Литургия оглашенных На литургии оглашенных воспоминаются события от воплощения Сына Божия до Его страданий, до последних дней Его жизни. Священник начинает литургию прославлением благодатного Царства Святой троицы. Он возглашает: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа» и т.д. Затем на литургии (как в начале утрени и вечерни) следует мирная ектения. В ней просим прежде всего мира, так как без мира не услышится молитва , молим о благосостоянии всего мира и о всех христианах. Священник, прочитав тайно молитву во время ектении мирной, конец ее («Яко подобает Тебе») возглашает после ектении. После великой, иначе мирной, ектении поются антифоны, песнопения, возвещающие главным образом о воплощении Сына Божия, пришедшего на землю даровать мир. Антифоны состоят из трех частей, в честь Святой Троицы. После первого антифона, во время которого священник читает тайно молитву, бывает малая ектения. И после нее священник возгласом славит Господа Бога как Творца и Вседержителя: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа». После второго антифона и тайной молитвы священника также бывает малая ектения. После нее священник славит Господа как Искупителя мира: «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Возгласы после сих ектений суть окончания молитв, читаемых тайно священником. После 3-й части песнопений антифонов бывает вход. После второго антифона всегда поется песнь (на «и ныне») Единородный Сыне, в честь Сына Божия, воплотившегося от святой Богородицы и приснодевы Марии. Эта песнь воспоминает то время, когда глас Бога Отца торжественно свидетельствовал на Иордане о Сыне, что Сей есть Сын Его возлюбленный, или, как сказано в песне: «Един сый от Святыя Троицы». На литургии поются троякого рода антифоны, а именно: 1) антифоны вседневные, 2) антифоны изобразительные и 3) антифоны праздничные. I. Вседневные антифоны состоят из стихов псалмов. Первый антифон – «Благо есть исповедатися». К стихам псалма присоединяется припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». Второй антифон – «Господь воцарися, в лепоту облечеся». К стихам этого антифона присоединяется припев «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас». На «Слава и ныне» поется тропарь «Единородный Сыне и Слове Божий». Третий антифон – «Приидите возрадуемся Господеви». Припев к стихам третьего антифона, если день недельный (воскресный), поется такой: «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти, аллилуиа»; если иной день: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти, аллилуиа». Вседневные антифоны поются во все седмичные дни, в которые не случится никакого праздника или в которые Типикон не назначает петь песни канона на так называемые «Блаженны». Сами антифоны печатаются в богослужебных книгах – Ирмологионе и Апостоле, в конце.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Скачать epub pdf Утреня по современному уставу русской церкви В современном богослужении русской церкви имеется три вида утрени: 1) полиелейная, 2) с великим славословием и 3) вседневная. Утреня полиелейная составляет особенность воскресного богослужения и праздников со знаками в уставе Å, È и . Совершается она или в соединении с великой вечерней, образуя вместе с последней всенощное бдение, изложенное во второй главе типикона, или в отдельности от вечерни, в соответствии с 7 главой типикона. Вопросу соединения бденны и полиелейных праздников с воскресной службой посвящены 3 и 4 главы типикона, а соединению тех же праздников с субботой – 15-я. Утреня с великим славословием совершается в дни памяти святых с красным знаком в уставе (. Кроме того она совершается в дни отдания двунадесятых праздников, хотя бы в эти дни не было памяти празднуемого святого, например, 23 августа или 31 декабря. Великое славословие также полагается в субботы: сырную, 5 седмицы великого поста, Лазареву и Великую, в преполовение пятидесятницы, в отдание пасхи и в день Святого Духа. Специальной главы в уставе, где бы излагался этот вид утрени полностью, нет, так как до пения хвалитных псалмов (“Всякое дыхание да хвалит Господа”) в части последования чина она совершается как вседневная, с пения же этих псалмов – как полиелейная. Утреня