Так как все творение было создано для человека и должно обновиться вместе с ним в конце этого мира, когда будет новое небо и новая земля, то теперь творение погибает вместе с нече­стивыми людьми во дни Ноя. ( Быт.6:8–10 ) «Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же бытия Ноева: Ное человек праведен, совершен сый в роде своем Богу угоди Ное. Роди же Ное три сыны: Сима, Хама, Иафета» Отцы отмечают, как велика была праведность Ноя, процвет­шая посреди нечестивого поколения, и поэтому возможно и для нас сохранять добродетель, живя даже в такое нечестивое время, как наше. Замечая, что Ной имел только тро­их сыновей (в то время как Адам и другие патриархи, возможно, сотни), Отцы указывают на целомудрие Ноя, который воздерживался даже от за­конного супружеского ложа. ( Быт.6:11–13 ) «Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды. И виде Господь Бог землю, и бе растлена: яко растли всяка плоть путь свой на земли. И рече Господь Бог Ною: время всякого человека прииде пред Мя, яко исполнися земля неправды от них; и се, Аз погублю их и землю». Здесь свят. Иоанн Златоуст обра­щает наше внимание на то, как Бог говорит лицом к лицу с Ноем о Сво­их планах относительно человечес­кого рода: «Они сделали так много зла, что нечестие уже разлилось и покрыло всю землю. Поэтому Я по­гублю и их и землю: «се, Аз погублю их и землю» . Так как они сами уже наперед погубили себя без­законными делами, то Я навожу со­вершенную погибель и истребляю и их, и землю, чтобы земля подверглась очищению и освободилась от сквер­ны столь многих грехов». Теперь Бог повелевает Ною сде­лать ковчег: ( Быт.6:14–16 ) «Сотвори убо себе ковчег от древ (негниющих) четвероугольных; гнезда сотворивши в ковчезе, и посмолиши его внутрьуду и внеуду смолою. И тако сотвориши ковчег: трех сот лактей долгота ковчега, и пятьдесяти лактей широта его. Собирая сводом сотворивши ковчег, и в лакоть свершиши его свыше; дверь же ковчега сотвориши от страны; обиталища двокровна и трекровна сотвориши в нем». Локоть – это расстояние от локтя человеческой руки до кончиков пальцев, то есть примерно 38–46 сантиметров. Таким образом, ковчег, исходя из такого расчета, составлял примерно 114–138 метров в длину, 19–23 в ширину и 11,4–13,8 в высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Четыре указывает на четырех евангелистов; так как четыре евангелия указывают нам сущность всякого доброго дела. Шесть, помножаемое на четыре, дает 24. К этому произведению прибавляется единица, означающая Единого, действующего вся во всех, – и составляется полное искомое число (25) 381 . Но есть еще измерения. Непокровенное елама врат шестидесяти лактей. По методе толкователя и но тем мыслям, с какими приступает св. Григорий в разгадке темных мест пророческой книги, читатель может догадываться, в чем будет показан знаменательный смысл означенного числа. Опять здесь разложение на составные числа и опять все опирается на шестеричном числе, которое признается у св. Григория одним из самых содержательных чисел. Им означается совершенство доброго дела; но дело человека определяется десятью заповедями закона, и после этого понятно, что значит 60=6 x l0. Свое толкование св. Григорий подтверждает словами Господа, взятыми из притчи о сеятеле: другое паде на земли добрый, и даяше плод восходящь и растущь, и приплодоваше на тридесять, и на шестьдесят и на сто ( Мк. 4:8 ). Плод земли доброй приносит тридцать, когда ум приносит совершенство веры в Троицу, приносит шестьдесят, когда приносит дела доброй жизни, приносит сто, когда ведет к созерцанию вечной жизни 382 . И от передняго края ворот, что при входе, до края крыльца внутренних ворот пятьдесят лактей. Число 50 означает покой вечной жизни. Чтобы уяснить такое знаменование, св. Григорий по прежнему дает слитному числу раздельный вид, поставляя вместо 50 равное ему число 7 x 7 1. Седьмой день исполняет число дней, и по закону суббота назначена для покоя. Помноженное само на себя, семеричное число дает 49, которое достигает 50, если к нему прибавить единицу. Прибавление единицы основывается на том, что все наше совершенство будет в созерцании Того Единого, в видении коего для нас будет вся радость и спасение. Отсюда и юбилей, то есть, пятидесятый год дан был для покоя. Это указание на то, что кто достигает вечных радостей всемогущего Бога, тот не будет более иметь труда и стенания 383 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

