Но многие первые будут последними, а последние – первыми... Вы знаете, что те, которые, повидимому, господствуют у язычников (народов), вледуют ими, и первенствующие из них имеют власть над ними. Но у вас не так; но кто хочет быть большим, будет у вас слугою (minister) и кто хочет у вас быть первым будет рабом (servus) всех. Ведь и Сын человеческий пришел не с тем, чтобы служили Ему, но чтобы служить и дать душу свою для искупления всех [ст. 2–8; 14–31; 41–45]. [Гл. XI:] И в ответ Иусус говорит им: Имейте веру в Бога; истинно говорю вам: Кто скажет горе этой: «Поднимись и бросься в море», и не поколеблется в сердце своем, но будет веровать; так что когда ни скажет: «Да будет», это и будет для него. Посему говорю вам: Все, о чем вы просите молясь, верьте, что получите, и оно сбудется с вами, А когда становитесь на молитву, то отпустите, если что-либо имеете против кого-нибудь; чтобы и Отец ваш Небесный отпустил вам согрешения ваши. Потому что если вы не отпустите, то и Отец ваш, Который на небесах, не отпустит вам грехов ваших [ст. 22–26]. [Гл. XII:] А Иисус в ответ сказал им: Итак, возвратите Кесарю, что принадлежит Кесарю, и Богу то, что принадлежит Богу... И приступил один из книжников, который слушал их вопросы, и, видя, что Он им хорошо отвечал, спросил Его: «Какая из всех заповедей первая»? А Иисус отвечал ему, что прежде всего повелено: Слушай Израиль: Господь Бог твой, Бог один есть; и: Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, и всею мыслью твоею и всею силою твоею. Это – первая заповедь. Вторая-же подобна этой: Люби ближнего твоего, как самого себя. Больше этих нет иной заповеди. И сказал Ему книжник: «Хорошо, Учитель, Ты истинно сказал, что Бог один и нет иного, кроме Него, и то, чтобы любить Его от всего сердца (своего) и всем помышлением, и всею душою, и всею крепостию и любить ближнего своего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв». А Иисус, видя, что он отвечал мудро, сказал Ему: Ты не далеко от царства Божия. И никто уже не осмеливался Его больше спрашивать... Берегитесь книжников, которые хотят ходить в длинных одеждах, и получать приветствия на площадях, а в собраниях сидеть на первых седалищах и за столами на первых возлежалищах: они пожирают домы вдовиц, произносят обширные молитвы; они получают тяжкое осуждение. И сидя против сокровищницы, Иисус смотрел, как толпа бросала деньги в сокровищницу; и вот многие богатые бросали много. Когда-же подошла одна бедная вдова, то бросила две минуты 18 , т. е. квадрант 19 . И созвав учеников, сказал им: Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, бросавших в сокровищницу, ибо все клали из того, что у них в изобилии, а она от бедности своей положила всё, что имела, все свои средства к жизни [ст. 17, 28–34; 38–44].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Но не о революционерах— «Божеское и человеческое». То лишь фон, на котором совершается важнейшее событие всего повествования. Центральный герой его— благородный революционер Светлогуб, не виновный в предъявленном ему обвинении, но приговорённый к повешению по несправедливому стечению обстоятельств, Именно в нём совершается то духовное преображение, какое должно совершаться в каждом человеке. Оказавшись в тюрьме, Светлогуб впервые серьёзно начинает читать Евангелие, и чтение переворачивает все его прежние понятия о жизни. «Да, если бы все так жили,— думал он,— и не нужно бы и революции». Читая дальше, он всё больше и больше вникал в смысл тех мест книги, которые были вполне понятны. И чем дальше он читал, тем всё больше и больше приходил к мысли, что в этой книге сказано что-то особенно важное. И важное, и простое, и трогательное, такое, чего он никогда не слыхал прежде, но что как будто было давно знакомо ему: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет свою душу ради Меня, тот сбережёт её. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе». — Да, да, это самое!— вдруг вскрикнул он со слезами на глазах.— Это самое я и хотел делать. Да, хотел этого самого: именно отдать душу свою; не сберечь, а отдать. В этом радость, в этом жизнь. «Многое я делал для людей, для славы людской,— думал он,— не славы толпы, а славы доброго мнения тех, кого я уважал и любил: Наташи, Дмитрия Шеломова,— и тогда были сомнения, было тревожно. Хорошо мне было только тогда, когда я делал только потому, что этого требовала душа, когда хотел отдать себя, всего отдать...» С этого дня Светлогуб большую часть времени стал проводить за чтением и обдумыванием того, что было сказано в этой книге. Чтение это вызывало в нём не только умилённое состояние, которое выносило его из тех условий, в которых он находился, но и такую работу мысли, которой он прежде никогда не сознавал в себе. Он думал о том, почему люди, все люди не живут так, как сказано в этой книге. «Ведь жить так хорошо не одному, а всем. Только живи так— и не будет горя, нужды, будет одно блаженство. Только бы кончилось это, только бы быть мне опять на свободе,— думал он иногда,— выпустят же они меня когда-нибудь или сошлют на каторгу. Всё равно, везде можно жить так. И буду жить так. Это можно и надо жить так; не жить так— безумие» (14,284-285).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

