Всех святых, в земли Тверской просиявших НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: поставим стихов 10 и поем стихиры: воскресны текущаго гласа 3, Анатолиевы 1, Богородицы 2 и святых 4. Слава, святых. И ныне, Богородичен гласа. Стихиры святых, глас 8: Днесь всех святых, в пределех земли Тверской просиявших,/светло память празднующе,/радостно да восхвалим/святители, преподобныя и праведники,/благоверныя князи, за веру и люди свою жизнь мученически положившия,/таже и жены преподобныя/ и вси святии, благочестным житием Богу угодившии,/ихже Бог прослави чудесы,/и ныне на Небесех предстояще Христу,/радуются и молятся о чтущих их/и, светло торжествующе,/молятся о мире и спасении душ наших. Перваго Патриарха Всероссийскаго Иова,/града Старицы похвалу восхвалим,/яко во граде онем родися,/и тамо во обители Успения Богоматере бе воспитан,/ и страху Божию добре обучен,/таможе и ангельский образ восприим,/высшаго звания достигл еси/ и первым Патриархом Московским и всея России сподобился еси быти,/ и добре упасл еси Святую Церковь Российскую,/и вельми потрудился еси/ради спасения Церкве и отечества нашего/в смутныя времена на Руси,/и пострадал еси от самозванца и мятежников его./Ныне же молит Вседержителя Господа Бога нашего Иисуса Христа,/да спасет души наша. Приидите, вернии людие,/ублажим Тверския святители:/Арсения, Симеона, перваго святителя Тверскаго,/Фебдора, Варсонофия, Феоктиста и Акакия,/купно же с ними святители Московския/Петра, Алексия, Киприана и Филиппа,/таже Германа и Гурия, Казанских святых,/ и святителя Тихона Воронежскаго и Задонскаго чудотворца,/потрудившихся в Церкви Тверской во славу Божию,/иже и ныне молятся Богу,/да умирит мир и спасет души наша. Благовернаго великаго князя Тверскаго/святаго Михаила и дружины его,/княгини преподобныя Анны Кашинския,/преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских,/Макария Калязинскаго и Нила Столобенскаго,/Антония Краснохолмскаго и Нектария Бежецкаго/ и вся преподобныя, поименованныя и непоименованныя,/с нимиже и преподобныя жены/ныне духовно прославляем,/яко Церкве Тверския сии велие украшение и слава/и теплии молитвенницы ко Господу,/во еже даровати нам мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Сергий Радонежский как покровитель воинских сил России 22.07.2015 716 Время на чтение 56 минут Статья посвящена малоизученному аспекту почитания преподобного Сергия Радонежского как поборника русского воинства. В ней впервые представлен презентативно-аналитический обзор литературных источников XV- начала XX вв., свидетельствующих о формировании особенного отношения к Святому со стороны правящей династии Рюриковичей и Романовых, и в народной среде, а также впервые рассматривается предание о его заступническом служении Отечеству. Почитание основателя Троице-Сергиевой лавры и великого игумена земли Русской преподобного Сергия издавна связано не только с его духовной и цельбоносной помощью людям, но и с идеей его небесного заступничества за Отечество.Эта тема отражается в Службах в дни памяти Святого 25 сентября и 5 июля по ст. ст. и наиболее четко - в тексте икоса по шестой песни всех трех посвященных ему канонов: «...Радуйся, яко молитвами твоими сопротивнии поб ждаются. Радуйся, православному воинству нашему похвала и утверждение. Егоже соблюди молитвами твоими отъ врагъ ненав тно, да зовем ти: радуйся, Сергие Богомудре!» Выраженное в этом стихословии убеждение в небесном служении Преподобного России, несомненно, опирается на издревле сложившееся предание Церкви, причем зафиксированное разновременными литературными свидетельствами, значительное число и разнообразие которых совершенно не позволяет сомневаться в правомерности народной веры. Среди них следует различать свидетельства о прижизненном участии Святого в деле защиты своей Родины и свидетельства о его посмертной, чудесной помощи в военном противостоянии Руси внешнему врагу. Главным прижизненным «воинским» подвигом преподобного Сергия является, как известно, факт духовного укрепления им благоверного князя Димитрия Ивановича на твердую борьбу с ордынским правителем Мамаем, который вознамерился воцариться в Русской земле . Известно, что Святой благословил московского князя на битву с ордынцами, предсказал ему победу и дал ему в поддержку двух иноков своего монастыря Александра Пересвета и Андрея Ослябю, канонизированных впоследствии [память отмечается 7(20) сентября, а также в Неделю Всех святых и в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1-е и 2-е воскресенье после Святой Троицы), в дни празднования Соборов Московских святых (воскресенье перед 26 августа (8 сентября), Радонежских святых (6(19) июля), Тульских святых (22 сентября (5 октября)), Брянских святых (20 сентября (3 октября)].

