21. Страстная седмица. Великая Суббота. Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии. Полунощницу «поем в келлиях, и глаголем кафизму 9-ю» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера», 2-е «зри»). По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». По 2-м Трисвятом – кондак Триоди, глас 6-й: «Бездну заключивый...» (см на утрене Великой Субботы). «Господи, помилуй» (12), и отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится). Примечание. По Уставу, утреня Великой Субботы начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему – около 1-го часа ночи (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). Начало утрени обычное (с «Царю Небесный...»). Псалмы 19-й и 20-й (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы .) Ектения великая. Примечание. В Великую Субботу – на утрене, часах, вечерне, Литургии – всё, что обычно читается на солее, как-то: ектении, Апостол, Евангелие, входные (а также заамвонная) молитвы – произносится перед Плащаницей. Малый и великий входы совершаются также перед Плащаницей. Причащение мирян и отпуст – на амвоне. На «Бог Господь» – тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Егда снизшел еси...», «И ныне» – ин тропарь, глас тот же: «Мироносицам женам...». Примечание. «Посем настоятель свещы раздает братии: и начинаем пети непорочны со сладкопением. Такожде по стиху. И похвалы возглашает певец, во глас 5-й... Тогда настоятель кадит церковь всю, и братию по чину» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). С началом пения тропарей отверзаются царские врата, священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужащим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель с диаконом кадят Плащаницу окрест (трижды) и совершают, по традиции, полное каждение храма. Непосредственно по окончании тропарей начинается пение Непорочных (на 5-й глас, и в тот же глас – похвалы). По Уставу, должна петься вся 17-я кафизма (с похвалами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители. При соборном служении псаломские стихи могут петь все священнослужители. Также существует практика, по которой и псаломские стихи, и похвалы читаются. Если священник один, то чтец читает псаломские стихи, а священник – похвалы .

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-04/

митр. Ионафан (Елецких) Краткая схема Божественной литургии (архиерейский чин) 1 1 .Проскомидия (протесис) – приготовление евхаристических Даров в жертвеннике. 2 2 .Вход епископа в притвор и в алтарь храма, преподание «мира» общине верных. 3 3 .Синаксис – чтение Священного Писания и поучение предстоятеля. 4 .Перенесение Святых Даров из жертвенника в алтарь, вручение их епископу. 5 .Анафора – молитва освящения евхаристических Даров, прошения о Церкви. 6 .Молитва о «добром» причащении («Отче наш»). 7 .Общение Святого Духа – причащение верных и благодарение за него. 8 .Обряды и молитвы исхода епископа и народа из храма. Божественная литургия святого Василия Великого Входные молитвы Перед тем как войти в алтарь, священник становится перед Царскими вратами и читает начальные молитвы: Благословен Бог наш, Царю Небесный, затем Трисвятое по Отче наш , тропари Христу и Богородице, целуя их иконы. Затем, наклонив главу, читает нижеследующую молитву. Молитва личного благочестия (перед вхождением в алтарь) Господи, подай мне руку Твою из святого вышенебесного жилища Твоего и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, дабы неповинно предстать страшному Престолу Твоему и совершить священнодействия Бескровной Жертвы. Ибо у Тебя Сила и Слава 4 во веки веков! Аминь. Заходя в алтарь, священник читает стихи 5-го псалма: Господи, я войду в Дом Твой в страхе пред Тобой и поклонюсь святому Храму Твоему. Наставь меня в заповедях Твоих и направь по верному пути, дабы, насмехаясь, не злословили меня враги мои. Ибо нет в устах их истины, сердце их полно суеты, гортань их подобна зияющей могиле и язык свой они изострили, как у змеи. Разсуди их, Боже, и пусть оставят коварные умыслы свои! Из-за отступлений их и Ты их отвергни, ибо они оскорбили Тебя, Господи. Все же надеющиеся на Тебя, да возвеселятся, да возрадуются вечно, ибо Ты станешь жить среди них. И да воздадут хвалу Тебе во веки возлюбившие Имя Твое! Ибо Ты, Господи, благословением Твоим благословляешь праведника и благоволением Твоим, как щитом, покрываешь его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

