Кладем мы поклон Старцу, и отец Харалампий сразу отправляется в алтарь облачаться. – Отец! – Что такое? – Давай читать входные! Что ты облачаешься? Мы ведь входные не прочитали! – А-а-а, правда. Прости, диаконе. И он снова выходил из алтаря читать входные молитвы. – Отец, говори возглас «Благословенно Царство!» – Буди благословенно. Бла-а-словенно… – Не «бла-а-словенно», а «благословенно»! – Хорошо, хорошо, сейчас скажу. Бла-а-словенно… – Да не «бла-а-словенно», а «благословенно»! Он был как ребенок. Выходило у него все очень мило. Пока не состарился, все «бла-а-словенно» говорил. Славный был человек. Иногда он облачение надевал наизнанку, путал фелонь с подризником. Старец, когда об этом узнавал, говорил мне: – Я рукоположил еще и диакона, потому что знал, что меня ожидает. Пока отец Харалампий выучил бы литургию, мы бы замучились, не будь тебя с ним в алтаре. Ведь я, когда жил в Волосе, всегда был со священником в алтаре и службу знал. А отец Харалампий службу знал не очень хорошо. Я ему подсказывал: – Отец, «паки и паки». Обо всем, что нужно было говорить, я ему напоминал. Он весь уходил в молитву и созерцание. А я должен был следить за ходом службы, потому что иначе он делал бы ошибки. Позднее, когда я сам стал священником, ему пришлось нелегко, потому что, пока я был рядом, он был спокоен. Старец говорил ему: – Отец, не витай в облаках, не делай ошибок! Я очень любил отца Харалампия. Ошибки его были простительны, он их делал по своей простоте. Поэтому Старец ему как-то сказал: – Отец, когда я уйду, слушайся малого. Спрашивай его обо всем, что будешь делать. В миру диаконов окружает слава. Они восходят на амвон, читают Евангелие, много чего делают. И люди им кланяются. И начал диавол вкладывать эти образы в мою голову. Я сказал себе: «Постой-ка!» Я был ошеломлен. Такие помыслы ко мне пришли впервые. Лишь только я увидел, как у меня в воображении вновь начинают возникать картины храмов, амвонов и множества людей, я сказал себе: «Пойду-ка расскажу об этом Старцу». Прибегаю к нему:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Разделы портала «Азбука веры» сайт о саде и огороде Птицы — желанные гости в саду. Вот лучшие советы, как привлечь пернатых друзей и превратить ваш сад в птичий рай. Если вы хотите, чтобы в саду было много птиц, сделайте его максимально приближенным к природе. А именно, наши пернатые друзья ценят дикую романтическую атмосферу и поэтому с радостью принимают сад в качестве среды обитания — и сад, близкий к природе, также выглядит намного более ярким, чем тщательно продуманный. Птицы не только визуально и акустически обогащают сад, но и уничтожают огромное количество вредителей растений, особенно в период размножения. Их молодняку нужна пища из насекомых, богатая белком, чтобы быстро расти и оперяться. Что можно сделать, чтобы привлечь птиц в свой сад? Вариантов много. Весной садовые птицы ищут подходящие места для гнездования. Однако им становится все труднее найти подходящие места для гнездования, потому что часто под хорошо утепленными крышами современных домов отсутствуют подходящие входные люки и места для строительства гнезд. Более высокие деревья и густые живые изгороди также довольно редки в новостройках. Повесьте скворечники и кормушки для птиц Те, кто развешивает скворечники в саду, могут начать получать удовольствие от появления потомства птиц уже в апреле. Если вы кормите садовых птиц круглый год, кормушка также будет с благодарностью принята птицами в саду. Подвесные скворечники — это простой способ сделать сад более привлекательным для воробьев, скворцов, синиц, поползней, горихвосток-чернушек и других гнездящихся в пещерах птиц. Количество скворечников также важно: например, скворцы предпочитают размножаться в стайной компании, в то время как горихвостка-чернушка ведёт более одиночный образ жизни. Вешая ящики для гнезд, убедитесь, что входные отверстия обращены на восток и не подвергаются слишком сильному воздействию солнечных лучей. Гнездовой ящик должен быть установлен в недоступном для домашних кошек и диких мелких хищников месте — в конце концов, птицы должны иметь возможность беспрепятственно размножаться в саду. Чтобы защитить входные отверстия деревянных скворечников от разорителей гнёзд, таких как пёстрый дятел, вы можете окружить входное отверстие по всему периметру листовой сталью. Поскольку птицы уже ищут подходящие ящики зимой или ночуют в них холодными ночами, их следует вывешивать уже осенью.

