Чтобы исполнить свидетельство, мы должны принять простую предпосылку владыки: «первое, чему мы должны научиться, это принимать всю нашу жизнь: все ее обстоятельства, всех людей, которые в нее вошли — иногда так мучительно — принять, а не отвергнуть» [Антоний, 2003:с.121]. И такая простая предпосылка разворачивает к неотменимому вопросу о самой возможности свидетельства, предполагающей преодоление узости человеческой меры. 7. Как возможно свидетельство? Первым условием и источником свидетельства, по владыке Антонию, является благодарность: «Благодарность — и только она — может побудить нас к предельному подвигу любви по отношению к Богу, по отношению к людям. Чувство долга, обязательств, может, не найдет в себе силы, чтобы совершить последний подвиг жизни, жертвы и любви. Но благодарность — найдет» [Антоний, 2003:с.132]. «Вся жизнь наша должна быть просто действием благодарности, все мы должны делать, чтобы обрадовать Господа — из благодарности, из изумления о Его любви» [Антоний, 2003:с.221]. Источником же самой благодарности является радость Воскресения: «Будем радоваться! Из глубины радости можно жить; из благодарности можно творить, можно вырасти в меру любви Христовой, и жизнь свою отдать для Бога и для ближнего» [Антоний, 2003:с.222]. Вторым условием является наша способность принять Божью безмерность вопреки нашей мере, которую владыка Антоний называет уязвимостью. Он так размышляет о силах человеческих, необходимых для того, чтобы стать детьми Божьими: «Человеку это невозможно, но Бог сам дает Свою благодать без меры, дает нам ее потоком. Мы сами принимаем ее только мерой и небольшой мерой потому, что не раскрываемся ее действию; сердце наше узко, и потому вмещается в него мало любви, мало жизни Божьей, но это зависит от нас» [Антоний, 2003:с.74]. От нас зависит наша уязвимость перед Божьим действием, и она связана с той немощью, в которой совершается сила Божья. Такая немощь — «не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии», а в нашей решимости так отдать себя Богу, «как ребенок отдает себя в объятия матери» [Антоний, 2003:с.241]. Такая решимость к немощи, как третье условие свидетельства, приведет к тому, что «сила Божья в нас совершится, не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на все и всех вокруг нас» [Антоний, 2003:с.241].

http://pravmir.ru/svyatost-i-svidetelstv...

137.      От " Чжуанцзы " к " Добротолюбию " ?//Богословский вестник. Вып.Ш.(1999,.1) Сергиев Посад, 2000, с.75-93. 138.      Церковь и монархическое сектантство//Богословский вестник, Вып.Ш (1999, 1). Сергиев Посад, 2000, с. 138-173. 139.      «Мы должны уметь различать истинно вечное» (интервью)//Ступени. 1 (2), 2001, с.5-6. 140.      Суханово: Соприкосновение двух миров//Ландшафтный дизайн. 2002, 2, с. 10-15. 141.      Когда Боратынский был в Савинском?//К 200-летию Боратынского. Сборник материалов международной научной конференции, состоявшейся 21-23 февраля 2000 г. (Москва-Мураново). Москва: ИМЛИ РАН, 2002, с.240-247. 142.      «Непогрешимый богослов». Эгидий Римский и его трактат «Ошибки философов»//Труды Минской духовной академии. 1. Жировичи, 2002, с. 71-105. 143.      О доктринальном значении икон Святой Троицы//Международная богословско-философская конференция «Пресвятая Троица». Москва, 6-9 июня 2001 г. Материалы. Москва, 2002, с. 229-235. 144.      У истоков русской духовно-академической философии: святитель Филарет (Дроздов) между Кантом и Фесслером//Вопросы философии. 2003, 2 с. 131 -139. 145.      Два пути «разумной веры»: И.-Г.Юнг-Штиллинг и Ф.М. Клингер//Вопросы философии,  2003, 7, с. 144-156. 146.     К.Э.Циолковский и Л.Н.Толстой как религиозные реформаторы//К.Э.Циолковский - современный взгляд на его творчество (к 145-летию со дня рождения). М.: ИИЕТ РАН им. С.И.Вавилова, 2003, с. 93-108. 147.     Споры о спиритуалах в Западной Церкви. Эгидий Римский против Петра Оливи//Труды Минской духовной академии. 2. Жировичи, 2003. C. 55-99. 148.     Демифологизация религии и эстетический экуменизм: Я.Г.Фриз и его школа//Вопросы философии, 2004, 4, с. 148-157. 149.     Пилат в раю (предисловие)//Берне, Анна. Воспоминания Понтия Пилата. Роман. Пер. с фр. А.Н.Гаврюшиной. М.: Молодая гвардия, 2003. C. 5-6. 150.     Об истине и заблуждении//Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений: Материалы VII Международного научно-богословского симпозиума, 3-4 июня 2003 г. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской Академии государственной службы, 2003. С. 24-25.

http://bogoslov.ru/person/55320

5) Избрание того или иного чтения современными исследователями почти не находит опоры в Предании (наличие славословия в Молитве Господней до сих пор вызывает сомнения у современных исследователей). Тем не менее, некоторые крупные библеисты, как и еп. Кассиан, предпочитают ранние чтения «Отче наш», зафиксированные в î 75 B. «Рукописи î 75 и B необходимо рассматривать как единственные сохранившие первоначальный (оригинальный) текст вовсех его деталях; им уступают даже и другие значительные унциалы… хотя достаточно интересно, что ни один из них (î 75 B) не имеет славословия в Евангелии от Луки» . 6) В конце концов, следует заметить, что исследования еп. Кассиана, как православного библеиста, находятся в рамках Предания, которое неизменно содержится в учении Православной Церкви. Современная текстология, развиваемая в основном протестантскими исследователями, не имеет под собой почвы Православного Предания, из-за чего, опираясь на собственные научные достижения, приходит иногда к ошибочным результатам. Кассиан (Безобразов), еп. К вопросу о построении Молитвы Господней//ПМ. — Paris, 1951, bыn. VIII. Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Луки. — Paris, 2003. Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Матфея. — Paris, 2003. Кассиан (Безобразов), еп. О Молитве Господней//Кассиан (Безобразов), еп. Да придет Царствие Твое. — Paris, 2003. Излагая исследование Молитвы Господней еп. Кассианом, мы будем опираться на эти труды. Кассиан (Безобразов), еп. О Молитве Господней//Кассиан (Безобразов), еп. Да придет Царствие Твое. — