Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись храма Протата. Ок. 1300 г. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись храма Протата. Ок. 1300 г. В верхней зоне сев. и юж. стен нефа расположены фигуры праотцев - от Адама до прав. Иосифа Обручника («Генеалогия»), на внутренних сторонах 2 арок - фигуры пророков и праведных. В 3-м сверху регистре на 4 столбах центрального нефа изображены евангелисты, во 2-м на юж. и сев. стенах трансепта - апостолы Андрей, Иаков, Фома и Филипп, Симон, Варфоломей, а в нижнем регистре центрального нефа и компартиментов - святители, преподобные, св. воины, целители и многочисленные мученики. Особенностью росписи является также соединение царственности и святости: святые представлены как насельники Царства Небесного - драгоценные стеммы-венцы у воинов великомучеников Георгия и Димитрия, богатейшее узорочье и подвешенные крупные жемчужины на одеждах, кодексы в золотых окладах с камнями и жемчугом на руках у святителей, золотая утварь в композиции «Успение Пресв. Богородицы» (светильники, кадило, курильница у ложа Богоматери, кацея в руках архангела); образы ветхозаветных царей в расшитых нарядах, с коронами и венцами, как, напр., пророк Моисей в одеждах первосвященника с венцом поверх головного покрывала на зап. своде арки. Можно отметить у авторов программы стремление изображать вместе святых, объединенных одним чином святости: напр., на юж. стене юго-зап. компартимента рядом стоят целители-бессребреники мч. Косма, вмч. Пантелеимон и мч. Дамиан. Как и в др. монументальных ансамблях той эпохи, в росписи присутствуют образы местных святых: из числа афонских подвижников - преподобные Афанасий Афонский, Павел Ксиропотамский, Петр Афонский, из святых, особо чтимых в Фессалонике,- вмч. Димитрий Солунский, мученики Нестор и Лупп, свт. Павел исповедник, прп. Григорий Декаполит, прп. Давид Солунский и мч. Александр Пиднский. Стиль Росписи храма Протата исследователи издавна относят к числу лучших образцов палеологовской живописи, отражающих переход от классического стиля XIII в. к новым поискам зрелого XIV в. По наблюдению Цигаридаса, «главные характерные черты живописи Панселина - монументальность соразмерных и сбалансированных композиций, повествовательный характер сцен, взаимосвязанность поз и движений, выразительность пластической моделировки телесной формы, заметной даже в женских фигурах, портретный реализм некоторых образов, адаптация моделей античного искусства, большое значение, придаваемое архитектурному фону, драматический элемент и идеализированный реализм, приспособленные к выражению глубокой духовности» ( Τσιγαρδας. 2008. Σ. 37). Неординарность, продуманность внутренних композиционных связей проявляются в различных деталях, напр., в композиции «Успение Пресв. Богородицы», занявшей всю ширину зап. стены, прямое участие Небесных Сил показано не только через присутствие ангелов, но и через их общение с пришедшими людьми.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Лит.: Πασδου. 2002. Σ. 32, 41-42, 69, 71, 73, 83, 86, 99, 135, 185, 192, 196, 200, 205, 212, 230, 238-239, 248, 250, 272, 276-277, 279. Церковь свт. Николая Чудотворца Каснициса находится на пл. Омония. Из посвятительных надписей и изображений известны имена ктитора магистра Никифора Каснициса и его жены Анны. Точное время строительства и украшения церкви неизвестно. По стилю живописи она датируется 60-80-ми гг. XII в. I. Архитектура. Церковь представляет собой небольшую однонефную базилику с сильно выступающей полукруглой апсидой. В толще вост. стены по сторонам апсиды сделаны 2 меньшие конхи. С зап. стороны нартекс занимает всю ширину церкви. В храме 2 входа: один - с зап. стороны, другой - с северной. В стенах сделано неск. маленьких окон, одинарных и двойных. В вост. части юж. стены - ниша с изображением патрона храма свт. Николая Чудотворца. Храм построен в характерной технике с чередующимися рядами необработанного камня и кирпича в 1-3 ряда. Верхние части стен украшены поребриком и фризом с прямоугольными керамическими плитками с диагональными насечками. Оригинальный декоративный элемент представляет фриз в верхней части стен с повторяющимися буквами N - инициалами свт. Николая Чудотворца и Никифора Каснициса. Снаружи стены храма тоже были расписаны, по крайней мере частично. В щипце над апсидой сохранились фрагменты фигуры свт. Николая Чудотворца с Иисусом Христом и Пресв. Богородицей и некоторые др. остатки росписей. Во время реставрации 1952 г. в нартексе был убран более поздний деревянный потолок и заменена кровля над всей церковью. Преображение Господне. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца Касницисса в Кастории. 1160-1180 гг. Преображение Господне. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца Касницисса в Кастории. 1160-1180 гг. II. Живопись. Внутреннее пространство церкви полностью покрыто фресками. Они расположены в 2 регистра, которые перебиваются окнами на продольных стенах, так что между окнами образуется дополнительный регистр. В верхней зоне по кругу размещено 11 крупномасштабных сцен евангельского цикла, начиная с «Благовещения Пресв. Богородицы» по сторонам апсиды и далее по юж. стене до «Сошествия во ад» в вост. части сев. стены. На вост. стене в щипце над «Благовещением» помещен Деисус, на зап. стене в верхней части - «Вознесение Господне», под ним - «Преображение Господне» и «Успение Пресв. Богородицы» (с редкой особенностью: голова усопшей Богоматери повернута вправо). Нек-рые сцены евангельского цикла выделены размером. Так, «Рождество Христово» занимает почти половину юж. стены; огромна композиция «Вознесение Господне», к-рая в базиликах часто расположена в щипце вост. или зап. стены (напр., в церквах Пресв. Богородицы Мавриотиссы близ Кастории, вмч. Георгия в Курбинове, ап. Иоанна Богослова в Веррии).