О Пасхе Hall главки, стихи Perler (главки только при расхождении с Hall " ом) как овча закалается, Потому разумейте, возлюбленные, смертное и бессмертное – Пасхи таинство: тленн[ое чрез] заклание овчее, бессмертное ч[рез] воскресение из [мертвых]. [но новое] Слово; временны[й образ], [т]ле[нно овча,] [нетленен Господь,] [но не был овцой;] [н]о и агнцем не был. обрелась же истина. и еще более – в новом Слове. и заповедь – благодатью, и овча – Человеком, поскольку погребается – Человек; Это – Пасхи таинство, как написано в Законе Теперь я разъясню слова Писания, когда Он хочет фараона обуздать бичом, а Израиль избавить от бича рукою Моисея. [ незапятнанного и непорочного, Взяв же кровь овцы, помажьте преддверия домов ваших, нанеся на входные косяки для охранения народа и для устрашения ангела. Когда же овча закалается, и таинство совершается, и народ радуется, не посвященный в Таинство, не прич стный Пасхе, не запечатленный кровью, врага, неверного; Ибо ангел, обойдя Израиль и жестоковыйного фараона укротил скорбью, скорбящий о первенцах своих. в слезах и рыданиях, пришел к фараону весь скорбящий разодранный не только по внешней одежде, там рыдающих, там плачущих, и посреди – скорбящего фараона, сидящего на вретище и пепле, [ скорбное одеяние, опоясанного в[сем] Египтом, как хитоном Ибо Египет облек фараона, как облачение плача. Такой исткан был хитон для тела тирана; ангел правосудия: 139–140 О новом же несчастии если услышите, удивитесь, ибо вот что объяло египтян: Но вам предстоит услышать о (еще) более новом [и страшном. и несчастные египтяне осязали тьму, [первенцев по велению ангела. И если осязал кто тьму, уж[аса]лся в душе, испуская жалобный и «Кого держит рука моя? Кого трепещет душа моя? Кто мне тьмой объял все тело? Если отец – помоги, если мать – состраждь, если брат – скажи, если друг – [защ]ити, если враг – удались, потому что я – [ первородный». долгое Молчание охватило его, молвя: «Первородный, ты – мой! Другой же первенец, уразумев похищение [ первородных,

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСМАТИКОН Асматикон [Азматикон; греч. Ασματικν], визант. богослужебная певч. книга. Содержит песнопения, предназначенные для исполнения хором певчих в отличие от книги Псалтикон , где собраны песнопения для певца-солиста (псалта). Эти 2 типа рукописей взаимно дополняли друг друга: напр., при респонсорном пении 1-я часть псалмового стиха, предназначенная для исполнения соло, могла быть помещена в Псалтиконе, а 2-я, для хора,- в А. Состав А.: тропари пророчеств на великой вечерне под Рождество Христово «Λαθν τχθης π τ σπλαιον» (          ) и «Αντειλας Χριστ κ παρθνου» (          ) и Богоявление «Επεφνης ν τ κσμ» (        ) и «Αμαρτωλος κα τελναις» (      ), прокимны , ипакои , аллилуиарии , антифоны литургии и причастны (Псалтикон содержит помимо этих песнопений кондаки, Трисвятое, херувимские и входные стихи). Мелос песнопений, помещавшихся в А. и Псалтиконе, различался по стилю и мелодической развитости, в соответствии с особенностями исполнения: более искусный для сольного исполнения и простой для хорового. Различие стилей иногда отражалось в надписании разделов песнопений с помощью слов «το σματικο» (Асматикона) или «το ψαλτικο» (Псалтикона). Каждый из стилей имел свою ладовую и мелодическую традицию с соответствующей совокупностью характерных мелодических формул. Песнопения А. также отличались присутствием в них внетекстовых вставок (χε-χε), использовавшихся для расширения мелизматических украшений. А. как тип певч. рукописи не имел широкого распространения. Самые ранние списки А. относятся ко 2-й пол. XII в., однако в них отражена древняя к-польская певч. традиция, восходящая к VIII-IX вв. Известно только 6 А., написанных после 1225 г. К 1-й пол. XIV в. в греч. рукописной традиции произошло объединение Псалтикона и А. в смешанный вид певч. книги, названной Аколуфии . К. Флорос определил 2 различных типа А.: чистый и смешанный. В первом песнопения были распределены по 5 разд., лучше всего представленным в итало-греч. рукописях 2-й пол. XII в. (Crypt. Γ. γ. 1, Γ. γ. 6 и Γ. γ. 7), в к-рых наблюдается наиболее стабильный порядок следования этих разделов (менее последовательно это видно в визант. рукописях Ath. Laur. Γ. 3 (кон. XII в.) и Kastoria 8 (нач. XIV в.)), а именно: 1) ипакои и причастны октоиха; 2) ипакои важнейших праздников и тропари на вечерне Рождества Христова и Богоявления; 3) прокимны; 4) различные песнопения обихода; 5) причастны великих праздников.

