36) На литургиях, отправляемых с вечернею, вход хотя и бывает с Евангелием, но всё делается как на вечерне, а молитвы антифонные и входная литургийная опускаются (Ц.В. 1890, 11). См. ниже, 41 прим. – Понятно почему не в слух, а тайно должно читать молитвы, составляющие чин освящения св. Даров в литургии верных: этой тайны требует от служителей алтаря самое содержание этих молитв, высокое и таинственное, – и справедливое опасение, что чтению их во всеуслышание не все из предстоящих могли бы внимать с надлежащим благоговением, а другие, пожалуй, запомнив слышанное, сделали бы из того легкомысленное употребление вне храма. Император Юстиниан в начале VI века издал было указ, чтобы все епископы и пресвитеры не в молчании, а с возглашением, во услышание православного народа, совершали Божественное возношение (Новел. 137, гл. 6); Но последствия показали, как не пригоден был такой указ: Случилось, что некоторые дети играя в поле, повторили слышанный ими чин Евхаристии, – и огнь, упавший с неба, истребил предложенное на камне и самый камень, так что не осталось и следа того и другого (И. Мосх, Лимонарь, гл. 196). Таким образом, тайное чтение священником евхаристических молитв, вероятно, имеет целью предотвратить подобные случаи. Но священник читает тайно, не вслух, и такие молитвы, в коих нет ничего таинственного, каковы молитвы в литургии оглашенных. Основанием этому, вероятно, могло послужить понятие о лице священника, как посредника между Богом и людьми, которому свойственно молиться не с ними только вместе, а и за них, который имеет преимущественный доступ к Богу, и потому, по подобию приближённых к земному царю, пользующихся особым его доверием, может отдельно от прочих и тайно приносить Богу свои моления. Помимо того, некоторые молитвы потому тайно читаются священником, что в них он молится об одном себе. (Рук. д.с.п. 1893, 39; сн. Ц.Вед. 1906, 38, 2610 стр., 1907, 38, 1635 стр.). 37) Вседневные антифоны помещены в Ирмологионе и в конце Апостола; они поются в те (будничные) дни, когда в Уставе на ряду не указывается пение песней канона на «Блаженны» (Уст., 21 гл.); в практике вместо них поются антифоны изобразительные, но эта замена ничем не может быть оправдана; должно следовать Уставу, и в те дни, когда Уставом положены антифоны вседневные, петь эти последние.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Уже из одного перечня этих статей видно, что студийское изложение далеко не охватывает всего состава суточных служб, но занимается главным образом дисциплинарною стороною дела и дает указания на способ пения. Мы не имеем здесь и того материала, который дают иерусалимские типики в общей части, а, скорее, какую-то выборку из нее, которая своими пробелами и перерывами дает косвенное указание на существование подробных систематических записей вседневной службы в роде того, что мы называем часословом. Изчезновение их не было делом простой случайности, чем-то в роде бесследной пропажи от дурного хранения: подобное явление на глазах сравнительно недалекого времени было бы невозможно, если бы дело не объяснялось проще из сходства между студийским и иерусалимским уставом в постановке и ведении суточной службы. Последний легко воспринимал и ассимилировал особенности первого, а что не могло слиться с ним, отпадало само собою и осталось надолго памятником борьбы, некогда происходившей между этими порядками. Стоит только сравнить правила службы по месяцеслову и триоди в студийских уставах с тем, что известно на этот счет из иерусалимских, чтобы убедиться, что мы и там, и здесь имеем в существе дела один литургический порядок, ту же последовательность обрядовых действий, ту же терминологию и группировку служебного материала. Разности сводятся к более или менее значительным деталям службы, к дисциплинарным порядкам, принятым здесь и там, и что само собою понятно – к разностям изложения. Даже и эти последния не так велики, как можно было бы думать, исходя из мысли о двух особых строях служебной практики. В триоди и месяцеслове есть много мест сходных и по изложению, а это показывает, что оба устава имели в основе общую запись и руководились тождественным источником. В конце XI века, когда жил и писал Никон, общего между этими уставами было так много, что он при самом старательном изучении дела, мог набрать три-четыре более крупных особенностей, да подметил несколько деталей в ходе вседневной службы, с пунктуальною точностию занесши все это в первое слово своего тактикона. Можно, разумеется, не соглашаться с Никоном в бедности его выводов относительно уставов и с его характеристикою их взаимного отношения: основываясь на сохранившихся записях можно настаивать на более резкой демаркационной черте, как и увидим дальше в строе суточной службы, но в общем его заключение совершенно верно, и представлять себе эти два типика за выражение двух особых, резко отличных строев службы, – было бы несогласно с фактическою стороною дела и шло наперекор наличным данным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

