Так, постриженик серб. Хиландарского мон-ря прп. Никодим Тисманский основал на валашской земле ок. 1372 г. мон-рь Водица, а при покровительстве Раду I (1377-1383) - мон-рь Тисмана, где устроил жизнь иноков по уставу Св. Горы. В XV в. количество афонских мон-рей, к-рым оказывали покровительство валашские правители, значительно увеличилось. В 1433 г. правитель Александр Алдя (1431-1436) принял при своем дворе в Тырговиште игум. Моисея и даровал по его просьбе мон-рю Зограф 3 тыс. аспр. Братия мон-ря Филофея получила в 1457 г. от господаря Влада Цепеша (1456-1462) пожертвование в сумме 4 тыс. аспр. Одним из видных благотворителей афонских мон-рей в XV в. был господарь Влад Монах (1481-1495). В 1487 г. он даровал Свято-Пантелеимонову мон-рю 6 тыс. аспр, скиту св. Илии, основанному румын. монахом Косьмой,- 1 тыс. аспр. Он же повелел в марте 1490 г. выдать мон-рю Дохиар сумму в 3 тыс. аспр. Влад Монах был также благотворителем мон-ря Хиландар, о чем свидетельствует сохранившаяся грамота 1494 г. Хиландарский мон-рь получил 5 тыс. аспр в нояб. 1493 г. и от его сына, господаря Раду Великого (1495-1508). Последний даровал также Кутлумушскому мон-рю доходы от 2 валашских сел. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. В XVI в. господарь Нягое Басараб (1512-1521) пожаловал неск. сел и большие денежные суммы (10 тыс. аспр) Кутлумушскому мон-рю, благодаря к-рым были возведены новый храм свт. Николая, келлии, трапезная, больница и гостиница для паломников. Было выделено 700 аспр на содержание больницы и 500 аспр на дорожные расходы иноков, собиравших пожертвования на мон-рь. Был перестроен и украшен храм Вел. Лавры. В мон-ре Ватопед был построен храм, где была положена святыня Пояс Пресв. Богородицы. Тесные связи поддерживались с мон-рем св. Дионисия. Здесь был погребен митр. Унгро-Влахийский св. Нифонт (бывш. краткое время К-польским Патриархом под именем Нифонт II), во имя святого господарь возвел в мон-ре церковь.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Роспись купола кафоликона. 1660–1670 гг. Роспись купола кафоликона. 1660–1670 гг. Эсхатологической тематикой проникнута вся живопись кафоликона Н.: «Вознесение Креста ангелами», триумф христианства, и «Страшный суд» воспринимаются как предвестники Второго пришествия. Диагональное расположение 4 апсид образует монограмму Христа, сцены, изображенные по диагонали, связаны друг с другом с т. зр. их богословского прочтения: «Рождество Христово» с «Распятием Господним» (идея жертвы), «Преображение Господне» с «Вознесением Господним» (идея Богоявления). Исходя из того же принципа читаются и сцены в регистрах: «Сретение Господне» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» (принесение Младенца, приход юной Богородицы в храм); «Крещение Господне», «Снятие со Креста» и «Оплакивание Христа» (идея жертвы); «Воскрешение Лазаря» и «Сошествие во ад», «Вход Господень в Иерусалим» и «Уверение Фомы» (идея воскресения и победы над смертью). Т. о., во всех сценах конх 4 рукавов присутствует идея воскресения Господня. В интерьере повествование о земной жизни Христа начинается с композиции «Рождество Христово» (юго-зап. стена), тему развивают композиции на других стенах, завершает ее сцена «Вознесение Господне» (в сев.-вост. конхе). В конховых композициях изображения довольно статичны; напротив, в сценах следующего регистра движения фигур более динамичны. Третий и 4-й регистры, занятые полноростовыми фигурами святых воинов, расположенными с равными интервалами, развернутыми в 3/4 фигурами апостолов и святых, а также ктиторским рядом со строго фронтальными фигурами, по-своему завершают цикл единой системы живописи, как бы создавая опору для всей росписи. Ктиторский ряд представлен изображениями членов семейства Цулукидзе; в нижнем регистре юго-зап. апсиды вместо ктиторского ряда находится сцена «Чудеса вмч. Георгия». Мн. фигуры ктиторов достаточно сильно повреждены, нек-рые изображения полностью утрачены; все фигуры были снабжены надписями. В нижнем регистре юго-вост. апсиды из 4 ктиторов читается изображение только одного - Пааты Цулукидзе. Также сохранились изображения Мераба Цулукидзе, Бежана Цулукидзе, Георгия Цулукидзе и др., часто представленных вместе с супругами и известных по историческим документам и эпиграфическим материалам. Значение ктиторских фигур подчеркнуто их увеличенными размерами.