Все бы обошлось – мало ли за последние годы своих соотечественников постреляли, – но происшествие в Шуе привлекло внимание Ленина и натолкнуло его на мысль, как отобрать лавры победителя православия у энергичного Троцкого... Письмо Ленина В феврале 1922 года, в связи с тем, что за Ленина долгое время декреты подписывал заместитель СНК А. Д. Цюрупа, по Москве поползли слухи, что Ленин «пьет горькую», «с ума спятил», помещен в психиатрическую лечебницу. Наконец 21 февраля/6 марта он появился на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов и в оптимистической речи упомянул о своей болезни, «которая несколько месяцев не дает мне возможности участвовать в политических делах и вовсе не позволяет мне исполнять советскую должность, на которую я поставлен». Но, несмотря на недуги, шесть дней спустя он потребовал, чтобы делегаты на партийный съезд привезли с собой «возможно более подробные данные и материалы об имеющихся в церквах и монастырях церковных ценностях и о ходе работ по изъятию их». Узнав о событиях в Шуе, Ленин в воскресенье третьей недели Великого поста, – когда во всех российских церквах износится святой крест из алтаря на середину храма, напоминая христианам об обязанностях каждому в жизни нести свой крест, следуя за Распятым, – 6/19 марта продиктовал человеконенавистническое письмо, которое открыло новый этап борьбы с религией – на полное ее уничтожение. «Строго секретно. Просьба ни в каком случае копий не снимать, а каждому члену Политбюро (тов. Калинину тоже) делать свои заметки на самом документе. Ленин. Товарищу Молотову для членов Политбюро. По поводу происшествия в Шуе, которое уже поставлено на обсуждение Политбюро, мне кажется, необходимо принять сейчас же твердое решение в связи с общим планом борьбы в данном направлении. Так как я сомневаюсь, чтобы мне удалось лично присутствовать на заседании Политбюро 20 – го марта, то поэтому изложу свои соображения письменно. Происшествие в Шуе должно быть поставлено в связь с тем сообщением, которое недавно РОСТА 42 переслало в газеты не для печати, а именно, сообщение о подготовлявшемся черносотенцами в Питере сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей. Если сопоставить с этим фактом то, что сообщают газеты об отношении духовенства к декрету об изъятии церковных ценностей, а затем то, что нам известно о нелегальном воззвании патриарха Тихона 43 , то станет совершенно ясно, что черносотенное духовенство во главе со своим вождем совершенно обдуманно проводит план дать нам решающее сражение именно в данный момент.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Fontes, Radov " i Staroslovenskog Instituta 4 (1960), 131.    О Стефане см., в частности, George Fedotov, The Russian Religious Mind (Cambridge; Harvard University Press, 1966), 11, p. 230—245.    Суд (греч.)    Exaposteilanon, The Festal Menaion, p, 495.    Пасхальный канон, песнь 9, Цветная Триодь; этот тропарь служит также молитвой по причащении в Евхаристической литургии.    Неделя мясопустная (воскресенье за неделю до Великого поста), вечерня. — Лития. Триодь.    Enchiridion Symbolorum, ed. H. Denziger, No. 464.    Там же, 693.    Соответствующие места из славянского текста: «…(приносим Ти) словесную сию службу о… патриарсех, пророцех, апостолех… и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся. (Изрядно о… Богородице и Приснодеве Марии)».    См. два трактата Марка о чистилище в статье: L. Petit, «Documents relatifs au Concile de Florence. Ï La question du Purgatoire a Ferrare», Patrologia Orientalis 15 (1920), No. 1, p. 39—60, 108—151. Русский перевод этих текстов приводится в кн.: Амвросий. Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния. Джорданвилль: Нью-Йорк, 1963, с. 58—73, 118—150. J. Gill, The Council of Florence (Cambridgë Harvard University Press, 1959), p. 119—125, в этом последнем источнике содержится краткое изложение разногласий.    Богословская причина, предпосылка (лат.).    Восстановление (греч.).    «Коль скоро человек был сотворен соответственно образу благого и сверхсущностного божества и поскольку, с другой стороны, божественная природа — свободна, то очевидно, что человек свободен по природе, будучи образом божества» (Disp. cum Pyrrho; PG 91:304с).    Jaroslav Pelikan, The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine I. The Emergence of the Catholic Tradition (100—600) (Chicagö Jniversity of Chicago Press, 1971), p. 9.    Учение, прежде всего, апостольское (греч.). Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Стефана Нового: он пел его, когда был арестован по приказанию К. Копронима в 763 г. за отказ подписать определения иконоборного собора 754 г.    Как было указано выше, св. Стефану, быть может, принадлежит самогласен в. понедельника — Достигше вернии спасительную страсть Христа Бога.    Из канонов св. Стефана в триоди не сохранилось ни одного. Между тем, по ирмологиям, им написаны следующие каноны: на пост — πδ. κ τν περιεχουσν με θλψεων, на пост и воскресение (ирмологий лавры св. Афанасия В-32 полагает этот канон на память влкмч. Варвары) — β. Τερατουργν Μωυσης τα εξασια, и на неделю Ваий: πδ. A­ισμα αναπμψωμεν τω ν θαλασση ερυθρα τον Φαρα βυθσαντι.    Таковы палестинские песнописцы из первого периода образования Постной триоди. Из современных им константинопольских песнотворцев работали для великопостного богослужения лишь два песнописца — патриархи константинопольские свв. Герман (†740) и Тарасий (†806). Первому стихирари приписывают самогласен Лазаревой субботы — Велие и преславное чудо совершися днесь. В рукописях есть еще три его канона: св. Феодору Тирону — γ. Τω ρυσαμνω. ν τη αγια σου καταυγαζμενοι μνμη, пророкам на первую неделю поста — γ. Τω ρυσαμνω τν Ισραλ. Τα ακροθνια τς νομικς ερεβεας и на Лазареву пятницу — βαρ. Τω κτιναξαντι. ς προερτιον χαραν. τν το Λαζαρου αναστασιν. Св. Тарасиио, по стихирарям, принадлежат два самогласна недели Православия — Благодать возсия истины и Из нечестия во благочестие прешедше. Он также является автором кондака на этот день — Неописанное Слово Отчее. Ватиканская триодь 771 называет творением св. Тарасия тропарь пророчества в. субботы — Содержай концы гробом содержатися изволил еси Спасе. В рукописях есть еще его канон (обычно на 2 нед.) о посте — β. Τω τν αβατον. Αδιαλεπτως τας δονας το σματος с акростихом в 8 и 9 песнях: ταρασιος .    