И размери широту входа вратнаго десяти лактей, широту же (длину) вратную тринадесяти лактей и лакоть един сводим прямо фееим лактя единаго, и лактя единаго, предел сюду и сюду (перед комнатами выступ в один локоть с одной стороны, и в один локоть с другой стороны)... И размери врата от стены фее до стены фее (в тексте, читаемом у Григория: от кровли покоев до кровли ворот), широта двадесяти и пяти лактей: сия врата ко вратом (дверь была против двери), и непокровенное елама врат шестидесяти лактей, и фее двора окрест. И непокровенное врат отвне в непокровенное елама врат внутрь уду пятьдесят лактей (и от переднего края ворот, что при входе, до края крыльца внутренних ворот пятьдесят локтей) (40: 11–15). Ворота у нашего толкователя часто служат символическим означением свящ. Писания, и измерения этих ворот толкуются в смысле указания на некоторые отличительные черты или частности, содержащиеся в двух заветах Писания. Широта входа вратного означает закон ветхозаветный, а долгота закон новозаветный. Десять локтей широты – десять заповедей закона Моисеева; в Новом завете к этим десяти заповедям прибавлена благодать Духа, открывшая народу Троицу, которую проповедали и пророки, но которой народ ветхозаветный не знал, держась одного закона. Отсюда объясняется смысл тринадцати локтей, показывающих длину ворот. Мера постепенно увеличивается у пророка: то один локоть, то шесть локтей, то десять, то тринадцать и т. д.; этим означается постепенность уяснения веры в Бога, единого в существе и троичного в лицах, и постепенность проповеди, раскрывающей тайны благодати Божией. Пред покоями с одной и другой стороны выступ в один локоть – ветхий и новый завет показывают нам одного Посредника Бога и человеков. Больше трудностей предстояло герменевту, когда он по своему плану должен был вложить многосодержательный смысл в более сложные числа, чем бывшие прежде, вращавшиеся около единиц. Подбор фактов гораздо труднее, когда приходится проводить параллели между историческими данными и целыми десятками бессодержательных цифр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

84. Поступил в том же году крест серебряный золоченый, с изображением Спаса Нерукотворного, украшенный средним жемчугом, лалами, яхонтами и изумрудом. На нижней доске надписаны имена святых, коих мощи положены в нем, вышиной – 3, шириной – 2 вершка. 85. Крест серебряный золоченый с круглым возглавием, на котором Распятие; украшен двенадцатью жемчужинами: в возглавии часть ризы Господней, тернового венца, древа креста Господня и камень от гроба Господня. На нижней доске написаны имена святых, коих мощи в нем положены; поступил в 1763 году, вышиной 3, шириной 1 1 / 2 вершка. 86. Крест серебряный с изображением Спасителя, Божьей Матери и святого Иоанна Богослова, а вверху трех лиц Святой Троицы; в нем имеются мощи святых; вышиной 6 1 / 2 – шириной 3 1 / 2 вершка. 87. Крест золотой с изображением Распятия; возглавие с чеканным изображением Спаса Нерукотворного. Украшен 18 бурмисткими зернами, 3 изумрудами, – один синий и 3 красными яхонтами. В нем часть древа Креста Господня и мощи разных святых; вышиной 3 1 / 2 – шириной 2 вершка. 88. Крест деревянный с резным Распятием и возглавием, на котором вырезаны: Лик Спасителя и другие священные предметы, обложен серебряным вызолоченным окладом. В нем имеются: кровь Господня, полотенце Пресвятой Богородицы и мощи разных святых; вышиной 6 1 / 2 – шириной 3 3 / 4 вершка. 89. Крест серебряный вызолоченный с изображением Распятия, а над ним Спаса Нерукотворного. В пяти ковчежцах его, по надписи, хранятся: часть ризы Господней, часть древа Животворящего Креста, перст Чудотворца Николая; древо Антония Печерского, и часть мощей Феодора Стратилата; вышиной 1 1 / 2 – шириной 3 / 4 вершка. 90. Крест золотой без изображения, украшен со всех сторон изумрудами и яхонтами. Имена святых, коих мощи в нем положены, написаны внутри на бумаге по-армянски; вышиной 1 1 / 4 – шириной 1 1 / 4 вершка. Передан в 1763 году, но откуда, неизвестно. 95. Крест серебряный вызолоченный с распятием, наведенным финифтью. В верхней части с надписью хранятся мощи святых; поступил в 1763 году; вышиной 3 / 4 , шириной 1 / 4 вершка.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Рассмотренная паримия читается в праздник Рождества Христова потому, что событием Рождества Христова положено основание всемирному духовному царству, или Церкви Христовой, о чем идет речь в паримии; также потому, что рождение Христа от неискусобрачной Девы предызображено было отсечением камня от горы без содействия человеческих рук. II. Паримия в Великую субботу (Дан. III:1–88) В сей паримии содержится повествование о подвиге трех Иудейских отроков, не поклонившихся золотому истукану, поставленному Навуходоносором, и осужденных на сожжение в пещи. Дан.3:1 . В лето осмнадесятое Навуходоносор царь сотвори тело злато, высота его лактий шестьдесят и широта его лактий шести, и постави его на поле Деир, в стране Вавилонстей. Под осмнадцатым летом, в которое совершилось описываемое событие, разумеется лето царствования Навуходоносора и вместе лето взятия и разрушения Иерусалима и храма (Библейская история М. Богословского , хронология, стр. 11, изд. 1857). Златое тело, сотворенное Навуходоносором, иначе златосотворенный истукан, представляло: «а) или Бога истинного; но сам Навуходоносор отличает своего бога от Бога Израилева (16); или б) тело, виденное царем во сне, но которое он сделал все златым в знаменование своего величия в потомстве; или в) Вила – Вавилонское божество, или, всего вероятнее, г) самого Навуходоносора. Гордость и ласкательство могли его, как Александра Македонского, довести до того, что он возжелал божеской почести» (Филарета Библ. История, стр. 294, изд. 1866). Это самобоготворение царя Вавилонского имеет в виду пророк Исаия, когда влагает в его уста такую речь: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, буду подобен Вышнему ( Ис. 14:13–14 ). – Золотым назван поставленный истукан не потому, что весь сделан из золота, а потому, что был позолочен или покрыт золотыми листами. – Высота его была 60 лактей, широта 6 лактей. Лакоть – мера равняющаяся 12-ти вершкам. Стало быть истукан имел 45 аршин в высоту и 4 1/2 аршина в ширину. Судя по такой несоразмерности широты с высотою полагают, что в счет количества лактей в высоту входило и подножие истукана. – Поле Деир, где поставлен был истукан, было близ Вавилона и доселе удерживает тоже название (Нар-Дур). Оно лежит в осьми верстах от развалин Вавилона, к югу-востоку от него, в местности изрезанной сухими ложбинами древних каналов, когда-то распространявших плодородие во всех направлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

(3) И се муж, (5) и в руце мужа мера тростяна шести лакот и единой длани, (6) и измери праг дверный тростию, (7) широта двери пять лактей, и праг дверный трости единыя, (16) и окна внутрь разширены и узки совне, (23) и врата двору зрящая ко вратам северным и восточным. (39) И притвор во Еламе врат, две трапезы о сию страну и две об ону, еже заклати всесожжения. Как при конечном разрушении города и при отведении в плен и крайних бедствиях народа Пророк видел изшествие Божией славы, и был опечален; так теперь, в день видения духом о воссоздании града и храма, открывается ему вхождение славы, и возвеселяет его. Иезекииль видел, что слава Божия входит теми же восточными вратами, которыми изшла она. Как прежде сказал Пророк, что слава Господня изшла из дома Божия и стала над херувимами, и изшла восточными вратами дома Господня; так и теперь говорит, что слава Божия вошла путем врат, зрящих на восток. Глава 41 (15) И размери долготу его (16) даже до окон. Окна в доме Господнем совне узкие и внутрь расширенные суть образы вещей, подлежащих чувствам, которые для нас служат как бы дверями, чтобы ими человек входил и приближался к созерцанию небесного, духовного, недоступного чувствам. Муж, у которого, как видел Иезекииль, была в руке мерительная трость, изображает собою Эммануила, Который измерил и устроил и в порядок привел все видимые и невидимые твари. Трость, содержащая в себе шесть лактей, означает шесть пределов мира; единая же длань в трости сверх шести лактей, составляющая половину лактя, есть мир духов. И что сказано о доме Божием и о всем, что в доме сем, и что видел Иезекииль, разумей о святой Церкви Христовой. Священники дома Божия изображают Апостолов; закланные тельцы суть образ самого Эммануила. Тем, что входящий для поклонения Богу вратами северными исходит вратами южными, дается разуметь, что человек не должен возвращаться к худому, но обязан стремиться к лучшему и вперед идти путем добра. Когда же Пророк говорит, что надобно отделять святое от неосвященного, тогда неосвященным называет, что вне ограды дома Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1087...

А по моему мнению сей камень означает Духа Господня, ибо в след за сим сказано: седмь сия очеса Господня суть. (12) Щипцы изливающие злато. Это уста священников и царей, когда они возвещают истину. Глава 5 (1) Видех свиток летящ, (2) в долготу лактей двадесяти и в широту десяти лактей, (3) и рече мне: сия клятва исходящая на лице всея земли, истребить землю за грехи обитателей ее. Сказанное Пророком о виденном свитке указываете на воплотившегося Эммануила, Который вознесен был на крест. Если же кто возразит на сие, что Пророк говорит здесь о клятве, то да вразумят его слова Апостола, сказавшего: Христос был по нас клятва (Гал.3:13). Тем, что долгота и широта свитка, взятые вместе, составляли тридцать лактей, и что земля иудейская была в запустении семьдесят лет, представляется нам таинственное изображение того греха, какой учинили Иудеи, дав предателю тридцать сребренников, и того вечного запустения, какое постигло Иерусалим по предсказанию о сем Даниила (Дан.9:27). (3) И рече: зане всяк тать от сего даже до смерти отмщен будет, т.е. подвергнется праведному осуждению. (4) И изнесу его, глаголет Господь Вседержитель, и внидет в дом татя, и скончает древа его, и камение его. Сии слова указывают на ту цель, какую имел в виду Пророк. Евреи по возвращении из плена, хотя снова слышали закон от священников, возвещавших им оный, но слушали с заткнутыми ушами, и дозволяли себе татьбу, клятвопреступления, обман, по своей воле изъясняли заповеди Господни, говоря: " мы не грешны, потому что нищетою и бедностью вынуждены быть татями и обманывать; а кто бываете татем и обманывает по бедности, с того Бог не взыщет " . Посему-то Бог показал посланный от него летящий по воздуху свиток, на котором написано было наказание татям и клятвопреступникам. (5) И еще показал мне Ангел, глаголяй во мне, и рече ко мне: (6) сия мера, на которой неправда всей земли. (7) И се талант оловян вземляйся: и се жена едина седяше посреде меры. Под образом меры в таинственном смысле показывается число, тяжесть и мера грехов человеческих, как и в другом месте Писания читаем: не бо исполнишася греси Аммореев (Быт.15:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1086...

