Освящение храма святого великомученика Георгия в Лидде Третьего ноября Русская церковь воспоминает обновление храма святого великомученика Георгия в Лидде [ 1 ]. Святой великомученик Георгий пострадал в жестокое гонение на церковь Римского императора Диоклитиана. Во время своих страданий, будучи заключен в темницу, святый Георгий просил темничного стража допустить к нему в темницу его слугу, и когда слуга был допущен к нему, то он упросил его перенести тело его по смерти в Палестину. Слуга в точности исполнил просьбу своего господина. Взяв из темницы обезглавленное тело великомученика, он с честью похоронил его в городе Рамле [ 2 ]. В царствование благочестивого императора Константина чтители святого великомученика выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде. В этот храм ко времени его освящения были перенесены из Рамлы нетленные мощи святого великомученика. Событие это произошло 3-го ноября. Неизвестно, было ли уже и тогда установлено каждогодное празднование этого дня, — во всяком случае в месяцеслове Сирской церкви от 1030-го года 3-е ноября отмечается, как праздничный день. Впоследствии великолепный храм великомученика, составлявший одно из главных украшений города Лидды, пришел в большое запустение. Неповрежденными в нем остались только алтарь и самый гроб великомученика, где христиане продолжали отправлять свое богослужение. Внимание к этому храму со стороны православной Руси пробудилось во второй половине XIX века. Жертвы благотворителей и обильные средства, отпущенные Русским правительством, дали возможность Лидде вновь увидеть этот храм благоустроенным и преукрашенным. Освящение обновленного храма состоялось в 1872-м году 3 ноября, в годовщину того дня, в который он был освящён впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская церковь совершает в этот день и до настоящего времени; в честь сего торжества на Руси построено много монастырей и церквей.   Кондак, глас 2: К возбранному и скорому заступлению твоему прибегше вернии, молим избавитися страстотерпче Христов, от соблазн вражиих, воспевающым тя, и всяких бед и озлоблений, да зовем: радуйся мучениче Георгие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Во дни они, бысть Петру посыщающу всех, снити и ко святым живущим в Лидде ( Деян.9:32 ). В нынешнем чтении из книги Деяний Апостольских предложено повествование о чудесном исцелении Енея и о воскресении Тавифы. Оба чуда совершил апостол Петр во время своего посещения верующих в разных местах. Видим мы из книги Деяний Апостольских, а также известно и из предания, что у Апостолов было правило – насажденные ими церкви, или и не ими, а другими Апостолами или их сотрудниками, по временам лично посещать, для утверждения их в вере и благочестивой жизни, для утешения среди скорбей, для обличения заблуждений и для ограждения от соблазнов. Так делал апостол Павел, которого путешествия довольно подробно описаны в книге Деяний Апостольских; так, сколько известно из предания, делал св. Иоанн Богослов; так говорится в нынешнем апостольском чтении и об апостоле Петре. «Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде». Лидда был некогда значительным городом в Палестине, – в колене Ефремовом, в двух милях от Средиземного моря и в пяти милях от Иерусалима. Святыми называются верующие в Иисуса Христа, как посвятившие себя на служение истинному Богу и освященные благодатью Святого Духа. Обрете же тамо человека некоего именем Енеа, от осми лет лежаща на одре, иже бы расслаблен. 34. И рече ему Петр: Енее, исцеляет тя Иисус Христос: востани с постели твоея. И абие воста. «Там нашел он некоторого человека, именем Енея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении». Св. Лука так повествует: «Петр искал человека в Лидде, над которым бы явлена была сила Духа Божия», обитающего в Апостоле, для прославления имени Христова; и такого человека, именем Енея, Апостол нашел. Еней был в расслаблении: все знали, что он страдает неизлечимо; уже восемь лет лежит в расслаблении. Этого человека нашел Петр достойным великой чудесной милости Божией, которая послужит к прославленью врача душ и телес, Господа Иисуса, Спасителя мира. «Петр сказал расслабленному: Еней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели своей; и он тотчас встал». И это показывает, что Петр нашел человека, который способен был принять чудесный дар исцеления: Апостол не спрашивает Енея, верует ли он в могущество Господа Иисуса; а прямо говорит ему: «исцеляет тебя Иисус Христос». Прямо говорит о Том, кто теперь дает ему великий дар исцеления после осмилетних его страданий от расслабления. Именем Господа Иисуса Христа, как Его посланник, говорит расслабленному: встань с постели своей; «и он тотчас встал». Так могущественна сила Божия обитавшая в Апостоле: он говорит: встань, и расслабленный тотчас встал.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

