333 Выбор богородична во 2-м приложении определяется не только гласом, но и днем седмицы, в который совершается данное богослужение. При этом на «Господи воззвах...» и на стиховне вечерни на «И ныне» поются богородичны, обозначенные «в неделю вечера»; " в понедельник вечера» и т. д., а на «Хвалите...» и на стиховне утрени в те же дни поются другие богородичны, которые обозначены «в понедельник утра», «во вторник утра» и т. д. 334 В некоторые дни (например, 6 ноября, 11 ноября и др.) Устав назначает петь после стихир Октоиха (то есть перед стихирой «Славы») еще одну (очень редко – 2) стихиру святому с ее особым припевом. 335 Экзапостиларий Октоиха и его богородичен находятся в той части приложения Октоиха, которая озаглавлена " Экзапостиларии седмичнии». 336 Иногда после стихир Октоиха перед стихирой «Славы» добавляются стихиры святому из Минеи с их припевами (см., например, 1 ноября, 17 декабря и др.). 337 В некоторые дни после стихир Октоиха перед стихирой «Славы» по Уставу поется стихира святого с ее припевом (например, 2 ноября, 11 ноября, 22 января и др.). 338 При соединении отдельных служб 2-м непразднуемым святым на «И ныне» можно прочитать любой из 2-х богородичных: или из службы первому святому, или из службы второму святому). 339 В некоторые дни сразу после стихир Октоиха перед стихирой «Славы» по Уставу поется стихира святого с ее припевом (например, 2 ноября, 3 ноября,11 ноября и т.д.) 340 Следует отметить, что это единственный признак «шестеричности» службы данным святым. Во всем остальном эти службы совпадают со службой двум малым святым в седмичный день. 341 Исключение составляет служба святому апостолу Тимофею (22 января), которому Устав назначает петь Блаженны 342 Дело в том, что 2-я и 3-я стиховные стихиры Октоиха – заупокойные, и они поются лишь в том случае, если совершается заупокойная служба. Если . же совершается служба с пением «Бог Господь...» на утрени, то следует петь или все 3 стихиры на «Господи воззвах...», или можно спеть 1-ю стиховную стихиру и 2 стихиры на «Господи воззвах...».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Колокола в церковном Уставе и богослужебных книгах обозначаются словами: било, клепало, кампань, тяжкая, звоны. Некоторые из этих наименований сохранились в богослужебных книгах с того времени, когда колокола еще не были введены в употребление в христианской Церкви (до VIII века) и верные призывались к богослужению посредством деревянной или металлической доски, в которую ударяли (клепали) молотом или палкою. Эта доска и разумеется в Уставе под именами била, клепала, древа или просто под именем «великое». Ныне, когда доски заменены колоколами, сказанное в Уставе о биле, клепале, древе должно применять к колоколам. Собственно же колокола в Типиконе чаще всего обозначаются словами: 1) «кампан» (campana) – от названия римской провинции Кампании, где из ее меди были отлиты первые колокола; 2) «тяжкая» – от тяжких, сильных звуков колоколов; 3) «звоны» – от звучности колоколов. При церквах обыкновенно бывают несколько колоколов, и они различаются между собою своею величиною, силою звука. Не во всех храмах, но в очень многих различаются следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный, или будничный; 5) пятый, или малый, колокол. При этом бывает несколько маленьких (зазвонных) колоколов различной величины. Самый звон в колокола бывает неодинаков. Звон соответствует службе. Иной звон бывает при службе праздничной, иной – при будничной, иной – при великопостной, иной – при некоторой заупокойной службе. Главным образом различаются два рода звона: благовест и собственно звон . Благовестом называется тот звон, при котором ударяют в один колокол или и в несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно в каждый колокол, в последнем случае благовест называют «перезвоном» и «перебором» . Собственно, звоном называется тот звон, при котором ударяют в два и более колоколов вместе. Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется тризвоном , или трезвоном . Благовест в продолжение дня бывает три раза к общественному богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. Ибо хотя в Православной Церкви считается девять вседневных служб общественного богослужения (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3 и 6 часы, литургия, 9 час), но в приходских церквах в большую часть года они совершаются по три вместе, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После X в. древняя иерусалимская традиция прекратила существование, даже в Иерусалиме службы стали совершаться согласно к-польской послеиконоборческой монастырской практике. Но наиболее яркие черты древнего воскресного богослужения Иерусалима - вставка праздничного последования с чтением Евангелия предстоятелем (а не диаконом) в цикл суточных служб, чередование на этой службе неск. воскресных евангельских зачал от В. к В., смена гласа песнопений каждое В.