http://pravenc.ru/text/1681333.html

мужской во имя св. Иоанна Предтечи (Карион) близ сел. Ахладери (основан в нач. XVII в., собор построен в 1623) и 4 женских - Преображения Господня близ Кими (основан, по преданию, в XV в. афонскими монахами, достоверно известен с XVII в., отстроен в 1847, преобразован в женский в 1976), Успения Пресв. Богородицы (Мадзари) близ городка Оксилитос (основан не позднее 1529 как муж. мон-рь, в 1925 преобразован в женский), сщмч. Харалампия (Лефкон) близ Авлонари (основан в 1040 и был посвящен Введению во храм Пресв. Богородицы, собор отреставрирован в 1150, в 1835 обитель переименована во имя сщмч. Харалампия, здесь с 1925 по 1937 г. подвизался старец Порфирий (Байрактарис)), прп. Антония Великого близ Авлонари (основан в 2001). Монастырь вмч. Георгия Победоносца в крепости Скироса, основанный визант. имп. Никифором II Фокой , был серьезно поврежден во время землетрясения 2001 г. и закрыт для проведения реставрационных работ. Митр. Серафим (Роррис), возглавляющий в настоящее время К. и С. м., ведет активную общественную и духовно-просветительскую работу, в т. ч. открыл 2 просветительских центра «Святой Никодим Святогорец» в Кими и «Святой Георгий» в Аливери, дома престарелых «Святые Иоаким и Анна» в Кими и «Святой Николай» в Каристосе. Значительный вклад в изучение истории Эвбеи внес Мессинийский митр. Хризостом (Фемелис) (1965-2007), почетный председатель Общества исследований Эвбеи, Общества исследований Пелопоннеса, автор более 90 книг, посвященных главным образом истории этих регионов. В 1970 г. будущий предстоятель Элладской Православной Церкви архиеп. Иероним II получил награду Афинской АН за исследование «Средневековые памятники Эвбеи» ( Ιερνυμος (Λιπης), αρχιμ. Μεσαιωνικ Μνημεα τς Εβοας. Αθναι, 1971). Византийские памятники Деисус. Роспись ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» в с. Спильес. 1311 г. Деисус. Роспись ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» в с. Спильес. 1311 г. На территории К. и С. м. сосредоточено большинство эвбейских византийских храмов XIII-XIV вв., среди них преобладают небольшие базилики с высоким трансептом, в которых 2 цилиндрических свода поставлены один на другой, пересекаясь под прямым углом, и однонефные церкви с полуциркульным сводом.

