И старец не взял денег 174 . Живя трудами рук своих, иноки вырабатывали только то, что необходимо было для пропитания. Отцы определили, что все, превышающее нужду насущного пропитания и неизбежное требование плоти, относится к печали и заботе житейской. Например, это забота житейская, когда, имея возможность удовлетворить нуждам нашего тела одним динарием, мы работаем и трудимся, чтобы приобрести два или три, и когда для одеяния достаточно двух одежд, мы хотим приобрести три или четыре; – когда для жительства достаточно одной келлии, мы строим их несколько и притом пространнее и изысканнее отделанных 175 . Рукоделье иноков Скита было самое простое – плетение рогож, корзин из тростника, вязание сетей и подобное. Такие рукоделья имели то преимущество, что они от людей, изнуренных постом, не требовали усильного труда, совершались в келлии и, по простоте своей не развлекая мысли иноков, давали уму свободу устремляться к Богу. Во время жатвы иноки нанимались у поселян жать хлеб. О плате они не договаривались; ждали молча, как бы долго её ни откладывали. Без позволения хозяина они не осмеливались сорвать и колоса для себя. Случалось, что, если во время работы один брат заболевал, другие, сделав за него дело, принуждали его взять часть платы, как бы он сам работал 176 . Даже не имея нужды в работе, иноки трудились, чтобы не быть в праздности. Пришли однажды к Авве Ахиле иноки за назиданием и увидали, что он ночью плел большую веревку. «С вечера и до сих пор, сказал Ахила, я свил двадцать лактей, а не имею нужды в них. Но как бы не прогневался на меня Бог и не осудил меня за то, что, будучи в силах работать, не работаю; потому тружусь и делаю по силам своим» 177 . Другой подвижник, Павел, живший в Каламе, находя в плодах пальмы и небольшого сада все нужное для жизни и не имея возможности работать для продажи, потому что провоз его работы стоил бы более, нежели за сколько она могла быть продана, – несмотря на это поставил себе непременным правилом каждый день делать известное число корзин.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

И размери широту входа вратнаго десяти лактей, широту же (длину) вратную тринадесяти лактей и лакоть един сводим прямо фееим лактя единаго, и лактя единаго, предел сюду и сюду (перед комнатами выступ в один локоть с одной стороны, и в один локоть с другой стороны)... И размери врата от стены фее до стены фее (в тексте, читаемом у Григория: от кровли покоев до кровли ворот), широта двадесяти и пяти лактей: сия врата ко вратом (дверь была против двери), и непокровенное елама врат шестидесяти лактей, и фее двора окрест. И непокровенное врат отвне в непокровенное елама врат внутрь уду пятьдесят лактей (и от переднего края ворот, что при входе, до края крыльца внутренних ворот пятьдесят локтей) (40: 11–15). Ворота у нашего толкователя часто служат символическим означением свящ. Писания, и измерения этих ворот толкуются в смысле указания на некоторые отличительные черты или частности, содержащиеся в двух заветах Писания. Широта входа вратного означает закон ветхозаветный, а долгота закон новозаветный. Десять локтей широты – десять заповедей закона Моисеева; в Новом завете к этим десяти заповедям прибавлена благодать Духа, открывшая народу Троицу, которую проповедали и пророки, но которой народ ветхозаветный не знал, держась одного закона. Отсюда объясняется смысл тринадцати локтей, показывающих длину ворот. Мера постепенно увеличивается у пророка: то один локоть, то шесть локтей, то десять, то тринадцать и т. д.; этим означается постепенность уяснения веры в Бога, единого в существе и троичного в лицах, и постепенность проповеди, раскрывающей тайны благодати Божией. Пред покоями с одной и другой стороны выступ в один локоть – ветхий и новый завет показывают нам одного Посредника Бога и человеков. Больше трудностей предстояло герменевту, когда он по своему плану должен был вложить многосодержательный смысл в более сложные числа, чем бывшие прежде, вращавшиеся около единиц. Подбор фактов гораздо труднее, когда приходится проводить параллели между историческими данными и целыми десятками бессодержательных цифр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

