После 3 и 6 песней, когда в них не бывает трипеснца, катавасией бывают ирмосы этих песней из Минеи, которые в начале песни не поются, а переносятся в конец на катавасию (песнь же начинается чтением тропарей и стихов к ним из Священного Писания ). Особенность пения 2 песни (во вторник) состоит в том, что, после чтения (в начале) стихов из Священного Писания, поется ирмос 1 трипеснца, после которого читаются тропари трипеснцев с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». В конце первого трипеснца – «Пресвятая Богородице, спаси нас». В конце второго: на «Слава» – троичен, на «И ныне» – Богородичен. На катавасию – ирмос 2 трипеснца. После канонов поется «Достойно есть», малая ектения, затем – светилен троичен гласа (напечатан в Ирмологии, Следованной Псалтири – в последовании утрени, в Типиконе, гл. 58, в конце 1 части Октоиха и в конце Триоди Постной). Первый тропарь светильна имеет, подобно троичному тропарю, особое окончание – по дню. После светильна – на хвалитех стихиры и далее прочее последование вседневной утрени до «Благо есть». Великопостная утреня имеет окончание, отличающее ее от вседневной утрени. После «Благо есть» (читается дважды) по «Отче наш» вместо пения тропаря Минеи чтец читает тропарь «В храме стояще», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим». Священник: «Сый благословен». Чтец: «Небесный Царю». Священник – молитву святого Ефрема Сирина с великими поклонами. Отпуста нет. Чтец: «Приидите, поклонимся» и 1 час 389 . ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ На каждом часе, по прочтении трех обычных псалмов, стихословится рядовая кафизма с обычными «Славами». Не полагается кафизмы во все понедельники и пятницы – на 1 часе и во все пятницы – на 9 часе. Кроме того, не бывает кафизм в Великий Понедельник, Вторник и Среду на 1 и 9 часах. На каждом часе троекратно поется тропарь часа с тремя земными поклонами. На 1 часе: «Заутра услыши глас мой» (глас 6). На 3 часе: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа» (глас 6). На 6 часе: «Иже в шестый день же и час» (глас 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Но на царских часах в Великий пяток – на каждом часе на «Слава» поется особый тропарь. После тропарей, петых на «Слава», на всех трипсалмных часах (т. е. на вседневных, великопостных и царских) поется на «И ныне» Богородичен. Богородичны на всех часах различные, но на каждом часе всегда поется один и тот же Богородичен. Эти Богородичны в богослужебных книгах называются «Богородичнами часов» (Тип., послед, 24-го февр., аще в понед. 2-й, З-й и 4-й седм. велик. поста). Каждый из этих Богородичнов, по содержанию своему, имеет отношение к воспоминанию и общему молению часа. Так, на 1-м часе, на котором жизнь наша сравнивается с утром, полагается Богородичен: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси солнце правды» и проч. На 3-м часе, на котором воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, положен Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза истинная, возрастившая нам плод живота». В Богородичне заключается такая молитва ... «молися, Владычице, со святыми апостолы помиловати душы нашя». На 6-м часе, на котором воспоминается страдание Господа Иисуса на кресте, положен Богородичен: «Яко не имамы дерзновения за премногие грехи нашя, Ты, иже от Тебе Рождшагося, моли, Богородице Дево... яко милостив есть и спасти могий, иже и страдати о нас изволивый». На 9-м часе, на котором воспоминается смерть Господа на кресте, положен Богородичен: «Иже нас ради рождейся от Девы, и распятие претерпев, Благий, испровергий смертию смерть, и воскресение явлей яко Бог, не презри, яже создал еси рукою Твоею». После Богородична – на вседневных часах и на тех великопостных, на которых не положено паремии и не бывает «чтения» из Лествичника 546 , читаются молитвы. На 1-м часе читаются две молитвы, именно: «Стопы моя направи по словеси Твоему», и другая: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи»; на 3-м часе читается молитва: «Господь Бог благословен»; на 6-м часе молитва: «Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи»; на 9-м часе молитва: «Не предаждь нас до конца имени Твоего ради».