http://pravenc.ru/text/1681057.html

Лит.: Darrouzès. Notitiae. P. 222, 235, 325, 362. N 2, 3, 10, 13; Καλοκρης Κ. Δ. Λμπης, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 105-108; Fedalto. Hierarchia. P. 544-545; Ανδρας (Νανκης), μητρ. Αρχιερες τς Κρτης κατ τν 20 ανα//Οκουμενικο Πατριαρχεου νετερα στορικ. Θεσ., 2004. Τ. 2. Σ. 230, 241-242; Δπτυχα. 2014. Σ. 921-925; Η επαρχα Αμαρου απ την αρχαιτητα μχρι σμερα: Πρακτικ του Διεθνος επιστημονικο Συνεδρου. Αθνα, 2014. Τ. 1; Η πρην επαρχα του Αγου Βασιλεου απ την αρχαιτητα μχρι σμερα: Πρακτικ του Διεθνος επιστημονικο Συνεδρου. Ρθυμνο, 2014. Τ. 2; users.sch.gr/markmarkou/katalog/ecp/lambi.htm [Электр. ресурс]. О. В. Л. Архитектура и изобразительное искусство В митрополии сохранилось более 150 церквей и часовен X-XVII вв. Стены многих из них покрыты фресками XII-XVI вв. разной степени сохранности. Большая часть росписей относится к XIV-XV вв., из них более 10 фресковых ансамблей точно датированы по надписям. Основание базилики (V–VI вв.) и ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XIV — нач. XV в.) в с. Тронос Основание базилики (V–VI вв.) и ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XIV — нач. XV в.) в с. Тронос От храмов IV-VIII вв., разрушенных в т. ч. во время араб. (IX в.) и венецианского (XIII в.) завоеваний, сохранились лишь основания, часто с напольными мозаиками. Таковы руины базилики на месте античного г. Сибрит (Сиврит). Храм (20,9×12,6 м; обнаружен в 1983) с напольными мозаиками, возможно, был основан в V-VI вв. Руины 3-нефной кафедральной базилики Пресв. Богородицы предположительно 2-й пол. VII в. сохранились близ с. Визари (34×17,3 м; перестроена в VIII-IX вв.). Храмы XIII-XVI вв. часто строились на месте древних, напр. ц. Успения Пресв. Богородицы кон. XIII-XIV в. над сев.-вост. частью базилики близ с. Тронос (в церкви сохр. ансамбль фресок кон. XIII - XV в.). Прп. Андрей Критский. Роспись апсиды ц. св. Анны близ с. Амари. 1225 г. Прп. Андрей Критский. Роспись апсиды ц. св. Анны близ с. Амари. 1225 г. Часто строили небольшие однонефные церкви (более 130), значительное количество таких храмов расположено в диме Амари и украшено фресками разных веков и стилевых направлений (классицизирующего и провинциального, линеарного и экспрессивного).

http://pravenc.ru/text/2462595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Успения Пресв. Богородицы. Ок. 1315 г. Грачаница, жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится в одноименном населенном пункте в 9 км от г. Приштина (Косово и Метохия). История монастыря Первоначально на месте совр. церкви Г. находилась раннехрист. базилика. До завоевания региона Болгарией в IX-XI вв. храм был кафедрой визант. епископии Дардания, в эпоху Первого Болгарского царства и после покорения Византией державы комитопулов (1018) - центром Липенийской или Липлянской (от названия рим. г. Ульпиана (серб. Липлян), находящегося близ Г.) епархии, к-рая в XI-XII вв. входила в состав Охридской архиепископии ( Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924. С. 25-26, 56, 62, 136, 162, 174, 184-185, 190, 193). Как серб. мон-рь Г. возникла не позднее правления св. кор. Стефана Первовенчанного (1197-1228), поскольку Стефан Урош II Милутин в повелье (грамота) упоминает о существовании обители во времена «родитель и прародитель» ( C. 93). О возобновлении обители при Милутине свидетельствует его грамота еп. Игнатию, выполненная в 1321 г. в технике фрески на зап. стене диаконника монастырского собора (изд. см.: Грачаничка Београд, 1994). В мон-ре продолжал находиться центр Липлянской епархии, иногда ее архиереи титуловались Грачаницкими, эта титулатура сохранилась и в сер. XVI в., когда Г. вошла в состав Новобрдоской митрополии. Кор. Милутин с моделью храма в руках. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг. Кор. Милутин с моделью храма в руках. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг. В 80-х гг. XIV в., до османского завоевания, Г. была крупным книгописным центром, связанным с княжеским двором Вука Бранковича в Приштине и, возможно, с серб. монастырскими скрипториями Афона. По повелению (архи)еп. Симеона в 1383 г. здесь была написана Минея служебная на апрель ( Записи. 1. 154), в 1388 г.- на октябрь (ГИМ. Хлуд. 146). Кроме того, в скриптории был переписан ряд рукописей, в т. ч. неск. комплектов минейного Торжественника (Архив ХАЗУ. III c 22. III c 24; б-ка мон-ря Дечаны, 98 ( 1979); Vindob. Slav. 33) архаичного состава (об их содержании см.: Mo š in V. irilski rukopisi Jugoslavenske Akademije. Zagreb, 1955. S. 165-175. 112, 113).