А по моему мнению сей камень означает Духа Господня, ибо в след за сим сказано: седмь сия очеса Господня суть. (12) Щипцы изливающие злато. Это уста священников и царей, когда они возвещают истину. Глава 5 (1) Видех свиток летящ, (2) в долготу лактей двадесяти и в широту десяти лактей, (3) и рече мне: сия клятва исходящая на лице всея земли, истребить землю за грехи обитателей ее. Сказанное Пророком о виденном свитке указываете на воплотившегося Эммануила, Который вознесен был на крест. Если же кто возразит на сие, что Пророк говорит здесь о клятве, то да вразумят его слова Апостола, сказавшего: Христос был по нас клятва (Гал.3:13). Тем, что долгота и широта свитка, взятые вместе, составляли тридцать лактей, и что земля иудейская была в запустении семьдесят лет, представляется нам таинственное изображение того греха, какой учинили Иудеи, дав предателю тридцать сребренников, и того вечного запустения, какое постигло Иерусалим по предсказанию о сем Даниила (Дан.9:27). (3) И рече: зане всяк тать от сего даже до смерти отмщен будет, т.е. подвергнется праведному осуждению. (4) И изнесу его, глаголет Господь Вседержитель, и внидет в дом татя, и скончает древа его, и камение его. Сии слова указывают на ту цель, какую имел в виду Пророк. Евреи по возвращении из плена, хотя снова слышали закон от священников, возвещавших им оный, но слушали с заткнутыми ушами, и дозволяли себе татьбу, клятвопреступления, обман, по своей воле изъясняли заповеди Господни, говоря: " мы не грешны, потому что нищетою и бедностью вынуждены быть татями и обманывать; а кто бываете татем и обманывает по бедности, с того Бог не взыщет " . Посему-то Бог показал посланный от него летящий по воздуху свиток, на котором написано было наказание татям и клятвопреступникам. (5) И еще показал мне Ангел, глаголяй во мне, и рече ко мне: (6) сия мера, на которой неправда всей земли. (7) И се талант оловян вземляйся: и се жена едина седяше посреде меры. Под образом меры в таинственном смысле показывается число, тяжесть и мера грехов человеческих, как и в другом месте Писания читаем: не бо исполнишася греси Аммореев (Быт.15:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1086...

(3) И се муж, (5) и в руце мужа мера тростяна шести лакот и единой длани, (6) и измери праг дверный тростию, (7) широта двери пять лактей, и праг дверный трости единыя, (16) и окна внутрь разширены и узки совне, (23) и врата двору зрящая ко вратам северным и восточным. (39) И притвор во Еламе врат, две трапезы о сию страну и две об ону, еже заклати всесожжения. Как при конечном разрушении города и при отведении в плен и крайних бедствиях народа Пророк видел изшествие Божией славы, и был опечален; так теперь, в день видения духом о воссоздании града и храма, открывается ему вхождение славы, и возвеселяет его. Иезекииль видел, что слава Божия входит теми же восточными вратами, которыми изшла она. Как прежде сказал Пророк, что слава Господня изшла из дома Божия и стала над херувимами, и изшла восточными вратами дома Господня; так и теперь говорит, что слава Божия вошла путем врат, зрящих на восток. Глава 41 (15) И размери долготу его (16) даже до окон. Окна в доме Господнем совне узкие и внутрь расширенные суть образы вещей, подлежащих чувствам, которые для нас служат как бы дверями, чтобы ими человек входил и приближался к созерцанию небесного, духовного, недоступного чувствам. Муж, у которого, как видел Иезекииль, была в руке мерительная трость, изображает собою Эммануила, Который измерил и устроил и в порядок привел все видимые и невидимые твари. Трость, содержащая в себе шесть лактей, означает шесть пределов мира; единая же длань в трости сверх шести лактей, составляющая половину лактя, есть мир духов. И что сказано о доме Божием и о всем, что в доме сем, и что видел Иезекииль, разумей о святой Церкви Христовой. Священники дома Божия изображают Апостолов; закланные тельцы суть образ самого Эммануила. Тем, что входящий для поклонения Богу вратами северными исходит вратами южными, дается разуметь, что человек не должен возвращаться к худому, но обязан стремиться к лучшему и вперед идти путем добра. Когда же Пророк говорит, что надобно отделять святое от неосвященного, тогда неосвященным называет, что вне ограды дома Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1087...