26 июня (9 июля) В VIII столетии блаженный Герман (714–730) еще до принятия святительского сана ходил в Иерусалим поклониться гробу Господню и прочим св. местам. Быв в Лидде у чудотворного сбраза Богоматери, он усердно молился пред ним и велел иконописцу снять список с этого образа на доске и принес с собою в Константинополь, где хранил его, как драгоценное сокровище, и ежедневно молился пред ним. Во время патриаршества Германа император Лев Исавр воздвиг гонение на св. иконы и по сему случаю низложил Германа, как ревностного защитника их. Изгнанный из церкви и из дома своего с бесчестием и заушениями, патриарх успел взять с собою хранившуюся у него икону Божией Матери, списанную для него в Лидде. Находясь в изгнании, св. Герман почувствовал приближающуюся кончину свою и, видя продолжающееся гонение на св. иконы, пожелал укрыть от гонителей свое сокровище – икону Богоматери, списанную в Лидде. Вырезав место внутри иконы и вложив туда свое послание к папе Григорию, он после целований пустил святую икону на море и с горькими слезами возгласил: «Иди, Владычица! И спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага в Рим к благочестивым, дабы там укрыться вместе с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие великое и пространное море плаванием безбедным». Честная икона Богородицы в короткое время по водам морским прибыла в Рим. Папа Григорий святой, извещенный во сне о ее пришествии, поплыл по Тибру для сретения ее со всем клиром своим. Увидев вместе с прочими при устье реки св. икону, прямо шествующую к ним по воде, он с великою радостью принял ее на простертые свои рки и прославил Господа, творящего чудеса. Из найденного в иконной доске послания узнав о близкой кончине патриарха Германа, он прослезился и восскорбел, что сей светильник Церкви угасает в изгнании. Возвратившись в Рим, папа пронес по всему городу пречистую икону Богоматери и поставил ее в церкви святого Петра, внутри алтаря, где Царица Небесная подавала через нее многие исцеления от различных болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Воскресная песнь Воскресение Христово видевше,/поклонимся святому Господу Иисусу,/Единому Безгрешному,/Кресту Твоему покланяемся, Христе,/и святое Воскресение Твое поем и славим,/Ты бо еси Бог наш,/разве Тебе иного не знаем,/имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии,/поклонимся святому Христову Воскресению,/се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/поем Воскресение Его,/распятие бо претерпев,//смертию смерть разруши. Тропарь апостолу Луке, глас 5 Апостольских деяний сказателя/и Евангелия Христова светла списателя,/Луку препетаго,/славна суща Христове Церкви,/песньми священными святаго апостола похвалим,/яко врача суща,/человеческия немощи,/естества недуги и язи душ исцеляюща//и молящася непрестанно за души наша. Кондак, глас 2 Истиннаго благочестия проповедника/и таин неизреченных ритора,/звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим;/ Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя,//Един ведый сердечная. Стихира, глас 3 Путеходив ты по Востании,/Луко всесвященне, со Клеопою/во град убо Еммаус,/совопрошение творящу ти предста Господь,/зраком непознаваемый,/абие же, прием хлеба подаяние,/познал еси Спасителя,//Емуже молися даровати нам велию милость. Кондак, глас 2 Луце и Клеопе во Еммаус спутьшествовавый, Спасе,/сошествуй и ныне рабом Твоим, путьшествовати хотящим,/от всякаго избавляя их злаго обстояния,//вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши хотяй. Лидда Деяния Апостолов 9, 32–35 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. По преданию, святой Георгий Победоносец, римский воинхристианин, пострадавший в начале IV века, был погребен в Лидде. В храме XIX века устроена крипта с кенотафомпустой гробницей, обозначающей место погребения святого мученика. Храм святого великомученика Георгия