http://pravenc.ru/text/166413.html

Ветхий Денми. Роспись кафоликона мон-ря Като-Панагия, Греция. Сер. XIII в. Ветхий Денми. Роспись кафоликона мон-ря Като-Панагия, Греция. Сер. XIII в. Фрески сер. XIII в. сохранились в диаконнике: в конхе апсиды - погрудное изображение Ветхого денми, ниже, справа и слева от 2-частного окна, представлены фронтально стоящие иерархи: свт. Мелетий, еп. Антиохийский, свт. Никифор, патриарх К-польский, и сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. На боковых стенах диаконника изображены в рост свт. Модест, еп. Иерусалимский, сщмч. Антипа, еп. Пергамский, сщмч. Ипатий, еп. Гангрский, свт. Икумений, еп. Триккский, сщмч. Григорий, просветитель Армении, сщмч. Анфим, еп. Никомидийский. На сев. склоне свода помещена композиция «Двенадцатилетний Христос, проповедующий книжникам в Иерусалимском храме», на юж. склоне - «Прор. Захария, отвергающий дары праведных Иоакима и Анны». М. Хадзидакис считал, что стиль исполнения этих фресок тяготеет к позднекомниновскому ( Chatzidakis. 1967. P. 61). По мнению П. Вокотопулоса и В. Джурича, древнейший слой живописи К.-П. носит консервативный и провинциальный характер ( Βοκοτπουλος. 1997. Σ. 230; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 53). Д. Яннулис, соглашаясь с этими наблюдениями, тем не менее отмечает появление новых черт в трактовке ликов святых, в т. ч. психологизм, свойственный эпохе палеологовского возрождения ( Γιαννολης. 2010. Σ. 225-226). В. Н. Пападопулу, наоборот, считает росписи К.-П. монументальными и утонченными и не исключает, что мастера были приглашены из крупного культурно-художественного центра ( Παπαδοπολου, Τσιρα. 2008. Σ. 36). В ходе недавних реставрационных работ незначительные фрагменты визант. фресок обнаружены на нижних частях стен наоса и нартекса; в основном это декоративные пояса с геометрическим орнаментом. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись кафоликона мон-ря Като-Панагия, Греция. 1715 г. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись кафоликона мон-ря Като-Панагия, Греция.

http://pravenc.ru/text/1683917.html

Церковь в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Портик притвора. XIII в. Церковь в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Портик притвора. XIII в. Храм в честь Успения Богородицы зального типа и примыкающий к нему с юга портик украшены стенной росписью. Портреты ктиторов, царя Георгия III, царицы Тамары и Рати Сурамели, эристава Картли, расположенные в нижнем регистре сев. стены, позволяют датировать росписи 1184-1186 гг. В конхе апсиды изображена Божия Матерь Одигитрия, по сторонам - фигуры архангелов в лоратных одеяниях, ниже - ряд святителей с развернутыми свитками. На сводах и стенах представлены сцены праздников и 2 из Страстного цикла - «Тайная вечеря» и «Омовение ног». Композиции дополняют изображения святых, мучеников и воинов. Регистры и отдельные композиции подчинены архитектонике интерьера, что сближает их с монументальным стилем более раннего периода. Присутствуют также черты нового, т. н. динамично-декоративного, стиля: «ковровое» распределение разномасштабных изображений в композициях на стенах и фигур на пилястрах и в простенках окон, а также «шахматное» расположение сцен на западной стене. Работали неск. мастеров, имя главного мастера Георгия, исполнившего роспись в апсиде, сохранилось на поземе. Фрески ц. Успения Богородицы относятся к лучшим памятникам «эпохи Руставели», груз. ренессанса. Роспись юж. портика исполнена в нач. XIII в. и представлена композициями «Страшный Суд» (на стенах), «Вознесение Креста» (на своде) и Деисусом (в конхе). Распятие Господне. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Распятие Господне. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Росписи украшали также церковь Ананаури, предположительно освященную во имя Пресв. Богородицы. Это маленькое помещение зального типа с примыкающим к ней зап. приделом расположено на самом верхнем ярусе в зап. части В. Они были высечены не позднее X в. и расписаны в 1-й трети XIII и во 2-й пол. XV в. Фрески церкви почти полностью сохранились в апсиде, на сводах и стенах.