от Бога, что вне Бога не может быть жизни тварной. Вы, наверное, помните, как в момент своего распятия Христос, желая вольной волей приобщиться ко всей человеческой трагедии, принял на Себя богооставленность. Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? — воскликнул Он с креста (Мк 15:34). В этот момент Он приобщился именно к богооставленности всякого человека, потерявшего Бога, и, потеряв Бога в Своем человечестве, Он умер, как умирает всякий иной человек. И вот после совершения чудес, после того, как Он изгнал бесов, проявил Божественную Свою силу через Свое человечество, Ему нужно было, Он должен был погрузиться в общение с Богом и Отцом не как Сын Божий Единородный — между Ним и Отцом не могло быть никакого разрыва, отдаления, — но как Человек Иисус Христос (и эти слова принадлежат не мне, а апостолу Павлу — Рим 5:15). И когда мы думаем о Христе, о том, какой дивный подвиг самоотвержения, отдачи Себя Он понес, как, будучи Живым вечным Богом, Он согласился войти в тварность, приобщиться ко всем ограничениям тварности и ко всему ужасу, созданному человеком на земле, мы можем понят и поверить, что если Бог так нас любит, так в нас верит, так надеется, что мы отзовемся на Его любовь, то, по слову апостола Павла, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе (см. Флп 4:13). Продолжим чтение первой главы Евангелия от Марка. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и гора, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов (1:36-39). Я хочу обратить ваше внимание на решимость Спасителя не остаться в среде тех людей, которые не только уже услышали Его проповедь, но и восприняли ее. У нас, в нашей церковности, всегда есть соблазн всем верующим собираться, проводить возможно больше времени вместе, получать все больше, и больше, и больше — и научением, и слышанием Слова Божия, и приобщением Святых Таин, и общей молитвой, и

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1273...

Поэтому эти слова Спасителя обращены непосредственно к нашему времени. Господь говорит: не дастся им знамение, кроме знамения Ионы пророка. Иона пророк был брошен в море, его поглотил кит, и он три дня был во чреве кита. Христос этим указывает на то чудо, которое Он Сам скоро совершит, то есть будет во чреве земли три дня. И как на третий день Иона был спасен из чрева кита, так и Господь на третий день воскрес. «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона». Царица южная, услышав, что в Израиле появился мудрый царь, собрала большой караван и богатые дары и очень издалека, через многие страны поехала только для того, чтобы послушать премудрые слова Соломона, – настолько ей хотелось узнать истину. А Христос говорит: вот здесь, перед вами премудрость больше Соломоновой. И однако люди ее не воспринимают, не хотят, они от нее отталкиваются именно в силу своего лукавства. Они не воспринимают на веру, им нужны доказательства, причем доказательства только чудом. Многие так считают: вот человек творит чудеса. Был больной и стал здоровый – это чудо? Чудо. Значит, он от Бога. А оказывается, нет, потому что Христос как раз и не творил чудес напоказ, чтобы их демонстрировать, как в цирке: вот сейчас на меня грузовик наедет и со мной ничего не будет – следовательно, я прав. Чудо никогда не бывает доказательством истины. Истина объективна и существует сама по себе. Все зависит от сердца человека: принимает он истину или не принимает. Христос во время Своей земной жизни это тоже доказал много раз. Он четверодневного мертвеца воскресил, и все равно не на всех это возымело какое-то действие; одни поверили, а другие не поверили, что Он Сын Божий. «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы». Книга Ионы входит в Библию, она очень короткая. В ней говорится, что жители Ниневии проводили грешную жизнь. Господь открыл пророку Ионе, что город будет уничтожен, и послал Иону к ниневитянам призвать их к покаянию. Он пришел к ним и сказал о том, чтó их ждет. И тут произошло чудо: они его послушали. Царь наложил на всех пост, постились даже животные. Все каялись, посыпали головы пеплом, не ели, не пили, молились Богу: Господи, мы больше не будем творить это, Ты только нас прости. И Ниневия устояла. А Иона даже обиделся: как же, Господи? Ты же обещал их уничтожить. Выходит, слово Твое оказалось неправильным?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

