Они предназначались, как правило, для кафоликона. На ранний XIII в. приходится расцвет житийной иконографии. К этому времени восходит неск. житийных икон, среди к-рых - монументальные ростовые образы прор. Моисея, вмц. Екатерины, св. Иоанна Предтечи, вмч. Георгия, а также поясные житийные иконы свт. Николая и вмч. Пантелеимона. Образы покровителей мон-ря вмц. Екатерины и прор. Моисея - самые ранние из известных житийных икон. Некоторые исследователи пытаются связать житийный образ вмц. Екатерины с иконой, упоминавшейся паломниками в XIV в., в храме, посвященном святой, на вершине горы. Созданный по заказу мон. Иоанна, бывшего родом из Грузии, образ вмч. Георгия, по мнению Э. Константинидис, предназначался для несохранившегося, но известного по источникам парекклисиона вмч. Георгия. Ок. 1200 г. был создан комплект из 12 икон-миней, ныне находящийся на колоннах кафоликона. Нач. XIII в. традиционно датируются 2 монументальных образа - «Прор. Илия, питаемый вороном» (129 ´ 69) и «Прор. Моисей, получающий скрижали» (134 ´ 70), находившиеся в XVI в. у входа из нартекса в кафоликон; на иконах сохранились араб. надписи, указывающие на то, что они были изготовлены для Е. в. м. (Г. Парпулов предложил новую датировку икон - посл. десятилетия XI - нач. XII в.; см.: Holy Image. 2007. Р. 191-193). Сохранилось 6 икон с ростовыми изображениями святых в 3/4-ном повороте с развернутыми свитками в руках, к-рые могли составлять композицию «Служба св. отцов»: святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, ап. Марк (обращены вправо), святители Григорий Богослов, Игнатий Богоносец и ап. Иаков, брат Господень (обращены влево). Святые Марк и Игнатий изображены в апостольских одеждах, поверх к-рых омофоры. По мнению Паттерсон-Шевченко, эти иконы можно датировать ранним XIII в., Хадзидакис считает, что они были выполнены во 2-й пол. XV в. в традициях искусства рубежа XII и XIII вв. Ок. 1200 г. был написан эпистилий с двунадесятыми праздниками (сохр. фрагмент). К нач. XIII в. относятся 2 поясных Деисуса, представляющие по уровню исполнения уникальные иконы в собрании мон-ря.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Москва. Церковь Ирины (Троицы Живоначальной) в Покровском. Автор: KONDORFOTO Снято: 15 августа 2017 Добавлено: 11 января 2018 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты История храма вмц. Ирины в Покровском уходит корнями во времена царствования Михаила Феодоровича - первого русского государя из династии Романовых. В 1635 г. в честь рождения Ирины Михайловны, дочери государя, к приходской церкви свт. Николая Чудотворца был пристроен придел святой великомученицы Ирины. Позднее, в царствование императрицы Екатерины II, появился также и придел святой великомученицы Екатерины. В 1790-92 гг. " иждивением доброхотных дателей " была возведена большая каменная церковь с приделами святых мучениц Ирины и Екатерины. И хотя главный придел был освящён в честь Живоначальной Троицы, любимая церковь государей московских в народе стала именоваться " Ирина-мученица, что в Покровском " . Даже улица, на которой стоит храм, получила название Ирининской. В 1891 г. церковь была перестроена и значительно расширена, Ирининский храм почитался одним из красивейших в Москве, его фрески не уступали кремлевским. После революции 1917 г. храм был закрыт, улица переименована в улицу Энгельса. Священника, служившего здесь, репрессировали, и след батюшки затерялся. Церковь вмц. Ирины, как и многие русские святыни, подверглась осквернению и поруганию. Государев храм был обезглавлен, колокольня снесена. Колокола с уничтоженной колокольни пошли в переплавку, и, что символично, именно из этого металла, оказывается, отлиты статуи, установленные над фасадом здания библиотеки им. Ленина (бывшей Румянцевской библиотеки). В 1992 г. разрушенное здание возвратили Церкви. Богослужения и реставрационные работы начались практически одновременно. Отец Андрей Григорьев, настоятель храма вмц. Ирины, служит здесь уже почти 12 лет. Все эти годы батюшка и прихожане терпеливо и усердно восстанавливают храм: освобождённые от слоя краски, вновь засияли чудные фрески; недавно восстановлен купол, две главки, вскоре появятся ещё пять куполов. Работы ведутся пока исключительно силами прихожан и усердных благотворителей Геннадия Николаевича Сметанко и Юрия Юрьевича Катаева. Даже на иконы средства собирали всем миром.