http://pravenc.ru/text/76654.html

А Григорий великий , достоуважаемый за свои глубокие познания и святую жизнь, в письме к Иоанну епископу сиракузскому, составителем Канона Римской мессы почитает какого-то схоластика 16 , чего он никогда не утверждал бы, если бы состав и изложение ее в письмени принадлежали апостолу Петру, или даже кому-либо из мужей апостольских; ибо известно, что никто из них не назывался именем схоластика 17 . Поэтому, из слов Иннокентия I, если в них есть указание и на литургию, не более можно выводить, как только то, что Римская литургия составлена по образцу тайнодействия евхаристии, преподанному апостолом Петром. 2. Кто же составил ее? Состав Римской литургии принадлежит разным лицам, в разные времена, выбравшим известные места из Писания, составившим те или другие молитвы и введшим их в употребление при совершении таинства евхаристии. Наименуем эти лица по руководству западных изыскателей церковных древностей. Целестин I, папа Римский (около 418 года), по примеру Амвросия, заимствовавшего от Греков обычай петь на литургии антифоны, первый ввел их в Римскую литургию: в правиле 41-м, он постановил при начале ее петь попеременно (antiphonatim) 100-й и 50-й псалмы 18 . На основании этого постановления выбраны из разных псалмов и внесены в литургию стихи, так называемые, входные (introitus), поемые или читаемые пред входом священника в алтарь, – степенны (gradualia), и другие, читаемые после апостола, – стихи пред приношением (offertoria, ante sacrificium) и причастны (communions et inter communicandum). Входные и степенны, многие заимствованны до Григория великого из литургии Амвросиевой, а некоторые составлены Григорием; Секвенции (sequentias) 19 , выбрал из Писания аббат Ноккер, а Николай папа (в IX веке) ввел их в литургию. Исповедание (confessionem), – читаемое священником после первого входного (introitus), которым начинается месса и после непосредственно следующего за ним псалма: суди ми Боже и рассуди прю мою, – первый в Римскую литургию ввел папа Дамаз (в 370 году). Господи помилуй, Христе помилуй (kyrie eleyson, christe eleyson), Сильвестр папа заимствовал (в V веке) от греков, а Григорий великий ввел в литургию, как свидетельствует он же сам в своих письмах и жизнеописатель его Иоанн диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первое место между этими книгами должна занимать книга: εροτελεστικν τεχος, полное заглавие коей по-русски: «Книга священнодействий, сочиненная Иеронимом Богиатзи, учителем греческого языка Димитзаны, второе издание Секопула, по определению священного синода и министра церковных дел и народного просвещения для пользы священников и всякого христианина. Настоящее издание уже по счету второе. Первое ее издание кажется вышло в 1868 г.» Вся книга разделяется на две части, так сказать, на теоретическую и практическую. В первой части сделаны объяснения названия суточных служб и богослужебных терминов, входящих в эти службы (гл. 1), значения священных облачений (гл. 2), сосудов и принадлежностей храма (гл. 3), изъяснение литургии (гл. 4), нечто в виде выдержек из нашего учительного известия, как-то: касательно приготовления священника к литургии, приготовления нужных сосудов и облачений, просфор и вина и касательно случая забывчивости священника влить вино с водою в сосуд (гл. 5), а также, если священник заболеет во время литургии или умрет, если позовут священника крестить больное дитя во время литургии, если церковь загорится или поколеблется землетрясением (гл. 6), если священник заметит, что св. Агнец тронут мышью, а в св. чашу упал паук, или какое-нибудь из вредоносных животных до освящения св. Даров или после освящения, если частица крови будет пролита на пол или на одежды, или пролит весь сосуд, или упадет на пол св. Агнец (гл. 7), наконец, касательно приготовления Агнца на целый год в Великий четверток (гл. 8), чин малой панихиды (ακολουθα το νεκροσμου τρισαγου), ектенья в субботу поминальную, чин погребения на Пасху (гл. 9), входные стихи и отпусты в Господские праздники, молитва над кающимися, молитва над коливом, возгласы после каждой песни канона на Пасху, образец канонического свидетельства и молитва святого епископа Иерусалимского Модеста, читаемая над всякою смертною болезнью и болезнью быков, лошадей, ослов, лошаков, овец, коз, пчел и остальных животных. В эту же часть входят какон пред св. причащением, который читается с вечера во время повечерия, после чтения «Верую во единаго Бога», и служит для приходских священников православного востока вечерним правилом. За этим каноном следуют молитвы пред причащением (τ δ εαριον), предваряемые лишь обычным началом, и молитвы после причащения (εχαριστιου μετ τν θεαν μετληψιν). Эти последние молитвы имеют в начале «побудительные стихи на сие благодарение», которые в переводе читаются так: «Когда бы сподобился прекрасного общения животворящих таинственных Даров, тотчас воспой, принеси великую благодарность и от глубины души скажи Богу: Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже». Первая часть настоящей книги оканчивается последованием над священником, соблазнившимся во сне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

