Конфликт удалось погасить. Отношения между попечителем Н.Т. Макаровым и священником наладились. О. Анисим прослужил в Вышнем Волочке до 1907 г. Однако, средств священнику явно не хватало. Попечитель даже просил высшее церковное начальство выделить «субсидию» священнику. Жалуясь на своё голодное положение о. Анисим «скрылся в Торжок». Финансовое положение на приходе вызвало недоумение у церковного начальства. Прихожан насчитывалось 700 человек, а священник почему то влачил голодное существование. «Священник скрылся, ключи от церкви не передал, церковную утварь, принятую от попечителей, под расписку не сдал. Как наши пастыри не по Евангелию поступают, не полагают душу свою за овца, а оставляют и бегают…», - писали архиепископу Иоанну (Картушину) попечители старообрядческого молитвенного дома. В ответ архиепископ указал, что сам перевел о. Анисима в Торжок, а в Вышний Волочёк назначил о. Нестора. Если вышневолоцкие старообрядцы не готовы содержать иногороднего священника, то «хорошо бы, если бы в среде вас нашелся достойный кандидат на эту степень. Если имеется таковой в виду, то пришлите приговор и свидетельство отца его духовного: я, по рассмотрении этих бумаг, вызову его для рукоположения», - предложил архиепископ вышневолочанам. В итоге и о. Нестор не остался на приходе. 27 марта 1907 г. к молитвенному храму в Вышнем Волочке назначен о. Зотик, окормлявший не только Вышний Волочёк, но и Валдай. При нём Вышневолоцкая община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии официально была зарегистрирована Тверским губернским правлением 8 апреля 1907 г. В 1908 г. новым настоятелем общины стал священноиерей Григорий Трифонович Ширяев, переведённый через два года в г. Ржев. Он стал одним из участников закладки первого каменного старообрядческого храма в Вышнем Волочке. И хотя по оценкам самих старообрядцев община была весьма бедной, этот факт не помешал в 1911 г. в Вышнем Волочке начать сооружение на средства купцов Павла Ивановича Соколова, его супруги Елизаветы Александровны и председателя Вышневолоцкой старообрядческой общины Антона Михайловича Капустина особого каменного храма. В 1911 г. настоятелем общины в Вышнем Волочке был уже священноиерей Андрей Клюшкин. Из сообщения корреспондента журнала «Церковь» из г. Вышний Волочёк Тверской губернии следует, что 28 сентября 1914 г. на строящийся уже три года каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери «при большом стечении народа, состоялось торжественное поднятие крестов».

http://sobory.ru/article/?object=58462

Приведём цитату из протокла допроса: «- Когда вы прибыли в Вышневолоцкий район в деревню Афимьино? – В деревню Афимьино я прибыл из села Елань – Колено Воронежской области; причиной приезда послужило письмо моего товарища Белокобыльского Никона Леонтьевича, который в то время служил в Пятницкой церкви; последний мне написал о том, что бы я приезжал, обещая устроить певчим. Где проживает Белокобыльский мне неизвестно». Преображенская церковь на Пятницком кладбище. Фото 1941 г.Эти сведения дают основание сделать вывод, что следы игумена Никона нужно искать в Вышнем Волочке. О. Феодосий прямо указывает на храм, где служил игумен – Пятницкая церковь. На весь Вышневолоцкий район такой храм лишь один – храм Преображения Господня на старом кладбище в Вышнем Волочке, иначе называемый Пятницким. Информация же о селе Елань – Колено даёт нам основание думать, что священномученик и игумен Никон были знакомы с детства, т.к. и тот и другой родились в Воронежской губернии, только в соседних уездах Новохорпенском и Валуйском. Однозначна лишь дата 1937 г. О. Феодосий сознательно подчеркнул, что не знает, где находится его друг и товарищ о. Никон. А ведь тот находился совсем рядом, как мы узнаем ниже – в одном городе с допрашиваемым священником – Вышнем Волочке. Вышний Волочёк. Начало 1930х гг. Фото архив Е.СтупкинаСам о. Никон о своём появлении в Вышнем Волочке и жизни в годы войны пишет следующее: «В 35 году и июле выехал в Донбасс к племяннику, там не прописали, приехал в Вышний Волочёк и жил по 38 год, выслан на станцию Гряды Октябрьской ж.д. В 40 году задержан в Лениграде. С собора (где он пел в хоре; возможно имеется в виду Николо – Морской собор в Санкт – Перебурге – Д.И.) меня взяли в губ. розыск, там меня продержали около 2 суток и освободили. Я ещё продолжал ездить в Ленинград, пел при храмах, получал за службу 25 рублей и жил припеваючи. 22 июня 1941 года война и 10 октября 1941 года я эвакуировался в Калининскую область. В Вышнем Волочке меня не прописали, был как раз приказ главно-командования Северо-Зап.

