Первое место между этими книгами должна занимать книга: εροτελεστικν τεχος, полное заглавие коей по-русски: «Книга священнодействий, сочиненная Иеронимом Богиатзи, учителем греческого языка Димитзаны, второе издание Секопула, по определению священного синода и министра церковных дел и народного просвещения для пользы священников и всякого христианина. Настоящее издание уже по счету второе. Первое ее издание кажется вышло в 1868 г.» Вся книга разделяется на две части, так сказать, на теоретическую и практическую. В первой части сделаны объяснения названия суточных служб и богослужебных терминов, входящих в эти службы (гл. 1), значения священных облачений (гл. 2), сосудов и принадлежностей храма (гл. 3), изъяснение литургии (гл. 4), нечто в виде выдержек из нашего учительного известия, как-то: касательно приготовления священника к литургии, приготовления нужных сосудов и облачений, просфор и вина и касательно случая забывчивости священника влить вино с водою в сосуд (гл. 5), а также, если священник заболеет во время литургии или умрет, если позовут священника крестить больное дитя во время литургии, если церковь загорится или поколеблется землетрясением (гл. 6), если священник заметит, что св. Агнец тронут мышью, а в св. чашу упал паук, или какое-нибудь из вредоносных животных до освящения св. Даров или после освящения, если частица крови будет пролита на пол или на одежды, или пролит весь сосуд, или упадет на пол св. Агнец (гл. 7), наконец, касательно приготовления Агнца на целый год в Великий четверток (гл. 8), чин малой панихиды (ακολουθα το νεκροσμου τρισαγου), ектенья в субботу поминальную, чин погребения на Пасху (гл. 9), входные стихи и отпусты в Господские праздники, молитва над кающимися, молитва над коливом, возгласы после каждой песни канона на Пасху, образец канонического свидетельства и молитва святого епископа Иерусалимского Модеста, читаемая над всякою смертною болезнью и болезнью быков, лошадей, ослов, лошаков, овец, коз, пчел и остальных животных. В эту же часть входят какон пред св. причащением, который читается с вечера во время повечерия, после чтения «Верую во единаго Бога», и служит для приходских священников православного востока вечерним правилом. За этим каноном следуют молитвы пред причащением (τ δ εαριον), предваряемые лишь обычным началом, и молитвы после причащения (εχαριστιου μετ τν θεαν μετληψιν). Эти последние молитвы имеют в начале «побудительные стихи на сие благодарение», которые в переводе читаются так: «Когда бы сподобился прекрасного общения животворящих таинственных Даров, тотчас воспой, принеси великую благодарность и от глубины души скажи Богу: Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже». Первая часть настоящей книги оканчивается последованием над священником, соблазнившимся во сне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В названной работе архимандрита Алексея (ван дер Менс-брюгге) следует отметить как положительное качество обращение к галликанской литургии. Известно, что ее формирование связано с именем св. мученика Иринея, епископа Лионского (t 202). Св. Ириней был выходцем из Малой Азии. Ученик св. мученика Поликарпа Смирнского и пресвитеров, знавших лично апостола Иоанна Богослова, св. Ириней насаждал в Лионе те богослужебные традиции, которые создавались в малоазийских Церквах на основе учреждений апостолов. Общепринятая в настоящее время на Православном Востоке, а равно и в Русской Церкви византийская литургия, известная как чинопоследования, составленные святыми Василием Великим и Иоанном Златоустом , была создана на основе малоазийских же богослужебных традиций. В силу изложенного между византийской и галликанской литургиями имеется ряд общих черт. Естественно, что, вводя галликанские особенности в римский чин, автор тем самым приближает его к византийской литургии. Вкратце порядок совершения данного чина представляется следующим. Предстоятель и сослужащие ему клирики собираются в сакристии 1  и облачаются в священные одежды, затем выходят из этого помещения и идут к алтарю, чтобы принести перед ним свою исповедь Богу. На архиерейской литургии облачившиеся священнослужители, прежде чем идти к алтарю для совершения исповеди, выходят навстречу епископу. Епископ, войдя в