7. И поэтому Господь сказал, что «Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ) т. е. те, которые с усилием и подвигом постоянно бодрствуют, восхищают его. Поэтому же и Апостол Павел говорит коринфянам: «не знаете ли, что бегущие на ристалище, бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Всякий же подвижник воздержен во всем, – те для получения венца тленного, а мы нетленного. И потому я бегу так не на неверное, бьюсь не так, как будто бил воздух; но усмиряю тело мое и порабощаю, дабы, проповедая другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:24–27 ). Итак, добрый подвижник увещевает нас подвигом достигать бессмертия, чтобы мы увенчались и почитали венец драгоценным, – именно тот, который приобретается нами посредством подвига, а не приходит сам собою. И чем большим подвигом он достается нам, тем он драгоценнее, а чем драгоценнее тем больше будем любить его всегда. То, что приходит к нам само собою не бывает так ценимо, как то, что достается с великою заботою. Поелику же от нас зависит больше любить Бога, то достигать того подвигом и Господь научил и Апостол преподал. Иначе наше доброе было бы неразумно, если бы не было плодом упражнения. И способность видеть не была бы для нас так вожделенна, если бы мы не знали, какое большое зло не видеть; и здоровье делается драгоценнее чрез испытание болезни, и свет чрез сравнение с мраком, и жизнь чрез сравнение с смертью . Так и Царство небесное драгоценнее для знающих земное. А чем оно для нас драгоценнее, тем больше его любим, и если больше его полюбим, то будем славнее пред Богом. Посему для нас Господь все это допустил, чтобы мы всем наученные были во всем предусмотрительны на счет будущего и пребывали во всякой любви к Богу, разумно наученные любить Его; ибо Бог явил Свое великодушие в деле падения человека, а человек был научен чрез это, как и пророк говорит: «тебя исправить отступление твое» ( Иер.2:19 ); и Бог все предопределил для совершенства человека, для его назидания и открытия ему Своих распоряжений, дабы и благость явилась, и правда совершилась, и Церковь устроилась по образу Сына Его, и, наконец, человек некогда созрел, чрез это делаясь способным к видению и обнятию Бога. Глава XXXVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

7 . Моисей также жил в пустыне, но когда ему исполнилось сорок лет, он бежал из Египта и еще сорок лет пас овец Иофора. А Иоанн удалился в пустыню сразу после рождения и, будучи большим «из рожденных женами» ( Мф.11:11 ), он очевидно был достоин более великого возрастания. Пророк сказал о нем: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего» ( Исх.23:20 ). Тот, кто, будучи послан пред Господа, смог, только что родившись, услышать и понять пророчества своего отца, справедливо назван ангелом. Почему мы, уверовавшие в эти великие чудеса, также верим и в Воскресение, верим и в обещание Царствия Небесного, которое наступит, и Святой Дух обещает нам это каждый день. Все написанное чудесно и превосходит наше понимание, и все это мы обретем во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 11. Евангелие от Луки 1:80–2:2. На отрывок от слов: «Младенец же возрастал и укреплялся духом» до того места, где сказано: «Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» 1 . В Священном Писании о возрастании сказано в двух смыслах ; одно возрастание – телесное, которое не зависит от человека, другое возрастание – духовное, когда оно происходит благодаря его усилиям. Когда евангелист пишет: «Младенец же возрастал и укреплялся духом» ( Лк.2:40 ), он говорит о втором возрастании, то есть о возрастании духовном. Это означает следующее: «Он возрастал в духе». Его дух не оставался на изначальном уровне, но постоянно возрастал в нем, и каждую минуту и каждую секунду по мере того, как возрастал его дух, совершенствовалась и его душа. И за возрастанием духа непрестанно следовали не только его душа, но чувства и ум. Бог заповедал: «Возрастайте и размножайтесь» ( Быт.1:22 ) 3 . Я не знаю, как те, кто понимает эту заповедь просто и буквально, могут ее объяснить. Допустим, что «размножаться» относится к численности; когда кого-то становится больше, чем было прежде, они «размножаются». Но то, что сказано до этого – «возрастайте», – не в нашей власти. 2 . Ибо какой человек не хотел бы «прибавить себе росту» ( Мф.6:27 ), чтобы стать выше? Когда что-то заповедано, то предполагается, что эту заповедь можно исполнить; бессмысленно заповедовать то, что сделать невозможно. И если нам заповедано возрастать, значит, мы можем исполнить эту заповедь. Хочешь знать, как должно понимать «возрастайте»? Послушай, что сделал Исаак, о котором сказано: «И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим» ( Быт.26:13 ). Он всегда стремился стать лучше и постоянно совершенствовался; он непрестанно размышлял о Боге и упражнял свою память, чтобы больше хранить в сокровищнице своего ума и крепче удерживать это в памяти. Это должно понимать так, что Исаак взращивал в душе все свои добродетели и таким образом исполнил заповедь, повелевающую ему «возрастать».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Верую во Единаго Бога Отца». Так начинается, так всегда начиналось христианское исповедание веры. Подчеркнем сразу же, что в исповедании этом сказано не «в одного Бога», а «во Единаго». Наше ухо, наше сознание, возможно, не улавливают оттенков, присущих двум этим словам. А между тем «один» – не совсем то же, что «единый». Конечно, христианство, как до него ветхозаветное иудейство, а после него и магометанство, всегда проповедовало, всегда защищало монотеизм, или единобожие, – веру в то, что есть только один Бог. Защищало против языческого политеизма – против веры во многих богов. Но слово «один» имеет в русском языке некий количественный привкус: один, второй, третий... «Один» Бог – это как бы Бог одинокий, застывший в своей единственности. Унаследованное же от славянского языка слово «единый» богаче, шире и глубжё: Единый Бог не столько количественное, сколько качественное определение. Единый, единственный, такой, каких больше нет, потому что и быть не может. Верить в одного Бога – значит еще ничего не знать, а потому и ничего не выразить о Нем; верить в Единого Бога – значит уже знать Его в абсолютной единственности, что-то предчувствовать, предсознавать о Нем. Сказать о Боге, что Он один, – дело логики, почти здравого смысла; сказать о Нем, что Он един, – уже выражение веры, религиозный акт. Как часто, любя кого-нибудь, мы говорим ему, что он единственный! Более того, всякая любовь всегда превращает любимого в единственного. И чем больше любовь, тем больше эта единственность, эта неповторимость любимого. А ведь вера в Бога есть не что иное, как акт любви: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим ( Мф.22:37 ); Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ). Это только наш рассудочный, «научный» век все спорит о вере как о каком-то научном предмете, все ищет внешних, «научных» доказательств либо существования, либо несуществования Бога. Но наш век так же спорит и о всем, так же познает и все остальное. Больше всего не хочет современный человек как раз единственного и неповторимого, это ему кажется «ненаучным», несерьезным. Но поэтому это и безлюбовный, холодный мир. Ибо только любви открывается единственность и неповторимость и только любовь радуется о единственном и неповторимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Внешне в Чернобыле все спокойно. Но человек, пьющий тамошнее молоко - пьет смерть. Он дышит лесным воздухом - он вдыхает смерть. Он собирает грибы - он собирает смерть... Почему нельзя заниматься бегом в центре Москвы? - Потому что чем интенсивнее здесь дыхание, чем больше воздуха будет человек прогонять здесь через свои легкие - тем больше грязи будет осаждаться в них. Так и в мире после грехопадения: чем больше " космических энергий " человек пропустит через себя - тем больше продуктов распада будет оседать в его душе... Так все " космические откровения " и " экстрасенсорные пассы " , все подключения к " энергии космоса " и к " неизведанным ресурсам человечества " чреваты энергиями разрушения... Язычество поэтому имеет в Библии еще одно определение: рабство пустым и суетным стихиям мира. " Мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира... Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь к немощным и бедным началам, которым снова хотите себя поработить " (Гал. 4,3-9). В греческом тексте " начала " - это στοιχεια, " стихии " , то есть, на языке греческой мысли, те первоначала, из которых сложен космос. " Стихии мира " (Кол. 2, 8 и Гал. 4, 3) - это στοιχεια του κοσμου. От сообщения с космическими стихиями надо уклоняться - ибо " вы со Христом умерли для стихий " (Кол. 2, 20). Для уклонения от игры со " стихиями " (то есть религиозно понимаемыми " космическими энергиями " ) есть весьма основательная причина: они не вечны. Однажды созданные, " разгоревшиеся стихии растают " (2 Пет. 3, 12). Значит, душа, пропитанная их энергиями и принявшая их вместо силы Божией, сгорит вместе с ними. Для стяжания бессмертия души надо прорваться сквозь легионы космических " энергий " и причаститься Единому Бессмертному (1 Тим. 6, 16). Так что для того, чтобы избежать печального будущего, надо в настоящем строить свою религиозную жизнь не по влечениям космоса. Вообще космос ни одной из своих частей не может дать бессмертие. Он может пониматься как бесконечный, как вечный в своей целостности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вот он, вместе с братией, стоит на пространном поле, которое покрыто колючим тернием. Светлый юноша подходит к каждому из братии и велит усерднее пожинать это колючее терние. Наконец подходит к старцу и говорит: «Что же ты стоишь праздно? Жни терние! Вчера, вместе с братией, ты нанялся в эту работу и получил больше других, именно – золотой, когда другим дано только по сребренику, а теперь стоишь праздно, когда другие усердно работают. Ты больше других принял, больше других должен и работать. Это терние – грехи того, кто вчера подал тебе милостыню. Итак, трудись в поте лица твоего!..» (Чет. Мин., 7 марта). Что ж, возлюбленные сострадальцы! Будем ли и мы праздно принимать благотворения от наших благотворителей? О нет! Наше сердце умеет помнить благодеяния; наши слезы умеют течь ко времени, не напоказ... Для Бога больше ничего и не нужно от нашей благодарной нищеты. Итак, станем теперь же, друзья мои, теперь же, каждый в своем месте, станем намолитву перед Богом и поплачем перед Ним за грехи наших благотворителей; помолимся, да поможет им благодать Божия ходить по стезям святых Его заповедей, да соблюдет их здоровье и предохранит их от всякого зла. Остальное, что относится к земному их счастью, Господь устроит; ибо Он Сам сказал: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (МатФ. 6, 33). Но не теперь только, а и всегда будем вспоминать в молитвах наших к Богу всех добротворящих и благодеющих нам (свящ. Н. Успенский ; 2-е изд.). Утешение бедняку Трудолюбивый бедняк, потом достающий пропитание себе и детям! Переноси благодушно бедность свою, не скорби и не унывай, но всегда и во всем полагайся на Промысел Божий; особенно же берегись воровства и обмана, и без самой крайней нужды не проси милостыню. Помни постоянно, что убожество твое – по воле Господа, Который всегда готов оказать тебе Свою помощь. Как можно чаще вспоминай, что и Сам Спаситель наш в жизни Своей терпел бедность и не имел где главы подклонить. Смотри на пример многострадального Иова. У него отняты были все стада, все рабы, все дети, и он говорил: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь ( Иов. 1, 21 ). Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (2, 10.)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Глава 21 Лк.21:1 . Воззрев же виде вметáющыя в хрáм: набдящии имения дары своя богáтыя. Лк.21:2 . Виде же и некую вдовицу убóгу вметáющу тý две лéпте, Лк.21:3 . и речé: воистинну глагóлю вáм, яко вдовица сия убóгая мнóжае всех ввéрже: Лк.21:4 . вси бо сии от избытка своегó ввергóша в дáры богови: сия же от лишéния своегó всé житиé, éже име, ввéрже. (Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.) Сказания о вдовице, положившей в церковную сокровищницу две лепты, нет у еванг. Матфея, а находится оно у Марка ( Мк.12:41, 44 ) и Луки, и сей последний излагает это обстоятельство с небольшим отличием от сказания первого. У Марка говорится, что Иисус Христос сидел против сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги туда. Сокровищницею называлась сборная кружка, находившаяся в храме на так называемом дворе жен, в которую клали добровольные приношения в пользу храма, т. е. на его поддержку, богослужебные принадлежности и пр. Пред праздником Пасхи особенно много собиралось таких пожертвований, потому что пред этим праздником никто не входил в храм, не положив в эту кружку сколько-нибудь денег, по мере своего усердия и средств. (Чит. о храме в объясн. 