Поэтому и мы, люди современные, имеющие возможность приобретать разного рода продукты — а сейчас в этом нет никакого недостатка, снабжение на очень высоком уровне, — всегда можем заменить постной пищей скоромное на не столь уж продолжительное время Святой Четыредесятницы. Еще раз хочу подчеркнуть, что пост необходим как средство духовного самовоспитания, выработки навыка самоограничения, а самое, может быть, важное — как наша небольшая жертва Господу. Приносим эту жертву, и Господь по милости Своей, по любви к нам нечто дарует в ответ на наш маленький подвиг. И многие люди, с радостью встречая Светлое Христово Воскресение, сознают, что эта радость была обусловлена еще и тем, что мы постились, ограничивали себя, приходили почаще в храм. Наступило светлое Пасхальное торжество — сердце радуется, душа радуется, не в последнюю очередь именно потому, что мы держали пост. Желаю всем нам, мои дорогие отцы, братья и сестры, достойно пройти это постное поприще, памятуя о спасительном значении воздержания. Оно нужно для нашей души и для нашего тела, это вообще необходимое средство и духовной, и физической закалки. Кроме того, хорошо известно, что во множестве случаев ограничение в употреблении калорийной пищи укрепляет здоровье и даже излечивает некоторые болезни. Поэтому давайте отложим в сторону всякие ссылки на здоровье, на некие трудности, на недостаток возможностей и постараемся попоститься в течение этого Великого поста. Если кто-то будет изнемогать — ну что ж, прийти к священнику, сказать о своем изнеможении, и, может быть, священнослужитель даст разрешение на послабление поста. Еще и еще раз, мои дорогие, хочу сказать: пост — это духовная весна, пост — это возрождение нашего чувства веры, это время молитвы; и ни в коем случае нельзя проспать эту возможность — ее надо максимально использовать. И да помогает нам Господь, вступив на поприще Великого поста, не озираться вспять, как говорит слово Божие, не уходить в сторону, а с упованием на помощь Божию и с благодарением Господу за возможность пройти это поприще, приступить к нему, чтобы с радостным чувством встретить Светлое Христово Воскресение и радоваться великому празднику победы жизни над смертью, сознавая, что подготовка к нему всех нас немножко изменила к лучшему. А произойдет это тогда, когда мы достойно пройдем поприще Святой Четыредесятницы. И да хранит всех нас Господь на этом спасительном пути, да укрепляет всех нас в решимости и готовности совершить во спасение души своей поприще Святой Четыредесятницы.

http://radonezh.ru/2024/03/19/svyateyshi...

Перед началом каждого большого поста нас угощали пирожными – получалось своего рода заговенье; каждое воскресенье подавалось какое-нибудь особенное сладкое: горячий шоколад с бисквитами, фруктовое желе, яблоки, арбузы. В будние дни постов на обед бывало три блюда, и особенно запомнились мне левашники – яблочные пироги. Первая, четвертая и последняя недели Великого Поста отличались строгостью, но голода мы никогда не чувствовали: наша пища всегда была сильной, здоровой 487 . У нас был прекрасный законоучитель – Виктор Иванович Кедров, впоследствии секретарь патриарха Тихона, погибший за свои убеждения. Исповедовались и причащались «синодалы» на первой и последней неделе Великого Поста в кремлевском храме Николы Гостунского, что в колокольне Ивана Великого. В дни причастия литургию служили специально для нас, и пел за ней ученический хор без взрослых певчих. Своего духовника, протоиерея Воздвиженского, мы уважали и любили; он служил для нас литургии у Николы Гостунского и училищные всенощные. Исповедуя, он всегда спрашивал: «Что, младших обижаешь?» – «Грешен, батюшка», – отвечали мы как положено. – «Воспитателей не слушаешься?» – «Грешен, батюшка». – «А вот этого нельзя: старших не слушать, младших обижать. Помни: Каин Авеля убил. Это ж грех». «Каин Авеля убил» – мы помнили твердо и всегда ждали, когда наш духовник произнесет эти слова. Помню тоже, после причастия мы все подходили к столику, за которым стоял один из наших «дядек». Он каждому давал просфору и «запивку» (теплый разведенный церковный кагор), и мы, бывало, все просили: «Афоня, ну, подлей мне еще». На Рождественские праздники у нас были свои обычаи. Мы имели право закрыть двери своего класса и заняться его украшением. Нам выдавали цветную бумагу разных сортов, клейстер и прочее, и мы делали украшения на двери, на стены, на лампы. Устраивались школьные вечера с огромной елкой, ставились спектакли. В 1911 году, например, была поставлена детская опера Гречанинова «Елочкин сон»; в другие годы ставились драматические спектакли – «Скупой рыцарь» Пушкина, «Свадьба» Чехова, причем женские роли тоже исполняли ученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