Рассмотренная паримия читается в праздник Рождества Христова потому, что событием Рождества Христова положено основание всемирному духовному царству, или Церкви Христовой, о чем идет речь в паримии; также потому, что рождение Христа от неискусобрачной Девы предызображено было отсечением камня от горы без содействия человеческих рук. II. Паримия в Великую субботу (Дан. III:1–88) В сей паримии содержится повествование о подвиге трех Иудейских отроков, не поклонившихся золотому истукану, поставленному Навуходоносором, и осужденных на сожжение в пещи. Дан.3:1 . В лето осмнадесятое Навуходоносор царь сотвори тело злато, высота его лактий шестьдесят и широта его лактий шести, и постави его на поле Деир, в стране Вавилонстей. Под осмнадцатым летом, в которое совершилось описываемое событие, разумеется лето царствования Навуходоносора и вместе лето взятия и разрушения Иерусалима и храма (Библейская история М. Богословского , хронология, стр. 11, изд. 1857). Златое тело, сотворенное Навуходоносором, иначе златосотворенный истукан, представляло: «а) или Бога истинного; но сам Навуходоносор отличает своего бога от Бога Израилева (16); или б) тело, виденное царем во сне, но которое он сделал все златым в знаменование своего величия в потомстве; или в) Вила – Вавилонское божество, или, всего вероятнее, г) самого Навуходоносора. Гордость и ласкательство могли его, как Александра Македонского, довести до того, что он возжелал божеской почести» (Филарета Библ. История, стр. 294, изд. 1866). Это самобоготворение царя Вавилонского имеет в виду пророк Исаия, когда влагает в его уста такую речь: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, буду подобен Вышнему ( Ис. 14:13–14 ). – Золотым назван поставленный истукан не потому, что весь сделан из золота, а потому, что был позолочен или покрыт золотыми листами. – Высота его была 60 лактей, широта 6 лактей. Лакоть – мера равняющаяся 12-ти вершкам. Стало быть истукан имел 45 аршин в высоту и 4 1/2 аршина в ширину. Судя по такой несоразмерности широты с высотою полагают, что в счет количества лактей в высоту входило и подножие истукана. – Поле Деир, где поставлен был истукан, было близ Вавилона и доселе удерживает тоже название (Нар-Дур). Оно лежит в осьми верстах от развалин Вавилона, к югу-востоку от него, в местности изрезанной сухими ложбинами древних каналов, когда-то распространявших плодородие во всех направлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

104 ...сполини... – Дочери человеческие рожали сынам Божиим исполинов ( Быт. 6:4 ). В Еллинском летописце со ссылкой на Хронограф Иоанна Малалы сказано: «...и начаша мнози быти на земли, и дщери Каиновы, рекше человческыя, добры бяхут, и вхождаху сынове Божии, рекше Сифовы, к дщеремъ Каиновымъ, и от тхъ рождахуся волотови» (см.: Попов А. Обзор хронографов русской редакции. М., 1866. Вып. 1. С. 7). В апокрифической книге Еноха появление исполинов объясняется иначе: они рождены смертными женщинами от падших ангелов. Постепенно исполины исчезли с лица земли или погибли во время потопа. К их потомкам причислены персонажи Ветхого Завета – великан Голиаф и охотник богатырь Нимврод (см.: Мифологический словарь. Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Изд. «Большая российская энциклопедия» «Лада-Маком», 1992. С. 468). 106 Створи себ ковчег на Аравитских горах... – В Библии и Барсовской Палее горы названы Араратскими. Над этими же горами остановился ковчег в конце потопа. И в Библии, и в апокрифе сказано, что ковчег оказался на том же месте, где Ной его строил. 107 ...древо четвероуголных... – Дерево, из которого строился ковчег, в разных памятниках названо по-разному: гофер ( Быт. 6:14 ), треклин (в Барсовской и Ефросиновской Палеях), кедр (в Сокращенной Палее и Сказании Мефодия Патарского ), немоклид (РНБ, собр. Погодина, 1936, XVII в.). В Коломенской Палее «четверогранным» назван уже построенный ковчег: «Собрашася к нему зверье и скоти, и птица, и гады, и прочий род от четырехь конець вселенна, мужеск пол и женеск, тех убо Господь повелел препитати на плоды земныя, введе же Ной в ковчег четверограньный» (Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. М., 1892. Стб. 207). 108 ...в долготу 300 лактей, в ширину 50 лактей, в высоту 30 лактей... – Таковы размеры ковчега и в Библии ( Быт. 6:15 ). Локоть – мера длины, равная расстоянию от локтевого сгиба до вытянутого среднего пальца; применялась в античности, средневековье и Древней Руси. Длина локтя значительно колебалась в разные времена и в разных местностях. По расчету Л. В. Черепнина локоть в Древней Руси равнялся примерно 46 см (Черепнин Л. В. Русская метрология. М., 1944. С. 22). Н. В. Устюгов определял локоть от 42.5 до 47.5 см (Устюгов Н. В. Очерк древнерусской метрологии//Исторические записки. 