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Ноябрь месяц 1-е число Св. бессребреники Косма и Дамиан происходили из Азии и были родными братьями. Своим благочестивым воспитанием они обязаны матери Феодотии, которая, овдовев, посвятила себя детям и научила их быть истинными христианами. Достигши возраста, святые Косма и Дамиан изучили врачебное искусство с той целью, чтобы приносить как можно больше пользы ближним. За это доброе желание Господь даровал им такую силу, что все – и люди и животные, которых лечили святые – скоро выздоравливали. Они не брали никакого вознаграждения за врачевание, потому и называются бессребрениками. Потрудившись для славы Божией и пользы ближних, они мирно почили и были погребены в Феремане. (О других святых бессребрениках Косме и Дамиане читать под 17 окт.). Части мощей сих святых бессребреников имеются на Афоне. Мученик Ерминигельд пострадал от своего отца. Отец его был царем готфов и последователем арианской ереси. Ерминингельд, по увещанию православного епископа, оставил ересь. Тогда отец лишил его царского престолонаследия и заключил в темницу. Однажды, в день Пасхи, отец послал арианского епископа в темницу, чтобы причастить Ерминингельда; но тот отказался от еретического причастия, за что и был усечен мечом в 586 г. Мученицы Кириена и Иулиания жили при царе Максимиане в конце III века. За веру во Христа они были преданы разным поруганиям и затем сожжены в Киликии. Мученики Кесарий и Дасий пострадали от магометан в Дамаске, при взятии его в VII веке. Вместе с ними пострадали еще пять человек: Савва, Савиниан, Агриппа, Адриан и Фома. Все они были усечены мечом. Священномученики Иоанн и Иаков жили в ΙV веке, в Персии, при царе Сапоре. Иоанн был епископом, а Иаков пресвитером. По приказанию царя, они были усечены мечом за проповедь Христову. 2-е число Мученики: Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор и Анемподист с дружиной пострадали при персидском царе Сапоре II в IV веке. Акиндин, Пигасий и Анемподиет были вельможами Сапора. Сапору донесли о святых, что они не только сами веруют во Христа, но обращают и других. Царь приказал мучить их. Святые, претерпевая мучения, молились Богу. После разных мучений царь велел сжечь их, но дождь погасил огонь, а ангел Господень развязал их узы, и они явились к царю. «Как, вы еще не умерли?» – спросил святых мучеников Сапор. «Нас спас Господь, которому мы поклоняемся», – отвечали они. Царь начал хулить Христа, а мучеников велел жечь на раскаленной железной постели. Господь сохранил их невредимыми и здесь, так что многие из язычников уверовали во Христа; в числе их были воин Аффоний и знатный вельможа Елпидифор. Царь приказал зашить мучеников в кожаные мешки и бросить в море. Но Господь опять спас их. Тогда еще большее число народа уверовало во Христа. Наконец царь приказал погубить всех мечом, и было избито до 7000 человек, святых же Акиндина, Пигасия и Анемподиста сожгли в печи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

