Ясли, говорит путешественник Томсон, устраиваются из небольших камней извести. Когда они вычищены и выбелены, что часто бывает летом, то делаются очень удобными для помещения в них младенцев. Даже наши собственные дети спали в таких яслях в наших грубых летних жилищах, устроенных на горах. Но ясли, в которые был положен Господь по рождении, были деревянные. Так как деревянные ясли, стоявшие некогда в Вифлееме, были взяты в Рим в 1486 году папою Сикстом пятым, то в настоящее время ясли из цветного мрамора, помещенные здесь в Вифлеемской пещере католиками против места, где родился Господь, привлекают к себе очень мало внимания... Сколько времени Богоматерь с младенцем пробыла в пещере, мы сказать не можем, верно то, что в настоящее время путники не остаются подолгу в Палестинских гостиницах, как неприспособленных для продолжительного житья. Вероятно, и Богоматерь недолго пробыла в гостинице. Пастыри поклонились Божественному Младенцу, когда Он был еще в яслях; но волхвы, как видно из Евангелия Матфея, посетили Марию уже в доме, а не в гостинице. Путешественники не могут с удобством долго оставаться в городском караван-сарае, говорится у другого писателя; они обыкновенно легко могут найти приют в доме какого либо городского жителя, если пожелают прожить в городе несколько дней. Поэтому, посылая учеников на проповедь Евангелия. Господь сказал им: „В какой бы вы дом ни вошли, оставайтесь в нем, ешьте и пейте, что у них есть ( Лк. 10: 7 ) Хан тоже гостиница, но гораздо лучше обстроенная. Хан обыкновенно устраивается для купцов и для помещения их товаров. Он строится квадратом, со двором в средине. Нижний этаж его употребляется под склады или под лавки. Над первым этажом идет второй – для помещения приезжих, с входными дверями с галереи, которая тянется по всем четырем сторонам двора. Единственные входные ворота запираются на ночь, и при них помещается привратник. В заключение описания древнееврейских жилищ необходимо отметить, с одной стороны, то, что жилища их и их обычная домашняя жизнь считались священными и недоступными для всех посторонних.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 38  голосов:  4.1 из  5) Песок, вода, грязь и подвижные игры. Игры с песком Песок можно использовать по-разному, как продукты/мороженое, молоко, крупа, сахар, пирожки/. Учить детей делать мороженое, пирожки. Учит детей с помощью ведерок делать конусы и пирамидки и украшать их узорами с помощью формочек, на которых нанесены разные изображения, флажками. Материал: лопатки, ведерки, флажки, формочки с узорами. Можно научить детей с общего вала нагребать маленькие песочные валы, прихлопывать их лопаткой и делать грядки. Материал:  лопатки, заборчики, грабельки, листья, шишки. Можно научить огребать лопаткой песок в кучу, прихлопывать песок и аккуратно срезывать стенки лопаткой, вставлять в песочную по стройку окна, двери. Знакомство детей с планировкой. Учит правильно располагать дома, дорогу, деревья. Материал: доски, лопатки, фанерки, фигурки людей, автобусы, машины, деревья, домики, флажки. 6.Зоопарк для зверей. Можно научить из влажного песка делать небольшие перегородки/клетки для зверей/, обнести весь зоопарк забором, сделать входные ворота. Материал: лопатки, деревья, животные, посуда для кормления животных, заборчики, флажки. В этой игре можно научить делать тоннель из песка с помощью лопатки, игрушки, машины, поезда. Делаем насыпь, прокапываем  углубления до получения отверстия. Материал: лопатки, камешки, деревья, паровоз. Делаем из песка делать предметы для игры, вспоминаем сказку. Используем лопаты, фанеры, природный материал, деревья, фигурки животных. Эта игра имеет целью уточнить знания о жизни колхозников, их работе на ферме, развивать самостоятельность, инициативу у детей. Учит создавать по планировке постройки. Материал: ведерки, лопатки, фанерки, фигурки животных и кукол. Учим детей строить  железную дорогу и станцию. Материал:  лопатки, совки, дощечки, машины паровоз, форменные фуражки. Игры с водой Наполните воздушные шарики водой и у вас получатся замечательные водяные

http://azbyka.ru/deti/100-igr-na-svezhem...