Во втором периоде византийской церковной поэзии, в связи с вышеуказанным общим перенесением центра песнотворческой деятельности с Востока на Запад, и в частности — в Константинополь, начинает все более и более увеличиваться и количество константинопольских песнописцев, работающих для 40-цы и страстной седмицы, между тем как число иерусалимских песнотворцев резко сокращается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Указанное у Феофана событие произошло всего лишь 7 лет спустя после смерти Севера (†539 г.): сомнительно, чтобы сырная седмица, если бы она введена была в противосектантских целях, успела крепко утвердиться в Константинополе за такой короткий срок. Из бесед самого Севера, сказанных им в Антиохии до 518-го года, мы также узнаем, что даже и при 8-недельной 40-це предшествующая ей седмица выделялась как приготовительная: неизвестно, соблюдались ли в эту седмицу какие-либо ограничения касательно пищи, но в среду на ней происходило богослужебное собрание в церкви мученика Кассиана и патриарх говорил своей пастве проповедь о спасительности и необходимости поста 54 . В Палестине развитие приготовительных дней к 40-це сырной седмицей и закончилось. О ней одной только говорит в своем письме Дамаскин, она одна только упоминается в иерусалимском евангелистарие IX-X века синайской библиотеки 210. В Константинополе, напротив, с течением времени количество приготовительных дней увеличилось еще на две седмицы. Так в константинопольских евангелистарие IX-X-ro вв. предшествующая мясопустной – неделя о блудном сыне обычно уже отмечается – πρ τς ποκρου. Так же она названа в патмосском списке устава великой константинопольской церкви и – что самое важное – поставлена во главу подвижного круга 55 ). Следовательно здесь она уже считается тоже приготовительной к посту неделей. Причиной, повлиявшей на ее зачисление в приготовительные дни, вероятно, было содержание евангелия этой недели. Если мы просмотрим константинопольский евангелистарий, т.е., наш нынешний указатель евангельских чтений, то ясно увидим в нем тенденцию отметить последние недели пред постом особенными чтениями, так сказать, предрасполагающими к посту. В эту часть года полагается читать евангелие от Луки: в то время как в предыдущие недели зачала идут в последовательном порядке – 66 (26-я нед.), 71, 76, 85, 91, 93, 94, в два последние воскресенья – мытаря и фарисея, а также блудного, порядок возвращается назад: 89 и 79, на мясопустную же и сырную недели зачала берутся уже не из рядового евангелиста Луки, а из Матфея (106 и 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Во введении определяются жанр, композиция произведения, методы повествования. Отличие сочинения Е. от др. визант. исторических памятников обусловлено глубоким чувством автора, участника разыгравшейся трагедии, не позволившим ему рационалистически подойти к рассказу ( Eust. Thess. Esp. P. 3. 14-23). Сочинение Е.- новая ступень в развитии визант. историзма. Тогда как авторы монументальных хроник почитали за достоинство анонимность, авторскую безучастность, у Е. сострадание и гуманизм становятся чуть ли не главными категориями историка-мемуариста. Заставить читателя сопереживать, вовлечь его в происходящую жизненную драму - вот какую задачу ставит теперь автор вместо аккуратной погодной регистрации фактов ( Бибиков. 1998. С. 191). Е. противопоставляет повествование историка и рассказ очевидца и участника событий и видит свою цель в том, чтобы соединить отстраненную точность историка с эмоциональным описанием очевидца. Как очевидец он описывает ужасы захвата города. Как историк он ищет причины трагедии в предшествующем периоде визант. истории. Как архипастырь он указывает на грехи своей паствы и собственные, ставшие причиной несчастья, обрушившегося на Фессалонику. Предположительно текст сочинения был прочитан Е. в Неделю сыропустную (воскресенье перед Великим постом), т. е. 23 февр. 1186 г. К этому моменту норманны после поражения в нояб. 1185 г. уже покинули Фессалонику. Гипотеза Э. Леона о том, что вначале текст был прочитан в краткой редакции, а позднее переработан в расширенную версию, не получила признания у исследователей ( Leone E. Conjectures sur la composition de «La Prise de Thessalonique» Eustathe//Byz. 1964. Vol. 34. P. 267-269; ср.: Die Normannen in Thessalonike. S. 15 f.). Среди др. сочинений Е. важными историческими источниками являются его риторические произведения: речи перед патриархами (Scorial. Y. II. 10. Fol. 157v - 178v) и перед императорами. Из последних сохранились 5 речей перед имп. Мануилом I ( Eust. Thess. Fontes. Fasc. 1. P. 1-6, 24-125) и эпитафия на его смерть ( Idem. Opusc. P. 129-214; PG. 135. Col. 973-1032), речь, произнесенная в 1191 г. перед имп. Исааком II Ангелом в Филиппополе ( Eust. Thess. Opusc. P. 41-45). Также сохранились послания к великому этериарху Иоанну Дуке ( Idem. Fontes. Fasc. 1. P. 16-24), логофету дрома Михаилу Айофеодориту (Scorial. Y. II. 10. Fol. 357v - 361v), надгробные речи Никифору Комнину ( Курц. 1910. С. 290-302), митр. Афинскому Николаю Айофеодориту (Scorial. Y. II. 10. Fol. 357v - 361v) и др. (см.: Eust. Thess. Briefe). Сохранились и неск. проповедей Е.: речи на начало Великого поста ( Eust. Thess. Red. Quadr.), Наставление оглашенным фессалоникийцам (Scorial. Y. II. 10. Fol. 361v - 368v), Слово на Пс 48. 9 ( Eust. Thess. Opusc. P. 7-13; PG. 135. Col. 519-540), гомилия о 3 отроках в пещи огненной ( Eust. Thess. Opusc. P. 49-53; PG. 136. Col. 289-309), речи по случаю новолетия (Scorial. Y. II. 10. Fol. 55v - 56v; Eust. Thess. Opusc. P. 152-157; PG. 135. Col. 539-560).