" Мы сейчас читали великопостную молитву Ефрема Сирина " Господи и владыка живота моего... " - это очень известная молитва, - продолжил митрополит Варсонофий. - Крайне полезно вспомнить не только эту молитву, но и высказывание преподобного Ефрема Сирина о чтении Священного Писания. Он говорил, что очень плохо, если человек не знает Священного Писания, но вдвойне прискорбно, если он знает, но не исполняет того, что там написано. Чтобы не бродить во тьме, мы должны как можно чаще обращаться к священным текстам - и меньше у нас будет грехов. Часто грехи совершаются по незнанию, особенно это касается молодых людей, которые пока недостаточно хорошо знают, что греховно, а что нет. Вся Библия пронизана идеей спасения от греха. Господь пришел, чтобы спасти нас " . Владыка обратил внимание на то, что все на словах хотят подражать Христу, но на деле редко вдумываются в смысл того, что мы узнаем из Евангелия о жизни Спасителя. " Мы видим, в каких условиях жил Христос в Вифлееме, в Египте, в Назарете. А когда Он вышел на проповедь - где Он жил? " Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын человеческий не имеет, где преклонить голову " (Мф. 8:20). А христиане часто строят себе особняки и даже дворцы - подражание ли это Христу? Нет, это нечто совершенно противоположное. Как Христос одевался? У него была одна одежда. А у нас, бывает, шкафы забиты, а все равно " нечего надеть " , - пошутил владыка. - Как Он питался? Покормят где-то - и слава Богу, а мы заботимся об изысканных кушаньях, даже во время поста. Получается, что вроде Писание знаем, а живем не по-христиански. Мы должны, проходя пост, каясь, исповедуясь, причащаясь, настраивать себя на жизнь во Христе, и Господь поможет употребить наши силы и средства в правильном и нужном направлении. Поэтому всем желаю исправиться и жить так, как велит нам Господь, как написано в Слове Божием " . В ответном слове настоятель также поздравил владыку с началом Великого поста. " Первая седмица Великого поста фактически уже прошла, - сказал отец Александр. - Когда пост начинается, нам кажется - ой, какой он длинный. А на самом деле не успеем оглянуться - и уже наступят дни Страстной седмицы " . Протоиерей Александр Будников отметил, что владыка несет трудное послушание как на посту управляющего делами Московской Патриархии, так и на посту главы Санкт-Петербургской митрополии, и пожелал ему сил, духовной крепости и здоровья. Настоятель вручил правящему архиерею букет алых роз, напоминающий, по его словам, о грядущем Воскресении Христовом.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Почему это повествование об изгнании первых людей из рая предлагается нам в канун Великого поста? Именно потому, что пост и направлен на то, чтобы преодолевать грех. В условиях земной жизни полное преодоление греха невозможно, но возможно возвышение души, ума, сердца к Богу, очищение совести своей; возможно достижение состояния, которого достаточно для того, чтобы обрести бессмертие жизнь райскую. Пост можно сравнить с лекарством. Ценность лекарства относительна, то есть все зависит от того, лечит ли оно. Испробовав то или иное лекарство и убедившись, что оно нам не помогает, мы никогда не станем тратить на него деньги оно для нас теряет ценность. Больше того, могут быть лекарства, причиняющие зло человеку, — тогда о какой ценности лекарства можно говорить? Вот так же и пост. Пост может принести человеку благо, а может и не принести. Больше того, пост может принести даже вред душе человека. Как излечение от физической болезни зависит не только от лекарства, но и от различных сопутствующих важных обстоятельств, таких как качество ухода за больным, питание, покой и многое другое, так и пост становится лекарством, которое излечивает душу при определенных условиях. И