27 ст. 2 гл.) Две лепты. Лепта, это – самая мелкая монета, равнявшаяся четверти нашей копейки, так называвшейся у нас прежде полушке. Две лепты равнялись мелкой же римской монете, называвшейся кодрантом, который составлял половину нашей копейки, – так называвшейся нашей деньге, денежке. Больше (множае) всех положила (вверже). Больше и по сравнению с другими жертвователями, потому что те подавали, не истощая своих средств (от избытка своего), а она положила от скудости своей (от лишения своего) все пропитание (житие) свое, какое имела (еже име), т. е. свое последнее, и поэтому больше и по ценности. Зач. 104-е. Пророчество о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Говоря о самоубийстве, нельзя не подумать и не спросить: «Отчего в последнее время так много самоубийств?..» Более верные причины можно указать две: первая – пьянство, вторая – неверие в Бога и в будущую жизнь. Взять несколько лет тому назад, когда поменьше было пьянства и неверия – тогда меньше было и самоубийств. Пьяному, по пословице, море по колени, пьяный теряет рассудок, доходит и до помешательства и легко решается на самоубийство. Что касается неверующего, то если хорошо живется ему здесь – живет он, если худо – кого и чего бояться ему там за гробом, когда он не верит в Бога, не верит в ад? И он свободно лишает себя жизни. Нет, трезвый и верующий человек, надеющийся на Бога, преданный Богу, в редких случаях решается на самоубийство. А мы всё, братие, знаем, мы всё видим, как у нас с течением времени все больше и больше растет пьянство, все больше и больше растет неверие! Вот оттого и нередки у нас случаи самоубийства. Недаром и могилы самоубийц мы привыкли называть могилами несчастных. Именно «вечно» несчастны самоубийцы! Избави, Господи, всякого, даже самых злодеев наших, от этого несчастья! Беседы на Евангелие Недели перед Просвящением, или Крещением, Христовом Иоанн Креститель в пустыне (Господь всякими способами устроивает наше спасение) О чем читалось сегодня в Евангелие? Об обстоятельстве пред крещением Христовым, воспоминаемом в нынешнюю неделю, а именно: о проповеди Иоанна Предтечи в пустыне и крещении народа им ( Мк. 1:1–8 . Зач. 1). ... «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Есть, однако, утешение в том, что вижу и знаю, что наполняются храмы наши, что прибавляется и прибавляется малое стадо Христово. Знаю, что своей проповедью немало слабо верующих обратил я на путь Христов. За это хоть мало воздаст мне Христос. Как хотел бы я, чтобы все больше и больше наполнялись храмы наши, как хотел бы я слышать, что все больше и больше обращающихся ко Христу от проповеди моей! Мне желают в день моего Ангела здоровья, долголетия, а надо желать не этого; какое долголетие, если 76-й год живу на свете! Надо желать только, чтобы дал мне Господь видеть плоды моей проповеди, видеть обращение людей ко Христу, видеть, что не напрасно я все оставил, чтобы вести вас ко Христу. Пожелайте и того, чтобы Господь сохранил угасающее зрение мое. Молитесь об этом, ибо молитва Церкви сильна пред Богом. Велика и сильна пред Ним молитва великого угодника Божия апостола и евангелиста Луки, которого и призовем на помощь и заступление в молебном пении ему. Аминь. 31 октября 1952 г. В день памяти святителя Николая Мирликийского Прослушайте слова, которыми начинается святая Библия: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью». Люди, мнящие себя образованными, издеваются над библейской историей творения мира и в особенности издеваются над тем, что свет был сотворен в первый день, а солнце, луна и звезды только в пятый день. Они издеваются над верой нашей в то, что свет мог существовать тогда, когда не было светил небесных. Ну что же, таким издевательством они обнаруживают только свое научное невежество: они не знают того, что вселенная полна светящейся материи. Мельчайшие частицы материи обладают способностью светиться, им присущ свет. А свет небесных светил: солнца, луны, звезд — это только результат скопления, сгущения этой светящейся материи, это конденсация материи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Когда Христос после Воскресения говорит Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? (Ин 21:15), Всемогущий позволяет Своему творению вершить суд над Собой. И если Симон Ионин ответил: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин 21:15), — это был суд, закончившийся примирением и гармонией. Не потому, что это нужно было Христу! Петр по своей оплошности нуждался в примирении с Богом. И опять же Сам Бог совершил это примирение. Мы видим, что Петр ничего не сказал и не сделал, возможно, он и не знал, что делать. И перед вознесением Христос, найдя момент, чтобы не только восстановить Петра среди учеников, но и сделать его первым учеником, сказал: “Любишь ли ты Меня больше, нежели они?”