http://sobory.ru/article/?object=10579

Чтобы понять этот диалог, нам надо попытаться воссоздать его контекст, вспомнив цепочку событий, начавшуюся в 1937-м году, с появлением в Вышнем Волочке только что отсидевшего в Темниковских лагерях иерея Симеона Платонова . Мотив появления семьи Платоновых в Вышнем Волочке ясен: поиск места относительной безопасности, обеспечиваемой местными связями. А о. Симеон знает, что у его жены Софьи Харитоновны Платоновой есть связи: «Поселился в г. В.Волочке т.к. недалеко отсюда проживает сестра моей жены Милюкова Матр. Харитоновна и ее муж Милюков Мих. Ник. – нач-к почты в с.Алексеевском» . В таких случаях складывается ситуация, описанная М. Булгаковым в «Собачьем сердце» – местным швондерам препятствуют тайные, не обозначенные в документах факторы, настолько действенные, что Софья Харитоновна, жена главного обвиняемого, не допрошена ни разу – хотя это ценный источник информации. Она могла предупредить Малышевых об аресте мужа, но не сделала этого. Чем объяснить «взаимопомощь» Софьи Харитоновны и чекистов? На этот и другие вопросы в документах дела ответа нет. Может быть, он содержится в недоступной секретной оперативной информации. В это время в Вышнем Волочке еще было зарегистрированное духовенство и два действующих храма – Богоявленский собор и Пятницкая церковь на городском кладбище. В 1937–39 гг. о. Симеон работает в регистратуре городской больницы, по очистке улиц в горкомхозе, сторожем городского театра – и параллельно регентом народного хора в соборе. 1 июня 1938 г. его сестра, монахиня Анастасия (Платонова), после отбытия срока заключения выехала из Томска на станцию Малая Вишера – поближе к брату. Июль 1940 г. Прекращены богослужения в Богоявленском соборе и в Пятницкой церкви. Начались тайные богослужения о. Симеона. Легко догадаться, как именно они начались. Народный хор в соборе становится полноценной церковной общиной, если регент – священник. А домашняя спевка трансформируется в обычное богослужение. Тем более что одна из певчих, монахиня Рипсимия, живет в качестве смотрителя в пустом доме в центре города на ул. Кирова (нынешней Большой Садовой) д. 69 .