сегодня мы с вами слышали чтения из Евангелия и Апостола о, по крайней мере, двух таких условиях. О первом из них говорит Господь в Евангелии от Матфея: «Когда поститесь не будьте унылы, как лицемеры» (Мф. 6:16). Почему Господь предупреждает нас, что нельзя поститься лицемерно? А потому, что если мы держим пост для того, чтобы другим показать значимость своей собственной личности, наши достоинства, то пост не исцеляет, но превращается в лекарство, причиняющее вред. Ведь так и делали ветхозаветные фарисеи, которые специально напускали на себя унылый, мрачный вид, желая уже этим показать, как строго они постятся, чтобы люди, взирая на них, прославляли не Бога, а самих лицемеров, которые используют пост для того, чтобы обеспечить себе авторитет. Но ведь так постятся не только ветхозаветные лицемеры. И церковные лицемеры так постятся, да еще делают это таким образом, чтобы обидеть, принизить других людей. Об этом говорит апостол Павел в сегодняшнем чтении из послания к Римлянам: «Тот, кто не ест, не укоряй того, кто ест» (см. Рим. 14:3), — и это второе условие спасительности поста. Пост не дает нам права осуждать других. Единственное, что мы вправе сказать, говоря о посте с другими людьми, особенно непостящимися, — это свидетельствовать о собственном опыте, о том, как пост влияет на нашу душу, подчеркивая, что это не наше собственное достижение, а милость Божия, которая открывается нам во время поста. Мы не должны скрывать от людей того, что пост есть великое и сильное лекарство, действительно исцеляющее душевные недуги человека. Но все¸ что мы говорим о посте, никоим образом не должно служить нашему самовосхвалению и уничижению других людей.

http://patriarchia.ru/db/text/1423665.ht...

Осознание того факта, что в центре Великого поста — прощение, помогает нам понять и дисциплину Великого поста, воздержание от пищи, от особых развлечений, изменение стиля нашей жизни. Потому что для того, чтобы человек был способен простить и раскаяться в своих грехах, он должен изменить внутренний настрой своей души, ибо всё, что нас окружает, всё, что на нас воздействует, никак не формирует в нас чувства раскаяния. Напротив, оно мобилизует нас на борьбу, на достижение поставленных целей, нередко на борьбу с другими людьми. И как часто этой борьбе мы отдаем все свои силы! Как часто мы не можем заснуть именно потому, что мы выстраиваем некую тактику или стратегию борьбы с другими людьми. И нам кажется, что победа над ближним откроет перед нами перспективу счастливой жизни — будь то повышение по работе, успехи в бизнесе или просто расширение своего влияния, иногда в мизерных масштабах, в масштабах семьи, а иногда и в очень больших масштабах, если речь о людях, облеченных властью. Поэтому без некоего внутреннего переворота или, как говорят современные люди, без переформатирования своего внутреннего состояния невозможно принести покаяние. Нужно ум свой переключить, сменить программу и понять, что самое главное в нашей жизни, самое великое воздаяние  мы получим именно за то прощение, которое мы способны дать людям и которые мы способны у них испросить. Но ведь это возможно только в том случае, если мы будем видеть свои слабости, свои грехи, свою неправду. Однако, наверное, это едва ли не самое трудное — увидеть все это, и не просто увидеть как бы со стороны, а осознать, что это наш грех, без искоренения которого не будет нашего духовного возрастания. Прощеное воскресенье в традиции нашего народа связывается с богослужением и посещением тех людей, с которыми мы находимся в ссоре. Как я уже сказал, нередко это символический момент в духовной жизни человека, потому что еще многое предстоит сделать, чтобы подлинное раскаяние посетило душу. Тем не менее, без этого акта прощения невозможно вступить в Великий пост. Поэтому постарайтесь сегодня испросить прощения здесь, в этом храме, если к кому-то вы отнеслись несправедливо, или по отношению к тем людям, которых сегодня с нами нет. Если есть возможность навестить их или просто позвонить, или отправить сообщение, сделайте это, не поленитесь. Иногда очень трудно, как нам кажется, совершить этот шаг навстречу обидчику, но именно этот шаг открывает нам путь к покаянию.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-tsen...