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Скачать epub pdf Толкование на Апостол из Деяний Апостольских, читаемый в неделю расслабленного (Деян.9:32–42) Ныне чтенная История Деяний Апостольских представляет нам точное событие сих слов Господних: «веруяй в Мя, дела яже Аз творю, и той сотворит» ( Ин.14:12 ). Владыка всяческих исцелил расслабленного в овчей купели от недуга, которым он был мучим тридесять восемь лет: а Петр уверовавши в Него, Енеа в Лидде, восемь лет лежащего на одре, восставив с постели здрава сотворил. Иисус Христос единым словом «куми» 8 даровал жизнь умершей дщери Иаировой ( Мк.5:41 ): а уверовавший в Него Петр, единым словом: «востани», воскресил из мертвых Тавифу. О сколь сладостны и умилительны чудодействия величества и благоутробия Божия, и сколь ясно открывается в них сила веры! Вера и чудеса суть две вещи, которые имеют между собою тесный союз. Выслушайте, братие, всю ныне чтенную Историю с должным замечанием и вниманием, да уразумевши взаимообразное отношение веры к чудодействиям, удостоверитесь в том, что вера есть мать чудес, а чудеса суть утверждение веры. Деян.9:32 .  И бысть Петру посещающу всех, снити и ко святым живущим в Лидде. Апостол Петр все то время, в которое новосоставленная Церковь Христова испытывала жестокость гонений, пребывал с прочими Апостолами во Иерусалиме. А когда промысл Божий для большего умножения веры даровал «мир церквам, бывшем по всей Иудеи и Галелеи и Симарии» ( Деян.9:31 ), тогда он исшел из Иерусалима, посещая, говорит Божественный Историк, всех. Не сказал, посещая грады: но посещая всех, дабы показать, что он навещал всех живущих в тех местах, чрез которые проходил, верных утверждая в вере и добродетели, неверующих же подвизаясь обратить от заблуждения к истине. Таким образом Петр, посещая всех, пришел наконец и ко святым живущим в Лидде. Святыми здесь Апостол Лука называет, так как называл и Павел всех верующих во Христа потому, что и звание, и дела их были святы ( 2Тим.1:9 ): город же Лидда, иначе называвшийся Диосполь, лежал близ Иопии (Иерон. в Имян.): а назиранием таковых верных святой Петр подал пример Пастырям Церкви, дабы и они так же посещали всех находящихся под их управлением, исправляли их погрешности, и утверждали в добродетели. Что же случилось по пришествии Петровом в Лидду?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Протоиерей Александр Мень. Проповедь в Неделю о расслабленном (Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования Нового Завета (Евангельское чтение)   Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования Нового Завета (Апостольское чтение) Деян 9:32–35. Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя  Иисус Христос;  встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. Почему Петр не ожидал обнаружения веры этого мужа и не спросил, желает ли он быть исцелен? Это чудо было совершено, конечно, в особенности в назидание многих. Потому что Лука говорит:  «И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу».  А с другой стороны, чудеса здесь не обнаруживали еще своей силы. А потому здесь и неуместно было бы требовать веры в них. Потому-то апостолы и хромого не спрашивали. Как Христос, полагая начало чудес, не требовал веры, так и они не требуют. А в Иерусалиме вера в них, конечно, распространилась раньше: так многие желали,  «дабы хотя тень проходящего Петра»,  говорит Лука,  «осенила кого из них» (Деян  5:15). Потому-то там и было сотворено много чудес, а здесь тогда только было положено начало им. Деян 9:36–43. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в Неделю расслабленного. В Неделю 4-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский . Неделя 4-я по Пасхе. Воскресенье о расслабленном (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе. Толкования на Апостол из Деяний апостольских, читаемые в Неделю расслабленного (Апостольское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе. Беседа о том, сколь великую силу имеет милостыня (Апостольское чтение) Св. праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том I (Ebahreльckoe чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Проповедь в Неделю о расслабленном (Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования Нового Завета (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Апостольское чтение)   Деян 9:32. Случилось, что Петр, обходя всех, при­шел и к святым, живущим в Лидде.   «Случилось что Петр, обходя всех, пришел…» — εγνετο δε Πτρον διερχμενον δι πντων, κατελθεν…, — точнее слав.:  «бысть Петру посещающу всех, снити…» Русский текст, к сожалению, и здесь допускает свой обычный пересказ, а не перевод данного места, которое проще и точнее переводится так:  случилось же Петру, проходящему по всем (церквам), сойти.. . Выражение — κατελθεν — снити, сойти, спуститься — указывает на менее возвышенное положение Лидды по сравнению с Иерусалимом, подобно тому, как в выражении об Иерихоне (Лк 10:30). Весьма важно упоминание посещения апостолом Петром тогдашних христианских общин Палестины. Несомненно, и другие апостолы имели этот обычай в целях лучшего утверждения в вере обращенных, разрешения возникавших вопросов жизни и т. п. «К святым, живущим в Лидде…» — т. е. христианам города Лидды, недалеко от моря, близ Иоппии, к северо-западу от Иерусалима.  «В Сароне…»  С именем Сарона известны и местечко, и долина, прилегающая к морю (от Кесарии Стратоновой до Иоппии), плодоносная и потому густо населенная. Возможно разуметь здесь и то, и другое. «Ученица»,  т. е. христианка. Была ли она девица или вдовица, или замужняя, из рассказа не видно. Возможно, что это была вдовица, судя по благотворениям преимущественно вдовицам (Деян 9:39).  «Тавифа, что значит Серна…» — это было не прозвище, а собственное женское имя, встречающееся и у греков, и у Флавия, и у раввинов. По своей красоте, грациозности и выразительности глаз серна вообще у восточных народов являлась символом женской красоты, почему и сделалась собственным женским именем, подобно мужскому — Лев. «В те дни…», когда Петр находится в Лидде.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Многие, в последнее время, видели болгарские храмы, и сердце православных обливалось при этом виде кровью, могу заверить, что любой из этих храмов выглядит собором перед туземными храмами в Святой земле. Но как не тяжел для нас вообще вид этих храмов, тем не менее они служат утешением для местной паствы, когда при них есть священнослужители, а как часто в Святой земле их не имеется. Когда я посещал восстановленный покойным Кириллом храм Св. Георгия в Лидде, один из величественнейших храмов Святой земли, в нем уж несколько времени не совершалось богослужение. Прежний священник умер, как мне объясняли, вновь назначенный нашел пребывание в Лидде для себя не выгодным, а поэтому патриархат никого не присылает, поручив смотреть за храмом простому прислужнику. И это в Лидде, кафедре архиепископии, в которой считается до 2000 православных, и которая лежит почти на большой дороге от Яффы до Иерусалима. Что же после того требовать для небольших селений, раскиданных вдали от торных дорог. Наконец, в виде образца того, чего желает, о чем умоляет местное население, позволю себе в подлиннике, без всякого изменения, привести одну из многочисленных полученных мною записок, конечно не повторив сознательной или бессознательной, но, во всяком случае, неисправимой ошибки г. Илларионова и не поместив не только имен подписавших ее, но даже не упоминая местности от которой просьба исходила. Les soussignés, orthodoxes indigènes de..., sommes très affligés à cause des malheurs, qui arrivent à notre nation, causés par nos pasteurs grecs, qui détestent notre intérêt parce que nous sommes arabes et veulent à tout prix que nous embrassions d’autres religions, c’est ce qui nous est arrivé réelement, et nous sommes en un déplorable état et la plupart de nos corréligionnaires sont dispersés hors de notre église: 1° parce que notre evê- que grec ne veut plus s’intéresser à nos droits foulés injustement par les autres, 2° parce que nous n’avons plus d’écoles orthodoxes pour y enseigner nos enfants, de sorte que nous sommes forcés de les envoyer aux écoles catholiques et luthériennes pour les y enseigner et c’est là qu’ils deviennent latins et protestants.