Ношаше же не цветную или многоценную яковую одежду, но всегда во всем житии Своем имяше одежду смиренную, смуглую, малоценную. И Самого Христа Бога младенческий образ пишут вся удеса даже и до студных нага без всякого благоговения. Подобно нелепо пишут Предтечу у св. Елизаветы в недрах, инии в объятьях, пред Христом младенечным играюща, нага же всеми удесы суща. И св. апостолов вместо пророческих о Христе образований и гаданий держимых пишут с умерщвляющими тыя орудии (с орудиями их страданий) и нагия голени имуща, ноги и руки до лактей обнажены, и иныя нелепоты, очесем благоговейных приносящия стыд. Не бесчестие ли есть святым, яко св. мироносицы Марии Магдалины икону пишут яко блудницу, ваны новаплену?» И в другом месте: «нынешнии латинстии и люторстии ученицы иконописцы знаменование у Христа Бога, имя Его божественное ο ων, и креста св. образ и у Пречистыя Богородицы девства Ея нетленного проповедание, оныя три звезды, престаша мнози писати. И сие чюже истинного православия». 292 Высказавши и еще немало горьких сетований по поводу вторжения в русскую иконописть фривольных и светских мотивов тогдашней западной живописи, составитель Щита приходит к тому заключению, что «епископы или их наместницы ведети долженствуют и назирати, каковы в церкви образу попущати... Того убо ради долженствуют иконописцы ко епископом носити тыя на благословение, и да благообразныя и по преданию древнему написанныя приимутся, не таковыя же да возбранятся». Несмотря на предостережения духовной власти и изъявления негодования со стороны представителей ее, эти вольнодумные произведения церковной кисти мало-помалу переходили к нам на Русь в виде икон, исполненных на фряжский образец, живописных картин и особенно печатных или гравированных листов, которыми во множестве снабжали нас немецкие земли. К великому соблазну благочестивых людей того времени, они появились в открытой продаже и нашли себе значительный спрос. Кроме иконного ряда, который представлял собою обширный рынок для сбыта изделий по этой части и находился на нынешней Никольской улице, существовало в Москве и еще несколько мест, где торговали теми же произведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Итак, «в течение целой», так сказать, «ночи» потрудившись, жившие прежде пришествия Христа духовную сеть имели еще лишенною рыб. «Когда» же «утро настало», то есть уже рассеялся диавольский мрак и воссиял Свет истины, очевидно Христос, вопрошавший у трудившихся, не имеют ли они внутри сетей чего-либо, что могло бы послужить пищею Богу, как бы жаждущему спасения всех нас, ибо пищею Его Писание назвало обращение самарян ( Ин.4:34 ), и когда спрошенные ясно исповедали, что у них совершенно ничего нет, тогда повелевает снова бросить «сеть на правую сторону лодки». Ведь и блаженный Моисей бросил сеть наставления, очевидно, посредством буквы законной. Но ловля была как бы на левой стороне, разумея на правой стороне заповедь Спасителя нашего. Ведь научение чрез Христа мыслится в отношении чести и славы несравненно выше и гораздо лучше заповедей закона, так как и истина, без сомнения, выше образов, и Владыка – слуги, и оправдывающая благодать Духа – осуждающей буквы (закона). Поэтому учение Христа должно поставляться на правой стороне, так как правая сторона указывает нам на превосходство над законом и пророками. Итак, немедленно последовав повелению Спасителя нашего, божественные ученики распускают сеть. И это служит нам указанием на то, что не сами —291— себе они похитили благодать апостольства, но по повелению Его вышли на духовную ловитву, ибо «шедше, – говорит, – научите все народы» ( Мф.28:19 ). А они говорят, что «по слову» Христа закидывают сеть, уловляют не иначе как словами Спасителя нашего и евангельскими наставлениями. Затем внутри закинутых сетей было некое великое множество рыб, так что ученики уже не без усилий могли извлечь их. И действительно, бесчисленны уловленные и уверовавшие, и это чудо является уже истинно превышающим и превосходящим силу святых Апостолов, ибо это есть действие Христа, собирающего Своею силою множество спасаемых в Церковь на земле как бы в сеть апостольскую. Ин.21:7–14 . Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петру: Господь есть. Симон же Петр, слышав, яко Господь есть, [верхнею] одеждою препоясася, бе бо наг, и вержеся в море 175 . А друзии ученицы кораблецем приидоша, не бо беша далече от земли, но яко лактей двесте, влекуще мрежу рыб 176 . Когда же вышли на землю, видят угли [горящие] лежащие и рыбу [на них] лежащую и хлеб 177 . Глагола им Иисус: принесите от рыб,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   За последние годы учеными, разделяющими взгляды о со­творении земли, успешно проведены геологические исследова­ния, которые действительно указывают на всемирный потоп около пяти тысяч лет назад (см.: John С. Whitcomb and Henry М. Morris, The Genesis Flood).    (Быт.7:10) «И бысть по седми днех, и вода потопная бысть на земли».    В течение семи дней все заполняли ковчег, приспосаблива­ясь для совместного пребывания там, определяясь каждый в свое место, назначая людей для кормления и решая самые разнооб­разные практические задачи.    Свят. Иоанн Златоуст описывает это как скорбное и тяжкое испытание: зловоние животных, не было окон, чтобы хотя бы выглянуть наружу. Ной должен был кормить пищей, предназна­ченной для него, всех животных в течение всего времени. Без сомнения, это было время поста и молитвы и труда. Они, веро­ятно, не могли есть досыта.    Затем следует описание потопа:    (Быт. 7:11–17) «В шестьсотое лето в житии Ноеве, втораго месяца, в двадесять седьмый день месяца, в день той разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася; и бысть дождь на землю четыредесять дний и четыредесят нощей. В день той вниде Ное, Сим, Хам, Иафет, сынове Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ним в ковчег. И вси зверие земнии по роду, и вси скоти по роду, и всякий кад движущийся на земли по роду, и всякая птица пернатая по роду своему, внидоша к Ною в ковчег два два, мужеский пол и женский, от всякия плоти, в нейже есть дух животный. И входящая мужеский пол и женский от всякия плоти, внидоша к Ною в ковчег, якоже заповеда Господь Бог Ною. И затвори Господь Бог ковчег отвне его. И бысть потом четыредесят дний и четыредесят нощей на земли. И умножися вода и взя ковчег, и возвысися от земли»    Как мы уже сказали, это был не просто дождь. Все лилось вниз с тверди, и все поднималось вверх из-под земли, отбрасы­вая землю к состоянию первого дня творения — хаосу.    (Быт.7:17–24) «И умножися вода и взя ковчег, и возвысися от земли. И возмогаше вода, и умножашеся зело на земли, и ношашеся ковчег вверху воды. Вода же возмогаше зело зелу на земли; и покры вся горы высокия, яже вяху под небесем. Пятьнадесять лактей горе возвысися вода, и покры вся горы высокия. И умре всякая плоть движущаяся по земли птиц и скотов и зверей, и всякий гад движущийся на земли, и всякий человек. И свя елика имуть дыхание жизни, и все еже бе на суши умре. И потребися всякое восстание, еже бяше на лицы всея земли, от человека даже до скота и гадов и птиц небесных, и потребишася от земли: и оста Ное един, и идее с ним в ковчезе. И возвысися вода над землею дний сто пятьдесят».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

И абие возопи велиим гласом к матери своей, дабы шед поведала архиепископу и правителем града того о чюдней и пресветлей иконе Преблагословеныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевей Марии; и поведа ей вся глаголы реченныя, яже слыша от пресветлыя иконы, и место указуя. Мати же ея скоро иде во град к воеводам, и девицу пред ними представи; повеле ей, да сама глаголет, яже о ней содеянная. Девица же поведа им вся глаголы реченныя, яже слыша от причюдныя и великолепныя Богородицины иконы, и место указуя. Они же убо, неверием одержими о пречестней Пречистыя иконе, о ней же девица поведа, и ни во что же вмениша. Мати же прослезився, вземь дщерь, иде к архиепископу, те же предиреченныя поведа глаголы и