8 окт. 1966 г. был определен, 30 окт. хиротонисан в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры во епископа Пермского и Соликамского. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I . И. часто посещал храмы епархии, в т. ч. отдаленные приходы. Положение верующих в уральских епархиях (Пермской и Свердловской) было нелегким, т. к. Урал являлся закрытой военно-промышленной зоной, где власти проявляли особую бдительность. Тем не менее под личным рук. И. был построен новый архиерейский дом, в к-ром устроили крестовый храм. Мн. монахини и миряне из соседней, Свердловской обл. приезжали к И. на богослужение и за наставлением. Он предоставил в Перми приют неск. монахиням, оставшимся без келий и места проживания, дал им послушание в просфорне при архиерейском доме. После перевода владыки на Ростовскую кафедру он продолжал духовно наставлять верующих из Пермской епархии, которые поддерживали с ним отношения. 31 мая 1973 г. назначен епископом Ростовским и Новочеркасским. 10 апр. 1977 г. возведен в сан архиепископа. Ростовская паства почитала и любила И. за отеческое отношение к прихожанам, терпение, отмечала его высокую молитвенность, уважение и отзывчивость к людям. Несмотря на болезни, И. часто посещал ближние и дальние приходы епархии, совершая богослужения и проповедуя. Особенно заботился об увеличении числа епархиального клира: за время его управления все приходы Ростовской епархии были обеспечены священниками. Скончался во время службы Похвалы Пресв. Богородице. 5 апр. 1982 г. отпевание совершили в кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы Харьковский и Богодуховский архиеп. Никодим (Руснак ; впосл. митрополит), Омский и Тюменский еп. Максим (Кроха ; впосл. архиепископ) в сослужении множества клириков Ростовской и др. епархий. Похоронен близ вост. стены кафедрального собора. Соч.: Свт. Иоасаф, еп. Белгородский, и его религиозно-нравственные воззрения: Канд. дис./ЛДА. [Л.], 1966; Речь при наречении во еп. Пермского и Соликамского//ЖМП. 1966. 12. С. 26-28.

http://pravenc.ru/text/578102.html

22 мая 1377 г. Г. осудил учение Дж. Уиклифа , направив буллы архиепископу Кентерберийскому, епископу Лондонскому, англ. дворянству, Оксфордскому ун-ту и кор. Англии Эдуарду III. Однако Эдуард III скончался (27 июня 1377) еще до прибытия папских булл в Англию. Коронованный же 16 июля 11-летний кор. Ричард II находился под опекой своего дяди, Ланкастерского герц. Джона, к-рый благоволил Уиклифу. Г. также продолжил борьбу с осужденными сектами бегинок , бегардов и вальденсов , действовавших на юге Франции и в Италии. 21 нояб. 1372 г. Г. установил для всей католич. Церкви праздник Введения во храм Пресв. Богородицы и пост - в канун праздника Рождества Пресв. Девы Марии. Папа утвердил монашеский орден Святейшего Тела Иисусова и орден отшельников св. Иеронима. Конституцией Г. «Super universas» Латеранская базилика окончательно получила статус кафедрального храма Римского епископа. 19 марта 1378 г. Г. издал буллу, вносившую изменения в порядок выборов папы и устанавливавшую, что папа может быть избран простым большинством голосов присутствующих кардиналов. Пребывание в Риме оказалось для Г. неспокойным. Отправленные на подавление мятежа войска во главе с кард. Робертом Женевским в 1377 г. устроили кровавый разгром г. Чезена. Негативное отношение к Г. как к иностранцу, подогретое жестокой расправой над Чезеной, вылилось в непрекращавшиеся беспорядки, в результате к-рых папа вынужден был в кон. мая 1377 г. переехать из Рима в Ананьи. Только через неск. месяцев, усмирив мятежников, Г. смог вернуться в Рим (7 нояб. 1377). В нач. 1378 г. он решил переехать в Авиньон, но, тяжело заболев, не смог отправиться в дорогу. Погребен в ц. Санта-Мария Нова (ныне Санта-Франческа Романа). На надгробье Г. изображен сидящим на коне, к-рого под уздцы ведет св. Екатерина Сиенская. Соч.: Lettres secrètes et curiales, relatives du pape Grégoire XI (1370-1378) à la France: Extraites des registres du Vatican. P., 1935-1957. (Fontes/Pont. comis. CIC; 12). 5 vol.; Lettres/Ed. C. Tihon. Brux.; R., 1958-1975. 5 vol.; Acta/Ed. A. Tautu. R., 1966.