http://azbyka.ru/garden/kak-privlech-pti...

—714— бенными условиями и, при большом стечении народа, требует довольно продолжительного времени. Правда, по юбилейным предписаниям вхождение чрез «porta santa» не вменяется паломникам в непременную обязанность, но, по утвердившемуся обычаю, они считают необходимым совершить это вхождение по крайней мере при первом вступлении в каждую из назначенных базилик, а потому те паломники, которые уже не в первый раз посещают ту или другую базилику, прямо проходят внутрь ее чрез обычные входные двери, прибывшие же вновь останавливаются в портике и ожидают своей очереди у «porta santa». – В римских храмах наружные входные двери имеют своеобразный и совершенно для нас непривычный вид; они обыкновенно растворены настежь, но прикрыты сверху до низу толстым и тяжелым стеганым покрывалом, по-видимому из войлока, обделанного с обеих сторон клеенкой или кожей. Над вершиной двери это покрывало твердо прикреплено, а нижняя и обе боковые его стороны остаются свободными. Чтобы войти внутрь храма, нужно оттянуть к себе какой-либо край покрывала настолько, чтобы можно было пролезть чрез образующееся таким образом отверстие. При крупных размерах церковных дверей и при собственной своей массивности, покрывало это по большей части представляет собою довольно значительную тяжесть, которая в обращении с нею требует немалых усилий, особенно со стороны женщин или детей. На помощь посетителям храмов выступает иногда какой-нибудь нищий, который стоит подле двери и приподнимает покрывало для приходящих, в надежде получить с них сольдо за свою услугу. Для чего собственно придумано такое устройство церковного входа, узнать мне не пришлось. Кто объясняет его потребностью оградить храм от вторжения слишком больших притоков внешнего холодного воздуха, а кто – желанием устранить шум, неизбежный при частом отворении и затворении массивных дверей. Очень может быть, что действительно в таком устройстве и есть какая-либо существенная польза, но на первый взгляд оно представляется и некрасивым, и неудобным. При вхождении чрез «porta santa» благочестивому палом-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вся эта толпа потому пребывает в портике и не проходит в самый храм, что ей нужно войти туда чрез „porta santa”, а это вхождение обставлено некоторыми особенными условиями и, при большом стечении народа, требует довольно продолжительного времени. Правда, по юбилейным предписаниям вхождение чрез „porta santa” не вменяется паломникам в непременную обязанность, но, по утвердившемуся обычаю, они считают необходимым совершить это вхождение по крайней мере, при первом вступлении в каждую из назначенных базилик, а потому те паломники, которые уже не в первый раз посещают ту или другую базилику, прямо проходят внутрь ее чрез обычные входные двери, прибывшие же вновь останавливаются в портике, и ожидают своей очереди у „porta santa”. – В римских храмах наружные входные двери имеют своеобразный и совершенно для нас непривычный вид; обыкновенно растворены настежь, но прикрыты сверху донизу толстым и тяжелым стеганым покрывалом, по-видимому, из войлока, обделанного с обеих сторон клеенкой или кожей. Над вершиною двери это покрывало твердо прикреплено, а нижняя и боковые его стороны остаются свободными. Чтобы войти внутрь храма, нужно оттянуть к себе какой-либо край покрывала на столько, чтобы можно было пролезть чрез образующееся таким образом отверстие. При крупных размерах церковных дверей и при собственной своей массивности, покрывало это по большей части представляет собою довольно значительную тяжесть, которая в обращении с нею требует не малых усилий, особенно со стороны женщин или детей. На помощь посетителям храмов выступает иногда какой-нибудь нищий, который стоит подле двери и приподнимает покрывало для приходящих, в надежде получить с них сольдо за свою услугу. Для чего собственно придумано такое устройство церковного входа, узнать мне не пришлось. Кто объясняет его потребностью оградить храм от вторжения слишком больших притоков внешнего холодного воздуха, а кто – желанием устранить шум, неизбежный при частом отворении и затворении массивных дверей. Очень может быть, что действительно в таком устройстве и есть какая-либо существенная польза, но на первый взгляд оно представляется и не красивым и неудобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