http://sobory.ru/article/?object=02010

Однотипные лики не имеют моделировки, одежды выполнены в 2 цвета без переходов и полутонов, фигуры практически лишены объема, хотя круглящиеся складки подчеркивают форму тела и придают нек-рую динамику позам. Христос Пантократор. Икона. VI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Христос Пантократор. Икона. VI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) К VI в. относятся дошедшие до нас древнейшие иконы. Как и античные картины (напр., погребальные портреты из Файюмского оазиса, с к-рыми часто сравнивают ранние христ. иконы), они писались на досках в технике энкаустики - красками, разведенными на особым образом приготовленном воске, и темперой - красками на яичном желтке. Возникновение икон церковное предание связывает с Христом (см. статьи Авгарь , Нерукотворный образ Спасителя ) и евангелистом Лукой, написавшим первые прижизненные иконы Богоматери, в т. ч. знаменитую икону «Одигитрия». Станковых произведений от первых веков христианства не сохранилось, однако это не означает, что икона как моленный образ появилась в Церкви позже, чем др. виды изобразительного искусства. Портретные изображения в росписях катакомб, встречающиеся наравне с сюжетными композициями и символическими изображениями, могут свидетельствовать о присутствии в раннехрист. искусстве икон, количество к-рых, вероятно, было невелико. Отсутствие произведений I-V вв. можно объяснить и тем, что в период иконоборчества уничтожались в первую очередь древнейшие и наиболее почитаемые образы, т. е. иконы, исторически связанные с апостольским временем. Древние христ. образы, за небольшим исключением, сохранились в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. Число дошедших до наст. времени икон VI-VII вв. и их стилистическое разнообразие свидетельствуют о том, что в этот период иконописание широко распространилось в К-поле и тяготевших к нему греч. центрах, а также в Сирии, Палестине и Египте. Иконографический состав икон - единоличные образы святых, парные и групповые изображения, в т. ч. с Христом и Богоматерью, сюжетные композиции на темы ВЗ и НЗ - показывает, что для них характерна та же живописная программа, что и для стенописи, книжной миниатюры и скульптурных произведений этого времени.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Источник: статья священника Владимира Русина на сайте Храма Св.великомученика Димитрия Солунского (с.Средние Апочки) Существовавшая церковь св. вмц. Варвары в Варваровском женском монастыре построена была в 1875 г. Сомовыми, каменная. Земли 120 дес. пахотной. Два деревянных дома для причта. Жалование священнику 360 руб. и диакону 180 руб., на отопление по 35 руб. на каждого; от монастыря содержание. Живущих в монастыре около 100 душ, кельи деревянные. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Варваринский женский монастырь в честь св. вмц. Варвары основан Варварой Петровной Сомовой, ныне игуменья Варвара. Первоначально основательница обители В. П. Сомова предполагала построить обитель в деревне своей Сомовке, любимом местопребывании ее мужа Михаила Николаевича. По смерти мужа в 1863 г. Варвара Петровна, оставшись одна с четырьмя малолетними сыновьями Митрофаном, Петром, Афанасием и Сергеем в молитве думала найти утешение в постигшем ее горе, и вследствие этого она посещала храмы Божии и монастыри. Посещение ею Коренской пустыни Курской губернии в 1863 г., уединенной и мирной обители, внушило ей мысль построить храм в Сомовке, и по приезде в эту деревню Варвара Петровна обратила особое внимание на возвышенный холм среди сада. По семейному преданию, здесь когда-то была беседка, в которой любила заниматься рукоделием свекровь Варвары Петровны – Ульяна Ивановна Сомова; здесь вдали от людей она в уединении часто молилась Богу, и здесь же Варвара Петровна решилась построить храм. В 1864 г. 15 мая в память преп. Пахомия великого, с благословения высокопреосвящ. Иосифа, архиепископа Воронежского, протоиереем г. Нижнедевицка Елисеем Владимировым было освящено место и произведена закладка для построения храма в честь св. вмц. Варвары. Совпадение дня освящения места для храма на память преп. Пахомия – основателя многих обителей в Египте, зародило в душе Варвары Петровны мысль, при помощи Божией, при храме св. Варвары основать женский монастырь, тем более что местность и многие здания помещичьей усадьбы представляли большое удобство для устройства св. обители.

