Молитва иегда поставет митрополита и входит правее в град и чтет сию молитву пред градом: Господи Боже наш. Иже не сущиих в существо создание свое преложен вся. Иже чинии различные с творен в них на служение великие и неизреченные славы твоей. иже земельное архиерейство по чину мыслении их и божественных показал еси слуг. Иже нас не достойных и неизреченных и божественных твоих повелений великое сие архиерейское призвав достояние. и спасти люди твои сие произволивый господи ты убо человеколюбче все мысленные свыше призри от святаго жилища твоего и услыши смирение наше и благоугодники сотвори нас достойни быти слоужбы твоея. подати тело твое святое и кровь твою честную любившым ти и благочистивым сим людям честным сердцем и нескверными рукама. и укрепи нас предати нам слово учения твоего не согрешенно и безленостно, и православно. И наставляти их в завете живоноснаго славнаго и блаженнаго сего оного живота. И сподоби их быти овчате избраннаго твоего стада. И достойни одесною твоего предстояния сподоби их чувства и благосотвори его сердце на благолепие, и на услышание божественных твоих и неизреченных повелениях и благослови предстоянием смерения нашего. Иже на земли волею своею исполнив человечество. И укрепи град наш сей не презримою твоею божественною силою и порази облежащие нас враги. Яко Иезекию утвердив Иерусалим и по гибели Давии высоко мудреному Сеннахириму мечем ангельским и даждь благоугодие земли всесильне и умножи плодние. Отверзый рукою своею и исполнивый всякое животное благостини и укрепи вернаго и благочестнаго царя нашего имярек крепкою и благоволною десницею твоею и вооружи его оружием правды твоей и даруй ему мирно и пособствуй ему яже на благотворение и покори ему все языки нечестивии иже бранием хотящие. и долгоденственное и благодаруй ему житие. Яко да и мы в них благоденство тихо и непорочно живота нашего совершим лета молитвами пречистыя владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Силою честнаго и животворящаго Креста. Святых сил небесных, невещественных архангел. Честнаго пророка Предчи и крестителя Иоанна и святых богоотец Иоакима и Анны и святых прехвальных и верховных апостол и святых иерарх и чудотворец христовых Василия Великаго , Григория Богослова и Григория Чудотворца , Великаго Иоанна Златооустаго, Иоанна Милостиваго и Великаго Афанасия и Чудотворца Николы и преподобных и богоносных отец наших Симеона и Святителя Савы. И святых и великославных мученик Христовых Георгия и Димитрия, Прокопия, Пантелеимона и святых Феодор и всех святых твоих. Яко ты еси податель благим и спас душам нашим и тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь. II. Молитва из Синодика XVI в., принадлежавшая Новгородской Софийской библиотеке, ныне находящегося в Спб. Дух. Академии под 1058

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Не могли бы вы сказать: какова главная цель, главная миссия Иисуса Христа? У микрофона иерей Владимир Соколов настоятель строящегося храма во имя Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и клирик храма Святых Девяти Мучеников Кизических. 11.11.2013 06:44:48 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.  Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Сегодня с вами у микрофона иерей Владимир Соколов. Настоятель строящегося храма во имя Святых равно апостольских Кирилла и Мефодия и клирик храма Святых Девяти Мучеников Кизических.  Сейчас дни постпразднства Преображения. И сегодня нам имеет смысл поговорить об этом празднике. Вообще, в ряду православных праздников этот занимает особое место, я бы сказал, в каком-то смысле даже исключительное. Потому что этот праздник является ключом к пониманию православия и ключом к тому, чтобы понять, чем православие отличается от других христианских конфессий. Ведь по учению католиков грехопадение не привело к изменению природы человека. нарушилась просто гармония в человеке, и поэтому через подвиг Христа эта гармония была восстановлена. И через некое наказание, которое принимает человек, он прощается. Бог его прощает, и восстанавливается его гармония. Что касается протестантов, то вообще сам акт веры делает их уже безгрешными, потому что Бог взял все их грехи и эти грехи искупил.  А вот по учению святых отцов спасение- это есть обожение- это длительный путь восхождения. Почему и образ Преображения в Евангелии- это образ восхождения на фаворскую гору. Чтобы взойти на фаворскую гору, нужно потрудиться. И вообще любой христианский подвиг представлен или в виде лестницы, или некой устремленности вверх. То- есть, человек проходит по ступеням, а это процесс очень длительный, органичный. Вот часто можно услышать, когда люди говорят: вот, молюсь, молюсь, молюсь- а в моей жизни ничего не меняется. Вот тут большая западня для всех нас. Дело в том, что наше мировоззрение, наше мышление, которому мы обучены в светских школах, опирается на некие внешние факты и внешние факторы. И при анализе этих внешних факторов создается некая типология, даже и психология, и социология. Они все задействованы на этих внешних факторах. И поэтому мы никогда не знаем глубины человека.

http://radonezh.ru/text/ne-mogli-by-vy-s...