632 Кроме того, пред Слава тебе, Христе Боже... не неуместно возглашать: Премудрость, и петь Честнейшую херувим... (см. книгу молебных пений); но можно и прямо говорить: „Слава тебе, Христе“... и т. д., (ср. сказанное выше об отпусте вечерни во вторн. Сырн. седм.). 633 В понед. 1-й и Страст. седмиц Вел. поста служба храма не поется, но переносится в первом случае на нед. Сыроп. (хр. гл. 30, Тип., л. 317 на об.), а во втором случае на неделю Ваий (храм. гл. 45, Тип., л. 424). 635 При изображении порядка и содержания вседневной полунощницы во св. Четыредесятницу, 49 гл. Типикона после молитвы: Владыко Боже Отче Вседержителю..., не указывает тех двух молитв (1. Господи Вседержителю…, и 2) Тя благословим...), о которых в Часослове замечено, что они глаголются от 22 сентября до недели Ваий. В этой гл. говорится именно так: „таже молитву: Владыко Боже Отче Вседерж... Посем: Приидите поклонимся; 3 поклоны; Возведох очи мои“... Но так как 49 гл. Тип. содержит в себе только сокращенное изображение порядка вседневной полунощницы то нет основания опускать эи молитвы во дни св. Четыредесятницы. 638 Разумеются стихиры святых, положенные на Господи, возвах (см., напр., 7 февр., где имеются стихиры святителя и особо преподобного). Первые поются в вечерних стихирах на Господи, воззвах, а вторые в утренних хвалитн. стихирах. В Типиконе о стихирах святаго на хвалитех замечено: „аще есть“. Эта оговорка сделана потому, что иногда при двух святых нет отдельных стихир каждому, напр. 3 февр. есть одни только стихиры святаго (Симеона), но нет иных стихир (Анны Пророчицы). В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1 часе после богородична (Что тя наречем...) из алтаря (обыкновенно чрез царские двери) выходит священник и „крестообразно от четырех стран кадит“ лежащий на аналое крест; поется: Кресту твоему поклоняемся... (вместо Стопы моя направи...), также стихиры кресту: Приидите, вернии..., и совершается обряд поклонения кресту. То же самое бывает и в пяток Крестопокл. седмицы, только не на 1 часе, а „по отпусте часов“ (Тип., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Приложение 4-е используется только в седмичные дни на вседневной службе в случае шестеричного святого или без знака в Уставе. Здесь также, как и в 3-м приложении, даются Богородичны, которые поются после тропарей. По своему построению 4-е приложение аналогично 2-му приложению (и то и другое используются на вседневной службе), так как здесь выбор Богородична также определяется не только гласом, но и днем седмицы. На каждом гласе здесь находятся 12 Богородичных, по два для каждого из шести дней седмицы. Однако необходимо отметить, что почти во всех гласах в четверг, пятницу и субботу поются те же Богородичны, которые полагаются в первые три дня седмицы; в этом случае даются только начальные слова Богородична, а его полный текст следует искать ранее. Первый из двух Богородичных любого седмичного дня, обозначенный, например, «в неделю вечера и в понедельник на Бог Господь», поется два раза: на вечерне по «Ныне отпущаеши…» и на утрене по «Бог Господь…». Другой Богородичен, обозначенный «в конец утрени», поется один раз, только на утрене по «Благо есть…». Таким образом, в 4-м приложении найти необходимый Богородичен можно в три этапа: сначала определяем глас Богородична (он соответствует гласу тропаря) и находим его в приложении, затем находим день седмицы и далее выбираем Богородичен в зависимости от места его исполнения за богослужением. Обратимся к примеру. Допустим, мы совершаем память святого мученика Каллистрата (27 сентября) в четверг. Тропарь здесь 4-го гласа, и потому на вечерне по «Ныне отпущаеши…» и на утрене по «Бог Господь…» мы будем петь на «Слава, и ныне» Богородичен «Слово Отчее, Христа Бога нашего…». В конце же утрени по «Благо есть…» будем