http://pravenc.ru/text/166767.html

Пастырь с овцами. Фрагмент композиции «Рождество Христово» росписи ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Ок. 1275 г. Пастырь с овцами. Фрагмент композиции «Рождество Христово» росписи ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Ок. 1275 г. Очевидно, образцом для художников, расписавших ок. 1275 г. градацкий храм, были росписи ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница (1208–1209): одинаковы пространственное расположение главных тем евангельского цикла и золотой фон фресок, имитирующий мозаику. Однако в стиле живописи Г. ни заказчица, ни работавшие для нее мастера не стремились к воспроизведению образцов нач. XIII в. Самый близкий аналог этих росписей —фрески ц. Св. Троицы в мон-ре Сопочани (ок. 1265). Впечатление более высокого уровня исполнения росписи в Сопочани по сравнению с Г., возможно, усилено плохой сохранностью последних. В целом же живопись Г. принадлежит к лучшим произведениям серб. и визант. искусства 2-й пол. XIII в. В ней появился ряд новых иконографических тем, обусловленных литургическим влиянием: в алтаре — композиция «Служба святых отцов», расположенная в 2 яруса, в конхе диаконника — «Христос во гробе», а в конхе жертвенника — оплакивающая Его Богородица — тема, связанная с Плачем Богородицы над Христом из повечерия Великой пятницы. В куполе, как обычно, были изображены пророки с развернутыми свитками в руках, в парусах — евангелисты, а на стенах наоса — сцены Великих праздников. Между ними на сев. стене — «Успение Богородицы», на южной — «Рождество Христово». Эти соотнесенные друг с другом композиции имеют достаточно редкое размещение — в люнетах под куполом. Обширная иконография «Рождество Христово» мн. деталями, связанными, напр., с сюжетом «Поклонение волхвов» и др., напоминает иконы или миниатюры XII в. и, несомненно, сформировалась под влиянием литургии (см.: Maguire H. The Art of Comparing in Byzantium//The Art Bulletin. N. Y., 1988. Vol. 70. P. 88–103). В зап. части наоса, где находится погребение кор. Елены, размещены: на зап. стене — «Распятие Христово», на ближайшей арке — Этимасия и херувимы.

http://pravenc.ru/text/590597.html

В 1764 году из Служней слободы в д. Першину была перевезена деревянная Покровская церковь, а из Катайскаго острога (в 1765 г.) и деревянная к ней колокольня. В 1767 году церковь эта была освящена в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1792 г. к Першинскому Покровскому храму был пристроен придел, освященный в 1793 г. С увеличением числа прихожан в Першинском приходе, в начале XIX века явилась необходимость расширить существовавший храм, а вместе и мысль, взамен стараго деревяннаго храма, построить каменный. В 1816 году, по благословению преосвященнаго Иустина, епископа Пермскаго, заложен был каменный, двухэтажный, трехпрестольный храм. Нижний храм был освящен в 1820 г. в честь Рождества Христова. Придел вверху во имя св. пр. Божия Илии освящен был в 1832 г., а главный храм в честь Покрова Пр. Богородицы освящен в 1835 году. В 1844 году вокруг храма обведена каменная ограда с мраморными столбами и железными решетками. В таком виде Першинский храм существует и в настоящее время. Из предметов, обращающих на себя внимание, в Першинском храме можно указать на икону седми отроков Ефесских. Икона эта пользуется большим уважением как со стороны Першинских прихожан, так и окрестных жителей. В летнее время много православных посещают Першинский храм с целию поклониться пред иконою св. мучеников и испросить у них заступления и благодатной помощи больным детям. При Першинском Покровском храме есть приписная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь эта находится в д. Савиной (Дубасовой тож); воздвигнута она по инициативе крестьянина этой деревни Андрея Коновалова, пожертвовавшаго на построение церкви 1000 р.. В 1899 году церковь освящена. Кроме сего, в приходе существует пять часовен. В д. Песках деревянная часовня во имя Зосимы и Савватия., Соловецких Чудотворцев. Часовня эта очень древняя. Основание ей положено Далматовским монастырем до открытия самостоятельнаго Першинскаго прихода. В д. Морозовой деревянная часовня во имя Афанасия и Кирилла Александрийских; в д. Савиновой – деревянная во имя великомученика Артемия, в д. Бисеровой – деревянная во имя св. Николая Чудотворца и на поле, в 2-х верстах от с. Першинскаго, устроенная в 1894 году в память события 17 Октября 1888 года. 