поиск:   разделы   рассылка Милена Фаустова Митрополит Ювеналий: Святые Кирилл и Мефодий не только Церковью, но и государством воспринимаются как выдающиеся подвижники Источник:  Благовест-инфо 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия традиционно отметит праздник славянской письменности и культуры. Каждый год центром празднования выбираются разные российские города. В этом году средоточием торжеств станет подмосковная Коломна. Об истоках Дня славянской письменности и культуры и о том, как он будет проходить в этом году, рассказал в беседе с корреспондентом " Благовест-инфо " глава Московской епархии Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. – Как сегодня Православная Церковь оценивает деяния святых равноапостольных Кирилла и Мефодия для современной русской культуры? Митрополит Ювеналий: – После завершения в прошлом веке богоборческой эпохи, в течение которой замалчивались православные духовные корни русской культуры, во весь рост встает подвиг святых Кирилла и Мефодия. Они не только Церковью, но и государством воспринимаются как выдающиеся подвижники. Поэтому День славянской письменности и культуры празднуется в день памяти этих святых угодников. Дело святых братьев – просветителей славян – заложило основы для формирования как культуры нашей, так и самих основ общественной жизни в широком смысле этого слова. Ныне никто не станет спорить об определяющем значении православия для исторического развития нашей страны и нашего народа. В контексте происходящего в последние годы возвращения к отечественному традиционному наследию образ святых Кирилла и Мефодия безусловно служит символом духовного возрождения России. – Кто был инициатором учреждения Дня славянской письменности и культуры? – Празднование памяти святых братьев с древних времен имело место у всех славянских народов, но под влиянием различных исторических и политических обстоятельств забывалось. Так произошло и на Руси приблизительно с XVI века. Интерес к наследию равноапостольных Кирилла и Мефодия постепенно начинает возвращаться в XIX веке. Первым шагом к этому послужил в 1835 г. императорский указ, официально вводивший преподавание славянских языков в университетах Москвы, Петербурга, Харькова и Казани. Официально на государственном уровне праздник был впервые торжественно отмечен в 1863 г., в связи с 1000-летием создания славянской азбуки. С тех пор в нашей стране стали возникать общественные организации, славянские общины, комитеты и братства. В XIX веке к этому дню приурочивали крестные ходы и большие благотворительные вечера.

http://religare.ru/2_41170.html

Это знаменитые Четьи-Минеи — излюбленное чтение русских православных на протяжении многих лет. Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского составлены отчасти по труду Макария, отчасти по Acta Sanctorum болландистов. Эти Четьи-Минеи наиболее распространены (есть несколько их вариантов); написаны они хорошим церковнославянским языком. Святитель Димитрий Ростовский писал «Жития святых» на каждый день года в течение двадцати лет. В итоге мы имеем 12-томный труд, дополненный позднейшими писателями, с описанием жизни, чудотворений, исповеднического подвига многих и многих великих святых. Четьи-Минеи можно буквально передать как чтение на каждый месяц. Это книги житий святых Православной Церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи». Четьи-Минеи — сборники оригинальных и переводных памятников, житийных и риторических церковно-учительных слов и других сочинений Отцов Церкви и предназначавшихся в Средневековье для ежедневного чтения в течение месяца. Здесь представлен весь годичный цикл «Житий» свт. Дмитрия Ростовского. Группа Вконтакте Facebook группа Жития святых. Июль Память 1 июля Страдание святых мучеников Космы и Дамиана После плотского прославления на земле Владыки Христа Бога нашего повсюду стали известными, как весьма удивительное дело, подвиги святых Христовых мучеников; ибо в них проявилась сила Спасителева; для всех было изумительным высказанное святыми мужественное сопротивление мучителям своим и непобедимое терпение. К числу таковых мучеников принадлежали и сии, родившиеся в древнем Риме от одного отца и матери и воспитанные в правилах христианского благочестия, — братья по плоти — святые страстотерпцы Косма и Дамиан, о которых предстоит наше слово. Научившись врачебному искусству, сии святые братья успешно исцеляли всякие болезни, и им содействовала во всем благодать Самого Бога. На каких бы больных людей или скотов ни возлагали они свои руки, те немедленно становились совершенно здоровыми. Сии искусные целители ни от кого не брали вознаграждения за исцеления, за что и были прозваны «безмездными врачами». Только одной самой драгоценной награды требовали они от исцеляемых, — веры во Христа. И действительно не только в самом Риме, но и в окрестных городах и селениях, которые они обходили с целью исцеления недужных, они многих обращали ко Христу. Помимо благодати исцеления, они благодетельствовали людям и щедрым подаянием. У них было большое, собранное предками и перешедшее к ним от родителей имущество, которое они продавали, раздавали нищим и нуждающимся; они питали алчущих, одевали нагих; одним словом, они оказывали милосердие всем бедным и неимущим. Когда они исцеляли больных, то обычно они говорили им так:

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

архим. Кирилл (Павлов) Кто слушается Закона Божия, тот спасется. Слово в Неделю Всех святых Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, рабов Твоих (имена), но сотвори с нами по милости Твоей, Врачу и Исцелителю душ наших. Настави нас ко пристанищу хотения Твоего, просвети очи сердец наших в познание Твоея истины, и даруй нам прочее время настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами Святыя Богородицы и всех святых, яко Твоя держава и Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва В настоящий день, в заключение всех великих праздников – Светлого Воскресения Христова, преславного Вознесения Его на Небо и ниспослания от Отца Святаго Духа на апостолов, – Святая Церковь торжественно совершает память всех святых, от века благоугодивших Богу и прославленных Богом, уже торжествующих на Небе великую победу Победителя смерти и ада, нашего Спасителя. Это благословенный плод страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это благодатные плоды пришествия Всесвятаго Духа Божия и пребывания Его в Церкви Христовой. Это – первенцы искупленного Кровью Христовой и обновленного благодатью Духа Божия че­ловечества, приведенные Богу Отцу Иисусом Христом. Так как сегодня Церковь прославляет добродетели, творит память всех святых, которые просияли на востоке, западе, севере и юге, начиная от самого создания мира до настоящего времени, которых и сосчитать всех нельзя, ибо и имена многих из них неизвестны, то и установлено праздновать память их всех вместе, чтобы они, соединенные между собой добродетелями, не разделены были и торжеством. Поэтому ныне мы празднуем память древнейших патриархов – праотцев, которые, веруя Божественным обетованиям о Пришествии в мир Искупителя, жили этой верой, пребывая на земле яко странный и пришельцы ( Евр. 11:13 ). Творим память ревностных пророков, которые, предвозвещая Пришествие Христово, обличали пороки и нечестия народа своего, побуждали его приготовить себя покаянием к сретению грядущего Господа, грозили судом и казнями нераскаянным, за что и терпели поношения, гонения и страдания от своих единоплеменников.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под праздник Всех святых Закончился великопостный и пасхальный круг. Вместе с Церковью мы вспоминали всю историю человечества – от грехопадения праотца нашего Адама до пришествия в мир Христа Спасителя – и через Вознесение и Святую Пятидесятницу подошли к празднику Всех святых. Человечество проделало такой путь: сначала отпадение от Бога и погружение во ад, потом – с пришествием Христа – многие, отозвавшись на призыв Божий, устремились к свету и достигли святости и взошли с Богом на Небеса. Великий пост – это воспоминание нашего грехопадения и наше покаяние. А Пасха – это участие уже в небесной жизни, жизни святых. Вот два образа жизни: что из этого мы выберем, какой удел? С кем мы хотим быть? От этого зависит наша жизнь и здесь, на земле, и в вечности. Человек, как заметил один древний наблюдатель, животное общественное. Это наблюдение верно только отчасти, потому что человек призван не к тому, чтобы быть животным стадным, а совсем к другому. Господь задумал нас как единый человеческий организм. И поэтому, естественно, у всех людей есть врожденное чувство тяготения друг к другу. Когда Господь создал Адама, Он сказал: «Нехорошо быть человеку одному». Потому что если человек один, вся любовь его сердца направлена на самого себя. А любовь, направленная на самого себя, – это извращение. Поэтому Господь создал из ребра Адама жену, и он, увидев ее, сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Таким образом Господь избавил его от эгоизма: Адам должен был заботиться не только о себе, но и о жене, которую любил как свое продолжение и дополнение своего «я» – потому что в нем уже не было того, что было в ней, это было уже взято, и только вместе они обретали полноту. Но свою свободную волю Адам употребил во зло, в результате чего в мир вошел грех . И Господь пришел, чтобы всех от греха спасти. И многие люди спаслись. Мы их сегодня и прославляем. Во-первых, Адама, который всю свою долгую жизнь весьма сожалел о том, что послушался голоса змия и не поверил Богу. Мы прославляем и всех праотцев, основоположников веры нашей, основоположников народа Божия: Авраама, Исаака, Иакова. И всех пророков, которые заботились о народе Божием, пытались его вернуть к истинному Богу. Прославляем и Предтечу Господня, прославляем и Матерь Божию, прославляем святых апостолов, которые стали учениками Христовыми. Прославляем и всех учеников апостолов и первых мучеников. Потому что в большинстве своем первая Иерусалимская Церковь была истреблена своими соплеменниками-иудеями и первые триста лет быть христианином значило обрекать себя на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

