После изложения общих чинов и последований следует в Типиконе. с 16-й до 22-й главы, общий устав, касающийся некоторых песнопений и чтений в известного рода дни, именно: а) о светильнях на утрени (глава 16); б) о стихословии псалтири (глава 17), т. е. в каком порядке должно быть рядовое чтение псалтири при общественном богослужении во все дни года, что указывается и в самой Псалтири; в) о стихословии песней: «Поем Господеви» и «Господеви поем» (глава 18), т. е. песней Св. Писания, которые положено петь на утрени пред тропарями канонов; г) о катавасии, «поемой в Господние, Владычны и Богородичны праздники и в воскресные дни, и нарочитых святых всего лета» (глава 19); д) о днях, в которые на утрени по 8-й песни канона поется «Честнейшая» и в которое не поется (глава 20); е) о том, когда на литургии глаголются Изобразительные и когда – антифоны праздничные и вседневные (глава 21). С 22-й до 25-й главы включительно говорится о священнодействиях, которые совершаются при общественном богослужении. именно: а) о каждении иереем или диаконом, т. е. о том, в каких службах богослужения, в которое время и в каком порядке каждение бывает (глава 22); б) об отъятии завесы и отверстии Царских дверей (глава 23); в) о времени зажигания свеч на божественных службах в дни Недельные, праздничные (глава 24), седмичные (глава 25). С 26-й до 31-й главы предписываются правила для стоящих в храме Божием, именно: о том, в какое время при богослужении должно братии стоять без жезлов (глава 26); каким образом следует канонархать (Δεκανκιον) (глава 27); о том, чтобы при пении не употреблять бесчинных воплей, под опасением извержения из сана (глава 28); что при некоторых священнодействиях и молитвословиях надобно стоять с откровенными главами (глава 29); не творить беседы в церкви, не входить и не выходить во время чтения и т. п. (гл. 30 и 31). С 32-й до 36 главы говорится о трапезе и о посте. Указания касаются сперва вообще всех христиан, а потом – монашествующих, именно: в 32 и 33-й главах излагается устав вообще для всех христиан касательно пищи, какая позволена им на трапезе в дни постные и непостные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В совр. практике Русской Церкви В. а. исполняются редко, лишь в те наиболее непраздничные из седмичных дней, когда пение В. а. предписано действующим Типиконом; распространена традиция заменять В. а. изобразительными даже и в эти дни. В совр. практике греч. Церквей В. а., напротив, исполняются практически ежедневно ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 31-32), кроме дней, имеющих праздничные антифоны, а также кроме тех праздников, когда поются изобразительные антифоны (к-рые считаются в греч. практике особо торжественными). При этом текст В. а. в греч. практике подвергся существенным изменениям: 1-й В. а. обычно состоит из стихов Пс 91. 2, 3, 4 и 16 и       с припевом Τας πρεσβεαις τς Θεοτκου (    ) (при этом псаломские стихи часто опускают, оставляя лишь повторяющийся неск. раз припев и      ); 2-й - из стихов Пс 145. 1-2, 5 и 10 (т. е. из стихов 2-го изобразительного антифона) с припевом Σσον μς, Υ Θεο, ν γοις θαυμαστς (                ) в более праздничные дни или из стихов Пс 94. 1, 2-3 и 4 (т. е. из стихов 3-го В. а.) с тем же припевом - в дни менее торжественные (в любом случае в конце 2-го антифона, как обычно, поется       и «Единородный Сыне»); 3-й - из стихов стиховных стихир или 2 др. особых псаломских стихов (соответственно лику святого) с тропарем святого или праздника (но в конце антифона - вход с обычным входным из Пс 94. 6 с припевом). Напев В. а. в рус. традиции обычно тот же, что и у праздничных антифонов; в греч. традиции они нередко исполняются простым читком (тропари поются обычным напевом). Лит.: Дмитриевский И. Изъяснение литургии. С. 138-139; Розанов. Устав. С. 284-286; Никольский. Устав. Т. 2. С. 348-350; Mateos. Célébration. P. 27-90. Диак. Михаил Желтов Рубрики: Ключевые слова: «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение

http://pravenc.ru/text/155478.html

Давая общую методическую оценку начальному этапу второго периода истории Закона Божьего, Д.П. Соколов отмечает его положительные и отрицательные стороны. «Из распределения предметов, входивших в курс Закона Божия, мы видели, что законоучители должны были вести преподавание путем синтетическим. Только отнесение церковной истории в высшие классы несколько сбивало учителя на прежде употреблявшийся аналитический путь. Вопросная, или, как тогда называли, разговорная форма некоторых учебников указывала на желание, чтобы преподавание шло катехизическим методом. На практике же, вследствие отсутствия ясных, определенных методических указаний, преподавание шло путем догматическим: учитель читал лекции и спрашивал потом уроки; ученики слушали и отвечали. Вопроса о том, понимают ли они, что отвечают, в большинстве случаев не задавалось. Вопросительная форма учебников при таком порядке ведения дела только помогала механическому заучиванию вопросов и ответов. К этому времени главным образом относится строгая буквальная выучка катехизиса, когда пропуск одного слова, союза в тексте считался чуть не смертным грехом, когда экзаменаторы выслушивали ответы учеников, держа в руках катехизис. Многим еще памятно это время» 256–257]. Это ценное свидетельство об уровне методики преподавания в николаевской гимназии. Второй этап данного периода начался, как уже отмечалось выше, с замены отдельного от катехизиса нравоучительного курса на учение о православном церковном богослужении. 7 марта 1851 г. было опубликовано новое распределение курсов Закона Божьего по классам гимназии, согласно которому в первом классе производилось повторение и объяснение основных молитв, а также изучение Ветхозаветной истории, во втором классе изучалась история Нового Завета, в третьем – «Пространный Катехизис» (до 8 члена включительно); в четвертом – оставшиеся пункты первой части катехизиса, вторая его часть, а также краткое учение о богослужении вообще и особенно о Литургии; в пятом – третья часть катехизиса и краткое учение о богослужении вседневном, праздничном и великопостном; в шестом – история Церкви вселенской и отечественной; в седьмом классе совершалось повторение всего курса Закона Божьего. Этот массивный по объему материал с трудом вмещался в 7-летний курс российских гимназий. Более того, весь этот материал требовалось пройти и в средних учебных заведениях с 5-годичным курсом, «где введение его оказалось педагогическим курьезом» 259–260].

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приступая к рассмотрению особенностей порядка вседневного богослужения в первый период со времени введения в богослужебную практику России устава Иерусалимского, мы должны сказать, что круг этих служб в это время изменился введением, согласно требованию устава, в общий состав служб вседневных всенощного бдения. Вследствие этого нововведения до некоторой степени изменилась внешняя, совершаемая вслух всего народа, сторона вечерни и утрени; но при всем том главные изменения в этом веке, равно как и в предшествовавшие века, произошли в части богослужения, совершаемой священником тайно и вследствие этого неподверженной влиянию консерватизма обычая. Все вседневные службы, начиная с вечерни и, кончая литургией, в рассматриваемый нами век в этой своей части потерпели такие или иные изменения сравнительно как с последованием их в века предшествовавшие, так и в нынешнее время. В чине вечерни в рассматриваемое нами время начала выходить из употребления практика предшествовавшего времени читать нынешнюю седьмую молитву во время чтения «Сподоби Господи»; но вместо неё начало входить в обыкновение чтение вечерних молитв близкое к нынешнему: молитва седьмая начала читаться не во время чтения на клиросе «Сподоби Господи», а непосредственно после молитвы шестой. 586 Пятое место среди вечерних молитв в это время занимала та же молитва, которая читалась на этом же месте и в предшествовавшем веке, и чтение которой положено на вечерне в некоторых древних греческих списках, именно молитва: «Благословен еси, Господи, сведый ум человечь». 587 В это же время являлось желание совместить новый порядок чтения вечерних молитв, по которому нынешняя седьмая молитва должна была читаться непосредственно после молитвы шестой, со старым, по которому время чтения её назначалось во время «Сподоби Господи»: чтение молитвы седьмой в последовании вечерни полагалось два раза – первый раз – соответственно требованию нового порядка чтения вечерних молитв непосредственно после молитвы шестой, а второй, согласно с требованием старого порядка, во время «Сподоби Господи»; но нужно сказать, что такой: порядок чтения вечерних молитв был явлением исключительным, как можно заключать на основании единичности памятника. 588