http://sobory.ru/article/?object=06057

В 1811 г. каменный одноэтажный корпус (1752) был надстроен верхним этажом с настоятельскими кельями и теплой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (1816). 4 дек. 1827 г. корпус сгорел, но вскоре был отстроен и 10 дек. 1828 г. освящен вместе с теплой церковью. В 1836 г., при игум. Макарии, к-рый род. в Волынской губ. и с детства посещал Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру , монастырский диак. Василий Симонов принес из этой обители список Почаевской иконы, прославившийся чудотворениями. 28 нояб. 1848 г. архиеп. Тобольский Георгий (Ящуржинский) переосвятил домовый Казанский храм в честь Почаевской (Междугорской) иконы Божией Матери. На средства коммерции советника тобольского почетного гражданина Н. С. Пиленкова монастырская Почаевская икона была украшена серебряной позолоченной ризой (1 фунт 28 золотников). В 1859 г. тобольский купец Н. В. Неволин выписал из Москвы новую серебряную позолоченную ризу (7 фунтов 26 золотников), а прежняя риза была передана в тобольский храм ап. Андрея Первозванного. С Почаевским образом ежегодно 14-16 июля (в память избавления горожан от холеры в июле 1848 по молитвам перед иконой) совершался крестный ход из М. м. в Тобольск. 27 дек. 1852 г. монастырский Почаевский храм вместе с корпусом пострадал от пожара; 25 окт. 1853 г. отремонтированный и расширенный храм еп. Евлампий (Пятницкий) освятил в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Решением Синода от 12 окт. 1859 г. по прошению клириков и прихожан тобольских церквей было разрешено «ежегодное приношение» Почаевской иконы из М. м. в Тобольск. Икона с 29 июня до 5 июля оставалась там «и по усердию желающих вносима была в их домы» ( Сулоцкий. 2000. С. 179-180). Насельники и хозяйство Братия М. м. была малочисленна, хозяйство скудное. В 1805 г. в обители проживали 3 иеромонаха, иеродиакон и монах. 27 июля 1818 г. находившийся при архиерейском доме иером. Митрофан был определен в мон-рь, «дабы... не могло быть остановки в славословии Богу». В 20-х гг. XIX в. игум. Филарет просил архиерея об определении в М. м. иеромонаха или вдового священника, т. к. некому было совершать богослужения. В 1825 г. в обители проживали лишь свящ. Никифор и послушник Волков.