«Вси Святии земли Русской, молите Бога о нас!» «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, вся святые, в той просиявшие. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве».  (Тропарь) В неделю вторую по Пятидесятнице, по неделе Всех Святых, наша Русская Православная Церковь празднует память «всех святых, в земле Российской просиявших». Дивное это празднование! И как глубоко умилительна и многосодержательна церковная служба этого дня, в кратких, но таких метких и живых чертах, характеризующая многих из наиболее чтимых наших святых! В самом деле! Ведь ни один народ в мире, после древних народов христианского Востока, не дал такого огромного числа святых угодников Божиих, как наш православный русский народ, недаром, поэтому заслуживши название «народа-богоносца». Если мы откроем полные святцы, то увидим, что почти нет дня в году, когда бы не праздновалась память одного-двух, а то и нескольких святых, вышедших из среды нашего русского народа. Каждый народ всегда имел нечто особое, что служило предметом, как принято выражаться, его национальной гордости, чем он мог похвалиться перед другими. Гордость сама по себе – не христианское качество, но мы можем дерзнуть сказать, что  святые наши – это наша радость, наша честь, наша похвала  – не в смысле какого-то пустого чванства или повода к превозношению, а в смысле чего-то нас воодушевляющего, утешающего, вдохновляющего, влекущего к подражанию. Столько дивных святых дала наша Русская земля потому, что и вся она когда-то  жила идеалом христианской святости , благоухала святостью. Этим мы отнюдь не хотим сказать, что на Руси в прежние времена вовсе не было людей грешных. Были и такие, и порою немало их было. Но даже и греша, русский человек не утрачивал совсем идеала святости, который все же, более или менее отчетливо, предносился его мысленному взору в то самое время, когда он творил грех . Он не терял полностью сознания своей греховности, хотя бы даже и старался иногда так или иначе оправдывать себя. В этом и причина, что и тяжко грешившие русские люди нередко поражали всех необыкновенной силой и глубиной своего покаяния. А мы ведь знаем, что искреннее покаяние очищает от всех грехов даже самого тяжкого грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Изображения всех русских святых в Почаевской лавре. Святые из мирян между ними. Задача очерка. Св. князь Владимир и его ближайшие потомки. Святые в роде Владимира Мономаха . Святые в роде Всеволода. Святые из других княжеских родов. Родственные связи между святыми из князей. Святые из бояр. Святые из простой среды. Почему мало святых мирян из простого рода. Жизнь свв. Давида и Ефросинии Муромских. Жизнь св. Феодора Смоленско-Ярославского. Жизнь прав. Иулиании Лазаревской. Характеристика св. Глеба Владимирского. Прав. Иулиания Ольшанская. Жизнь прав. Симеона Верхотурского. Основные черты святых из мирян: глубокая религиозность, жалость к бедствующим, исполнение своего житейского долга. Христианское воспитание детей. Отношение их к имуществу. Бесстрастие и аскетическое настроение их. Покаянное их настроение, по св. Григорию Богослову . Суждение преп. Серафима о спасаемых из мирян. Нравственное достоинство спасаемых мирян, по житию преп. Макария Египетского , как вывод. Спаситель наш Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ). Среди гор и лесов юго-западного края поближе к Червонной Руси есть прекрасный живописный уголок. Это – Почаевская Успенская лавра, которая, подобно Успенской Киевской лавре, всегда в древности, как и ныне, служила ярким выражением и твердым оплотом для наших родных православно-русских начал. Здесь на вершине горы высится великолепный соборный храм, а внутри горы находится пещера с мощами преп. Иова Железо. С горы внутрь этой пещеры ведет длинная галерея, со стен которой ныне глядят священные лики всех прославленных Господом угодников и угодниц Божиих нашей отечественной церкви. Здесь в точном историческом порядке, в таблицах по векам, можно видеть лики всех русских святых. С благоговейным вниманием рассматривая эти священно-исторические таблицы, мы видим до четырех с половиной сотен священных ликов. Все это лица, которые всю жизнь свою стремились к горнему Иерусалиму и, по ясному удостоверению знамений Божиих, вошли в покой Божий, обрели «мир и радость о Дусе Святе» ( Рим. 14:17 ). Здесь в блестящих церковных одеждах мы видим прославленных святителей Божиих, в черных ризах мы видим великий сонм иноков, а также инокинь и всяких подвижников, в разных мирских одеждах видим мужей, жен и малолетних всякого звания. Святых иноков между ними видится больше, чем святых всех иных званий.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В настоящий день, в заключение всех великих праздников – Светлого Воскресения Христова, преславного Вознесения Его на Небо и ниспослания от Отца Святаго Духа на Апостолов, Святая Церковь торжественно совершает память всех святых, от века благоугодивших Богу и прославленных Богом, уже торжествующих на Небе великую победу Победителя смерти и ада, нашего Спасителя. Это – благословенный плод страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это – благодатные плоды пришествия Всесвятаго Духа Божия и пребывания Его в Церкви Христовой. Это – первенцы искупленного Кровью Христовой и обновленного благодатью Духа Божия человечества, приведенные Богу Отцу Иисусом Христом. Так как сегодня Церковь прославляет добродетели, творит память всех святых, которые просияли на востоке, западе, севере и юге, начиная от самого создания мира до настоящего времени, которых и сосчитать всех нельзя, ибо и имена многих из них неизвестны, то и установлено праздновать память их всех вместе, чтобы они, соединенные между собой добродетелями, не разделены были и торжеством. Поэтому ныне мы празднуем память древнейших Патриархов – праотцев, которые, веруя Божественным обетованиям о Пришествии в мир Искупителя, жили этой верой, пребывая на земле яко страннии и пришельцы ( Евр. 11:13 ). Творим память ревностных Пророков, которые, предвозвещая Пришествие Христово, обличали пороки и нечестия народа своего, побуждали его приготовить себя покаянием к сретению грядущего Господа, грозили судом и казнями нераскаянным, за что и терпели поношения, гонения и страдания от своих единоплеменников. Творим память святых и славных Апостолов, которые, оставив все, последовали за Христом и среди искушений, гонений и страданий проповедовали в мире Евангелие Христово, которые, просветив и облагодетельствовав весь мир своей проповедью, сами терпели скорби и лишения, болезни и страдания, мучения и смерть. Празднуем память непобедимых мучеников, которые за исповедание имени Христова терпели многообразные страдания, муки и казни.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

