покойного тестя моего и его предков (Памятники, ч. 4, отд. 1, стр. 31:32). Ещё оно, как имение князя Юрия Васильевича Заславского – упоминается в акте от 1466 года 26 июня в купчей крепости, совершённой в Берести (Бресте), по которой князь Юрий Васильевич Заславский продаёт пану Семену Олизаровичу «имене на Волыни свое власное из людьми своими, которыеж в том имени живут, реченное Белашов за тридцат коп широких грошей вечне и непорушне и жоне его и детем его так долго и так широко какже есми сам держая во всих границах и во всих околицах как ис стародавна ест». (Archiwum ks. Lubartowiczów Sanguszkw w Sawucie, t. 1, стр. 62). При церкви в селе Белашеве священнослужителями состояли: 1) свящ. Григорий Захариевич Яроцкий (с 1754 г. до 1798 г.); 2) свящ. Митрофан Григорьевич Яроцкий (1798–1828 гг.); 3) с 1828 г. до 1831 г. Белашевский приход наблюдал священник села Точивик Иоанн Трушкевич, который с 1831 г. по присоединении к селу Белашеву Грозовской и Точивинской церквей, стал именоваться священником Белашевского прихода и священствовал в нём до 1848 г.; 4) свящ. Владимир Михайлович Сингалевич (1848–1873 гг.); 5) свящ. Леонтий Павлович Кривицкий – с ноября 1873 года до настоящего времени (1889 года) служит. 242 При церкви с. Грозова священнослужителями состояли: 1) свящ. Павел Антонович Каплич (1791–1824 гг.) и 2) свящ. Константин Иванович Сагайдаковский (с 1824 г. до 1831 г.). В 1831 г. церковь эта приписана к Белашевскому приходу. 243 Село Точивики – под именем села Точивек, как имение епископии Луцкой и Острожской – упоминается в акте от 1585 года 25 ноября в листе коморника королевского о вводе епископа Кирилла Терлецкого в епископию Луцкую и Острожскую; при этом исчисляются имения, принадлежавшие этой епископии, в состав которых входило и село боярское Точивеки (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. К. Никольский. Фотография. 30-е гг. XX в. Николай Константинович (17.07.1863, г. Петергоф С.-Петербургской губ. (ныне в составе Петродворцового р-на г. С.-Петербург) - 23.03.1936, г. Детское Село Ленинградского Пригородного р-на Ленинградской обл. (ныне г. Пушкин в составе Пушкинского р-на г. С.-Петербург)), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН (с 1917 - РАН, с 1925 - АН СССР) по отделению рус. языка и словесности (1916; с 1900 член-корреспондент). Из известной семьи священнослужителей и церковных историков С.-Петербурга. Дед - протоиерей (с 1829) Тимофей Ферапонтович Никольский (1788-1848). Учился в Тамбовской ДС (1802-1809), окончил СПбДА по 1-му разряду со званием магистра (1814). В 1814-1821 гг. преподавал философию в СПбДА, действительный член ее конференции (1817-1821). Священник церкви Пажеского корпуса (1816-1826), Владимирской ц. (1826-1829), Знаменской Входоиерусалимской ц. (1829-1831). Настоятель ц. Успения Божией Матери (Спаса на Сенной; 1831), Никольского Морского собора (1831-1846), старший протоиерей Казанского собора (с 1846). Член С.-Петербургской духовной консистории (с 1829), с 1835 г. заведовал благочинием Исаакиевского собора. Член Комитета для рассмотрения вредных книг (с 1825). В 1830 г. на него возложена обязанность рассматривать книги, отбиравшиеся у раскольников. С 1831 г. цензор «сказываемых» проповедей. С 30 сент. 1842 г. член С.-Петербургского Комитета духовной цензуры и Комитета для рассмотрения конспектов и руководств к преподаванию учебных предметов в семинариях, в 1846 г. запретил печатать книгу Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» (впосл. издание разрешено Синодом). Товарищ Датского королевского об-ва антиквариев Северных (1843). В 1840 г. внесен в 3-ю часть С.-Петербургской дворянской родословной книги. Отец Н.- протоиерей (с 1880) Константин Тимофеевич Никольский (1824-1910), выпускник СПбДС (1845) и ДА (1849).

