Получив прощение , государь прямо от патриарха шел в Чудов и Вознесенский монастыри, а потом в Архангельский и Благовещенский Соборы, где прикладывался к св. мощами прощался у гробов своих родителей и предков. 14 В прощеное воскресенье, почти во всей России мало слышится песень — в этот день их поют только девушки; но троичные и одиночные катанья, особенно в богатых селах и деревнях, иногда продолжаются до полуночи. В этот же день во многих местностях России совершаются обряды сожжения масленицы и соломенного мужика, похороны и проводы масленицы , оставшиеся еще от язычества и о чем нами было уже сказано прежде. В чистый понедельник, т. е. в первый день великого поста, большая часть масляничных кутил, не смотря на строгий пост, полощут рты , т. е. опохмеляются. Чтобы облегчить отуманившуюся от винных паров голову и прогнать поскорей похмелье, они ходят в бани, потеют там на полках и жестоко парятся березовыми вениками, неистово покрикивая: поддай пару масленице! После бани опять полощат рот , закусывая выпивку огурчиками, редькой и грибками и на другой день стряхивают с себя масленичную дурь. Нельзя также умолчать и о том, что у нас между всеми сословиями много есть и таких православных христиан, которые полощут свой рот очищенной почти в продолжении всей первой недели как ни прискорбно говорить о таком дурном и можно сказать постыдном обыкновении, однако, к сожалению нашему, нельзя о нем умолчать. Впрочем мы крепко убеждены, что со временем,— и это время не так далеко, как думают другие,— наш народ, особенно обыватели сели деревень, освобожденные великим и всемилосердым монархом от крепостного права и наделенные им достаточным количеством земли, поймут всю цену дарованных им благ, с любовью и со смыслом примутся за свое хозяйство и перестанут полоскать рот даже и в такие дни, в которые разные выпивки признаются обычаем, как необходимость и даже непременная обязанность. Примечания: 1. В том смысле, что народ ее чествует. 2. Называемы также «красное солнушко». 3. Развалины древнего Корсуня или Херсонеса  до сих пор видны на берегу Черного моря близ Севастополя, тоже прежде богатого города, нов последнюю войну (1854–1856) разрушенного нашими врагами, французами и англичанами.

http://azbyka.ru/maslenica-dubrovskij

Мой орошают дух. Грехов чредой окутан я, В тенета увлекли меня, И нет нигде просвета дня, Страшат мой слух. Любовь к святыне страстная, Вся жизнь весьма прекрасная, А совесть вот безгласная, Упреков нет. Забыв всех добрых дел закон, Своей лишь воле дав разгон, Молитв души не слышу звон, Не светит свет. Друзья меня оставили, Враги же с тем поздравили И жизнь мою ославили Худой молвой. Я пред тобой поруганный, Молвой врагов испуганный, Как дуб весною срубленный, Стою с мольбой. Меня услышишь скоро Ты, Исполни все мои мечты, За все греховное прости И милость дай. Возьми к себе в селения, Там, где твои веления Сынам всем искупления Дарует рай. Заступница усердная, Царица милосердная, Отрада моя верная, Спаси меня! Рукою ласки нежною, Заботой безмятежною, В напастей бурю снежную, Храни меня. Игумен Пимен 4/ХI-48 г. Перед постом Уж весна на дворе, побежали ручьи, Солнце греет сильнее и ярче. Это значит, что скоро приблизится пост И церковный огонь станет жарче. Слышишь, как колокольчик зовет На молитву церковную верных? Видишь, как простолюдин, старушка идет, Ковыляя под зов звуков мерных? Это первые службы святого поста, Сколько в них красоты и отрады. И недаром так властно влекут они в храм, И недаром бывают им рады. Как лазурное утро красивы слова Покаянных канонов и песней, Чистоту и покой нам приносят они И становится солнца чудесней. И такая особая в них красота, Что не меркнет, а больше и шире горит, Сколько б времени, сколько годин не прошло, Каждый пост еще большей красою дарит. Боже, дай нам и в этом Великом посту Наслаждаться отрадой канонов И греховные раны слезою омыть Под звучанье родных мефимонов. И до светлого дня Воскресенья дожить, Воскресить свою душу из мрака, Благодарности Богу молитву пролить За свое возведенье из праха. Игумен Пимен 17.2.49 г Муромлянам Из далекого города южного, Что зовется Ростов-на-Дону, Шлю привет вам теплый, сердечный На родную мою сторону. Вспоминаю о вас ежедневно И в церковный молитвенный час Умоляю Заступницу нашу, Чтоб от бед всех спасла Она вас.

