Как известно, то, что совершается не вслух всех, не публично, то способно подвергаться всевозможным изменениям, будучи лишено сдерживающего контроля со стороны народной привычки. Это именно и случилось в описываемое время: 1) с проскомидией, 2) с некоторыми молитвами и действиями в литургии оглашенных, и 3) с некоторыми несущественными молитвами и действиями в самой литургии верных; наконец 4) не избег этой участи и конец литургии, который хотя и совершался вслух, но, по своей неважности, несущественности, легко допускал изменения. Этот период колебаний означенных статей в литургии кончился 169 в XIV в. с изданием устава конст. патр. Филофея, жившего в XIV в., и с перенесением этого устава в Россию в том же веке митр. Киприаном. – Для того, чтобы лучше понять, как могло быть допущено подобное колебание в рассматриваемый период, нужно заметить (кроме того, что мы сказали выше относительно тайных молитв и священнодействий), что древний чин литургии до патр. Филофея вовсе не отличался такой подробностью изложения, какую мы находим в наших нынешних служебниках. Тогда не писали подробного устава литургии, как ныне, тогда писали только молитвы сполна, все остальное или вовсе не писалось или же писались только первые слова (напр. эктений). Понятно, какое широкое поприще для вариаций представлялось тогда каждому совершающему литургию, благодаря вышеозначеннолу обстоятельству. Изложение литургии с подробным ее уставом, изданное патр. Филофеем в XIV в., полагало преграды проявлению на будущее время подобного произвола. Прежде всего нужно заметить, что дольше всех этих частей не устанавливалась первая часть, т. е. молитвы входные. Только в XIV в., в Киприановом служебнике 170 полагается входная молитва, да и то только одна (наша: „Господи, ниспосли руку Твою...”). Остальных молитв входных не находим в Киприановом чине проскомидии, а следовательно их не было и в Филофеевом. Остальные входные молитвы являются (да и то не те, какие теперь читаются) в связи с проскомидией гораздо позже рассматриваемого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Устанавливаем входные и межкомнатные двери самостоятельно Для того чтобы самостоятельно установить входную или межкомнатную дверь, Вам не потребуется никаких специальных навыков. Однако дело это непростое. Для работы Вам потребуются такие инструменты, как молоток, перфоратор, крестовая отвертка, лом или монтировка, бур для перфоратора, рулетка, торцевой ключ и уровень строительный. Замена входной или межкомнатной двери проходит в несколько этапов. Первый этап – демонтаж старой двери. Для начала нужно открыть дверь на 90 градусов, затем с помощью лома необходимо поддеть дверное полотно снизу и потянуть вверх. Далее с помощью молотка и перфоратора выбивается из проема старая дверная коробка. Когда комплектующие старой двери демонтированы, производим уточняющий замер с помощью рулетки. Между стеной и дверным блоком должен быть оставаться зазор около 15-25мм с каждой стороны. На втором этапе происходит монтаж новой двери. Для начала дверь достают из упаковки, проверяют работоспособность замков и задвижек. С помощью строительного уровня, перфоратора, анкера, молотка и монтажной пены устанавливаем дверной блок в проем и закрепляем распорками и деревянными клиньями. Дверь нужно устанавливать снаружи с лицевой стороны дверного проема. С помощью специальных металлических платин производится крепление дверной коробки, для этого нужно использовать анкерные болты или металлические штыри, которые проходят через отверстия в пластинах и крепятся к стене. Выставляем дверной блок по уровню, чтобы не было неровностей и перекосов. Обязательно нужно отрегулировать зазоры между стойкой дверного короба и дверным полотном. Перед окончательным закреплением дверного блока, стоит дополнительно проверить уровень дверного короба и работоспособность всех замков. После проверки аккуратно производим запенивание зазора между стеной и дверной коробкой. Пена должна высохнуть примерно через 12 часов, после этого её легко срезать малярным ножом. [ главная библиотека новости родителям информация предложения ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/obs/mx/mix/033dver.htm