http://pravoslavie.ru/111096.html

О скорбях нашего времени Игумен Никон (Воробьев) Игумен Никон (Николай Николаевич Воробьев) родился в селе Микшино Тверской губернии в многодетной крестьянской семье. В 1914 году закончил реальное училище в Вышнем Волочке и поступил в Психоневрологический институт в Петрограде. Во время учебы в институте он искал ответы на вечные вопросы об истине, о смысле человеческого существования. Отчаявшись найти их во внешних науках, Николай обрел живую веру в Бога. После первого курса он оставил институт и в 1917 году поступил в Московскую духовную академию. Однако учиться там Николаю довелось недолго. В первые послереволюционные годы он преподавал математику в школе в Вышнем Волочке, служил чтецом в московском Борисоглебском храме. В марте 1931 года в Минске принял монашеский постриг с именем Никон, а 26 декабря 1932 года был рукоположен в иеромонаха. В следующем году о. Никон был арестован и сослан в сибирские лагеря на пять лет. Возвратившись из лагеря в 1937 году, поселился в Вышнем Волочке. В 1944 году о. Никон был назначен настоятелем Благовещенской церкви города Козельска, в 1948 году переведен в город Белев, затем – Ефремов, Смоленск. Последним местом его служения был город Гжатск (Смоленская область). Скончался о. Никон 7 сентября 1963 года. Похоронен в Гжатске (ныне Гагарин). Письма игумена Никона – исповедника, опытного духовника и мудрого пастыря XX века – одно из лучших духовно-аскетических руководств для современных православных христиан. Они – результат не теоретических богословских рассуждений о духовной жизни, но глубокого опытного ее познания. Ниже приводятся некоторые наставления о. Никона о перенесении скорбей, взятые из его писем. Основная их мысль, которую батюшка всячески старается донести до своих духовных чад, – о том, что скорби, предреченные древними святыми отцами, даны нашему времени как основное спасительное средство, они – дар Божий христианам «последних времен», претерпевая их по заповеди Христовой, мы можем достичь спасения. Печатается по изданию: Нам оставлено покаяние. Письма игумена Никона (Воробьева) . М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/zlo-gr...

О «прежних делах» Варлаама мы знаем только следующее. Варлаам, как известно, был асессором и обер-секретарем в Синоде. В 1723 году, по прикосновенности к каким-то делам, следованным на генеральном дворе, обявлен был ему, по высочайшему именному указу, арест при св. Синоде, а Синоду приказано было, к следованию этого дела, назначить двух депутатов. 235 16-го Февраля потребовали его на генеральный двор и там удержали под арестом. Овсянников прислал в Синод известие о причине его ареста. Это был донос секретаря Макара Беляева об упущении им многих сборов синодальной команды. Так как дело касалось Синода, то собрали о нем нужные сведения. По следствии оказалось, что «хотя и есть недоимка, но она произошла не от упущения Овсянникова, но от неприсылки из Камер-коллегии в Синод и от неотдачи в синодскую команду от светских командиров книг и ведомостей, нужных к тем сборам, и от неприсылки требуемых, к порядочному этих сборов исправлению, офицеров и царедворцев, а Синодом в тех сборах чинено и Варлаамом показывано все прилежное усердие, и Беляев доносил о том весьма ложно, да и сам во многих важных делах и в интересах и взятках явился подозрителен». Синод сообщил об этом вышнему суду и ходатайствовал за своего асессора, чтобы освободить его из-под ареста, или же, если это невозможно, то хотя бы пускать до церкви и куда ему потребно будет. На уведомление Синода, кабинет-секретарь Макаров отвечал словесно, что, по определению вышнего суда, Овсянникову дозволено ходить с караульными, куда он пожелает. Между тем Синод известился, что его пускают только в церковь , а в другие места не отпускают, и возобновил своё требование о свободном отпуске его, куда он пожелает. Вместо ответа последовал высочайший указ св. Синоду: «снять с Овсянникова священство и монашество, потому что он явился в не малых преступлениях, по которым приличился к розыску». 