Душу мою, Господи, от грехов всяческих/и от дел недолжных тяжко расслабленную,/воздвигни божественным Твоим попечением,/как и расслабленного воздвиг Ты некогда,/дабы я, спасенный, взывал Тебе:/“Слава, Христе Милостивый,/могуществу Твоему!” И ныне, кондак Пасхи, глас 8: И ныне, кондак Пасхи, глас 8 Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,/но адову разрушил еси силу,/и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже,/женам мироносицам вещавый: радуйтеся,/и Твоим апостолом мир даруяй,/падшим подаяй воскресение. Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный,/но уничтожил силу ада/и воскрес как победитель, Христе Боже,/жehaм-мvpohocuцaм возгласив: “Радуйтесь!”/и Твоим Апостолам мир даруя,/Ты, дающий падшим воскресение. Храма же Христова, и Богородицы, и святых, тропаря и кондака не глаголем. Прокимен, глас 1: Буди Господи милость Твоя на нас,/якоже уповахом на Тя.  Стих: Радуйтеся праведнии о Господе: правым подобает похвала. Прокимен, глас 1 Да будет, Господи, милость Твоя на нас,/как мы уповаем на Тебя.  Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе – правым прилична хвала.    Пс 32:22, 1 Деяния святых Апостолов, зачало 23 Во дни оны, бысть Петру, посещающу всех, снити и ко святым живущим в Лидде: Обрете же тамо человека некоего, именем Енеа, от осми лет лежаща на одре, иже бе разслаблен. И рече ему Петр: Енее, исцеляет тя Иисус Христос, востани с постели твоея. И абие воста: И видеша его вси живущии в Лидде и во Ассароне, иже обратишася ко Господу. Во Иоппии же бе некая ученица, именем Тавифа, яже сказаема глаголется, серна: сия бяше исполнена благих дел и милостынь, яже творяше. Бысть же во дни тыя, болевшей ей умрети: омывше же ю, положиша в горнице. Близ же сущей Лидде Иоппии, ученицы слышавше, яко Петр есть в ней, послаша два мужа к нему, моляще его не обленитися приити до них. Востав же Петр иде с нима, егоже пришедша возведоша в горницу, и предсташа ему вся вдовицы плачуща, и показующа ризы и одежды, елика творяше, с ними сущи, Серна. Изгнав же вон вся Петр, преклонь колена помолися, и обращься к телу, рече: Тавифо, востани. Она же отверзе очи свои, и видевши Петра, седе. Подав же ей руку, воздвиже ю, и призвав святыя и вдовицы, постави ю живу. Уведано же бысть се по всей Иоппии, и мнози вероваша в Господа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-4...

Имя города, некогда сильнейшей крепости, Аскалона предположить легко и потому, что запись называет неизвестную ασκα городом, в котором живет епископ, некто Антоний. Аскалон принадлежал к 1-й (по Гиероклесу) епархии Палестинской, подчинен был патриархату Иерусалимскому, но имел (по Нилу Доксапатрию) автокефального епископа, который и мог быть, по этому, упомянут в записи, помимо наименования патриарха 40 . Существенное затруднение состоит в том, что в том хе самом городе указывается не только пресвитер православной церкви, но даже и честный храм во имя великомученика Георгия 41 . Как ни много почитался Св. Георгий по Палестинскому побережью, однако, кроме мелких капелл (напр. в том же монастыре Св. Саввы), больших храмов великомученика нам неизвестно, кроме храма (ныне разрушенного) в Лидде. Возможно, поэтому, что с переходом Аскалона во власть египетских халифов Фатимитов, или само христианское поселение в Лидде, или какой либо город по близости был назван именем этой крепости (если не просто именем однозвучным), и что под именем храма Св. Георгия запись разумеет именно святилище в Лидде. Тем более, что в Аскалоне, с его завоеванием мусульманами, христианство как бы совершенно было задушено 42 , древние церкви (V–VI в.) обращены в мечети, и с VI века неизвестно ни одного епископа. Во всяком случае, запись эта представляет столь много нового и любопытного материала, что заслуживает критического анализа. Ее содержание, имена и факты падают притом на любопытнейшую эпоху – самый канун завоевания крестоносцами Иерусалима и знаменитой битвы Готфрида с 20000 против 200 (или 300) т. Египтян под стенами Аскалона в 1099 же году, 12-го Августа, тогда как запись указывает на Январь этого года. 754. Триодь с Пентикостарием, писана рукою писца Симеона и кончена в месяце Марте 6685 года (1177 г.), инд. 10. 756. Тоже; после благодарственных обычных стихов запись писца: Ταπειν μιχαλ εροσολυμτη. τος δ» πρχεν νκα τοτεγρφει , σψιγ»=1205 г. 849. Феотокарион или Богородичник с записью, от которой сохранился лишь год ,σωιβ» – 1304.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