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– По разъяснению «Руков. для сел. паст.» (см. 1873, 14) возглашение: «Слава Тебе, показавшему нам свет», следует произносить священнику, а не диакону (см. Уст., 7 и 9 гл.) и, насколько нам известно, на праздничной утрене (с великим славословием, полиелеем и бдением) указанное возглашение в приходских церквах обыкновенно произносится иереем. – При этом возгласе воздеяния рук не полагается (Ц.В. 1897, 45). – Вседневное (читаемое) славословие Уставом полагается только в седмичные дни, и притом в те из них, в которые не бывает праздника с бдением или полиелеем, или великим славословием и в которые не случится отдание праздника. Впрочем, если праздник святому с бдением или полиелеем случится в Сырные понед., втор, и четверток, а равно если отдание Сретения случится в Сырные вторн. и четвер., то славословие тоже читается. Точно так же не поётся славословие в понед., вторн., среду, четвер. и пяток всех седмиц Вел. поста, какое бы празднование ни случилось в эти дни. Но если Сретение или храмовой праздник случится в седмичные дни Сырной недели, то полагается великое (поемое) славословие; великое же славословие полагается Уставом в субботы: Сырную, 5-й седм. Вел. поста, Лазареву и Страстную (см. Уст., 30 янв., 2 и 24 фвр., 27, 28 и проч. хр. гл.). – В славословии, которое поётся, слова: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», поются 3 раза, а в читаемом славословии они произносятся только один раз, вместо же следующих 2-х присовокупляется: «Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим», «Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими». Кроме того, в читаемом славословии молитва: «Сподоби Господи», находится в конце его, а в поемом славословии – в середине; оканчивается великое славословие пением: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», 3-ды, затем – «Слава» и «И ныне» и – «Святый Безсмертный помилуй нас», «таже высочайшим гласом: Святый Боже» (и проч.), 1-ды; вседневное славословие заканчивается молитвословием: «Господи, милость Твоя во век» и проч. (см. Часосл. и Ирмол.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Если же служилась вседневная вечерня, то после отпустительного тропаря мы услышим неполную сугубую ектению (она начинается со слов: «Помилуй нас, Боже…») и другое окончание службы: Возглас диакона: «Премудрость!» на что лик поет «Благослови!», а иерей возглашает «Сый благословен Христос Бог наш…». Хор поет: «Аминь» и «Утверди, Боже…». Далее иерей произносит: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Хор: «Честнейшую херувим…» Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…», хор: «Слава, и ныне». (5, с. 14). В самом конце вседневной и великой Вечерни иерей произносит великий отпуст. После отпуста поется многолетие. Выше мы говорили, что вечерня является началом суточного круга богослужения. Сейчас, после подробно ознакомления с этой службой, уместно несколько уточнить место вечерни в суточном круге. Внимательное изучение чинопоследования вечерни показывает, что граница между уходящим и наступающим днем находится внутри нее. Например, вечером в Господские двунадесятые праздники на вечерне, формально относящейся к следующему церковному дню, ради прошедшего праздника возглашаются торжественные Великие прокимны «Кто Бог Велий, яко Бог наш» или «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори». Пограничный характер вечерни хорошо виден и в службе «Прощеного воскресенья». Во время прокимна и «Сподоби, Господи» священнослужители в алтаре переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» диакон читает уже в черном облачении, и хор отвечает ему особым великопостным напевом, а не тем, обычным, который звучал в начале службы. Еще один пример – совершение Литургии после вечерни (или на вечерне) в Великий Четверг, Великую Субботу, Рождественский и Крещенский сочельники, а также Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия, которую служат на вечерне, относится к отошедшему дню, хотя формально начались уже следующие церковные сутки (например, литургия Преждеосвященных Даров служится после вечерни среды и пятницы, но относится именно к среде и пятнице) (3, с. 44–45, 194). 2.1.3. Утреня с полиелеем в составе Всенощного бдения. Вседневная утреня

