В июне 1992 г. Г. м. был возвращен РПЦ, 1 июля того же года состоялось первое богослужение. 14 янв. 1993 г. освящен восстановленный храм во имя прп. Сергия Радонежского, 1 июля того же года мон-рю возвращен собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 23-25 июля 1995 г. Г. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 14 дек. 2002 г. постановлением Синода Белорусской Церкви мон-рь получил статус ставропигиального и переведен под упр. Патриаршего экзарха. К июлю 2006 г. в Г. м. проживали игуменья, схимонахиня, 4 монахини, 5 инокинь, 6 послушниц; настоятельница с 10 мая 1992 г.- игум. Гавриила (Глухова). С 1992 г. при Г. м. действует сестричество во имя вел. кнг. Елисаветы, окормляющее Гродненский детский дом и кардиологический диспансер. Молодежная группа, созданная в 2001 г., ведет миссионерскую и просветительскую работу. В воскресной школе при мон-ре обучается ок. 80 чел. Монастырские церкви Интерьер собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. 2006 г. Интерьер собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. 2006 г. Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1726-1751, архит. И. Фонтана) - купольный, бесстолпный, с планом в форме лат. креста (первоначально ориентирован на запад; в 90-х гг. ХХ в. алтарь перенесен на восток), рукава к-рого перекрыты цилиндрическими сводами. Увенчан куполом с луковичной главкой на барабане над средокрестием, двумя 4-угольными башенками с 2-ступенчатыми главками над боковыми рукавами планового креста. Вдоль вост. рукава храма пристроены 2 пониженных придела. Главный фасад декорирован плоскими пилястрами с развитым антаблементом и треугольным фронтоном; в стенах боковых крыльев прорезаны окна различной формы и размера. Внутри храма над сев. крылом трансепта расположены хоры. В 1848 г. на пожертвования горожан собор был капитально отремонтирован, сооружена каменная ограда. В 1997-2000 гг. произведена внутренняя роспись храма. На средства ген.-губернатора края Муравьёва была построена и 4 окт. 1866 г. еп. Брестским Игнатием (Железовским) освящена теплая ц. во имя прп. Сергия Радонежского. Это прямоугольная в плане, зального типа, без выраженной снаружи алтарной апсиды церковь. Выдержана в формах классицизма: углы здания отмечены рустом, фасады расчленены плоскими пилястрами и завершены антаблементами, окна оформлены наличниками с треугольными фронтонами. В 1891 г. в Г. м. был построен 2-этажный хозяйственный корпус, к 2006 г. монастырский комплекс включает также неск. келейных корпусов и дом игумении. Святыни

http://pravenc.ru/text/168165.html

В палеологовскую эпоху в иконографии композиции «Введение во храм» акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Праведные Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие (Кралева ц. в мон-ре Студеница), девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда изображается со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святая Святых, со слетающим к Ней с небес ангелом евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером хлебца и четким изображением на нем креста (Хиландар). Эта тема также продиктована песнопениями службы В.: «                            » (3-я стихира на хвалитех, глас 1). В росписи притвора Боянской церкви (Болгария), 1259 г., Богоматерь в сцене питания небесным хлебом представлена стоящей рядом с ангелом за престолом в Святая Святых. В росписи алтарного свода Успенского собора Московского Кремля, 1642-1643 гг., композиция изображена в интерьере пятиглавого храма, а ветхозаветная Святая Святых представлена как алтарь храма новозаветного, над престолом к-рого на ступенях сидит Богородица, к Ней слетает ангел с кадилом в руке. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 60-е гг. XIV в. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 60-е гг. XIV в. В целом мало изменявшаяся на протяжении веков композиция «Введения во храм» иногда м. б. отмечена нек-рыми особенностями. Так, на новгородской иконе XIV в. (ГРМ) она показана в интерьере 3-главого храма, под его сводами висят светильники с горящими свечами. Фигурка Богоматери изображена на фоне высокого черного арочного проема. За Богоматерью справа в позах молитвенного предстояния - праведные Иоаким и Анна, девы, слева за прав. Захарией стоит Иосиф, св. Обручник. Появление образа прав. Иосифа на новгородской иконе, по мнению Лафонтен-Дозонь, может быть обусловлено влиянием композиции «Обручение Марии». Напр., на эпистилии XII в. (мон-рь Ватопед) сцены «Введение во храм» и «Обручение Марии» расположены подряд. Шатровая форма храма и висящие светильники обнаруживают сходство с шатровым киворием, украшенным светильниками в сцене «Введение во храм» в росписи ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (Кипр), 1192 г. В ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде, 60-е гг. XIV в., традиц. схема композиции так вписана в отведенное ей пространство, что группа дев со свечами оказывается отделенной от остальной части композиции оконным проемом. Экспрессия образов подчеркнута позой дитя Марии, восходящей на ступень храма. Этот мотив соответствует рассказу «Протоевангелия Иакова» о том, что, к удивлению присутствующих, Богородица самостоятельно поднялась по 15 высоким ступеням иерусалимского храма.