С. и Евстратия (пам. 20 сент. ст. ст.), этот цикл включает ирмос 2-й песни (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ερμολγιον. Σ. 49-50, 116-117). А . А . Лукашевич Иконография Изображения Д. С. широко распространены в странах визант. культурного круга, количественно уступая лишь изображениям вмч. Георгия Победоносца . В Зап. Европе, где почитание Д. С. не было широким, они практически неизвестны (за исключением произведений преимущественно итал. происхождения, созданных в Византии или визант. мастерами). Иконография Д. С. видоизменялась в соответствии с общими тенденциями развития иконографии мучеников, вместе с которыми он часто изображался. Отдельные варианты иконографии святого имеют большое сходство с изображениями вмч. Георгия, которые, видимо, в ряде случаев служили прототипами изображений Д. С. В отличие от изображений др. воинов-мучеников иконография Д. С. имела тесную связь с основным центром почитания святого - Фессалоникой, где возникли мн. ее варианты, а также с окрестными греч. и слав. землями (этим можно объяснить отсутствие в иконографии Д. С. деталей, восходящих к апокрифическим источникам, в отличие от изображений, напр. вмч. Георгия). Почитание и иконография Д. С. оказали влияние на почитание рус. святых страстотерпцев Бориса и Глеба ( Смирнова. 2002. С. 115-122). Вмч. Димитрий Солунский. Рельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 30-е гг. XIII в. Вмч. Димитрий Солунский. Рельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 30-е гг. XIII в. Вмч. Димитрий Солунский. Икона. XII в. (ГИМ) Изображения Д. С. имеют множество иконографических разновидностей, но тем не менее сохраняют ряд общих признаков. Как правило, святой представлен безбородым юношей с короткими прямыми, изредка кудрявыми волосами, не закрывающими ушей; встречаются произведения, в к-рых он показан с усами и короткой бородкой (в основном в образе воина). Изначально Д. С. изображали как мученика в патрицианских одеждах, с XI в. с атрибутами воина - в доспехах и с оружием, хотя продолжал использоваться и более ранний вариант иконографии; существовали также смешанные варианты (без доспехов, но с мечом, в доспехах и с крестом и т.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Помимо Монемвасии влияние на живопись Китиры оказали и художественные традиции Крита. Кроме того, прослеживаются некоторые параллели с росписями храмов п-ова Мани. Архитектурные типы церквей на Китире не отличаются большим разнообразием (нет храмов типа «свободного креста» и с поперечным высоким нефом). К местным особенностям относится тип «купольного зала» с сомкнутым сводом, покрывающим все храмовое пространство и опирающимся на тромпы упрощенной формы: церкви прп. Никона в Загланикьянике (2-апсидная, построена до 1205, фрески XIII, кон. XIII и XVI в.), вмч. Димитрия Солунского в местности Камбаньяника (сер. XIII в., фрески сер. XIII, 2-й пол. XIII, XIV, XV и XVII в.) и др. Помимо ц. ап. Андрея в Ливади сохранилось еще неск. крестово-купольных храмов: 3-апсидная двухстолпная ц. ап. Петра близ с. Ареи (построена после 961, но не позднее 1205, фрески сер. XIII в. и отдельные изображения кон. XIII, XIV, XVI в. и 1795), ц. вмц. Варвары близ Палеохоры (без фресок), собор монастыря прп. Феодора Кифирского близ с. Логотетьяника (без фресок). Преобладают однонефные храмы с полуциркульным сводом: вмч. Георгия Победоносца в с. Дурьяника (1275); сщмч. Поликарпа Смирнского в местности Финикьес близ с. Логотетьяника, прп. Феодора Кифирского близ с. Ареи, свт. Николая Чудотворца в местности Молингатес близ с. Скуландрианика (все - XIII в., с фресками того же периода); Панагия Кира в местности Пенде-Пигадия (XIII в., с фресками XIII, кон. XIII и XIV в.); вмц. Варвары близ с. Киприотьяника (XIII в., с фресками кон. XIII в. и 1789); Преображения Господня близ с. Митата (кон. XIII в., с фресками того же времени); свт. Мирона в окрестностях Каламоса (XIV в., с фресками XIV и XVIII вв.); св. Иоанна Предтечи в местности Куси близ с. Митата (кон. XIV в., с фресками кон. XIV - нач. XV и XVIII в.); вмч. Георгия Победоносца на горе Палеокастро (XIV-XV вв., с фресками этого периода); вмч. Димитрия Солунского в Меса-Бурго (ок. 1400, с фресками того же времени); арх. Михаила в Палеохоре (1-й пол. XV в., с фресками того же времени); Св. Троицы в Меса-Бурго (1-я пол. XV в., с фресками того же времени и 1610); свт. Николая Чудотворца в местности Гония (XV в., с фресками того же времени); вмч. Георгия Победоносца Калудзиса в Меса-Бурго (XV в., с фресками XV, XVI и кон. XVIII в.); Преображения Господня на кладбище с. Митата (посл. четв. XV в., с фресками того же времени); Преображения Господня в крепости Като-Хоры близ Милопотамоса (кон. XV в., с фресками того же времени); вмч. Димитрия Солунского в Като-Хоре близ Милопотамоса (время постройки неизв., фрески кон. XV, XVI и XVIII в.); св. Иоанна Предтечи в крепости Като-Хоры близ Милопотамоса (1518, с фресками того же времени).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