http://pravenc.ru/text/2562776.html

В XVIII веке монастырь значительно вырос и из-за недостатка места на острове был перенесён на близлежащий берег, где были устроены каменные братские и настоятельские кельи, храмовые и хозяйственные постройки. После большевистского переворота монастырь был закрыт. До нашего времени сохранилась часть монастырских двухэтажных келий, полуразрушенный храм Рождества Пресв. Богородицы и действующий колодец в центре монастырской территории. Желающие также могут пройти на пустынный высокий остров посреди Святого озера (сейчас он фактически является полуостровом) и побывать на том месте, где находился скит Пахомия, а впоследствии - храм с чудотворной иконой Св. Николая. Источник: Сайт города Егорьевска http://www.egorievsk.ru/ . Оригинал здесь . Николо-Радовицкий монастырь, в Егорьевском уезде. Описываемый необщежительный монастырь находится в 15 верстах от Рязани, близ села Радовицы. Местность, занимаемая монастырем, непривлекательна: она болотиста и бедна растительностью. Трудно определить точно, когда был основан этот монастырь. Предполагают, что он именовался раньше Акакиевой пустынью, основателем которой был старец Пахомий, пришедший в Россию из Греции в половине XV века. Акакиева пустынь находилась на острове, расположенном среди Святого озера; когда в ней явилась икона св.Николая Чудотворца, то пустынь была перенесена на теперешнее место, причем ее наименовали Николо-Радовицкою. Дальнейшая история монастыря не представляет интереса; можно только упомянуть о том, что в настоящее время монастырь вполне благоустроен. Пять монастырских храмов придают обители привлекательный вид, несмотря на убогую природу окрестностей. Соборный храм построен во имя св. Николая Чудотворца, с двумя приделами; другой храм - в честь Рождества Богородицы - построен в XVII столетии, с одним приделом. Тогда же построен храм во имя свв. праотцев Иоакима и Анны. Четвертый храм во имя свв. апостолов Петра и Павла, и пятый - тоже во имя св. Николая Чудотворца. Он находится на острове, где первоначально была Акакиева пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=04698

Согласно росписи 1615 г., в Н. П. м. находились храм святителей Кирилла и Афанасия Александрийских с приделами Покрова Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца и св. князей Бориса и Глеба, «да в трапезе древян храм Леонтий Ростовский» (Опись Новгорода 1617 г. Ч. 2. С. 327; Анкудинов И. Ю. Роспись новгородских церквей 1615 г.//НИС. 2008. Вып. 11(21). С. 377). Т. о., соборный храм к тому времени был перестроен. Обитель пострадала во время швед. оккупации Новгородской земли 1611-1617 гг. В росписи 1615 г. отмечалось, что все указанные в ней церкви и мон-ри «вызжены и разорены» (Там же. С. 382). Согласно описи 1617 г., в Н. П. м. «храм и паперть каменная разорены... был большой колокол... На монастыре строенье 5 келей, кровлей и сеней меж кельями нет и ограды около монастыря нет» (Опись Новгорода 1617 г. Ч. 1. С. 112). По переписной книге 1646 г., в Н. П. м. стояли «церковь каменная во имя Офонасия и Кирила, другой храм с трапезою во имя Левонтей Епискуп. А в церквах образы и ризы и колокола - строенье государево. А в монастыри игумен Генадей и з братьею». При обители отмечалось наличие «посадца» и «сельца», в к-рых жили «служки» с детьми общим числом 19 чел. (Писцовые и переписные книги. 2003. С. 94-95). В переписной книге 1678 г. имеются сведения о том, что в монастырской слободке расположены 6 дворов, в к-рых жили «служки» и бобыли, вдовий и крестьянский дворы; всего «служек» и работников насчитывалось 8 чел., в т. ч. крестьянин (Там же. С. 164-165). Согласно писцовой книге 1685-1686 гг., Н. П. м. имел двор в Новгороде на Ильиной ул., в к-ром проживал диакон находящегося рядом Знаменского мон-ря (Там же. С. 204). В 1651 г. для Н. П. м. мастер Ермолай Васильев отлил колокола ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 153). В 1744 г. монастырь владел 1235 крестьянами. До 1764 г. к обители был приписан Млёвский Свято-Троицкий муж. мон-рь (с 200 крестьянами) Вышневолоцкого у. Тверской губ., в этой обители попечением кирилловской братии построен каменный храм Св. Троицы (1756). В 1764 г. Н. П. м. был отнесен к 3-му классу, в 1776 г. к Н. П. м. приписан расположенный поблизости упраздненный Ситецкий Андреевский монастырь Новгородского у. ( Милютин В. О недвижимых имуществах духовенства а России//ЧОИДР. 1860. Ч. 3. Отд. 1. С. 143; Зверинский. Т. 2. С. 373).

