Иакову делать собор «на подклетях с папертями, как Кириллов в Новгороде монастырь, и меж ими переходы, или как Соловецкий монастырь» (Акты. 21). Посетивший В. м. Антиохийский Патриарх Макарий III 19 авг. 1656 г. назнаменовал кресты на месте буд. престолов собора, выстроенного уже до сводов, и посвятил их: Успению Пресв. Богородицы (главный престол), во имя сщмч. Филиппа, митр. Московского, и во имя прав. Иакова Боровичского. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы был освящен 16 дек. 1656 г. Патриархом Никоном в сослужении Новгородского митр. Макария, Крутицкого митр. Питирима, Тверского архиеп. Лаврентия , настоятелей крупнейших рус. мон-рей. К этому дню из Москвы была привезена и поставлена в соборе выполненная на Афоне копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери (список был исполнен по особому чину, с омовением оригинала св. водой, к-рая затем использовалась для приготовления левкаса копии). На средства Патриарха ко дню освящения собора государевым мастером А. Григорьевым был отлит колокол («Никоновский») весом 1000 пудов с изображением Никона. В архитектурном облике Успенского собора В. м. сочетаются традиции зодчества Рус. Севера (Новгорода) и правосл. Востока, прежде всего Афона; тип 6-столпного 5-главого сооружения роднит собор В. м. с соборами Московского Кремля. В результате реставрационных работ в XX в. храм получил палаточную кровлю с щипцами над закомарами; возможно, что первоначально кровля была плоской. Башенки завершались деревянными шатрами с небольшими главками, покрытыми осиновым лемехом. В традициях сев. зодчества фасад скупо декорирован. Двойные окна, объединенные аркой (в наст. время - только на фасадах башен-крылец с сев. и юж. входов), являются главным декоративным мотивом; возможно, до реставрации в XIX в. они использовались также в отделке основных фасадов и галереи. Внешний облик собора отражает внутреннюю конструкцию, лопатки фасада повторяют столпы. Средний неф шире боковых, солея широкая и проходит по вост. граням средней пары столпов.

http://pravenc.ru/text/153903.html

игум. Спасо-Каменного мон-ря, о строительстве храма в честь Успения Пресв. Богородицы. Епископ дал преподобному икону Пресв. Богородицы и церковную утварь. От св. блгв. кн. Димитрия Васильевича и его супруги св. блгв. кнг. Марии , владевших Заозерьем - землями близ Кубенского оз., А. К. получил жалованные грамоты на деревни. Следуя их примеру, боярин Василий принес в дар А. К. дер. Колябино. Вскоре преподобный стал игуменом Куштской обители. В житии преподобного рассказывается о совершенном им чуде: во время набега татар на вологодские земли 5 татар явились в мон-рь, но пали на землю замертво, после того как игумен осенил их крестным знамением. Через неск. часов А. К. «возбуди» их и они «поидоша путем своим, славяще и хваляще милости святаго». Обладая даром прозорливости, А. К. предсказал благотворительнице мон-ря заозерской кнг. Марии ее кончину. Предчувствуя близость смерти, он заповедал построить теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца, указав при этом место постройки. В проложном житии преподобный описан как человек среднего роста, «излише сухой», круглолицый, с «тихими» глазами, круглой бородой по грудь, с темно-русыми, наполовину седыми волосами. А. К. преставился в воскресный день после совершения литургии и Причастия Св. Таин. По завещанию тело А. К. было положено вне ц. Успения у юж. стороны алтаря. Вскоре на могиле преподобного выросла рябина. У крестьянского мальчика, отломившего ветку с нее, сильно разболелась рука. Мальчик выздоровел, после того как помолился А. К. и приложился к его гробу. Это было первое посмертное чудо А. К. Местные жители брали ягоды с рябины и получали исцеление. По причине множества чудесных исцелений (в большинстве случаев больных, одержимых душевными болезнями) в нач. XVI в. А. К. стали называть «преподобным Куштским чудотворцем». Служба А. К. составлена ок. 1575 г. (РГБ. Троиц. 624, кон. XVI - нач. XVII в.), ее особенностью является то, что в ней тропари канона начинаются теми же словами, что и ирмосы . Др. вариант службы был составлен в XIX в., совр.