место указанное ей сказуя: дабы повелел выняти святую Богородицыну икону. Архиепископ же не внят речем ея и отосла ю безделну: бе же приход их в седмый час дне, обретоша же чюдный он пресветлый образ Богородицын в час вторый на десять, по пожаре на том же лете, месяца Июля в 8 день, на память святаго великомученика Прокопия. Бысть же сице. Пойде убо жена та к дому своему, поведая всем людям о чюдней иконе: како видение виде дщи ея. Людие же, дивящеся о глаголех ея и отхождаху не внимающе речем их. Она же, взем заступ и пришед к показанному месту, нача копати много время, и не обрете искомаго. Помале же убо начаша инии копати: и все уже место воскопаше, ничто же обретше. Предиреченная же она девица нача копати на месте, иде же пещь бе; таже и прочии с нею. И яко выкопаша мало боле двою лактей — оле чюдо! явися чюдотворная икона Владычицы нашия Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго ея Одигитрия, купно с превечным младенцем, Господем и Богом нашим Исусом Христом. На чюднай же той иконе бе рукав однорядки сукна вишнева ветх; самый же чюдотворный образ светлостию чюдне сияя, якоже внове вапы начертан. Земному же праху никако же коснувшуся чюдному тому образу, яко-же сами видехом. Девица же, взем Пречистые образ со страхом и трепетом и радостию, и поставиша на том же месте. Людие же ту сущии возопиша, проповедающе немолчными гласы явление божественныя тоя иконы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Ною было шестьсот лет во время наступления потопа; та­ким образом, Бог дал человечеству только сто лет и семь дней, а не сто двадцать лет для покаяния, как Он постановил. Это пото­му, что, как говорит свят. Иоанн Златоуст , люди сделались недо­стойными большего времени, не подвиглись на вразумление даже при виде ковчега и его животных, чудесно собирающихся туда. К тому времени стало совсем ясно, что люди далеки от покаяния. Воды потопа покрыли даже высочайшие горы на пятнад­цать локтей (около семи метров). Свят. Иоанн Златоуст говорит об этом: «Возвысися выше гор пятнадесять лактей вода . Не без причины Писание рассказывает нам об этом, но – дабы мы знали, что потонули не только люди и скоты, и четвероногие, и гады, но и птицы небесные, и все звери и другие бессловес­ные животные, какие только обитали на горах». И далее он говорит: «Смотри, как Писание и раз, и два, и многократно, со­общает, что произошла всеобщая погибель, и что ни одно существо не спаслось, но все потонули в воде – и люди, и животные». Если люди были так нечестивы тогда, погибли ли они и ду­ховно в потопе? Все ли они были осуждены на вечное мучение за свои грехи или нет? В Писании нам не говорится о тех, кто жил во времена Ноя. Апостол Петр в первом соборном послании 3, 18–20 описывает, как Христос сошел во ад, и кого Он увидел там: «Зане и Христос единою от гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о Немже и сущыми в темнице духовом сошед проповеда, противльшимся иногда, егда ожидаше Божие долготерпение, во дни Ноевы, делаему ковчегу, в немже мало, силечь осмь душ, спасошася от воды». Это «спасение от воды,» говорит святой апостол Петр, есть образ святого Кре­щения. Ковчег – это образ Церкви, спасение от грешного мира. Эти слова святого апостола Петра ясно говорят о том, что Христос сошел проповедовать тем, кто погиб во времена Ноя. Поэтому у них была возможность покаяться, хотя и физически они все были мертвы. После смерти у них было определенное оправдание, что Ной не был Христом или Самим Богом, и так у них была возможность принять Христа. Это, однако, было ре­шением каждой отдельной души. Несомненно, некоторые из тех, кто погиб в водах потопа, приняли Христа, проповедовавшего во аду, а некоторые нет. Когда ожесточается сердце, не принима­ют Христа, даже зная, что нужно покаяться, что это является последним шансом. Но мешает гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Слава:  Святым Духом – обожение всем,/благоволение, разум, мир и благословение;/ибо по действиям Он равен Отцу и Слову. И ныне,  тойже. И