http://pravenc.ru/text/2577779.html

Итак население Хрущовой Никитовки происходило около 1677 г., т. е. около того времени, как часть земель нынешней Никитовки дана была уманскому полковнику Никите Кондратьевичу в поместье. К тому же времени относилось и население Полковой Никитовки. Это было после того страшного разгрома, который в 1674 г.нанесли турки каза-кам правой сторони Днепра, и когда особенно пострадали поселения полков Уманского и Ладыжинского. «Оставшийся народ, говорит Величко, ни от кого не надеясь ни милости, ни обороны себе, многими таборами и толпами собрался со всех поветов и с скорбию сердеч-ною, с слезами на глазах прощался на всегда с прекрасными местами своими, перебрался на сию сторону Днепра.... Многие удалились в московские слободские полки и наполнили их собою, как и вся Украина левой стороны, пред тем малолюдная, с того времени наполнилась и умножилась жителями Украйны за-днепровской». Относительно первого храма в Полковой Никитовке можем указать на акт. «Ахтырского полку с. Ннкитовки поп Леонтий Емельянов объявил запись: року 1705 авг. 2 продал я о. Павел Васильев священник Губаровский мельницу на р. Мерле о. Емельяну Матвеевичу священнику Никитовскому за 300 золотых». В консисторском архиве сохранилась метрика Полковой Никитовки Успенской церкви священников Василия и Леонтия за 1720 г. По делу 1750 г. последний подписался: Леонтий Буцкий. По документам же видно, что в Полколой Никитовке был и другой храмхрам Покрова Богоматери. Около 70 лет назад тому в Хрущовой Никитовке существовали два храма, — один во имя Успения Пресв. Богородицы, другой во имя Свят. Николая. Первый храм Успения построен был здесь первым основателем Никитовки Никитою Кондратьевичем и при нем были свящешиками зятья его: Федор Стафиевичь и о. Марк. Первый из них в 1703 г. отдал Михаилу Никитичу Дорошевскому лес в обмен на мельницу с лесом и как при этом случае, так и в актах 1705 г. называется Успенским священником Никитовки, равно и сын его Осип Федорович Стафиевич, продавший в 1710 г. наслед-ственный дорошевский лес богодуховскому сотнику Федору Павловичу Павлову, в акте 1727 г. называется также священником Никитовским. В 1738 г. новый владелец Никитовки, Нежинский полковник Иван Семенович Хрущов просил и получил разрешение освятить новый храм в Никитовке во имя Чуд. Николая и в приделе престол во имя Алексея Митрополита. А в 1745 г. он же полковник получил грамоту с благословением перестроить старый Успенский храм владельческой Никитовкн.