236 Синод командировал от себя, для этой плачевной церемонии, судью тиунской конторы, протопопа Ивана Семенова. Протопоп возвратясь обявил, что «он означенному Овсянникову в вышнем суде, при собрании, указ обявил, священства и монашества обнажил, камилавку и клобук снял». Овсянников содержался в вышнем суде до смерти Государя. Екатерина, после восшествия на престол, приказала отослать его в св. Синод и быть ему монахом по прежнему, а по делам его в вышнем суде следовать по указу (19-го марта 1725 г.). 237 Но ему не долго пришлось пользоваться свободою. Как мы сказали выше, высочайшим указом 11-го мая велено было сослать его в Соловецкий монастырь в братство, на неисходное житие. «А церковное священно служение отправлять ему Овсянникову, когда восхощет, с ведома настоятельского позволяется без препятия. 238

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Церковные документы, хранившиеся в церкви на начало ХХ века: опись 1876 года, метрики с 1814 года, исповедальные с 1840 года, акт на землю. В 1901 году служили: Священник Василий Иоаннович Преображенский 58-ми лет, студент семинарии, священником с 1872 года, состоял Директором Тюремного Отделения, членом уездного отделения Епархиального училищного совета, законоучителем училища Кондукторов Путей Сообщения, в 1896 году награждён наперсным крестом. Священник Василий Андреевич Ушмарский 37-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1885 года, священником с 1889 года, состоял заведующим и законоучителем воскресной школы, начальником народного училища и 2-х классного училища на Прохоровской фабрике, членом уездного отделения Епархиального училищного совета, в 1897 году награждён скуфьей. Диакон Иоанн Николаевич Василевский 30-ти лет, в служении с 1887 года, диаконом с 1892 года. Псаломщик Арсений Михайлович Веселов 29-ти лет, в должности с 1893 года. Псаломщик Дмитрий Алсеевич Зверев 27-ми лет, в должности с 1892 года. Церковный староста купец Григорий Димитриевич Демидов, в должности с 1894 года. Прихожан: 1) Священника Преображенского - в Вышнем Волочке и в деревне Шишково - 156 дворов (338 мужчин, 438 женщин); 2) Священника Ушмарского - в Вышнем Волочке и в деревне Шишково 118 дворов (315 мужчин, 386 женщин). Всего: 274 двора (653 мужчины, 824 женщины). В 1915 году служили: Священник Иаков Загорский 51-го года, окончил семинарию, на службе 30 лет, в Петропавловском храме 1 год. Священник Василий Ушмарский 51-го года, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Петропавловском храме 25 лет. Штатный-диакон Василий Соколов 37-ми лет, на службе 18 лет, в Петропавловском храме 8 лет. Исполняющий должность псаломщика Симеон Виноградов 22-х лет, на службе 2 года. Псаломщик Алексей Торчагин 23-х лет, на службе 2 года. Прихожан в Вышнем Волочке и в деревне Шишково - 679 мужчин, 681 женщина. К церкви была приписана церковь Вышневолоцкой земской больницы, находившаяся в здании больницы. Однопрестольная деревянная церковь Скорбященской Божьей Матери 1861 года постройки. В приходе церкви также находилась деревянная часовня Варлаама Хутынского чудотворца в деревне Шишково постройки 1883 года.

http://sobory.ru/article/?object=35725

Здесь мне вначале было чрезвычайно трудно: неорганизованность, революционное настроение и недоверие, как к чужинцу, со стороны народа, стеснения от местной администрации; ни средств, ни храма, ни квартиры. Жил я у крестьянина в одной избе с его семьей, а богослужение отправлял в хижине другого крестьянина, и все обдумывал, как бы это возможно было перевезти оставшееся в Польше от типографии Преп. Иова. 6 . Походная типография Червоно-Русской легии. Открытие типографии в Вышнем Свиднике Через полгода Бог помог мне достать в Праге эвакуированную туда из Омска чрез Владивосток и Триест походную типографию Червоно-Русской Легии. Типографию сию передал мне Лемковский студенческий Комитет, тяготившийся тем, что использовать сей вещи он не мог, а еще должен был платить за хранение ее на железнодорожном складе по 150 крон ежемесячно, что поглощало значительную часть присылаемой студентам из Америки