Яко Ты еси просвещение и освящение душ наших, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Vorsteher: Friede Allen! Настоятель: Мир всем! Die Brüder: Und deinem Geiste! Братия: И духови твоему! Diakon: Eure Häupter beugen dem Herrn! Диакон: Главы ваша Господеви преклоните! Die Brüder: Dir, o Herr! Братия: Тебе, Господи! Der Vorsteher spricht dieses Gebet über den Eingekleideten, der sein Haupt beugt: Настоятель же чтет сию молитву над преклокншим (шею) главу: Den, der sein Haupt dir, dem feurigen Haupte und einzigen, weisen Gotte, o Gebieter, beugt, segne, heilige und bewahre ihn vor jeglicher schädlichen, sichtbaren und unsichtbaren Versuchung! Огненной Главе, свою главу Тебе невидимому и единому премудрому Богу подклонивша (у), Владыко благослови, освяти, соблюди от всякаго вреднаго искушения, видимаго же и невидимаго! Ausrufung: Denn dein ist das Reich und die Macht und die Kraft und dir gebühret alle Herrlichkeit, Ehre und Anbetung, dem Vater und dem Sohne und dem Heiligen Geiste; jetzt und immerdar und in die Ewigkeiten der Ewigkeiten. Amen. Возглас: Яко Твое есть царство, и власть, и сила, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, Аминь. Darauf die Entlassung. И по обычаю, отпуст. 14. Последование в неделю православия Ritus der Feier am Sonntage der Orthodoxie Последование в неделю православия (Erster Sonntag der grossen Fasten) (Первое Воскресенье Великаго Поста) Die Zusammenstellung und Einführung des Ritus der Orthodoxie erfolgte nach dem letzten, siebenten ökumenischen Concil (787) zu Nihäa und zwar wird dasselbe als Werk des Patriarchen Methodios von Konstantinopel († 847) bezeichnet. Zuerst wurde der Ritus der Orthodoxie mit grosser Feierlichkeit am 18. Februar 842, am ersten Sonntag in der grossen Fastenzeit, nach dem Tode des ikonoklastischen Kaisers Theophilos auf Veranlassung seiner Gemahlin Theodora und ihres Sohnes Michael, vollzogen. Составление и совершение чина Православия последовало после VII Вселенского собора, бывшего в 787 г. в Никее; составителем его считается Мефодий, Патриарх Константинопольский, скончавшийся в 847 г. Впервые с особенною торжественностью чин православия совершён был 18 февраля в первое воскресенье Великого Поста в 842 г. по смерти Императора-иконоборца Феофила, при супруге его Феодоре и сыне её Михаиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Собственно говоря, пассия – это великопостная понедельничная вечерня со входом и великим прокимном, с молебном по отпустительных тропарях, с каноном (иногда акафистом) и чтением Евангелия. Причем пассии совершаются четыре раза: во второе, третье, четвертое и пятое воскресение Великого Поста. Почему четыре? Потому что четыре евангелиста: на первой пассии читаются страсти по Матфею, на второй – страсти по Марку, на третьей – страсти по Луке, на четвертой – страсти по Иоанну.) В прошлый раз мы охарактеризовали общие особенности всех великопостных Богослужений. Сегодня мы будем изучать конкретные особенности тех или иных служб суточного круга, отправляемых во время Св. Великого Поста. Надо сказать, что Типикон посвящает великопостному Богослужению довольно значительную часть своего объема – это глава 49-я, занимающая несколько десятков страниц. Глава эта называется «Последование Святыя Четыредесятницы». Я буду