А чтобы сделать Иудеев более благодарными, излагает и частности, сказывая, что Бог промышляя о всех вообще, оказал им и особые некоторые благодеяния. Феодорита: О последней язве упомянул во первых, потому что за нею последовало уже освобождение их. Пс.134:9 .  Посла знамения и чудеса посреде тебе, Египте, на Фараона и на вся рабы его Смотри касательно сего в упомянутом 77-м псалме слова 43-го стиха: как Он сделал в Египте знамения свои и чудеса на поле Таниса. Поелику Давид выше упомянул о десятой и самой тяжкой казни – смерти на первородных, то должно заключить, что словами: знамения и чудеса, он по связи указывает на прочие казни. (1) (1) Что значит: посреди тебя? говорит Златоуст. Открыто, как говорит и в другом месте, соделал спасение посреди земли; так как, что на средине, то явно всем. И Феодорит: Ибо не могло царство освободить его (фараона) от посланных Богом наказаний, но тому же злу подверглись не только бывшие под управлением царя, но и царь. Так и великому Моисею сказал Бог всех же: вот Я поражу всякое первородное египетское от первородного фараонова, сидящего на престоле до первенца пленницы, мелющей жерновами ( Исх. 11:5 ). Пс.134:10 .  Иже порази языки многи Бог, сказывает, умертвил народы, препятствовавшие перехождению евреев и вшествию в землю обетованную, т. е. Амаликитян, Моавитян, Едомлян и других, или и семь народов, обитавших в Палестине. Впрочем, Давид говорит о сем сокращено и мимоходом. И изби цари крепки Бог, повествует, умертвил правителей и царей вышесказанных народов. Пс.134:11 .  Сиона царя Аморрейска и Ога царя Васанска Сион царь Амморейский, был знаменит богатством и войсками, а Ог был известен по своей величине тела и мужеству. Ибо повествуется, что он имел кровать железную, на которой спал, длиною девять лактей, а шириною четыре лактя. (1) (1) Моисей ясно излагает это во Второзаконии: ибо только Ог, царь Васанский, остался из рафаимов. Вот одр его – одр железный; вот он (одр) в краеградии (в крепости) сынов Аммоновых: девять лактей длина оного, и четыре лакти ширина его лактя мужеского ( Втор. 3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

     Быт.7:18—20. И возмогаше вода, и умножашеся зело на земли, и ношашеся ковчег верху воды. Вода же возмогаше зело зело на земли: и покры вся горы высокия, яже бяху под небесем: пятьнадесять лактей горе возвысися вода, и покры вся горы высокия.    Если и по прекращении проливного дождя из хлябий небесных, продолжавшегося только 40 суток, вода потопная прибывала все более, пока наконец покрыла самые высокие горы, то следует заключить, что главною причи­ной всемирного потопа были не хляби небесные, а подзем­ные воды, которые действовали с преимущественною силою и продолжительностью. — Если сказано, что вода поднялась на пятнадцать локтей, покрыв «все горы высокия», это должно понимать не в отношении к горам, ибо их высота различна, — но в отношении к ковчегу, который, всюду носясь по водам, нигде не касался горных вершин, покрытых водою, хотя погружался на 15 лактей.      Быт.7:21—23. И умре всякая плоть движущаяся по земли, птиц и скотов и зверей, н всякий гад движущийся на земли, и всякий человек, и вся елика имут дыхание жизни, и все еже бе на суши, умре. И потребися всякое востание [п][существо], еже бяше на лицы всея земли, от человека даже да скота и гадов и птиц небесных, и потребишася от земли: и оста Ное един, и иже с ним в ковчезе.    Хотя потоп был послан на землю собственно за грехи людей, но чтобы люди видели, как тяжка их вина, казнь за нее распространена на несмысленную тварь. Казнь эта тем поразительнее, что от нее погибло несметное множество животных. Род человеческий, как произшедший от одной четы, не мог в течение двух тысяч с небольшим лет до потопа распространиться по всему лицу земли.    По свидетельству геологических данных, люди до потопа даже в Европе не успели расселиться, не говоря о других более отдаленных частях света.     