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы в Ближних пещерах. Фотография. 2013 г. Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы в Ближних пещерах. Фотография. 2013 г. В росписи стены аркосолия с мощами прп. Никодима просфорника представлена 2-частная композиция: слева - больших размеров поясной образ святого на фоне с растительностью, очевидно прп. Никодима, а справа - чудесное погашение пожара прп. Спиридоном просфорником (аркосолий с его мощами расположен напротив аркосолия прп. Никодима). Сцена, где эти святые показаны в просфорне, имеется на гравюре из КПП 1661 г. и, очевидно, повлияла на композицию росписи. Значительные участки живописи сохранились в нартексе ц. Введения во храм Богородицы. На западной стене изображено преставление святого. Композиция восходит к гравюрам с тем же сюжетом из КПП 1661 г. Автор росписи практически без изменений заимствовал из гравюр мастера Илии изображения ангелов, принимающих душу умершего. Идентифицирующая сюжет надпись наполовину утрачена, однако в описи Ближних пещер за 1892 г. она названа «Преставление прп. Исаакия», мощи к-рого покоятся в аркосолии рядом с храмом. В описи это изображение указано как находящееся рядом с мощами, «у главы преподобного на стене» (Опись 1892 г. Л. 35. Ч. 156. Гл. 49). На пилонах восточной стены нартекса Введенской ц. представлены живописные образы Иисуса Христа и Богородицы с Младенцем (в наст. время расчищены из-под записей и закрыты стеклом). В ходе комплексных исследований 1978-1979 гг. под ними был обнаружен цветочный орнамент из красных маков и зеленых ростков (подобный орнамент сохр. на стенках свода аркосолия с мощами прп. Илии Муромца). Под изображением Иисуса Христа, на уровне 1 м от пола был открыт ранее неизвестный текст, написанный белыми красками по темному фону, из которого следует, что роспись в храме выполнил в 1687 г. «Исакий Драник маляр из Могилева» во славу своего небесного патрона прп. Исаакия затворника. Т. о., 1687 год можно считать началом художественного оформления Ближних пещер, укрепление и частичная перестройка к-рых, связанная прежде всего с канонизацией лаврских святых, проходили со 2-й пол. XVII в.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОДЖЯНИ МОНАСТЫРЬ Бачской епархии Сербской Православной Церкви, находится в одноименном местечке недалеко от г. Бачка-Паланка. Назван по имени своего основателя Богдана, торговца из Далмации, к-рый, согласно преданию, получил чудесное исцеление глаз по молитве к Богородице, умывшись водой из источника. Основанию мон-ря оказал содействие воевода Димитрий Якшич, благодаря ему у венг. кор. Матьяша Хуньяди (Матвея Корвина) было получено разрешение на строительство (1443-1490). Кроме храма на месте своего исцеления Богдан построил 4 кельи для монахов и приобрел земли. Первым игуменом Б. м. был иером. Никанор, постриженик мон-ря Ресава. Строительство главного храма в честь Введения во храм Пресв. Богородицы закончили в 1478 г. В 1565, 1675 и 1695 гг. мон-рь разорялся турками и восстанавливался соответственно в 1578, 1678, 1698 гг. В 1695-1708 гг. Б. м. был резиденцией еп. Ефтимия (Дробняка). Во время восстания Ракоци в 1705 г. мон-рь был вновь разграблен и сожжен; в 1711 г. он пострадал от наводнения. Строительство новой, четвертой по счету церкви завершилось в 1722 г. на средства Михаила Темишварлии из Сегедина. От древней ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1468) сохранились только фундаменты. На ее месте в 1722 г. построили большую церковь, крестово-купольную, одноглавую, с прямоугольными певницами с сев. и юж. сторон трансепта. В 1780-1790 гг. пристроили с зап. стороны барочные колокольню и фронтоны над певницами. В сер. XVIII в. возвели монастырские службы. Постройки Б. м. пострадали при пожарах в 1755 и 1758 гг. Ремонтные работы производились с 1787 до 1790 г. Роспись собора выполнена в 1737 г. артелью живописца и гравера Христофора Жефаровича (нач. XVIII в.- 1753). В выборе и размещении тем, гл. обр. в их иконографии, Жефарович следовал афонской традиции своего времени. В апсиде изображены Евхаристия, Служба св. отцов, образ Богоматери «Ширшая небес», Введение во храм, Благовещение, а также композиция, иллюстрирующая текст задостойника литургии свт.

