Когда Он благословлял их, то облако отделило Его от них. Это облако и теперь еще не исчезло: мы не видим Христа своими телесными глазами, но Он остается здесь на земле. Он на земле — Он и на Небе, Он Бог — Он и человек. Он в вечности — Он и с нами в нашей короткой жизни; мы можем прикоснуться к Нему, можем услышать Его голос, потому что Господь с нами. Вот почему Церковь поет слова тропаря: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником». Казалось бы, какая же радость, когда они с Ним расстаются, когда больше Он не будет являться им в зримом образе? Однако эта радость была, потому что Он остался с ними вовеки, остался с каждым, кто Его любит, потому что Он есть Спаситель, пришедший в мир спасти грешных, «от них же первый есмь аз». Радость пребывания с Господом всегда — вот что значит Вознесение. Он теперь не в Иерусалиме, не в Вифлееме, не в Назарете, не на горе или в долине, у моря или в городе, а — всюду. Он воссел одесную Отца, Он пребывает там, где Бог пребывает, — повсюду. Поэтому в любом месте земли, в любое время дня и ночи мы всегда можем призвать Его, и Он будет рядом с нами. Он будет наш Господь, Он будет слышать нас, потому что Он с нами во все дни до скончания века. Аминь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Радость празднуем мы сегодня. Вознесение Господне! Но какая же это радость, спросите вы. Разве здесь не печаль расставания? Господь, который был всегда с учениками, даже после своей смерти явился им, и вот Он их покидает, покидает как будто бы навсегда, возводит на Свою любимую гору, там благословляет, и облако светлое осеняет гору. Больше Его нет, больше Его не видно, больше Его не увидит никто никогда во плоти. Казалось бы, это не радость, а печаль, ведь нет больше Господа на земле. Однако Церковь говорит о радости, которую Господь сотворил Своим ученикам. Потому что на самом деле Он пришел к людям заново, невидимый, но мощный в Своей силе Воскресшего, в Своей любви к нам. Он остался здесь, на земле. Он вовсе не ушел, вовсе не покинул нас; так Он и сказал ученикам Своим: «Я не оставлю вас сиротами» , и не оставил. Он пребывает теперь с нами всегда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Конечно, помимо Евангелия есть очень много христианской литературы. Сейчас полки книжных магазинов буквально завалены православной литературой: и богословского характера, и разного рода историями из жизни Церкви. Мне даже очень трудно предложить Вам что-нибудь конкретное. Если Вы не читали книгу «Старец Силуан» иеромонаха Софрония (Сахарова), то прочитайте ее — может быть, она Вам что-то откроет. Эта книга состоит из двух частей. В первой части отец Софроний описывает замечательного подвижника нашего времени — преподобного Силуана Афонского, а вторая часть представляет собой записки самого преподобного Силуана. Есть люди, которым больше подходит первая часть книги, а есть те, которые больше откликаются на вторую часть книги. Если Вы ее не читали, прочтите. Если когда-нибудь читали, перечитайте. А за этой книгой, я думаю, последуют другие, которые смогут Вам помочь. Вопрос: В Писании сказано, что «всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Но при этом «блаженны нищие», то есть те, у кого ничего нет, а согласно первому постулату, у них отнимется и то, что они имеют, тем более — духовность. В чем же блаженство? Митрополит Иларион: Мне кажется, Вы как-то произвольно соединили две фразы, причем неточно их цитируете. Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Не просто нищие, не просто те, кто лишены материального богатства, но те люди, которые обладают смирением. Вот кого Он называет блаженными. А слова о том, что тот, кто имеет, тому дастся еще больше, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет, сказаны в определенном контексте: они сказаны в контексте притчи о талантах. Эта притча говорит о том, что человек не должен зарывать свой талант в землю, он не должен его прятать. Если Господь дает нам какие-то таланты, то для того, чтобы мы их употребили в дело, то есть на пользу других людей. Само слово «талант» указывает изначально на денежную единицу, на единицу веса. Талантами измеряли серебро. Так вот, у человека, который свой талант закопал в землю, то есть не употребил его для пользы других людей, отнимется и то, что, как он полагает, он имеет. А тот человек, который себя отдает другим людям, который себя растрачивает, будет получать от Бога все больше и больше. Таков закон духовной жизни. Вот о чем идет речь в этих евангельских словах.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5832273...