храм, останавливается в притворе, и диаконы облачают его, после чего следует вход клириков во главе с епископом к алтарю. Если храм не имеет притвора, то облачение епископа совершается на средине храма. В том и другом случае, т. е. служат ли священники без архиерея или совершает литургию архиерей, вход к алтарю начинается возгласом диакона «Внимайте, стоящие, молчите». Хор поет входные стихи (интроитус) «Приидите, возрадуемся Господеви» и т. д. ( Пс.94,95 ). По окончании пения этих стихов священнослужители совершают перед алтарем свою исповедь. Она предваряется славословием «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и стихами из Псалтири, произносимыми подобно тем диалогам, которые существуют в восточной литургии между иереем и диаконом, например: «Время сотворите Господеви» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

митр. Ионафан (Елецких) Краткая схема Божественной литургии (архиерейский чин) 1 1 .Проскомидия (протесис) – приготовление евхаристических Даров в жертвеннике. 2 2 .Вход епископа в притвор и в алтарь храма, преподание «мира» общине верных. 3 3 .Синаксис – чтение Священного Писания и поучение предстоятеля. 4 .Перенесение Святых Даров из жертвенника в алтарь, вручение их епископу. 5 .Анафора – молитва освящения евхаристических Даров, прошения о Церкви. 6 .Молитва о «добром» причащении («Отче наш»). 7 .Общение Святого Духа – причащение верных и благодарение за него. 8 .Обряды и молитвы исхода епископа и народа из храма. Божественная литургия святого Василия Великого Входные молитвы Перед тем как войти в алтарь, священник становится перед Царскими вратами и читает начальные молитвы: Благословен Бог наш, Царю Небесный, затем Трисвятое по Отче наш , тропари Христу и Богородице, целуя их иконы. Затем, наклонив главу, читает нижеследующую молитву. Молитва личного благочестия (перед вхождением в алтарь) Господи, подай мне руку Твою из святого вышенебесного жилища Твоего и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, дабы неповинно предстать страшному Престолу Твоему и совершить священнодействия Бескровной Жертвы. Ибо у Тебя Сила и Слава 4 во веки веков! Аминь. Заходя в алтарь, священник читает стихи 5-го псалма: Господи, я войду в Дом Твой в страхе пред Тобой и поклонюсь святому Храму Твоему. Наставь меня в заповедях Твоих и направь по верному пути, дабы, насмехаясь, не злословили меня враги мои. Ибо нет в устах их истины, сердце их полно суеты, гортань их подобна зияющей могиле и язык свой они изострили, как у змеи. Разсуди их, Боже, и пусть оставят коварные умыслы свои! Из-за отступлений их и Ты их отвергни, ибо они оскорбили Тебя, Господи. Все же надеющиеся на Тебя, да возвеселятся, да возрадуются вечно, ибо Ты станешь жить среди них. И да воздадут хвалу Тебе во веки возлюбившие Имя Твое! Ибо Ты, Господи, благословением Твоим благословляешь праведника и благоволением Твоим, как щитом, покрываешь его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Впервые опубликованный сразу после изобретения книгопечатания (1459), труд Дурандуса выдержал множество переизданий (последнее выполнил Ш. Бартелеми, 1854). Дурандус также сыграл большую роль как редактор Римского понтификала ( Понтификст Дурандуса опубликовал М. Андриё, 1940). 1035 Кн. 1: церковь , алтарь, живопись, колокола, церковный двор и проч.; кн. 2: служители алтаря (клир); кн. 3: богослужебные одежды; кн. 4: месса; кн. 5: службы часов; кн. 6: Proprium temporis – изменяемые части богослужения, связанные с днем (introit – входные молитвы, молитвы дня, чтения, респонсарии, стихи, антифоны и др.); кн. 7: Proprium sanctorum – изменяемые части богослужения, связанные с празднуемым святым; кн. 8: астрономический календарь, способ исчисления Пасхи, эпакты и др. 1036 Работы Гуго Сен–Викторского (1096/97–1141), прежде всего – De sacramentes libri duo и Didascalicon libri septem, сохранившиеся в сотнях европейских средневековых библиотек [см.: Гуго Сен–Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидаскаликон/Пер. с лат. Ю.П. Малинина/Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т. 2. М., 1994; он же. О созерцании и его видах: о пяти способах познания Бога/Пер., прим, и послесл. М.