Игум. Петр (Пиголь) Художественный ансамбль монастыря Собор во имя вмч. Пантелеимона. 1888–1900 гг. Фотография. 2016 г. Собор во имя вмч. Пантелеимона. 1888–1900 гг. Фотография. 2016 г. Художественный ансамбль монастыря стал выдающимся явлением в церковном искусстве нач. XX в. На особенности архитектуры, живописи и внутреннего убранства его храмов повлияли расположение мон-ря на месте древней Анакопии, столицы Абхазского царства, преемственность по отношению к Русскому вмч. Пантелеимона монастырю на Афоне, а также своеобразие художественных процессов в церковном искусстве той эпохи. Первая церковь обители, освященная в честь Покрова Пресв. Богородицы (1876) и расположенная на территории т. н. нижнего или старого мон-ря; согласно источникам XIX в., «была украшена отличным резным и золоченым иконостасом, иконы исполнены академической кистью. Кроме местных, написанных в Афонском Пантелеимоновом монастыре» ( Никифоров. 1898. С. 204). В храме находились ковчег с частицами Древа Креста Господня, Гроба Господня, мощей святых и чудотворная икона Божией Матери «Избавительница», привезенная с Афона. Во время русско-тур. войны, когда церковь была разрушена, братия обители смогла сохранить монастырские святыни, вывезя их в мон-рь Гелати. Возрожденную Покровскую ц. (1879) описывали как светлый храм с «иконами прекрасной живописи» в резном позолоченном иконостасе. Особо чтимые в храме иконы - чудотворная икона Божией Матери «Избавительница», вмч. Пантелеимона, ап. Симона Кананита - были украшены серебряными позолоченными ризами. В галерее правой части храма находилась сень с мраморным ковчегом, в к-ром хранились частицы мощей святых. Настенные росписи собора во имя вмч. Пантелеимона. 1911–1914 гг. Настенные росписи собора во имя вмч. Пантелеимона. 1911–1914 гг. Архитектурный комплекс верхнего мон-ря стал лучшим произведением архит. Никонова в визант. стиле (подробнее см. ст. Никонов Н. Н.). Для украшения храмов обители монументальной живописью и для создания икон предпочтение отдавалось академическому письму.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

языка и дополненный при преемнике К. царе Бориле (1207-1218). Среди жителей Фессалоники после внезапной гибели болг. царя распространился слух, что он пал от руки св. защитника города вмч. Димитрия Солунского. В Житии свт. Саввы Сербского, созданном иером. Феодосием Хиландарским на рубеже XIII-XIV вв., сообщается, что вмч. Димитрий, спасая город от разорения, «исполнил суд Божий» и нанес К. «невидимую рану в сердце». Согласно рассказу о чуде, записанному в Фессалонике Иоанном Ставракием после восстановления визант. власти во 2-й пол. XIII в., «воин Димитрий на белом коне явился болг. царю и внезапно нанес ему смертельную рану». Тело К., как сказано в Житии свт. Саввы Сербского, было засыпано солью и захоронено в Тырнове. На Руси во 2-й четв. XVI в., вероятно, в окружении Новгородского архиеп. (позднее митр.) свт. Макария рассказ иером. Феодосия о гибели К., соединенный с похвалой свт. Савве Сербскому, помещенной в житии и «переадресованной» новгородским книжником вмч. Димитрию Солунскому, был оформлен как чудо последнего «об Аскалоне (!) царе» и включен в ВМЧ под 26 окт. как составная часть посмертных чудес великомученика (ВМЧ. Окт. Стб. 1900-1902; Турилов А. А. Византийский и слав. пласты в «Сказании инока Христодула»: (К вопросу о происхождении памятника)//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6: Греческий и слав. мир в средние века и раннее Новое время. С. 96-97. Примеч. 5). Через посредство ВМЧ памятник попал в позднейшие редакции Миней-Четьих XVI-XVII вв. и в великорус. книжную традицию, но в Белоруссии и на Украине известности не получил. Сюжет «Св. Димитрий пронзает копьем царя Скилоиоанна» получил распространение в средневек. живописи Византии, правосл. юж. славян, Молдавии, Валахии и Руси. Он представлен, напр., на иконе кон. XIII в. из Призрена и на фресках Дечанского монастыря (1338-1348). В позднейшее время этот сюжет иногда воспроизводился в росписях болг. церквей и на иконах XVII-XIX вв. (Драгалевский мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы близ Софии (1476), ц.