Наиболее сложные и противоречивые отрывки двойного предания, касающиеся рассматриваемого вопроса, – это таинственные слова Иисуса о знамении Ионы 1374 : [ Мф 12 ] 39 И Он ответил им: род лукавый и прелюбодейный знамения ищет; и не будет дано ему знамения, кроме знамения Ионы пророка; 40 ибо, как был Иона во чреве кита три дня и три ночи, так будет Сын Человеческий в сердце земли три дня и три ночи. 41 Люди Ниневийские восстанут (anastesontaï) во время суда вместе о родом этим и осудят его, потому что они покаялись от проповеди Ионы; и вот, то, что здесь, – больше Ионы. 42 Царица Юга будет воздвигнута (egerthesetai) во время суда вместе с родом этим и осудит его, потому что она пришла от пределов земли послушать мудрость Соломонову; и вот, то, что здесь, – больше Соломона. [ Лк 11 ] 29 А когда стало скопляться всё больше народа, начал Он говорить: род этот – род лукавый. Он ищет знамения, и не будет дано ему знамения, кроме знамения Ионы; 30 ибо как оказался Иона знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для этого рода. 31 Царица Юга будет воздвигнута (egerthesetai) во время суда вместе с людьми рода этого, и осудит их, потому что она пришла от пределов земли послушать мудрость Соломонову, и вот, то, что здесь, больше Соломона. 32 Люди Ниневийские восстанут( anastesontaï) во время суда вместе с родом этим, и осудят его, потому что они покаялись от проповеди Ионы, – и вот, то, что здесь, больше Ионы. Первое, что тут бросается в глаза, – это очевидный словарь воскресения, когда отрывок говорит о жителях Ниневии и царице Юга. Обе версии подчеркивают слова Иисуса о том, что они «восстанут во время суда», как восстанут израильтяне из поколения Иисуса. Уже само их присутствие на суде показывает, что они правы, а современники Иисуса заблуждаются. Все это также соответствует иудейским представлениям эпохи Второго Храма, за одним исключением: иудеи, описывающие грядущее воскресение, обычно представляли его себе как суд Израилем язычников, а не наоборот. Здесь у нас тот же тип переворота, как тот, о котором идет речь в отрывке из Мф 8 и Лк 13 , но встроенной в классический иудейский сценарий грядущего суда, соответствующий, скажем, Дан 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Опечалились, потому что, хотя и не понимали вполне, но тем не менее чувствовали, что их любимому Учителю и Господу в скором времени предстоят страдания и смерть, когда Он так прямо и не один раз говорил им об этом, и потому еще, что не понимали самых благотворных последствий страданий и смерти Христовой, не понимали и не ждали воскресения Его. Лк.9:46 . Вниде же помышлéние в них, ктó их вящший бы был. (Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?) У еванг. Марка говорится, что когда Иисус Христос шел с учениками Своими в г. Капернаум, то в это время ученики рассуждали: кто бы из них был больше? По еванг. же Марку, Иисус Христос спросил Апостолов: о чем дорогою вы рассуждали между собою? По сказанию же еванг. Матфея, ученики сами спросили Христа о том, кто больше в царстве небесном. Это как бы разноречие объясняется следующим образом. Известный вопрос возник у Апостолов по случаю некоторого предпочтения Петра, сделанного Господом, когда Он сказал ему следующие слова: ты Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою. И дам тебе ключи царства небесного и пр. ( Мф.16:18, 19 ). Посему поводу, ученики Христовы, идя по Капернауму к дому, в котором остановился Господь, рассуждали, кто был бы больше в царстве их Учителя. Когда же пришли в дом, то Господь, зная помышления учеников, спросил их, о чем они рассуждали. Апостолам же было стыдно признаться, и они сначала молчали, но потом уже, видя, что нельзя укрыться, сами спросили Господа, но спросили в общих чертах, а не лично относительно самих себя: кто был бы больше из Апостолов, по Матфею, в царстве небесном или Христовом? Апостолы понимали царство небесное в смысле земного, которое будто бы учредит на земле их Учитель, как Мессия, какого царства неправильно ждали от Мессии все иудеи. Это царство, по их мнению, будет могущественнейшим, и в нем будут высшие и низшие места и