«Во дни праздника или попразднества существует обычай прикладываться к иконе праздника при чтении соответствующего тропаря» (Евхаристия, стр. 141). И став снова пред царскими вратами диакон возглашает тихо: «Господу помолимся!» И, преклонив главу, иерей тихо читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою..». со всяким смирением и в порыве подлинного покаяния. Посему, в соответствии с этим добрым настроением, в современной практике принято, что, после чтения: «Господи низпосли», священник или архиерей читают еще молитву: «Ослаби, остави», причем творят три поясных поклона, а затем уже оборачиваются к народу («творят к ликам поклоны по единому»), прося у предстоящих прощения в обидах и оскорблении (Булгаков, стр. 886). Начало молитв священник читает в скуфье или камилавке, но, конечно, без облачения в какую бы то ни было священную одежду. На тропарях: «Пречистому Твоему образу» священник снимает головной убор и уже непокровенным входит в алтарь. При соборном служении, священники входят в алтарь в порядке старшинства, причем правые и левые соответственно входят в южные и северные двери. Входя же в алтарь — иерей южною, диакон северною дверями, лобызают святые двери, читая в себе: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему» и прочее. Согласно прот. Никольскому: «Вшедши в алтарь, священник и диакон делают три поклона перед св. престолом и целуют святое Евангелие и святую трапезу. Входные молитвы на Святую Пасху. Вопрос о том, какие входные молитвы полагается читать служащим Божественную литургию в день св. Пасхи и во всю Светлую седмицу, освещался в разных наших церковных изданиях. Следующий порядок указан у прот. К. Никольского. Облачение духовенства Обратимся к сборнику «Метод», который, согласно служебнику, представляет чин облачения: «Священник и диакон, прием в руки своя каждый стихарь свой, глаголют: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя!» — Диакон, держа в десной руке стихарь со орарем, подходит к священнику и, наклонив свою главу, глаголет тихо: «Благослови владыко стихарь со орарем!»

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а «Царю Небесный» на полунощнице уже не читается,– входные молитвы начинаются с «Святый Боже». Последование облачения Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая этим честь Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные одежды. Священник берет подризник, а диакон – стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя». Облачение диакона Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу: Благослови, владыко, стихарь со орарéм. Священник, благословляя, произносит: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон говорит: «Аминь», целует крест, изображенный на стихаре, и благоговейно облачается в стихарь, произнося: Возрадуется душа моя о Господе, облечé бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одéя мя, яко жениху, возложи ми венец и, яко невесту, украси мя красотою. Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный на нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руки при чтении – на правую руку: Десница Твоя, Господи, прослáвися в крепости, деснáя Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостáты; на левую руку – Руце Твои сотвористе мя и создáсте мя, вразуми мя, и научуся зáповедем Твоим. Облачение священника Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонения к горнему месту, благословляет подризник, произнося: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что и диакон (на стихарь): «Возрадуется душа моя о Господе...» И также предварительно целует крест на подризнике. (Вообще, при облачении священника в каждую священную одежду он благословляет ее и целует изображенный на ней крест.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Входные молитвы, в будние дни и вообще, одним иереем и диаконом совершаются так: иерей (т.