http://pravenc.ru/text/187417.html

Даже если закон будет разрешать и поддерживать любые грехи, кроме тех, которые разрушают жизнь и здоровье другого человека, найдутся люди, которым этого будет мало, которые заявят, что в любом месте публичного пространства не должны звучать разговоры о том, что грех — это грех. Немало людей в нашем обществе привыкли постоянно грешить и успокаивать при этом собственную совесть. То разговорами о некоем боге в душе, который одобряет буквально все,что они делают, и не тревожит их совесть неудобными вопросами. То разговорами о том, что все грешат, и я должен грешить. То разговорами о том, что жизнь коротка, и нужно взять от жизни все. Вот такие люди очень и очень серьезно опасаются того, что слово правды, слово нравственности, слово веры будет случайно ими услышано. Именно эти люди и добиваются того, чтобы из публичного дискурса были исключены любые разговоры о вере и нравственности. Именно эти люди так ненавидят Крест Христов, от которого трепещут всякий грех и всякая неправда, от которого трепещет враг рода человеческого, который знает что именно благодаря Кресту Христову, именно благодаря жертве и воскресению Господа Иисуса Христа побеждена его власть,побежден всякий грех, обличена всякая неправда, обличено всякое соглашательство с любым количеством зла, обличено само намерение выбирать меньшее зло между двумя злами, пятьюдесятью злами или тысячью зол. На самом деле Крест Христов означает очень простое послание всем людям. Можно жить и не грешить. Можно жить по законам святости. Святейший Патриарх Кирилл очень ясно сказал об этом в проповеди в четвертую неделю Великого поста: не своими заслугами мы приобретаем святость и очищаемся от греха — это Божий дар, дается нам по Божьей милости и Божьей благодати. Но если мы способны ее воспринять, если мы открываем свое сердце Богу, если мы желаем очиститься от греха,  Господь поведет нас сам к очищению, к полноте духовной жизни, святости. Вот почему нам не нужно бояться быть христианами. Нам не нужно бояться исповедовать веру в Господа Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/kto-boitsya-raspyatiya...