должности, а с этим высшие и низшие почести. Такое неправильное понятие о царстве Мессии иудеи имели оттого, что неправильно понимали описание сего царства пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Ответ на возражение 2. Августин разъясняет эти слова из [евангелия от] Иоанна следующим образом: «Что это за дела, «большие сих», которые могли бы сотворить верующие в Него? Не те ли, когда они, проходя, одной только своею тенью исцеляли больных? «Больше» ли исцелить тенью, чем исцелить краем одежд?.. А когда Он произнес эти слова, Его ли были те дела и труды, о которых Он говорил, ибо, сказавши: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела», эти ли дела имел Он тогда в виду?.. Однако плодом этих слов стала вера, а когда проповедовали Евангелие ученики, то не немногие, подобно им, уверовали, но уверовали народы... Не ушел ли от Него опечалившийся богач? Но после то, чего не сделал один из слушавших Его, делали многие, когда Он говорил чрез Своих учеников... Выходит, Он делал большие дела, когда говорил чрез верующих в Него, чем когда говорил слушающим. Но здесь мы встречаем затруднение: эти дела, которые «большие сих», соделывались апостолами, тогда как Он, говоря это, подразумевал не только их. «Верующий в Меня», – слушай! - " верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит». Вначале «творю Я», затем «и он сотворит»: поскольку Я делаю, постольку и он сможет делать. Какие дела, как не те, которые мог бы праведно сделать неправедный?.. То, что Христос соделал в нем, поистине не вне его. И это, говорю, суть дела большие, чем даже сотворение неба и земли. Ибо небо и земля прейдут, а спасение и оправдание предопределенного не прейдут... Но и на небе... ангелы есть дела Христовы, и может ли этот вот человек сделать больше, чем делают они, содействующие Христу в деле его оправдания? Пусть, кто может, судит о том, что больше: сотворить праведную тварь или оправдать неправедную. Впрочем, если для того и другого требуется равная сила, то для последнего – большее милосердие. Нам, однако же, не нужно думать обо всех делах Христовых, когда мы слышим сказанное: «И больше сих сотворит». Ведь «сими» делами Он, возможно, называл те, которые делал в тот час, а о вере Он говорил на все времена. И, конечно же, проповедование слов праведности, что Он делал без нас, «меньше» оправдания нечестивого, что Он делал в нас и что мы сами делаем в себе».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Петр предстает простым человеком. На Фаворе, во время преображения Христа, когда рядом с Иисусом явились Моисей и Илия, он, в своей простоте, говорит, как ему хорошо, и предлагает поставить явившимся палатки. Он просит Учителя приказать ему идти по воде, не задумываясь, может он или достоин ли он. Петр явный лидер, так как выражает мнение 12-ти, говоря Учителю: « Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни » (Ин.6:68), на Тайной Вечере делает знак любимому ученику Иисуса спросить, кто Его предаст (Ин.13:24), и еще много раз в книге Деяний выступает от лица Церкви. Фото: Михаил Моисеев Но он не просто шаблонный персонаж. Евангелие рисует его живым, переживающим и очень эмоциональным. Он утверждает, что никогда не предаст Учителя, с бесстрашием бросается на одного из пришедших арестовать, с трепетом идет за арестованным Иисусом, предает Его из страха и горько плачет от одного только взгляда Христа. Падение и предательство — это один из ключевых моментов в жизни Петра. Его беседа с Христом на берегу — это один из самых трепетных моментов во всем Евангелии. « Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих » (Ин.21:15-17). Христос очень любит Своего ученика и знает о его переживании и слезах. Посмотрите, с какой заботой Христос буквально намеками говорит Петру «Я тебя уже простил». « Любишь ли ты Меня больше, нежели они? » — это отсылка к притче о двух заимодавцах (Лк.7:41-42). Кому больше простили долга, тот больше возлюбит.  Христос ставит первым среди равных именно Петра, как больше всех познавшего нужду человека в милосердии Бога, а не справедливом наказании.

http://pravmir.ru/my-po-raznomu-greshim-...