" Се, творю все новое " (Откр. 21, 5),— говорит Господь. И вот теперь, моя дорогая милая душа, когда ты вновь будешь, по милости Божией, в Лавре Преподобного Сергия, вспомни, что здесь место твоего духовного обновления, здесь " баня пакибытия " . И если ты чувствуешь, что твои приезды в Лавру Сергия Преподобного благотворны и полезны для тебя (а они непременно полезны и спасительны), то посещай это святое место, пока оно, как звездочка, сияет в ночи. Обновляйся с каждым разом душой и все больше и больше устремляйся горЕ, к Свету невечернему, к Создателю неба и земли, к Богу вечной радости и вечного обновления. И как бы мне хотелось — говорю это от всего сердца,— чтобы душа твоя, начав обновление здесь, в святой обители, вечно обновлялась и там — в обители горнего мира, где мы призваны к вечному обновлению и вечному совершенству. Когда мы теперь приходим на старые могилки, где среди других стоит и крестик отца Илии, то всегда вспоминаем прожитый путь его жизни, и чувство глубокой благодарности к Богу возникает в глубине души. Как хорошо и прекрасно жить на земле с Богом в сердце! И как ни ломает нас жизнь, как она нас ни бичует своими ударами и скорбями, а все-таки хорошо жить с Господом и со дня на день обновляться душой. И нет большего счастья, чем это. Нет большей радости, чем эта радость. " Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется " . Начав описание жизни отца диакона Илии в день памяти Великого пророка Божия Илии, мы с особым чувством удивления пред Промыслом Божиим заканчиваем в этот же день нашу маленькую повесть и глубоко верим, что грозный служитель Божий пророк Илия, вознесшийся к небу на огненной колеснице, восхитил и смиренную душу нашего собрата диакона Илии в вечные Небесные обители Отца Светов, где он и ныне больше и больше обновляется и совершенствуется душой, восхищаясь дивной гармонией небесных песнопений смиренных небожителей. Читая эту маленькую историю о последних днях жизни диакона Илии, обновляйся и ты душой, милый и дорогой мой друг. Этим доставишь ты мне наибольшую радость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

Ты же, когда постишься, помажь голову твою, умой лицо твое, чтобы не люди видели тебя постящимся, а Отец твой, сущий в тайне, и Отец твой, видящий тайны, воздаст тебе. Не копите сокровища ваши в сокровищницах земных, где их разрушают ржавчина и моль и где воры подкапывают и крадут. Копите же сокровища ваши в сокровищницах небесных, где ни ржавчина, ни моль их не разрушают и воры не подкапывают и не крадут. Ибо где твое сокровище, там и сердце твое. Светильник тела твоего есть око твое. Если око твое будет чистым, то и все тело твое будет ясным. Если же око твое будет негодным, то и все тело твое будет темным. Ибо если свет, коий в тебе, есть тьма, то сама тьма какова будет? Никто не может служить двум господам: ибо или к одному будет питать ненависть, а другого любить, или же одному будет опорой, а другого презрит. Не можете служить Богу и Маммоне. Потому говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что будете есть, и для тела вашего, во что оденетесь. Разве душа не больше пищи и тело не больше одеяния? Посмотрите на птиц небесных, кои не сеют, не жнут, не собирают в амбары, и Отец ваш небесный питает их. Разве вы не много больше их? И кто из вас может, размышляя, добавить себе единый локоть роста? И об одежде что вы заботитесь? Поразмыслите о лилиях полевых, как растут они: не трудятся, не прядут. Говорю же вам, что и Соломон во всей славе своей не покрывался так, как единая из них. Если же траву полевую, коя сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то сколь больше вас, скудные верой! Посему не беспокойтесь, говоря: «что будем есть, что будем пить или во что оденемся?» Ибо обо всем этом спрашивают язычники. Знает же Отец ваш, что вы нуждаетесь во всем сем. Посему ищите прежде Царства Божьего и справедливости его, а все сие приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем. Завтрашний же день сам позаботится о себе. Довольно каждому дню своей беды. Глава 7 Не судите – и не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким и будете судимы; и какой мерой будете мерять, такой и вам отмерено будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