325 Иванов, «Символика эстетических начал», I, 825. Греческое слово «трагедия» означает «козлиная песнь», самим названием своим указывая на свое происхождение из культа Диониса. Происхождению и трансформации трагедии Иванов посвятил несколько своих исследований. 326 В. Иванов, «Эллинская религия страдающего бога», в кн. Эсхил, Трагедии, в переводе Вячеслава Иванова. Москва: Наука. 1989. 316. 332 Ср. молитву иерея во время Херувимской со словами: «Ты бο оси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый. Христе Боже наш...» 336 Уэст показывает, что эта теория жизненно важна для ивановской эстетики. Она разработана в статьях Иванова: «Ты еси» и «Религиозное дело Владимира Соловьева». 337 «Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельного восхождения, разумного возшествия...»; «жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную: Рахиль же разум, яко многотрудную: ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится. (Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, деятельность, а под Рахилью, как полученною через многие труды, – разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность ни созерцание не будут совершенствоваться)». – Канон Великий Андрея Критского , Понедельник первой недели Великого поста, песнь 4-ая. 342 Шопенгауэр («Мир как воля и представление») развил идею сострадания как вживания в другое я, теорию, которую развил в онтологическом ключе, осмеяв ее психологизм у Шопенгауэра, Соловьев. 343 Основанная на учении Соловьева («Смысл любви»), теория Иванова об эросе развивается параллельно с теорией Мережковского с тою лишь разницей, что Иванов развивает ее в рамках своего изучения дионисийских мистерий, указывающих на путь к воскресению через самотрансцендирование. «С вопросом о победе человека над смертью тесно связывается, как другая сторона единой тайны, вопрос о смысле любви, – писал Иванов в 1910 г., – Быть может никто, кроме Платона, не сказал столь глубокого и жизненного о любви и поле, увенчивая первую и восстановляя человеческое достоинство и богочеловеческое назначение второго, славя " розы, возносящиеся над черною глыбою», и благословляя их " корни, вонзающиеся в темное лоно», – как Вл. Соловьев. И для любви – о, для нее прежде всего! – последняя задача и третий, таинственный и величайший подвиг, есть преодоление смерти». – «Религиозное дело Владимира Соловьева», III, 305.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/soz...

Выступление украинского ученого прокомментировал Святейший Патриарх Кирилл: «Уважаемый Петр Петрович, хотел бы сердечно поблагодарить Вас за слова, которые Вы только что произнесли. Очень важно, что это слова ученого, а не политика. Человека, который изучает источники и ясно, с научной точки зрения, представляет себе картину нашего национального генезиса, " откуда есть пошла Русская земля " . Совершенно очевидно, что Украина, которую называли в царское время Малороссией, была названа так не потому, что кто-то хотел ее унизить и подчеркнуть значимость Великороссии, но потому что все, кто знал историю, всегда сознавали, что Киев — мать городов русских, источник русской цивилизации. Поэтому название " Малороссия " можно сопоставить с тем, как мы говорим сейчас об исторической Москве и Большой Москве, как есть Лондон и Большой Лондон. Вот так же и Малороссия, и Большая Россия. В самом этом названии есть указание на огромное цивилизационное значение южнорусских земель, откуда действительно пошла Русская земля. Но опять-таки, нельзя забывать и варяжский фактор. Когда византийцы использовали наименование " россы " , они имели в виду, конечно, не какое-то отдельное славянское княжество, — они имели в виду все это огромное пространство от Черного до Балтийского моря. Конечно, то, что сейчас происходит, — это очень опасный политический процесс. Но в его основе — ложная историософия и подтасовка исторических фактов. Поэтому наш самый важный и правильный ответ всем тем, кто пытается разрушить наш мир, — это ответ, который мы должны черпать из нашей истории. И то, что Вы, Петр Петрович, столь открыто обозначаете свою позицию, в том числе на Украине, свидетельствует о том, что Вы не только замечательный историк, но и очень сильный человек, преданный науке, преданный исторической правде. Дай Вам Бог здоровья, и благодарю Вас за это выступление». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й.

http://patriarchia.ru/db/text/5295340.ht...