По сотво­рении быв поселены в одной избранной местности, люди из нее, как из средоточия, могли расселяться по земле только постепенно, мало-помалу. Но животные буквально наполняли всю землю, потому что и сотворены были вдруг в огромном количестве; в истории о сотворении их не сказано, чтобы каждый род  их явился на свет только в одной чете, и притом в одном месте, а сказано прямо, например, о животных сухопутных: «да изведет земля душу живу, четвероногая и гады и звери земли по роду бысть тако» (Быт 1:24), т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ты даже не можешь не работать, если бы и хотел этого. Не все одно только созерцание, особенно наше современное созерцание... Наконец, ведь и невозможно все время своей жизни сидеть без работы. Ни один человек не вынесет этой пытки, если он захочет сохранить себя чистым от всякой скверны. Один старец говорил: «Никто не может переносить скуку уединения в пустыне кроме того, кто способен своими руками приобретать себе пропитание» 2457 . Какие любопытные доказательства этой мысли мы встречаем в жизни древних подвижников. «О Павле рассказывали, что он провел всю Четыредесятницу с малой мерой чечевицы и кружкой воды, и был в затворе до самого праздника, сплетая и расплетая одну и ту же веревку» 2458 . Такой строгий подвижник, глубокий созерцатель и однако не может остаться без дела, без труда, без какой-либо работы. Пусть это будет только призрак работы, все же это работа. Так тесно связан труд с нашей натурой, так мы мало можем отрешиться от своей телесной природы, так мало можем походить на совершенно бестелесных Ангелов. Приведем еще два подобных примера. Пришедшие к авве Ахиле «увидели, что он ночью вил большую ве- —600— ревку, и просили его сказать что-нибудь. Он сказал: с вечера и до сего времени я свил двадцать лактей, и, право, не имею нужды в них. Но как бы не прогневался на меня Бог и не осудил меня за то, что, будучи в силах работать, не работаю. Потому я тружусь и делаю по силам моим» 2459 . «Авва, Павел, опытнейший между отцами, пребывая в обширной пустыне, будучи обеспечен плодами пальм и маленьким садиком, имел достаточный материал для пищи и жизни, не мог заниматься каким-либо трудом, другим делом, которым бы можно было содержаться. Ибо жилище его в той пустыне отстояло от городов и обитаемой земли на семь дней пути или еще дальше, и больше требовалось платы за провоз, нежели чем сколько цены можно было получить за готовую работу. Собравши листья пальм, он постоянно требовал от самого себя ежедневный урок работы, как будто этим он должен содержаться. Когда работой целого года пещера его наполнялась, то сделанное с заботливым старанием, подложив огонь, он ежегодно сожигал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( Быт.8:1 ) Праведный Ной, послушав гласа Господа своего, и усердно исполняя святейшее повеление Его, как скоро построил ковчег, взошел в него с женою своею, с детьми своими, со скотами и зверьми, нужными для вторичного населения земли, и заключился в нем, утвердив его со всех сторон, и замазав смолою: тотчас увидел воду, ковчег его окружившую, подъявшую, и волнами своими всюду его носившую. По седми бо днех вода потопная бысть на земли. Ибо силою Всемогущества Божия вси источницы бездны разверзашася, все ключи и родники из самой глубины земной открылися, и хляби небесная отверзошася, такая вода из облаков пошла, что как бы из великих отверзший текла. И бысть дождь на землю четыредесять дней, и четыредесять нощей. И умножися вода, и взя ковчег и возвысися от земли: и возмогаше вода, и умножашеся зело на земли, и ношашеся ковчег верху воды. Вода же возмогаше зело зело на земли: и покры вся горы васокия, яже бяху под небесем: пятьнадесять лактей горе возвысися вода и покры вся горы высокия 145 . Но что было с праведным Ноем, то же самое бывает и со всяким внутренним, в Триипостасного Бога верующим, и Слова Его слушающимся человеком. Внутренний человек как скоро, послушав гласа Господа своего, возжелает и решится созидать духовный спасения ковчег, дабы внити в него, и в нем, преплыв море жизни сей, достигнуть до тихого пристанища; как скоро вознамерится восстановлять и возобновлять падшую внутреннюю храмину свою на камне Иисусе Христе верою, надеждою и любовью; как скоро прилепится к животворящему Кресту Христову, и на нем начнет утверждать духовное строение свое, тотчас он увидит себя отовсюду потопною водою окруженным; тотчас увидит вокруг себя различные искушения, искушения мира, искушения плоти, искушения сатаны, и самые Божеские испытания. Всякий духовный строитель, строитель ковчега спасения, вскоре после своего начала и обращения подвергается сим великим опытам. Как скоро он примется за ковчег спасения, тотчас житейское море воздвизается бурею напастей и злоключений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