http://pravenc.ru/text/64374.html

Каменное строительство развернулось в мон-ре в XVIII в. После основания С.-Петербурга (1703) понадобилась большая дорога, проложенная с сев. стороны мон-ря. На этой стороне была возведена теплая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, упомянутая в описи 1720 г. (ГА Тверской обл. Ф. Р-638, Оп. 1. Д. 115). К 1720 г. рядом с храмом стояли каменные св. врата и часовня, предназначенная для исполнения треб проезжавших по дороге. В часовне находился старинный иконостас. В апр. 1742 г. в Малицкой слободе проездом из С.-Петербурга в Москву остановилась беременная гр. Мавра Егоровна Шувалова († 1759), статс-дама имп. Елизаветы Петровны . Она тяжело заболела в дороге и исцелилась после молебна перед иконой свт. Николая Чудотворца, благополучно добралась до Москвы и родила сына, к-рого назвала Николаем. Вскоре Шувалова вместе с супругом, президентом Военной коллегии гр. П. И. Шуваловым, стала благотворительницей обители. 1 марта 1743 г. на средства Шуваловых на заводе Демидова в Невьянске был отлит колокол весом 126 пудов 27 фунтов. С 1751 г. по обету и на средства гр. Шувалова († 1762) на территории М. м. началось возведение каменных построек, в результате сложился единый архитектурный ансамбль в стиле барокко. В центре, на месте разобранного Спасского храма (1676), был возведен в 1754 г. одноглавый двусветный 3-престольный Спасский собор с трапезной (с зап. стороны), правым приделом свт. Николая Чудотворца, левым - святых праведных Захарии и Елисаветы (впосл. помещение ризницы). По описи 1910 г., собор был 30 аршин в длину, 30 аршин в ширину, 22 аршина в высоту (Там же. Ф. 184. Оп. 1. Д. 195. Л. 1-5). Строила храм артель Фомы Павлова, крестьянина монастырской слободы Селижаровского Троицкого мон-ря. Внутри стены были полностью расписаны в 1861-1862 гг., новый иконостас помещен в 1862 г. В Никольском приделе был устроен склеп, в котором похоронили гр. М. Е. Шувалову ( 1759). Над св. вратами М. м. была возведена 3-ярусная колокольня. В июле 1891 г. в обитель был доставлен отлитый на московском заводе Самгина колокол, весивший 293 пуда 20 фунтов. На колокольне стало 6 колоколов, в т. ч. самый древний, отлитый при игум. Иоиле в 1687 г. весом 14 пудов; колокол весом 126 пудов 27 фунтов, отлитый в 1743 г. и пожертвованный Шуваловыми; колокол весом 52 пуда, отлитый в 1840 г. строителем Иоасафом; и последний - самый большой колокол, отлитый при архим. Данииле (Чижове). В XVIII в. по сторонам от колокольни симметрично располагались одноглавые церкви: на востоке - в честь Покрова Пресв. Богородицы (теплая) с часовней; на западе - во имя прп. Петра Афонского (не была достроена). На юж. стороне ограды была построена церковь, которую предполагалось освятить во имя мучеников Тимофея и Мавры, но в 1771 г. она была перестроена в настоятельский корпус. Кроме зимних и летних комнат в настоятельском корпусе имелось еще 6 келий.

http://pravenc.ru/text/2561730.html

  В праздник Введения во храм Пресв. Богородицы того же года он был принят послушником в Русский вмч. Пантелеимона монастырь на Афоне и поставлен на послушание в мастерскую по починке облачений; 6 апр. 1926 г., в канун праздника Благовещения Пресв. Богородицы, был пострижен в рясофор с именем Валентин, а 18 марта 1927 г.- в мантию с именем Василий. В 1927-1929 гг. учился греч. языку сначала в монастыре, а затем в Карее   Наряду с обычными послушаниями с 1929 по 1942 г. он исполнял обязанности монастырского секретаря-грамматика по греч. переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также сопровождал паломников-иностранцев, посещавших Афон в летнее время.   В совершенстве овладев греч. языком, исполнял канцелярские обязанности в монастыре и, получив доступ в книгохранилище обители с богатейшими архивами древних рукописей, начал изучать святоотеческое наследие, написал ст. «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» (1936).   Будучи в 1937 г. избран «соборным старцем», т. е. членом монастырского Совета, почти ежегодно назначался вторым чрезвычайным представителем мон-ря на общеафонских собраниях 20 монастырей, где обсуждались и решались наиболее важные святогорские вопросы.   В 1942-1945 гг. был представителем (антипросопом) Свято-Пантелеимонова мон-ря в Свящ. Киноте Св. горы, а в 1944-1945 гг. также членом Свящ. Эпистасии (адм. органа Афона). Поэтому именно Василий (Кривошеин) и пригласил советского посла.    В то время русский монастырь переживал острый кризис из-за непрерывного уменьшения числа братии в результате кончины ее престарелых членов и отсутствия пополнения по причине жестких ограничительных мер греч. властей, направленных против притока на Афон иностранцев, особенно русских.      Кроме того, ему как монастырскому секретарю и представителю в Киноте пришлось вести напряженную борьбу против таких ограничений, что вызвало резкое недовольство гражданской власти греков.     Вскоре после отъезда отца Софрония с Афона — 26 сентября 1947 г. в Салониках состоялся суд. По обвинению в сотрудничестве с немецкими оккупантами трибунал постановил приговорить группу русских и болгарских иноков к тюремному заключению: монаха Василия (Кривошеина) — к двум годам, монахов Панкрата и Вениамина из Пантелеимоновского монастыря — к одному году тюрьмы, а двух насельников Зографского монастыря — архимандрита Владимира и иеродиакона Панкрата — к одному году заключения; русского иеромонаха Владимира (Белозерского) освободили из-под надзора.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=895

АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128869.html

В сент. 1803 г. К. был рукоположен во митрополита Иконийского. Религ. жизнь епархии находилась в упадке, поэтому К. обратил особое внимание на духовно-нравственное просвещение народа. Он произносил проповеди на тур. языке (т. к. греки Иконийской митрополии говорили по-турецки), заботился о состоянии учебных заведений и открывал новые школы. К. продолжил научные занятия и собрал исторический, географический и археологический материал для труда об Иконийской обл. Впосл. на основании этого материала он издал географическую карту Иконийской обл. с комментариями, ценными в топографическом и эпиграфическом отношениях (Πναξ χωρογραφικς τς μεγλης ρχισατραπας το Ικονου. Βιννη, 1812; Ιστορικ περιγραφ το ν Βινν προεκδοθντος χωρογραφικο πνακος τς μεγλης ρχισατραπας το Ικονου. Κωνσταντινοπολις, 1815). 19 дек. 1810 г. К. по просьбе жителей города был переведен на Адрианопольскую кафедру. Он защищал паству от притеснения властей и занимался устройством народных школ. 4 марта 1813 г. К. был избран на Патриарший престол; 17 апр. состоялась его интронизация. В 1814 г. на средства вел. драгомана И. Аргиропулоса он реорганизовал больницу для моряков в К-поле, к-рая получила название Национального госпиталя. 4 дек. 1815 г. К. приписал к благотворительным учреждениям К-поля храм с чудотворной иконой Божией Матери «Суда» в Эгрикапы. Он заботился о состоянии приходских храмов и принимал меры, чтобы уменьшить их долги, увеличить доходы, создать внешнее благолепие (акты в пользу храмов Св. Духа на Санторине (Тире), Евангелистрии Пресв. Богородицы на Тиносе, вмч. Георгия Победоносца в Таксиархе (Кесарийская митрополия), вмч. Димитрия Солунского в Ксирокрини или Куручешме в К-поле). В 1814 г. синодальным постановлением при Патриархии была образована комиссия, обязанная посещать храмы и мон-ри К-польского архиепископского округа для ревизии их денежных дел. К. ревностно охранял церковные каноны. 9 июня 1814 г. был издан сигиллий по поводу запрещения брака между лицами, находящимися в 5-й степени родства. В Керкирской епархии был такой случай, и патриарх счел возможным применить экономию и простить нарушивших правила. 7 окт. 1818 г. К. известил Смирнского митрополита, чтобы он не допускал браков православных с инославными. К. издал грамоты, подтверждающие права ставропигиальных обителей: Олимпиотиссы Пресв. Богородицы мон-ря , Дионисия Олимпийского мон-ря , Киккского мон-ря на Кипре, Иоанна Предтечи скита близ Верии и др.