По церковному обычаю, во время чтения изобразительных иерей с диаконом на амвоне читают входные молитвы перед совершением Литургии, испрашивают прощение друг у друга, у народа и затем, облачившись во все священные одежды в алтаре, начинают проскомидию. Впрочем, в случае необходимости священник может совершить входные молитвы и проскомидию и перед царскими часами. 8 Пение на блаженнах чина изобразительных тропарей из рядовых песней праздничного канона, а также чтение Апостола и Евангелия после них не полагается (см.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 210). 9 Поскольку в этот день вместе с вечерней служится Литургия, на изобразительных не читается Символ веры (см.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 211). 10 Поскольку в этот день вместе с вечерней служится Литургия, на изобразительных не читается псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время…» (см.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 212–213). 11 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 15; Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 12, 227. 12 Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 13 Если служит архиерей, то после отпуста изобразительных все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а архиерей – через открытые царские, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы перед началом Литургии («Царю Небесный…», «Слава в вышних Богу…» и т. д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата; священник – в алтаре, а диакон на амвоне, близ образа Спасителя, оба кланяются престолу, затем архиерею. Диакон, встав посредине амвона лицом к престолу, возглашает: «Благослови, Владыко», священник, взяв Евангелие, начертывает им Крест над антиминсом и возглашает: «Благословено Царство…», после чего оба творят поклон пред престолом и архиерею; царские врата закрываются. Хор: «Аминь», и обычное начало.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

(Antiq. 3. 6. 4. Niese р. 184. § 131). Греческие архитектурные термины:= παστς и τωμα означают: первый – колоннаду (входную – в настоящем случае) храмов и домов, входные колонны с венчающим их фронтисписом большею частью в виде треугольника: второй – треугольную часть передней стены, примыкающую к обоим склонам крыши. Теперь: если Иосиф Флавий говорит, что вход скинии имел сходство с греческим пастасом, то, следовательно, он (вход) состоял из колонн с венчающими их фронтисписами, из коих один, по нашему мнению, имел треугольную форму, а другой – четырехугольную. Далее: если фронтовую сторону скинии Иосиф Флавий, кроме того, сравнивает с греческою аэтомою, то это значит, что над деревянным треугольным архитравом входных колонн (пастас) имелось нечто подобное фронтовой стене между скатами крыши в греко-римских постройках (аэтома), для чего и служило одиннадцатое полотнище. Таким образом: если пастас скинии образовывался входными пятью колоннами с их надстолбиями, то для аэтомы ες τοτο, т. е. для сего последнего, именно для аэтомы, а не для пастаса) было оставлено двойное одиннадцатое полотнище. Такой именно смысл должно давать свидетельству Иосифа Флавия уже потому, что одиннадцатое полотнище никоим образом не могло быть поставлено в сравнение с пастасом – колоннадою, которой в скинии соответствовали входные колонны, – и если могло быть с чем сравниваемо, то только с одною аэтомою, – сравнение, предполагающее в свою очередь именно двухскатную кровлю скинии. В заключение считаем нужным снова заметить, что при нашей реставрации лицевой стороны скинии не только выдерживается, как увидим, во всех отношениях строгая и точная аналогия с притвором и святилищным входом Соломонова храма, но и как вся скиния, так и ее вход получают художественно-архитектурный вид, каковой уже а priori надо предполагать по аналогии с художественным устройством ковчега завета, светильника, внутреннего покрова, завес и проч. (§ LXXVI.)  Наконец о кожаных разноцветных (синих и красных) покровах не говорим подробно ( Исх. 26:14 ), так как они не имеют никакого отношения собственно к архитектурному плану скинии и назначались только для охранения скинии от дождей, солнечного зноя и пыли (10s.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Впрочем, по Уставу следовало бы читать молитву входа на месте, пред самым испрошением диаконом благословения на вход и с главопреклонением. Это очень осмысленно и назидательно, но кто возьмет смелость на себя первый восстановить всеми забытый чин? (В нотном ирмологии Киево-Печерской Лавры 1865–1873 гг. на будничных антифонах после припева второго стиха третьего антифона наряду помещено: «Входные. Господи, помилуй» и далее третий стих и т.