http://pravmir.ru/krest-patriarxa/

1315 Действительно, в разговоре с Юзефовичем, задумавшим жениться, архимандрит сказал: лучше жениться, чем подавать повод к таким тяжким для русского общества слухам, какие ходят по Иерусалиму насчет нашего консула. – Примеч. В.Н. Хитрово . 1316 О настоятеле Лавры св. Саввы Освященного архимандрите Иоасафе см. выше прим. 17 к документу 1. 1317 Грановский Михаил Феофанович (1833–1906) – архитектор, закончил Императорскую Академию художеств в 1863 г., получил звание свободного художника. Помощник М.И. Эппингера на Русских Постройках в Иерусалиме, работал в Иерусалиме в первой пол. 1860-х гг., автор росписей в Троицком соборе Русской Духовной Миссии. 1318 Имеется в виду первое воскресенье Великого поста, когда совершается чин Торжества Православия. 1320 Каминский В.К. Четвертый путь в Иерусалим//библиотеке ИППО: шифр: И.П.П.О. Н. V. 1095. Л. 298 об. 1323 Проект послания Св. Синода к Патриарху Кириллу содержится в письме митрополита Филарета к обер-прокурору Св. Синода А.П. Ахматову от 26 мая 1865 г. (см. выше, документ 159). 1324 В.Н. Хитрово переоценивает роль нового обер-прокурора в завершавшейся к тому времени истории Леонида. Митрополит Филарет уже в «Записке о неустройствах в Духовной Миссии в Иерусалиме», от 22 апреля 1865 г., признавал, что архимандрит Леонид «не может с пользою оставаться начальником Миссии» (см. выше документ 156). Константинопольский посланник Н.П. Игнатьев, со своей стороны, в письме от 18 мая настаивал перед МИДом, что «дальнейшее пребывание о. Леонида в Иерусалиме не может быть терпимо» и предлагал «по телеграфу пригласить от имени Св. Синода о. архимандрита Антонина отправиться в Иерусалим для приведения в некоторый порядок Духовную Миссию нашу» (документ 160). Наконец, к 9 июня Филарет сумел сформулировать «надежный», как он сам написал, канонически безупречный, без моральных потерь, выход из положения – с «рокировкой» ведущих фигур русской церковно-дипломатической партии на Востоке: «определить архимандрита Антонина – на время – начальником Миссии , а Леонида, на то же время, перевесть на его место » (см. выше документ 162). Так что графу Д.А. Толстому, назначенному обер-прокурором 3 июня 1865 г., оставалось лишь скрепить своей подписью не без изящества разыгранную Синодом и МИДом комбинацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разве не так бывает в жизни современного человека, которому кажется, что он все может? А на деле многие уже не в состоянии жить без транквилизаторов, потому что стресс разрушает и духовную, и физическую стороны человека. А разве наши стрессы можно сравнить с Голгофским крестом? Со страданиями мучеников? Почему же их не разрушали эти страдания? Да потому, что они победили в себе страсти, они были свободны от пристрастий, от тех человеческих слабостей, которые иногда кажутся такими безобидными, а на самом деле разрушают человеческую личность. Нет пустяков в духовной жизни. Жизнь человеческой души — это самое главное, ведь от состояния души зависит качество нашей жизни. Можно до бесконечности улучшать внешние условия жизни, а внутри человека будет ад. И никакого качества жизни не получится — какими бы комфортными условиями ни обставлять жизнь человека, какие бы блага ему не предлагать. С другой стороны, человек, побеждающий страсть, освобождает душу от похоти плоти, обретает и силу, и терпение, и внутреннюю свободу. И тогда всякое принятие креста, всякое преодоление страданий, что посылает нам жизнь и что возлагает на нас Господь, становится бременем благим и легким. К этой внутренней духовной силе и к внутренней свободе и призывает нас крест Христов. А для того чтобы мы могли обрести эти спасительные силы и качества, нам дается пост как некая школа борьбы со своими пристрастиями. Дается время, когда мы можем проанализировать свою жизнь, подвергнуть ее критике, саморазоблачению и по милости Божией принести подлинное покаяние Богу, совлекая с себя тлен страстей и обретая свободу во Христе. И, преклоняя колена пред крестом Господним, будем помнить о замечательных словах святителя Филарета Московского, которые мы сегодня вспоминали и которые помогают нам понять разницу между удовлетворением потребностей души и плоти и пристрастием, разрушающим духовную жизнь человека. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье

http://patriarchia.ru/db/text/1438501.ht...

Впрочем, существовал и нисходящий эпиклезис. Бунзен приводит несколько таких эпиклезисов из Готского, точнее из Мозарабского миссала, которые вставлялись в анафору в разное время года. Они отличались пространным изложением молений к Богу Отцу, а иногда – к Святой Троице, призывание же Духа Святого, как правило, ставится в связь с заповедью Иисуса Христа. В шесть воскресений после праздника Богоявления: «Веруя, Господи, всем чудесам Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, и исповедая силу воплощения Его и Божества, мы восторгаемся в хвалах Тебе и приносим Тебе жертву хвалы. Умоляем милосердие Твое, Всесвятая Троице, Боже и Бесконечное Величество, чтобы сие приношение, которое мы приносим на святом алтаре Твоем в очищение грехов наших, было угодно в очах Твоих, и всегда благоприятно, и вместе было благословенно наитием Того Святого Семивидного Духа, Которым Бог поистине везде проявляется в нем. При Твоем благословении сей жертвы причащающиеся ею по Твоей милости да получат и в сем веке врачевство и в будущем венец жизни вечной». В пять воскресений Великого поста: «Изрекши, Господи, заповеди о таинствах Единородного Твоего и вместе воспоминая преславное страдание и воскресение и вознесение на небо, усердно просим и молим Величество Твое, да снидет на сии жертвы полнота благословений Твоих и да излиешь на них дождь Святого Духа Твоего с небес. Да будет сия жертва по чину Мелхиседекову, да будет сия жертва по чину патриархов и пророков Твоих. Как совершаемое ими прообразовательно в знак пришествия Единородного Сына Твоего Величество Твое сподобило принимать, так сподоби призреть и освятить и сию жертву, которая есть истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, соделавшегося за всех нас священником и жертвою. Итак, Святейший Отче, освяти сию жертву воззрением светлости Твоей, чтобы принимающие ее получили от Тебя прощение грехов здесь и вечную жизнь на небесах». В Пасху: «Молимся ныне, Святый Господи, вечный Отче, всемогущий Боже, чтобы как Господь наш Иисус Христос, Сын Твой, принося Себя Самого Тебе за нас действием неизреченных благодарений и принимая на Себя нашу смерть, был услышан, так и мы ныне, ища Его Самого и жизни Его служебным исполнением того, что Он установил, были бы услышаны. Да совершится сей хлеб, приносимый Тебе с сей чашей, в Тело и Кровь Сына Твоего при благословении Твоем; и, исполнившись обильного Духа от уст Твоих, да подаст нам прощение всех грехов и благодать, и да сохраняет непрестанно дар сообщаемого Им спасения, доколе не доведет до совершенства в Самом Себе». В ноябрьские календы: «Итак, исполняя и соблюдая заповеди Единородного Сына Твоего, молим, всемогущий Отче, да излиешь на сии приношения, возложенные на алтаре Твоем, дар освящения. Изменением (per transfusionem) небесного и невидимого таинства хлеб, преложившись (transmutatus) в Плоть, и чаша, преложившись (transformatus) в Кровь, да будут для приносящих благодатию и для принимающих врачевством» 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Время испытаний — это, наоборот, время явления любви и заботы о ближних. Если вас просят надеть маску, требуют соблюдения правил, то лучше пойти навстречу, даже если вы считаете это излишним. Можно заразиться не коронавирусом, но плохими мыслями. Хорошо бы выйти из этого времени испытаний, научившись любить и помогать другим. Например, приносить продукты пожилым людям, которым не рекомендовано выходить из дома. Или поддерживать друг друга. Проводя так время Великого поста, мы сможем встретить Светлое Христово Воскресение не только в телесном здравии, но в мире с ближними и в духовной радости. Источник: Диакония.ru / Патриархия.ru Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2020/03/19/episko...