петь «Яко всех еси творений Вышшая…», причем так как в приложении в четверг указаны только начальные слова этого Богородична, то его полный текст следует взять выше, из понедельника. §7. Октоих Октоих – богослужебная книга, содержащая изменяемые песнопения седмичного круга богослужения. Само название «Октóих» – греческий термин, переводимый на славянский язык словом «осмогласник» (οκτ – «восемь», χος – «глас»). Таким образом, Октоих содержит песнопения всех восьми гласов на каждый день седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры святого на 6 (если в Минее всего 3 стихи­ры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется Крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется Крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого. §3.2.3. В случае двух святых Устав такой службы находится в 10-й уставной гла­ве Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типико­на) в последованиях служб двум святым без знака (2 сентября, 3 сентября и так далее). Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого – 3; «Слава»: стихира первого святого (редко – стихира второго святого, см. 22 сентября); «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядовой Крестобогородичен Минеи. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами вечер­ни («К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...»). Затем возможны два варианта: – если в Минее нет стихиры на «Слава», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее содержится стихира на «Слава», то порядок исполнения будет следующим: «Слава»: стихира святого (первого или второго); «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы», а накануне среды или пятницы – Крестобогородичен Минеи на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь первого святого; «Слава»: тропарь второго святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря второго святого. §3.2.4. В случае одного святого (шестеричного или малого) в субботу

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– стихиры на стиховне (на вечерне и утрене) поются только по Триоди (как и на вседневной службе); стихиры великой вечерни святого опускаются (остается только «славник»); – седален Триоди читается по 1-й кафисме (без малой ектении), тогда как по 2-й кафисме произносится малая ектения и вычитываются оба седальна святому; – канон : а) в тех песнях, где нет трипеснца – Богородице на 6 и святого на 8, катавасия – рядовая по Уставу (т.е. здесь канон поется по стандартному чину); б) где есть трипеснец – святого на 6 и оба трипеснца на 8, катавасия Триоди (2-я песнь во вторник, разумеется, совершается только по Триоди); – великое славословие не поется и утреня завершается по вседневному чину: славословие читается, сугубая ектения произносится в конце, отпуст бывает после 1-го часа. Пожалуй, это – самая заметная особенность в случае полиелея на сырной седмице; можно сказать, что именно в этом наиболее отчетливо ощущается близость надвигающегося Великого поста, в результате чего даже праздники уже совершаются менее торжественно, чем в иные периоды года. Получается, что различие между службами бденному святому и полиелейному на сырной седмице проявляется только в двух аспектах: 1) на вечерне накануне понедельника и вторника сугубая ектения в случае бденного святого произносится сразу после паремий, тогда как в случае полиелейного – перед отпустом (т.е. как на вседневной службе); 2) на литургии различие в пении тропарей и кондаков по входе сохраняется: в храме святого в случае бденного праздника тропарь и кондак храма опускаются, тогда как в случае полиелейного святого – поются. Наконец, еще одна интересная особенность проявляется только в один из рассматриваемых трех дней – если праздник случится в четверг сырной седмицы. В этом случае на вечерне читаются четыре паремии: одна паремия Триоди (разумеется, с сопровождающими ее прокименами) и три паремии святого (эта же особенность проявляется и при совпадении праздника с сырной субботой). Вечерня накануне четверга имеет особое последование (близкое к великопостной вечерне), так как в структурном отношении является заключительным богослужением среды сырной седмицы и совершается на практике утром. Ее особенности будут рассмотрены в следующем параграфе. § 2.3.3. Среда и пятница сырной седмицы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