http://sobory.ru/article/?object=24838

С 1787 г. братия во главе с игум. Иаковом проживала в просторном келейном корпусе Петропавловского мон-ря, а храм вмц. Екатерины с прицерковной усадьбой был объявлен «двором» (подворьем), при к-ром насчитывалось 8 келий, а к 1811 г. существовала домовая теплая ц. свт. Спиридона Тримифунтского. 19 дек. 1797 г. имп. указом мон-рю было предоставлено право на 30 дес. городских «сеножатей». В 1787 г. к обители был приписан скит прп. Симеона Столпника в с. Петропавловская Борщаговка Киевского у. (к 1811 Симеоновский храм стал приходским, но во владении К. м. осталось подворье с сельскохозяйственными угодьями, постоялым двором, водяной мельницей и прудом). С 1787 по 1826 г. обитель официально именовалась Греческим Петропавловским мон-рем. В нач. 1811 г. при настоятеле (1804-1816) архим. Мисаиле в К. м. имелось 2 церкви: соборная апостолов Петра и Павла с 2 приделами, Захариево-Елисаветинским и Алексиевским, и небольшая церковь-колокольня с престолом вмц. Екатерины ( Бабару. 2012). 9 июля 1811 г. на Подоле был сильный пожар, во время к-рого сгорели почти все здания бывш. Петропавловского мон-ря и деревянные постройки Екатерининского подворья, в т. ч. монашеский корпус с 8 кельями и домовой ц. свт. Спиридона, конюшенный двор. Уцелели лишь каменная трапезная и Екатерининская ц. с металлическими дверями и ставнями. По свидетельству очевидцев, монастырский храм не пострадал лишь потому, что настоятель не открыл мощные двери бежавшим с вещами погорельцам. Комиссия, созданная после пожара для восстановления Подольской части города, разделила землю К. м. между частными лицами, причем от обители было отчуждено более 400 кв. саж. земли, за пределами монастырских владений оказались также и 2 монастырских каменных погреба. В 1826 г. территория бывш. Петропавловского мон-ря была отдана Киевским магистратом под строительство зданий Киевской семинарии. Т. о., в 1826-1828 гг. немногочисленная братия К. м. вернулась на монастырский двор при ц. вмц. Екатерины близ Ярмарочной пл. В 1826 г. в Екатерининском храме служили настоятель архим. Неофит, свящ. Василий Капитанский, диак. Стефан Ковровский, послушник Василий Матковский, в 1834 г.- настоятель архим. Кирилл, свящ. Феодор Белячевский (Белошицкий?), диак. Иоанн и неск. служителей.