http://pravenc.ru/text/1840373.html

записан «род священноинока Лукияна»: «Дионисия схимонаха, Еуфимия схимонаха, Гавриила схимонаха, Анисии схимонахини, Еуфимии схимонахини, Иелисея схимонаха, Андреяна схимонаха, Ксении (приписано на правом поле листа.- Е. Р.), священноархимарита Кирила, священноинока Пахомия, [Сергея, Феодора], священнодьякона Серапиона, Лукияна схимонаха, Иякова, Сергия, Гавриила, Никона (над строкой приписано «дед».- Е. Р.), Козму (над строкой приписано «дед».- Е. Р.), [схимонахини Марины], инока Дионисия (над строкой приписано «затворникъ».- Е. Р.), инока Филарета (над строкой приписано «утопоша».- Е. Р.), инока Трифона (над строкой приписано «убиенного».- Е. Р.), схимонаха Ферапонта и Иосифа» (ГИМ. Барятин. 337. Л. 37-37 об., нач. XVIII в.). Когда мальчику исполнилось 8 лет, родители решили принять монашество. Возможно, это решение было связано с тем, что Галич подвергся сильному разорению в Смутное время. Иларион ушел с отцом в Брынский лес, где помогал ему расчищать место для буд. мон-ря, строил кельи (впосл. здесь возник мон-рь во имя Св. Троицы, существовал в кон. XVII в.). Димитрий, принявший постриг с именем Дионисий, сам обучил сына грамоте. После смерти отца юноша отправился в обитель святых Афанасия и Кирилла Александрийских на Мологе ( Зверинский. Т. 1. 22), здесь был послушником 3 года, затем перешел в Угличский Паисиев в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, где прожил год, после чего отправился в Александровскую слободу. Из беседы с местными жителями Симеоном и Марком Иларион узнал о существовании заброшенной церкви на погосте Псковитиново Раменье. В 1594 г. на этом месте трижды являлась храмовая икона Рождества Пресв. Богородицы из церкви дер. Игнатьева. По благословению патриарха Иова настоятель свящ. Григорий перенес храм на место явления иконы, а рядом поставил свой дом. В Смутное время священник покинул приход, церковь запустела. Иларион поселился при храме. В 1640 г. на погост пришел из вологодского Прилуцкого мон-ря иером. Феодосий Поморец, а с ним - некие «прихожие старцы».

http://pravenc.ru/text/2110831.html

Лит.: Бенескриптов Е. Сказание о св. чудотворной иконе Пресв. Богородицы «Всех скорбящих радость». СПб., 1859; Храм Богоматери «Всех скорбящих Радости», что на Ордынке в Москве. М., 1862, 19064; Георгиевский Н. , свящ. Ист.-стат. описание с.-петербургской Скорбященской церкви, что за литейным двором. СПб., 1866 [цв. воспроизв., публ. «Сказания» кон. XVII в.]; он же. Церковь «Всех скорбящих Радости» за Литейным двором//Ист.-стат. сведения о С.-Петерб. епархии. СПб., 1876. Вып. 5. С. 266-277; Сказание о св. чудотворной иконе Пресв. Богородицы «Всех скорбящих радости». СПб., 1888. М., 18922, 18943; Дебольский Г. С. Дни богослужения Правосл. кафолической церкви. СПб., 18949. Т. 1; Лавры, мон-ри и храмы на Св. Руси: С.-Петерб. епархия. СПб., 1908. С. 133-134; Скорбященская церковь в Петербурге и ее чудотворная икона//Рус. паломник. 1911. 48. С. 762-764; 49. С. 778-779. Икона из Тихвинской часовни у стеклянного завода в С.- Петербурге («с монетками», «с грошиками»). Существует неск. версий о том, как образ попал в часовню. Согласно 1-й, икона была вкладом купца С. И. Матвеева, имевшего торговые связи с заводом. Икона принадлежала его матери, урожденной Куракиной, в их семью «В. с. Р.» попала, после того как была выловлена из Невы. Согласно 2-й версии, икону прибило к берегу реки в том самом месте, где была построена часовня. По 3-й версии, ее пожертвовал в часовню некий купец из Ладоги, спасшийся от гибели во время бури на реке. Весьма вероятно, что эти предания относились первоначально к Тихвинской иконе Божией Матери , а после прославления иконы «В. с. Р.» были приписаны ей. Время построения часовни предание относит к эпохе царствования имп. Екатерины II и связывает с тем, что у этого места, где раньше был перевоз от стеклянного завода к дер. Клочки, некогда явилась по воде Тихвинская икона Божией Матери. В наводнение 1824 г. часовня была смыта и отнесена к дер. Клочки, затем восстановлена на прежнем месте Д. Туляковым. На прежнее место были возвращены и иконы. Впосл. часовня перестраивалась. До 1882 г. была приписана к Скорбященской ц. над вратами Александро-Невской лавры, затем к Борисоглебской ц. на Калашниковской пристани.