" Праотец, отец, патриарх, апостол, мученик, пророк, святителей, и преподобных Твоих, постников же и праведных, и всякого имене писанного в книзе жизни святую память совершающе Христе Боже, всех подвизаем на молитву, молящеся; умири мир Твой теми, яко человеколюбец, да вси вопием Ти: Боже прославляемый в совете святых Твоих, Ты еси воистину прославивый достойно память их " . (Неделя всех святых, седален после 3-й песни канона). Кто ежедневно как добрый сын Церкви обращается к месяцеслову Православной Церкви, тот не может не заметить, что в наших отечественных святцах встречается немалое количество слов, требующих объяснений и толкований. Например, в начале индикта, 1/14 сентября, совершается память святой мученицы Каллисты, Евода и Ермогена - самобратий. Не всякий и книжник знает значение слова самобратия. В следующем месяце, октябре, в 25 день (7 ноября) совершается память святых мучеников Маркиана и Мартирия - нотариев. Не всякий знает значение последнего слова - нотарий. В следующем месяце, ноябре, 10/23 дня совершается память преподобного Феостирикта, иже в Символех. Что означает выражение " иже в Символех " ? Не всем мирским людям вполне понятно и то, почему в месяцеслове одни святые названы просто мучениками, другие - великомучениками и великомученицами, третьи - священномучениками, четвертые - преподобномучениками и преподобномученицами. Кто именовался исповедниками? Кто носил название бессребреников? Конечно, в полных Четьях Минеях возможно разыскать толкование тех непонятных слов, которые встречаются в месяцеслове. Но во всех ли домашних библиотеках найдется полный круг Четий Миней? Само собой разумеется, что только избранные хранят в себе 12 книг Четий Миней. Как образовались в нашем отечественном месяцеслове непонятные слова? Во-первых, наш отечественный месяцеслов, за исключением прибавлений о местных святых Русской Православной Церкви, переведен с греческого языка. Например, наименование святых мучеников Каллисты, Евода и Ермогена переведено по-славянски - самобратия, и таким образом вышло в наших святцах слово, требующее толкования. Таких примеров в нашем месяцеслове не мало. Во-вторых, агиология Вселенской Церкви образовалась не вдруг, а постепенно, по мере распространения святой Христовой богооткровенной веры от явления в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа до позднейшего времени. И так как евангельская проповедь пронесена святыми проповедниками во всю землю и во все языки, то многие наименования этих чуждых нам по языку стран, перешедши в наш месяцеслов, как книгу памятей святых всей Православной Вселенской Церкви, и образовали в наших святцах значительное количество непонятных слов и наименований. Таковы, например, слова святцев: Синаит, Савваит, Студит, Мурин, Угрин, Колов, Кущник, Градарь, Кувикуларий, Стратилат, Тирон, Декаполит, Кирополит, Пригкипс и многие другие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

Разделы портала «Азбука веры» В первую неделю по памяти всех святых, сиесть в первую неделю поста святых славных и всехвальных Апостол, память совершаем всех святых, в земли Российстей просиявших. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ. На Господи, воззвах: стихиры на 10. И поем стихиры воскресны 3, глас 1: Вечерния наша молитвы/приими, Святый Господи,/и подаждь нам оставление грехов,/яко Един еси/явлей в мире Воскресение. Обыдите людие Сион,/и обымите его,/и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых:/яко Той есть Бог наш,/избавлей нас от беззаконий наших. Приидите людие,/воспоим, и поклонимся Христу,/славяще Его из мертвых Воскресение:/яко Той есть Бог наш,/от прелести вражия мip избавлей. Ина стихира Анатолиева, глас тойже: Веселитеся Небеса,/вострубите основания земли,/возопийте горы веселие:/се бо Еммануил грехи наша на Кресте пригвозди,/и живот