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Христа во ад и изведении из него праведных душ в рай. Так, в 50-м псалме выражаются чувства покаяния во грехах, содеянных в течение дня, и молитва об очищении сердца. Во псалме (69-м) Боже в помощь мою вонми... просим помощи у Бога против врагов нашего спасения, которые всего опаснее бывают во время ночи, когда мы спим. ( Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою ); во псалме (142-м) » Господи услыши молитву " содержится указание на изведение Христом узников из ада: ( Погна (преследует) враг душу мою, смирил (втоптал) в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвые веки (принудил меня жить в темноте, как умерших давно); Господи, живиши мя правдою Твоею, изведеши от печали душу мою). В славословии (Слава в вышних Богу) вместе с благодарением Господу воссылается молитва о том, чтобы в нощь сию без греха сохранитися нам; укрепляем себя верою в символе веры и особенно обращаемся к предстательству и помощи Божией Матери (в каноне и молитве: Нескверная, неблазная ). На конце повечерия особою молитвою: И дождь нам, Владыко, на сон грядущим, молим Господа, чтобы Он даровал нам, отходящим ко сну, покой тела и души, сохранить от сна греховного и восставил нас опять на молитву. §20. Утренние службы полунощница (повседневная), утреня и первый час Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. О субботней и воскресной скажем в богослужении субботы и воскресенья: здесь же – о вседневной. Чинопоследование вседневной полунощницы по часослову ( III кл.) Вседневная полунощница состоит из 2-х частей: 1-я часть Иерей в одной епитрахили возглашает: Благословен Бог наш. Чтец: Аминь, и произносит обычное полное начало; потом Приидите, поклонимся... псалом 50-й. Помилуй мя Боже, 17-я кафизма, или 118-й псалом, без стихословия. Верую во единого. Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш. Тропари: Се жених грядет, Слава .. День он страшный. И ныне Богородичен.. Тебе необоримую... Господи помилуй 40. Иже на всякое время... Чеетнейшую Херувим.. Именем Господним благослови, отче. Боже ущедри ны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха; – если есть светилен в Минее, то читается светилен святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха. Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...») 410 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется хвалитный Богородичен Октоиха. По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени». Отпуст вседневный. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны» Октоиха на 6. По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»); – в храме святого: тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого Минеи, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»). Прокимен, Аллилуиа и причастен – святого (если есть) и дня. Апостол и Евангелие – святого (если есть) и рядовые. Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона). Отпуст вседневный. §6.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в седмичный день в период пред- или попразднства Устав совершения службы малому святому в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 10 сентября, 22 ноября, 5 августа и прочих. Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры праздника – 3; стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же нет славной стихиры святого, то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. В субботу на «Слава» поется стихира праздника, «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

1. Какие службы составляют суточный круг богослужения? 2. Какие из суточных богослужений соединяются в современной практике? 3. В дни памяти святых каких праздничных знаков в будние дни совершается вседневная вечерня? 4. В какое время суток совершается вседневная вечерня? 5. В каких богослужебных книгах есть указания о совершении вседневной вечерни? 6. Что говорится о содержании вечерни в Учительном известии Служебника? 7. Какие события начальной истории человечества вспоминаются во время совершения вечерни? 8. Когда на вседневной вечерне совершается каждение? 9. В каких богослужебных книгах содержатся неизменяемые и неизменяемые молитвословия вечерни? 10. Какие молитвословия вечерни относят к числу изменяемых? 11. В день памяти святых какого знака Крестобогородичные на вечерне не используются? 12. В каких богослужебных книгах содержатся прокимны для вечерни? 