вседневная совершается в дни памяти святых с черным знаком в уставе (  или без всякого знака. Порядку отправления этого вида утрени посвящена 9 глава типикона, а для субботнего дня – 12-я. Кроме того, в части переменного состава песнопений даются обстоятельные указания в “Указе о службах всея седмицы” и в “Указе о службе субботней”, помещенных в конце 1 и 2 части октоиха. Постоянный состав песнопений всякой утрени вообще содержится в часослове при псалтири следованной, а ектении и иерейские молитвы – в служебнике. Указания, касающиеся отдельных песнопений, даны в специальных главах типикона: в 11 главе о каноне, в 16 – о светильнах, в 17 – о кафизмах, в 18 – о том, когда следует отправлять канон праздничным порядком (“Поем Господеви”) и когда вседневным (“Господеви поем”); в 19 о рядовой катавасии, в 20 – о днях, когда поется “Честнейшую”, о пении тропарей гл.52. Отдельные частные указания содержатся на ряду в синаксарной части типикона, в минеях, октоихе и триодях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

27. Архиепископ Пимен 330 (с 1553 по 1570 г.) После кончины архиеп. Серапиона, сделавшегося жертвою морового поветрия, Новгород недолго оставался без владыки; не далее как 20 ноября 1553 г. (Серапион скончался 29 октября) митрополитом Макарием хиротонисан был в архиепископы Новгородские Пимен – клирик Кириллобелозерского монастыря 331 . Карамзин говорит, что Пимен был черный монах из Андреяновской пустыни, а в старинном списке владык Новгородских и в истории иерархии сказано, что он был «из старцев Корнилиева монастыря с Бела Озера, а по другим – из Андриановы пустыни» 332 . Но как то, так и другое известие о пребывании Пимена, до возведения его на святительскую кафедру, в Андрияновой пустыне, или Корнилиеве монастыре, ни на чем не основано. Вернее всего, что Пимен был постриженец и инок Кириллова Белозерского монастыря, как говорит летописец. Сюда неоднократно приезжал Грозный с семейством на богомолье и, вероятно, в эти посещения Пимен сделался известным и понравился царю, который, без всякого сомнения, и предложил собору епископов избрать его в архиепископы Новгороду, как инока излюбленного. Этим отчасти и можно объяснить возведение на древнейшую и знаменитейшую святительскую кафедру простого и неизвестного монаха из отдаленного монастыря, помимо настоятелей многочисленных Московских и Новгородских обителей, между которыми немало было опытных и благочестивых старцев. Как бы то ни было, Пимен, во все время своего святительства, до разгрома Новгорода, пользовался особым расположением к себе Грозного, вместе с ним торжественно молился после поставления, и святил воду 333 . В Новгород Пимен прибыл 6 декабря, когда смертоносное поветрие продолжало еще свирепствовать и город находился в унынии. Он начал почасту совершать богослужение в Софийском храме, стал поставлять по обителям игуменов, а по церквам священников, и «оттоле нача милость Божии быти, по малу и поветрие преста» 334 . Тогда же, для избавления города от этого бедствия, архиеп. Пимен установил каждодневную службу в древней Спасской церкви на Ильине улице, что видно из старинного сказания об этом, находящегося в упомянутой церкви: «во время мора, говорится там, начавшегося в Новгороде в 1552 г., граждане города собрались к вновь прибывшему владыке Пимену и просили его заложить собор и вседневную службу в церкви Спаса, потому, как говорили они, что в этой церкви находилась древняя чудотворная икона, которая прежде сего много раз спасала град от многих зол, и что через этот подвиг по Бозе и в честь иконы Преблагословенной Девы, они и теперь надеются избавиться от гибели. Мы же, господине, говорили они, и впредь все должны тех соборян удовляти ругою необидною за ту церковную тяготу вседневныя ради службы». Надежда не обманула граждан: предание говорит, что с того дня, как «заложили в велицей церкви Преображения Госнодня на Ильине улице вседневную службу, молитвами Богородицы, мор начал умалятися и по мале совсем преста» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы Вечерня В соответствии с традицией, унаследованной от Ветхого Завета, литургический день в христианской Церкви начинается с вечера. Соответственно первым