Храм Покрова на Нерли. Фото: Эдуард Гордеев egord.photosight.ru 13 марта 2022 г., в первое воскресенье Великого поста, ученые, клирики и миряне Центра исследования православного христианства Фордэмского университета (частный иезуитский университет США) и Волосской Академии богословских исследований (Греция) опубликовали Декларацию об учении о «Русском мире» . Декларация начинается как геополитический текст с соответствующей этой дисциплине терминологией , который выражает позицию несогласия с политическими и церковными лидерами России, однако затем переходит к выводам богословского характера. Протест подписавших православных клириков и мирян, таким образом, оказывается одновременно политическим (в этой части у подавляющего большинства он совпадает с официальной позицией их государств гражданства и пребывания) и церковным. Отметим сразу же необыкновенный медийный успех этого произведения, нетипичный для богословского текста такой узкой специализации как православное богословие. Декларация мгновенно разлетелась на цитаты в публикациях на всех континентах и на разных языках, в том числе и не европейских, с привнесением дополнительных интерпретаций журналистами разного профиля . В своей церковной позиции Декларация критикует учение о «русском мире» как «форме этно-филетического религиозного фундаментализма» или «этно-филетической ереси», которая, как предполагается авторами текста, определяет действия русского правительства и Русской Церкви. Мы понимаем, что только крайняя обеспокоенность гуманитарной ситуацией на Украине могла побудить православных клириков и мирян высказать свою позицию в столь резкой, обличительной форме. Тем не менее, русскому православному читателю, откликающемуся на Декларацию, трудно понять идею его авторов о «русском мире» как о ереси. Прежде всего потому, что в тексте совершенно отсутствуют ссылки на источники обличаемого «лжеучения», если не считать упоминания о том, что «выступления Президента Владимира Путина и Патриарха Московского Кирилла (Гундяева) за последние 20 лет неоднократно призывали и развивали идеологию “Русского мира”». Но ведь обычно герменевтика какого-либо учения происходит по доктринальным и каноническим документам Церкви, протоколам соборов, книгам, конференциям, наконец, учебным курсам и учебникам, если речь идет об официальной публичной религиозной организации, а не о тайном обществе или сговоре. Поскольку Декларацию подписали некоторые крупные ученые, за которыми никак невозможно предполагать небрежности или конспирологических методов, то это, при всем уважении, говорит только об одном: текст Декларации не опирается на источники по той причине, что он предполагает ранее проделанную обширную аналитическую работу по реконструкции доктрины русского мира в каких-то других текстах. Иными словами, Декларация обличает учение, осмысление которого уже состоялось и принято авторами как факт.