http://pravenc.ru/text/1320149.html

32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. 33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. 34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. 35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. 36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: “серна”; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. 37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. 39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. Практический очерк содержания рядового чтения Апостольское чтение недели представляет нам торжественное подтверждение слов Спасителя: “ верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит ” (Иоан. 14:12). После того, как Божий Промысел прекратил жестокость гонений, которым подвергались первенствующие христиане от иудеев, и даровал мир церквам, “ по всей Иудее, Галилее и Самарии ” (ст. 31), “ случилось ,” повествует богодухновенный писатель, “ что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде “ (ст. 32). Цель его апостольского путешествия состояла, без сомнения, в том, чтобы верующих утвердить в вере и добродетели, a неверующих обратить к истине от заблуждения. Посещая таким образом всех , живших в тех местах, он пришел наконец и к святым, жившим в городе Лидде, — святым потому, что их жизнь и дела были святы. В этом городе Петр “ нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении ” (ст. 33). Кто был этот Еней, неизвестно. Подражая примеру Иисуса Христа, который часто творил чудеса по одному милосердию к страждущим, апостол Петр исцелил больного без всякой с его стороны просьбы. Каким же способом исцелил? Единым словом. “ Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал ” (ст. 34). Какая удивительная сила имени Иисусова! Чудо обратило к вере всех, бывших его очевидцами. Увидев, что прежде расслабленный сделался теперь здоров, встал и начал ходить, “ все, живущие в Лидде и в Сароне, … и обратились к Господу ” (ст. 35).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

По разрушении Иерусалима и храма, плодородие и промышленность Лидды, коими она прежде славилась, падают, но вместе с тем нравственный уровень города возвышается. Здесь основывается весьма важная раввинская школа, во главе которой одно время стоял равви Гамалиил. Мудрецы Лиддские, называвшиеся южными в противоположность северным Галилейским или Тивериадским, вошли в пословицу. «Кто хочет снискать мудрости, говорится в Талмуде, идите на юг, в Лидду». Исправление народного календаря делалось только в Лиддской школе, и за этими числовыми указаниями присылались сюда нарочитые делегаты от синедриона. В III в., с утверждением христианства в Лидде, репутация этой школы падает, а со времени утверждения здесь христианского епископства, еврейская школа закрывается (Олесницкий). В первые дни христианства в Лидде, была епископская кафедра, которую, в качестве первого епископа, занимал, по преданию, св. Зина, один из 70-ти апостолов. В числе преемников его известны: Аэций, бывший на первом вселенском соборе в Никее в 325 году, и Дионисий, участвовавший на втором вселенском, первом Константинопольском соборе, в 381 г, В 414 году, на бывшем в Лидде соборе, предстал для изложения своей ереси Пелагий, отвергавший первородный грех и необходимость благодати. В деяниях четвертого вселенского собора, в Халкидоне (451 году), упоминается имя Фотия, епископа Лиддского. Из пастырей Лидды начала VIII века известны имена епископов: Аполлония и преемника его Евстатия. С возвышением Рамле во времена калифатов Лидда теряет мало-по-малу свое значение, и только Крестовые походы возвращают ей часть прежнего значения. Одно время Лидда достигла такого упадка, что бедность Лиддских жителей в мидраше определяется так: «в сумме человеческой бедности девять десятых частей принадлежат Лидде». Не прошло и ста лет, как в 1191 г. Саладин разрушил Лидду до основания. Возникнув снова из развалин, она была в 1271 г. опустошена еще раз монголами, и с тех пор уже падает окончательно, не смотря даже на то, что стоите на большой дороге караванов, из Сирии в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В качестве доказательства того, что Нил Сорский и Макарий имели один и тот же перевод с греческого и даже, возможно, один и тот же список, приведем ошибку, сохранившуюся в обоих