помощи. Типография состояла из печатного станка «американки», около 200 кило русского шрифта, 400 кило плохой бумаги и до 30 кило краски. Сие оборудование, за отсутствием помещения во Владимировой, было мною поставлено в Вышнем Свиднику. Промысловый лист взял на свое имя сочувствовавший делу сенатор Юрий Лажо. Прибыли 2 добровольца – сотрудника из Срем. Карловец и в апреле 1924 г. начали мы работать в типографии. Так были изданы русским шрифтом на американской бумаге Молитвенник, Литургии Иоанна Златоустог о и Василия Великого и Бдение. Хотя сии книги отпечатаны гражданским шрифтом, все же Русский Заграничный Синод, нужды ради, одобрил их к временному употреблению при богослужении. С 1925 года начал издаваться Церковный Русский Календарь. Были предприняты попытки к изданию периодического Церковного журнала, но не увенчались успехом. Кое-что из оставшейся в Польше типографии Преподобного Иова было доставлено нам через Швейцарию и Югославию. Однако выяснилось, что всего сохранившегося оборудования из Польши никоим образом вывезти невозможно. Посему оно было продано за 2500 польских злотых, которые употреблены на покупку шрифта и типографского оборудования для заложенной в Вышнем Свиднике типографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Хотя бы поручаемые тебе службы казались низкими, бойся злоупотребления, допуская превозношение и презрение, потому что за тобою надзирает Бог (свт. Василий Великий , 9, 50). Источник. Источник. Не должно в праздности есть хлеб тому, кто способен работать, а занявшийся исполнением чего-либо во славу Христову должен принуждать себя к ревности в деле, по мере сил (свт. Василий Великий , 10, 55). Если и к делу простираешь руки, то пусть язык творит псалом, а ум молится (прп. Ефрем Сирин , 31, 71). Источник. Источник. Один неутомимо занимается работой из сребролюбия, другой много работает по любви к благотворению (прп. Ефрем Сирин , 31, 134). Источник. Источник. ...Трудная работа в самое время труда утомляет, по утомлении же доставляет здравие и благосостояние (прп. Ефрем Сирин , 31, 137). Источник. Источник. Человеку, который в силах работать, не хорошо есть хлеб в праздности, когда Апостол говорит: без стужения себе соблюдох и соблюду (ср.: 2Кор. 11,9 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 146). Источник. Источник. Не всегда дует одинаковый ветер, но в ветрах бывают перемены, посему надобно приучать себя к делу, ибо не знаем, что родит находяй день (ср.: Притч. 27, 1 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 150–151). Приятна тебе праздность, но горек конец ее. Изнемогаешь работая, но возвеселишься впоследствии (прп. Ефрем Сирин , 31, 186). Источник. Источник. Кто празднословит во время дела, тот развлекается в деле; а кто углубляется мыслию в святое слово, тот больше успеет (прп. Ефрем Сирин , 31, 204). Источник. Источник. Не бойся труда и не говори: «Не изнемочь бы мне», а представляй лучше в уме, что все святые страданиями благоугождали Богу (прп. Ефрем Сирин , 31, 205). Источник. Источник. Если... кто тяготится утомлением за делом, то сколько в мире таких, у которых болят руки и ноги... которые ни днем, ни ночью не имеют покоя (прп. Ефрем Сирин , 31, 413). Источник. Источник. Трудись с ведением и рассуждением, чтобы ничего не пропало из сделанного тобою (прп. Ефрем Сирин , 31, 493). Источник. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Поскольку дары велики, то невозможно найти достойных трудов. Но велики должны быть вера и надежда, чтобы ими, а не трудами измерялось воздаяние (прп. Макарий Египетский , 68, 329–330). Источник. Источник. ...Труды молитвы, и поста, и прочих дел должно переносить с великим удовольствием и благою надеждою, цветы же и плоды трудов признавать действиями Духа (прп. Макарий Египетский , 68, 341). Источник. Источник. ...Неполезно для тебя беструдное приобретение благ (прп. Макарий Египетский , 68, 395). Источник. Источник. Всякое видимое в мире дело делается в надежде получить пользу от трудов. И если кто вполне не уверен, что насладится трудами, то неполезны ему и труды (прп. Макарий Египетский , 90, 212). Источник. Источник. ...