е. иеромонах) исходит северною дверью, диакон – южною, оба с открытыми главами, в мантиях, и становятся пред Царскими вратами правильной парой на одной линии (рисунок 2). «Исходит же иерей дверми северныя страны, диакон же – южныя и станета пред святыми дверми равно вкупе. Сия вся откровенными главами глаголются, от начала и до скончания. И епитрахилий не возлагает иерей на себе, точию в мантиях оба суть». Входят в алтарь наоборот: иеромонах – южной дверью, причем идёт прямо к престолу, диакон же – северной дверью, и идёт к правой стороне престола через горнее место, читая на ходу, вслух иеромонаху псалом «Вниду в дом Твой…». Иеромонах стоит пред престолом, ожидая диакона, и уже вместе с ним творит поклонение престолу и всё прочее. Такого же порядка держится и настоятель с первым диаконом при соборном служении. Входя в алтарь, они целуют с крестным знамением священное изображение на двери, которой входят. Отходить в алтарь следует медленно, чтобы без поспешности прочесть псалом, для чего диакону, читающему псалом, намеренно удлинён путь к престолу. И при соборном и при обычном чтении молитв их начатие обязательно предваряется всеми троекратным метанием со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» (трижды). «Глаголюще в себе, и станут оба не на амвон, но пред самыми святыми дверями, точию да будет место поклоном» . Входные молитвы читаются без епитрахили, но с покрытыми главами (кроме читающего их). На целование икон главы открывают все. «Таже глаголет диакон: «Благослови, Владыко». Священник: «Благословен Бог наш…». Диакон: «Аминь». Метание едино. Начинает глаголати диакон: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», «Трисвятое». Метания три единоравно вкупе по Отче наш…» Метание едино вначале. Священник: «Яко Твое ест Царство…». Метание паки едино, и речет диакон: «Аминь». Таже глаголет диакон: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» (весь до конца). Метание. «Слава: Господи, помилуй нас…» (весь до конца). Метание. «И ныне: Милосердия…» (весь до конца). Метание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Относительно облачения для Светлой седмицы и в отдание Пасхи указаний нет, а практика различна 124 . Следует ли в пасхальную седмицу читать «светильничные» молитвы и когда? Известны два взгляда по этому вопросу: по одному, молитвы эти, как располагающие к покаянно-скорбному чувству, должны быть пропускаемы в торжественном пасхальном богослужении, а по другому – они во всяком случае должны быть вычитываемы, и именно, во время великой ектении, с которой они соединяются по содержанию. Какое «правило» и какие «входные молитвы» читать священнику в седмицу Пасхи? Священнику, готовящемуся к служению в дни св. Пасхи, довольно прочитать с вечера пасхальный канон, вместо канона «Иисусу Сладчайшему», канон ко св. причащению и вечерние молитвы, а утром молитвы ко св. причащению. Было бы мало уместным и пред самой литургией в дни св. Пасхи вполне вычитывать обычные входные молитвы. В числе обычных входных молитв первое место занимают покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи...» и проч. Естественно, что эти тропари благоприличнее заменять тропарями пасхальными, какие положены на часах пасхальных, т.е. после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе из мертвых...», читать «Предварившия утро яже о Марии...», «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне...» и проч. 125 ; затем из обычных входных молитв неотложно читать «Пречистому Твоему образу...», «Милосердия сущи источник...» и «Господи, ниспосли руку Твою...» В Светлую неделю, по Номоканону при Большом Требнике, «помины не бывают» (п. 169). Под словом «помины» в данном случае разумеется великая панихида (парастас) и всенощное бдение (или отдельно совершаемые заупокойная вечерня и утреня) и литургии за упокой (равным образом панихида и лития за упокой), а не поминовение на проскомидии, которое можно совершать повседневно (когда отправляется полная литургия); поэтому в дни св. Пасхи можно принимать просфоры и поминать за упокой на проскомидии. По разъяснению некоторых, относительно совершения панихид в течение Светлой седмицы, устав говорит, что в эту седмицу нельзя совершать их «в притворе храма», а вовсе не воспрещает совершение их вне храма. Отпевание (и совершение при этом панихид) бывает и во храме (без совершения заупокойной литургии), «аще случится брату коему отъити ко Господу в сию св. седмицу Пасхи». Недели по Пасхе

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