http://pravenc.ru/text/1684557.html

Позднее статут был дополнен (для российских подданных) клятвой в верности императору на Евангелии в присутствии духовной особы. Начиная с супруги Павла I имп. Марии Феодоровны , все орденмейстеры ордена брали на свое попечение благотворительные и образовательные гос. учреждения России. В 1798 г. в С.-Петербурге и в 1803 г. в Москве по инициативе Марии Феодоровны было открыто 2 уч-ща Е. с. о., находившиеся на особом попечении членов ордена. Изначально в уч-ща принимали на казенное содержание дочерей или воспитанниц кавалерственных дам и «лиц в чине не ниже штаб-капитана, штаб-ротмистра и надворного советника». С 1856 г. были открыты вакансии для дочерей кавалеров Владимира святого ордена . Финансирование уч-щ Е. с. о. производилось из средств казны, имп. фамилии, различных учреждений и частных лиц; капитул орденов содержал в среднем не более 10% учащихся. До 1917 г. эти уч-ща были привилегированными учебными заведениями. Одеждой воспитанниц были платья из зеленого камлота с белыми пелеринками и передниками, что соответствовало цвету орденского одеяния. С.-Петербургскому уч-щу принадлежала домовая ц. во имя вмц. Екатерины в деревянном доме уч-ща напротив Таврического дворца, освященная 25 мая 1798 г. В 1800 г. уч-щу был передан дворец на набережной р. Фонтанки, 1 июня 1801 г. в нем была освящена ц. во имя вмц. Екатерины. В 1845 г. над входом в храм были укреплены изображения орденских знаков. (Во время перестройки дворца в 1-й пол. XIX в. уч-ще пользовалось храмом с.-петербургского Смольного в честь Воскресения Господня мон-ря .) Не позднее 1852 г. в уч-ще была устроена католич. каплица, освященная во имя Пресв. Девы Марии. Церковь вмц. Екатерины при Московском уч-ще была освящена еще в 1779 г. и до 1803 г. принадлежала Инвалидному дому. Ордену был посвящен Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца. После Октябрьской революции 1917 г. орден был упразднен, его уч-ща закрыты. В 2008 г. в здании уч-ща в С.-Петербурге располагается газетный зал РНБ, в храме - зал собраний.

http://pravenc.ru/text/189641.html

Вмц. Ирина. Фреска Каранлык-килисе в Гёреме, Каппадокия. Сер.— 3-я четв. XI в. На нек-рых иконах, где надписи не сохранились, святую в царских одеждах предположительно идентифицируют как И., напр. на обороте 2-сторонней иконы «Вмч. Георгий Победоносец в житии. Великомученицы Марина и Ирина» (XIII в., Византийский музей в Афинах). На этой иконе святые предстоят в молении Иисусу Христу, благословляющему их обеими руками. И. изображена в плаще с оплечьем и в короне. Еще одно предполагаемое изображение И.- на иконе 1-й четв. XIV в. (Византийский музей в Веррии). Во фресковых минологиях балканских храмов изображалась также сцена мученичества И.: в ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) и в ц. 40 мучеников Севастийских в Велико-Тырнове (ок. 1230). В поствизант. период иконография И. в целом следует визант. традиции. Начиная c XV в. ее наряд нередко дополняется новыми деталями, немного изменен тип прически. На небольшой иконе 1-й пол. XV в. из частного собрания «Вмч. Георгий Победоносец, вмц. Ирина, ап. Андрей Первозванный, вмц. Параскева» И. представлена в красной далматике и короне, волосы собраны под голубым чепцом, в руке, как обычно, держит крест (32×23 см; Sotheby " s London, 1991, 11, 28 Icons, Russian Pictures and Works of Art, Thursday 28th November 1991. L., 1991. P. 145). В греко-груз. рукописи (РНБ. O.I. 58) кон. XV в. И. изображена в медальоне, на одном листе с др. св. женами и под 5 мая в рост, в царском одеянии - далматике с лором и в золотой короне ( Евсеева. Афонская книга. 1998. С. 221, 301). Образ И. известен на фресках кипрских церквей в Луварасе, в ц. мч. Маманта (1495) и в ц. арх. Михаила и Пресв. Богородицы (1514) в Галате - в царских одеждах ( Stylianou. The Painted Churches. 1997. P. 95, 254). Сохранилось ее изображение в ц. св. Димитрия в Кавианике на о-ве Китира (сер. XVII в.). В Киевской Руси И. была одной из наиболее почитаемых святых. Ее имя упоминается во всех древнейших месяцесловах. Кнг. Ирина, супруга Ярослава Мудрого, построила монастырь во имя своей небесной покровительницы (упом. в Лаврентьевской летописи под 1037 г.; ПСРЛ. 1997. Вып. 1. Стб. 151).