богослужением суточного круга считается вечерня. Устав различает несколько типов вечерни – вседневную, великую, малую, а также соединяемую с литургией. Вседневная вечерня совершается по будням; великая – накануне воскресных и праздничных дней (она входит в состав всенощного бдения); малая – лишь в некоторых монастырях перед трапезой, предшествующей всенощному бдению. Вечерня соединяется с литургией в тех случаях, когда Устав предписывает совершение литургии вечером: по средам и пятницам Великого поста, в навечерия Рождества и Богоявления, в Великий Четверг и Великую Субботу. В этом случае от вечерни остается лишь ее начальная часть, которая заменяет начальную часть литургии (службу антифонов). Современная вечерня включает в себя элементы, заимствованные из константинопольского «песненного последования» и иноческого вечернего правила. Слияние этих двух различных по происхождению последований происходило уже в VII веке. Вседневная вечерня начинается словами: «Приидите, поклонимся Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Эти воззвания, по принятой в Православной Церкви традиции, произносятся перед началом чтения псалмов. Они указывают на то, что псалмы, несмотря на свое ветхозаветное происхождение, являются, в церковном понимании, христоцентричной молитвой, и переживаются верующим через призму поклонения Христу как Царю и Богу. Если великая вечерня входит в состав всенощного бдения, то она начинается возглашением диакона «Востаните», после чего Устав предписывает священнику совершать полное каждение храма. Затем хор поет «Господи, благослови» и священник возглашает: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». После «Аминь» начало обычное опускается и сразу же следует «Приидите, поклонимся», которое, по обычаю, поется священнослужителями в алтаре. К трем воззваниям в таком случае добавляется четвертое: «Приидите, поклонимся и припадем Ему». На практике, однако, каждение совершается не перед начальным возгласом священника, а после пения «Приидите, поклонимся», во время пения псалма 103.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» Славословие (греч. Доксология; от δξα — «слава» и λγος — «слово») –  1. Молитвословия: • Малое славословие – а) молитва Святой Троице: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь». б) стих «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» перед шестопсалмием, читаемый трижды. • Великое славословие – древний гимн, начинающийся евангельским стихом «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ); входит в состав богослужения утрени и повечерия . В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется (перед этим открывают Царские врата), в будние – читается. В современной практической литургике «великим славословием» называется только праздничная версия, которая поется; в то же время будничный вариант называется «вседневным славословием» или просто «славословием». Состав Великое славословие делится на 3 части: 1) от начала «Слава в вышних Богу…» до стиха «На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое…»; 2) «Сподоби, Господи…»; 3) «Господи, прибежище был еси…». Вседневная редакция отличается тем, что части 2) и 3) переставлены местами, причем 3я часть видоизменена (самое заметное отличие – троекратное «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим» заменяется отдельным обращением к каждому Лицу Святой Троицы) и почти идентична молитве «Сподоби Господи…» на вечерне. Краткая история великого славословия Составлено великое славословие в IV–V вв., его праздничная версия находится в Александрийском кодексе (V в.) среди библейских песней. Различие между версиями обусловлено территориальным фактором: в Александрии и Константинополе всегда употреблялось великое славословие, в Палестине – вседневное. В IX–XII вв. в Константинополе в кафедральном богослужении употреблялась исключительно 1я версия (великое славословие), тогда как в монастырском – вседневная (за исключением Великой Субботы). В последующих редакциях Студийского Устава были приняты обе версии и введено различие в употреблении в зависимости от степени торжественности службы: в воскресные и праздничные дни – великое славословие, в будние дни – вседневное.