http://pravenc.ru/text/155562.html

По местному преданию, противоречащему свидетельству жития прп. Макария, в к-ром говорится о кончине В. К. ок. 1420 г., В. К. участвовал в военных действиях против кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки . Предание повествует, что в 1450 г., преследуя мятежного князя, В. К. убил под ним коня и вырезал у животного кусок кожи (отсюда выводится его прозвище Кожа, а потом и фамилия его потомков Кожины), к-рый привез в Москву вел. кн. Василию II Васильевичу вместе с луком и палашом Димитрия Шемяки. За это В. К. получил от вел. князя поместья: с. «Гритьково» (Гридково), дер. Семендяево, пустоши Карабузино и Спас-на-Холме, перечисленные в жалованной грамоте 1450 г. Семендяево вошло позднее в состав вотчины Макариева калязинского во имя Св. Троицы мон-ря . (в 1504 уже принадлежало мон-рю). В подлинности данной грамоты усомнился И. С. Беллюстин , А. А. Зимин доказал ее подложность: в день ее выдачи Василия II не было в Москве, где, как указано в тексте, был оформлен акт. Кроме того, трудно представить, что В. К. мог в 1450 г. участвовать в боевых действиях, поскольку тогда, ко времени рождения своего старшего сына Матвея в 1401 или в нач. 1402 г., он уже был бы в преклонном возрасте. В 1732 г. в Кожине, на месте древней церкви, рядом с к-рой находились могилы родителей, супруги и др. родственников прп. Макария, был возведен каменный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, над гробницей родителей и жены прп. Макария устроили деревянную сень. В нач. XX в. в храме в числе др. святынь хранилась икона Рождества Пресв. Богородицы, на обороте к-рой было написано: «Сеи образ Рождество Пречистые поставление Ивана Васильевича Кожина лет 7020 (1512)». По преданию, икона принадлежала родителям прп. Макария. В наст. время в бывш. с. Кожине сохранились полуразрушенная церковь и часть кладбища. Местная канонизация В. К. и его супруги Ирины Кашинской совершилась в нач. XX в., когда их имена были внесены архиеп. Тверским Димитрием (Самбикиным) в «Алфавитный список местночтимых святых Тверской епархии». Впосл. имена В. К. и Ирины Кашинской были включены в Собор всех святых, в земле Российской просиявших.

http://pravenc.ru/text/150809.html

После смерти в 1842 г. еп. Досифея епархия была присоединена к Акарнанийской епископии до 1852 г. (в состав которой в 1833-1852 также была включена и Нафпактийская епархия, названная в отличие от предшествовавшей ей Навпактской епархии не по городу Навпакту (ныне Нафпактос), а по административно-территориальной единице Нафпактия). Это образование получило наименование Этолийской и Акарнанийской архиепископии. В 1852 г. она была разделена на 2 епископии - Нафпактийскую и Эвританийскую (с зимней кафедрой в Нафпактосе и летней в Карпенисионе) и Акарнанийскую. Из Нафпактийской и Эвританийской епископии в 1899 г. была выделена Эвританийская епископия (с кафедрой в Карпенисионе), а Нафпактийская епархия присоединена к Акарнанийской епископии, в результате чего образовалась Акарнанийская и Нафпактийская епископия с кафедрой в Месолонгионе. В 1909 г. Эвританийская и Нафпактийская епархия снова объединились. В 1923 г. Нафпактийская и Эвританийская епископия возведена в ранг митрополии. В 1932 г. эта митрополия была упразднена, Нафпактия была присоединена к Фокидской митрополии, а Эвритания разделена между митрополией Этолийской и Акарнанийской и митрополией Фанарийской и Фессалиотидской. Однако из-за протестов жителей уже через год Нафпактийская и Эвританийская митрополия была восстановлена. Зимняя резиденция митрополита находилась в Нафпактосе, а летняя - в Карпенисионе. В 1978 г. на территории Эвритании была образована К. м., а в Нафпактии - Нафпактская и Айос-Власийская митрополия. 28 янв. 1979 г. хиротонисан 1-й митрополит К. м. Николай (Дросос), возглавляющий епархию до наст. времени. В 1982 г. по инициативе К. м. и об-ва «Евгений Этолийский» К-польским Патриархатом был канонизирован прп. Евгений Этолийский (Яннулис). В 1989 г. был заложен храм во имя Всех Эвританийских святых, освящен в 2002 г. В 2013 г. в епархии насчитывалось 97 приходских храмов, 1 домашняя церковь и 15 монастырских храмов (Δπτυχα. 2013. Σ. 603). Действуют 2 муж. мон-ря - Прусу и Татарны Пресв. Богородицы мон-рь (основан в 1111, возрожден на новом месте в 1969). 2 подворья мон-ря Пресв. Богородицы Татарны - свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, на окраине Карпениси (1971-1974) и прп. Марии Египетской близ Микро-Хорьо (1973), а также кафизма прп. Саввы Освященного в Трипотамо заселены женскими монашескими общинами. Кроме того, в епархии сохранилось 8 недействующих монастырей, в т. ч. монастырь Преображения Господня близ с. Враха (основан в XVII в., собор построен в 1745, фрески 2-й пол. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/1681139.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010