http://pravenc.ru/text/673929.html

Архитектурные особенности церкви вмц. Параскевы оказали значительное воздействие на развитие новгородского зодчества 10–30-х гг. XIII в. Однако известно об этой архитектуре очень немного. Церковь арх. Михаила на Прусской ул. типологически продолжает линию, начатую строительством ц. вмц. Параскевы — это 4-столпный одноглавый храм со столбами крещатой формы, внутренними лопатками, пучковыми пилястрами на фасадах (не соответствующим опорам), полуколонками на апсиде. Вероятнее всего, храм имел 3-притворную композицию. Однако в отличие от ц. вмц. Параскевы здесь вместо 6 столбов устроили 4, профиль пучковых пилястр упрощен, жертвенник и дьяконник не выявлены полукружиями не только снаружи, но и внутри. В ц. Рождества Пресв. Богородицы в Перыни соединились традиции новгородской архитектуры XII–haч. XIII в. и новых форм, пришедших из полоцко-смоленской архитектуры. Это небольшой одноглавый 4-столпный храм с 3-лопастным завершением фасадов. При этом в отличие от Пятницкой ц. или храма арх. Михаила на Прусской ул. здесь нет пучковых пилястр, только углы храма закреплены узкими лопатками. На фасадах практически отсутствуют декоративные мотивы, лишь в основании купола есть традиционный поясок арочек, а в завершении фасадов — зубчики. Необычна форма столбов перынского храма — восточные столбы квадратные, западные в нижней части 8-гранные, затем их сечение становится квадратным. Важная особенность последнего периода в развитии архитектуры Н. домонг. времени — значительное расширение круга заказчиков, церкви строили не только церковные иерархи, но и новгородские бояре, купцы. Княжеский заказ почти полностью ушел из практики строительства, отражая специфику организации политической и социальной жизни средневек. Н. В летописи упоминается мастер Коров Якович, построивший в 1196 г. ц. свт. Кирилла в Кирилловом мон-ре под Новгородом, не исключено, что он же был и автором Нередицы (предположение Вал. А. Булкина). Домонг. эпоха стала временем формирования самостоятельной новгородской архитектурной школы, ко 2-й пол.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Ист.: Halkin F. La passion de Sainte Parascève par Jean d " Eubée//Polychronion: FS Fr. Dölger zum 75. Geburtstag. Hdlb., 1966. S. 226-237; Scharpé J. L. Parasceve-Venera-Petka-Vineri: Passionum graece, latine, slavice, romanice manipulus: Diss. Gent, 1971. Лит.: Успенский Б. А. Филологические разыскания в области слав. древностей. М., 1982; Σλας (Κουκιρης), αρχιμ. Ο κκλος του βου τς αγας Παρασκευς της ρωμανας κα της εξ Ικονου στ χριστιανικ τχνη. Αθνα, 1994. Σ. 115-224; Бугаевский А. В., Владимир (Зорин), игум. Житие и страдание св. вмч. Марины. Страдание и чудеса св. вмч. Параскевы. М., 1999. С. 22-32; Святая вмц. Параскева/Ред.: прот. А. Кожа, подгот.: Ю. Евдокимова. М., 1999. Виноградов А. Ю. Великомученица Параскева Иконийская и ее «несохранившиеся» греческие акты//Кафедра визант. и новогреч. филологии, М., 2000. 1. С. 76-80; он же (Vinogradov A.). St. Parasceve of Iconium and her «lost» Greek Acts//AnBoll. 2013. Vol. 131. N 2. P. 276-279; Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. Параскева Пятница//Славянские древности. М., 2004. С. 631-633; Толстая С. М. Пятница//Там же. М., 2009. С. 382-383. О. Н. А. Иконография Иконография в искусстве визант. и слав. стран формировалась исходя из чина святости - дева и великомученица. Исследования текстов и изображений, связанных с неск. святыми I-IV вв., носившими это имя, показывают, что их почитание и иконографическая традиция тесно переплетены и не всегда поддаются разделению. Вмц. Параскева, св. Кириакия, неизв. апостол, свщмч. Дионисий Ареопагит. Фрагмент миниатюры из Гомилий Григория Назианзина. 883–889 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 285). Фото: gallica.bnf.fr Вмц. Параскева, св. Кириакия, неизв. апостол, свщмч. Дионисий Ареопагит. Фрагмент миниатюры из Гомилий Григория Назианзина. 883–889 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 285). Фото: gallica.bnf.fr Уже в древнейших изображениях П. отразилась связь с посвящением ее имени 5-му дню церковной седмицы, с темой Страстей Господних и приуготовлением христианина к таинствам. В иллюстрациях лицевой рукописи Гомилий свт.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

Е. встречаются с кон. X в.: на фресках Дирекли-килисе в Каппадокии (976-1025) и на миниатюрах из имп. минологиев, напр. в сцене успения прп. Алексия, человека Божия (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 211r). В памятниках кон. X - нач. XI в. известны изображения святителей без Е.: К-польского патриарха Никифора с круглой иконой Христа на левой руке на миниатюре «Собор иконоборцев 815 г.» из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129д. Л. 23v); Василия Великого на створке иконы с изображениями ап. Фаддея и царя Авгаря, принимающего Мандилион, и святых (сер. X в., монастырь вмц. Екатерины на Синае); Николая Чудотворца на иконе «Святые Зосима и Никола» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Иоанна Златоуста, Климента Александрийского, Василия Великого и Григория Богослова на внешних створках т. н. Арбавильского триптиха (сер. X в., Лувр). Изображение Е. с простейшим орнаментом появилось в портретных образах святителей в XI в.: на фигуре свт. Ермолая, вычеканенной на визант. медной вотивной пластине (нач. XI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон), св. Иоанна Милостивого в облачении патриарха Александрийского на левом поле иконы «Деисус, со святыми на полях» и свт. Николая, архиеп. Мирликийского, на иконе «Деисус, со свт. Николаем Чудотворцем» (обе XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на святителях в алтаре храма на миниатюре из Изборника Святослава (ГИМ. Син. 1043 [Син. 31д]. Л. 3, 1073 г.), на священниках, изображенных на миниатюре из Феодоровской Псалтири 1066 г. со сценой перенесения мощей 40 Севастийских мучеников (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 81v), на свт. Василии Великом на фресках алтаря Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.). С XI в. Е. присутствует в сценах рукоположения во иерея в житийном цикле свт. Николая Чудотворца ( Walter. 1982. P. 20; напр., на псковской иконе «Свт. Николай в житии» (2-я пол. XIV в., ГТГ)). В рукописях сер.- 3-й четв. XII в. Е. на иереях и святителях может отсутствовать: напр., на миниатюре из Хроники Иоанна Скилицы (Юж. Италия (Палермо), 1150-1175, Matrit. gr. 2) c композицией «Патриарх Николай крестит сына имп. Льва VI» (Fol. 112r (b)).

http://pravenc.ru/text/190057.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010