д. На «Блаженнах» входные «Господи помилуй» помещено после восьмого гласа. Но когда пелось – не указано. Косвенным указанием может служить Сборник Духовно-Музыкальных песнопений в редакции Е. Азеева «На литургии». СПб, 1915, стр. 20). В «Блаженнах» П. Мироносицкого после «Блаженни есте… мене ради» помещено «Господи, помилуй» наряду и сразу следует «Радуйтеся и веселитеся». Необходимо отметить, что П. Мироносицкий был чрезвычайным ревнителем церковного Устава. Также см. у Л.Д. Малакина в «Литургии» – изд.) §22 . Служащие и настоятель, входя в алтарь, целуют привратные иконки без поклонов с единократным крестным целованием, т.к. здесь нет никакой аналогии с целованием икон на входных молитвах, а целуются, входя (мимоходом, так сказать) Царские врата, и никакого чина из этого делать не должно. «На малом входе… и показуя святое Евангелие, крествуя им, глаголет велегласно: «Премудрость, прости» . По входе все священнослужители кланяются дважды, крестятся, целуют престол (а предстоятель прежде престола – евангелие) и кланяются в третий раз. Примечание (из воспоминаний, не вошедших в книгу): На малом входе за литургией некоторые священники (служа без диакона), скажут «Премудрость, прости», благословят Евангелием вход, проходят в алтарь, кладут Евангелие на престол, выходят из алтаря и тогда только прикладываются к иконам, благословляют свещеносца, и после, вторично уже входят в алтарь. Это неверно, т.к. при таком действии получается как бы двойной вход. Священник должен после возгласа «Премудрость, прости» опустить Евангелие на грудь, придерживая его левой рукой, приложиться к иконе Спасителя (к маленькой возле местной), правая рука свободна для того, чтобы перекреститься, затем благословляет свещеносца (благословение это относится только к свещеносцу, всем остальным, стоящим в церкви и на клиросах, не нужно отвечать на это благословение поклонением; (интересно, что в Уставе ничего не сказано о благословении свещеносца, это действие сохранилось по традиции, как и многое другое в обрядах богослужения), потом прикладывается к иконе Божией Матери и входит в алтарь. Т.е. должен быть один вход, а не два, иначе нарушается символическое значение этого действия на литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После кондаков читается: Господи, помилуй... (40 раз). Слава, и ныне... Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови, отче. Священник: Боже, ущедри ны, благослови ны, просвети Лице Твое на ны и помилуй ны. Чтец: Аминь. Священник глаголет молитву св. Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего... (с 16 поклонами). После молитвы и поклонов чтец: Трисвятое по «Отче наш». И по возгласе священника – Господи, помилуй (12 раз) и молитву: Всесвятая Троице... Священник: Премудрость. Хор: Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас. Хор: Честнейшую Херувим и слáвнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне... Господи, помилуй (трижды). В заключение Последования изобразительных священник произносит малый отпуст. Хор: Господи, помилуй (трижды). Далее сряду начинается вечерня, соединяемая с литургией Преждеосвященных Даров. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ. на литургии преждеосвященных даров Перед началом вечерни священнослужители совершают на солее входные молитвы (по обычаю), а затем по входе в алтарь облачаются. Входные молитвы священнослужители читают после великих поклонов на девятом часе и во время пения: Во Царствии Твоем... В составе их те же молитвы, что и на полной литургии, за исключением молитвы: Господи, низпосли руку Твою... в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Бескровной Жертвы, что бывает на полной литургии. Скуфьи и камилавки принято снимать, как и перед полной литургией, при целовании икон. Потом, по облачении, надевают скуфьи и камилавки и снимают перед перенесением Святых Даров с престола на жертвенник. Затем надевают их и стоят в них до пения: Да исправится молитва моя... Перед сугубой ектенией вновь надевают их и снимают перед пением: Ныне Силы Небесныя... Далее, как и на полной литургии, скуфьи и камилавки надевают пред ектенией: Прости, приимще... и остаются в них до конца литургии (кроме времени чтения заамвонной молитвы).