излагать особенности служб суточного круга не в порядке следования богослужебного дня, а в порядке следования дня астрономического. Полунощница (вседневная) Напомню, что полунощницы делятся на вседневные, субботние и недельные (воскресные). И если мы говорим об особенностях великопостной полунощницы, то относиться они могут только к вседневной полунощнице, поскольку в субботу и воскресение никаких великопостных особенностей нет. По возгласе священника: «Боже, ущедри ны и благослови ны...» – молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. Это и есть единственная особенность великопостной полунощницы. Согласно ныне действующей редакции устава, полагается 3 земных поклона, 12 поясных с краткой молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной поклон (в сумме 16). До богослужебной реформы патриарха Никона молитва Ефрема Смирина совершалась иначе (по крайней мере на Руси): полагались 16 поклонов земных, а краткие молитвы были разными. Текст самой молитвы в той редакции тоже несколько отличался от теперешней: «Господи Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, праздности и любоначалия отжени от мене» (а не «не даждь ми»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Цитата из патриарха Сербского: «Великая Четыредесятница, также предписанная 69м Апостольским каноном, остается, безусловно, в целости». Сейчас я просто выписал эту цитату для того, чтобы вы подметили, что он не из Русской Православной Церкви. «Великая Четыредесятница… остается, безусловно, в целости» – это он предлагает на Соборе. «Первая седмица без елея, а также Великая, а остальные седмицы: среда и пятница без елея, а в другие дни с елеем. В субботу и воскресенье, считаю, можно согласиться позволить рыбу мирянам. Для монашествующих употребление рыбы должно остаться, как и было доныне. Соответственно, она может быть позволена в Неделю Крестопоклонную или какую-то иную». Вспомните: у нас в Неделю Крестопоклонную нет попущений поста, а у сербов есть, у них иначе. У них – с елеем, кроме среды и пятницы, у нас – строже, но я думаю, что на практике у нас в основном так же, но, тем не менее, мы придерживаемся других правил. Я думаю, что там, где мы слышим об очень коротких постах, наверняка люди вообще ничего не ели. Или же поступали как в палестинской традиции – днем не едят, едят вечером, ночью, как мусульмане сейчас. Была такая традиция у христиан. У нас очень богатая традиция. Теперь я хочу сказать немного о посте для того, чтобы мы все-таки, зная о том, что пост этот получается как бы Пасхальный, по-нашему. Получается, по нашим грехам,  кто в Великом посту плохо постился – а все мы много сачковали в Великом Посту, – где-то кто-то недопостился, дополнительные 42 дня в этом году выделяются на повторение, на работу над ошибками. Последние времена, потому что длинный пост? Так у нас эти последние времена повторяются периодически, циклично, в этом есть некоторая справедливость. И возгласы о последних временах в Церкви повторяются периодически. Я вам выписал немного из Триоди Постной. Это, правда, касается Великого Поста, но тем не менее: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаешься неядению, ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога как фальшивая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим».