104 ...сполини... – Дочери человеческие рожали сынам Божиим исполинов ( Быт. 6:4 ). В Еллинском летописце со ссылкой на Хронограф Иоанна Малалы сказано: «...и начаша мнози быти на земли, и дщери Каиновы, рекше человческыя, добры бяхут, и вхождаху сынове Божии, рекше Сифовы, к дщеремъ Каиновымъ, и от тхъ рождахуся волотови» (см.: Попов А. Обзор хронографов русской редакции. М., 1866. Вып. 1. С. 7). В апокрифической книге Еноха появление исполинов объясняется иначе: они рождены смертными женщинами от падших ангелов. Постепенно исполины исчезли с лица земли или погибли во время потопа. К их потомкам причислены персонажи Ветхого Завета – великан Голиаф и охотник богатырь Нимврод (см.: Мифологический словарь. Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Изд. «Большая российская энциклопедия» «Лада-Маком», 1992. С. 468). 106 Створи себ ковчег на Аравитских горах... – В Библии и Барсовской Палее горы названы Араратскими. Над этими же горами остановился ковчег в конце потопа. И в Библии, и в апокрифе сказано, что ковчег оказался на том же месте, где Ной его строил. 107 ...древо четвероуголных... – Дерево, из которого строился ковчег, в разных памятниках названо по-разному: гофер ( Быт. 6:14 ), треклин (в Барсовской и Ефросиновской Палеях), кедр (в Сокращенной Палее и Сказании Мефодия Патарского ), немоклид (РНБ, собр. Погодина, 1936, XVII в.). В Коломенской Палее «четверогранным» назван уже построенный ковчег: «Собрашася к нему зверье и скоти, и птица, и гады, и прочий род от четырехь конець вселенна, мужеск пол и женеск, тех убо Господь повелел препитати на плоды земныя, введе же Ной в ковчег четверограньный» (Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. М., 1892. Стб. 207). 108 ...в долготу 300 лактей, в ширину 50 лактей, в высоту 30 лактей... – Таковы размеры ковчега и в Библии ( Быт. 6:15 ). Локоть – мера длины, равная расстоянию от локтевого сгиба до вытянутого среднего пальца; применялась в античности, средневековье и Древней Руси. Длина локтя значительно колебалась в разные времена и в разных местностях. По расчету Л. В. Черепнина локоть в Древней Руси равнялся примерно 46 см (Черепнин Л. В. Русская метрология. М., 1944. С. 22). Н. В. Устюгов определял локоть от 42.5 до 47.5 см (Устюгов Н. В. Очерк древнерусской метрологии//Исторические записки. 1946. 19. С. 301).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внизу иконы Живоначальной Троицы есть подпись: «1774 г. месяца сентября 8 дня, сделана серебряная и позолоченная риза в Морскую Николы Чудотворца церковь , на образ Живоначальной Троицы адмиралтейского ведения канатных дел старанием мастера Екима Герасимова Комарова и всего общества этой же команды, завершена того же года и месяца. Работал серебряных дел мастер Андрей Трофимов, сын Трофимова». и) Иоанна Предтечи, вышиной 8, шириной 7 вершк., в сребропозлащенной ризе, с таким же венцом, убранным разными каменьями. Икона эта вкладывается в другую большей величины (вышиной 1 арш. 5 вершк., шириной 12 вершк.) икону, на полях которой изображены разные события из жизни Иоанна Крестителя, – каковы: Рождество его, проповедь в пустыне, усекновение главы и проч. Поля эти в серебряном окладе устроенном в 1827 году, весом 4 фунта 47 золотн. Внизу этой иконы подпись: «У. Д. Ш. С. Н. Е.» Выше этой иконы образ Богоявления Господня, вышиной 9 вершк., шириной вверху 6, внизу 10 вершк., в серебряной ризе, устроенной в 1831 году, весом 1 фунт 48 золотн. i) Святителя Николая Чудотворца, вышиной 10, шириной 8 вершк.; подпись: «1787 года». Вокруг этой иконы изображены: вверху – святые апостолы Петр и Павел, ниже сошествие Спасителя во ад, осязание Фомы и Воскресение Христа по бокам – положение Спасителя во гроб и св. жены мироносицы: ниже – введение Пресвятой Богородицы во храм и сошествие Спасителя со креста. Еще Благовещение Пресвятой Девы и поклонение волхвов. Все эти