- перешли в монастырское богослужение К-поля не позднее иконоборческого времени. Благодаря утверждению послеиконоборческой к-польской монастырской традиции повсюду в правосл. Церкви в X-XIII вв. они сохраняются в правосл. богослужении до наст. времени. В соборном богослужении К-поля IX-XII вв. В соборном богослужении К-поля IX-XII вв., отраженном в Типиконе Великой церкви , воскресное богослужение несильно отличалось от вседневного (см. ст. Песненное последование ) в сопоставлении с древней иерусалимской традицией. Состав служб суточного круга и их порядок по В. не менялись по сравнению с др. днями недели (хотя, вероятно, после вечерни в субботу была паннихис ). На вечерне в качестве 1-го изменяемого антифона пели Пс 1 и 2 - тем самым с В. начинался новый цикл стихословия Псалтири. На утрене вместо изменяемых антифонов пели непорочны (Пс 118) на 3 статии, а после великого славословия , тропаря и прокимна читали утреннее воскресное Евангелие. По крайней мере с IX в. в К-поле использовалась система из 11 утренних воскресных Евангелий, образовавшаяся, видимо, под влиянием цикла евангельских чтений Светлой седмицы древнего иерусалимского богослужения ( Janeras. 1986). Из гимнографических текстов воскресной службы в Типиконе Великой ц. упоминаются только 3 тропаря: исполняемый со стихами Пс 140 вечерни и называемый κεκραγριον (от [Κριε,] κκραξα - [Господи,] воззвах); исполняемый со стихами Пс 50 утрени и называемый πεντηκοστριον (от πεντηκοστς - 50-й); исполняемый после великого славословия утрени. Тексты первых 2 тропарей в Типиконе Великой ц. не приводятся; 3-м были попеременно (по нечетным и четным В.) тропари Σμερον σωτηρα τ κσμ γγονεν (        ) и Αναστς κ το μνματος (      ). В певческих Псалтирях XV в. (Athen. Gr. 2061 и 2062), отражающих более позднюю, чем Типикон Великой ц., стадию развития к-польского песненного последования, в качестве κεκραγριον указан тропарь «Спасительное [или живоносное] Твое возстание, Господи, славим»; в качестве πεντηκοστριον - песнопение текущего гласа ( Арранц. С. 281, 283). Т. о., гимнографические тексты воскресной службы, согласно Типикону Великой ц., еще не подчинены системе чередования 8 гласов.

http://pravenc.ru/text/155336.html

Праздничные антифоны . Праздничные антифоны поются на литургии в двунадесятые Господские праздники. Они составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются с особыми припевами: к каждому стиху 1го антифона поется «Мо­литвами Богородицы, Спасе, спаси нас», припев 2го антифона особый у каждого праздника («Спаси ны, Сыне Божий… < изменяемая часть в зависимости от праздника > поющия Ти: Аллилуиа» 1 ). Для 3го антифона припевом служит тропарь данного праздника. Находятся праздничные антифоны в Апостоле и последованиях служб соответствующих праздников в Минее и Триоди. Вседневные антифоны очень похожи по своей структуре на праздничные, что закономерно, так как антифоны такого типа использовались в кафедральном богослужении Константинополя и они в полной мере соответствуют древнейшему жанру антифона.  Вседневные антифоны — псалмы 91, 92, 94 с припевами (соответственно «Мо­литвами Богородицы, Спасе, спаси нас», «Мо­литвами святых Твоих, Спасе, спаси нас» и «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: Аллилуия»). В Константинополе они пелись регулярно, у нас же они поются редко (только в седмичные дни в случае святых без знака). Эти антифоны находятся в Ирмологии и Апостоле. Изобразительные антифоны – в настоящее время основной (самый частый) тип антифонов на литургии. Это Псалмы 102, 145 и Заповеди блаженства. Они не являются антифонами в классическом смысле, так как поются без рефрена. Эти антифоны перешли к нам из чина изобразительных, который использовался в монастырском богослужении Константинополя. 2. Антифоны вечерни. В первую очередь этот термин применяется к 1й кафисме, которая поется целиком в воскресные дни и в формате только 1го антифона (то есть первой «Славы») на праздничных богослужениях в седмичные дни. «Блажен муж…» в полной мере соответствует древнему константинопольскому антифону, так как имеет все необходимые атрибуты: поется с припевом «Аллилуиа», имеет «Слава» и «И ныне» в конце. Также антифонами именуют части кафисмы, читаемой на литургии Преждеосвященных Даров (хотя эта кафисма не поется).