– Ты хочешь исцелиться от своих грехов? Доказательство тому мы увидим позднее, когда Спаситель встретил его в храме и сказал: – Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5: 14). Что еще трогает, и нас и других, это то, что в ту минуту, когда Иисус исцелил болевшего целых 38 лет, видевшие это вместо того, чтобы обрадоваться, что к человеку вернулось здоровье, фарисеи и книжники огорчились и сказали: — Почему ты ходишь, почему ты берешь свою постель в субботу? Они не сказали: «Как здорово, что ты исцелился! Да, иди и возблагодари Бога!» Нет, их интересовал только формализм закона, утверждавшего, что в субботу работать нельзя. Они приносили в жертву человеческое существо ради соблюдения этого закона. И спросили его: – Кто тебя исцелил? Сначала исцеленный не знал, что им сказать. Но когда Иисус встретил его в храме, то он пошел к иудеям и сказал: – Вот, это Иисус исцелил меня! Это не было доносом, наводившим иудеев на след Иисуса, это было желанием объявить во всеуслышание: «Этот Человек мне помог! Он меня исцелил! Он был рядом со мной в беде!» Нам необходимо сказать, что кто-то помог нам. Нам необходимо свидетельствовать о чуде. Не чтобы похвастать, а оттого, что мы избавились от одиночества, болезни и страдания! Мне необходимо сказать, кто мне помог, кто привел меня к вере, кто избавил меня от грехов и окаянства моего сердца – священник, верующий, друг… Мне необходимо сказать: «Он меня спас!» Так было и с этим больным. Возлюбленные верующие! Современное общество всё больше и больше изолирует нас. Власти всё большевсе, не только коммунистические, все власти – стараются нас изолировать. Сделать более одинокими, чтобы мы меньше были связаны друг с другом, чтобы не общались, потому что все власти стараются стать тоталитарными, чтобы нами можно было управлять. Общностями управлять намного труднее, чем изолированными индивидами, поэтому власти стараются нас изолировать. Пребудем же объединенными в Церкви, потому что Церковь – единственное позитивное социальное объединение

http://pravoslavie.ru/103173.html

Чем больше увеличиваются искушения, тем в большем покое находится бездонное море его надежды. И, чем больше возгорается печь ненависти, тем больше он орошается огнем небесной любви. Таким образом, объединяются друг с другом палачи и дьявольские угрозы: первые, чтобы подчеркнуть его святость, вторые, чтобы явить мир, превосходящий всякий ум. И вот, святой Игнатий просит христиан, чтобы они ничего не предпринимали для облегчения его мучений. Позвольте мне жить. Иными словами, позвольте мне умереть. Моя радость не уменьшается от страданий, но усугубляется. Моя жизнь не повреждается смертью, но возрастает. «Лютые муки дьявола придут на меня – только бы мне достигнуть Христа» 153 . И, таким образом, уходя от вас, я пребуду с вами; в то время, как, оставшись с вами по-человечески, мое существование разрушится на незначительные и несущественные элементы. «Ибо, если вы больше не услышите меня, я стану словом Бога; если же возлюбите мое телесное присутствие, я снова стану лишь эхом« 154 . Святые уже в этой жизни избежали тления, принуждения, страха. Они вошли туда, где «несть печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная» 155 . Находясь там, они не боятся, что их враги причинят им какое-либо зло; они лишь печалятся, что те причиняют зло самим себе: «Собственный их вред вызывает у меня печаль и непрестанное страдание» 156 . Там все примиряются друг с другом. Преуспевают «сами собой». И сказал: Царствие Божие подобно тому, как, если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе ( Мк.4:26–28 ). В земле и в семени присутствует одна сила. Земледелец должен закопать семя в землю, когда и как это необходимо. Существует сила в недрах «земли» человека. Существует сила в семени, в слове Божием. Человеку принадлежит одна лишь забота. Все возрастание принадлежит Богу, тем духовным законам жизни, которые воскрешают и содержат все, которые превосходят нас и ведут нас туда, куда мы хотим, но куда сами мы не можем достичь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