http://pravenc.ru/text/149633.html

6) Крестовая ц. в честь Успения Пресв. Богородицы заложена в 1861 г. на 3-м этаже архиерейского дома, левый придел освящен во имя свт. Тихона Задонского. Двухъярусный иконостас - работы С. В. Постемского, роспись храма - П. С. Титова. Закрыта в 1926 г. и передана Педагогическому музею, затем до 2000 г. в ней находился ЦНИИ«Прометей». 7) Домовая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы освящена в 1896 г. митр. Палладием (Раевым), при расширении трапезной архиерейского дома архит. Л. П. Андреевым. Закрыта в 20-х гг. XX в., в здании находилось овощехранилище. 8) Над Св. вратами лавры 15 июля 1786 г. была освящена ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенная по проекту И. Е. Старова. 12 янв. 1904 г. в ней был открыт латыш. приход, настоятелем к-рого стал свящ. Адам Симо. Постановлением Ленсовета закрыта в окт. 1931 г., в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры. В 1993 г. возвращена РПЦ. На территории лавры расположены 3 кладбища. Большинство надгробий и памятников выполнены лучшими рус. скульпторами: Ф. И. Шубиным, И. Г. Остеррайхом, Ф. Г. Гордеевым , И. П. Мартосом , М. И. Козловским, М. Г. Крыловым, И. П. Витали . Старейший из петербургских некрополей - Лазаревский свое название получил от каменной ц. во имя прав. Лазаря, построенной в 1717 г. близ деревянной Благовещенской ц. над местом погребения царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. В 1787 г. на средства гр. Н. П. Шереметева храм был расширен, на месте разобранной деревянной Благовещенской ц. построена трапезная Лазаревского храма, 18 авг. 1790 г. состоялось освящение обновленного здания. В 1836 г. по заказу Д. Н. Шереметева храм был перестроен по проекту архит. Тиблена, иконостас заменен одноярусным работы Я. Ф. Яковенко. Лазаревская ц. стала семейной усыпальницей графов Шереметевых . Осенью 1923 г. закрытая церковь вместе с Лазаревским кладбищем была передана об-ву «Старый Петербург», в 1932 г.- Музею городской скульптуры. В 30-х гг. из Феодоровской и Духовской церквей в Лазаревскую были перенесены надгробия. Здесь похоронены представители родовитых рус. фамилий, деятели XVIII в.: соратники Петра I Г. П. Чернышёв, С. Ф. Мещерский, П. Ф. Балк-Полев, а также Ф. М. Апраксин, И. Ю. Трубецкой, И. И. Шувалов, М. В. Ломоносов .

http://pravenc.ru/text/64492.html

и убили более 200 знатных сербов из окрестных городов и, вероятно, попытались разрушить обитель. После провозглашения Сербского государства, в 1806 г., при игум. Иоанникии, началось восстановление М. при помощи ресавского обер-кн. Милии Здравковича. В 1826 г. путешественник Иоаким Вуич отмечал, что церковь сильно пострадала при турках, настенная роспись сильно повреждена, на образах святых выколоты глаза, а монастырские здания разрушены. В Описи церквей и монастырей, действовавших в княжестве Сербия в 1836 г., данные о М. отсутствуют, вероятно, из-за ее плохого состояния. Масштабное восстановление завершилось в 1844 г. при поддержке сербского кн. Александра Карагеоргиевича. В 80-х гг. XIX в. австр. путешественник Ф. Ф. Каниц сообщал, что М. находится в хорошем состоянии, имеет 2 прихода и большие земельные владения. В 1954 г. монастырь стал женским. В 1959-1962 гг. в храме проведены реставрационные работы, худож. Б. Живкович восстановил 641 кв. м фресок (из них 140 кв. м впосл. были утрачены). В 2006 г. во время исследований были обнаружены останки деспота Стефана, похороненного здесь в 1427 г. Храм М., прототипом к-рого является собор афонского мон-ря Ватопед , имеет основу вписанного креста, комбинированного с триконхом, возведен из тесаного камня. Храм венчают большой и 4 малых купола. С зап. стороны к храму примыкает притвор с куполом (после взрыва пороха восстановлен в 1735, сохр. первоначальный пол из плит разноцветного мрамора, в юго-вост. части находится могила деспота Стефана). Внешние стены храма украшены мелкими пилястрами и аркатурным фризом. Роспись церкви (завершена в 1418) является вершиной серб. изобразительного искусства того периода; считается, что ее выполнили мастера из Фессалоники. Программа роскошной и изысканной росписи отличается совершенством соотношения света и тени и богатейшей тематикой и включает (сохр. 1/3 фресок) крупные композиции двунадесятых праздников, сцены из жизни и чудеса Иисуса Христа (Благословение 5 хлебов, Иисус-Ребенок беседует с мудрецами в Иерусалимском храме и др.), Страстной и Богородичный циклы (Успение Пресв.