2. Окружническое австрийское согласие. Поповцы-окружники существуют в Преображенском краю издавна, почти с самого появления австрийской иерархии в Москве. До конца восьмидесятых годов их здесь было однако весьма мало. Молельня тогда находилась в Семёновском, в доме Язынинской. Она помещалась в ветхом, тёмном, грязном и тесном флигеле. В 1888 году она перенесена в Преображенское, на Генеральную улицу. Здесь на обширном дворе, на земле купленной раскольничьим приходом, было выстроено большое высокое с широкими, как в православных храмах, окнами каменное здание. Входные двери были устроены массивными на подобие паперти, потолок – в виде свода, на нём, под крышей был поставлен большой крест и маленький на самой крыше. Здание своим видом близко напоминало обширный православный храм. Открытие здесь молельни не было дозволено властью. Массивные входные двери пришлось уничтожить, а здание перегородить на два этажа. После такого переустройства здание поражает своей внешней несимметричностью: окна нижнего этажа чрезвычайно высокие (они предназначались для освещения всего здания), верхнего – низкие, сдавленные. В настоящее время здесь в нижнем этаже помещается молельня, перенесённая из дома Язынина, в верхнем – богадельня. Дом – молельня и окружающие его деревянные флигеля и земля принадлежат братьям Лебедевым, богатейшим в Преображенском колониальным и мясным торговцам; молельня, по имени владельцев дома, называется Лебедевской. При молельне находятся поп, псаломщик и хор певчих любителей. В первое время, по перенесении сюда, молельня и приход находились в расстроенном положении. Тогдашний поп Иван отличался не воздержной жизнью и буйным характером. Прихожанам и даже самому тогдашнему московскому австрийскому владыке Савватию и духовному совету много было хлопот и тревоги при увольнении Ивана. Имея нескольких преданных прихожан, Иван, несмотря на запрещение Савватия, продолжал служить и, не обращая внимания на приказы духовного совета, не уходил из моленной. На угрозы выселить его силой, он отвечал: – Попробуйте позвать полицию, я вас тогда на каторгу сошлю; ишь какой-то мещанин пройдоха, Савватей, архиереем заделался, а мне попом быть не велит.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эх, не получается быть десятым! А хочется…. Утреннее Утро. Готовлюсь к литургии вместе с отцом Павлом. Вернее, поджидаем самого младшего по возрасту, моего тезку, отца Александра, что бы на входные молитвы идти. Молодежь, она, как всегда, самая последняя в храме появляется. Прибежал. Влетает в алтарь. Три земных перед престолом, расцеловался с отцом Павлом и выдает: — Идем на входные? Смотрю вопросительно на молодого и спрашиваю: — А со мной здороваться? Недоуменный взгляд, переходящий в извинительно-виноватое выражение. — Ой, батюшка, простите. Вы мне всю ночь сегодня снились… Думал, что поздоровался. О каске, патронах, виселице и Победе Бабушкин Шарик имел собственную тарелку. Ею была немецкая каска. Летом, когда на каникулы в деревню съезжались городские внуки и внучки, к категории которых и я принадлежал, мы этот сервис собачьего быта у Шарика уперли и на берегу речки расстреляли, как фашиста, из самопалов. Дядька Вася самодельное оружие у нас позабирал, чувствительных подзатыльников всем определил, не разбираясь, где «свой», где «чужой», и сказал, что в селе хватит одного одноглазого. Одноглазым был сам дядька Вася. Когда немцы вместе с итальянцами в сорок втором в сторону Харькова убежали, то в хате, где они всю зиму и весну обитали, несколько гранат забыли. Вот он их и разряжал, пока запал в руке не разорвался и пальцы ему не оторвал и глаз не выбил. Самопалов было жалко. Но услышали мы, как бабушки наши, обсуждая вечером баловство своих «онуков», разговор вели о патронах, которые, в аккурат, за колхозным подвалом в великом множестве когда-то валялись. Действительно, валялись. Чуть сверху травяным дерном прикрытые. Мы их ведро наковыряли. И на рельсы положили, перед тем, как по нему вечерний матовоз (дрезина с мотором и будкой, людей перевозящая) из райцентра в деревню идти был должен. Очередь получилась отменная. Вся деревня всполошилась. Как дед Федот сказал, будто опять бой под курганом начался. Дед Федот врать не будет, он всю войну на передовой пробыл. Причем началась у него эта передовая именно здесь, у кургана, около дома родного…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2306...