http://pravenc.ru/text/149979.html

Христос Эммануил, подающий схимы кор. Елене и кор. Урошу. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг. Христос Эммануил, подающий схимы кор. Елене и кор. Урошу. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг. В боковых проходах к нартексу в верхнем ярусе - Минологий, под ним - поясные изображения святых, ниже - в рост святые мученики и жены; в центральном проходе - портреты ктиторов. В нартексе, в куполах, находятся поясные изображения ап. Марка (в юго-зап.) и ап. Матфея (в сев.-зап.) в окружении ангелов, в барабанах - праотцы и пророки, на сводах - Минологий, в центре свода - «Праведные и ангелы в Руце Господней». Всю зап. и отчасти сев. стену занимает композиция «Страшный Суд». На вост. стене - сюжеты ветхозаветной истории: «Илия избивает жрецов Вааловых» и «Иов на гноище», под ними - поясные изображения преподобных, в следующем регистре - портреты серб. кор. Уроша и его жены Елены, родителей ктитора кор. Милутина; в юж. части той же стены изображено генеалогическое древо Неманичей (по историческим причинам отсутствует изображение Стефана Дечанского). На сводах хора размещены «Введение во храм» и, вероятно, «Сретение» (плохой сохранности); на стенах хора - пророки Самуил, Аарон, Моисей и Захария, ниже - преподобные, в т. ч. столпники. В куполе юж. парекклисиона находится поясное изображение ап. Иоанна Богослова, окруженного Небесными Силами, в барабане и на стенах подкупольного пространства - серафимы и святители; в конхе апсиды - Пресв. Богородица, ниже - ряд святителей и «Служба св. отцов». На стенах - «Благовещение» (дважды), «Встреча Марии и Елисаветы», «Покаяние Давида», «Три отрока в пещи огненной», «Прор. Илия в пещере», «Бегство в Египет», «Неопалимая купина», «Христос беседует с евреями о воскресении», «Христос благословляет отрока», «Христос запрещает ветрам и морю» и «Видение Петра Александрийского». Регистром ниже - изображения св. епископов и отшельников, в аркосолии - «Погребение Липлянского еп. Феодора» (сер. XIV в.) и портрет Феодора Бранковича (1429).

