Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Каленич. Общий вид [серб. жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (первоначальное посвящение точно неизвестно, вероятно, также в честь Пресв. Богородицы) Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на р. Каленичская в местности Левач, в т. н. моравских землях - между реками Велика-Морава и Зап. Морава, близ г. Крагуевац (Сербия). Настоятельница - игум. Нектария (Траяноска), в мон-ре 7 монахинь (кон. 2011). Сведений об основании и раннем периоде существования К. до XVIII в. не сохранилось. Исходя из архитектурного облика и стилистических особенностей росписи храма, его основание датируется 1-й четв. XV в. Высочайший уровень мастерства архитекторов и живописцев, строивших и украшавших храм, указывает на богатый аристократический заказ, что позволяет связать основание К. с активным монастырским строительством в моравских землях представителей серб. династии Лазаревичей (кон. XIV- нач. XV в.). Отождествить мон-рь с к.-л. из известных по историческим источникам средневек. обителей в этом регионе не удается. Не исключено, что наименование К., этимология которого не установлена, появилось не ранее XVIII в. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены наоса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены наоса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. На частично сохранившейся на сев. стене храма ктиторской композиции изображены блгв. деспот Стефан Лазаревич (с венцом на голове) и «протовидияры» Богдан с супругой Милицей и его брат Петр. Над фигурами Стефана и Петра сохранились первоначальные подписи, а над фигурами Богдана и Милицы поздние подписи, сделанные мон. Герасимом (60-е гг. XVIII в.), к-рый, вероятно, ошибся в интерпретации упраздненного к XVIII в. визант. титула протовестиара, использовавшегося при дворах серб. царя Стефана Душана IV, кн. Лазаря и деспота Стефана Лазаревича (сер. XIV- нач. XV в.). Однако неизвестно, насколько мон. Герасим отразил первоначальный текст. С. Чиркович и Г. Бабич предположили, что на композиции изображен протовестиар Богдан, придворный деспота Стефана, неоднократно упоминающийся в письменных источниках, но к.-л. свидетельств его ктиторской деятельности не сохранилось. На основании расположения фигур в композиции были выдвинуты 2 гипотезы относительно причин появления изображения правителя: для обозначения иерархических отношений между правителем и придворным или как свидетельство о финансовом вкладе или ином участии деспота в возведении обители.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

Колокольня представляет собой квадратное в плане строение, открытое с 4 сторон полукруглыми арками, расположенными в верхней части корпуса колокольни. Выстроена из хорошо тесанного камня и покрыта штукатуркой (местами штукатурка утрачена, хорошо видна кладка). Роспись Роспись церкви принадлежит царскому худож. Тевдоре, его имя сохранилось в 2-строчной фресковой надписи, выполненной асомтаврули на архитраве алтарной преграды: «Именем Божьим расписан и украшен храм сей святого Георгия в возвеличение и моление душ всех азнауров этого ущелья. Святой Георгий великомученик, помилуй и возвеличь. Аминь. Расписан и [украшен храм сей] в короникон... [рукою] Тевдоре царского художника». Роспись датируется 1130 г. на основании прочтения надписи Ш. Амиранашвили в 1938 г.; в 1948 г., во время экспедиции Ин-та искусств Грузии, это место было уже повреждено и дата больше не читалась ( Аладашвили и др. 1983. С. 32). От более древней живописи (иконостас расписан сразу после завершения строительства церкви, не позднее Х в.) сохранились фрагменты на антаблементе иконостаса между 2 центральными столбами. Под осыпавшимся слоем росписи Тевдоре читаются изображения, выполненные на белом фоне красной краской: лук и стрела и поверх - ряд связанных кругов и маленьких арок. Мотив стрелы и лука связан с местными традициями - военным ритуалом, охотой. Их размещение на иконостасе церкви указывает на то, что данные элементы с просвещением местных жителей приобрели в христианстве новый смысл. Аналогичные орнаментальные мотивы встречаются и в образцах народного творчества - резьбе по дереву и чеканке. Упрощенный рисунок, графическая манера выполнения и звучный колорит создают ясное представление о раннем этапе живописи в Сванети (Там же. С. 12). Спас в Силах (Христос во Славе). Фреска конхи апсиды ц. Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре Спас в Силах (Христос во Славе). Фреска конхи апсиды ц. Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре Роспись остальной части церкви также принадлежит Тевдоре. В росписи интерьера доминирует композиция в конхе. Представленная здесь сцена объединяет изображения «Деисус» и «Спас в Силах» («Христос во Славе»), в нее также включены элементы композиций «Видения пророков» и «Страшный Суд». Монументальную фигуру благословляющего Христа, восседающего на богато убранном троне, фланкируют полноростовые фигуры Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи. Позади них расположены архангелы в имп. одеяниях и чин ангелов. Слева от Христа находится изображение тетраморфа, справа - шестикрылого серафима, под ним - престолов в виде огненных колес. Подобное сочетание композиций в росписи конхи встречается позже в программе росписи конх церквей Земо-Сванети. Предположительно данная версия алтарной композиции принадлежит Тевдоре, что говорит не только о его творческой состоятельности живописца, но и о глубоких познаниях в области богословия ( Алибегашвили. 1983. С. 89).