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воскресное и вседневное богослужение Воскресное богослужение Первым богослужением седмицы является вечерня, совершаемая в вечер субботы и тематически относящаяся к воскресному дню. Октоих на каждый глас содержит две воскресных вечерни – малую и великую. Основная часть текстов этих двух служб совпадает. Наличие двух вечерен в Октоихе связано с тем, что великая вечерня под воскресенье входит в состав всенощного бдения, и потому ее начало передвигается на время после захода солнца. Малая же вечерня должна совершаться «прежде солнечнаго захождения дне субботнаго». Наиболее древним пластом воскресных песнопений Октоиха являются первые три стихиры на «Господи, воззвах». Они восходят к иерусалимскому богослужению доиконоборческого периода (IV-IX вв.). В большинстве стихир речь идет о крестной смерти Спасителя, сошествии Его во ад, воскресении и победе над смертью: Приидите людие, воспоим, и поклонимся Христу, славяше Его из мертвых Воскресение: яко Той есть Бог наш, от прелести вражия мир избавлей. Придите, люди, воспоем Христа и поклонимся Ему, прославляя Его воскресение из мертвых, ибо Он – Бог наш, избавивший мир от вражьего обмана. Твоим Крестом, Христе Спасе, смерти держава разрушися, и диаволя прелесть упразднися, род же человеческий, верою спасаемый, песнь Тебе всегда приносит. Твоим Крестом, Христос Спаситель, разрушена власть смерти и упразднена ложь диавола, род же человеческий, спасаемый верою, всегда приносит Тебе песнь. Просветишася всяческая воскресением Твоим, Господи, и рай паки отверзеся, вся же тварь восхваляющи Тя, песнь Тебе всегда приносит. Все озарилось воскресением Твоим, Господи, и рай снова открылся, все же творение, восхваляя Тебя, песнь Тебе всегда приносит. Воскресение даяй роду человеческому, яко овча на заколение ведеся, устрашишася сего князи адстии, и взяшася врата плачевная. Вниде бо Царь славы Христос, глаголя сущим во узах, изыдите: и сущим во тьме, открыйтеся. Тот, Кто дарует воскресение роду человеческому, как овца, веден был на заклание. Устрашились перед Ним князи ада и поднялись врата плача, ибо вошел Царь славы, Христос, говоря находящимся в узах «выходите» и тем, кто во тьме, «откройтесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

После изложения общих чинов и последований следует в Типиконе, с 16-й до 22-й главы, общий устав, касающийся некоторых песнопений и чтений в известного рода дни, именно: а) о светильнах на утрени (глава 16); б) о стихословии Псалтири (глава 17), т. е. в каком порядке должно быть рядовое чтение Псалтири при общественном Богослужении во все дни года, что указывается и в самой Псалтири; в) о стихословии песней: «Поим Господеви» и «Господеви поим» (глава 18), т. е. песней Св. Писания, которые положено петь на утрени пред тропарями канонов; г) о катавасии, «поемой в Господние, Владычны и Богородичны праздники и в воскресные дни и нарочитых святых всего лета» (глава 19); д) о днях, в которые на утрени по 8-й песни канона поется «Честнейшая» и в которые не поется (глава 20); е) о том, когда на литургии глаголются изобразительныя и когда – антифон праздничны и вседневные (глава 21). С 22-й до 25-й главы, включительно, говорится о священнодействиях, которые совершаются при общественном Богослужении, именно: а) о каждении Иереем или Диаконом, т. е. о том, в каких службах общественного Богослужения, в которое время и в каком порядке каждение бывает (глава 22); б) об отятии завесы и отверстии царских дверей (глава 23); в) о времени зажигания свеч на божественных службах в дни недельные, праздничные (глава 24), седмичные (глава 25). С 26-й до 31 главы предписываются правила для стоящих в храме Божием, именно: о том, в какое время при Богослужении должно братии стоять без жезлов (глава 26); каким образом следует канонархать (глава 27); о том, чтобы при пении не употреблять безчинных воплей, под опасением извержения из сана (глава 28); что при некоторых священнодействиях и молитвословиях надобно стоять с откровенными главами (глава 29); не творить беседы в церкви, не входить и не выходить во время чтения и т. п. (главы 30 и 31). С 32-й до 34-й главы говорится о трапезе и о посте. Указания касаются сперва вообще всех христиан, a потом–монашествующих, именно: в 32-й и 33-й главах излагается устав вообще для всех христиан касательно пищи, какая позволена им на трапезе в дни постные и не постные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

и Слезами очистивше... Мр. гл. 9 марта под стихирами креста подразумевает те же самые, но, кроме того, и те стихиры, которые в последовании вторника 4 седмицы названы «подобными Триоди дне» и суть следующие: Посреде земли... Мертв был еси... и Его же древле Моисей... Из всех этих 6 песнопений для стихир на Господи, воззвах надобно взять 4. Остальные же два, по Типикону, надобно пропеть на утрене среды в хвалитных стихирах. На И ныне же хвалитных стихир можно петь богородичен вечерних стихир: Зрящи тя тварь..., так как он остается не пропетым во вторник, если совершается литургия преждеосвященных даров. – После стихир на Господи, воззвах – «вход, прокимен и чтения дне, и Да исправится молитва»... и т. д. Если же во вторник почему-либо не будет литургии преждеосвященных даров, то песнопения 40 мучеников поются только на вечернем богослужении понедельника, на утреннем и дневном вторника до изобразительных включительно. На вечерни же вторника они уже не употребляются; для стихир на Господи, воззвах в этом случае назначаются все 6 стихир креста. 2) Если 40 мучеников случится в четверток Великого канона, то служба их правится во вторник 5 седмицы Великого поста. 3) Если 40 мучеников случится в субботу Акафиста, то служба их правится в неделю 5-ю Великого поста. Отдел III. Глава 25. О богослужении Страстной седмицы Вечерня накануне понедельника. Хотя неделя Ваий есть господский двунадесятый праздник, но вечером этого дня после 9 часа отправляется не великая, а вседневная вечерня, подобно тому, как и в другие недели Великого поста. Порядок вечерни в неделю Ваий такой же, как и в сии последние. Отличие состоит 1) в том, что стихиры на Господи, воззвах полагаются на 6, а не на 10, и все из Триоди Постной. На Славу, а равно на И ныне поются песнопения из Триоди же. 2) Вместо великого прокимна произносится обыкновенный дневной: Се ныне благословите Господа... со стихом, причем, однако, вход после стихир на Господи, воззвах положен. 3) Для стихир на стиховне назначены особые припевы: Воспойте Господеви песнь нову...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Следует, однако, заметить, что эти свидетельства не всегда согласуются между собою и в некоторых случаях одну и ту же молитву приписывают разным лицам. Так, напр., молитва «Владыко Боже Отче Вседержителю», если верить надписаниям, могла принадлежать и Василию Вел., и св. Мардарию, и св. Ефрему; молитва «Боже праведный и хвальный», составленная, по всей вероятности, св. Ефремом Сирином († 378 г.) 253 , в надписаниях усвояется также и преп. Никону. Подобного рода примеры показывают, что не все надписания могут считаться подлинными; а потому, во избежание ошибок, ими следует пользоваться с большой осторожностью. V. Состав инославных часов Богослужение инославных христиан – несториан, монофизитов, монофелитов и католиков, возникшее на почве первоначального единения их с вселенским православием , содержит в себе суточные службы, принятые и у нас, в том числе и часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й; только у маронитов-монофелитов нет, по-видимому, службы 1-го часа, которую они, по всей вероятности, отожествили с утреней. 16. Сирохалдейские часы На древнем сирохалдейском языке совершают богослужение халдеи и сирийцы. Халдеи, известные также под именем сирохалдеев, ассуритов и айсоров, – прежние несториане, а теперь, большею частью, униаты или православные, – имютъ, по их счету, семь суточных служб: полунощницу, утреню, 1-й час, часы 3-й и 6-й, 9-й час, вечерню и повечерие; при чем повечерие и часы всегда состоят почти из одних псалмов, сопровождаемых, как и у нас, разными тропарями и молитвами. Кроме обыкновенных, или вседневных часов, у халдеев есть и великопостные часы, которые во многом отличаются от первых и положены в те дни, когда не бывает литургии 254 . Богослужение сирийцев – монофизитов, или иаковитов (между ними есть также униаты и православные), сходно с халдейским не только по языку, но и по составу. Между прочим и в нем главное место занимает псалмопение; при этом особенно развито антифонное исполнение псалмов. Начинаются все службы малым славословием 255 . 17. Армянские часы

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

О том, каким образом петь «Блаженны» на Литургии, нужно смотреть в Типиконе. Обычно «Блаженны» поется из Октоиха, и рядовая песнь канона праздника святого из Минеи. Обычно возглашаются два прокимна (но конкретно надо смотреть Типикон); вместо «Достойно» надо петь задостойник. Богослужение Господских двунадесятых праздников отличается тем, что в сами праздники не поется песнопение «Блажен муж», кроме тех случаев, когда праздник попадает на понедельник. Другая характерная особенность Господских праздников – в том, что вместо «Честнейшую» поются припевы праздника. «Блажен муж» – 1-й антифон 1-й кафизмы, песнопение, которое прообразует пришествие Спасителя. «Блажен муж» – это наш Господь Иисус Христос . В случае Господского двунадесятого праздника стихиры на «Господи, воззвах» говорят о том же самом, поэтому повторять песнопение «Блажен муж» не имеет смысла. В Господские двунадесятые праздники в день праздника вечером совершается вседневная вечерня с великим прокимном, ради чего совершается вход с кадилом. Так бывает на Рождество, Богоявление, Сретение. В Богородичные двунадесятые праздники этого нет. На Литургии в Господский двунадесятый праздник поются специальные праздничные антифоны и говорится входной стих. При праздновании Богородичного праздника этой особенности нет, хотя в наших Минеях напечатаны праздничные антифоны и на Богородичные праздники (так называемые афонские), но это чисто афонская богослужебная традиция. Теперь – об отдании Господского двунадесятого праздника. Что такое отдание? Отпраздновали мы праздник, насладились его духовной радостью, и наступает время идти дальше, продолжать жить и готовиться к иным праздникам. Этот праздник следует закончить, и в день отдания повторяются самые торжественные песнопения самого праздника. Богослужение по уставу в отдание Господских и Богородичных двунадесятых праздников положено со знаком «красная скоба с тремя точками» – богослужение со славословием. Оно имеет свои особенности. Во-первых, поются только песнопения праздника. В уставе есть указания о соединении празднования отдания с праздником какого-либо святого, но чаще всего положены песнопения лишь праздника. Поются праздничные припевы вместо «Честнейшую», а кроме того, на Литургии поются праздничные антифоны. Это относится к Господскому двунадесятому празднику, про отдание Богородичного праздника можно сказать лишь то, что там положено славословие. Поются песнопения самого праздника. Так же, как и в самый праздник, поются праздничные каноны, праздничные стихиры (все это имеется в Минее).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На 1-м часе, который присоединяется к утрене, начального возгласа нет (сразу следует пение «Христос воскресе…», о чем ясно говорится в 50-й главе Типикона), тогда как малый отпуст обязателен. 3-й час обязательно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», но отпуста не имеет (по аналогии с другими видами часов). В этом случае после возгласа священника «Молитвами святых отец наших…» сразу поется «Христос воскресе…» и последование 6-го часа. На 6-м часе, который всегда следует сразу за 3-м часом, начального возгласа никогда не бывает, но отпуст на практике творится 237 . В пользу этого говорит то обстоятельство, что после вседневного 6-го часа также уместен отпуст (хотя на практике не совершается), так как литургия, совершаемая после 6-го часа, занимает исключительное место среди служб суточного круга 238 . Еще один аргумент в пользу отпуста на 6-м часе (любом, не только пасхальном) можно увидеть в 49-й главе Типикона в последовании понедельника 1-й седмицы, где предписывается творить отпуст на 6-м великопостном часе (хотя далее в тексте Типикона допускается и совершение 6-го великопостного часа без отпуста). Наконец, 9-й час обязательно начинается возгласом «Благословен Бог наш…» и совершается на практике с отпустом 239 (хотя вседневный 9-й час, совершаемый в храме, а не в притворе, отпуста не имеет). Для наглядности представим наши выводы в виде таблицы. Наличие начального возгласа и отпуста на пасхальных часах 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час Начальный возглас Малый отпуст Глава 6. Изобразительны Прежде чем перейти к рассмотрению важнейшего христианского богослужения – литургии, необходимо завершить изучение служб суточного круга, в который, как мы указали в I части книги, литургия не входит. Потому рассмотрим здесь чин изобразительных, которые могут быть причислены к суточному кругу богослужения, однако не являются его непременной частью, а совершаются после часов только тогда, когда не служится литургия в назначенное для нее время. Это может быть или в те дни, когда литургия совершается в соединении с вечерней, или когда отменяется по Уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010