ныне:  повторяем то же. Антифон 3: Надеющиися на Господа врагом страшни, и всем дивни:/горе бо зрят. Антифон 3 Надеющиеся на Господа/врагам страшны и удивительны для всех;/ибо они ввысь взирают. В беззакония рук своих, праведных жребий,/помощника Тя имея Спасе, не простирает. Рук своих праведных удел,/имея помощником Тебя, Спаситель,/к беззакониям не простирает. Слава:  Святаго Духа держава на всех:/Емуже Вышняя воинства покланяются,/со всяким дыханием дольным. Слава:  Святой Дух господствует над всем:/Ему вышние воинства поклоняются/вместе со всем, что дышит, на земле. И ныне,  тойже. И ныне:  повторяем то же. Прокимен, глас 6: Господи, воздвигни силу Твою,/и прииди во еже спасти нас.  Стих: Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа. Прокимен, глас 6 Господи, воздвигни силу Твою/и приди, чтобы спасти нас.  Стих: Пастырь Израиля, внемли, ведущий, как овец Иосифа.    Пс 79: 3Б, 2А Всякое дыхание: Всё что дышит, да восхвалит Господа: Евангелие воскресное утреннее 10, от Иоанна, зачало 66 Во время оно, явися Иисус учеником Своим, востав от мертвых, на мори Тивериадстем. явися же сице. Бяху вкупе Симон Петр, и Фома нарицаемый Близнец, и Нафанаил, иже бе от Каны Галилейския, и сына Зеведеова, и ина от ученик Его два. Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити. Глаголаша ему: идем и мы с тобою. Изыдоша же и вседоша абие в корабль, и в ту нощь не яша ничесоже. Утру же бывшу, ста Иисус при брезе: не познаша же ученицы, яко Иисус есть. Глагола же им Иисус: дети, еда что снедно имате? Отвещаша Ему: ни. Он же рече им: вверзите мрежу о десную страну корабля и обрящете. Ввергоша же, и ктому не можаху привлещи ея от множества рыб. Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть. Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море. А друзии ученицы кораблецем приидоша, [не беша бо далече от земли, но яко две сте лактей,] влекуще мрежу рыб. Якоже излезоша на землю, видеша огнь лежащь, и рыбу на нем лежащу и хлеб. И глагола им Иисус: принесите от рыб, яже ясте ныне. Влез же Симон Петр, извлече мрежу на землю, полну великих рыб, сто и пятьдесят, и три: и толико сущим, не проторжеся мрежа. Глагола им Иисус: приидите, обедуйте. Ни един же смеяше от ученик истязати Его, Ты кто еси; ведяще, яко Господь есть. Прииде же Иисус, и прият хлеб, и даде им, и рыбу такожде. Се уже третие явися Иисус учеником Своим, востав от мертвых.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-7...

Потом ( Иез.43:10 ) дается повеление Пророку, показать народу здание храма, чтобы, пристыженные величием благодеяния и надеждою восстановления в прежнее состояние, перестали они грешить и не чествовать. Пророку повелено не только начертать и описать народу здание, но показать и уставы и чиноположения храма, чтобы соблюдением их благоугождали Владыке. Сказует же Пророк, что видел он и алтарь кадильный; высота его – два локтя, длина – один локоть, и ширина той же меры. Сказует же, что видел и два очистилища не одинаковой меры, одно меньшее, а другое большее. Необходимо представляется вопрос, почему блаженный Моисей по заповеди Божией устроил одно очистилище, а здесь Пророк видит два? Думаю же, что малое есть прообраз большего, потому что Ветхий Завет – прообраз завета Нового, и то очистилище – прообраз очистилища нашего; а наше очистилище – Христос, как говорит божественный Апостол: «Егоже предположи Бог очищение в крови Его, в явление правды Своея» ( Рим. 3, 25 ). Сказует, еще Пророк, что между двумя очистилищами были четыре локтя по числу божественных Евангелий, потому что в промежуток, между законом и уповаемыми благами, дана людям благодать евангельская. «Арииль же дванадесять лактей в долготу, и в широту» равномерно ( Иез.43:16 ). «Арииль» на еврейском языке значит: «гора Божия», или, по другому толкованию: «свет Божий». Называет же так Пророк, как думаю, основание очистилища; и сие число локтей соответствует числу священных апостолов, которые соделались основаниями и восхождениями благодати Божьей, подпорой и утверждениям