Автобус по такой «разъезженной» дороге не ходит. Однажды у Василия случился казус. Как только он собрался везти очередную мамашу рожать, его старый «жигуленок» угодил колесом в яму и оно едва не отскочило. На ремонт времени не было. Девушка родила в Ступинском медпункте под чутким вниманием фельдшера Лидии Дружиной, а Василию пришлось самому принимать нового человека на руки. И только потом чинить колесо и везти счастливую мамочку в Няндому. К слову, за осеннее-зимний период в селе родилось еще десять детей. На обратном пути Василий всегда прихватывает «гуманитарную помощь» для малоимущих семей: одежду, обувь и детское питание. Поэтому в отчетах местных чиновников Ступино числиться самым «социально благополучным населенным пунктом района».   Но, несмотря на все житейские трудности, храм продолжает строиться. На средства, перечисленные на его строительство после публикации в «НС» ступинское прихожане купили вагонку, плинтуса, монтажную пену, гвозди, половую доску, стекловату для утепления полов и обогревательную систему. Храм был собран еще летом, а всю осень и зиму Василий Астахов с несколькими добровольцами обшивали потолки и шлифовали стены. Теперь надо врезать рамы и входные двери, а только потом стелить полы (иначе сгниют!). К сожалению, средств на рамы (нужно 12 рам), входные двери и иконостас пока нет (только на рамы требуется порядка 130 тыс. рублей, а на все про все около 500 тысяч).   Мы обращаемся к нашим читателям: если вас не оставила равнодушным судьба этого храма, вы можете пожертвовать на его строительство. Реквизиты все те же:   Индекс: 164222,   Архангельская область, Няндомский район, д.Ступино,  Астахову Василию Анатольевичу (старосте Ильинского храма). Алексей РЕУТСКИЙ, фото автора Дорогие читатели! Если вы хотите, чтобы в журнале «Нескучный сад»  в рубрике «Помоги храму» появился рассказ о вашем храме, пишите нам по электронной почте (pomogihramu@gmail.com) или обычным письмом (119049 Москва, Ленинский просп., д. 8, корп. 12, больничный храм, для журнала «Нескучный сад», рубрика «Помоги храму»).

http://pravmir.ru/pomogi-xramu-byli-by-k...

Чтобы вход в храм был действительно безбарьерным и безопасным, габариты входной площадки должны позволять инвалиду-колясочнику разместиться на ней при открытой двери. Если ширина каждой створки двери не менее 90 см, то глубина площадки должна быть не менее 230 см . Если входная площадка выполняет роль зоны безопасности при пожаре, то её размеры должны увеличиваться с учётом размеров места для инвалидов-колясочников. Размер таких мест должен быть 150 х 150 см, чтобы у инвалида в опасной ситуации была возможность разворота на 360°. Так же, как и лестницы, входные площадки в тех местах, где нет лестниц, должны быть оборудованы перилами. А ещё нужно позаботиться о навесе, водоотводе и противоскользящей поверхности. В соответствии с общими нормами, мы должны предупредить слепых и слабовидящих прихожан о первой ступени внизу и наверху тактильными наземными указателями с конусообразными рифами (см. Рисунок 4). Указатели должны быть расположены за 80 см до края ступеней. Для остальных прихожан желательно показать на площадке проекцию открывания дверей, — в этой зоне оставаться долго небезопасно. Входные двери Двери — это первое препятствие, с которым сталкивается маломобильный прихожанин, даже если двери устроены правильно. Вот нормы, которые должны соблюдаться при их устройстве. Если входная дверь двойная, то хотя бы одна из створок должна иметь нужные габариты. Вариант «открыть обе створки сразу» плох: он потребует от маломобильного человека значительных усилий. При наличии доводчиков (которые тоже необходимы) за время маневрирования и открывания второй двери первая уже закроется. Ручка двери по форме не должна создавать опасности для прихожан на колясках, т.е. не иметь выступающих элементов на уровне головы инвалида-колясочника. Иначе при его проезде на коляске или произвольном закрывании двери ручки могут нанести человеку травму. Предпочтительнее вертикальные ручки травмобезопасной формы на высоте 30–150 см от пола (см. Рисунок 8). Входной тамбур-шлюз Типичная ошибка и большая проблема многих храмов — недостаточные размеры входного тамбура. Как рассчитывается его глубина? Минимум — это открытая вторая дверь (вторая после входной, которая открывается наружу по ходу эвакуации), т.е. 100 см, плюс размеры инвалидной коляски вместе с сидящим на ней человеком, с учётом его ног — 140 см. Итого — 240 см. Оптимальный вариант — добавить ещё 60 см для сопровождающего.

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-sdelat-hra...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010