А. Гарнцева/Знание за пределами науки. М., 1996. С. 304–314; Hugh of St. Victor. Didascalicon/Trans. Jerome Taylor. New York, 1961. См. также: Hugonis de S. Victore De sacramentes libri duo. Didascalon libri septem. Venetiis, 1506; Hugonis de S. Victore Canonici Regularis S. Victoris Parisiensis turn pietate, turn doctrina insignis Opera omnia, tribus tomis digesta, ex manuscripts ejusdem operibus quae in bibliotheca Victoriana servantur accurate castigata et emendata, cum vita ipsius antehac nusquam edita studio et industria Canonicorum Regularium Regalis Abbatiae S. Victoris Parisiensis. [Paris,] 1526 (repr.: Rothomagi, 1648; Минь в 1854: PL 175; Ed. nova: Tumholti, 1966).]; Петра из Пуатье, возглавлявшего кафедру теологии епархиального училища в Париже в 1169–1204 гг.; епископа Парижского Петра Ломбардского, известного по своему главному труду как «учитель Сентенций» ( magister Sententiarum); францисканца, профессора Парижского университета и Doctor irrefragabilis (учителя неопровержимого) Александра Гэльского (ок. 1185–1245); «учителя ангелов» и «учителя вселенной» ( Doctor Angelicus, Doctor Universalis), «князя философов» ( princeps philosophorum) Фомы Аквинского в Summa theologiae, – работы этих богословов были сосредоточены на интерпретации учения о пресуществлении, определенном через понятие транссубстанциации (transsubstantiatio), которое было введено Роландом Бандинелли (впоследствии – папа Александр III) и официально принято Католической церковью на 4 Латеранском соборе (1215).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После отпуста полунощницы начинается утреня (возглас, Двупсалмие, каждение, ектения, Шестопсалмие, Великая ектения). Затем выходит на средину храма канонарх и возглашает только первые два слова «Феос Кириос» («Бог Господь»), и на клиросах повторяют 4 раза, добавляя стихи, которые у нас произносит диакон с амвона. Потом поют положенные на этот день тропари и сразу за ними вставляют чтение из Синаксаря, которое читает чтец на клиросе. Кафисмы здесь опускают и приступают к пению канона. Тропари и ирмоса поют по клиросам по очереди, но канон короткий, так что минут через 15–20 уже поют «Честнейшую херувим» с поясными поклонами на каждый припев. Затем стихиры, ектении, и после отпуста утрени начинается сразу литургия. Седмичные священник и диакон совершают входные во время канона, а все послушники и монахи собираются в это время в алтаре и поминают по запискам о здравии и о упокоении, поэтому во время литургии записки уже не читают. Часы, которые у нас читают перед литургией, по афонской практике здесь опускаются. Когда перед литургией открывают царские врата, все склоняют свои главы и выходят из своих стасидий. Священник дает возглас, затем Мирная ектения, и по окончании ее на клиросах поют праздничные антифоны «Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы поющия Ти: аллилулиа», а еще «Молитвами Богородицы Спасе, спаси нас»; «Единородный Сыне» поется, а «Блаженны» («Макарии» – по-гречески) читаются или поются. Вход с Евангелием, которое подносят целовать старцу. Затем по клиросам поют тропари. После них читают Апостол и Евангелие, которые здесь читаются только дневные. Никаких других чтений здесь не вставляют; естественно, в праздники читают праздничные чтения. Затем диакон произносит на амвоне ектении, в том числе и ектению «об оглашенных», и далее диакон совершает каждение. «Херувимская» поется хором. Великий вход совершают два свещеносца, диакон и священник, при этом поминание говорит только диакон. «Верую» здесь читает почетный или старший священник. Во время Евхаристического канона главный протопсалт один очень умилительно поет «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи…», а все падают ниц и молятся, пока священник не скажет из алтаря возглас «Изрядно о Пресвятей…» Тогда клирос поет хором «Достойно есть». Ектения произносится диаконом, а «Отче наш» читается старшим священником. Здесь собором почти не служат, поэтому священники заходят в алтарь и облачаются для причащения после «Отче наш», а потом, причастившись в алтаре, выходят и становятся на свои места в храме. Вся остальная братия обходят все иконы, прикладываясь к ним, подходят по очереди к середине храма и делают земные поклоны на три стороны, прося у всех прощения, и становятся на свои места.