Церкви. «Ты еси Петр, и на семь камени созижду Церковь Мою», сказал Господь ( Мф. 16, 18 ); и еще: «вы есте свет мира» ( Мф.5, 14 ). Самое же очистилище, как говорит Пророк, двумя локтями было больше Ариила и в длину и в широту, ибо не по Божеству только, но и по воспринятому человечеству, Владыка безмерно выше рабов. Потом Бог всяческих повелевает Пророку обучить иереев законам о жертвах, как в жертву за грех должно приводить и заклать тельца, и где надлежит прекращать священнодвйствие, как надобно окроплять рога требника и углы очистилища, потом в жертву за грех приводить козлов, не имеющих никакого порока, и также опять окроплять кровию требник. Когда же, сказано у Пророка, будет сие совершено, и очищение за грех исполнено, тогда да принесут тельца и овна, также не имеющих порока, и да совершат жертву с солью. А соль есть знак смысленности, рассудительности и благочестивого образа мыслей. Ибо не просто, и не обычаю следуя, пусть делают это, но рассудительно, с решительным намерением стать благочестивыми, и в продолжение семи дней да сотворят (не буду называть каждую порознь) такие-то, а ( Иез.43:27 ) «осмаго дне и потом» такие-то жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

веровать в тот и другой завет. Поэтому некоторые псалмы надписываются «о осмей», и в сто восемнадцатом псалме дается праведному наставление восьмистишиями, приноровленными к каждой из букв (еврейского алфавита). Восемь и блаженств, изрекши которые ученикам на горе, Господь положил основание церкви. Осмеричное число нашел и Иезекииль в устройстве храма. Найдешь и многое другое в Писаниях, отмеченное этим числом. Итак, выпускают из ковчега ворона, и он не возвращается; а голубь возвещает мир земле. Так и в крещении церковном, по изгнании зловещей птицы, т.е. диавола, мир земле нашей возвещает голубь Святого Духа. Строящийся ковчег, начиная с тридцати (трехсот?) лактей, сводится понемногу к одному лактю. Подобным образом и церковь , имеющая множество степеней, завершается в конце диаконами, пресвитерами и епископами. Грозили опасности ковчегу в потопе, грозят они и церкви в мире. Вышедши из ковчега, Ной насадил виноград, и, испив от него, упился; родившийся во плоти Христос насадил церковь , и пострадал. Старший сын осмеял обнажившегося отца, а меньший прикрыл его; осмеяли и иудеи распятого Бога, а язычники почтили. Мало было бы дня для меня, если бы я стал раскрывать все тайны ковчега, сопоставляя его с церковью. Как относящееся к настоящему предмету, я покажу, кто между нами орлы, кто голуби, кто львы и олени, кто черви и змеи. Не одни овцы находятся в церкви, и не чистые только летают в ней птицы; сеется в поле хлеб, и над блестящим посевом встают, как властелины, лопушник и чертополох и овесец безплодный (Верг. 1 Георг. 154). Что делает земледелец? Вырывает куколь? Но в таком случае потоптывается весь хлеб. Деревенская промышленность ежедневно отгоняет птиц стуком, отпугивает их чучелами: здесь хлопают бичом, там развешивают пугало. Но и при этом делают набеги то проворные дикие козы, то резвые дикие ослы; там маленькие зверки собирают хлеб в свои выкопанные в земле житницы, здесь разоряют жатву кишащие стада муравьев. Так уже это бывает. Никто не владеет полем беззаботно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   Мати же ея скоро иде во град к воеводам, и девицу пред ними представи; повеле ей, да сама глаголет, яже о ней содеянная. Девица же поведа им вся глаголы реченныя, яже слыша от причудныя и великолепныя Богородицины иконы, и место указуя. Они же убо, неверием одержими о пречестней Пречистыя иконе, о ней же девица поведа, и ни во что же вмениша. Мати же прослезився, вземь дщерь, иде к архиепископу, те же предиреченныя поведа глаголы и место указанное ей сказуя: дабы повелел выняти святую Богородицыну икону. Архиепископ же не внят речем ея и отосла ю безделну: бе же приход их в седмый час дне, обретоша же чудный он пресветлый образ Богородицын в час вторый на десять, по пожаре на том же лете, месяца Июля в 8 день, на память святаго великомученика Прокопия.    