http://azbyka.ru/antyfon

1-й час читается без кафизмы. Постный тропарь: Заутра услыши... со стихами, надобно читать, как в среду Сырной седм., а не петь. По трисвятом кондак; Душе моя... Прочие часы читаются также с постными тропарями, но также и без пения. Кафизмы на них полагаются, но читать их надобно поскору труда ради бденного и без пения, установленного на каждом антифоне кафизмы. Поклоны не полагаются. По трисвятом кондак: Душе моя, душе моя... Блаженны поскору и без пения; по трисвятом кондак: Душе моя, душе моя... Изобразительны надобно оканчивать таким образом: после кондака – Господи, помилуй 40. Молитва: Всесвятая Троице... Премудрость. Достойно есть... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим.., Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне; Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст (ср. устав о службе в Великие четверток и субб.) 704 . В этот день совершается литургия преждеосвященных даров. На вечерни, предшествующей сей литургии, 12-я кафизма. Глава 21. О богослужении постных дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи (11 и 12 мр. гл. 24 февр., Типик., л. 190 на обор. и 192) Вечерня накануне праздника, случившегося в понедельник 2, 3 и 4 седмиц. Вечерня накануне праздника, случившегося во вторник, среду и пяток 2 и 3 седмиц, а также и четверток 2 и 3 седм., если в среду почему-либо не совершается литургия преждеосвящен. даров. Вечерня накануне праздника, случившегося в четверток 2 и 3 седм., если в среду совершается литургия преждеосвящен. даров. Вечером после 9 часа поется вседневная вечерня в следующем порядке: После молитвословий из последования изобразительных, отправлен ных по великопостному уставу, и именно после молитв: Господи и Вла дыко... и Боже, очисти мя грешнаго, сопровождаемых 16 поклонами, без начального возгласа (Благословен Бог) поется вечерня в следующем порядке: После молитвословий изобразительных, отправленных по вели копостному уставу, и именно после: Господи и Владыко... и Боже, очисти мя грешнаго, сопровождаемых 16 поклонами, трисвятаго, Пресвятая Троице..., Отче наш… с возгласом, Господи, помилуй 12 и и Всесвятая Троице..., без отпуста, поется вечерня в соединение с литургией преждеосвященных даров. Примеч. Если часы с изобразительными отправлены во храме (а не притворе) и вслед за ними тотчас начинается вечерня с литургией преждеосвященных даров, то после изобразительных с точки зрения Типикона отпуста не должно быть. Он действительно и не показан в 12 мр. гл. 24 февр., Тип., л. 192.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

12 мр. гл. 26 марта). 655 В 12 мрк. гл. сказано: кондак дне. Слава, и ныне праздника. Под кондаком дне здесь разумеется кондак Триоди: см. послед. св. и Вел. понедельника, Тип., л. 336. 656 О молитвословиях: „Слава, и ныне, Честнейшую херувим.... Именем Господним благослови, отче, и Боже, ущодри ны“...в последовании изобразительных Типикон не упоминает только тогда, когда говорит о богослужении тех дней, в которые не назначает поклонов (Тип., л. 132 на обор. 213, 214 на обор., 339 на обор., 343 на обор., и 350 на обор.). На часах же и при поклонах и без поклонов всегда указывает на них. 657 Вседневная вечерня, отправляемая в понедельник, вторник и четверток св. Четыредесятницы, равно как вечерня среды и пятка Сырной седмицы, не имеют начального возгласа: Благословен Бог... (см. последование понедельника 1-й седм. Вел. поста и последование Сырной среды). 658 В 49 гл. Типикона не говорится ни об облачении священника, ни об отверзтии царских врат; но на основании тех предписаний Типикона, которые нам известны из предыдущего, священник должен быть в епитрахили (без фелони), а завеса царских врат должна быть отверзта от начала до конца вечерни. 659 В последовании понедельника 1 седмицы Вел. поста (Тип., гл. 49, не сказано что иерей произносит вел. ектению; но это само собою разумеется, судя, напр., по тому, что в нем говорится о вседневной вечерни, поемой не во дни Велик. поста, или же о вечерни, отправляемой в недели (накануне понедельников) св. Четыредесятницы. По изданию Киево-печ. лавры диакон не принимает никакого участия в отправлении богослужения на вседневных вечернях, как той, которая поется не во дни Вел. поста, так и той, которая отправляется в понед., вторн. и четверт. Вел. поста. Следовательно, по этому изд. великую ектению на сей вечерни произносит священник. Но по московскому изд. Служб на каждый день 1-я седм. св. Четыред. её произносит диакон (л. 65 на обор.). 