текстах. Рассказывается, что посередине села, в котором родился святой, проходит δημοσα στρτα το βασιλικο δρμου – в переводе Д. Е. Афиногенова: «казенный тракт царской почты», и на нем (ν ατ) – гостиница, где жила очень красивая девушка. И в том, и в другом тексте воспроизведена переводческая ошибка, особенно отчетливая в С: тоя бо веси посреди лежаша ω п ть и гостинници в неи б и в тои живше дивица взорна (л. 232). Таким образом, в неи представляет собой точную морфологическую кальку греческого слова женского рода ν ατ, т. е. на пути. В ВМЧ эта переводческая ошибка побудила редактора несколько переделать текст, хотя при этом появилась новая несуразность – црьскаго гостиньца: тоя Ж веси есть посред общии п ть црьскаго гостиньца, в неиже б двица зло добро ω бразна (стб. 647). Не имея возможности произвести и продемонстрировать результаты подробного сопоставления, тем не менее можно говорить об удивительной смелости автора, не только заменявшего слова (ср. выше с соответствии с греч. πνυ μορωττη в ВМЧ – точная словообразовательная калька: зло добро ω бразна, а в С – хорошее древнерусское слово взорна), свободно сокращавшего и дополнявшего исходный текст, но также расставлявшего новые смысловые акценты в духе отечественного православия и в соответствии с церковным опытом. Нил Сорский опускает две первые главы, представляющие собой традиционную преамбулу почти каждого жития (в ВМЧ они сохранены) и начинает повествование с третьей главы, где привдятся исторические указания на место рождения Святого; что касается времени рождения, то об этом говорится немного ниже (так в греческом варианте и, соответственно, в ВМЧ), однако в С сразу вводится уточнение: родис въ время ι цар (л. 232). В греческом оригинале (и в точном соответствии с ним в ВМЧ) после сообщения о зачатии ребенка от царского служителя сразу описывается, что Мария «видит во сне огромную и блестящую звезду, сошедшую с небес в ее утробу». Нилу Сорскому этого недостаточно, и он поясняет смысл Божественного промысла: зач ω троча же члколюбца бга χ отяща яко изьвести пл ω Д и сладокъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Роман 9 августа 2013, 16:40 Великий угодниче Христов, страстотерпче и врачам многомилостивый Пантелеймоне! Прошу, моли Господа Бога о моей жене Екатерине и исцели её от недуга гнетущего, чтобы не возвращалась вновь к ней эта болезнь никогда! Лариса 9 августа 2013, 15:11 Хочу поделиться двумя случаями: Первый подробно описывать не буду, вкратце - по молитвам вмч.Пантелеимону и другим святым целая группа пострадавших очень быстро оправилась от травм, даже врачи удивлялись. Одному из пострадавших я положила образок вмч. в нагрудный карман, он носил его до выписки и отмечал, что совсем не чувствовал боли (а у него было обожжено лицо). Так совпало, что у этого человека было внешнее сходство с вмч.Пантелеимоном; когда ожег сошел, даже следов не осталось. И хотя он человек не верующий, но долго хранил образок и потом отдал заболевшему другу. Второй случай произошел со мной: мы с супругом были на вечерней службе перед праздником вмч.Пантелеимона. Год был очень жаркий, в церкви - около 35С, воздух тяжелый... непростая служба была и для батюшек, и для прихожан. У меня начала нарастать головная боль. К миропомазанию мне стало совсем плохо, таблеток не было, я побрела на Таинство и без особой надежды попросила вмч.Пантелеимона облегчить мои страдания... От священника я отошла другим человеком! Мне стало так легко, такая бодрость появилась! Остаток службы прошел на одном дыхании. К слову говоря, таких страшных болей с тех пор не было - поболит да перестанет. Великомучениче и целителю Пантелеимоне моли Бога о мне! Елена 9 августа 2013, 14:47 Однажды мой 6-летний сын тоже отравился. Поднялась температура,была рвота,он ослабел,лежал на кровати и плакал от боли в животе. Было решено ехать в больницу,но сначала муж должен был повезти свекровь на вокзал.Пока он ездил,я решила прочитать акафист Пантелеимону Целителю(всегда читаю,когда дети болеют). Пока читала, сын перестал плакать и успокоился. Я решила,что он задремал,дочитала и тихонько ушла на кухню. А вскоре ко мне прибежал совершенно здоровый и бодрый ребенок с криком " Мама,у меня ничего не болит и я хочу кушать! "

http://pravoslavie.ru/63343.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010