http://pravoslavie.ru/145382.html

Помимо великолепной памяти, Олег обладал еще и любознательностью. Для расширения кругозора, он часами находился в библиотеке в поисках ответов на интересовавшие его вопросы. Северная столица давала возможность личного знакомства с культурой и духовной жизнью города. Мы все приехали из провинции. Олег предложил нам после уроков или же в воскресенье после службы для изучения города путешествовать по городу на трамваях. Мы ехали до кольца на одном трамвае, затем пересаживались на другой и так колесили по всему городу, изучая и запоминая достопримечательности, которые потом посещали отдельно. В воскресные вечера мы поочередно бывали в разных храмах, где совершались акафисты, и знакомились с богослужебными традициями города. К окончанию академии Олег прекрасно знал город. Когда я учился в 3-м классе, мы с Олегом были в одной богослужебной череде. Он был уставщиком, а я — певцом. Олег всегда тщательно готовился к чередной службе. Если в этот день был праздник русскому святому, Олег заранее брал в библиотеке дополнительную Минею, по которой мы и совершали службу. Он говорил, что нам, русским, нужно служить службы, в первую очередь, своим святым, потому что им, кроме нас, никто служить не будет. Олег всегда находился в центре внимания и был инициатором разных идей. Так, в Великом посту он приносил из библиотеки «карманную литературу», как в шутку называли огромные фолианты в кожаном переплете, в частности Пролог, и читал нам различные святоотеческие высказывания. Также он был инициатором строгого соблюдения по уставу первых дней Великого поста. Поначалу нам было трудно не есть и не пить два с половиной дня до причастия на Литургии в среду. Но в последующие годы и доныне многие из нас придерживаются этого устава. Мне выпало счастье жить с Олегом целый год в одной комнате. Это была знаменитая 24 комната, которая служила «штабом» для общения с нашими друзьями. Круг друзей был очень широк. К нашей четверке периодически присоединялись разные студенты. Конечно, лидером нашей группы был Олег. Он был на голову выше нас своей эрудицией и дружелюбием. Для него дружба — это было нечто святое, чем он дорожил всю свою жизнь. У нас в комнате была общая касса, в которую мы опускали пожертвования из нашей мизерной стипендии, кто сколько мог. Затем на эти деньги покупали разные продукты, которые употреблялись на наших братских агапах. На этих встречах мы, молодые люди, только начавшие свою жизнь в Церкви, еще не получив достаточного образования, размышляли, как мы будем служить в Церкви после окончания семинарии. Это были возвышенные беседы, которые всегда возглавлял Олег.

http://patriarchia.ru/db/text/5032756.ht...

А что же есть человеческое страдание? Когда мы болеем, то хорошо понимаем, что болезнь нас ограничивает. Когда эта болезнь сопровождается болью, то мы прекрасно понимаем, что боль поглощает все наше внимание. Эта боль и эта болезнь становятся для нас явлением величиной во всю нашу жизнь. И чем сильнее боль и страдание, тем больше мы ощущаем, переживаем и осмысляем свою ограниченность. Вот в этом смысле можно говорить о том, что страдание есть осознанная ограниченность. Болезнь и любое человеческое страдание, не только физическая болезнь, но и душевная мука — все это есть осознанная ограниченность человека. И апогеем этой осознанной ограниченности является смерть, когда все как бы закончено и человек не властен над собой. Свобода растворилась в этом страшном феномене смерти. Но ведь душа бессмертна. Что же означают смерть и воскресение, если душа не умирает? В Ветхом Завете посмертное состояние человеческой души связывается с особым местом пребывания. Древние евреи называли это место «шеол» — место печали, место скорби, место тьмы. Мы называем это место адом. В аду нет жизни, потому что ограниченность абсолютна. Там есть только одно страдание, а страдание — это не жизнь. Жизнь — это всегда свобода, а свободы там нет, потому что есть только одна ограниченность. Почему мы называем Христа разрушителем смерти? Потому что Он, спустившись в шеол, в ад после Воскресения, вывел оттуда праведников. Замечательная византийская фреска, которая до сих пор чудом сохранилась в Константинополе, показывает, как Христос берет за руку Адама и буквально выхватывает его из объятий ада — этой тотальной, абсолютной ограниченности — и выводит в жизнь. Победа Христа над смертью есть способность после физической смерти обрести бессмертие и свободу, разрушить всякую ограниченность, а вместе с этим разрушить всякое страдание. Бог есть жизнь и источник жизни, а это означает, что жизнь в полном смысле только там, где Бог. И рай — это то место, где Бог; и потому там жизнь. И Христос Своим Воскресением сделал возможным жизнь нашего духа после смерти — не нахождение в мрачном шеоле, в аду, где нет жизни, но есть некое бессмысленное существование под тяжестью абсолютного страдания, но где есть жизнь с Богом, где есть приобщение к Божественной жизни, к полноте бытия, к подлинной свободе в Боге. Поэтому, когда мы говорим о том, что Бог воскресил нас во Христе, это означает способность нашего духа жить вечно. И что перед этой вечностью в общении с Богом прекращение физической человеческой жизни?