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7 Последование изобразительных, отмечающее своими молитвословиями место Литургии в суточном богослужении, в книгах называется еще «обедницей». По церковному обычаю, во время чтения изобразительных иерей с диаконом на амвоне читают входные молитвы перед совершением Литургии, испрашивают прощение друг у друга, у народа и затем, облачившись во все священные одежды в алтаре, начинают проскомидию. Впрочем, в случае необходимости священник может совершить входные молитвы и проскомидию и перед царскими часами. 8 Пение на блаженнах чина изобразительных тропарей из рядовых песней праздничного канона, а также чтение Апостола и Евангелия после них не полагается (см.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 210). 9 Поскольку в этот день вместе с вечерней служится Литургия, на изобразительных не читается Символ веры (см.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 211). 10 Поскольку в этот день вместе с вечерней служится Литургия, на изобразительных не читается псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время...» (см.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 212–213). 11 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 15; Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 12, 227. 12 Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 13 Если служит архиерей, то после отпуста изобразительных все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а архиерей – через открытые царские, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы перед началом Литургии («Царю Небесный...», «Слава в вышних Богу...» и т. д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата; священник – в алтаре, а диакон на амвоне, близ образа Спасителя, оба кланяются престолу, затем архиерею. Диакон, встав посредине амвона лицом к престолу, возглашает: «Благослови, Владыко», священник, взяв Евангелие, начертывает им Крест над антиминсом и возглашает: «Благословено Царство...», после чего оба творят поклон пред престолом и архиерею; царские врата закрываются. Хор: «Аминь», и обычное начало.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-18/

Как представлять подземные и надземные галереи, окаймлявшие эти длинные стороны храма, для категорического решения этого вопроса нет данных. Их устройство было вызвано самим грунтом местности, представлявшей, может быть, скалистый бугор такой величины, что на выровненной площади его не вмещались обширные размеры храма; продольные стены приходилось поставить несколько ниже, по откосам, почему из двух рядов галерей, поместившихся здесь, один оказался значительно ниже другого. Это предположение Тоблера более соответствует тексту Евсевия, чем гипотеза Шика. По плану последнего, двойные галереи занимали бы лишь незначительную часть, менее одной трети длины базилики, а не τ μκει то νε συνεξετενοντο [протягивались по длине храма], как говорит Евсевий 908 . Равным образом нет никакой возможности предполагать три входные двери на западной стороне, ища для ясного и прямого выражения историка: πρς ατν νσχοντα λιον [на восток] какого-то относительного смысла 909 . Против этих дверей, значит – на западной стороне, помещался престол, окруженный двенадцатью колоннами с капителями в виде серебряных ваз. Такое (западное) положение алтарной части не представляет ничего удивительного, потому что встречается и в других храмах того времени. Видеть в речи Евсевия о гемисферионе возвращение к пещере Гроба можно лишь в том случае, если совершенно не допускать существования особого большого здания базилики среди сооружений Константина и представлять устройство Нового Иерусалима по образцу древнеиерусалимского святилища, ветхозаветного иудейского храма 910 ; иначе возвращение к пещере Гроба при описании устройства базилики едва ли можно допустить даже в такой неясной речи. Кроме того, двенадцать колонн с серебряными чашами наверху и неизвестный автор «Бревиария» указывает, как мы видели, именно в базилике Константина. Западной части сооружений, обширного атриума и Анастасиса, достигали, весьма возможно, путем боковых открытых проходов, устроенных по длинным сторонам базилики; но вместе с тем, нельзя допустить, чтобы храм имел лишь три восточные входные двери, показанные у Евсевия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010