изображения отделены одно от другого сребропозлащенными переплетами. Выше этой иконы образ св. пророка Илии, вышиной 1 арш. 12 вершк., шириной 14 верш., в серебряной ризе, устроенной в 1828 году, весом 15 зол. к) Того же святителя, вышиной 7, шириной 6 вершк., в среброзлащенной ризе, устроенной в 1787 году. Внизу есть подпись: «написан этот образ всемерным старанием машинной команды, 1763 года мая в 6 день». Икона эта вкладывается в другую большей величины (вышиной 6 вершк., шириной 1 арш.) икону, на полях которой изображены чудеса Спасителя, в серебряном окладе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

На южной стороне каменный, двухэтажный, с железной крышей братский корпус, длиною 14 саж., шириной 6 саж., построен в 1851 г. В нем помещаются братские кельи, трапеза и кухня. 116 На юго-восточной стороне каменный, двухэтажный, (неоштукатуренный) с железной крышей корпус, в связи с оградой, длиной 8 1 / 2 саж., шириной 5 1 / 2 саж., построен в 1853 г. В нем помещаются вверху 3 кельи для жительства братии и 1 кладовая, а внизу кузница и кладовая для хранения огородных овощей. На восточной стороне, в связи с оградой, каменная, одноэтажная с деревянной крышей квасоварня, длиной 8 саж., шириной 3 1 / 2 саж., выстроена в 1854 г. На северо-восточной стороне каменный, двухэтажный, (неоштукатуренный) с деревянной крышей сарай, длиной 13 саж., шириной 5 саж., построен в 1855 г. На западной стороне, в связи с оградой, каменный, одноэтажный, с деревянной крышей погреб, длиной 7 1 / 2 саж.; шириной 3 1 / 2 саж., построен в 1823 г. На юго-западной стороне, в связи с оградой, каменный, (неоштукатуренный) двухэтажный флигель с деревянной крышей, длиной 3 1 / 2 саж., шириной 2 1 / 2 саж., построен в 1853 г. При входе в монастырь с западной стороны ограды, у св. ворот, каменная с деревянной крышей сторожка, для жительства привратника, длиною 2 1 / 2 саж., шириной 2 саж., выстроена в 1824 г. Окаймляющая монастырь пятью неравномерными стенами ограда каменная, с деревянной крышей, имеет в окружности 214 сажен. Для входа в монастырь имеются двое ворот с калитками, одни с западной стороны называются святыми, а другие с южной. На самой ограде имеются три небольшие башенки – одна с западной стороны ограды, другая с северо-западной, а третья с северо-восточной. Ограда построена в 1826 г., 117 а в 1852 г. каменной ограды прибавлено 83 сажени 2 аршина. 118 б) Здания вне монастырской ограды На месте родины преподобного Александра Свирского , бывшем селении Мандеры, на правом берегу реки Ояти, стоит деревянная, одноэтажная, часовня, с открытым крыльцом, по бокам которого имеются скамейки, для сидения усталых путников: на ней крыша и пол деревянные; длина часовни с крыльцом 8 арш., ширина 4 арш. Построена в 1820 г. взамен креста, находившегося здесь с древних времен. При входе в часовню, с наружной стороны, на отдельной небольшой доске имеется надпись: «Здесь было жительство родителей святого преподобного отца нашего Александра Свирского , чудотворца схимонаха Сергия и схимонахини Варвары и рождение преподобного». Внутри часовни, в виде иконостаса, на холсте, в середине поясной образ преподобного Александра Свирского , а по сторонам во весь рост изображены схимонах Сергий и схимонахиня Варвара. Эти изображения в прежние времена находились на сенях над гробницами преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Так, наконец, в 1867 г. устроен вокруг собора дренаж, с вырытием пяти колодцев, для отвлечения сырости, и сделан в главном алтаре нижней церкви, для той же цели, проведением по стене трубы на протяжении трех сажен. IX. История постепенного приумножения церковного благолепия Из числа приносных икон обращают на себя внимание следующие: I) в нижней церкви: а) икона Нерукотворенного образа, вышиной 73/4 вершков, шириной 7 вершков., в сребропозлащенной ризе, устроенной в 1777 г. с таким же