По указанию еп. Езника Петросяна, во время Великого поста в будние дни утром к 2 указанным службам добавляется час восхода, в полдень вместе совершаются 3, 6 и 9-й часы, а вечером - одна из 3 служб: час мира (в понедельник, вторник и четверг), час покоя (в среду и пятницу) или вечерний час (в субботу и воскресенье); Тафт сообщает, что час мира и час покоя совершаются ежедневно вместе. В соборе св. Иакова арм. Иерусалимского Патриархата из суточных служб ежедневно (ок. 3 часов пополудни) совершается только вечерний час. По данным Тафта, состав современных ночного, утреннего и вечернего часов в основном соответствует описанным выше древним чинам. В приходах Киликийского Католикосата в наст. время существует краткий чин утреннего часа: двойной гимн (Великое славословие), возглас священника, Трисвятое, песнопение «Прославленная и Благословенная...», Евангелие и пространный гимн «В начале Слово создало...». В конце утрени появилось второе евангельское чтение ( Taft. Liturgy of the Hours. P. 222; Скабалланович. С. 333). Сосуд для св. мира. 1815 г. Вавилон (Музей-сокровищница Эчмиадзин) образуют, как и во всех вост. обрядах, единое чинопоследование; Крещение в древних арм. литургических комментариях понимается как таинство нового духовного рождения от воды и Духа, Миропомазание - как запечатывание новокрещеного духовной печатью (это отражено даже в арм. названии Миропомазания: [кнунк] от [кник] - печать). Таинства могут совершаться над детьми или взрослыми любого возраста. Арм. чинопоследование Крещения и Миропомазания первоначально было заимствовано из вост.-сир. обряда ( Winkler. Das armenische Initiationsrituale. P. 47-75); со временем оно приобрело в общем такой же порядок, как в визант. и др. вост. обрядах (см. таблицу, показывающую развитие чина: Initiation chrétienne. Р. 30-35). На 8-й и 40-й дни по рождении младенца совершаются особые чины, имеющие тот же смысл, что и в правосл. традиции ( Conybeare. P. 86-88; молитвы 1-го дня нет). В рукописях говорится о трехнедельном сроке оглашения перед Крещением, во время к-рого крещаемый (если это младенец, то оглашение состоит только из литургических элементов) научается от вардапета основам веры; оглашение включало в себя и литургические элементы: возложение рук на кандидата ко Крещению, молитву (Ibid.

http://pravenc.ru/text/76130.html

Нередко бывает, что батюшки строят, ремонтируют, восстанавливают, организуют, собирают средства, а вертикальное измерение жизни священника становится периферийным. Он, конечно, умом признает бытие Божие, верит в Господа, но если из жизни уходит личная молитва, то теряется религиозный характер жизни. Я сожалею, что мой образ жизни не дает мне молиться столько, сколько я хотел бы. Но без молитвы не может быть Патриаршего служения. — Жанна Шевченко, журнал «Фокус»: Сейчас, в момент кризиса, особенно страдают люди, которые сосредоточились в своей жизни на материальных ценностях. Могли бы Вы дать им какое-то наставление? — Наставление только одно: если жизненная ориентация неправильная, если человек ориентирован на ложные ценности и отдает все свои жизненные силы достижению этих ценностей и их не достигает, или, достигнув, убеждается в том, что это фантом, — это трагедия всей жизни. Ценности, к которым сегодня устремляется человеческая цивилизация, — это исключительно материальные ценности; комфорт, власть — все это является фантомом, не обеспечивающим человеческого счастья. Это не значит, что мы должны игнорировать материальный фактор — это тоже будет лицемерием. Человек должен трудиться, в том числе и для обеспечения своей жизни, жизни своих близких, родных, но целеполагание должно простираться за пределы вот этой материалистической парадигмы. Весь сегодняшний  кризис — это свидетельство краха ложного целеполагания. Для достижения всецело материальных целей используются неблаговидные способы, и мы знаем, что экономика, построенная на обмане, оторванная от реального труда человеческого, становится виртуальной экономикой. Виртуальная экономика не имеет ничего общего с реальной жизнью. Кризис, который сегодня существует, есть ясное свидетельство того, что происходит с людьми, когда виртуальную экономику и ложное целеполагание они кладут в основу своего бытия. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й.

http://patriarchia.ru/db/text/702122.htm...