об.) и которые, оставаясь загадкою для толкователей, почитаются, между прочим, за «галереи» (рус. пер.). Эти аттики находились в шелишим, понятие, опять неизвестное (от корня «три»), но с большою вероятностью понимаемое о трех этажах здания, ярусах (см. объяснение Иез.41.16 ; ср. Быт 6.16 ); по блаж. Иерониму: символ троичности в Божестве. – У LXX этот стих «расписаны (т. е. комнаты) яко же врата (верим, двадцать, читали как шеарим, ворота) двора внутренняго и яко же междустолпия ( περιστυλα см. объяснение Иез.40.17 ) внешняго двора, чинорасположены ( εστοιχισμεναι, расположены рядами, т. е. комнаты), прямоличны ( αντιπροσωποι) притворы три», στοαι τρισσαι – а против них или у фасада их тройные портики. Иез.42:4 .  А перед­ комнатами ход в десять локтей ширины, а внутрь в один локоть; двери их лицом к северу. Хотя комнаты, как узнаем далее (ст. 4, 8), помещались в 2 отдельных зданиях, но главнейшие из них и большее их число помещались в одном здании (G, G») тянувшемся вдоль муны, так что другой группы (H, H») пророк пока не имеет в виду и занимается только первыми. – «Перед ( лифней, у лица, у фасада) комнатами», точнее след. между одним корпусом комнат и другим, «ход ( магалак, περιπατος, слав. «проход», deambulatio; план 3: I, Í) в десять локтей ширины», т. е. такой же большой, как ширина ворот ( Иез.40.11 ), потому что им должно быть доставлялось из заднего здания все потребное для жертвы. Чем отмечен был этот ход от остальной части двора, особенно в той части своей, которая не упиралась во второй корпус комнат (на пл. 3 обозначенной пунктиром), не указано (может быть, мостовой. Сменд), а вместо того делает непонятное замечание; «а внутрь в один локоть» (букв.: во внутренний, или во внутреннее путь локоть один), которое можно понимать или так, что ход по местам, напр. в дверях здания, углублялся в здание еще на локоть, или так, что кроме этого хода был внутри, у самого здания еще один ход (тротуар, панель) в 1 л., или лучше читать это замечание по некоторым кодексам LXX: «длиною же (орек, длина, близко по начертанию к дерек, путь) в сто (меа вместо ехат) лактей» (­­ длина храма).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что особенно вожделенно для слушателей, на то Пророк часто указывает: на человеколюбие, снисходительность, милость Божию. Пение псалмов вместе с удовольствием приносит пользу. Ибо кто поет псалом, тот, хотя бы был крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия, и хотя бы был обременен безчисленными пороками и одержим унынием, услаждаясь удовольствием, облегчает свои помыслы, окрыляет ум... (Златоуст). Пс.134:4.   Яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. Пс.134:5.   Яко аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Излагает причины, по которым должно петь Господу: то, что из всех народов «Бог избра Себе один» народ иудейский от «Иакова» патриарха, который именуется «Израилем» ; по своему преуспеянию в Боге новый «израильский» народ — есть христианский народ: об этом и «позна» Пророк (Василий В.). Пс.134:6.   Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Пс.134:7.   Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори: изводяй ветры от сокровищ Своих. Постепенно возвышая слушателей к истинному познанию Бога, Пророк показывает, как должно хвалить «Его» , исследуя состав творений, удивляясь и изумляясь премудрости, промыслу, могуществу, попечению Его (Златоуст). Пс.134:8.   Иже порази первенцы Египетския от человека до скота. Пс.134:9.   Посла знамения и чудеса посреде Тебе, Египте, на фараона и на вся рабы его. От общего промышления переходит к частному, показывая чрезвычайность наказания египтян за их крайнюю ожесточенность, что служит величайшим оправданием действий Божиих (Златоуст). Пс.134:10.   Иже порази языки многи, и изби цари крепки: Пс.134:11.   Сиона царя Аморрейска, и Ога царя Васанска, и вся царствия Ханаанска: Пс.134:12.   И даде землю их достояние, достояние Израилю людем Своим. «Сион, царь Аморрейский» , был знаменит богатством и войсками, а «Ог» был известен по своей величине тела и мужеству. Ибо повествуется, что он имел кровать железную, на которой спал, длиною 9 лактей и шириною 4 лактя (Втор. 3:11). Бог разрушил все «царства» земли «ханаанской» , т.е. Палестины и «даде» ее в «достояние Израилю людем Своим» (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