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Совокупность имеющихся данных позволяет утверждать, что с самого начала вхождение в Церковь представляло собой процесс, совершавшийся в два этапа. Обязательным в соответствии с заповедью Иисуса Христа было крещение ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:16 ). Однако полноценным членом Церкви крещеный становился после того, как на него сходил Святой Дух. Сошествие Святого Духа на крещаемого могло следовать сразу же за крещением, как это было в случае с евнухом царицы Эфиопской ( Деян. 8:39 ), или после некоторого временного промежутка, как это было в описанном случае. Более того, оно могло предшествовать крещению, как явствует из эпизода, который будет рассмотрен ниже ( Деян. 10:44–48 ). В дальнейшей истории христианства практика двухэтапного вступления в Церковь будет сохранена, и таинство Крещения будет дополняться таинством Миропомазания, в котором верующему подается «печать дара Духа Святаго» 278 . Такая практика в православной и католической традициях сохраняется по сей день (при этом в Православной Церкви Миропомазание следует сразу же за Крещением, тогда как в католической традиции совершение двух таинств, как правило, разведено по времени). К периоду пребывания Петра в Самарии относится рассмотренный выше эпизод с Симоном-волхвом ( Деян. 8:18–24 ). Миссия Петра и Иоанна в Самарии завершилась тем, что они, «засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие» ( Деян. 8:25 ). Таким образом, в разных местах Самарии возникли различные церковные общины. Перечисляя области, в которых христианство распространилось на раннем этапе, Лука упоминает Галилею ( Деян. 9:31 ). Однако это единственное упоминание о Галилее во всей книге Деяний, и никаких подробностей распространения там христианской миссии Лука не приводит. Петр в Лидде и Иоппии Среди городов, которые посетил Петр, упоминаются Лидда и Иоппия. В Лидде, как мы помним, он исцелил расслабленного ( Деян. 9:32–35 ), а в Иоппии воскресил Тавифу ( Деян. 9:36–42 ). И в том, и в другом городе к моменту прихода Петра уже существовали христианские общины. Об этом свидетельствуют слова Луки: «Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде» ( Деян. 9:32 ). Под «святыми» понимаются местные христиане, и само посещение Петра описывается как обход уже существующих общин. В истории воскрешения Тавифы также упоминаются «ученики», «святые» и «вдовицы», что свидетельствует о наличии там немалочисленной общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Будем благодарить Бога, что живем вдали от подобных зрелищ и можем спокойно удовлетворять свои религиозные потребности в наших русских храмах, не встречая тех соблазнов, подобные которым встречаются в храме гроба Господня. Благо тем, которые несмотря на эти соблазны, сподобляются посетить святые места и насладиться прикосновением к святыне гроба Господня; но нет причины скорбеть и тем, которые не сподобились сего, ибо, не уходя за пределы отечества, все мы имеем возможность вкушать радость общения со Христом во всяком храме, как месте присутствия в нем Христа. Святость. Поучение в неделю разслабленного. «И бысть Петру, посещающу всех, снити и ко святым, живущим в Лидде» (Деян. 9:32).   Сими словами начинается сегодняшнее апостольское чтение, в котором повествуется о двух чудесах ап. Петра: о чудесном исцелении расслабленного Енее и о чуде воскрешения Тавифы. Первое чудо совершено апостолом Петром в городе Лидде, второе в Иоппии, известной ныне под именем Яффы. Оба города принадлежали к числу прибрежных Финикийских городов. Во всех этих городах было немало христиан. Но первоначально они не назывались христианами, а носили другие имена, в ряду которых употребляемо было имя «святых», также имя «учеников». То и другое имя упоминается в сегоднешнем апостольском чтении, в котором сказано, что апостол Петр, обозревая населенные христианами города, пришел ко «святым, живущим в Лидде», что в Иоппии жила одна «ученица», именем Тавифа, и что в Иоппию пригласили Петра из Лидды «ученики» (Деян. 9:36-38). В настоящие минуты остановим внимание на значении имени: «святый».    Прежде всего святым именуется Бог. «Святый — имя Его» (Ис. 57:15). Исаия в видении, которым призван был к пророческому служению, узрел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и слышал, как серафимы, окружавшие престол Его, прославляли имя святое Его, троекратно повторяя это имя: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис.6:3). Что вообще значит слово «святой»? Вообще значит: «отделенный» и в частности в отношении к Богу отделенный от всего сущего, неизмеримо превознесенный над всеми тварями по величию и славе своего существа и своих действий в отношении к миру, так что хотя присутствием своим Он наполняет всю вселенную, но отнюдь с нею не сливается, присносущной жизни своей с нею не соединяет и потому, как превысший всей твари, от нее приемлет Божеское поклонение, подобающее Ему, как единому истинному Богу, ни с кем не разделяющему Божеской чести.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010