http://pravoslavie.ru/59118.html

Значение слов «Премудрость, прости» во время входа объясняется тем, что на Востоке в церквях народу дозволяется в некоторые моменты богослужения сидеть в особых стасидиях, или «формах». В особо важные моменты богослужения сидение в них запрещено, и священнослужитель для указания таких моментов приглашает верных стоять прямо, «просто», а не сидеть. Слово же «премудрость», по объяснению Николая Кавасилы , заимствовано из Еф. 3:10 «многоразличною премудростию Божиею». Литургия представляет икономию спасения рода человеческого, т.е., именно эту многоразличную премудрость. Церковь в своих богослужебных действиях, представляя эту тайну спасения, побуждает верных в особо важные моменты ко вниманию этим апостольским словом. «Входное» Блаженства, или третий антифон, заканчиваются особым стихом, «входным». В будние дни, при пении вседневных или изобразительных антифонов, таким входным стихом служит «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу». Этим возгласом, в сущности, и начинается Литургия, почему при архиерейском служении епископ и начинает с этого момента принимать в ней участие. Во все великие Господские праздники, во всю пасхальную седмицу и в праздник Сретения поются особые входные стихи. Теперь, в сущности, они провозглашаются диаконом или иереем. На Востоке они поются и теперь. Тропари и кондаки При входе, певцы поют тропари и кондаки, тогда как священник читает особую молитву «Трисвятого пения». Скабалланович так объясняет этот момент: «В мысли, что на входе священнослужителей в алтарь происходит вход туда и святых, Церковь , естественно, в этот момент воспевает святых, назначая после входа тропари и кондаки им. На Литургии иногда (в будни) это единственное место, посвящаемое памяти дня. Поэтому из песней дня сюда выбраны самые общие, наиболее выражающие суть празднуемого события. Таким, именно, характером отличаются как тропари, так и кондаки, нередко восполняющие друг друга по содержанию. Эта группа песней старается обнять все памяти, соединенные с днем совершения Литургии, в показание того, что бескровная Жертва приносится о всех и за вся; на этом основании в будни на Литургии поются тропарь и кондак и седмичного дня, более нигде – ни на вечерне, ни на утрене, ни на часах не поемый. Наконец, только здесь в течение суточных служб поются тропарь и кондак храма, в котором одном только и возможно совершение Литургии» 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

«Премудрость, прости». Хор: входное: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу». «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: аллилуиа». (В таком виде это песнопение поется во все обычные воскресенья, на Пасху и все дни Пасхальной седмицы. Вместо «воскресый из мертвых» в будние дни поется: «во святых дивен Сый», а в праздники – по смыслу праздника, как указано в Типиконе, Минеях, Триодях: на Рождество – «рождейся от Девы»; на Крещение – «во Иордане крестивыйся»; на Вознесение – «вознесыйся во славе»; в Пятидесятницу и в день Святого Духа – «Спаси ны, Утешителю Благий»; на Преображение – «Преобразивыйся на горе»; на Воздвижение – «плотию Распныйся»; в неделю Ваий – «возседый на жребя». В праздники Богородицы – «молитвами Богородицы». Праздничные