http://pravenc.ru/text/154133.html

Роспись алтарной части делится на 5 регистров. В своде конхи помещено поясное изображение Христа Ангела Великого Совета . Фигура безбородого Христа с крыльями, благословляющего обеими руками, сохранилась частично - различимы фрагменты лика, нимба, левой руки и крыла, а также 2 графем (ХС) надписи. Ниже в конхе, судя по дошедшим фрагментам, было размещено изображение Богоматери с Младенцем, фланкированное 2 архангелами. В 3-м и 4-м регистрах расположены композиции «Тайная вечеря» (переходит в виму) и «Причащение апостолов». Роспись алтаря традиционно завершает композиция «Поклонение Жертве»: сохранились изображения святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Василия Великого (в сцену также включены фигуры ангелов с рипидами и диаконов). Изображение свт. Василия Великого повторно встречается в вост. части юж. стены храма. По окружности барабана вверху сохранился фрагмент надписи, исполненной на асомтаврули. Ниже можно различить фигуры Богоматери и ангелов. Фигуры пророков в барабане (по 8) изображены в 2 ряда, между окнами они представлены со свитками в руках, ниже, на более узком пространстве,- по пояс в медальонах. В парусах изображены евангелисты (идентифицировать можно только ап. Матфея). Отречение ап. Петра. Роспись ц. св. Архангелов. После 1565 г. Отречение ап. Петра. Роспись ц. св. Архангелов. После 1565 г. В зап., сев. и юж. рукавах, а также в сев.-зап. и юго-зап. угловых ячейках показаны евангельские сюжеты: «Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Проповедь в храме», «Моление о Чаше», «Исцеление Малха», «Поцелуй Иуды», «Отречение Петра», «Суд Пилата», «Несение Креста Симоном Киринейским», «Распятие», «Снятие с Креста», «Плач Богородицы», «Сошествие во ад», «Неверие Фомы» и «Успение Пресв. Богородицы» (на зап. стене, над входом в храм). Еще дважды, помимо изображения в алтаре, а именно в тимпанах юж. и сев. рукавов, повторяется образ Христа Ангела Великого Совета; изображения архангелов и херувимов помещены также на своде зап. части юж. рукава.