д.; на Рождество Христово и в Великую субботу стихи обычно заменяются ирмосами канона праздника, на Пасху - стихирами Пасхи). Облачившись, епископ берет дикирий и трикирий, протодиакон возглашает:                                                             (парафраз Мф 5. 16), архиерей осеняет духовенство и народ на 4 стороны свечами (хор: Τν δεσπτην κα ρχιερα μν, Κριε, φλαττε и трижды Ες πολλ τη, δσποτα). В. а. обычно бывает только перед литургией; к вечерне, утрене или всенощной В. а. бывает при праздничном патриаршем служении. Викарные архиереи в кафедральных соборах обычно служат без встречи: епископ входит в алтарь, вместе с иереями читает у св. престола входные молитвы, облачается в алтаре и исходит в храм св. вратами перед началом литургии. Тот же порядок соблюдается и при облачении младших архиереев в случае сослужения, а также при желании епископа сократить время совершения службы. Ист. и лит.: Habert I. Αρχιερατικν: Lib. pontificalis Ecclesiae Graecae. P., 1643, 17262. Farnborough, 1970r; Чиновник; Дмитриевский А. А. Богослужение в Рус. Церкви в XVI в. Каз., 1884; он же. Описание; Голубцов А. П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907; Руководство для священно-церковнослужителей при архиерейском служении литургии св. Иоанна Златоустого. Пермь, 1915. Н. Новг., 19972; Χριστπουλος Μ. Τυπικ διταξις τς βασιλεου τξεως τ κυριακ τς σταυροπροσκυνσεως//ΕΕΒΣ. 1935. Ν 11. Σ. 48-51; [Χριστδουλος (Παρασκευαδης), ρχιεπ. ] Τξις το μεγλου κα πανηγυρικο σπερινο κα το ρθρου τν Κυριακν, χοροστατοντος ρχιερως, ς κα τς Θεας λειτουργας. Αθναι, 2000. Диак. Михаил Желтов Рубрики: Ключевые слова: АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек-рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