даяй, смерть умертви,/Адама воскресивый, яко Человеколюбец. И стихиры святых 6. Глас 1: Приидите, собори Российстии,/сущия в стране нашей святыя восхвалим:/преподобныя, и иерархи, и князи благоверныя,/мученики и священномученики,/и Христа ради юродивыя,/и жен святых сословие,/вкупе именуемыя и неименуемыя,/сии бо воистинну делы и словесы, и многовидным житием,/и от Бога дарованьми/соделашася святи,/ихже и гробы Бог чудесы прослави./И ныне несредственне прославльшему их Христу предстояще,/молятся прилежно о нас,/любовию совершающих светлое их торжество. Глас 2: Киими песненными добротами/похвалим Богомудрыя святители Российския,/Христовы Церкве светлое украшение,/священства венцы, благочестия управление,/источники Божественных исцелений неисчерпаемыя,/пролитие дарований духовных,/реки многих чудес,/землю Российскую веселящия течением,/благоверным людем теплыя пособники,/ихже ради Христос врагов возношения низложи,/имеяй велию милость. Глас 8: Земля веселится и Небо радуется,/отцы преподобнии,/восхваляюще подвиги и труды ваша,/душевное благомощие и ума чистоту,/законом бо естества не победистеся./О соборе святый и полче Божественный,/земли нашея утверждение вы есте воистинну. Глас тойже. Подобен: О, преславнаго чудесе:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Русская Церковь и национализм Слово в неделю всех святых, в земле Российской просиявших, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова 14 июня, 2015 Слово в неделю всех святых, в земле Российской просиявших, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова Слово в неделю всех святых, в земле Российской просиявших, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова Поздравляю вас с праздником всех святых, в земле Российской просиявших! Для нас, живущих в русской земле — это большой и дорогой праздник! Русская Церковь существует уже 1000 лет – прошло уже тысячелетие со времени крещения Руси и со времени блаженной кончины князя Владимира, крестившего Русь. Вся Русская Церковь в разных странах будет широко отмечать это событие, потому что Владимир — воистину равноапостольный князь, крестивший эту громадную территорию! Русские приняли сначала фотиево, потом владимирово крещение и издревле прославились своими духовными подвигами. Нет необходимости говорить о всех поколениях русских святых с IX по XXI века, которые явили множество подвигов святости. Мы верим, что Русская Церковь никогда не перестанет существовать и до конца времен свидетельствовать о полноте христианской веры в Православии перед всем миром. Таково призвание Русской Церкви и всех ее членов. Подвиг Русской Церкви, русской святости, возник еще раньше, до Владимира, только мы об этом мало знаем. Так называемое Фотиево крещение Руси совершилось за 100 с лишним лет до князя Владимира. Впервые название народа «рус» или «рос» появляется в византийской хронике в 861 г., когда киевские славяне под предводительством Аскольда и Дира напали на Константинополь, спасенный Божией Матерью: тогда после молитв святого Патриарха Фотия и всего народа произошло чудо, и язычники крестились. Память об этом чуде сохранилось в празднике Покрова Божией Матери. Сам Патриарх Фотий свидетельствовал, что русы, которые были «нашими врагами, злыми, жестокими, кровожадными» и прочее, «теперь молятся с таким же усердием, с каким раньше творили беззакония» .

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-i-nat...

Матушка Маргарет Бауман – преподаватель немецкого языка и активная прихожанка храма в честь иконы Божией Матери « Всех скорбящих радость » Болгарской Православной Церкви в городе Индианополис американского штата Индиана – на протяжении последних десяти лет готовит православный путеводитель по святым местам германских земель. О том, как продвигается эта работа и о своих паломничествах по святым местам, она рассказала в интервью православному журналу «Road to Emmaus». – Матушка Маргарет, как Вы заинтересовались житиями православных святых, просиявших в германских землях ? – Житиями православных святых я интересуюсь, потому что обращена в православие. Страны, в которых говорят на немецком языке, для меня не чужие, ведь во мне течет немецкая и швейцарская кровь. В ранней юности я семь лет прожила в Германии и Голландии, потом много лет преподавала в школе немецкий язык. И вот, будучи преподавателем, я захотела найти святого покровителя для своего немецкого класса детей – надомников. И стала изучать жития святых. Тогда-то я и открыла для себя святителя Ансгара, епископа Бременского и просветителя Швеции, и преподобного Галла, просветителя Швейцарии. Тогда же я узнала о трудах святителя Иоанна Шанхайского и Сан–Францисского по распространению житий западноевропейских святых, и познакомилась с книгой святого Григория Турского «Vita patrum» («Жития отцов») с замечательным предисловием отца Серафима (Роуза) о том времени, когда христианская церковь Востока и Запада была едина. Из описанных в «Жития отцов» святых больше всех меня заинтересовали Святой Галл и святые Швейцарии. И тогда моя двоюродная сестра из Швейцарии Маргрет Аллгайер, которая впоследствии сопровождала меня в нескольких интересных поездках, подарила мне замечательную книгу о развитии христианства в тех землях. С одобрения мужа в 2001 году я совершила первую паломническую поездку в Германию и Швейцарию . Потом посетила Голландию, Бельгию, Австрию и снова Германию. В 2006 году меня попросили написать статью о древних святых германских земель для календаря, который готовил к изданию монастырь преподобного Германа Аляскинского в Платине, штат Калифорния. А мой нынешний проект – это уже путеводитель по тем местам, которые связаны с известными мне святыми германских земель. Это земли, включающие в себя современные территории Германии, Австрии, части Швейцарии и небольшие районы Франции, Италии и Люксембурга.

http://pravoslavie.ru/61795.html

Прп. Евфросин Курженский. Фрагмент иконы «Собор Карельских святых». Кон. XX в. (собор вел. кн. блгв. Александра Невского, Петрозаводск) († 1661/62?, Курженская (Андомская) пуст.), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник. Почитание Е. отразилось в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Среди святых г. Каргополя в «Описании...» указан «преподобный отец Ефросин пустынник, Куржеский чудотворец, иже в Андогской пустыне преставися в лето 7160 (1652)» (Описание о российских святых. С. 180). В ряде списков «Описания...» вместо Андогской пуст. указана Андомская пуст., напр. в рукописи РНБ. Q.I.603 (кон. XVIII в.), и Е. именуется «Андамской пустыни начальник». Можно с большой долей уверенности предположить, что Е. с сер. 50-х гг. XVII в. подвизался, возможно был строителем, в Курженской муж. пуст., где и скончался (неверным представляется мнение Е. Е. Голубинского о том, что Е. именовался Куржеским «или по родовой своей фамилии, или по месту своего рождения» - Голубинский. Канонизация святых. С. 323-324). Курженская пуст. находилась на острове Курженского оз. в Вытегорском у., в 90 км к северо-востоку от г. Вытегра, у истока р. Андомы (ныне Вологодская обл.), по-видимому, именовалась также Андомской (Андомской называлась еще одна пустынь - во имя свт. Николая, находившаяся в 12 км от Курженского оз. на Андоме ( Зверинский. Т. 3. 1368. С. 13); в лит-ре встречаются неверные указания на то, что Е. подвизался также и в данном мон-ре (см., напр.: Робинсон. 1963. С. 303. Примеч. к с. 190)). На рубеже 60-х и 70-х гг. XVII в. Курженская пуст. была важным центром старообрядчества , вслед. чего по повелению Новгородского митр. Питирима (впосл. патриарх Московский и всея Руси) осенью 1671 г. она подверглась разгрому, церковь в ней была сожжена. В сер. XIX в. на месте пустыни находились часовня и памятник Е. ( Зверинский. Т. 3. 1707. С. 86). (Существуют фальшивые акты старообрядческого Курженского Собора 1656 г., в к-ром будто бы участвовал К-польский патриарх Афанасий. Собор предал анафеме реформированные обряды и постановил перекрещивать всех «еретиков», в т. ч. «никониан».)