входные стихи поются и в дни попразднества, до отдания. («Приидите, поклонимся...» иногда обозначается словом «входное» (см. в конце Апостола – «антифоны по вся дни»); но чаще этим словом называется особый входной стих, который возглашает диакон в царских вратах после «Премудрость, прости», или священник, если служит без диакона. При священническом служении литургии, когда возглашается особый входной стих (см. выше), то «Приидите, поклонимся...» не поется, а прямо поется тропарь и кондак. Священнослужители во время пения «Приидите, поклонимся...» входят в алтарь, диакон полагает Евангелие на престол. Священник целует икону Спасителя на царских вратах справа, обращается к западу, благословляет свещеносца, целует икону Божией Матери слева на царских вратах и, войдя в алтарь, целует престол, совершив пред ним молитвенное поклонение. (Если служит без диакона, сначала кладет Евангелие на престол, целует престол и потом выходит к царским вратам, целует икону Спасителя, благословляет свещеносца, целует икону Божией Матери и входит в алтарь). Хор поет тропари и кондаки: Если храм Христов или Богородицы, то тропарь сначала или храму (в понедельник, вторник и четверг) или тропарь «Спаси, Господи...» (в среду и пяток), потом дню и рядовому святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вот все подходят к входу в храм, он называет притвор. Входные, западные двери уже специально закрыты. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и прославляет Святую Троицу. Священнослужители трижды поют главное песнопение праздника — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав (т. е. Христос восстал из мёртвых, Своею смертью победив смерть, и пребывающим в могилах подарив жизнь)». Им вторит хор. Затем священнослужители поют особые стихи. Их мы будем слышать в начале каждого богослужения и иногда в других местах службы. Это называется пасхальным началом: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», и пр. На каждый стих певцы снова поют тропарь «Христос воскресе». Время от времени настоятель обращается ко всем с приветствием: «Христос воскресе!». В ответ надо как можно громче ответить: «Воистину воскресе!» Не бойтесь, не молчите — это ночь особой радости. Отверзаются церковные двери, и крестный ход входит в храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. Храм наполняется светом всех светильников. Начинается светлая пасхальная заутреня, то есть утреня, начинающаяся задолго до рассвета. Заутреня и литургия Вот все вошли в храм, встали на своих местах. Диакон произносит великую ектению, то есть много коротких прошений к Богу о наших духовных и телесных нуждах, на которые хор поёт «Господи, помилуй». После возгласа священника хор начинает петь пасхальный канон из восьми частей, сочинение св. Иоанна Дамаскина, жившего b IX веке в Сирии — венец духовных песней. Поёт хор то торжественно, то быстро. На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители в одеяниях разного цвета с крестом и кадилом быстро обходят всю церковь, наполняя ее ароматом ладана, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!» (Не забудьте громко ответить «Воистину воскресе!») Эти многочисленные выходы священников из алтаря напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения.