Кто не пренебрегает меньшими делами, тот покажет великую ревность и о величайших, а кто пренебрегает первыми, тот оставит и последние (свт. Иоанн Златоуст , 45, 35). Источник. Источник. Не будем охуждать труд, не будем пренебрегать работою; потому что от них мы получаем, еще прежде Царствия Небесного, величайшую награду – сопровождающее их удовольствие... но что еще важнее удовольствия – самое цветущее здоровье (свт. Иоанн Златоуст , 46, 40). Источник. Источник. ...Бог наложил на человека труд не в наказание и мучение, но для вразумления и научения его (свт. Иоанн Златоуст , 46, 40). Хотя наказанием и мучением кажутся слова: в поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт. 3, 19 ), но на самом деле они – некоторое внушение, и вразумление, и врачевство против ран, происшедших от греха (свт. Иоанн Златоуст , 47, 188). Источник. Что узда для коня, то работа для нашей природы (свт. Иоанн Златоуст , 47, 188). Источник. Источник. Для того нам и даны руки, чтобы мы и себе помогали, и увечным по телу доставляли, по возможности, все необходимое из нашего имущества... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 189). Источник. Источник. ...Через занятие работой мы и дурные помыслы легко исторгнем из души, и будем помогать нуждающимся, и не станем беспокоить двери других, и исполним закон Христов, который говорит: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати ( Деян. 20, 35 ) (свт. Иоанн Златоуст , 47, 189). Источник. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Чистый сердцем, – по словам св. Григория Нисского , – не увидит в себе ничего, кроме Бога». 609 Благодать широкими потоками вливается во все очищенные поры сердца. А «что – от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина – τ τς χριτος χραν χει, ερνην χει, γπην χει, λθεαν χει», – говорит св. Макарий Великий . 610 Другими словами, с субъективной стороны София воспринимается как посредница радости и тем отождествляется с Радостью. Чистота сердца есть блаженство; девственность души есть радость и даже некоторая веселость. «στιν σαοφροσνης κα τι γαληνν χειν» – к признакам целомудрия принадлежит и некоторая веселость», – замечает св. Григорий Богослов в своих. «Гномических двустишиях». 611 Но, если девственность души – необходимое условие для созерцания Горнего Иерусалима, то и наоборот: «касание мирам иным», 612 проникание до духовных корней сущего и благодатное созерцание себя в Боге – одно только и может дать силу девства. Чтобы быть девственным, необходимо «различать свою природу в Иерусалиме Вышнем» , надо видеть себя сыном Общей Матери, которая есть предсуществующее Девство. «Хочешь ли, брат, быть девственником?» – вопрошает Автор Первого послания о девстве, – Послания, ранее приписывавшегося св. Клименту Римскому и относящегося к III-мy веку. – «Знаешь ли, – продолжает он, – сколько труда и тяжести в истинном девстве?.. Умея ли правильно вести борьбу, сражаешься ты, вооруженный силою Духа Святого, избрав для себя этот подвиг, чтобы получить светлый венец? Видишь ли – discernis – природу твою в Иерусалиме Вышнем ( Гал.4:26 )?» 613 Не должно удивляться этому противоречию между тезисом и антитезисом, т. е. между положениями: «Девство – источник созерцания Софии» и «Созерцание Софии – источник девства». Это – лишь частый случай великой антиномии между Божией благодатью и человеческим подвигом, сказывающейся решительно в каждом вопросе домостроительства Божия, начиная от судеб целых народов и кончая обыкновеннейшими действиями, не говоря уж о таинствах. Но для меня, в настоящую минуту, важно лишь установить неразрывность и неразложимость идеи «девство-созерцание» . Эта-то неразрывность и объясняет, почему тем настойчивее говорится о чистоте в памятниках церковной письменности, чем большее отводится место идее харизматизма, духоносности, обожения, – как бы она ни была называема в разные времена, – и чем ярче выступает представление о безусловной ценности твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010