http://pravenc.ru/text/155576.html

Поблёскивая в полумраке. На грудь сестры сирень приколота, Вся в белом мать, отец во фраке. Мучительно волнуясь внутренне, Гляжу я на входные двери. Не так, не так светла заутреня Без кружевного платья Мэри. Вдруг, по таинственному голосу Переступив, я вижу сбоку Ее распущенные волосы, Ее зардевшуюся щеку. И в тот же миг паникадилами Зажглись и города, и веси, И полетело легкокрылое Блаженное Христос Воскресе! 1914 Чистая Дева Мария Всем Печальница грешным Ты, Пошли мне не мудрость змия, Но детский талант простоты. (1919–1920) Молитва Я ношусь облетевшим листом По долине безрадостно снежной... Помяни меня в Царстве Твоем, Иисусе, печальный и нежный. Вспомнив лик свой младенческий, прежний, Мне бы вновь заструиться теплом... Иисусе, печальный и нежный, Помяни меня в Царстве Твоем. Мне бы сердцем познать, не умом, Простотою, с неведеньем смежной... Помяни меня в Царстве Твоем, Иисусе, печальный и нежный. 1920 Вижу розы Богородицы В озареньи дня нездешнего, Мне – нечистому – доводится Подышать от вечно-вешнего. В сладком ветре лоб и волосы, И глаза блестят омытые, Где-то плещут звуки голоса Тайные и позабытые. Дух мой жадно пьет от вечности, Тает тело невесомое. Впредь не буду жить в безпечности, Обращу ТУДА лицо мое. (1919–1921) Из цикла «Тюремные стихи» Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим. Псалом 118, 71 1. Святися, святися Тюрьмой, душа моя Стань чище нарцисса, Свежее ручья. Оденься, омойся, Пучочки трав развесь, Как домик на Троицу В березках весь. Темница, чем жестче, Суровей и темней, Тем солнечней в роще Души моей. Чем яростней крики И толще прут в окне, Тем льнут повилики Нежнее ко мне. 1920-е гг. 2. «Всякий огнем осолится Имейте соль в себе...» Не огонь ли моя темница, Не соль ли в моей судьбе? В огне размягчилось сердце, Очистила душу соль. Уловлен апостольской вершей, Забыл я неволи боль. Воскреснет вольная птица И в самом жалком рабе, «Всякий огнем осолится... Имейте соль в себе...» 1920-е гг. 3. Решетка ржавая, спасибо Спасибо, старая тюрьма!