http://pravenc.ru/text/2564638.html

Мирликийский, и свт. Сильвестр, папа Римский. Парное изображение этих святителей - участников Вселенского I Собора , а также композиция, представляющая этот Собор в зап. части храма (на вост. склоне зап. свода; сохр. абрисы), придают росписи антиеретическую направленность, что было обусловлено исторической обстановкой в Византийской империи и в Грузии того времени. На стенах вимы помещена 2-частная сцена «Причащение апостолов». В самом нижнем регистре (стены апсиды и вимы) - чин святителей (начиная с сев. части вимы: сщмч. Петр I, еп. Александрийский, Григорий Чудотворец, Кирилл, патриарх Александрийский, Николай Чудотворец, Власий (?) (Харалампий (?)), Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Баер (?) (Багр(ат) (?)), Василий Великий, Афанасий I Великий, Григорий Нисский и Митрофан I, патриарх К-польский). В полуциркульной нише - поясное изображение Христа Пантократора, в проемах окон - 6 фигур архидиаконов (Тимона, Тимофея, Тита, Стефана, Пармения, Прохора). Своеобразно решено расположение евангельских сюжетов, включающих праздничный и Страстной циклы. Их последовательность основана на принципе антифона: сцены расположены на неск. пространственных осях, переходя из одного рукава в противоположный и обратно. Начало цикла помещено в вост. части юж. свода и открывается сценами «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение Пресв. Богородицы» и «Рождество Христово». Затем праздничные сцены переходят в сев. рукав, где помещены «Сретение» (плохо сохр.), «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Оплакивание Христа», «Жены-мироносицы у гроба Господня», «Сошествие во ад». Цикл продолжается в юж. рукаве, где находятся сцены «Вознесение Господне», «Сошествие Св. Духа», «Успение Пресв. Богородицы», «Уверение ап. Фомы», «Тайная вечеря». Сошествие во ад. Роспись кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в. Сошествие во ад. Роспись кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в. В кафоликоне представлен самый ранний из сохранившихся в груз.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

