Евангелист Матфей сообщает еще об одном важном обстоятельстве, происшедшем на другой день после погребения –  «На другой день, который следует за пятницею» , то есть в субботу, первосвященники и фарисеи собрались к Пилату, не думая даже о нарушении субботнего покоя, и попросили его дать распоряжение об охране гроба до третьего дня. Просьбу свою они мотивировали заявлением: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну»; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого». « Первым обманом» они называют здесь то, что Господь Иисус Христос учил о Себе как о Сыне Божьем, Мессии, а «последним обманом» – проповедь о Нем как о восставшем из гроба Победителе ада и смерти. Этой проповеди они боялись больше, и в этом они правы были, что показала и вся дальнейшая история распространения христианства. На эту просьбу Пилат ответил им сухо: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете» . В распоряжении членов синедриона находилась на время праздников стража из римских воинов, которой они пользовались для охранения порядка и спокойствия, ввиду громадного стечения народа из всех стран в Иерусалим. Пилат предлагает им, использовав эту стражу, сделать все так, как они сами хотят, дабы потом они никого не могли винить ни в чем. «Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» –  то есть, вернее, камень, которым он был закрыт, шнуром и печатью, в присутствии стражи, которая потом осталась при гробе, чтобы его охранять. Таким образом, злейшие враги Господа, сами того не подозревая, подготовили неоспоримые доказательства Его славного воскресения из мертвых. «К этим святым воспоминаниям искупительной жертвы Господа и Спасителя нашего готовила нас Святая Церковь в течение всего Великого поста, – напоминал в одной из своих проповедей Патриарх Алексий II, – но человечество продолжает грешить. И если мы не каемся в своих грехах, если не стараемся построить жизнь по Христовым заповедям, то тем самым сораспинаем нашего Спасителя и Искупителя Господа Иисуса Христа. Разве мы с терпением несем свой жизненный крест? Но ведь каждому крест дается по его силам, не бывает креста выше сил человеческих.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica/

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января К вопросу о критериях оценки эффективности катехизаторской и миссионерской деятельности В ноябре 2010 года состоялся IV Всецерковноый съезд епархиальных миссионеров. На пленарном заседании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил одну из актуальных для внутренней миссии задач – выработать критерии оценки эффективности или успешности деятельности миссионеров. Автор данной публикации протоиерей Сергий Стаценко, проректор по учебной части Ташкентской духовной семинарии, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатской епархии РПЦ, предпринял попытку частичного освещения этой темы и поиска возможных решений поставленной задачи. Статья « Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? » (Рим.10:14) Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно . (Евр.13:18) Актуальность проблемы Настоящее положение Русской Православной Церкви уникально не только тем, что мы стоим перед решением колоссальной задачи повторной христианизации людей, живущих на канонической территории РПЦ, но и тем, что мы не имеем абсолютно никакого опыта в решении подобных задач, за исключением примеров отдельных энтузиастов-подвижников . Да, наша Церковь имеет славные страницы истории, которые касаются внешней миссии среди иноверцев. Но вместе с тем даже понятие «внутренняя миссия» никогда не подразумевало воцерковления людей выросших в православной культуре. Этот термин означал лишь прозелитическую деятельность внутри государственных границ Российской империи .

http://bogoslov.ru/article/1464615

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Православная миссия среди коренных малочисленных народов: история и современность Миссия Русскои православнои церкви среди коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока исторически осуществлялась в контексте решения сопутствующих логистических, информационных, лингвистических, апологетических, культурно-антропологических проблем. Современное положение дел характеризуется значительнои трансформациеи данных проблем и необходимостью переосмысления целеи и задач миссии. Евангелизация народов, живущих в пределах пастырскои ответственности Московского патриархата, всегда являлась важнеишеи задачеи и определяющим фактором формирования его каноническои территории. Современное каноническое пространство Русскои православнои церкви формируется по преимуществу миссионерами, деятельность которых всегда предшествовала созданию епархии. Статья Миссионерское служение есть апостольское призвание Церкви, в котором раскрывается Ее вселенская природа. К нему призывает Церковь Сам Господь наш Иисус Христос: «И будет проповедано сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф 24:14). Благословляя апостолов на вселенское служение благовествования, Он призывает их: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19-20). Таким образом, избирая и просвещая одни народы, Господь призывает их к обращению иных народов, еще не просвещенных евангельской вестью либо предавших ее забвению. «Цари земные и все народы, князья и все судьи земные да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесено, слава Его на земле и на небесах» (Пс 144:11, 13). Промышляя о бытии каждого народа земли, Господь дарует ему Ангела (Втор 32:8), хранящего народ и направляющего его пути к Истине.