660 В 49 гл. Типикона об этой ектении умолчено, но она произносится на основании указаний 9 гл. В особ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Особых глав о храмовом богослужении дванадесятых праздников, господских и богородичных, в Типиконе нет. Оно отправляется одинаково во всех храмах и именно так, как показано в 48 гл.; а если и бывает какая-нибудь особенность, то она указывается в той же 48 гл.; так, напр., в 11 мр. благовещ. главе, Тип., л. 209, сказано, что в праздник Благовещения, случившийся в неделю Ваий, «на литургии за Достойно ирмос Ваий: Бог Господь и явися нам...; аще же храм Благовещения, поем за Достойно ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту». Отдел IV дополнительный Глава 32. О вечерних стихирах на Господи, воззвах Стихиры на Господи, воззвах назначаются иногда на 4, иногда на 6, иногда на 8, иногда на 10. На 4 они назначаются иа малой вечерни, на 6 на вседневной вечерни накануне дней святых малых, шестеричных и с славословием, на 8 на великой вечерни накануне дней святых, имеющих бдение или полиелей 331 , господских и богородичных праздников, на 10 на великой вечерни накануне воскресных дней и на вечерни, предшествующей литургии преждеосв. даров. Один раз в году, и именно в праздник Благовещения, когда он случится в постный день св. Четыредесятницы, на вечерни, предшествующей литургии Златоустого, на 11 (Типик., л. 264) 332 ; наконец, также один раз в году, и именно накануне четверга великого канона, на вечерни, предшествующей литургии преждеосвященных даров, на 624=30 (Тип., л. 328). Положенная цифра составляется из песнопений, поемых вместе с припевами; но в этот счет не входят песнопения, назначенные одно на Славу, другое на И ныне, а иногда на Славу и И ныне вместе. Случается, что иногда в богослужебных книгах песнопений по счету недостает до того числа, которое назначено. В таком случае наличные повторяются: повторяется именно первое, а по мере надобности и другие. Указание на повторение одной и той же стихиры находится, напр., в последовании Типикона на 5 неделю Великого поста, где сказано: «на Господи, воззвах поставим стихов 10, и поем Осмогласника стихиры 3 и восточны 3 и преподобныя (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Второзаконие же, напротив, из всех праздников, предписанных в предшествующих книгах, упоминает только о трех главнейших: Пасхе, празднике седмиц и празднике кущей и не дает нигде подробного описания вседневного и праздничного богослужения и соединенных с тем и другим жертвоприношений. Кроме того, в противоположность с предшествующими книгами, Второзаконие в разных местах с особенной настойчивостью проводить мысль о единстве места богослужения. Насколько существенное значение имеют указанные различия при решении вопроса о времени происхождения Второзакония, можно видеть из того, что одни из ученых, на основании их, доказывают позднейшее происхождение Второзакония, сравнительно с другими книгами; другие, напротив, находят в них ясное свидетельство позднейшего происхождения прочих книг. Однако, эти различия сохраняют свою полную силу по отношению к общепринятому взгляду на Пятикнижие, как на единое и нераздельное законодательство Моисеево, предназначенное для общенародного богослужебного употребления. Особенности Второзакония обыкновенно объясняют преклонным возрастом Моисея, историческими обстоятельствами, предшествовавшими вступлению Евреев в землю Обетованную и пр. Но эти объяснения пригодны лишь для некоторых частностей, в общем же не совсем удовлетворительны, потому что между написанием Второзакония и прочих книг, особенно книги Чисел, прошло всего несколько месяцев, и конец книги Чисел хронологически почти совпадает с произнесением речей Второзакония. Все недоумения, возбуждаемые различиями двух законодательств, и возражения, на них основанные, устраняются, если мы припомним те результаты, к которым мы пришли ранее относительно Второзакония. Эта книга, по мысли Моисея, должна была составлять и составляла, согласно всей последующей истории, отдельный от других книг Пятикнижия официальный религиозно-юридический кодекс Израиля, который служил руководством царям и правителям и предлагался для публичного чтения перед всем народом в богослужебных собраниях. Прочие книги были вверены на хранение левитам для руководства при богослужебной практике и, по своему содержанию, не были приспособлены к общественному употреблению. Отсюда понятно, для какой цели служило повторение закона, сделанное на основании предшествующих книг, почему Второзаконие отличается преимущественно увещательным характером и обращает особенное внимание на общие требования нравственного долга, почему не входит в подробности относительно культа и Иерархического устройства и пр. Поэтому мы считаем излишним входить в подробный разбор указанных различий. Что же касается закона о царе, то ранее мы уже имели случай воспользоваться им для доказательства подлинности Второзакония 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