http://pravenc.ru/text/2561800.html

Алтарная преграда восстановлена с использованием первоначальных элементов - украшенных резьбой мраморных архитрава и внутренних колонок. Другие ее фрагменты (части парапета) в наст. время находятся в Археологическом музее г. Скопье. Частично сохранились первоначальные резные стукковые рамы предалтарных фресок-икон. В сев.-зап. компартименте имеется оформленное аркосолием в сев. стене место под захоронение, предположительно ктиторское. Богоматерь «Оранта». «Причащение апостолов». «Служба святых отцов». Роспись алтаря ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Богоматерь «Оранта». «Причащение апостолов». «Служба святых отцов». Роспись алтаря ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Росписи XII в. в центральной части сохранились до основания сводов, в угловых компартиментах - на всю высоту строения, в нартексе - на вост., юж. и сев. стенах. На стенах вимы и главной апсиды представлены композиции: «Служба святых отцов» (в нижнем регистре) и «Причащение апостолов» (в центральном регистре). Последняя дает самый ранний в визант. искусстве пример изображения 2 апостолов (в данном случае Андрея и Луки) в момент целования. В куполах жертвенника, диаконника, юго-зап. и сев.-зап. компартиментов представлены погрудные образы благословляющего Иисуса Христа со свитком в иконографических типах «Еммануил», «Ветхий денми», «Священник» и «Пантократор». В барабанах всех этих куполов впервые в визант. купольных росписях нашел отражение церковный ритуал: фигуры ангелов, в диаконских стихарях, с орарями, показаны шествующими, каждый с дароносицей в левой руке и с кадилом в правой. В апсидах жертвенника и диаконника - полуфигуры Богоматери «Оранты» и св. Иоанна Предтечи со свитком в руке, текст к-рого призывает к покаянию (Мф 3. 2). На зап. гранях предалтарных столбов - фрески-иконы с полнофигурными образами Богоматери с Младенцем (с севера) и вмч. Пантелеимона (с юга). По сторонам от них, над проходами в жертвенник и диаконник,- фигуры арх. Гавриила и Богоматери, составляющие «Благовещение». В том же регистре в юж. рукаве креста на юж. стене - «Сретение», на западной - «Преображение»; в зап. рукаве на юж. стене - «Воскрешение Лазаря», на западной - «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм», на северной - «Вход Господень в Иерусалим»; в сев. рукаве на зап. стене - «Снятие с креста», на северной - «Оплакивание». В нартексе в люнете над порталом, ведущим в наос,- «Деисус», к северу от этого портала - часть фигуры святого в хитоне и гиматии и с развернутым свитком, к северу от входа в сев.-зап. компартимент - прп. Симеон Столпник.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