В парусах размещались фигуры евангелистов (сохр. фрагментарно), в основании барабана - Нерукотворный образ Спасителя. Вост. апсиду занимает погрудное изображение Пресв. Богородицы «Платитеры», здесь также представлены «Евхаристия» и «Служба св. отцов». В софите алтарной арки - разделенные на 2 группы апостолы из композиции «Вознесение», а на стене над конхой - возносящийся Иисус Христос. По сторонам алтаря изображены фигуры арх. Гавриила и Богоматери из «Благовещения». Все эти фрески находятся под записью XVII в. Праздничный цикл продолжается в 2 др. апсидах и на зап. стене. «Рождество Христово» помещено во лбу и в софите юж. арки, «Сретение Господне» - в юж. конхе, «Преображение Господне» и «Воскрешение прав. Лазаря» - в сев. части, вся зап. стена занята большой композицией т. н. облачного «Успения Пресв. Богородицы». Вопреки традиции Иисус Христос изображен не стоящим за ложем Пресв. Богородицы и принимающим Ее душу в виде спеленутого младенца, а возносящимся вместе с Нею во славе на небеса. В нижних регистрах традиционно помещаются фигуры святых. В сев. части представлены св. Иоанн Предтеча, великомученики Димитрий Солунский, Феодор Стратилат и Феодор Тирон, в южной - ап. Иоанн Богослов, великомученики Георгий Победоносец, Никита, Меркурий. Св. Троица. Роспись свода нартекса ц. Панагии Кумбелидики в Кастории. 60–80-е гг. XIII в. Св. Троица. Роспись свода нартекса ц. Панагии Кумбелидики в Кастории. 60–80-е гг. XIII в. В нартексе имеются фрагментарно сохранившаяся композиция «Вход Господень в Иерусалим» (поверх нее в кон. XV в. была написана фигура свт. Николая Чудотворца) и сцены Богородичного цикла: «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм», «Испытание водой обличения» и «Обручение прав. Иосифу». В своде нартекса размещается редкий извод Св. Троицы близкий к более поздней рус. иконографии «Отечества». Свод почти целиком занимает огромная фигура Ветхого денми в мандорле, восседающего на радуге. На Его груди в складках гиматия - погрудное маленькое изображение Христа-средовека, держащего светлый диск, на котором запечатлен голубь - Св. Дух. Исследователи по-разному трактуют это изображение: Хадзидакис считает его прозападным, Пелеканидис и Сисиу - соответствующим правосл. традиции, подтверждение чему находят среди прочего в иллюстрациях к правосл. Символу веры (Vindob. Suppl. gr. 52, XII в.). В любом случае появление такого иконографического извода Св. Троицы, несомненно, связано с дискуссиями по поводу Filioque и унии, к-рые были актуальны в 60-80-х гг. XIII в.- в предполагаемое время создания 1-го слоя фресок в ц. Панагии Кумбелидики.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ КАРАНСКАЯ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВ. БОГОРОДИЦЫ Белая ц. Каранская. 40-е гг. XIV в. Белая ц. Каранская. 40-е гг. XIV в. Расположена в с. Каран близ г. Титово-Ужице (Сербия). Это небольшой однонефный храм с куполом на пилонах, построенный ок. 1340 г. на средства жупана Петара Браяна в его вотчине. В интерьере сохранилась живопись, выполненная в 40-х гг. XIV в. Программа росписи традиционна для церквей вельмож, однако в ней имеются редкие иконографические решения. В барабане купола наряду с пророками представлены 4 композиции господских праздников: Пятидесятницы, Распятия, Сошествия во ад и Вознесения. На парусах изображены евангелисты, на подпружных арках - мученики; в апсиде сохранилась композиция «Служба святых отцов»; в наосе, в верхнем ярусе,- Праздники, кроме тех, что изображены в барабане, в среднем - цикл Богородицы (юж. и сев. стены), «Жертвоприношение и гостеприимство Авраама» (зап. стена), в нижнем - св. воины и врачи, св. Иоанн Предтеча, свт. Николай, архиеп. Мир Ликийских, апостолы Петр и Павел, на зап. стене - вмц. Марина, побивающая беса. Божия Матерь «Троеручица». Роспись в Белой ц. Каранской. XVI в. Божия Матерь «Троеручица». Роспись в Белой ц. Каранской. XVI в. В росписи значительное место отведено образам серб. святых и ктиторов. На зап. стене - предстоящие Богородице с Младенцем Христом ктитор Браян с семьей; на юж.- кор. Стефан Душан с супругой Еленой и сыном Урошем, святые Симеон Неманя, Сава и кор. Милутин; в нижнем ярусе апсиды изображения 2 иереев, один из к-рых - Георгий Медош; на сев. стене сохранились фрагменты изображения иером. Иоанна с текстом его молитвы (над порталом) и неизвестная коленопреклоненная монахиня. На фресках настенного иконостаса представлены Иисус Христос, Богородица Параклесис и чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», в верхнем ряду - серафимы. В Б. ц. работали 2 художника, руководствовавшиеся традициями раннепалеологовского искусства. Однако живопись неоднородна, росписи в алтаре, иконостас и портретные изображения принадлежат руке более искусного мастера, нежели роспись в наосе. Оба художника были сербами, что подтверждают орфографические особенности надписей, выполненных на слав. языке. Возможно, этими же мастерами расписан Благовещенский собор Крушевского мон-ря в с. Добрун.

http://pravenc.ru/text/77860.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Водоча Вóдоча [македон. Водоча, Манастир Свети Лeohmuj], муж. мон-рь во имя св. Леонтия, действующий. Расположен в 4 км к западу от г. Струмица (Республика Македония). Монастырская церковь являлась кафедральным собором Тивериопольских (Струмицких) епископов. Она была построена на развалинах раннехрист. базилики V в., раскопки к-рой ведутся в наст. время (обнаружены 2 комплекса бань, трапезная и др. постройки). Согласно местному преданию, на этом месте после битвы у горы Беласица (1014) по приказу визант. имп. Василия II были ослеплены 14 тыс. воинов болг. царя Самуила. В 1-й пол. XI в. здесь был построен из камня и кирпича крестово-купольный храм типа «вписанного креста», освященный в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В нач. XII в. к нему с вост. стороны пристроили большой храм типа «свободного креста». Т. о., собор состоял как бы из 2 зданий, расположенных одно за другим, причем западное выполняло функцию нартекса. В XIV в. достроили притвор, в XVII в.- открытую галерею. В 80-90-х гг. XX в. в мон-ре возвели небольшую ц. во имя свт. Григория Паламы и прп. старца Иосифа Спилиота, за стенами мон-ря - ц. во имя мч. Трифона. Сщмч. Исавр. Роспись ц. Введения Пресв. Богородицы в мон-ре Водоча. 1-я пол. XI в. Сщмч. Исавр. Роспись ц. Введения Пресв. Богородицы в мон-ре Водоча. 1-я пол. XI в. Древнейший слой росписей собора был выполнен в 1-й пол. XI в.: изображения диаконов Исавра и Евпла в алтарной части, вмч. Пантелеимона на юго-зап. столпе (сейчас находятся в Народном музее в Скопье). По мнению В. Джурича, они стилистически близки к фрескам собора Св. Софии Охридской. Судя по сохранившимся фрагментам, в диаконнике располагались сцены протоевангельского цикла («Отвержение даров Иоакима и Анны», «Возвращение Иоакима и Анны из храма» и «Благовещение Иоакиму»). Возможно, цикл продолжался на юж. стене: один из фрагментов является частью композиции «Введение Богородицы во храм».