13. Чем подчеркивается особый характер вседневной вечерни накануне субботы? 14. Что такое отпуст? Какие существуют виды отпустов? 23. Вопросы к теме «Великая вечерня» 1. В дни памяти святых каких праздничных знаков совершается великая вечерня? 2. В какое время согласно указаниям Типикона совершается великая вечерня? 3. В каких главах Типикона содержится чин великой вечерни? 4. В каких богослужебных книгах содержатся изменяемые молитвословия великой вечерни? 5. В каких богослужебных книгах содержатся неизменяемые молитвословия великой вечерни? 6. Основное структурное отличие великой вечерни от вседневной вечерни. 7. В чем заключается отличие сугубой ектеньи на вседневной вечерне от такой же ектеньи на великой вечерне? 8. Каковы изменяемые молитвословия великой вечерни? 9. В каком случае на вечерне в будний день Богородичные берутся из приложений Минеи? 10. Каково символическое значение и историческое происхождение входа с кадилом? 11. К какому веку восходит песнь «Свете Тихий»? Кто предположительно является ее автором? 12. Какой момент считался самым важным в древнейшем вечернем богослужении христиан? 13. Какой древний христианский автор впервые символически истолковал последование вечернего богослужения? 14. Какие русские богословы символически истолковывали последование вечерни? 24. Вопросы к теме «Повечерие. Полунощница»

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

На полной литургии (в любой день) паникадило зажигается в самом начале, перед возгласом «Благословенно Царство…», и гасится после отпуста. Приложение 4. Устав о катавасиях В данном приложении рассмотрим все виды катавасий и периоды их пения. Греческий термин «катавасия» происходит от глагола καταβανω, который означает «сходиться, спускаться, идти вниз» и по значению является антонимом глагола αναβανω – «подниматься, идти вверх». Катавасией в Церковном Уставе называется ирмос, который исполняется в конце песни канона, а само название указывает на способ его исполнения: для пения катавасии два лика спускаются со своих клиросов, сходятся в центре храма и вместе торжественно поют заключительный ирмос песни. Устав о пении катавасии различается для вседневных и праздничных богослужений. Сразу скажем, что на любой вседневной службе, то есть когда на утрене не поется славословие, принцип пения катавасии прост: всегда поется ирмос последнего канона (чаще всего это канон Минеи, но иногда и каноны из других книг – Октоиха или Триоди). При этом иногда вседневная катавасия поется по каждой песни канона; это возможно только в тех случаях, если на вседневной утрене Типикон предписывает совершать канон по праздничному варианту пения библейских песней – «Поим Господеви…» (это второй вариант библейских песней в Ирмологии). Так, в частности, бывает в периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, в некоторые дни Постной Триоди (например, в 1-ю субботу Великого поста). Но эти случаи относительно редкие; в большинстве же случаев вседневная катавасия (покрывающий ирмос) поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни. Более сложным является вопрос о пении рядовой катавасии. Рядовой называется катавасия, которая поется на каждой праздничной утрене (воскресной, с полиелеем или с великим славословием) в течение определенного периода. Рядовая катавасия поется по каждой песни канона, и устав ее пения излагается в 19-й главе Типикона. Рассмотрим подробно содержание этой главы. В данной главе различаются три периода пения рядовых катавасий (неподвижный годичный круг богослужения, Постная Триодь и Цветная Триодь).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вседневная субботняя служба – одна из самых трудных служб в уставном отношении. Церковный Устав различает два типа субботних богослужений: – «Обычная» субботняя служба, когда на утрени поется «Бог Господь...» (12 глава Типикона); – Заупокойная субботняя служба, когда на утрени поется «Аллилуия» (13 глава Типикона). В этом случае на богослужении преобладают заупокойные песнопения; из Минеи же поются только 3 стихиры на «Господи воззвах...» и канон на утрени. В данном пункте мы рассмотрим только 1-й вид вседневного субботнего богослужения, так как особенности субботней заупокойной службы целесообразнее разобрать в отдельной главе, посвященной заупокойным службам. Уставные указания, относящиеся