. Мог ли Петр иметь совесть дерзнуть сказать после всего, что он сделал: “Люблю Тебя больше всех остальных”? Ведь ранее Петр сказал: “Даже если все оставят Тебя, но не я. Я пойду и в темницу и на смерть с Тобой”. Христос ответил ему тогда: Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мк 14:30). Это была действительность, о которой знал Господь, но только Петр был еще очень наивен и не знал духовных законов, которые учат о том, что нельзя слишком доверяться сегодняшнему дню, потому что святые Отцы говорят: “Ожидай искушений до смертного часа, будь трезв и бди, чтобы не похитили тебя так же, как Петра в ту ночь”. Но Бог, будучи Богом, Христос, будучи Богом, знал и другую истину: хотя Петр и пал так позорно, жестоко, Господь знал все-таки и истину, которая заставила Петра сказать: Если и все соблазнятся, но не я (Мк 14:29). Была истина, которой Петр устыдился и сейчас не мог произнести. Но Христос, Сердцеведец, произнес эти слова за Петра: “Любишь ли ты Меня больше, нежели они?”. Опять-таки, что мог ответить Петр? Может, не очень смело в этот момент, он сказал: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин 21:15). И Христос трижды вопросил его так же, как Петр трижды отрекся от Него, пока не пронзил его до самого сердца этими словами, которыми он очистился от осуждения и, я бы сказал, от темных энергий своего падения.

http://pravmir.ru/krizis-v-tserkvi/

Но Господь ждет его как грешника в эту самую ночь. Как только Петр предал Христа, взор Господа пересекся c его взором. Взор позорного грешника и взор Спасителя — океан любви и кротости, прощения без меры. И Петр тотчас все понял. Что понял? До какой степени он был любим, несмотря на свое падение, любим даже в своем падении. Так Петр был воссоздан подобно многим другим, после того как, столь низко пав, он не мог уже никогда поверить в такую любовь. Без этого он никогда не узнал бы по-настоящему своего Господа, никогда не смог бы стать первым свидетелем Воскресения. Причина избрания Петра, всех апостолов и всех их последователей — в этом: Петр тяжелее всех пал, но так же быстро, первый, встал и был прощен. «И ты некогда, обратившись, — сказал ему на Тайной Вечери Господь, — утверди братьев твоих» (Лк. 22, 33). И апостол Павел, как некий изверг, гнал Церковь Божию. Но, обратившись, больше всех потрудился в благовестии спасения грешников. Впрочем, добавляет он, эти труды принадлежат не ему, а благодати Божией, которая неотступно была с ним. Вот почему так понятно ему то, что произошло с апостолом Петром, когда в сияющее утро Пасхи Господь явился первому тому, кто особенно нуждался в прощении и любви. По правде говоря, в Евангелии от Марка сказано, что первое явление воскресшего Господа было Марии Магдалине, из которой до этого Он «изгнал семь бесов» (Мк. 16, 9). Так Петру или Марии Магдалине первым? Какое это имеет значение! Никакого. Прощеный грешник или прощеная грешница — точно такое именование будет у всех других свидетелей Пасхи. И каждый из нас перед Чашей Христовой исповедует, как Петр, веру во Христа, Сына Божия, и как Павел называет себя первым из грешников. Господь предупреждает нас: «Мытари (то есть грешники) и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Все определяется глубиной покаяния. Теперь Господь может завершить историю Петра и Павла и их призвание к апостольскому служению. Мы помним это тройное вопрошание Петра на озере Тивериадском: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин. 21, 15). Разумеется, Петр любит Его больше, потому что, как и Марии Магдалине, ему больше прощено (Лк. 7, 47). Теперь у него есть все, что нужно иметь — прощение и любовь, — чтобы пасти овец Христовых. Точно так же апостол Павел, «избранный не человеками и не через человека» (Гал. 1, 1), сознает свою глубочайшую греховность, и в то же время с благодарностью исповедует тайну непостижимой любви Промысла Божия: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам» (Гал. 1, 15—16). И еще раньше псалмопевец Давид, прозревая грядущее спасение, восклицает от лица всех нас: «Кто — как Господь Бог наш, Который из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего» (Пс. 112, 7).

http://moral.ru/stt-peter-and-paul/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010