http://sobory.ru/article/?object=04098

Ред. 2012 г.  В селе образован Александровский приход, в церкви расчищен уголок, 21 сентября 2011 года в храме был отслужен первый молебен, службу проводил протоиерей Олег Новиков; возле церкви установлена табличка. «Село Александрово на р. Высокой находится в 15 км. от Судогды и в 27 км. от Владимира. До 1764 года село Александрово с приходскими деревнями принадлежало Владимирскому Рождественскому монастырю. Деревни и починки (починок - название возникающего сельского поселения), образовавшие впоследствии Александровский приход, были пожалованы монастырю великим князем Василием Ивановичем в 1505 году. Церковь в селе Александрове была построена в начале 17 века; со времени построения церкви деревня Гориглядово стала называться селом Александровым, как принадлежавшая монастырю, где почивают мощи св. благоверного князя Александра Невского. В переписных книгах монастырских и церковных земель Владимирского уезда 1637 - 47 гг. об Александрове и его приходских деревнях сообщалось следующее: " В селе Александрове, что была деревня Гориглядова, церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом св. блг. кн. Александра Невского и другая теплая церковь св. Димитрия Солунского - обе древяны. " В конце Х1Х века в селе было 14 дворов. Эти деревянные церкви существовали в Александрове до конца 18 столетия. В 1794-1799гг. здесь был построен каменный храм. Теплый придел был освящен в 1794 году во имя св. вмч. Димитрия Солунского, но по освящении главного престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1799 г. теплый придел был переименован во имя св. блг. кн. Александра Невского. Этот храм был небольших размеров для такого многолюдного прихода. Поэтому в 1826 году он был значительно расширен и после этого в нем устроено 5 престолов: в холодном - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя Спаса Нерукотворенного образа и св. пророка Илии, в трапезе - во имя св. блг. кн.Александра Невского и св. вмч. Димитрия Солунского.  В храме было старинное напрестольное Евангелие печ. 1648 г. с подписью: " лета ......марта в 25 день сия богодухновенная книга приложена в церковь на престол Рождеству Пресв. Богородицы и св. вмч. Димитрию Солунскому и великому князю Александру Невскому, чудотворцу Владимирскому, из Рождественского монастыря в вотчине на Высокой реке в селе Александрове, приложил того же села многогрешный раб Божий Степан Иванов сын кузнец по своих родителях " .

http://sobory.ru/article/?object=03585

Много и долго молились Иоаким и Анна, наконец дали обещание, если Господь окажет им Свою милость, посвятить своего младенца Богу. Молитва их была услышана: Бог даровал им дочь, которую они назвали Марией. Так как Дева Мария сделалась Матерью Господа, то день Ее рождения – большой праздник для нас. В тропаре на день Рождества Божией Матери говорится: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». По-русски это значит, что рождение Пресвятой Девы принесло радость всему миру, потому что из Нее воссияло праведное солнце – Христос Бог наш, Который возвратил людям Божие благословение и, уничтожив смерть, дал нам вечную жизнь. В этот же праздник на утрени святая Церковь поет величание, или краткую песнь славословия в честь Божией Матери и Ея святых родителей: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое». Рождество Богородицы празднуется 8-го сентября. Недолго оставалась Пресвятая Дева в доме своих родителей. Когда Ей исполнилось три года, благочестивые родители Ее поспешили исполнить обет, данный ими еще до рождения их возлюбленной дочери. Ничто не удержало их: ни горячая любовь к Ней, ни боязнь опять остаться одинокими, ни слишком ранние годы Ее. Любовь к Богу и желание угодить Ему своей жертвой помогли им по возможности удержаться от горя при разлуке со своей единственной дочерью. Они собрали своих родственников, нескольких юных девиц – сверстниц Марии и, в сопровождении их, торжественно повели Ее во храм Иерусалимский. Когда Мария была приведена во храм, родители поставили Ее на первую ступень лестницы, которая вела в самый храм. Пресвятая же Дева, укрепленная Духом Святым, прошла все 15 ступеней и была введена первосвященником не только во Святилище, куда допускались одни священники, но, по вдохновению Духа Святаго, и в самую главную часть храма – Святая Святых, куда только раз в год мог входить первосвященник; «Ангелы Божии – по словам отца церкви, Григория Никомидийского, – невидимо окружали Ее и служили Ей». Потому и мы, в день славного Введения во храм Пресв. Девы, празднуемого Церковью 21-го ноября, воспеваем Ей: «Сегодня вводится в дом Господень Пречистый Храм Спасителя, драгоценный дворец и Дева, священный источник Божией славы, и вместе с Собою приводит благодать Св. Духа. Ангелы Божии поют Святой Марии, что Она – небесное селение». Святая Церковь воспевает Ей во время всенощной на день Введения хвалу в трогательных словах канона, т. е. песней, которые поются и читаются на всенощной в то время, когда верующие прикладываются ко Святой Иконе после чтения Св. Евангелия: «Отверзу уста мои и они исполнятся Духа и изреку слово Царице-Матери; явлюсь светлоторжествующим и в радости буду воспевать Ее вхождение». Это первая песнь канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010