http://azbyka.ru/petropavlovskij-post

Патриарх Кирилл совершает Пасхальную Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Москва. 5 мая 2013 г. Патриарх Кирилл совершает Пасхальную Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Москва. 5 мая 2013 г. Противники религ. веры полагают, что вера в бессмертие уводит человека от решения стоящих перед ним земных задач, напротив, утверждает К., вера во всеобщее воскресение и вечную жизнь помогает устроению земной жизни. Обостряя остроту духовного зрения, вера помогает увидеть ложь, помогает постичь смысл событий, происходящих с человеком, с обществом. «…Верующий человек имеет перед собой надежный компас, стрелка которого указывает единственно верное направление. Вера в Бога и в вечную жизнь дает силу и разумение отделять главное от второстепенного, позволяет именно главному посвящать свою жизнь. Вот почему подлинное, а не мнимое процветание Отечества мы связываем именно с возрождением веры в нашем народе» (Пасхальное послание 2004 г. (10.04.2004)//Там же. С. 140-141). Большое внимание К. уделяет теме соотношения между религией и наукой: «Религия формирует отношение человека к Богу, к окружающему нас миру и, в первую очередь, отношение к другим людям. Наука же изучает и описывает сотворенный Богом мир» (Вера и знание. 1998. С. 14), однако «это разные сферы бытия и различные методологии познания мира Божия». «…Нет противоречия между религиозной и научной картинами мира, как нет противоречия между математикой и музыкой, как нет противоречия между поэзией и химией, потому что каждая из этих областей деятельности человека описывает и изучает разные стороны бытия. Нельзя, опираясь на научные знания, отрицать Бога, так же, как нельзя, опираясь на религиозные знания, отрицать достижения науки»,- говорит К. (Слово за Божественной литургией в Светлый Вторник (21.04.2009)//Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 181). Патриаршее служение в Троице-Сергиевой лавре в пятницу 1-й седмицы Великого поста. 2 марта 2012 г. Патриаршее служение в Троице-Сергиевой лавре в пятницу 1-й седмицы Великого поста. 2 марта 2012 г. Под влиянием атеизма в течение долгих лет идею Бога, религ. веру постоянно ставили в зависимость от знания, и в частности от успехов естествознания. Предполагалось, что научные достижения, широко пропагандируемые через систему образования, способны вытеснить из человеческой жизни религ. чувство. Однако победить его оказалось невозможно не только атеистическим образованием, но даже гонениями: наличие или отсутствие веры не зависят ни от научных достижений, ни от уровня образования. Вопрос о существовании Бога лежит вне компетенции науки. Невозможно научно доказать или опровергнуть бытие Божие. Ибо это есть предмет веры (Слово пастыря. 2005. С. 8).

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Возникает вопрос: «Почему же Господь провел Своих учеников через такое тягчайшее испытание веры? Почему этой страшной смертью Сына Своего Он отвратил многих от возможности с доверием отнестись к тому, что Сын говорил людям?» Ведь эта смерть словно ставила крест на Самом Спасителе, на Его проповеди, на Его миссии, все попирала и все разрушала. Почему же все было именно так, а не иначе? И ответ может быть только один — смертью Спасителя была показана слабость человеческой природы. Крестная смерть свидетельствовала о том, что никакими человеческими силами невозможно спасение, что никому из людей не дано вернуть потерянный рай. Это выше человеческих сил, выше человеческих возможностей, и потому так ужасна картина смерти Спасителя, так ужасен этот кажущийся финал евангельской истории. Но мы знаем, что за ним последовало Воскресение Спасителя. Однако Воскресение не было явлено всему народу, а лишь ограниченному кругу людей. Почему же Господь именно так обратил Свою весть ученикам и всему народу? Почему именно через это испытание Он провел каждого, кто хотел верить в Него как в Спасителя? В каком-то смысле этот вопрос и сегодня обращен к нам. Некоторые люди с удивлением говорят «Где же Бог?», если видят, что происходит нечто несправедливое, скверное, гадкое. Где же промысл Божий, если видишь, что пути человеческой истории все дальше уходят от Бога? Многие не могут понять эту тайну истории рода человеческого и спрашивают: «Если бы Бог был, неужели бы Он такое допустил?» И для того чтобы правильно ответить на вопрос, почему Бог все это допускает, нужно взглянуть на распятого на кресте Христа Спасителя. О чем же говорит этот крест? Он говорит о полной человеческой немощности, о неспособности людей не только достичь Царствия Божия, но даже добрых жизненных целей. У человека никогда не хватило бы сил, если бы через крест и Воскресение не явлена была нам Божественная благодать, которая спасает человека, которая наполняет силой, могущей преобразовать его в сына Божиего. Благодать, которая меняет ход человеческой жизни, когда, казалось бы, всякая надежда на спасение исчерпана. Благодать, которая из камней сих соделывает детей Авраама (см. Мф. 3:9).

http://patriarchia.ru/db/text/5402606.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010