Сравнивая нашу рукопись c чисто византийскими образцами, мы находим в ней, на первый взгляд, типический склад их композиций: и тут, и там видим бесчисленные, наивно-скомпонованные сцены битв, точнее – схваток (преимущественно конницы) двух отрядов, с предводителями впереди, далее походы тех же конных отрядов, (исключительно эта форма изображения похода, вторжения, нашествия), обмен письмами и посланиями между владетелями или их дипломатические сношения, заключение мира и пр., далее приемы депутаций, дани, те же отроки (юноши) приближенные (виз. евнухи), те же процессии или крестные ходы и службы, похороны (излюбленная тема), плаванья по морю в ладьях, осады городов и пр., словом, весь обиход лицевых византийских хроник. Все это передается в греческом (византийском) типе: как князья, так и придворные в греческих одеждах, с легкими придатками славянских костюмов и облачений (см. ниже), конница на аргамаках (передовые белые кони), воинское вооружение, известное грекам Византии (но дерутся всего чаще саблями, о чем скажем ниже), осады, самые замки и города, ограды, дома, входные двери и пр., исключительно, в греческом типе, точно также страны и местности всегда в виде скалистых холмов или прямо скал (но частые рисунки холмов, курганов), самые деревья (ствол с обрубленными нижними ветвями и тремя, пятью купами листвы) чисто античного греческого характера, тем более все церковные облачения, процессии, церкви, кивории и пр. Этот греческий тип является здесь, однако, растворенным варварской свободой: фигуры сделаны крупнее (часто вдвое) против греческого образца, начерчены вольно, часто многими штрихами, поправляющими друг друга, и потому, на первый взгляд, кажутся грубыми, детски намалеванными, но нельзя не видеть в их рисунке известного пошиба, отрицать присутствие артистической манеры. Оригинал, нашей рукописи, относившийся к XIII столетию, вероятно, еще более приближался к греческому стилю, и фигуры, быть может, были мельче. В виде предположения мы можем представить себе оригинал, с которого исполнен Радзивиловский список, более или менее близким к известной Манассиной Летописи, Болгарской хронике XIV века, сохраняющейся в Ватиканской библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

«Так называемые сны, предугадывающие будущее, не только не поддаются объяснениям Ломброзо, но даже выходят из пределов естественного и объяснимого». Предпослав эти строки, «Петербургский листок» печатает один из таких снов: «Присяжный поверенный К-в во время пребывания своего в Новороссийском университете занимал небольшую комнату на окраине Одессы. Однажды, это было осенью, он возвращался домой очень поздно. Шёл проливной дождь. Тьма была страшная; всё это действовало на г. К-ва удручающим образом и ухудшало и без того скверное расположение его духа. Придя домой, он быстро разделся, лёг в постель и крепко заснул. Прошло не более часа, как он был разбужен громким стуком, исходящим из угла комнаты. Открыв глаза, г. К-в увидел перед собой высокую фигуру старика, одетую в крестьянское платье. Слыхав ранее о привидениях, г. К-в сразу догадался, что за гость посетил его. Но, странное дело, он нисколько не испугался и только с любопытством разглядывал фигуру. Старик поднял руку и, пристально глядя на лежащего К-ва, повелительно проговорил: – Встань и иди за мной, я покажу тебе вещи, которых ещё никто не знает, но о которых завтра заговорит весь город... Г. К-в проворно встал, оделся и пошёл за стариком. Входные двери квартиры распахнулись без шума, и они очутились на площадке. Старик стал спускаться с лестницы, г. К-в следовал за ним. Они прошли два этажа и остановились перед запертой дверью. Эта дверь вела в квартиру купца, уехавшего по делам в Константинополь и оставившего дома для присмотра свою кухарку. В это мгновение мимо них прошмыгнула какая-то тень, одетая в серый костюм. Несмотря на быстроту, с какой эта тень побежала вниз, г. К-в, тем не менее, запомнил черты её лица. Спутник г. К-ва начал делать перед стеной пассы, и она постепенно стала расплываться. Наконец, старик сделал последний энергичный жест рукой и громко крикнул: смотри. Г. К-в взглянул и обомлел... Перед его глазами представилась кухня; в углу стояла кровать, а на ней лежала женщина с перерезанным горлом; кровь лилась фонтаном и наполняла кухню. Над женщиной стояла какая-то фигура в сером костюме и злорадно улыбалась. Г. К-в, к удивлению своему, узнал в ней ту тень, которая несколько минут перед тем прошмыгнула на лестнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Уже упоминавшийся Хрисотриклин, до Х в. главный священный зал, находился совсем рядом с китоном – жилыми и спальными покоями царской семьи. Здесь же находилась персональная сокровищница императора. Стены комнат были облицованы порфировыми плитами, зеленым и белым мрамором, мозаиками, изображающими столь любимые охотничьи сценки. Василевса ежедневно будили в китоне в шесть утра тремя ударами в дверь и он, самостоятельно, без каких-либо церемоний одевшись, шел в Золотой зал, чтобы помолиться перед иконой Спасителя, находившейся там в нише. Хрисотриклин представлял собой огромный восьмиугольный зал с таким же количеством боковых сводчатых помещений-камар и в VII в. был увенчан куполом с 16 окнами. Здесь хранились императорские регалии и стояли два больших органа, целиком покрытые золотом и драгоценными камнями. Во время приемов император располагался в глубине зала, в восточной нише – конхе (от греч. «раковина») на возвышении, в окружении трех рядов стоявших полукругом стражников. Свод ниши был украшен мозаикой с изображением Христа и надписью «Царь царей». Отдельным полукругом стояли приближенью императрицы. Все должны были держать очи долу в знак уважения. Находившийся здесь трон-ложе с двойной спинкой и подставкой для ног, чем-то похожий на алтарь, со ступеньками из багряного порфира, можно было видеть, когда остиарии – царские привратники из числа евнухов открывали закрытые завесами серебряные входные двери, ведшие через западную камару Хрисотриклина, так называемый Орологий, где, вероятно, стояли часы. Сидя на этом троне император завтракал, а потом принимал приходивших к нему с делами высоких чиновников и сановных вельмож. Внутреннее пространство Золотого зала и его западный портик – Трипетон были разделены раздвижными или подъемными занавесами-вилами, за которыми дожидались назначенные к царскому приему чиновники или послы. В Хрисотриклине проходили все важнейшие церемонии и официальные встречи, устраивали пиры, званые обеды – клитории. Рядом с ним стараниями Василия I Македонянина (867–886 гг.) было возвдвигнуто одно из самых красивых помещений Дворца – Кенургий, что означало «Новое здание», роскошно украшенное 16 мраморными колоннами с искусной резбой и мозаикой, прославлявшей деяния царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фланкированный высокими башнями с ярко выдержанной ярусностью, он доминирует в ансамбле площади. Особое изящество ему придаёт уступчатый фронтон, роднящий его с фасадами, характерными для виленского барокко. Фронтон выполнен безусловно гениальным архитектором. Также украшением собора являются тяжёлые входные двери, оформленные искусной резьбой. Они остались ещё с того времени, когда православный собор был костёлом. Ярусные башни главного фасада, убранные колонками, пилястрами, нишами, широкими профилированными карнизами, увенчаны ныне небольшими псевдовизантийскими главками с восьмиконечными крестами. С тыла собор производит совсем иное впечатление. Что-то архаичное, замковое видится в нём. И могучая, " осязаемая глазом " толщина стен подавляет всякое воспоминание об ажурном, невесомом фасаде. Сразу видно, что здание строилось в эпоху, когда в этом европейском углу было ещё не до рокайльных сантиметров. Разительный контраст лицевым башням составляют тыльные, с их монотонным оформлением, лишь подчёркивающую суровую, " неразбавленную " четырёхгранность. Легко представить себе, какое впечатление мог произвести на простого обывателя интерьер Успенского костёла в его " кармелитские " времена. Дивные росписи, о которых очевидцы вспоминают как об " акварельных " (надо думать, что это было нечто в духе Тьеполо), сияние золочёных элементов, высокие, как бы парящие в небесах своды, - всё это непременно оказывало своё влияние на душу простолюдина. " Если это здание, - пишет автор заметки в " Литовских епархиальных ведомостях, - рассматривать в соединении с бывшим богатством и самым изысканным украшением его внутри, то нисколько не удивительно, что обаяние его на религиозное чувство и мысль народа было громадно и по последствиям для православия этой местности крайне соблазнительно " . На православную переориентацию костёла ушло 27 000 рублей серебром казённых денег. Увы, многое было выполнено без оглядки на художественную ценность убранства, однако и в теперешнем своём виде интерьер Богородице-Рождественского собора способен действовать " обаятельно " .

http://sobory.ru/article/?object=07250

О, до чего все это оскорбляет и угашает дух молитвенный и в приносящем Дары и в послушающих его!.. Кстати еще заметим, что священнический фелонь у греков имеет одинаковую длину и спереди, и сзади, т. е. ниже колен, – что весьма неудобно при богослужении, и вынуждает служащего, особенно при совершении проскомидии, передние полы фелони закидывать на плеча; а для того, чтобы фелонь ровно держался на них и не совался бы при поднятая руки для крестного знамения, благословения народа и пр., у груди его под сподом пришиты два шнурка вместе, концы которых завязываются сзади на пояснице под фелонью. Дьяконский орарь весьма длинен и перевивается чрез левое плечо по под мышками правой, но концы его, впрочем, правильно и ровно ниспадают спереди и сзади. Ношение таким образом ораря весьма удобно и практично, так как при служении он никоим образом не может сдвинуться с плеча и упасть на землю, что часто случается при служении наших дьяконов. Илитон пришивается к антиминсу, а воздух во время чтения символа веры не поднимается вверх и не опускается потом вниз, как принято это в нашей русской Церкви, а буквально трясется в воздухе, наподобие трепетания листьев на деревьях во время бурного дуновения ветра или трясения членов человеческого тела во время трясовицы; – что более наглядным образом изображает трус, бывший в минуту смерти Богочеловека. Обедня окончилась за два часа до света. Пред выходом из храма Голгофы я в глубочайших чувствах умиления и благодарности повергся долу и долго, долго лобызал место водружения Крестного Древа, воздавая хвалу Искупителю, сподобившему меня не только зреть и касаться св. мест, «идеже стоясте пречистыя нозе Его», но и приносить бескровную жертву и причащаться Тела и Крови Его на том самом страшном и святейшем месте, где Он, безгрешный, благоволил пролить ее и за меня грешного и неблагодарного. Засим святогробская братия, идя на трапезу, пригласила на оную и меня, как служащего; тут я, как литургисавший, усажен был на первом месте, а вся меньшая братия перед обедом подходила ко мне для принятия благословения. За трапезою предложено было первоначально по маленькому кусочку очищенного арбуза, потом по кружечке кофе с сухариком, а в заключение желающие получали по небольшой рюмке мастики или раки. Во все время сидения за трапезою соблюдалось таинственное гробовое молчание. В 6 час. утра, по нашему времени, когда начало всходить солнце, были отворены турками входные врата Воскресенского храма при необыкновенном грохоте, который они нарочито производят устроенными для этого молотами, чтобы разбудить всех, спящих внутри храма, богомольцев, оповестить их о времени выхода и, вместе, побудить к скорейшему оставленью оного; после чего врата немедленно запираются до вечернего часа. Облобызавши снова святыни храма, я удалился в свою квартиру на постройки для отдыха, так как провел во бдении целую ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Димитрий почти никогда не выглядел сильно уставшим даже после продолжительных великопостных служб. Объясняю это не только его природной крепостью, но и любовью к служению. Когда человек приучен к труду с раннего детства, то труд не только не обременяет его, но и является жизненной потребностью. В течение нескольких лет отец Димитрий в воскресный день всю раннюю Литургию исповедовал один. Исповедь продолжалась и после окончания обедни. В начале десятого часа, не выходя из храма, он поднимался на амвон и читал входные молитвы. Затем совершал проскомидию. Давал возглас на часы. Ровно в 10 часов начинал Божественную литургию. Служил он обычно один. Но даже когда служба проходила соборно, он причащал всегда сам. Отец Димитрий при составлении богослужебного расписания никаких послаблений себе не делал. Иногда бывает достаточно одного поступка, чтобы понять человека. В ноябре 2000 года мне делали довольно тяжелую операцию. Моя духовная дочь Виталия дозвонилась до больницы и узнала, что операция прошла нормально. Она поспешила в храм. Отец Димитрий только что закончил Литургию. Виталия подошла к нему, стоявшему на амвоне, и сказала об исходе операции. Он сразу же начал служить благодарственный молебен. «Из храма человек должен уйти всегда удовлетворенным» – таков был его принцип и как настоятеля, и как священника Не помню, по какому поводу, он как-то мне сказал слова, в которых выразился его принцип и как настоятеля, и как священника: «Из храма человек должен уйти всегда удовлетворенным. Как священник этого добьется, его дело, но он должен это сделать». Он не любил делать замечаний, тем более резко выговаривать за ошибки или упущения. Однажды я исповедовал за Литургией. День был будний. Отец Димитрий в этот день не служил. Войдя в храм, он увидел, что я продолжаю исповедовать во время Евхаристического канона. Я знал, что этого делать нельзя, но как поступить, если еще несколько десятков прихожан ожидали исповеди, а до Причастия оставалось полчаса? Отец Димитрий не сделал мне после службы замечания. Он поступил иначе. В мое отсутствие как бы поинтересовался у другого священнослужителя: «Не знаете ли, почему отец Афанасий исповедовал во время Евхаристического канона?» Тот передал мне разговор. Я теперь даже при множестве людей, ждущих исповеди, стараюсь в эти священные минуты не исповедовать, а молиться.