http://pravenc.ru/text/166413.html

Галактион, 3 белых священника, диакон, пономарь. В 1700 г. во владениях В. м. к востоку и юго-востоку от Волоколамска находилось 59 дворов, в 1754 г.- 70 дворов, где жили 502 крестьянина. В 1724-1728 гг. к В. м. был приписан верейский в честь Входа Господня во Иерусалим мон-рь. К 1764 г. мон-рю принадлежали вотчины, занимавшие 3803 дес.: Возминская подмонастырская слобода, с. Никольское, деревни Горки, Жданова, Муромцова. В слободке на р. Городне находились принадлежавшие мон-рю мельница и кирпичный завод. «Доходов денежных, так и хлебных со оных крестьян не сбиралось, а сбирались за столовые припасы». В 1764 г. В. м. был упразднен, насельники переведены в Иосифов Волоцкий мон-рь. Здания В. м. До сер. XVI в. в мон-ре существовали деревянные церковь и кельи. Согласно утраченной к нач. XIX в. закладной каменной доске, в 1537 г. в В. м. «по словеси архимандрита Луки» был заложен каменный собор в честь Рождества Богородицы, к-рый представлял собой крестово-купольный 4-столпный храм с системой повышенных подпружных арок, с 3 апсидами и 3 главами (центральной и 2 располагавшимися над приделами в юж. и зап. апсидах), позакомарным покрытием с круглыми киотами в средних закомарах. С сев., вост. и зап. сторон храм украшали перспективные порталы с килевидными архивольтами, керамическими сноповидными капителями и «дыньками». Церковь имела сложный профилированный цоколь, повторяющий форму баз колонок порталов; ее стены снаружи были украшены лопатками, разделявшими каждую из них на 3 прясла, и тонким карнизом посередине высоты храма, переходившим в карниз апсид. Исследователи относят собор к кругу дмитровско-тверских памятников 30-х гг. XVI в., включавшему собор во имя Св. Троицы («Белая Троица») в Твери, соборы в Дмитрове, в Оршине , в Мефодиевом Пешношском мон-ре и др. Пророки Наум, Аввакум и Софония. Роспись свода арки в ц. Рождества Пресв. Богородицы. Сер. XVI в. Пророки Наум, Аввакум и Софония. Роспись свода арки в ц. Рождества Пресв. Богородицы. Сер. XVI в. В 1792 г. храм подвергся перестройке: были разобраны малые главки над приделами, переложены центральный барабан в старых габаритах и все закомары, церковь получила 4-скатную кровлю.

http://pravenc.ru/text/155102.html

Деисус. Божественная литургия. Роспись конхи апсиды кафоликона. 1660–1670 гг. Деисус. Божественная литургия. Роспись конхи апсиды кафоликона. 1660–1670 гг. В конхе алтарной апсиды помещен 3-фигурный Деисус. На стенах вимы раскрыта многофигурная композиция Божественной литургии. В 3-м регистре представлен ряд апостолов, развернутых в 3/4, с закрытыми кодексами. В 4-м регистре расположены фигуры святителей, совершающих Божественную литургию, с раскрытыми свитками в руках; слева помещена фигура диакона с кадильницей в руках. Фигуры обращены к размещенной посередине литургической композиции «Поклонение Жертве», в центре к-рой находится потир с Младенцем Христом в нем. В куполе храма по груз. традиции изображена композиция «Вознесение Креста ангелами». Ниже помещены фигуры 12 пророков с открытыми свитками, под ними, между окнами,- 12 фигур отцов Церкви. Завершающий регистр росписи барабана состоит из 7 сюжетных композиций: «Жертвоприношение Авраама», «Ветхозаветная Троица», «Вознесение прор. Илии», «Ворон кормит прор. Илию», «Рождество Пресв. Богородицы», «Успение Пресв. Богородицы», «Брак в Кане Галилейской». В 4 боковых рукавах храма и в их конхах живопись распределена также в 4 регистра, здесь помещены композиции праздников, изображения отдельных святых и ктиторов. Просмотр ансамбля росписи начинается с юго-вост. апсиды, в конхе к-рой раскрыта многоэпизодная композиция «Рождество Христово», во 2-м регистре помещены сцены «Сретение Господне» и «Крещение Господне». В конхе юго-зап. апсиды находится композиция «Преображение Господне», во 2-м регистре - сцены «Воскрешение Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим». В конхе сев.-зап. апсиды - «Распятие Господне», во 2-м регистре - «Введение во храм Пресв. Богородицы» и «Снятие со Креста». В конхе сев.-вост. апсиды помещена сцена «Вознесение Господне», во 2-м регистре - сцены «Сошествие во ад» и «Уверение Фомы». Зап. рукав занимает многофигурная композиция «Страшный суд»: в люнете представлены композиции «Моление о втором пришествии», затем «Свернутое небо», «Рай», «Отверстый храм», «Огненная река», фигуры праведников и грешников.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