Рассказывает государь, как Патриарх во время обряда хождения на осляти, „кручиноват добре был“, как „в ходу никто не мог угодить ему“, как он постоянно „на всех кручинился“. Замечательно описывает свои страх у гроба умершего Патриарха. Рассказывает, как он не раз кланялся Патриарху в землю и „целовал его в ногу“, принимая от него святительское его благословение, как он, приходя к нему, „дожидался с час его государя в крестовой... Простота, естественность отношений государя просто поразительны. Царь знает сякую мелочь в доме Патриарха, знает каждого служку Патриарха и даже по имени. Приводит всякие слухи и разговоры о Патриархе. Ему известен каждый шаг Патриарха. Государь бранится с келейниками умершего Патриарха, из которых один, по его словам, „трех перечесть не умеет“, „смиряет детей боярских (патриарших), сколько Бог помочи дал“. Всту- —741— пает в пререкания с священником, который не по подобию“ читает Псалтирь над умершим Патриархом. Распоряжается звоном по умершем Патриархе, хлопочет о погребении, заботится, чтобы „дух“ не шел от умершего, указывает сам, какую операцию надо сделать для этого над покойником... Рассказывает о своей скорби по умершем и своих слезах, как он „надеелся плачучи на него света смотря“. Глядя на умершего, называет себя „первым грешным и мирским“, „окаянным“, которого ожидают великие мучения за злые дела и всякие прегрешения... Словом, постоянные и совершенно искренние заботы и хлопоты у „тишайшего“ около умирающего и потом умершего Патриарха скорее походят на заботы келейника, глубоко и искренно преданного своему господину, чем на заботы Государя великой Русской земли. По местам Государь весьма сильно смахивает на пономаря даже 1347 . Впрочем, вернемся лучше к письму и предоставим возможность читателю самому судить по письму об отношении Государя к Патриарху и Патриарха к Государю. Вот это письмо. Письмо написано Государем к митрополиту Новгородскому Никону. В понедельник шестой недели великого поста, пишет „тишайший“, свят. Иосиф „заболел лихорадкой да трясла его ходячи по дням, а к вербному воскресению и полегчело, да пришел утин да грыжа, на злую силу ездил на осляти; а кручиноват добре был, в ходу никто не мог угодить, на всех кручинится; да и не служил сам, велел Казанскому да властем; а за столом весел таков был, сказывают, что не ведает, где дется. Да на страстной неделе посылал я в понедельник и во вторник о спасении спрашивать, и он государь сам выходил да сказывал: „есть де легче; прямая де лихорадка, и знобит и в жар великий приводит“; да во вторник ездил отпевать Ивана Григорьева сына Плещеева жену, а отпевал де на злую силу, весь де черн в лице; мне приехавши сказывали, кто был на погребенье том, гораздо де болен Патриарх, а в среду ту ни у заутрени, ни у обедни не был, а я того не ведал, что он гораздо болен, да послал я Василья Бутурлина о спасении его великого святителя спросить, а его де одва вывели, а говорит, де хорошо. И прииде мне в вечеру по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ближайшим помощником митрополита по управлению является протосинкелл. К духовным учреждениям епархии относятся сама Митрополия, которой принадлежит общее руководительство и заведывание церковными делами в отношении и к духовенству и к народу; и Духовный Суд ( Πνευματικν Δικκοτριον), состоящий из председателя-митрополита и трех членов-клириков и решающий брачные и семейные дела духовного характера, по руководству специального судебного устава патриархии ( Δικονομικα δηηαι), патриарших и синодальных грамот новейшего происхождения, Шестикнижия Арменопула, Кодекса императора Юстиниана, Пандект, Василик и новелл византийских императоров. Духовный суд является первой инстанцией для указанных дел в пределах Силиврийской епархии, а по апелляции на его решение дела рассматриваются в священном синоде Константинопольской Церкви. К общественным учреждениям Силиврийской епархии относятся: 1 . Епархиальное Собрание ( παρχιακ Συνλευσις) из двадцати представителей от городов и сел епархии, созываемое один раз в год – в воскресенье пятой недели великого поста, под председательством митрополита, для выслушивания отчетов Смешанного Епархиального Совета и Педагогической Епархиальной Епитропии, для выбора членов этих учреждений и для обсуждения школьных, церковных и других дел, касающихся всей епархии; это собрание может созываться и экстренно, в зависимости от церковно-общественных назревших вопросов; 2 . Смешанный Епархиальный Совет ( Μικτν παρχιακν Συμβολιον) состоит из шести членов, собирается под председательством митрополита два раза в месяц и имеет двоякую задачу – судебную и административную; судебная деятельность совета заключается в рассмотрении и решении брачных и семейных дел с материальной их стороны, применительно к Народным Канонисмам ( θνικο Κανονισμο), Судебному Руководству патриархии ( Δικονομικα δηγαι), Шестикнижию Арменопула, Василикам, Кодексу и Пандектам, новеллам византийских императоров, патриаршим и синодальным грамотам и циркуляру великого визиря от 1891 года, административная деятельность Совета основывается на Народных Канонисмах и заключается в контроле денежных отчетов всех кинотов в епархии, ведении ктиматология всех епархиальных кинотов, в примирении кинотских учреждений и служащих, когда между ними возникают разногласия, в утверждении документов, о наследовании и усыновлении и всяких метрических актов, в ведении епархиального матрикула и т. п.;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Сердечно благодарю Вас за память и поздравление. Дорого мне, что Вы меня помните и подоброму своему сердцу не оставляете меня своею любовью и вниманием. Так вот написали обо всех – как будто я лично поговорил с Вами. Надеюсь крепко, что всё у Вас образуется. Желаю здоровья, простите меня, родная. Несколько сестёр-певчих вызвали в Троицкое патриаршее подворье, где Святейший Патриарх Тихон после проповеди благословил надеть им косынки и сказал, что все желающие сестры Николо- Клённического храма могут также одеть их. Чем выше растение, тем больше оно подвергается влиянию ветра и бури, сравнивал Святейший Патриарх Тихон себя с дубом, а нас сравнивал с низко лежащей травкой. С нами были о. С. 973 и Андрей Гаврилович 974 . Слава Богу, Л., что Вы, наконец, мне написали. Дай Господи, чтобы удержалось у Вас это состояние открытости душевной к духовному отцу. Великое это дело. Через эту дверь легче всего можно взойти ко Господу. Желаю Вам подвигом добрым подвизаться, течение поста совершить, победительницей греха явиться и неосужденно поклониться и Святому Воскресению 975 . С исповедью трудно, прежде всего, потому, что получился навык не исповедоваться; потом уже и другое всё. Боритесь с ним. Ребёночка как назовут родители, так и хорошо будет. Все святые у Господа там предстоят в молитве за тезоименных им человеков. Вас желаю в будущем видеть помощницей в иконописании. Поэтому прошу Вас приготовлять себя, пока есть время, к этому деланию. У Вас есть большие способности и, главное, осознанное понимание. Это так важно. В пении со всем написанным согласен. Только дело требует пождания, исправления и перевоспитания. Это сразу не даётся. Вспомните себя и изменение Ваших взглядов. Советую Вам быть ободрительницей других, а не «сострадательной унывальщицей». Если бы я был, много[го] бы не было. Но всё же и в этом есть успехи общие – строй и так далее. Перевоспитывать невозможно в кратчайший срок. Потерпите, мужественно преодолевая трудности. С Вавой 976 – отлив, Бог даст – будет и прилив. Семена брошены. Будьте поспокойнее. Боритесь с Вашими привычками – получите мученический венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Более 2 тыс. православных подписались под призывом к патриарху вступиться за " Pussy Riot " 07.03.2012 Представители православной общественности просят патриарха Московского и всея Руси Кирилла ходатайствовать перед следствием о прекращении уголовного преследования участниц группы " Pussy Riot " , задержанных за хулиганство в храме Христа Спасителя. В прошении на имя патриарха говорится: " 21 февраля 2012 года четыре девушки, участницы феминистской группы Pussy Riot, устроили в Храме Христа Спасителя «панк-молебен». Многих из нас эта акция очень огорчила, кого-то даже возмутила, но сейчас речь не об этом. 26 февраля, в Прощеное Воскресенье, стало известно, что по инициативе православных активистов было возбуждено уголовное дело против участниц группы Pussy Riot по части 2 статьи 213 Уголовного Кодекса (хулиганство). 5 марта Таганский районный суд санкционировал заключение сроком на 1 месяц 20 дней двух девушек, подозреваемых в участии в этой акции. В данный момент Надежда Толоконникова и Мария Алехина находятся в СИЗО. По вменяемой им статье, девушкам грозит лишение свободы сроком до 7 лет. Надежда Толоконникова и Мария Алехина – мамы маленьких детей. Мы, авторы этого письма - верующие люди. Большинство из нас считают подобное поведение в храме недопустимым. Но еще более недопустимой мы считаем реакцию на произошедшее событие - уголовное преследование и лишение свободы, а также жестокие отзывы в адрес участниц «панк-молебна» от членов православной Церкви. Ведь в Евангелии сказано: «благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5, 44). Ваше Святейшество, мы просим Вас проявить христианское отношение к участницам группы Pussy Riot и ходатайствовать перед судом о закрытии этого уголовного дела. Мы так же просим Вас выступить с обращением ко всем членам православной Церкви и дать пример христианской реакции на произошедшее событие, остановив тем самым ненависть и гнев, которые прихожане православной Церкви в дни Великого Поста обрушивают на головы четырех девушек " .