http://pravenc.ru/text/155067.html

Сохранился большой деревянный, обложенный серебром киот для К. К. и. (КОКМ). На его внутренней задней стенке имеется роспись в виде растительного орнамента с массивными стеблями, крупными цветками и бутонами, к-рую можно датировать 1-й четв. XVIII в. Аналогичные мотивы встречаются в росписях деревянных сундуков-теремков XVII в. ( Просвиркина С. К., Жегалова С. К. Расписные сундуки XVII-XVIII вв.//Сокровища рус. народного искусства: Резьба и роспись по дереву/Авт.-сост.: С. К. Жегалова и др.; ГИМ. М., 1967. С. 14-15. Ил. 9, 10). Видимо, киот был создан к освящению в 1717 г. каменной Преображенской ц. и к перенесению К. К. и. в Казанский придел. В 1855 г. проводились работы по реставрации киота, при этом старые обкладки серебра были заменены новыми калужским мастером И. А. Кудрявцевым, о чем имеется чеканная надпись на задней стенке киота ( Постникова-Лосева М. М. Серебряных дел мастера: (Из истории серебряного дела в Калуге в XVII-XIX вв.). Калуга, 1961. С. 12). Ювелир золотого и серебряного дела Кудрявцев, имевший в Калуге мастерскую, относится к одним из лучших калужских мастеров XIX в. (Там же; Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983. С. 163). Чеканные рельефные изображения почти полностью закрывают живописные композиции стен киота. На лицевой стороне основания центральной главы изображен главный храмовый праздник - Преображение Господне, на венчающих частях основного объема - деисусный и пророческий чины, в основании глав - праздники и святые. На левой створе - София Премудрость Божия, «Воздвижение Креста», «Зачатие Пресв. Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рождество Пресв. Богородицы», внизу - распространившаяся в XVII-XVIII вв. аллегорическая композиция «Душа чистая» в виде Девицы в царских одеждах (на окладе около нимба - монограмма Божией Матери), стоящей на полумесяце рядом с солнцем и держащей сосуд. На правой створе - «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение», «Покров», «Успение», внизу - образ Всех святых ( Чугреева. 2009. С. 179-180. Ил. 4). Т. о., киот являлся образом храма с иконостасом, вместилищем святыни. В нач. XX в. К. К. и. стояла в киоте под высокой деревянной резной сенью на витых колонках ( Смирнов. 1912. Ил. на с. 462; Пуцко. 2009. Ил. 1). Чудотворный образ часто носили по домам, а в киот ставился другой. В наст. время в него помещена шитая К. К. и. кон. XVIII в. с живописными изображениями ликов, происходящая из Преображенской ц. (КОКМ).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Богородицы». Появление этих сюжетов обусловлено посвящением храма Пресв. Богородице, как и своеобразная генеалогия Христа, представленная расположенными на внутренних откосах алтарной арки фигурами пророков Давида и Соломона и прав. Иоакима и Анны с младенцем Марией на руках. В среднем ярусе наоса представлены чудеса Христовы: в юж. певнице «Брак в Кане» и «Воскрешение дочери Иаира»; на зап. стене «Воскрешение сына вдовицы» и «Чудесное умножение хлебов»; в сев. певнице «Три исцеления» (больного водянкой, прокаженного и 2 слепцов), составляющие единый ансамбль с общим архитектурным фоном. Ключевая сцена цикла, «Брак в Кане», расположена в одном регистре с «Евхаристией» и связана с нею по смыслу. Чудо представлено только одним эпизодом, а не 2, как было принято в поздневизант. живописи. Среди сидящих за полукруглым столом выделены фигуры невесты и жениха, прикасающегося к ее руке ножом, и стоящей между ними девушки, держащей в руках чашу с вином. Головы 3 фигур, склоненные друг к другу, своим расположением и ритмом напоминают современную фрескам икону Св. Троицы Андрея Рублёва. Перепись населения. Роспись ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Перепись населения. Роспись ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. В нижнем регистре фресок, а также на откосах окон и на лопатках подкупольных опор изображены фигуры святых. Как и в большинстве серб. росписей этого периода, преобладают мученики, среди к-рых выделяются целители (на откосах окон) и воины (в певницах): в южной части - великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Никита (или Артемий) и Прокопий, в северной - великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон, Евстафий и Никита. Одеяния, доспехи и оружие святых воинов отличаются нехарактерными для этого периода великолепием и роскошью, множеством деталей и украшений, богатством красок. На зап. стене над входом представлены поясные ветхозаветные праведники, пострадавшие за веру: прор. Даниил и св. Анания, Азария и Мисаил.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