http://bogoslov.ru/article/6194106

Период Великого поста в Риме в IV-V вв. составлял 3 недели ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 22). Это видно и по распределению чтений в древнейших Лекционариях. Поскольку Г. ц. начинался в Риме 1 марта, ровно 3 недели предшествовали самой ранней дате Пасхи (22 марта). Впосл. название «средняя» (mediana) долгое время сохранялось за неделей, предшествующей Входу Господню в Иерусалим. К сер. V в. Великий пост увеличился до 6 недель, включая Страстную, и был назван Четыредесятницей (Quadragesima). В связи с особой системой подсчета постных дней этот период начинался в среду, к-рая с XVI в. стала называться Пепельной (Dies cinerum). Содержание недель поста менялось на протяжении истории. Первоначально они были посвящены отдельным этапам оглашения, затем - воспоминанию историй ветхозаветных патриархов и пророков. Ряд недель Великого поста в средние века было принято называть по первым словам антифонов (напр., 4-е воскресенье - Laetare). Сейчас в 1-е и 2-е воскресенья Великого поста вспоминаются Искушение и Преображение Господне. Значение следующих недель зависит от одного из 3 годовых циклов чтений (оно может быть крещальным, христологическим или покаянным). В VI-VIII вв. в рим. Г. ц. появляются приготовительные к Великому посту недели - Семидесятница (Septuagesima), Шестидесятница (Sexagesima) и Пятидесятница (Quinquagesima), а также октавы Пасхи и Пятидесятницы и 22-27 воскресений после Пятидесятницы (post Pentecosten) (после Тридентского Собора их всегда было 24). В наст. время эти элементы Г. ц. частично отменены ( Maur. 1983-1994). Посты 4 времен года (Quattuor tempora) являются особенностью рим. традиции. По одной из версий, они установлены папой Сирицием (384-399) в связи со спорами о посте (теория Х. Ханини), по другой - возникли в III-IV вв. как замена языческих обычаев отмечать дни начала жатвы (июнь-авг.), сбора винограда (сент.), сева озимых (дек.) (теория Ж. Морена). В VI в. к 3 сезонам прибавилась еще весна, а в XI в. дни поста были закреплены за конкретными датами - 1-й неделей Великого поста, октавой Пятидесятницы, неделей после Крестовоздвижения (14 сент.), неделей после памяти св. Лукии (13 дек.). Другие праздники

http://pravenc.ru/text/год ...

Это именно те дни, в которые по уставу полагалось отменение часов и работы. О празднике воздвижения не говорится ни слова. Вероятно патриарх остался при прежнем мнении и высказался не в пользу тогдашней афонской практики, или уклонился от дальнейших объяснений, не желая стеснять местных порядков. В таком же духе представляет правило о пище в праздники и посты известный литургист и канонист, конца XI в., Никон Черногорец, в первом слове своего тактикона. 139 Он делит праздники на три разряда: на великие, средние и малые. Первые назначается проводить как недельный день (воскресенье; это предполагает полное разрешение поста), но в средние, аще случится день постен, сухо ясти достоит, тоже и в малые (л. 21). В доказательство справедливости такого решение Никон ссылается на 58 главу своих пандект, где изложены мнения отцов о праздниках и постах, и тут же прибавляет от себя, что находятся люди, которые, под предлогом разрешения поста, вводят непризнанные праздники, или по крайней мере, возвышают их цену, чтобы добиться ослабления. Делается намек на обычай тогдашних монастырей вводить новые праздники и усиливать значение прежних. Вопреки этому направлению дел, Никон замечает, что постниковы правила и типики великих монастырей не согласуются в таковых (т. е. в отношении праздников к постам середы и пятка) божественным правилам, ниже самому писанию божественному (сл. 4). Так, наперекор тогдашним уставам, он запрещает в пятницу первой недели великого поста употреблять масло (24), в великий четверг назначает варение без масла и осуждает правила великих монастырей: студийского, святогорского и иерусалимских за то, что они делают подобные послабления. 140 Даже относительно пятидесятницы прибегает к следующему уклончивому замечанию, что в эти дни поста не бывает согласно отеческим правилам, но требуется воздержание по пятницам и середам. Вообще же, основною мыслью Никона было повернуть дело к строгим порядкам относительно поста, на основании древних церковных правил о строгом хранении среды и пятницы и о неразрешаемости великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Архив Пн Прощеное воскресенье 28 февраля 2009 г. 20:00 Воскресный день перед началом Великого поста носит названия: Неделя сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощеное воскресенье. В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение — это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же — все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена. Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Причина изгнания Адама — грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, меня прости». Суть обычая просить прощение в конце масленицы духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.

http://patriarchia.ru/db/text/198562.htm...