1946. 19. С. 301).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин, святейший епископ константийский, сказал: «согласно сказанному Тарасием, святейшим и вселенским патриархом, пусть будут вынесены на средину книги и отчетливо прочитаны изречения блаженных отцов этому святому собору». Славнейший секретарь Леонтий сказал: «повинуясь полезному и спасительному повелению святейшего и блаженнейшего патриарха и соизволению на это этого вселенского собора, мы принесли и представляем святейшие и священные книги. Из них первая есть книга богоизреченная и богописанная; ее я и намерен теперь читать прежде других. Итак выслушаем все внимательно то, что имеет быть прочитано, и тщательно исследуем силу прочитанного, чтобы извлечь из чтения полную пользу». Он прочитал: «Из (книги) Исхода сынов израилевых». И рече Господь к Моисею: да сотвориши очистилище покров от злата чиста: двою лактий и пол в долготу, лактя же и пол в широту. И сотвориши два херувима злата изваянна, и возложиши я от обоих стран очистилища. Да сотворягпся херувимы, един от страны сея, и другий от страны другие очистилища: и сотвориши два херувима на обоих странах: Да будут херувимы распростирающе крила верху, соосеняюще крилами своими над очистилищем, и лица их ко друг другу, на очистилище будут лица херувимска. И да возложиши очистилище на кивот верху, и в кивот да вложиши свидения, яже дам тебе. И познан буду тебе оттуду, и возглаголю тебе с верху очистилища между двема херувимы, яже суть над кивотом свидения, и по всем елика аще заповем тебе к сыном израилевым“. (25, 1, 17–22). «Из (книги) Чисел». „Сие обновление олтгаря, по исполнении рук его, и по помазании его. Егда вхождаше Моисей в скинию свидения, глаголати ему, и услыша глас Господа глаголюща к нему свыше очистилища, еже есть над ковчегом свидения между двема херувимы: и глаголаше к нему“. (7, 88 и 89). «Из (книги) пророка Иезекииля». «И введе мя в храм, и размери Аилам, шести лактей широта о сию страну, и шести лактей широта Аилам об ону“ (41, 1) и несколько далее: «Храм же и яже близ его устлана древом окрест, и помост, и от помоста до окон: окна же отворяемы трояко на приницание, и даже до дому внутреннего, и до внешнего, и на всей стене окрест внутренней и внешней меры, и изваяннии херувими, и финики: финик посреде херувима и херувима: два лица херувиму, лице человеческо к финику сюду и сюду, и лице львово к финику сюду и сюду: изваян вес храм окрест. От помоста даже до свода херувими“ (41, 10–20).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

И сердце слушающих в любви к небесному отечеству достигает такого совершенства, что душа, прилепляясь к Богу, как невеста с женихом сидит уже в некоторой спальне, и решительно отвращается земных пожеланий. 3 . Или вернее, как выше сказано (Бесед. IV, ч. 5), так. – поскольку три чина людей добрых; именно – добрых супругов, воздержников и Проповедников; и поскольку иные и в супружестве стремятся любовью к небесному отечеству, иные же в надежде вечной радости изнуряют плоть свою, избегают всех земных дел, и не запутываются в попечении века сего, а иные и земные блага презирают, и проповедуют о тех небесных радостях, которые узнали: то что суть они, если не спальни в духовном здании, в помышлении и размышлении коих душа сочетавается с небесным Женихом? поскольку эти три чина не только Церковь имеет из язычников, но некогда имела их и Синагога, когда великое множество людей духовных пламенно ожидало благодати Искупителя: то ворота небесного здания имеют три спальни по сю сторону, и три по ту; так как каждый проповедник, призывая слушателя к горнему отечеству, показывает, что небесным желанием горели и новозаветные отцы, и ветхозаветные. Ибо примеры большею частью сильнее убеждают, нежели слова умозаключения; и когда Проповедник говорит, каковы были по любви к всемогущему Богу в Новом Завете, иные в супружестве, или воздержании, или проповедничестве, или иные в Ветхом, тогда показывает, что ворота – слова его – имеют по три спальни с той и другой стороны. Эти ворота имеют и фронтон, потому что в жизни проповедника есть открытые дела, которые бывают видимы. Имеют пред фронтоном и вход; потому что, прежде нежели станет он располагать к добрым делам, проповедует веру, чрез которую душа смиренно ступая восходит на высоту добрых дел. Все это по мере первых ворот; потому что присовокупляется: пятидесяти лактей долгота их: а широта их двудесяти и пяти лактей ( Иез.40:21 ). 4 . Вы помните, что мы подробно говорили о сем выше (Бес. V, ч. 11). Там мы сказали, что пятидесятеричным числом означается покой; потому что и пятидесятый год дан был древнему народу на покой, почему и назван юбилеем; а седмеричное число, чрез которое развивается все это время, помноженное на семь, возвышается в сорок девять.