В 1863 г., когда из храма были взяты колонны для др. постройки, купол и своды здания обрушились. Храм восстановлен в 1934 г. Живописный декор внутри сочетался с мраморной облицовкой, ныне почти полностью утраченной. В центральной апсиде внизу изображены святители, выше - «Евхаристия», в конхе апсиды - Богоматерь с Младенцем на троне. На своде располагается «Вознесение». Вдоль стен в арках представлены святые. На галерее находятся изображения евангельских сцен. Цикл начинается на юж. стене алтаря, где расположено «Рождество Христово». «Крещение» и «Преображение» помещены на юж. своде, на зап. и сев.- «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», сюжеты Страстного цикла и «Воскресение Христово». На стенах галереи изображены апостолы от 70-ти. В 4 боковых куполах помещены образы ветхозаветных патриархов и пророков в окружении херувимов и серафимов. Во фресках в соответствии с характерными для палеологовского искусства тенденциями действие разворачивается на фоне сложных архитектурных кулис, пространство наполнено многочисленными фигурами небольших размеров, представленными в сложных разворотах. Этой живописи присущи изысканность и богатство цветовой гаммы. Мученики. Роспись ц. во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Афендико) Мученики. Роспись ц. во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Афендико) В нартексе сохранились композиции на евангельские сюжеты, в т. ч. исцеление слепого, исцеление тещи Петра, беседа с самарянкой, чудо в Кане Галилейской и др. В тимпане над входом в церковь - поясное изображение Богоматери «Знамение», с Иоакимом и Анной по сторонам. По мнению М. Хадзидакиса, сцены чудес в нартексе, а также святые на зап. галерее и роспись сев. парекклисиона нартекса были выполнены др. мастером, для к-рого характерна сдержанность движений, фигуры святых написаны так, словно образуют ритмичный фриз. В сев. парекклисионе нартекса находятся 2 захоронения: архим. Пахомия (в аркосолии фрагментарно сохр. его коленопреклоненная фигура перед Богоматерью) и деспота Федора I Палеолога (мон. Феодорит, † 1407). Он дважды изображен в парекклисионе: как деспот и как монах. На стенах парекклисиона в неск. регистрах - образы патриархов, пророков, апостолов и др. святых.

http://pravenc.ru/text/155448.html

В соборе размещено 6 приделов: во имя св. праведных Иоакима и Анны, вмц. Марины, ап. Андрея Первозванного, Всемилостивого Спаса, свт. Николая Чудотворца и мц. Ирины. По преданию, в Андреевском приделе находится могила св. царицы Тамары; придел Всемилостивого Спаса служил усыпальницей мн. груз. царей; предполагается, что здесь погребены царь Баграт с супругой Еленой, цари Ростом и Симон. Богоматерь с Младенцем. Фрагмент мозаики конхи апсиды собора Рождества Пресв. Богородицы. XII в. Богоматерь с Младенцем. Фрагмент мозаики конхи апсиды собора Рождества Пресв. Богородицы. XII в. К первоначальному декору внутреннего пространства храма относится датированная XII в. мозаика конхи алтарной апсиды с ростовыми изображениями Богоматери Никопеи и предстоящих архангелов Гавриила и Михаила (нижняя часть осыпалась, в XVI в. заменена фреской). Мозаика отличается плотной, тщательной кладкой из маленьких кубиков смальты. Ее создатель, груз. мастер, в совершенстве владел принципами декоративного оформления визант. искусства. К 1125-1130 гг. относится фресковая роспись нартекса, отличающаяся высоким художественным уровнем исполнения. Сохранились изображения 7 Вселенских Соборов, «Чудо св. Евфимии на Халкидонском Соборе», «Вознесение Креста». Небольшой юго-вост. придел храма, служивший усыпальницей царя Давида VI Нарина (1247-1293), украшает роспись палеологовского стиля. Царь изображен дважды: вместе с супругой, дочерью Михаила VIII Палеолога, и как монах. В живописи юж. притвора храма сохранились фрагменты развернутой композиции «Страшный Суд», портрет царя Баграта V (1360-1393). В 20-х гг. XVI в., в период проведения восстановительных работ при царе Баграте III, были украшены росписью купол и алтарная апсида собора. К этому же хронологическому слою относятся портрет Гелатского архиеп. Мелхиседека (Сакварелидзе), помещенный в алтарной апсиде, и портреты имеретинского царя Баграта III с супругой Еленой, изображенных в композиции коронования. Парный ктиторский портрет раскрыт под росписью 2-й пол. XVI в. в сев. притворе: Христос благословляет царскую чету, а ангелы передают инсигнии власти: корону, меч, лоры, сферу с пейзажем города, отождествляемым с Нов. Иерусалимом, характер пейзажа ассоциируется с природой Имерети, а Голгофский храм - с собором Рождества Пресв. Богородицы в Г.

http://pravenc.ru/text/161963.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010