аспр (1619) ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С. 334-335; Μαμαλκης. Σ. 242-243, 257, 269). Кроме денежных пожертвований делались также различные ценные вклады, так в 1521 г. господарь Валахии Владислав (Влайку) передал в собор большую икону прп. Афанасия Афонского в серебряном с позолотой окладе, на к-рой был изображен и сам господарь вместе с супругой ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С. 350). В 1489 г. в В. Л. проживало 300 монахов, а в 1518/19 и 1530 гг.- 200 ( С. 99). В 1522 или 1527 г. митр. Серрский Геннадий на свои средства произвел ремонт башни Цимисхия, где находился параклис во имя первомч. Стефана, и братской трапезной. В 1535 г. живописец Феофан Критский расписал соборный храм В. Л. (по заказу Веррийского митр. Неофита), а в 1560 г. Франгос Кателанос из Фив - параклис свт. Николая (на деньги мон. Киприана). Избиение вифлеемских младенцев. Роспись кафоликона. 1535 г. Мастер Феофан Критский. Фрагмент Избиение вифлеемских младенцев. Роспись кафоликона. 1535 г. Мастер Феофан Критский. Фрагмент Тяжелым экономическим ударом для В. Л. была конфискация султаном Селимом II (1566-1574) всех подворий и владений афонских мон-рей с предоставлением права их выкупа монахами ( С. 49-52). Если хиландарский игум. Паисий (1550) и игум. Пантелеимонова мон-ря Иоаким (1560) упоминают 300 иноков, то в тур. налоговом реестре 1569 г. насчитывается всего 140 чел. ( С. 99). В 1574 г. на праздник Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь возвратился к общежительному уставу. Это событие произошло при участии Александрийского Патриарха Сильвестра (1566-1590), прибывшего в В. Л. для составления 5-го Типикона, утвержденного в 1574/75 г. сигиллием К-польского Патриарха Иеремии II ( Meyer. S. 215-218). В том же году игуменом преобразованного мон-ря был избран иером. Иосиф, а после него - Феодул. Со 2-й пол. XVI в. начинают возникать афонские скиты. Первым был основан принадлежавший В. Л. скит св. Анны (1572 или 1575). Если в 1583 г. в самой Лавре проживало 150 монахов, то в скитах - 94 чел.

http://pravenc.ru/text/150059.html

В нач. XXI в. в Ватопеде и в др. афонских обителях выполнено неск. точных списков чудотворной иконы для храмов в России (в иконописной технике на доске, фон золотой): для московских церквей в честь ватопедского образа на Ходынском поле (ок. 2004), на Каховке (2016), для жен. мон-ря в честь «О. или У.» и. в с. Вел. Ольшанка Васильковского р-на Киевской обл. на Украине (2010; роспись одесского иконописца С. Кравцова в мон-ре посвящена истории чудотворного образа, созданию его списка для ольшанской обители и торжественной встрече его сестрами мон-ря), для пещерного Ляданского муж. мон-ря (Белоруссия), где устроен домовый храм с таким же посвящением. Рисунок с «О. или У.» и. для Миней МП выполнили прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина. Полная бденная служба иконе была составлена в Руссике схим. Аркадием (Любовиковым; 1830-1908) (хранится в б-ке афонского Пантелеимонова монастыря; см.: Русский афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2012. С. 268. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 1)). Рифмованный (с особым напевом) акафист иконе написан проф. П. П. Мироносицким в 1928 г. (начальные буквы строф образуют акростих «Ангелов радосте, миру отрадо»). Лит.: Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца киевскаго, монаха антиохийскаго, путешествие к св. местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723, и оконченное в 1747 г. СПб., 1778. С. 629; Изображение икон Пресв. Богородицы, в Правосл. Церкви прославляемых, с кр. о них сказаниями и с присовокуплением умилительных молений к Божией Матери. М., 18532. С. 1; Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Божией Матери и др. святых. Цареград, 1861. С. 39-41. Вкл.; Сб. изображений явленных и чудотв. икон Пресв. Богородицы, в Правосл. Церкви прославляемых. М., 1866. С. 7. Вкл.; Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские мон-ри и скиты. М., 1880. Ч. 2. Отд. 2. С. 56-57; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 472-485. 1212-1218; Кн. 4. С. 673, 678. 1216, 1218; Снессорева С.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежной живописи. Настенная роспись (Фрески и др. техники) ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ВЛАХЕРНСКИЙ МОНАСТЫРЬ памятник поздневизант. архитектуры и живописи, расположенный к северо-востоку от г. Арта (Эпир, Греция) ДИЛИУ мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в сев.-вост. части острова на оз. Памвотида (Янина, Сев. Греция) ЗАВАЛА муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви ЛАГУРКА (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) ЛЫХНЫ архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии

http://pravenc.ru/rubrics/123156.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010