ко вседневной субботней службе, когда поется «Бог Господь...», кроме 12-й главы Типикона, можно найти в 11-й и 52-й главах Типикона, а также в 10-й уставной главе Общей Минеи. Вседневные вечерня и утреня, совершаемые в субботу, имеют следующие особенности. Вечерня Кафизма – 18-я. Стихиры на «Господи воззвах...»: – если празднуется память одного святого (малого или шестеричного) – стихиры святого на 6; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – воскресный догматик уходящего гласа. – двум святым – 3 стихиры первого святого и 3 стихиры второго святого; «Слава» – стихира 1-го святого; «И ныне» – воскресный догматик уходящего гласа. Входа нет. Стихиры на стиховне: Стихиры «мученичны» Октоиха со вседневными припевами вечерни ( " К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...» ); при этом поются те стихиры Октоиха, которые находятся на «Господи воззвах...» 342 , а припевы, так как они отсутствуют в Октоихе на ряду, берутся из Часослова. После стихир Октоиха иногда по Уставу поется стихира святого с ее припевом (например, 2 ноября, 6 ноября, 22 января и др.). «Слава» – стихира святого из Минеи; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы». (Если нет в Минее стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется богородичен Октоиха). По «Ныне отпущаеши...»: 1) одному святому – тропарь святого; «Слава, и ныне» – воскресный богородичен уходящего гласа;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

7) вечерний гимн «Свете тихий» 55 , 8) вечерний прокимен 56 , предваряемый священническим возгласом «Мир всем» 57 и диаконским – «Премудрость» 58 , 9) сугубая ектения 59 и молитва [ ПМ ] 60 , 10) молитвословие «Сподоби, Господи» 61 , 11) просительная ектения вечерни 62 , 12) главопреклонная молитва [ ГВ ], предваряемая своими обычными возгласами, 13) стиховные стихиры 63 , 14) песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши» 64 , 15) Трисвятое (сопровождаемое, очевидно, обычными молитвами: «Пресвятая Троице» и «Отче наш») и тропарь 65 , 16) заключительная молитва вечерни, т. е. [ В7 ] (только в рукописях с чином вечерни категории I; в прочих рукописях эта молитва переставлена на время исполнения «Сподоби, Господи» или просительной ектении вечерни), 17) «Премудрость» и заключительный возглас вечерни 66 , 18) отпуст 67 , или «молитва отпустная» (=древнее заглавие молитвы [ В7 ] 68 ). Легко видеть, что описанное чинопоследование представляет собой ничто иное, как великую вечерню со входом, совпадающую с праздничной вечерней согласно уставам студийской традиции и великой вечерней согласно Иерусалимскому уставу. Из того факта, что древнерусские Служебники описывают только чин праздничной вечерни со входом, не следует, что древнерусская практика не знала вседневной вечерни без входа. Даже и в современных православных изданиях священнические молитвы и диаконские ектении вечерни, как правило, приводятся только в расположении, соответствующем великой вечерне, поскольку предполагается, что при совершении вседневной вечерни священнослужители смогут самостоятельно найти и прочитать соответствующие тексты в нужном порядке. Очевидно, древнерусская практика была аналогичной. Важно отметить, что для совершения вечерни согласно «песненному последованию» древнерусские Служебники непригодны. На это указывают сразу несколько обстоятельств. Во-первых, в Служебниках отсутствует целый ряд молитв, необходимых для богослужения по этому уставу (см. примеч. 28) 69 . Во-вторых, в Служебниках встречаются указания на такие элементы вечерни, которых в «песненном последовании» не было: стихиры, «Свете тихий», «Ныне отпущаеши». В-третьих, писцы рукописей очевидно не понимали те краткие указания формуляра вечерни, которые изначально относились к богослужению согласно «песненному последованию» и которые сохранились в заглавиях некоторых молитв вечерни (не нужно забывать, что в византийском Евхологии эти молитвы первоначально оформились в рамках «песненного последования»). Непонимание писцами смысла подобных заглавий – по сути, рубрик песненной вечерни – говорит о том, что с «песненным последованием» они знакомы не были. Наше последнее утверждение основывается на анализе заглавий молитв [ В7 ], [ ВВ ] и [ В1 ]. Остановимся на них подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010