2) На вторник, среду, четверток (исключая 5-й седмицы – день чтения Великого канона), пяток и субботу (исключая 5-й седмицы – день акафиста) Великой Четыредесятницы. 3) На вторник, среду Страстной седмицы. Посему великое повечерие не совершается: 1) На сырную среду и пяток, если в эти самые дни или накануне их (т. е. во вторник и четверток) случится Сретение (Тип., 2-го февраля), или храмовой праздник (Тип., храм. гл. 28). 2) Великое повечерие не совершается в посту на понедельник, так как канун сего дня есть день праздничный, воскресный. 3) Великого повечерия не бывает накануне того дня, в который читается на 5-й седмице Великого поста канон святого Андрея Критского , т. е. на четверток или на вторник 274 . 4) Не бывает великого повечерия и на, субботу 5-й седмицы Великого поста, субботу акафиста. Великое повечерие в соединении с утренею совершается на праздничные дни, на которые, вместо малой вечерни, отправлялась вечерня вседневная или великая, именно: 1) На Рождество Христово и Богоявление, в какие бы дни седмицы ни случались эти праздники. 2) На дни храмовые, если они бывают: а) в субботу 1-й седмицы Великого поста (Тип., храм. гл. 32) 275 ; б) во вторник, среду, четверток, пяток и субботу 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы (Тип., храм. гл. 35). На день Благовещения, если он случится: а) до Недели ваий – во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., послед. 25 и 26 марта); б) во вторник, среду и четверток Страстной седмицы (Тип., 25 и 26 марта). Малое повечерие читается во все дни не в посту, равно и в пост, в те дни, в которые, как видели, не указано великого повечерия. Есть дни, в которые в храме не положено читать повечерия, а назначено читать его в келии, например: в 5-ю Неделю Великого поста на день чтения Великого канона и на день акафиста (Тип., послед. среды и пятка 5-й седмицы Великого поста). Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются (та или другая, смотря по дню седмицы) на разные праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти праздники совершаемо всенощного бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Начало вечерни сопровождается священнодействиями 318 . На вседневной вечерне (Тип., гл. 9) и на великой, совершаемой не на бдении, а отдельно от утрени, иерей в самом начале отверзает внутреннюю дверь, т. е. завесу (Тип., гл. 7). В отдание Пасхи, как в пасхальную седмицу, открываются Царские врата и, при пении: «Христос воскресе» со стихами, иерей стоит пред престолом с крестом, свечею и кадилом. На вечерне, совершаемой на бдении, открывают Святыя Двери (Тип., гл. 2), т. е. Царские врата и, нри пении псалма: «Благослови, душе моя, Господа». священник предшествуемый диаконом (или параекклисиархом, Тип., гл. 2) со свечою, кадит весь храм. Этими священнодействиями мысль христианина переносится ко времени сотворения мира, к блаженному состоянию прародителей. Каждением изображается сказание Бытописателя, что при творении мира Дух Божий, истинный свет и благоухание во спасаемых, носился над бездною ( Быт.1 ). Отверстыя Царские двери в алтарь знаменуют, что с созданием мира человеку назначено было пребывание в раю. Но непродолжительно было блаженное состояние людей. В знак того, что люди изгнаны были из рая после их грехопадения, затворяются Царские двери после каждепия храма (Тип., гл. 23). После предначинательного псалма, радостное, торжественное богослужение переменяется в скорбное о грехах. Молитвословия, чтения иерея, диакона, пение певцов содержат прошения о том, чего лишились люди по их грехопадении. Иерей на вседневной вечерне и на великой, как совершаемой отдельно от утрени (Тип., гл. 9 и 7), так и на бдении (Тип., гл. 2), при чтении или пении псалма: «Благослови, душе моя. Господа», стоит пред затворенными Царскими вратами и тайно читает светильничные молитвы, изображая Адама, кающегося пред вратами рая. В знак покаяния и смирения священник читает эти молитвы с открытою главою 319 . Молитв светильничных семь 320 . На вечерне пред Литургией Преждеосвященных даров иерей три первые светильничные молитвы читает между ектеньями великой и малой (после предначинательного псалма). 1-я из них есть молитва 1-го антифона, 2-я молитва – 2-го антифона. 