Подобно этому и человек такой не любил бы Бога, если бы не ожидал воздаяния. Истинная любовь та, которая, по апостолу, " не ищет своего " (1 Кор. 13, 5), не заботится ни о какой награде и желает только того, чтобы усладиться в божественной любви. Что же Он предназначил любящим Его? Ничего иного, как только то, что " Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим " (Ин. 14, 23). Не говорит: дам любящим Меня Царство, посажу их на престоле, дам в руки их скипетр, возложу на голову корону, приготовлю для них пир небесный; ничего такого Он не предлагает любящему Его. Но что же? Только то и обещает, что " придем к нему и обитель у него сотворим " . Этим Он показывает нам, чтобы мы знали, что кто имеет истинную любовь к Богу, тот, кроме Самого Бога, не желает ничего: ни Неба, ни венцов небесных, ни сладостей райских. Но только одного Бога и желает, причем желает больше Неба и больше всех райских сокровищ. Итак, пусть каждый ищет у Бота, чего хочет; любовь же ищет только Самого Бога, ищет больше всех, хотя бы и вечных, благ и больше всякого создания: " А мне благо приближаться к Богу! " (Пс. 72, 28). Святитель Димитрий Ростовский (103, 320-324). Истинная любовь ко Христу происходит от истинной веры во Христа и от Духа Святого. Ибо вера удостоверяет верного, что Христос есть истинная жизнь, истинное блаженство, истинная и вечная радость и сладость, и без Него истинного блаженства не может быть. И так просвещенное верою сердце через благодать Святого Духа разжигается к любви высочайшего добра, которое есть Иисус Христос, Сын Божий, с Отцом и Святым Духом. И чем более познается Христос, ощущается благодать Его в сердце верного, тем более разгорается любовь к Нему; чем более познается добро, тем больше нравится. Ибо любить добро без познания его не можем, как не можем познать сладости меда, не вкусив его. Поэтому и написано: " Вкусите, и увидите, как благ Господь " (Пс. 33, 9). Святитель Тихон Задонский (104, 958). Любовь к Богу приобретается любовью к образу Божию- человеку (111, 256). Старайся раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата Воскресения, во врата Царства Небесного (108, 128). Постоянным уклонением от зла и исполнением евангельских добродетелей, в чем заключается все евангельское нравоучение, достигаем любви Божией. Этим же самым средством пребываем в любви к Богу (108, 130).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Так же сказала и Марфа, когда она сомневалась, воистину ли воскрес брат ее Лазарь: «Знаю, что он воскреснет в воскресение, в последний день» 1707 . И рек ей Господь: «Я есмь воскресение, путь и истина и жизнь» 1708 «. На эти слова пресвитер возразил: «Как же в псалме говорится: «Не пребудут нечестивые на суде?» 1709 «. И я ответил: «Не пребудут, чтобы судить, но пребудут, чтобы быть судимыми. Ибо судия не может сидеть с нечестивыми, когда он потребует отчета об их делах». И тот в ответ: «Господь говорит в Евангелии: «Кто не уверовал, тот уже осужден» 1710 ; во всяком случае он лишится воскресения». И я ответил: «Ведь он уже осужден на вечные муки, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия, однако он воскреснет телесно, чтобы само тело, в котором он согрешил, терпело наказание. И в самом деле, суд не может состояться раньше, чем воскреснут мертвые, потому что как те, которые умерли в святости, находятся, как мы верим, на небесах, на могилах которых проявляется такая чудодейственная сила, что благодаря ей слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются от проказы и немощным по их молитве даруются другие блага исцеления, так и грешники, как мы верим, пребудут до суда в адовом узилище». И сказал пресвитер: «Но в псалме мы читаем, «Душа отходит от человека, и его не будет; и он больше не узнает «своего места» 1711 «. Я ответил: «Это то, что говорил Господь в притче богатому, который испытывал муки от огня в аду: «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое» 1712 . Но тот богатый не знает больше ни своего пурпура, ни дорогих материй, ни пиршественных яств, которые ему доставляли воздух, земля и море, так же как и Лазарь – своих язв и струпьев, которые у него были, когда он лежал у дверей богатого; когда же Лазарь покоился в лоне Авраамовом, богатый мучился в пламени». Пресвитер сказал: «В другом псалме мы читаем: «Выходит дух их, и они возвращаются в землю свою, в тот день исчезают все помышления их» 1713 «. На это я ответил: «Ты говоришь правильно, что когда дыхание жизни покидает человека и остается лежать мертвое тело, он не думает уже больше о том, что он оставил в этом мире, как если бы ты, например, говорил: «Он больше не думает ни о постройке, ни о растениях, ни о возделывании поля, не помышляет больше о приобретении золота, серебра и прочих богатств земных».