венцом. Икона эта вкладывается в особую раму, на полях которой – вверху образ Воскресения Христова, имеющий вид неправильного четырехугольника, вышиной 101/2 вершк., шириной внизу 12, а вверху 7 вершк., а по бокам прочие, так называемые двунадесятые, праздники, разделяющиеся один от другого сребропозлащенным окладом, сделанным в 1761 году и, наконец, коронование Божией Матери. Икона эта принадлежала провиантской команде, нижние чины которой до сороковых годов настоящего столетия приходили в собор 16 августа и служили перед ней молебны. б) Воскресения Христова, вышиной 1 арш. 5 вершк., шириной 1 арш. 4 вершк., в серебряной (84 пр.) ризе, весом 8 фунт. 23 зол. и сребропозлащенном венце. Икона эта в 1835 году вынута из главного иконостаса нижней церкви, по случаю устройства новых царских дверей. в) Рождества Христова, вышиной 1 арш. 81/2 вершк., шириной 1 арш. 2 вершка, в сребропозлащенной ризе, сделанной в 1858 году. На сребропозлащенном венце Богоматери – корона, сделанная из различных камней. г) Такая же, вышиной 1 арш. 4 вершка, шириной 15 вершков, в серебряной в середине т. е. на одежде Божией Матери и яслях, позлащенной ризе, сделанной в 1801 году. д) Деисуса вышиной 71/2, а шириной 61/2 вершков, в серебряной, местами вызолоченной, ризе и сребропозлащенных венцах. Ниже этой иконы изображен сидящий на престоле Спаситель с предстоящими, по правую сторону, Божией Матерью, ангелом, Иоанном Богословом и апостолом Петром, а по левую – ангелом, св. Иоанном Предтечей, апостолом Павлом и пророком Илией; рама для этой иконы вышиной 111/2 а шириной 101/4 вершков икона в серебряной ризе с сребропозлащенными венцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

2 вершка, шириной 1 арш. 7 вершк., в сребропозлащенной, сделанной в 1770 году, ризе. Вверху этой иконы изображен Господь Саваоф, а внизу преподобный Нил Столобенский и мученики Кирик и Улита. На полях, вокруг всей иконы, чудеса свят. Николая. По преданию эта, икона принадлежала адмиралтейской архитекторской команде, т) Святителя Николая Чудотворца, вместе со священномучеником Антипой и преподобным Тихоном мафунтским, вышиной 1 арш. 2 вершка, шириной 12 вершк., в серебряной ризе с сребропозлащенным венцом. По преданию образ этот принадлежал какой-то морской команде, у) Того же святителя, вышиной 1 арш. 41/2 вершка, шириной 12 вершк., в серебряной ризе, с подписью внизу: «устроена усердием команды первого отделения корабельных мастеровых служителей в 1713 году». На полях этой иконы изображены чудеса святителя Николая. ф) Того же святителя, вышиной 14, шириной 12 вершк., в серебряной ризе, с сребропозлащенным венцом 84 пробы, с подписью: «образ св. Николая Чудотворца артиллерийской роты гвардейского экипажа, сооружен усердием штаб и обер-офицеров и нижних чинов, в продолжении сущетвования этой роты, с 1810 по 1846 год». х) Того ж святителя в сребропозлащенной ризе, вышиной 12 вершк., шириной 91/2 вершк., с подписью внизу: «святый образ сей созижден тщанием и трудами адмиралтейской конторы 1752 года июля месяца», ц) Того же святителя, вышиной 8, а шириной 6 вершков, в серебряной ризе. Образ этот окружен изображениями, вверху, Господа Саваофа, а по бокам, двунадесяти праздников; между этими изображениями находятся лики великомученика Никиты, преподобной Матроны, царицы Елены. Святитель правой рукой держит меч, а левой храм. Икону эту обыкновенно называют иконой Николая Можайского. ч) Св. Благ. Вел. Князя Александра Невского, вместе с мучениками Гурием, Самоно Авивом, вышиной 81/2, шириной 7 вершк., в сребропозлащенной, убран в виде жемчуга, серебром, ризе (84 пр.), с сребропозлащенными венцами. На обратной стороне этой иконы сделана чернилами следующая надпись: «благословлен сим образом в воскресенье, ноября 15 дня 1803 года, Александр Кусовников, который родился 1801 года ноября 15 дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010