Я долго размышлял обо всем, что услышал, а потом попросил Христа простить мои грехи, войти в мое сердце и стать моим Господом и Спасителем. И я с уверенностью говорю тебе, Баба, что Иисус дал мне настоящий мир и сделал меня новым человеком. Помнишь, как Ма постоянно жаловалась тебе на то, что я пью и просадил тысячи долларов на виски? Сейчас у меня нет ни малейшего желания выпить. Баба, широко раскрыв глаза, с удивлением смотрел на своего друга. Видя, что он не в силах произнести ни слова, тетя Ревати вышла вперед и начала говорить: – Баба, я расскажу тебе, что произошло со мной. Я была в комнате для молитв во время пуджи, когда Услышала, как какой-то голос сказал мне: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» Я знала, что со мной говорит Иисус. Несколько дней спустя я попросила Его войти в мою жизнь, и Он сделал меня новым человеком. Мои грехи прощены, и я знаю, что в вечности буду в Небесном Царстве! Слушай, что сказал Иисус: «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» Это спасение дается всем кастам и людям любой национальности. Оно также дается и тебе. Бог простит тебя и подарит вечную жизнь, если ты примешь Христа в свое сердце и будешь верить только Ему. Баба все еще был слишком ошеломлен, чтобы говорить. Он смотрел то на одного из нас, то на другого, понимая, что потерял своих самых верных учеников. Затем он медленно встал. Его лицо выражало горькое разочарование. Баба старался сохранить с нами дружеские отношения, но было видно, что он подавляет захлестывающие его чувства. Наше прощание было горьким, и больше я его никогда не видел. Те же самые люди, которые повсюду рассказывали, что индуисты принимают все религии, яростнее всех набрасывались на нас за то, что мы стали христианами. И чем больше мы выслушивали тех, кто пытался вернуть нас обратно в индуизм, тем больше понимали, что они не стремились познать истину, а были просто привязаны к своим религиозным традициям. Многие индуисты каждый день повторяют мантры на санскрите, даже не задумываясь над тем, зачем они это делают. Большинство из тех, кто приходил к нам поспорить, не могли объяснить, почему они стали индуистами, и не разбирались даже в самых основных вопросах своей религии. Наше «преступление» заключалось для них в том, что мы оставили веру наших предков, а все разговоры об истине были бессмысленны. Но еще больше удивило меня то, что многие мусульмане были тоже возмущены, хотя мы не имели отношения к их религии. Поначалу было особенно трудно понять, почему у многих имя Иисуса вызывает такую неприязнь и ненависть. Позже мы прочитали в Евангелии, как Иисус сказал своим ученикам, что они будут ненавидимы за Него.

http://azbyka.ru/smert-guru/17

14:23). Обитает же не просто, но в сердцах верующих, которые утверждены и не колеблются в любви к Нему. " Чтобы вы могли " , – говорит, – т. е. нужно много силы. А для чего нужна эта сила, объясняя это, прибавляет: " чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всей полнотой Божьей " (ст. 18 – 19). Это значит: хотя любовь Христова и выше всякого человеческого познания, однако вы познаете ее, если в вас будет обитать Христос, – и не только познаете, но " дабы вам исполниться всей полнотой Божьей " . Под исполнением же Божьим он или разуметь познание того, как во Отце и Сыне и Св. Духе воздается поклонение Богу, или побуждает к тем подвигам, через которые можно было бы исполниться таких добродетелей, какими исполнен Бог. " А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем " (ст. 20). Хорошо сказал: " силою " , потому что силе свойственно получать то, чего мы никогда и не ожидали. А что (Бог) делает для нас более, чем мы " просим или помышляем " , это видно из написанного самим (апостолом). Я, говорить он, колюсь; а Он и без моей молитвы сделает больше наших прошений, – и не просто только больше или обильнее, но " несравненно больше всего " , – выражение, которое показывает особенную великость дара. Откуда же это видно? Из силы, говорить, действуемой в нас, – потому что мы никогда этого не просили и не ожидали. " Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь " (ст. 21). Хорошо сделал (апостол), что заключил свое слово молитвой и славословием: должно прославлять и благословлять. Даровавшего нам такие блага. Достойно удивления также и то, что за дары, полученные нами от Бога, славит (Его) о Христе Иисус. Хорошо сказано и это: " Тому слава в Церкви " , – потому что известно, что Церковь будет существовать всегда. А так как она всегда пребывает, то (апостол) хочет, чтобы и мы прославляли Бога до окончания мира, – что и объяснил он, сказавши: " Во все роды " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010