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

В этом случае до приезда архиерея духовенство выстраивается в два ряда в притворе храма. При входе архиерей облачается в мантию – длинное, со шлейфом, одеяние с разрезом посередине и с нашитыми поверх ткани двухцветными линиями, называемыми «источниками». По объяснению Симеона Солунского , мантия «изображает промыслительную, и вседержительную, и всеохраняющую благодать Божию, как одежда, охватывающая и обнимающая всё тело». А источники «означают различные струи учения, вечно источаемые двумя заветами – Ветхим и Новым, которые знаменуются скрижалями, указующими, сверх того, и на открытое в груди, то есть в сердце, ведение Евангелия Христова, которое и при рукоположении святитель воспринимал на голову открытыми письменами» 538 . Входные молитвы на Патриаршем богослужении Облаченный в мантию, архиерей подходит к амвону, где слушает чтение вхóдных молитв. По окончании их он восходит на свою кафедру, расположенную посреди храма, для облачения в литургические одежды. 2 . Облачение священнослужителей Облачение священника и диакона совершается в алтаре, облачение архиерея – на кафедре, посреди храма. При облачении в каждую из священных одежд читаются специально для этой цели подобранные стихи из ветхозаветных книг. Поскольку текст Литургии составлялся на греческом языке, то и библейские стихи заимствованы из греческого перевода Библии (Септуагинты). Иногда эти стихи приводятся в парафразе или с добавлением нескольких слов для большего соответствия литургическому церемониалу. Облачение диакона Прежде чем облачиться в священные одежды, диакон берет благословение у священника. Облачаясь в каждую из священных одежд, диакон осеняет себя крестным знамением, целует одежду и возлагает на себя. При облачении в стихарь он произносит слова из Книги пророка Исаии: Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя. Яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою 539 Да возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил убранством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Др. указанием на древнее происхождение Г. является запись почти всех Г. 2-го (protus plagalis) модуса (гласа) с финалисом «ля» (эта характерная для рукописей особенность сохранилась и в печатных источниках). Примерно половина всех Г. распета в 5-м (tritus authenticus) модусе, что возможно, связано с его активной квинтовой восходящей начальной интонацией, соответствующей торжественному характеру этого песнопения. В XIII в. монодические Г. и их стихи подвергались обработке в технике органума . Градуал. До 1320 г. (РГБ. Ф. 183. 1992. Л. 26) Градуал. До 1320 г. (РГБ. Ф. 183. 1992. Л. 26) II. Литургическая книга рим. обряда, содержащая преимущественно изменяемые песнопения мессы. Наименование книги происходит от ее основного жанра - graduale (см. выше). На протяжении средних веков термин «Г.» использовался для обозначения Антифонария мессы (Antiphonale missarum) (Sankt-Gallen. Stiftsbibl. 361, XII в.; Paris. BNF. lat. 903, 1000-1100 гг.), тогда как собственно Антифонарием называлась книга, содержащая песнопения оффиция. В григорианской традиции певч. тексты мессы изначально содержались в неск. книгах: в частности, респонсории (gradualia), «Аллилуия» со стихами и тракты (иногда стихи оффертория ) входили в состав Кантатория, к-рый во франк. землях назывался Gradale, респонсории помещались в Респонсориале, а входные и причастные антифоны (introitus и communio ) - в Антифонарии ( Amalar. Lib. offic. Prolog. 17). Древнейший образец Кантатория - рукопись из Сев. Италии Monza. Tesoro della basilica S. Giovanni. 109, ок. 800 г. (изд.: Hesbert. 1935). Во времена Амалара Мецского ( ок. 850) книги такого типа имели скорее вспомогательную функцию (солист, как и весь хор, пел по памяти). С X в. появляются полностью нотированные Г. Г. включает неск. разделов - Proprium de tempore (от 1-го воскресенья Адвента до 23-го воскресенья после Пятидесятницы), Proprium sanctorum (начиная с вигилии ап. Андрея (29 нояб.)), Commune sanctorum, песнопения вотивных месс, месс на памяти местночтимых святых, заупокойных месс, общие тоны (toni communes) и др. Состав Г. мог расширяться за счет включения в него секвенций , тропов , прозул , процессиональных гимнов и антифонов (ранние примеры - Bamberg. Staatl. Bibl. Lit. 6, 1000 г.; Benevent. Arch. Cap. 38, 1000-1100 гг.; тропы и большая часть секвенций были исключены из Г. после реформ Тридентского Собора ) и отдельных песнопений ординария мессы ( Asperges , Gloria , Sanctus , Credo , Agnus Dei , Ite, missae est) (иногда неизменяемые песнопения помещались в особых книгах - Kyriale, Ordinarium missae, Ordo cantus missae). Подобно Антифонариям, Г. могут состоять из неск. (чаще 2 или 4) томов.

http://pravenc.ru/text/166365.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010