Впрочем, четкое осознание своей принадлежности к Православию не означает, что миряне готовы исполнять все предписания Церкви. Большинство прихожан сами решают, чтó для них составляет сердцевину их веры и чтó можно рассматривать как желательное, но второстепенное. Так, вера в Воскресение Христа и Его реальное присутствие в Святых Дарах воспринимается православными мирянами как наиболее фундаментальный критерий принадлежности к Церкви. Напротив, регулярное посещение богослужений, послушание духовенству и соблюдение Великого Поста большинство прихожан не считают существенными. Трое из десяти опрошенных высказались за разрешение женщинам нести алтарное или диаконское послушание, но только каждый десятый считает возможным введение женского священства. Как показал опрос, взгляды на возможность рукоположения женщин не зависят от пола респондентов. Среди американских православных представлены разные взгляды на совместимость эволюционизма и креационизма. 33% считают, что в общеобразовательных школах должна преподаваться именно креационная теория, примерно столько же 35% выступают против этого, остальные 32% не смогли определиться по данному вопросу. Число тех, кто считает эволюционную теорию совместимой с верой в Бога-Творца (41%), примерно равно числу придерживающихся противоположной точки зрения (38%). 21% заявили, что затрудняются выразить свою позицию. Большая часть опрошенных не считает профессию священника «предметом мечтаний». Однако более трех четвертей опрошенных «поощрили бы выбор священства своими сыновьями». В опросе участвовали верующие более 100 православных приходов, расположенных в разных уголках США. Особое внимание уделялось образу православного духовенства в глазах мирян, а также таким темам, как «Демократия и плюрализм в Церкви», «Изменения и инновации в Церкви», «Религиозный партикуляризм и экуменизм». В работе проводятся многочисленные сопоставления с католиками и протестантами США. Православный институт Патриарха Афинагора ассоциированный член Специализированного богословского союза (Graduate Theological Union), межхристианского консорциума девяти независимых семинарий и восьми ассоциированных центров. Задачи Института преподавать и распространять традиции и культуру православного христианства.

http://patriarchia.ru/db/text/481687.htm...

Сочинение Евстафия - новая ступень в развитии византийского историзма. Тогда как авторы монументальных хроник почитали за достоинство анонимность, авторскую безучастность, у Евстафия сострадание и гуманизм становятся чуть ли не главными категориями историка-мемуариста. Заставить читателя сопереживать, вовлечь его в происходящую жизненную драму - вот какую задачу ставит теперь автор вместо аккуратной погодной регистрации фактов . Евстафий противопоставляет повествование историка и рассказ очевидца и участника событий и видит свою цель в том, чтобы соединить отстраненную точность историка с эмоциональным описанием очевидца. Как очевидец он описывает ужасы захвата города. Как историк он ищет причины трагедии в предшествующем периоде византийской истории. Как архипастырь он указывает на грехи своей паствы и собственные, ставшие причиной несчастья, обрушившегося на Фессалонику. Предположительно текст сочинения был прочитан Евстафием в Неделю сыропустную (воскресенье перед Великим постом), т. е. 23 февраля 1186 года. К этому моменту норманны после поражения в ноябре 1185 года уже покинули Фессалонику. Гипотеза Э. Леона о том, что вначале текст был прочитан в краткой редакции, а позднее переработан в расширенную версию, не получила признания у исследователей . Среди других сочинений Евстафия важными историческими источниками являются его риторические произведения: речи перед патриархами и перед императорами. Из последних сохранились пяти речей перед имп. Мануилом I и эпитафия на его смерть , речь, произнесенная в 1191 году перед имп. Исааком II Ангелом в Филиппополе . Также сохранились послания к великому этериарху Иоанну Дуке , логофету дрома Михаилу Айофеодориту , надгробные речи Никифору Комнину , митр. Афинскому Николаю Айофеодориту и др. . Сохранились и несколько проповедей Евстафия: речи на начало Великого поста , Наставление оглашенным фессалоникийцам , Слово на Пс 48. 9 , гомилия о трех отроках в пещи огненной , речи по случаю новолетия . Публикации Литература Использованные материалы    " γιος Εστθιος Κατφλωρος ρχιεπσκοπος Θεσσαλονκης " , страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ.

http://drevo-info.ru/articles/13678640.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010