По способу звона колокола разделялись на «очапные» и «язычные». В большие и средние колокола звонили, раскачивая колокол с помощью очапа – шеста, на конце которого укреплена веревка. При звоне в малые колокола в движение приводился язык колокола. С середины XVII века раскачивание языка, ударяющего в один или в оба края колокола, становится преобладающим и характерным признаком русского колокольного звона. Уставные названия указывают на богослужебное назначение колоколов и устанавливают иерархическую зависимость между величиной колокола и его богослужебным назначением: Вседневный (будничный), Славословный (когда поется Великое Славословие), Полиелейный (на службе с полиелеем), Воскресный (благовест в воскресенье), Праздничный (в двунадесятые праздники и особо торжественные дни). Различают несколько уставных разновидностей звона: благовест, перезвон, трезвон, красный звон. Благовест – звон в один колокол. При благовесте (в Уставе – клепать, знаменать, ударять) ритмически чередуются удары в оба края колокола. Перезвон – поочередные удары в два маленьких колокола или перебор разных по высоте колоколов, завершаемый ударом в большой колокол. Трезвон – звон в несколько колоколов в три приема. «Ударяют во вся кампаны и клеплют довольно трезвоны» – указывает Устав в исследовании Пасхальной утрени. Уставные разновидности звона используются в различных чинопоследованиях и в определенные моменты богослужения. Благовест слышен перед началом всякого богослужения. В праздничные дни он завершается трезвоном. Перед шестопсалмием, чтением Евангелия, перед началом и по окончании литургии положен трезвон. На всенощной перед 9-й песней канона, когда поют «Честнейшую...», принято звонить 9 ударов в один колокол. При совершении литургии во время пения «Достойно и праведно есть» звоном в один колокол (12 ударов) возвещается о принесении Даров. В Великий пост звон к утрени, литургии Преждеосвященных производится в один колокол (12 ударов). К часам ударяют в два небольших колокола поочередно и затем – в оба вместе. В Великий Четверг Страстной седмицы на последовании святых Страстей перед каждым Евангельским чтением ударяют в колокол. В Великую Пятницу вынос плащаницы сопровождается медленным перезвоном всех колоколов. Погребальный перезвон раздается и при выносе св. Креста и погребении священника, когда гроб с телом умершего обносится вокруг храма. О кончине священника или монаха оповещают двенадцатью редкими ударами в один колокол. Чин выноса св. Креста, плащаницы, водоосвящения, чтения 12 Евангелий в Великий Четверг завершается трезвоном.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

М.С. Красовицкая Лекция 4. Богослужебные книги Рассмотрим книги Священного Писания , которые употребляются за богослужением: Евангелие, Апостол, Псалтирь. Богослужебное Евангелие имеет свои отличия в организации текста от того Евангелия, которое мы читаем дома. В богослужебном Евангелии текст разделен на «зачала», т.е. отрывки, по которым Евангелие читается на богослужении. Кроме того, в нем указаны начала фраз, которые мы слышим за богослужением, но никогда не находим в тексте Евангелия: «Во время оно...» или «Рече Господь...» и т.д. В конце богослужебного Евангелия помещен указатель чтений на каждый день года (каждая богослужебная книга имеет свое «ядро», основу своего содержания, и более или менее многочисленные приложения, которые включены в нее для удобства пользования; порой приложения могут быть одинаковыми у разных книг). Апостол содержит Деяния апостольские и послания. Эта книга заключает в себе также прокимны и аллилуиарии, т. к. это очень удобно: чтец или диакон выходит, возглашает прокимен, читает Апостол, а затем произносит стихи, которые называются аллилуиариями. Есть в Апостоле праздничные и вседневные антифоны, а также указатель чтений по дням года. Псалтирь богослужебная разделена на 20 кафизм, каждая из которых делится на три «славы» или три антифона. Невозможно не упомянуть Псалтирь следованную или, по-другому, Псалтирь с восследованием. По своему содержанию это не монолитная книга, а некий богослужебный сборник. Следованная Псалтирь включает псалмы, некоторые главы Типикона и чинопоследования, которые составляют содержание Часослова. Кроме того, в ней находятся каноны и последования, обычно входящие в молитвослов. Есть и месяцеслов: в полном виде он является частью Типикона, а в Псалтири следованной существует в очень урезанном виде: на каждый день указан тропарь и кондак, а также знак праздника. Ради сохранения иерархии мы должны упомянуть сначала те книги, которыми пользуются священнослужители. Первая книга – Служебник (греч. «Ieratikon). Название, естественно, от слова «служба».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010