http://drevo-info.ru/news/12519.html

По итогам курсов слушатели прошли аттестацию, и им была присвоена квалификация «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Сестры милосердия Волгодонской епархии ухаживают за подопечными в паллиативном отделении больницы скорой медицинской помощи, пансионате для престарелых и инвалидов, комплексном социальном центре для бездомных в Волгодонске, помогают семьям с детьми с инвалидностью, в гуманитарном центре и других социальных учреждениях. Лицензированный Учебный центр больницы святителя Алексия готовит младших медицинских сестер по уходу за больными. Центр выдает свидетельства государственного образца. Деятельность Учебного центра больницы в регионах поддерживается Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. Преподаватели Учебного центра выезжают для проведения курсов в российские регионы с 2019 года. За это время 1070 выпускникам из регионов выданы свидетельства государственного образца о присвоении квалификации младшей медсестры по уходу. Сегодня на территории России и других стран действуют более 900 сестричеств милосердия. В 2010 году по инициативе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению была создана Ассоциация сестричеств милосердия. Сестры милосердия обеспечивают уход за тяжелобольными людьми в медицинских, социальных учреждениях и на дому. При сестричествах создаются дома милосердия и богадельни — центры круглосуточного ухода за тяжелобольными людьми. Сегодня в Церкви более 50 таких учреждений. Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви»  и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам»  и в группе Синодального отдела по благотворительности в  VK ,  ОК , на  Уоитиве-канале . Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно на сайте  помочьвбеде.рф . Поддержать церковные социальные проекты можно на онлайн-платформе Синодального отдела по благотворительности  «Поможем» . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й.

http://patriarchia.ru/db/text/6069587.ht...