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Иезекииль видел, что слава Божия входит теми же восточными вратами, которыми удалилась она. Как прежде сказал пророк, что слава Господня удалилась из дома Божия и стала над Херувимами, и вышла восточными вратами дома Господня, так и теперь говорит, что слава Божия вошла вратами, обращенными на восток. Глава 41 «И размери долготу... его даже до окон " ( Иез.41:15–16 ). Окна в доме Господнем, снаружи узкие и внутри расширенные, суть образы вещей, подлежащих чувствам, которые для нас служат как бы дверями, чтобы ими человек входил и приближался к созерцанию небесного, духовного, недоступного чувствам. Муж, у которого, как видел Иезекииль, была в руке мерительная трость, изображает собой Еммануила, Который измерил, устроил и в порядок привел всех видимых и невидимых тварей. Трость, содержащая в себе шесть лактей (лакоть – мера от локтя до конца среднего пальца, около десяти с половиной вершков), означает шесть пределов мира; единая же длань в трости сверх шести лактей, составляющая половину лактя, есть мир духов. И все, что сказано о доме Божием и обо всем, что в доме этом и что видел Иезекииль, понимай о Святой Церкви Христовой. Священники дома Божия изображают апостолов; закланные тельцы есть образ Самого Еммануила. Тем, что входящий для поклонения Богу вратами северными исходит вратами южными, дается понять, что человек не должен возвращаться к худому, но обязан стремиться к лучшему и идти вперед путем добра. Когда же пророк говорит о том, что надобно отделять святое от неосвященного, тогда неосвященным называет он все, что вне ограды дома Божия. Глава 44 «И начатки жит ваших да дасте жерцу» ( Иез.44:30 ), то есть уделяйте священникам начатки всякой снеди вашей. Глава 45 «Отлучите начаток Господеви... и... освященное святилищу» ( Иез.45:1, 4 ). Так говорит пророк Иудеям, возвращающимся из Вавилона, и строителям, которые будут воссоздавать Иерусалим. Пророк повелевает отделить в нем одно место для священников и храма, другое – для левитов, третье – для народа и четвертое – для князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Или следующее выражение: Елам вратный (крыльцо у ворот, портик), иже близ елама двернаго осми лакоть, аилев же двою лактей: и елам дверный внутрь уду (40:9) подает повод нашему толкователю к таким размышлениям: Елам вратный широта вечной жизни. Мера его восемь локтей; потому что семью выражается все время, а восьмой день вечный день, который наступит по исполнении времен. Об этом последнем дне думал Псалмопевец, когда сказал: в конец псалом Давиду о осмом ( Пс. 6 ). Ради этого восьмеричного числа Господь благоволил воскреснуть по прошествии субботы. День воскресения Господня, третий от дня смерти Господней, в ряду дней считается восьмым; потому что следует за седьмым. История страдания, смерти и воскресения нашего Искупителя некоторым образом находит прообразование в самих днях: в шестой день Господь пострадал, в субботу (седьмой) почил во гробе, в воскресенье (восьмой) воскрес из гроба. И для нас настоящая жизнь есть шестой день; потому что проводится в печалях и беспокойствах. В субботу мы успокаиваемся во гробе и находим покой душе своей по смерти тела, а в воскресенье или осьмой день восстанем телом из гроба и будем радоваться с плотью во славе души 377 . Аилев, измеряемый двумя локтями, – наша жизнь, которая каждодневно должна проявляться в любви к Богу и ближнему и расширяться в этих двух направлениях. Любовь не есть истинная любовь, если она имеет меньше двух локтей, принимаемых в духовном смысле 378 . И фее дверныя (комнаты или покои у ворот) прямо фее, три о сию страну, и три об ону, мера же едина трем (40:10). Фее – это сердца горящих любовью к Богу. Три покоя с одной стороны и три с другой – все избранные в обоих заветах, ветхом и новом, пламенеющие любовью к Троице. Но то же число можно отнести и к добродетелям избранных: главных добродетелей, без которых никто не может спастись, собственно три, – вера, надежда и любовь, и они одинаковы как у древних отцов, так и у новых учителей. Или можно разуметь здесь три разряда отцов древних и три разряда новых: древний народ имел патриархов до закона, праведных отцов в законе и после пророков; в новозаветном народе эти три разряда составляют первенцы из евреев, полнота языков и наконец останки евреев; или еще проповедники, воздержники или постники, и добрые супруги составляют три категории верных, угодивших Богу, одинаково видные и в ветхом и новом заветах 379 . Мера едина трем: при различии заслуг лиц разных разрядов нет различия в вере; или, если это место относить к отцам двух заветов, оно может означать равное, одинаковое исповедание Троицы и в ветхом и в новом завете 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010