http://azbyka.ru/slavoslovie

Разделы портала «Азбука веры» Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. Ссылки Сейчас в разделе 433  чел. Всего просмотров 16 млн. ©2024 Молимся по часам к содержанию Монастырский Часослов Данный Часослов именуется монастырским, потому что был создан в условиях общежительного монастыря и в рамках монашеского Устава. Своим названием он указывает на то, что предназначается для соборного моления монахов... Данный Часослов именуется монастырским, потому что был создан в условиях общежительного монастыря и в рамках монашеского Устава. Своим названием он указывает на то, что предназначается для соборного моления монахов. Но за неимением иного сегодня он составляет основу для богослужения и мирян, хотя и используется ими не в полном своем составе. Разбор последований данного Часослова можно найти на YouTube -  или Telegram -каналах под названием «Домашняя Церковь», а также в одноименном сообществе ВКонтакте . Так, чинопоследованию УТРЕНИ посвящены видеоуроки с 92 по 114. ВЕЧЕРНЯ рассматривается с 46 по 61 занятия. Служба ЧАСА разбирается на занятии 6; ПОВЕЧЕРИЕ на занятии 15 ; ПОЛУНОЩНИЦА на занятиях 12, 64 ; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ на занятии 13 . иерей Вадим Коржевский Вторник, 9 апреля 2024 г. Полунощница вседневная (04:00-05:00) Полунощница вседневная Время совершения: 04:00-05:00 Время совершения: в будни с 4:00 до 5:00 Священник глаголет:  Благословен  Бог  наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/chaso-slov/enoch/

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 46. Вечернее богослужение Общая схема и смысл вечерни. Ее связь с трапезой и Евхаристией Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня мы начнем разговор о Вечерни. Нам понадобиться не одно занятие, чтобы объяснить ее структуру, отдельные части и смысл. Сначала обратимся к истории. Первоначально не было таких основных служб, как вечерня или утреня. Были лишь молитвенные часы (3, 6 и 9), и то, это было домашнее молитвенное правило, состоящее из нескольких псалмов и молитвы «Отче наш». Вечерня появилась из общей вечерней трапезы, которая называлась трапезой любви (Агапой), и сначала завершалась Евхаристией, а затем, когда Евхаристия переместилась на утро, превратилась в благотворительную и поминальную трапезу. И вот с этого времени прежнее евхаристическое вечернее собрание стремится обрести свой собственный молитвенный чин. И в этом – исток появления Вечерни. Причём, возникающая Вечерня продолжает рассматривать себя в качестве подготовки к утренней Евхаристии, т.е. её чин складывается как пред-евхаристический. И до сих пор существует требование участвовать в вечернем богослужении готовящимся к причащению! В Православной Церкви вообще литургический день начинается с захода солнца, согласно библейскому последованию творения: «И был вечер, и было утро: день один» ( Быт. 1. 5 ). Начинается вечерня на закате дня, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. По объему вечернее богослужение сравнительно краткое. Потому что, будучи первой службой церковного дня, она вместе с тем является одной из последних служб дня естественного, когда сил на длительную службу уже нет. Устав различает несколько типов вечерни – вседневную, великую и малую: Вседневная вечерня совершается по будням; Великая – накануне воскресных и праздничных дней; Малая – лишь в некоторых монастырях перед трапезой, предшествующей всенощному бдению, чтобы не оставлять вечернее время совсем без молитвы. В большинстве случаев она не совершается никогда.

http://azbyka.ru/video/46-vechernee-bogo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря. Е. Т. сохранился в рукописи Athen. gr. 778, нач. XII в., и состоит из 2 самостоятельных частей (образующих тем не менее единое целое; см.: Gautier. 1982; Crostini Lappin. 1998): Ипотипосиса (или Типикона в первоначальном визант. смысле этого термина как документа, определявшего устройство мон-ря; греч. заглавие: Ο πρλογος το Τυπικο. Εκθεσις κα ποτπωσις το βου τν ν τ μον τς περαγας Θεοτκου τς Εεργτιδος μοναχν...- Предисловие Типикона. Изложение и очертание жизни монахов мон-ря Пресв. Богородицы Евергетиды) и Синаксаря (устава богослужения на весь год, т. е. литургического Типикона в принятом ныне значении этого слова; греч. заглавие: Συναξριον σν Θε, τοι Τυπικν κκλησιαστικς κολουθας τς εαγος μονς τς περαγας Θεοτκου τς Εεργτιδος - Синаксарь с Богом, или Типикон церковного последования благоговейного мон-ря Пресв. Богородицы Евергетиды). 1-я ч., Ипотипосис, содержит указания относительно руководства мон-рем, определяет порядок жизни в мон-ре, особенности вседневных служб; 2-я, Синаксарь, содержит описания особенности богослужения на каждый день года церковного , сначала по порядку неподвижных (минейных) памятей, затем - подвижных (триодных). С 1877 г., когда Е. Т. был обнаружен Н. Ф. Красносельцевым, памятник неоднократно оказывался в центре внимания исследователей (см.: Пентковский. 2003. С. 321-325). Первая полная публикация его греч. текста была осуществлена А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. Описание). П. Готье заново опубликовал греч. текст Ипотипосиса, сопроводив его франц. переводом ( Gautier. 1982; см. также выполненный Р. Джорданом англ. пер.: BMFD. 2000. P. 472-500); в наст. время Джордан продолжает заново публиковать Синаксарь и его англ. перевод ( Jordan. 2000). Создание

http://pravenc.ru/text/Евергетидский ...