5       Память патриарха Христофора отмечена под 21 айяра/мая (т. е. на два дня ранее даты его кончины, указанной в Житии) в ряде мелькитских синаксарей XIII–XVIII вв.; наиболее ранний из них – в рукописи Sin. Arab. 418, 1237 г. (см.: Sauget J.-M. Premieres recherches sur l’origine et les caracteristiques des Synaxaires melkites (XI e -XVII e siecles). 1969. P. 380–383. (SH; 45)). В календаре Антиохийского патриарха Макария III аз-3а‘има (1647–1672) из рукописи Vat. Arab. 622 имеются две краткие заметки о Христофоре: одна – под 22 айяра/мая (Ibid. Р. 380–381), другая – в числе Антиохийских патриархов, поминаемых во второе воскресенье Великого поста (см.: Abras М. Vies des saints d Antioche de Makariyus ibn al-Za‘Im, patriarche d Antioche (1647–1672)//PdO. 1996. Vol. 21. P. 285–306, здесь: p. 301). 6       О стремлении возродить это почитание свидетельствует включение краткого изложения Жития и молитв к Христофору в сборник «Забытые свя тые в антиохийском наследии» (Тита (Bitar), archim. Al-Kiddlsun al-mansiyyun fi-1-turath al-antakl. [Bayrut, 1995]. P. 373–390). 7       См. о нем: Graf G. Geschichte der christlicher arabischen Literatur. CittA del Vaticano, 1947. Bd. 2. S. 45–48; Nasrallah J. Deux auteurs melchites inconnus du X e sikcle//OC. Bd. 63. S. 75–82; Idem. Histoire du mouvement litteraire dans l’Eglise melchite du V е au XX е siecle. Louvain; P., 1983. Vol. 3. T. 1. P. 289–305. 13 Деятельность Ибрахима ибн Юханны по переводу наследия Григория Назианзина освещается в работах Ж. Гранд-Анри, властности: Grand’HenryJ. La mthode de revision d’une version patristique arabe ancienne chez Ibrahim fils de Yuhanna d’Antioche//Annales du Departement des Lettres Arabes. Beyrouth, 1996. Vol. 6B (1991–1992): In Memoriam Prof. J.-M. Fiey. P. 161–172. 14       Cm.: Graf. Op. cit. S. 45; Samir S. Kh. Le recueil arabe des 52 homelies//OCP. 1973. Vol. 39(2). P. 307–332; Idem. Eine Homilien-Sammlung Ephrams des Syrers: Codex Sinaiticus arabicus nr. 311//OC. 1974. Bd. 58. S. 51–75.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Непосредственным прообразом чина является испрашивание прощения в начале и конце каждого дня, которое, согласно церковному уставу, должно совершаться во всяком общежительном монастыре ранним утром — после полунощницы, — а также вечером — после повечерия (см. Часослов). Тем самым, каждый монах, начиная с игумена обители, надеется прожить каждый день своей жизни в строгом соответствии с евангельской заповедью: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24), а также исправить последствия даже малейшего отступления от нее в течение дня. Помимо этих прощений в начале и конце дня, церковная традиция предписывает, чтобы предстоятель испрашивал прощение у сослужащих и всего народа несколько раз во время совершения Божественной литургии: в конце входных молитв, перед великим входом, перед Причащением.  Старопечатные издания Служебника прямо описывали подробное, с земными поклонами, испрашивание прощения предстоятелем перед самым началом литургии и после великого входа. Еще одна традиция, повлиявшая на формирование чина прощения вечером в Сыропустную неделю — это предписание ранних редакций Иерусалимского устава о целовании чтимых икон в храме вечером в эту неделю, а также в конце вечерни в другие воскресенья Великого поста. Соединение этого благочестивого обычая с обязательным прощением в конце дня, по всей видимости, и привело к выделению прощения в Прощеное воскресенье в специфический чин. Он зафиксирован уже в русских монастырских Обиходниках и Чиновниках соборных храмов XVI-XVII вв. 7 , где содержатся краткие указания о том, как он происходил. Описанный выше порядок совершения чина прощения основывается на существующей в наши дни практике, с учетом указаний этих источников. 1 В тех приходах, в которых по различным причинам не бывает вечернего богослужения, чин прощения может быть совершен по окончании Божественной литургии как в соединении с вечерней, так и без нее.

http://patriarchia.ru/db/text/6053336.ht...

— В одном журнале будут публиковаться материалы и «преподавательской», и студенческой конференций? А другие конференции Академии? — Конечно, прежде всего журнал учрежден для публикации этих двух конференций, поскольку они за последнее десятилетие также стали своеобразным брендом Академии. Собственно, название вновь учрежденного журнала об этом и говорит. Но это не предполагает невозможности публикации на этой площадке материалов и других конференций. — Не будет ли новый журнал составлять внутреннюю конкуренцию другим научным журналам Академии? — Думаю, не будет. У каждого журнала своя ниша. Скорее, появление нового журнала оптимизирует публикацию научных материалов Академии. Появляются общие, одинаковые правила оформления, что облегчает взаимообщение журналов. Поскольку материалы конференций и ранее публиковались отдельными сборниками, то и теперь сохраняется тот же принцип, просто сами сборники становятся периодическим изданием. — Каковы перспективы нового журнала? Он будет стремиться войти в какие-либо индексы цитирования, например, в перечень ВАК? — Едва ли. Его задача проста — сделать более удобным и востребованным поиск и использование материалов конференций другими исследователями. Стремиться в престижные индексы цитирования имеет смысл журналам с тонко и специально продумываемой политикой, что едва ли возможно в случае с материалами конференций. Однако не исключено, что новый бренд приживется и будет также развиваться в направлении, которое сейчас, при рождении издания, пока трудно предполагать. — Когда выйдет первый номер журнала «Актуальные вопросы церковной науки»? —Думаю, что уже скоро. Материалы X Международной научно-богословской конференции, состоявшейся в Академии 25-26 сентября этого года, сейчас готовятся к публикации. В декабре будет конференция по церковному праву, и не за горами ежегодная студенческая конференция. Так что первый номер уже готовится. Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й.

http://patriarchia.ru/db/text/5301984.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010