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Теперь мы уже знаем, что разумел в Своей речи Господь под мечом. Мы знаем, что «оружия воинствования нашего, – как говорит ап. Павел ( 2Кор. 10, 4 ), – не плотские, но духовные. Существуют два меча, которыми должны были вооружиться ученики Господа в борьбе за Князя спасения своего. Первый меч – Слово Божие, которое апостол прямо называет «мечом духовным» ( Еф. 6, 17 ). Другой же меч – вера, о которой ап. Иоанн говорит, что она есть «победа, победившая мир» ( 1Ин. 5, 4 ). «Так написано!» – вот то священное и мощное оружие, которым пользовался Сам Сын Человеческий в борьбе с искусителем! «Так написано!» – вот тот меч крепкий, которым Господь одержал и последнюю победу над силами мрака при Своих страданиях и смерти! Этим мечом духовным должны были научиться владеть и все истинные Его ученики и последователи. В продолжение Своей земной жизни Он никогда не переставал разъяснять Своим апостолам истинного смысла Слова Божия и теперь, при расставании с ними, Он только напо минает им уже известное из Писаний: «То, что о Мне (написано), приходит к концу» ( Лк. 22, 37 ). И в Гефсимании Он также говорит Петру: «Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» ( Мф. 26, 54 ). И по воскресении Своем не перестает Он ссылаться на Слово Божие: «Так написано и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк. 24, 46–47 ). И Утешитель, Дух Святой, которого послал Он от Отца ученикам Своим, наставлял их на всякую истину, так что они могли употреблять меч духовный – Слово Божие, проповедать Евангелие мира и всюду исповедать небоязненно имя Господа Иисуса Христа. Мы также, христиане, должны научиться истинному употреблению этих духовных оружий. Мы должны прилежно читать и изучать Слово Божие. Чем больше мы понимать будем это Слово Божие, чем тверже будем прилепляться к нему, тем больше мы будем возрастать в познании Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и совершенного Им дела искупления, тем бодрее и радостнее будет дух наш, тем больше мира душевного будет в нашем доме и семье, тем больше будет исповедаться святое имя Господне среди друзей и врагов наших. Без исповедания имени Христова делами и жизнью невозможно наследовать Царства Небесного. А к этому исповеданию и призывает нас больше всего Страстная седмица. «И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую» – продолжает евангелист, – за Ним последовали и ученики Его» ( Лк. 22, 39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? ( Ин.9:40 ). То есть они понимают, что Он намекает на этот формализм в религиозной жизни. Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас ( Ин.9:41 ). Очень интересные слова. Получается, что те, кто говорят «я вижу» – и это касается не только людей неверующих, это касается тех, которые в религии уже всё заранее для себя решили, живут по каким-то лекалам, по каким-то шаблонам, о которых мы сегодня уже говорили, – то вот эти люди, на самом деле, могут быть духовно слепыми. То есть мы осознаём, мы ищем, мы понимаем, что – да, вот чем больше мы узнаём, в том числе и в христианской жизни, тем больше мы ещё получаем вопросов. Как, помните, древний философ, когда он ученику рисовал небольшую окружность и говорил: «Это вот сколько я знал раньше, десять лет назад, и видишь – периметр небольшой; а периметр –это те вопросы, это то неизведанное, то, чего я не знаю, периметр совсем небольшой. А теперь я знаю больше, и посмотри, какой большой периметр неизвестного, неизведанного».Чем больше мы знаем, тем больше возникает вопросов. Это естественно, это нормально. Основной вопрос, принципиальный смысл и цель нашей жизни нам уже дан – это Господь Иисус Христос, это спасение. Но это не означает, что в религиозной жизни мы поставим себе галочки, что все решено, и успокоимся. Такого не будет. Встаёт вопрос: почему такого не будет? Потому что религиозная жизнь невозможна только на интеллектуальном уровне. Посмотрите, какая была серьёзная ошибка фарисеев: они пытались манипулировать какими-то уже принятыми решениями, уже известными понятиями. Они логически выводили: ну, раз это суббота, и раз в субботу нельзя исцелять, отсюда следует вывод – это человек плохой. Не хотели посмотреть на ситуацию, углубиться в нее, отказаться от этих своих заранее решенных лекал, решенных шаблонов. Вот почему, вы знаете, когда стали открываться в последние годы кафедры теологии, теологические факультеты, это вызвало обеспокоенность у многих церковных деятелей.

http://azbyka.ru/video/kto-sogreshil-on-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010