http://pravoslavie.ru/114042.html

§3. Последование литургии святителя Иоанна Златоуста Божественная литургия в ее современном виде делится на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. Однако также следует рассмотреть еще два необходимых элемента, которые хотя и не входят в собственно последование литургии, но обязательно совершаются перед ней: входные молитвы и облачение священнослужителей. Последование литургии излагается в Служебнике (особенности совершения литургии архиерейским чином – в Чиновнике), так что Служебник является для нас основным источником при составлении данного параграфа. Кроме того, при изложении последования литургии существенное внимание необходимо уделить действиям священнослужителей. Хотя подобные указания имеются в Служебнике, все же Служебник не всегда подробно и полностью освещает этот аспект, многие детали приходится заимствовать из богослужебной практики. Потому при рассмотрении действий священника и диакона мы будем в качестве основного пособия использовать книгу отечественного литургиста архимандрита Киприана (Керна) «Евхаристия», которая является одним из самых авторитетных трудов, посвященных Божественной литургии. Также вспомогательным пособием будет для нас книга А.И. Георгиевского «Чинопоследование Божественной литургии». Наконец, принципиальное и объективное значение имеет практика Санкт-Петербургской Духовной Академии, одного из двух (наряду с МДА) ведущих духовных учебных заведений Русской Церкви. Потому автор выражает глубокую благодарность архимандриту Софронию (Смуку), руководителю Богослужебной практики в СПбДА, который принял непосредственное деятельное участие в составлении изложенного далее последования Божественной литургии. §3.1. Входные молитвы Молитвы, называемые «входными», совершаются только перед литургией (что касается остальных служб суточного круга, то перед их совершением входные молитвы не предусмотрены), а само название означает, что входные молитвы должны быть прочитаны священнослужителями перед входом в алтарь. Архимандрит Киприан (Керн) говорит, что входные молитвы читаются без облачения, так как «нигде нет указаний, что священник обязан иметь на себе епитрахиль» 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Совершается Литургия только епископом или священником по особым богослужебным книгам, называемым Чиновник (для епископа) и Служебник (для священника), где изложены чинопоследования Литургии всех трех святителей. Все церковные каноны и постановления относительно совершения Литургии, хранения запасных Святых Даров и благоговейного обращения с ними изложены в «Учительном известии», помещенном в конце Служебника. Современные Литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста как в греческих Церквах Православного Востока, так и в славянских Церквах Европы, в том числе и в Русской Православной Церкви, отличаются от древних литургий. Современная начинается «Чином Священныя и Божественныя литургии», в который входят три особых священнодействия: 1) входные молитвы священнослужителей, 2) облачение священнослужителей в священные одежды и 3) собственно проскомисание. «Чин Священныя и Божественныя литургии» завершается отпустом, чем подчеркивается его нарочитое значение. Все чинопоследование условно разделяется на три части: 1) входные молитвы, облачение и Проскомидия, 2) Литургия оглашенных и 3) Литургия верных. Совершению Проскомидии предшествуют, как было сказано, входные молитвы и последование облачения священнослужителей, одновременно обычно совершается служба 3-го, 6-го, 9-го часов. Собственно Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство», Литургия оглашенных, которая у западных христиан называется «Литургией слова», начинается возгласом «Яко свят еси Боже наш» и завершается словами «Да и тии с нами славят». Затем следуют две молитвы и торжественный обряд Великого входа, приводящий к пению Символа веры и величайшему и важнейшему моменту чтения евхаристической молитвы (Евхаристического канона) и пресуществления принесенных на престол хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Схема Литургий по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого : Входные молитвы. Последование облачения. I. Проскомидия: 1. Умовение рук ( Пс. 25 ). 2. Приготовление и прободение Агнца, вливание вина в чашу. 3. Вынимание частиц из остальных четырех просфор и просфор, поданных верующими с поминовением всех по чину. 4. Каждение покровцов, чаши и жертвенника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010