Бысть же сице. Пойде убо жена та к дому своему, поведая всем людям о чудней иконе: како видение виде дщи ея. Людие же, дивящеся о глаголех ея и отхождаху не внимающе речем их. Она же, взем заступ и пришед к показанному месту, нача копати много время, и не обрете искомаго. Помале же убо начаша инии копати: и все уже место воскопаше, ничто же обретше. Предиреченная же она девица нача копати на месте, иде же пещь бе; таже и прочии с нею. И яко выкопаша мало боле двою лактей — оле чудо! явися чудотворная икона Владычицы нашия Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго ея Одигитрия, купно с превечным младенцем, Господем и Богом нашим Исусом Христом. На чуднай же той иконе бе рукав однорядки сукна вишнева ветх; самый же чудотворный образ светлостию чудне сияя, якоже внове вапы начертан. Земному же праху никако же коснувшуся чудному тому образу, яко-же сами видехом. Девица же, взем Пречистые образ со страхом и трепетом и радостию, и поставиша на том же месте. Людие же ту сущии возопиша, проповедающе немолчными гласы явление божественныя тоя иконы. И вскоре стекошася безчисленое множество благочестивых народа, вопиюще со слезами: «Владычице, спаси ны!» И послаша весть ко архиепископу и к первым града, яко обретоша Богородицын святый образ. Архиепископ же повеле скоро в колокол звонити. И пойде со кресты на место то со всем освященным собором, идеже обретоша чудную Пречистые икону, с воеводы и со множеством народа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2845...

   Ною было шестьсот лет во время наступления потопа; та­ким образом, Бог дал человечеству только сто лет и семь дней, а не сто двадцать лет для покаяния, как Он постановил. Это пото­му, что, как говорит свят. Иоанн Златоуст, люди сделались недо­стойными большего времени, не подвиглись на вразумление даже при виде ковчега и его животных, чудесно собирающихся туда. К тому времени стало совсем ясно, что люди далеки от покаяния.    Воды потопа покрыли даже высочайшие горы на пятнад­цать локтей (около семи метров). Свят. Иоанн Златоуст говорит об этом:     «Возвысися выше гор пятнадесять лактей вода. Не без причины Писание рассказывает нам об этом, но — дабы мы знали, что потонули не только люди и скоты, и четвероногие, и гады, но и птицы небесные, и все звери и другие бессловес­ные животные, какие только обитали на горах».    И далее он говорит:    «Смотри, как Писание и раз, и два, и многократно, со­общает, что произошла всеобщая погибель, и что ни одно существо не спаслось, но все потонули в воде — и люди, и животные».    Если люди были так нечестивы тогда, погибли ли они и ду­ховно в потопе? Все ли они были осуждены на вечное мучение за свои грехи или нет?    В Писании нам не говорится о тех, кто жил во времена Ноя. Апостол Петр в первом соборном послании 3, 18—20 описывает, как Христос сошел во ад, и кого Он увидел там: «Зане и Христос единою от гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о Немже и сущыми в темнице духовом сошед проповеда, противльшимся иногда, егда ожидаше Божие долготерпение, во дни Ноевы, делаему ковчегу, в немже мало, силечь осмь душ, спасошася от воды». Это «спасение от воды,» говорит святой апостол Петр, есть образ святого Кре­щения. Ковчег — это образ Церкви, спасение от грешного мира.    Эти слова святого апостола Петра ясно говорят о том, что Христос сошел проповедовать тем, кто погиб во времена Ноя. Поэтому у них была возможность покаяться, хотя и физически они все были мертвы. После смерти у них было определенное оправдание, что Ной не был Христом или Самим Богом, и так у них была возможность принять Христа. Это, однако, было ре­шением каждой отдельной души. Несомненно, некоторые из тех, кто погиб в водах потопа, приняли Христа, проповедовавшего во аду, а некоторые нет. Когда ожесточается сердце, не принима­ют Христа, даже зная, что нужно покаяться, что это является последним шансом. Но мешает гордость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010