А. А. Лукашевич, А. А. Турилов Иконография Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Кралева в Студенице. 1314 г. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Кралева в Студенице. 1314 г. Согласно исследованию Ж. Лафонтен-Дозонь, изображение композиции «Введение Богородицы во храм» первоначально известно в составе цикла жития Богородицы. В монументальных росписях встречается с IX в. (капеллы Иоакима и Анны в Кызылчукур, IX в., Богородицы и святых Иоанна Предтечи и Георгия в Гёреме, нач. или 1-я пол. X в. (Каппадокия); собор Св. Софии в Киеве, 1037-1345; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря в Пскове, 40-е гг. XII в.; ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1295; ц. Богоматери в с. Сушица близ Скопье (Македония), кон. XIII в.; ц. Спасителя в мон-ре Жича (Сербия), 1309-1316; Кралевой ц. (святых Иоакима и Анны) в мон-ре Студеница (Сербия), 1314; ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия,Косово и Метохия), ок. 1320; собор мон-ря Хиландар на Афоне, 1320-1321; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Эта композиция в цикле жития Богородицы может располагаться в алтаре (собор Св. Софии в Киеве, ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница), в наосе (ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Кралева ц. в мон-ре Студеница), в параклисе (ц. Спасителя в мон-ре Жича, ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино), в зап. компартименте под хорами (собор Мирожского мон-ря), в нартексе (ц. Успения Богородицы в Дафни, мон-рь Хора). Как отдельное событие, литургически вспоминаемое и празднуемое Церковью, Введение Богородицы во храм изображено на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613), на иконах в составе праздничного ряда иконостаса (фрагмент эпистилия, XII в., мон-рь Ватопед; фрагмент эпистилия, кон. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; икона нач. XIV в., мон-рь Хиландар; икона из Кирилло-Белозерского мон-ря, 1497, КБИАМЗ), а также в монументальных росписях, где композиция представлена как самостоятельный сюжет.

http://pravenc.ru/text/149979.html

Вознесение. Роспись старого кафоликона мон-ря Каламиу. Ок. 1705 г. Вознесение. Роспись старого кафоликона мон-ря Каламиу. Ок. 1705 г. В конхе находилось изображение Богоматери (сохр. фигура одного из предстоящих Ей архангелов), ниже, видимо, располагались пророки (осталась только фигура царя Соломона), под ними - «Спас Недреманное Око». В конхе жертвенника изображен «Спас во гробе», ниже написаны имена для поминовения. На юж. стене алтаря помещены композиции «Прав. Иосиф Обручник забирает Богоматерь из Иерусалимского храма» и «Молитва прор. Захарии», под ними - погрудные изображения святых. Образ Христа Пантократора в центре свода наоса, окруженный евангелистами, был поврежден. В вост. части свода помещены «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение Господне» и сцены Богородичного цикла, сюжеты которых невозможно определить из-за плохой сохранности. В зап. части потолка на внутренней поверхности арки от замкового камня к сев. стене следуют композиции «Пилат умывает руки», «Радуйся, Царь Иудейский!», «Исцеление сына сотника» и образ вмч. Димитрия Солунского, а от замкового камня к юж. стене - «Тайная вечеря», «Жены-мироносицы у гроба» и «Исцеление слепца». Фрески на сев., юж. и зап. стенах расположены в неск. зонах. На сев. стене в верхней зоне представлены композиции «Успение Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы», в средней - погрудные изображения святых, в нижней - преподобные Иоанн Лествичник, Савва Освященный, Антоний Великий, Иоанн Дамаскин (в рост), Богоматерь с Младенцем на престоле и неизвестный святой; на обработанной части скалы, которая соприкасается с юж. стеной,- «Преображение Господне», под ним - сцены из Жития свт. Николая Чудотворца; на юж. стене в верхней зоне - «Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», во 2-й зоне - «Трапеза в Эммаусе», «Уверение ап. Фомы», «Жены-мироносицы и воскресший Спаситель», в 3-й зоне - «Явление Христа на море Тивериадском», «Исцеление расслабленного» и «Преполовение Пятидесятницы», в 4-й зоне - свт. Афанасий Великий, апостолы Петр, Павел и Андрей Первозванный, бессребреники Косма и Дамиан; на зап. стене в верхней зоне - «Распятие», во 2-й зоне - «Бичевание», «Несение креста», «Снятие с креста» и «Оплакивание», в 3-й зоне - «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Господне», ктиторская надпись над дверью, «Исцеление кровоточивой», в 4-й зоне - вмч. Георгий Победоносец, поражающий дракона, прмц. Параскева, арх. Михаил. Новый монастырь