http://foma.ru/miru-spasenie.html

Проскомидия Входные молитвы Священник, имеющий намерение совершать божественное тайнодействие, прежде всего должен быть в мире со всеми и не иметь чего-либо на кого, а сердце, насколько станет сил, беречь от дурных помыслов; кроме того, он должен воздержаться от еды и питья и иметь ничем не отемненную голову с вечера до самого священнодействия. Когда настанет время, он входит в храм и вместе с диаконом делает три поклона перед святыми (царскими) дверями. Потом диакон говорит: «Благослови, владыко». Священник: «Благословен Бог наш» (без епитрахили) 29 и пр. Диакон читает «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче наш» и, по возгласе священника, тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и пр. После них обращаются к иконе Христовой с поклонением и словами: «Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий» и пр. (целуют икону Спасителя). Обращаются после того к образу Пр. Богородицы с поклонами и словами: «Милосердия сущи источник» и пр. (целуют образ Божией Матери). Затем преклоняют голову, и священник молится: «Господи, ниспосли...» По окончании этой молитвы непосредственно (по установившемуся обычаю) читается при трех поясных поклонах молитва «Ослаби, остави...» Потом испрашивают прощение у всех предстоящих и идут в алтарь, читая 8–13-й стихи 5-го псалма: «Вниду в дом Твой...» причем целуют изображение на боковых дверях. Вошедши в алтарь, они совершают три поклона перед святым престолом и целуют святое Евангелие, святой престол и святой крест. Облачение Затем диакон и священник облачаются. Каждый из них берет в руки: священник – подризник, а диакон – стихарь, и творит каждый из них три поклона к востоку, произнося при этом молитву про себя: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя». После этой молитвы диакон приходит к священнику, держа в правой руке стихарь с орарем и, подклонив ему голову, просит благословение: «Благослови, владыко, стихарь со орарем» (причем при нахождении в алтаре настоятеля храма диакон сперва кланяется ему, потом подходит к священнику (Типикон, 7, 2, вечерня по кафизме) служащему, принимает благословение от него и, целовав десницу его, облачается).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

е) Далее, в Римской церкви определено законом, везде, где бы то ни было, совершать литургию, равно как и другие службы, на языке латинском, и отнюдь не дозволяется переводить ее, – для Богослужения в храме, – на другие языки. Напротив в церквах восточных, литургия совершается на природном языке каждой страны: – в Греции – на греческом языке, в землях славянских – на славянском и т. д. И по мере распространения христианства в других странах, не возбраняется переводить литургию, как и все богослужебные книги и на другие языки. ж) В самом составе своем Римская литургия сокращеннее нашей. Литургия наша состоит из трех главных частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных; а Римская месса имеет только две последнее части. Первая часть содержит все, что есть в литургии от начала ее до Символа веры ; а последняя, начинаясь Символом, продолжается до конца мессы 79 ; проскомидии вовсе нет. з) Разности, в самом содержании молитв и песнопений Римской литургии от нашей, существенной нет: ибо, как видно из состава ее, они, кроме первой молитвы канона мессы, почти тоже содержат и выражают, что и молитвы нашей литургии, только другими словами и гораздо кратче. – Отличие же состоит в том, 1, что в Римской мессе употребляются всегда, или в известные только дни, такие песни, молитвословия и псалмы, которых у нас или совсем нет, или которые положены на других Богослужениях, – 2, что нет многих молитв и песнопений, которые есть в нашей литургии, и – 3, что некоторые из них занимают в ней не то место, какое у нас. Так, у римлян, всегда читается на литургии псалом 42-й и исповедание, вместо которых, у нас, священнодействующий читает, пред затворенными царскими вратами, так называемые входные молитвы; в первой молитве Канона мессы, Римская церковь , между прочим, просит Бога, чтобы Он «удостоил католическую» (т. е. Римскую) « церковь управлять всем миром»: но в молитвах литургии нашей православной церкви, чуждой всякого властолюбия, нет такого прошения; часто на Римской мессе поется славословие великое, а у нас оно поется на утрени; всегда читаются стихи из псалма: да исправится молитва моя, и проч., которые поются у нас на литургии преждеосвященных и вечерни; Символ веры читается на Римской литургии только в известные дни, поименованные в уставе, а у нас – каждодневно; трисвятое поется у Римлян на литургии один раз в год (в страстной Пяток на литургии преждеосвященной), – а у нас оно только в некоторые дни 80 заменяется песнью: елице во Христа крестистеся и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010