http://pravenc.ru/text/2566206.html

Святитель Игнатий (Димитрий Александрович Брянчанинов, 6.2.1807 – 30.4.1867) – родился в с.Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губ. в семье, происходившей от древнего и весьма чтимого рода. Окончил Главное инженерное училище в С.-Петербурге (1822–1826). Склонность к монашеству, обнаружившаяся еще до поступления в училище, укрепилась в нем в годы учебы под влиянием тесного общения с иноками Валаамского подворья и Александро-Невской Лавры. Выйдя в отставку (6.11.1827), он поступил сначала в Александро-Свирский монастырь, потом пребывал в Площанской пустыни Орловской епархии (1829), Оптиной пустыни (май 1829), Кирилло-Новоезерском монастыре (1830), Семигородной пустыни Вологодской епархии (1830), Глушником Дионисиевом монастыре (февр.1831). 28.6.1831 послушник Димитрий был пострижен в малую схиму с наречением имени Игнатия. Вскоре состоялись рукоположения: во иеродиакона (4.7.1831) и иеромонаха (25.7.1831). Сначала иеромонах Игнатий был оставлен в Вологде при архиерейском доме, а потом назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря (6.1.1832; звание строителя и набедренник – 14.1; сан игумена – 28.5.1833). Сдав монастырь (27.11.1833), игумен Игнатий отправился в Петербург, где представлялся Императору Николаю I, который сказал ему: Ты мне нравишься, как и прежде! Ты у меня в долгу за воспитание, которое я тебе дал, и за мою любовь к тебе. Ты не хотел служить мне там, где я предполагал тебя поставить, избрал по своему произволу путь, – на нем ты и уплати мне долг твой. Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтоб ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей. Без двух месяцев двадцать четыре года пробыл о.Игнатий в Сергиевой пустыни под Петербургом, способствуя благоустройству монашеской жизни и благоукрашению обители. Возведен в сан архимандрита (1.1.1834). Назначен благочинным всех монастырей С.-Петербургской епархии (22.6.1838). В 1847–1848 гг. одиннадцать месяцев находился в отпуске для поправления здоровья в Николо-Бабаевском монастыре. Хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского (27.10.1857). Уволен на покой с предоставлением в управление Николо-Бабаевского монастыря (5.8.1861). Скончался в келлии во время молитвы в неделю Жен-Мироносиц. Прославлен в сонме святых на Соборе Русской Православной Церкви в год 1000-летия Крещения Руси. Память 30 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Скачать epub pdf Письма к архимандриту Антонию (Медведеву) Письмо 1(5). 30 мая 1831 г. Опять долго не пишу Вам, о. наместник. Не гневайтесь. Еще мало собираюсь с силами. Если Вы писали в Саров, то надобно подождать ответа. Но человека, который замечен уже немирным к начальнику, боюсь и я. Хотя причина сего иногда может быть и в начальнике, но сыны мира и с немирным начальником умеют сохранять свой мир в терпении. Скажите мне еще раз, что Вы думаете о занятии казначейского места. Каким цветом красить перила в церкви, это решить я не умею, особенно заочно. Пусть решит вифанский архимандрит. Если просят о взятии больного мальчика, думаю, не должно отказать, когда прежнее его пребывание в монастыре подает некоторую надежду для последующего. Пути Божии неисследимы, премудрость Божия многоразлична. Если есть надежда сколько-нибудь послужить облегчению души связанной и случай к тому не произвольно нами изыскан, а подан Провидением Божиим, не надобно отталкивать такой случай. Молитвы Преподобного Сергия да помогают Вам. Письмо 2(6). 5 июня 1831 г. Преподобный о. наместник! Письмо сие доставит Вам граф Сергий Павлович Потемкин, знаемый Лавре и мне, желающий быть знаком и с Вами. По родовому свойству Потемкиных он любит между светскими занятиями и беседу монашескую. Желаю, чтобы общение Ваше было в мире и в благое. Помышлял быть у Вас, но силы мало и посвящение викария приспело 43 . Сегодня получил Ваше письмо, менее прежнего решительное, о избрании в казначея А. – добрый и верный человек, но едва ли для сей должности. Письмо 3(10). 30 июня 1831 г. Отец наместник! Начальнику Археографической экспедиции 44 , от которого сие получите, доставьте возможную удобность осмотреть лаврский архив и древности и для сего дайте ему помещение в самой Лавре. Если он пожелает видеть рукописи в академической библиотеке, способствуйте ему и в том. Желаю, чтобы он у Вас гостил с миром и удовольствием. Мне хочется к Вам, но еще не знаю, можно ли будет. Письмо 4(11). 3 июля 1831 г. И хочется мне к Вам, о. наместник, и не надеюсь. Однако во всяком случае не излишне предварить Вас, чтобы меньше занимались ожиданием, особенно если прииду во время церковной службы, чтобы никто не оставлял своего места в церкви. Письмо 5(12).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010