Среда первой седмицы Великого Поста Без Меня не можете делать ничего. Ин. 15, 5 По средам и пятницам (и некоторым праздникам) в течение всей Четыредесятницы совершается литургия Преждеосвященных Даров. Фото: Патриархия.Ru На 1-й седмице Великого поста по традиции большая часть православных христиан приступает к Святым Христовым Тайнам после особой сосредоточенной подготовки к исповеди и причастию, обычно в субботу или воскресение. За литургией Преждеосвященных Даров на 1-й седмице причащаются те, кто не может по болезни или по какой-либо другой основательной причине строго поститься пять дней этой особой великопостной недели. В остальные великопостные седмицы за литургией Преждеосвященных Даров могут приобщаться все желающие, кроме младенцев, которых причащают только за полной литургией. Песнопения 1-й седмицы Великого Поста Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри: но пощади и избави огненнаго мя осуждения. Повержена мя Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща, но прежде конца, яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление. «Поверженного пред вратами Твоими, Спаситель, хоть в старости не отвергни во ад меня, пустого, но перед кончиной как Человеколюбец прости мои согрешения». Тропари из Великого Канона святого Андрея Критского из службы среды первой седмицы Веси создание наше, веси немощь нашу Человеколюбче: согрешихом, но не отступихом от Тебе Боже, ниже воздехом руки наша к богу чуждему, пощади нас Твоею благостию, Благоутробне. «Знаешь наше состояние, знаешь нашу немощь, Человеколюбец; мы согрешили, но не отступили от Тебя, Боже, и не возвели рук наших к иному богу – пощади нас по доброте Своей, Благий». Тропарь пророчества из службы среды первой седмицы Наставления вступающим в пост Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных Боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

http://pravoslavie.ru/1606.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Во время Великого поста в кремлевских столовых будут подаваться постные блюда 18.03.2002 Начинающийся сегодня Великий пост , скорее всего, будут соблюдать многие сотрудники администрации президента России. Во всяком случае, для тех, кто решил отказаться от мяса и молока на все семь недель поста до Пасхи /5 мая/комбинаты питания Управления делами/УД/главы государства ввели в свои меню специальный раздел " постные блюда " . Как рассказал корр.ИТАР-ТАСС пресс-секретарь УД Виктор Хреков, для постящихся ежедневно будет готовиться специальные блюда - каши, всевозможные овощные ассорти и салаты, грибы. При этом выбор яств будет меняться по дням недели в зависимости от церковных правил, например, рыбу подадут лишь дважды - на Благовещение/7 апреля/и Вербное воскресенье/28 апреля/. Постные блюда можно будет отведать во всех столовых и кафе на территории Кремля, в здании администрации президента на Старой площади, а также в доме правительства, зданиях Госдумы и Совета Федерации. Впрочем, для тех, кто по тем или иным причинам пост соблюдать не будет, комбинаты питания готовы предложить и блюда из мяса и молочных продуктов. По словам Хрекова, ежедневное кремлевское меню, по уже устоявшейся традиции, пополняется в соответствии с православным календарем. Так, всю прошлую неделю, когда проходила масленица, повара комбинатов питания Управления Делами угощали сотрудников президентской администрации блинами -традиционными из пшеничной муки и гречишными - для тех, кто боится набрать лишний вес. Блины подавались со сметаной, рыбой, медом и множеством других " добавок " . По тем же правилам, как доверительно сообщили корр. ИТАР-ТАСС, составляется и меню спецбуфета, который обслуживает президента России. Тем не менее, каков будет " служебный " рацион главы государства в период самого длинного православного поста, выяснить не удалось. Как отмечал сам Владимир Путин, он считает отношение к религии и ее канонам " очень личным делом " и не думает, что " это та сфера, которую нужно выставлять напоказ " . См. также: Публикации: Церковный год > > Великий пост Новости: 18.03.02 - Начался Великий пост 17.03.02 - Примириться с друг другом, простить все обиды призвал в Прощеное воскресенье Патриарх Алексий ИТАР-ТАСС/Радонеж [ главная библиотека новости родителям ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/news/0203/n18-1.htm