http://pravenc.ru/text/166445.html

Прп. Роман Киржачский. 2-я пол. XIX в. Роспись ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы Прп. Роман Киржачский. 2-я пол. XIX в. Роспись ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы На верхнем этаже собора была освящена ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. По описи 1764 г., в ней стоял 5-ярусный иконостас; в результате перестройки 1837 и 1895 гг. он стал 3-ярусным и состоял из 47 икон. Алтарь отделен от остального пространства каменной стеной. По описи 1764 г., над престолом находилась деревянная резная сень. В 1857 г. стены храма расписал А. П. Соловьёв, галерею в 1878 г.- И. Я. Яковлев. В 1885 г. росписи были поновлены московским живописцем А. Я. Стороженко. На нижнем этаже собора под сводами находились палатки. В палатке под алтарем почивали под спудом мощи прп. Романа Киржачского. Над местом его погребения стояла деревянная гробница, обитая медью, с живописным изображением на верхней доске лика преподобного и текстом из тропаря и кондака ему. С 1874 г. по инициативе братьев Соловьёвых обсуждался вопрос о пересмотре статуса Благовещенской ц. и об открытии в Киржаче собора. Инициатива была поддержана епархиальным начальством, и дело было направлено на рассмотрение в Синод. Указом Синода от 15 окт. 1875 г. храм стал соборным и получил новое штатное расписание. Но торжественное открытие было перенесено на лето следующего года. 22 июля 1876 г. Благовещенская ц. была торжественно переименована в городской собор Киржача в присутствии архиеп. Владимирского Антония (Павлинского) . Согласно писцовым книгам 2-й пол. XVI - 1-й трети XVII в., вероятно, рядом с Благовещенским храмом стояла деревянная колокольня. В описи 1642 г. указано, что: «...колокольница деревянная рубленная, брусеная. А шатер, крест и глава паяна железом немецким». Она упразднена в сер. XVII в. в связи с возведением в К. м., очевидно на ее месте, каменного храма во имя Всемилостивого Спаса со звонницей. Вторым по древности храмом К. м. является теплая ц. во имя прп. Сергия Радонежского, построенная, вероятно, в 1-й пол. XVI в., при царе Иоанне IV Васильевиче . В писцовой книге 1562-1563 гг. отмечена каменная «церковь Сергей Чудотворец с трапезою». Это был теплый одноглавый храм, имевший вид прямоугольника с апсидой. В его подвальных помещениях хранились монастырские припасы. В 1846-1847 гг. храм был перестроен. Верхний этаж с трапезной снесен и построен заново над бывш. подвальными помещениями. Храм венчали 2 главы, в середине на барабане и над алтарем. Во 2-й пол. XIX в. с сев. стороны была устроена ризница. На средства прихожан позолотили иконостас, выложили чугунный узорчатый пол, купол и стены украсили росписями. Под полом и под папертью, где обычно сидели нищие, устроены духовые печи.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Внутреннее пространство церкви вытянуто вверх. Купол удерживается 4 свободно стоящими крестообразными столбами. Переход от подкупольного квадрата к барабану осуществляется с помощью парусов. Роспись Стены храма и притворов, вероятно, были целиком расписаны. Самый ранний слой живописи был обнаружен в диаконнике церкви под более поздним слоем краски, он состоит из фрагментов геометрического орнамента, головы с нимбом и головы старца, рядом с которой надпись, выполненная асомтаврули: «Захария». Плохая сохранность живописи не дает возможности определить время ее создания, но палеография букв асомтаврули, принадлежащих тому же слою, относится к X-XI вв. Исходя из этого, можно сделать вывод, что храм был расписан сразу же после завершения его постройки. Свт. Григорий. Роспись ц. Лыхны. XIV в. Свт. Григорий. Роспись ц. Лыхны. XIV в. Основная часть росписи датируется XIV в. и посвящена возвеличиванию Пресв. Богородицы. В конхе апсиды находилось изображение Божией Матери с Младенцем на престоле и 2 ангелов по сторонам (известно по фотографиям 30-х гг. XX в., ныне сохр. только фрагменты). Ниже в апсиде расположена 2-частная сцена «Причащение апостолов» (в редком варианте иконографии, когда ко Христу подходят по 12 апостолов с каждой стороны). В том же регистре друг против друга находятся сцены «Жены-мироносицы у Гроба Господня» (сев. сторона) и «Встреча 2 жен-мироносиц со Христом» (юж. сторона). Под композицией «Причащение апостолов» расположены сцены «Гостеприимство Авраама», «Шествие Авраама с сыном на место жертвоприношения», «Жертвоприношение Исаака», «Скиния Завета», а также изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе - фигуры святителей Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского со свитками в руках. В виме над арочным проемом, соединяющим алтарь с жертвенником, помещено изображение свт. Фоки. В куполе изображена Богоматерь «Оранта», окруженная архангелами. На зап. стене центральное место занимает крупная композиция «Успение Божией Матери», которая венчается эпизодом т. н. «Вознесения Богоматери во плоти». Над средней аркой проема хоров помещена 3-частная сцена: «Перенесение апостолов ангелами во время Успения Пресв. Богородицы», «Вознесение Пресв. Богородицы ангелами», «Передача Богоматерью пояса ап. Фоме». На столбах и пилястрах представлены изображения Христа, Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, ап. Иоанна и др. святых. Часть росписи сохранилась на юж. стене под верхним окном, напр. фрагмент сцены «Воскрешение Лазаря».

http://pravenc.ru/text/2110946.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010