http://pravenc.ru/text/187845.html

Скачать epub pdf Житие во святых отца нашего Никифора Исповедника, патриарха Цареградского Память 2 июня Великий поборник благочестия, святой Никифор родился в Царьграде 3575 от благочестивых и богобоязненных родителей Феодора и Евдокии. Отец его сподобился исповеднического венца, потерпев раны и изгнания за почитание святых икон. В царствование Копронима 3576 он занимал должность нотария 3577 по тайным царским делам, и на него к злочестивому царю поступил донос, что он благочестиво почитает святые иконы, поклоняется образу Спасителя, Пречистой Богоматери и всех святых. Царь немедленно призвал к себе блаженного Феодора, подверг его допросу и, убедившись в справедливости доноса, долго принуждал его оставить иконопочитание; когда же раб Христов не оказал повиновения царской воле, то после жестоких побоев, был сослан на заточение в город Молин, брошен здесь в ужасную темницу, в которой и страдал за правоверие. Спустя несколько времени, его снова призвали в Царьград и еще упорнее понуждали склониться к ереси, проповедуемой царем; но он остался как адамант 3578 твёрдым в благочестии, соглашаясь скорее принять раны и смерть, чем нарушить церковные законы и предание святых отцов. По повелению беззаконного царя он снова был подвергнут различным жестоким мучениям, и снова же послан в изгнание; проведя в Никее 3579 узником и страдальцем шесть лет, он отошел ко Господу в вечную свободу блаженной жизни. Супруга его, честная Евдокия, была участницей всех бед и зол своего мужа, последовала за ним в изгнание, страдала в узах, не разлучаясь с ним ни телом, ни духом. По кончине мужа она возвратилась в Царьград и богоугодно проводила дни свои, как подобает христианской вдовице. В течение этого времени сын ее Никифор после изучения наук получил при царском дворе должность отца своего. Затем блаженная Евдокия сподобилась увидеть своего сына сначала в ангельском образе, а потом и святительском сане; тогда, возблагодарив Бога, она удалилась в женский монастырь, постриглась в иночество и после богоугодных подвигов преставилась ко Господу в маститой старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тюрьма новомучеников Камеры Бутырской тюрьмы во времена гонений на Церковь были заполнены осужденными за веру — новомучениками и исповедниками. О том, как сегодня почитают святых бутырских узников, в репортаже «НС» 9 июля, 2010 Камеры Бутырской тюрьмы во времена гонений на Церковь были заполнены осужденными за веру — новомучениками и исповедниками. О том, как сегодня почитают святых бутырских узников, в репортаже «НС» В Бутырской тюрьме 434 камеры. Во времена гонений на Церковь они были заполнены осужденными за веру — новомучениками и исповедниками . Почти в каждой камере жил и молился святой угодник Божий. Далеко не всякий монастырь может похвастаться таким количеством святых, живших в его кельях! О том, как сегодня почитают святых бутырских узников, в репортаже «НС». Одна из икон Бутырского храма – Собор новомучеников и исповедников московских. 1931 год Почти через два тысячелетия после гонений на первых христиан история повторилась. Новые мученики терпели гонения, унижение и истреблялись за то, что они не отрекались от Христа и Его Церкви. Только теперь это происходило не в Риме, а в нашей стране, в то время, которое еще хорошо помнят наши родители. «Если мы канонизируем всех новомучеников российских, то в Русской Православной Церкви будет больше святых, чем во всех остальных поместных церквах вместе взятых», — так писал протоиерей Глеб Каледа (первый настоятель храма в Бутырской тюрьме в постсоветское время). На сегодняшний день в лике святых, принявших муки и смерть за Христа в XX веке, прославлено уже более 1700 мучеников и исповедников. Из некоторых личных дел известно, что более 200 новомучеников прошли через казематы Бутырской тюрьмы. В других же местом предварительного заключения бывает указана неопределенная «московская тюрьма», что тоже может означать Бутырку. Первые двести лет тюрьмы Самым первым «именитым» узником Бутырки стал Емельян Пугачев. Он был закован в цепи в одной из башен замка, впоследствии названной его именем, до самого дня своей казни в 1775 году.

http://pravmir.ru/tyurma-novomuchenikov/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010