http://patriarchia.ru/db/text/1124471.ht...

542 Синоним греческого термина «ойкумена» (по-новогречески икумени, по-латыни экумена). 543 Мир римский, мир христианский (лат.). 544 The Festal Menaion, p. 254 545 Acta patriarchatus Constantinopolitani, edd. F. Miklosich and I. Muller (Vienna, 1862), p. 188—192. 546 Title 2, Jus graeco-romanum, ed. Zepos (Athens, 1931), 11, 241. 547 Об этой последней стороне византийской идеологии см. D. J. Constantelos, Byzantine Philanthropy and Social Welfare (New Brunswick: Rutgers University Press, 1968). 548 См.: J. Meyendorff, «Byzantine Views of Islam», Dumbarton Oaks Papers 18 (1964), 115—132; and A. Khoury, Les theologiens byzantins et l " Islam (Lou-vain: Nauwelaerts, 1969). 549 Касательно истории этих миссий и их культурных следствий см. Francis Dvornik, Byzantine Missions Among the Slavs (New Brunswick: Rutgers University Press, 1970); and D. Obolensky, The Byzantine Commonwealth:Eastern Europe, 500—1453 (London: Weidenfeld and Nicolson, 1971). 550 Перевод Романа Якобсона в его статье: «St. Constantine " s Prologue to the Gospel», St. Vladimir " " s Seminary Quarterly 7 (1963), No. 1, p. 17—18. 551 Vita Constantini 16, 7—8 in Constantinus et Methodius Thessalonicenses. Fontes, Radov " i Staroslovenskog Instituta 4 (1960), 131. 552 О Стефане см., в частности, George Fedotov, The Russian Religious Mind (Cambridge; Harvard University Press, 1966), 11, p. 230—245. 553 Суд (греч.) 554 Exaposteilanon, The Festal Menaion, p, 495. 555 Пасхальный канон, песнь 9, Цветная Триодь; этот тропарь служит также молитвой по причащении в Евхаристической литургии. 556 Неделя мясопустная (воскресенье за неделю до Великого поста), вечерня. — Лития. Триодь. 557 Enchiridion Symbolorum, ed. H. Denziger, No. 464. 558 Там же, 693. 559 Соответствующие места из славянского текста: «…(приносим Ти) словесную сию службу о… патриарсех, пророцех, апостолех… и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся. (Изрядно о… Богородице и Приснодеве Марии)». 560 См. два трактата Марка о чистилище в статье: L. Petit, «Documents relatifs au Concile de Florence. Ï La question du Purgatoire a Ferrare», Patrologia Orientalis 15 (1920), No. 1, p. 39—60, 108—151. Русский перевод этих текстов приводится в кн.: Амвросий. Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния. Джорданвилль: Нью-Йорк, 1963, с. 58—73, 118—150. J. Gill, The Council of Florence (Cambridgë Harvard University Press, 1959), p. 119—125, в этом последнем источнике содержится краткое изложение разногласий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3289...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010