http://pravenc.ru/text/1319917.html

Древняя живопись сохранилась только в среднем нефе. Она имеет черты раннего палеологовского стиля: мягкое колористическое моделирование объемов, пространственное соотношение архитектурного фона, появление антикизирующих мотивов в изображении второстепенных персонажей и др. Роспись Д. входит в ряд высокохудожественных памятников палеологовского стиля, распространенного как в Зап. (Лыхны, сер. XIV в.; Цаленджиха, 1384-1396; Хоби, кон. XIV в.; Зарзма, XIV в.; Мартвили, сер. XIV в., и др.), так и в Вост. Грузии (Набахтеви, 1413-1431; Тири, нач. XV в.). Отвержение даров. Роспись Успенской ц. XIV в. Отвержение даров. Роспись Успенской ц. XIV в. Композиционным стержнем росписи, объединяющим погрудные изображения обращенных к центру апостолов во 2-м регистре и «Службу св. отцов» в 3-м, является помещенная в конхе фигура Пресв. Богородицы с Младенцем, т. н. Кипрская, фланкированная архангелами. В центре сводчатого потолка изображен Мандилион, на крыльях подпружных арок - фигуры пророков, держащих свитки и атрибуты - прообразовательные символы Богородицы. Все надписи исполнены на асомтаврули. 11 сцен из жития Богородицы основаны на тексте апокрифического «Евангелия от Иакова». На юго-зап. откосе свода изображена композиция «Отвержение даров» (жертва в руках Анны - кролик, крайне редкий вариант). «Благая весть Иоакиму и Анне» разделена на 2 эпизода. Повествование продолжается сценой «Рождество Богородицы» на сев.-зап. откосе. В композиции прослеживаются нек-рые черты жанровой живописи. Сцена «Благословение Марии первосвященниками», как и др., дана в кратком варианте: 3 первосвященника, восседающие за овальным столом, благословляют младенца Марию, покоящуюся на руках прав. Иоакима. Фигурам придает жизненность моделировка объемов и колористическое решение; эмоциональное воздействие усиливают энергичные, широкие мазки белого цвета (наиболее выразительно выполнены фигуры Иоакима и Марии). Более крупная композиция «Введение Богородицы во храм» расположена в верхнем регистре зап. стены и заканчивается на арке. В сцене также присутствует эпизод питания Марии ангелом. 2 др. композиции, расположенные во 2-м регистре сев. откоса, сильно повреждены (вероятно, молящийся коленопреклоненный свящ. Захария, обручение и брак Девы Марии). Напротив расположено «Благовещение» и «Вразумление Иосифа»: сохранилась только стоящая перед Иосифом фигура Девы Марии с воздетыми руками на фоне архитектурных кулис.