84 Буквальный перевод с Латинского подлинника, в котором этот текст читается так: et mensus est рогтат a tecto tháanu usque ad tectum ejus, latitudinem uiginti et quinque cubitorum. 85 Буквальный перевод с Латинского подлинника, в котором этот текст читается так: et ostium contra ostium . В Славянском перевод та же мысль выражена так: сия врата ко вратам. 86 Буквальный перевод с Латинского подлинника, в котором этот текст читается так: et facit frontes per scxaginta cubitos, et ad frontem atrium portae undique per circuitum . A в Славянском переводе так: и непокровенное Елама врат шестидесяти локтей (двадесяти пяти) и Фее двора окрест . 87 Буквальный перевод с Латинского подлинника, в котором этот текст читается так: et ante faciem portae, quae pertingebat usque ad faciem uestibuli portae interioris, quinquaginta cubitoc . В Славянском переводе тот же самый текст читается так: и непокровенное врат отвне, в непокровенное (врат) слама врат внутрь уду пятьдесят лактей. 88 В Латинском подлиннике: et fenestras obliquas in thalamis . В Славянском же переводе читается так: и оконца сокровенна в фееим . 90 Буквальный перевод с латинского подлинника в котором этот текст читается так: similiter autem erant et in uestibulis fenesliae per gyrum intrinsecus. 92 Буквальный перевод с латинского подлинника, в котором этот текст читается так: et eduxit me ad atrium exterius, et ессе gazophilacia, et pauimentum stratum lapide in atrium per circuitum . 94 Буквальный перевод с Латинского подлинника, в котором этот текст читается так: anima laborantis laborat sibi quia compulit eum ossuum. 95 Буквальный перевод с Латинского подлинника, в котором этот текст читается так: et pauimentum in froute portarum secundum longitudinem porlarum erat inforius. 96 В Славянском перевод последнее полустишие значится так: яко голуби со птенцы ко мне . В Латинском подлиннике читается так: et quasi columbae ad fenestras suas . Последняя мысль уместнее в дальнейшем объяснении Святителя. И потому она буквально переведена с Латинского подлинника.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Во второй – Давид принял царство, и сначала Иевосфей, сын Саула, желая царствовать, спорил с ним о власти; наконец все приложились к Давиду; он покорил всех врагов; взял Вирсавию, жену Урии. Аввессалом, восставший на отца своего убит. Потом Давид, исчислив народ, воздвиг на себя гнев Божий. Когда же он после этого умилостивил Бога, гнев перестал. Сия вторая книга Царств кончается старостию Давида. Давид имел под властию своею много сильных, великих мужей. Имена и дела некоторых из них суть следующия. Ионафан, сын Семессия, брата Давидова; он убил некоего мужа из Рамессы, поносившего Израиля, имевшего на руках и на ногах по шести пальцев. Адинон Азонеянин; он один обнажил меч свой против 800 воинов. Иессевада, сын Ахамани; и этот также обнажил свой меч против 300, и поразил их. Елеазар сын Соси; он, когда собрались иноплеменники, один напал на них и их истребил, так что замер меч в руке его, а народ собрал за ним добычу. Самаия, сын Асы, Сарухеанин; он, когда пришли иноплеменники и хотели разграбить участок земли, засеянный чечевицею, между-тем как народ разбежался, остался один, прогнал иноплеменников и сохранил участок земли. Три сильные из тридцати; они знамениты тем, что для утоления жажды Давида прорвав стан иноплеменников, почерпнули воды изо рва и принесли воду к Давиду. Давид, удивившись храбрости их, принял воду, пить же не хотел, но возлил ее Господу, говоря: милостив мне, Господи, еже сотворити сие, кровь ли мужей пошедших в душáх своих пити имам ( 2Цар. 23, 17 ). Ванеа, сын Иодаев; он совершил много храбрых подвигов: поразил сыновей Уриила Моавского, и, сошедши в ров, во время зимы, убил льва; он поразил также некоего Египтянина, мужа сильного, который был пяти лактей, и имел копье, как дерево корабельной лестницы; он, отняв у него копье, им самым убил его. Авесса, брат Иоава, сын Сараии, сестры Давида; он поразил копьем 30 человек в одно время и, как серна, убежал в горы. Сверх сего он поразил и умертвил Есвиена, хотевшего убить Давида. Всех воинов Давид имел 10,234. 10) Книга 3-я и 4-я Царств

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010