Первое отделение. Богослужение от недели всех святых до недели мытаря и фарисея I. Богослужение простодневное-седмичное Примечание. Порядок вседневных служб совершается по часослову и служебнику с дополнительными молитвами и песнями из октоиха и минеи. Так как по церковному Уставу суточные службы каждого дня начинаются с вечерних служб, то и последуем этому порядку. § 16. Начало церковных служб Девять церковных служб совершаются в течение суток в три раза, и в каждый по три службы, при чем первая из трех служб имеет полное начало, а две следующие за нею – неполное. Полное начало состоит из следующих молитвословий: иерей возглашат: Благословен Бог наш... чтец: Аминь, Слава тебгь, Боже наш... Царю Небесный... Трисвятое... Пресвятая Троице... Отче наш ... Господи помилуй 12-ть... Слава и ныне... Приидите, поклонимся... Службы же, следующие за первою, начинаются с « Приидите, поклонимся... § 17. Вечерние службы: Девятый час, вечерня и повечерие. Чинопоследование девятого часа Полное начало; затем читаются псалмы: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи (пс. 83), Благоволил ecu , Господи, землю Твою... (пс. 84), Приклони, Господи, ухо Твое... (пс. 85), после псалмов: Слава и ныне... Аллилуия 3-жды, Господи помилуй 3-жды, слава: тропарь святому из минеи, и ныне: Богородичен часа: Иже нас ради рождейся от Девы... Не предаждь нас до конца, Трисвятое... Пресвятая Троице... Отче наш ... кондак святому из минеи. Господи помилуй 40... Иже на всякое время... Господи помилуй 3-жды.. Слава и ныне... Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови отче. Иерей: Боже ущедри ны. Чтец – молитву: Владыко Господи Иисусе Христе 20 . Изъяснение В последовании 9-го часа церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Так в тропаре этого часа поется: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Во псалме " Коль возлюблена » пророчески возвещается, что Господь ради, крестной смерти Сына Божия, принесенной за спасение рода человеческого, грешникам кающимся подаст отпущение грехов и не лишит их небесного царствия: Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Скачать epub pdf КРУГ БОГОСЛУЖЕНИИ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ И ИХ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ В дни Святой Четыредесятницы совершаются следующие богослужения: великое повечерие, утреня, часы с чином изобразительных, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия святого Иоанна Златоуста и Литургия святого Василия Великого. Великое повечерие, совершаемое обычно отдельно от утрени, служится вечером в те дни Святой Четыредесятницы, в которые не было полной Литургии, а именно: вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великой Четыредесятницы за исключением вечера пятницы 5 седмицы (суббота Акафиста); другими словами, великое повечерие совершается в те дни, которые следуют за днем поста, а не за праздником. Утреня во время Великого Поста имеет свои особенности: с одной стороны, в обычные, седмичные дни Великого Поста (с понедельника по пятницу включительно), с другой – в субботы и воскресенья Великого Поста. Великопостные часы совершаются: В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого Поста. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого Поста (кроме субботы), а именно: В среду и пятницу всех седмиц Великого Поста (с 1 по 6 включительно). В четверг 5 седмицы (когда на утрене бывает чтение Великого канона), исключая случай, когда на этот день приходится Благовещение, – тогда Литургия Преждеосвященных Даров переносится на вторник (день чтения Великого канона). В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если на эти дни не приходится Благовещение). В дни памяти святых с полиелеем: 24 февраля/9 марта – Обретение главы Иоанна Крестителя, 9/22 марта – Сорок мучеников Севастийских и в храмовый день, случившиеся в период от 2 до 6 седмицы Великого Поста. Литургия святого Иоанна Златоуста совершается в субботы от 1 до 6 седмицы Великого Поста, в Неделю Ваий и на Благовещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010