3-я молитва – 3-го антифона. И потому на Литургии Преждеосвященных даров, когда поется предначинательный псалом, иерей глаголет светильничные молитвы, сиречь вечерния, с четвертыя эти молитвы: зане три первыя по ектениях глаголются (Служебн., чин преждеосвященной литургии). В богослужебных книгах эти молитвы называются (Служебн. Чиновн., Тип.) светильничными (εχα τοu λυχνικοu ), потому что в них иерей славословит Господа, живущего во свете неприступном, за дарование света вещественного, и просит о просвещении души 321 . Затем и дальнейшая служба вечерни в богослужебных книгах носит название «светильничное» (τ λυχνικν). В Типиконе читаем: вечер во светильничное стихологисусм Блажен муж I-й антифон. ... На Господи воззвах поставим стихов десять и т. д. (Тип. послед. 1 сент. Сн. нослед. вечера в Пасхальную седм.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По «Благо есть...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря 2-го святого, обозначенный «в конец утрени». Отпуст вседневный. На часах На 1-м и 6-м часе: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак 2-го святого. На 3-м и 9-м часе: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак 1-го святого. Литургия «Блаженны» Октоиха на 6. Однако если одному из святых указаны в Типиконе «Блаженны» (очень редко, например, 3 сентября, 22 октября, 22 января), то читаются «Блаженны» на 8: 3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4. В случае двух шестеричных святых «Блаженны» читаются на 8 следующим образом: из 3-й песни канона 1-го святого на 4 и 6-й песни канона 2-го святого на 4 (см. 15 и 18 января). По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), 1-го святого и 2-го святого; кондак 1-го святого, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»); – в храме святого: тропари: дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), 1-го святого и 2-го святого; кондак 1-го святого, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»). Прокимен, Аллилуиа и причастен – святого (если есть) и дня. Апостол и Евангелие – святого (если есть) и рядовые. Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона). Отпуст вседневный. §6.6. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в седмичный день в период пред- или попразднства Устав совершения службы двум святым в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 11 сентября, 23 и 24 ноября, 27 декабря и прочих. Вечерня Кафисма рядовая по Уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– «без знака» (см. 10, 27 сентября и др.). Служба святому, которому положено только 3 стихиры на «Господи, воззвах…» и канон на утрене на 4. §3.2.2. Основная часть Типикона В основной части Типикона содержатся последования и особенности совершения основных служб суточного круга. Приведем перечень всех 60 глав данной части, при этом наиболее значимые и часто используемые главы будем выделять курсивом (учащимся духовных школ и всем священнослужителям необходимо знать содержание выделенных глав). Глава 1 – последование малой вечерни. Глава 2 – последование воскресного всенощного бдения. Эта глава содержит полное и подробное последование всенощного бдения с многочисленными замечаниями, которые необычайно важны. По сути, именно эта глава является источником для совершения любого, не только воскресного всенощного бдения. Вместе с тем в данной главе приводятся особенности воскресной службы в случае святого без знака. Глава 3 – особенности воскресной службы в случае бденного святого. Глава 4 – особенности воскресной службы в случае полиелейного святого. Глава 5 – особенности воскресной службы в случае святого со славословием и святого «на 6». Глава 6 – о том, когда бывают всенощные бдения в течение года. Глава 7 – последование воскресной великой вечерни, полунощницы и утрени, которые совершаются отдельно друг от друга, то есть в тех случаях, когда накануне воскресенья по какой-то причине не совершается бдение. По сути, здесь изложены последования любой великой вечерни и праздничной утрени, совершаемых как в воскресные, так и в седмичные дни в случае полиелейных святых. Глава 8 – о времени начала литургии в различные дни года. Глава 9 – последование вседневной вечерни, полунощницы, утрени и заупокойной литии. Очень важная глава, так как здесь представлено полное последование вседневной службы, которая совершается в седмичные дни в случае святых «на 6» и без знака. Глава 10 – о чтении на утрене толкового Евангелия и других поучений. Глава 11 – о пении канона на утрене в седмичные дни. Здесь говорится о том, как каноны Октоиха соединяются с канонами Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010