http://pravenc.ru/text/178533.html

Образ трехликого Христа. Роспись над алтарем ц. Преображения Господня. 1535-1545 г. Мастер Онуфрий Образ трехликого Христа. Роспись над алтарем ц. Преображения Господня. 1535-1545 г. Мастер Онуфрий В 1963-1964 гг. близ З. был обнаружен памятник раннехрист. пластики, медный крест V-VI вв. Начавшиеся в 2008 г. на территории З. археологические раскопки показали, что монастырский комплекс некогда занимал площадь 7 тыс. кв. м. Тогда же под ц. Преображения Господня были обнаружены расписанный пещерный храм XII в. и 30 вырубленных в скале испосниц. Первоначальная роспись ц. Преображения не сохранилась. В наст. время в живописи собора выделяется 2 слоя. Фрески 1-го слоя (1368/69), частично сохранившиеся в притворе, необычны по иконографии. На зап. стене вопреки традиции помещены обычно располагаемые в алтаре композиции «Гостеприимство Авраама», «Причащение апостолов» и сюжеты нижнего регистра «Ангел, дающий устав прп. Пахомию» и «Причащение прп. Марии Египетской». На сев. и юж. стенах помещены ветхозаветные сюжеты («Встреча Иакова с Иосифом», «Жертвоприношение Авраама») и сцены Страстного цикла (в т. ч. редкая и никогда ранее не включавшаяся в него композиция «Недреманное Око»). В нижнем регистре стен, отделенном от этих композиций рядом с поясными изображениями святых,- фигуры преподобных в рост. Уникально изображение святителей Василия Великого и Григория Богослова в одеяниях преподобных, редко встречающийся образ - мч. Варвара. Очевидно, к этому же слою живописи принадлежит композиция «Преображение Господне» в арке на внешней стене над входом в храм. Фрески выполнены в стиле «монашеской» живописи Македонии сер.- 2-й пол. XIV в. и отличаются подчеркнутой выразительностью и сосредоточенностью образов ( Джурич. 2000. С. 246, 254). В XVII в. фрески были записаны, в 1962-1963 гг. проведены их расчистка и реставрация. В 1535-1545 гг. основная часть храма была повторно расписана мастером Онуфрием. В нижнем регистре изображены вмч. Феодор Тирон и мч. Феодор Стратилат, в верхнем - сцены «Рождество», «Сретение» и др. из жизни Спасителя. Над алтарем находится редкий по иконографии образ 3-ликого Христа, перекликающийся с выполненными в традиции палеологовского искусства образами Христа Софии из ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1295), из ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Хиландаре (1318-1320), из ц. Преображения Господня в Зарзме (сер. XIV в.). В экзонартексе сохранились росписи 1-й пол. XVII в.: «Страшный Суд», «Житийный цикл свт. Николая Чудотворца» и «Христос Ангел Великого Совета».

http://pravenc.ru/text/200097.html

При папе Сиксте V, стремившемся превратить Рим в столицу католич. мира, был завершен купол базилики св. Петра, на новых площадях воздвигнуты егип. обелиски - символы победы христианства над язычеством. Работы по возведению базилики св. Петра и созданию убранства храма продолжались при папах Павле V и Урбане VIII (храм был освящен в 1626). Др. важным художественным центром Италии благодаря деятельности архиеп. Ф. Борромео стал Милан. Борромео основал Амброзианскую б-ку (1607; открыта для публики в 1609), в состав к-рой входили музей христ. искусства и художественная школа. Мн. мастера, выполняя заказы религ. орденов, разрабатывали основные принципы барокко. Римские церкви Иль-Джезу (храм Римской коллегии иезуитов; 1568-1575) и Сант-Иньяцио (храм иезуитской casa professa; 1626-1650), а также ораторианская ц. Санта-Мария-ин-Валличелла (Кьеза-Нуова; 1575-1599), театинская ц. Сант-Андреа-делла-Валле (1591-1623), кармелитская ц. Санта-Мария-делла-Виттория (1605-1620) оказали существенное влияние на европ. архитектуру. Изменение архитектурных форм во многом определялось принципами К.: задачей архитекторов было создать идеальное здание для совершения мессы и чтения проповедей. Образцом такого подхода стала ц. Иль-Джезу с одним, но очень широким нефом, коротким трансептом и неглубокой алтарной частью. Массивный купол с широкими окнами в барабане, подчеркивавший значимость центрального пространства с алтарем и кафедрой проповедника, позволял сфокусировать внимание присутствующих на богослужении и проповеди. Пресв. Богородица с Младенцем и святыми. Роспись плафона ц. Монте-верджинелла. 1-я пол. XVIII в. Худож. Д. А. Ваккадо (Национальная галерея Каподимонте, Неполь) Пресв. Богородица с Младенцем и святыми. Роспись плафона ц. Монте-верджинелла. 1-я пол. XVIII в. Худож. Д. А. Ваккадо (Национальная галерея Каподимонте, Неполь) За пределами Италии покровительство орденов, особенно иезуитов, было наиболее заметно в Испан. Нидерландах, где главным центром католического искусства стал Антверпен (иезуитская ц.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010