84. Слово в Неделю Всех святых 213 «Всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит» ( Мф. 19, 29 ). Не без чувства смущения, братие, приступаю я ныне к слову: не оставив мира и вращаясь среди него не телом только, но умом и сердцем, как могу я говорить слово назидания вам, оставившим мир и удалившимся от него в пустыню? Как могу изъяснить вам великую заповедь Господа о том, что хотящие следовать за Ним должны оставить все ради имени Его? Но, уповая на благословение и молитвы святых, дерзаю сказать слово, чтобы совершить вверенное мне «служение слова», каковое составляет мою обязанность. Установив после праздника Пятидесятницы праздник в честь всех святых, святая Церковь хочет наглядно показать, сколь могущественны действия Духа Святого в душах людей и как воистину сторицею восприяли все подвизавшиеся для Бога святые. Приведши нам сначала на память сошествие Святого Духа на апостолов, чрез которых сообщены были дарования Духа Святого всем верующим, святая Церковь представляет опытное как бы свидетельство того, сколь многих людей возвел Дух Святой «в меру... возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ), сколь разнообразные возрастил Он плоды духовные во множестве святых. Одни, апостолы, распространили учение Христово до концов земли, другие мученическою смертью запечатлели преданность свою Христу, третьи в наибольшей полноте воплотили в себе образ и подобие Божие, по которому создан был человек в начале. Подобное разнообразие дарований духовных устроено с тою целью, чтобы было более взаимного общения в членах Тела Христова, то есть Церкви, чтобы была между ними как бы равномерность ( 1Кор. 12, 12–26 ), чтобы каждый, не имеющий какого-либо дарования или имеющий его только отчасти, нуждался в содействии другого, имеющего, чтобы дарование каждого служило на общую пользу. Только Господь Иисус, получивший от Отца Своего «Духа... не мерою» ( Ин. 3, 34 ), в равной степени имел все дарования, прочие же получили в различной степени, так чтобы имеющий какие-либо дарования не превозносился, зная, что у других есть еще иные дарования, а не имеющий некоторых дарований не приходил в уныние, зная, что обладает дарованиями, каких лишены иные. Кроме того, хотя и различны дарования Духа в святых, однако обыкновенно святые, обладая некоторыми дарованиями в полноте, не лишены были и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010