Из сообщения Сократа и Созомена мы видели, что антиохийское исчисление 40-цы было принято в Малой Азии и в Константинополе с его округом, палестинское же было усвоено Египтом, Элладой, Иллириком и Западом. С течением времени появились новые способы исчисления 40-цы. Они были направлены к тому, чтобы привести 40-цу в строгое соответствие с ее наименованием, т.е., чтобы в ней действительно насчитывалось ровно сорок постных дней. Палестинское исчисление, как мы видели, не давало этого числа: если при нем не отделять пасхального поста от 40-цы и сделать постными днями даже субботы, то все-таки общее число постных дней по нему будет только 36. Более удовлетворительным представляется антиохийское исчисление, но – только при том условии, если в нем не разделять 40-цы от пасхального поста: в таком случае число постных дней там, по исключении воскресений, получалось 42. Но если считать пост 40-цы отдельно, как это и было принято в IV-м веке, число постных дней в ней, кроме воскресения, было опять таки только 36. Во второй половине IV-ro в., как показывают заметки интерполятора «Апостольских Постановлений», на Востоке утверждается обычай – кроме воскресного дня почитать еще субботу: она становится днем богослужебных собраний, в нее запрещается поститься 34 . Великопостные субботы, за исключением страстной, тоже освобождаются от поста, вследствие чего число постных дней в 40-це должно было сократиться еще более. Новые способы исчисления имеют своею целью исправить такие недочеты. Рим дольше всех других местностей сохранял древнюю палестинскую 40-цу: он только в VII-м веке сделал в ней поправку, перенеся начало поста на среду седьмой недели пред Пасхой, т.е., прибавив к существовавшим ранее 36 постным дням еще 4 дня 35 . Таким путем там действительно получилось ровно 40 постных дней. Как показывают пасхальные послания Феофила и св. Кирилла Александрийских , Александрия в V-м веке еще сохраняла свое древнее исчисление 40-цы 36 . Впоследствии православное население патриархата, по-видимому, усвоило константинопольское (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Вспоминаю советское время. Вот тогда поститься было очень сложно, потому что ассортимент продуктов был ограничен, и вообще с питанием, особенно в послевоенное время, было не так просто. Тем не менее в больших городах резко сокращалось потребление мяса — это фиксировали соответствующие торговые точки. А ведь народ жил небогато, за плечами людей были суровые годы, но они не говорили: «Мы и так многое претерпели», и верующие во множестве проходили поприще святых постов, особенно Великого поста. Поэтому и мы, люди современные, имеющие возможность приобретать разного рода продукты — а сейчас в этом нет никакого недостатка, снабжение на очень высоком уровне, — всегда можем заменить постной пищей скоромное на не столь уж продолжительное время Святой Четыредесятницы. Еще раз хочу подчеркнуть, что пост необходим как средство духовного самовоспитания, выработки навыка самоограничения, а самое, может быть, важное — как наша небольшая жертва Господу. Приносим эту жертву, и Господь по милости Своей, по любви к нам нечто дарует в ответ на наш маленький подвиг. И многие люди, с радостью встречая Светлое Христово Воскресение, сознают, что эта радость была обусловлена еще и тем, что мы постились, ограничивали себя, приходили почаще в храм. Наступило светлое Пасхальное торжество — сердце радуется, душа радуется, не в последнюю очередь именно потому, что мы держали пост. Желаю всем нам, мои дорогие отцы, братья и сестры, достойно пройти это постное поприще, памятуя о спасительном значении воздержания. Оно нужно для нашей души и для нашего тела, это вообще необходимое средство и духовной, и физической закалки. Кроме того, хорошо известно, что во множестве случаев ограничение в употреблении калорийной пищи укрепляет здоровье и даже излечивает некоторые болезни. Поэтому давайте отложим в сторону всякие ссылки на здоровье, на некие трудности, на недостаток возможностей и постараемся попоститься в течение этого Великого поста. Если кто-то будет изнемогать — ну что ж, прийти к священнику, сказать о своем изнеможении, и, может быть, священнослужитель даст разрешение на послабление поста. Еще и еще раз, мои дорогие, хочу сказать: пост — это духовная весна, пост — это возрождение нашего чувства веры, это время молитвы; и ни в коем случае нельзя проспать эту возможность — ее надо максимально использовать.

http://patriarchia.ru/db/text/6112941.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010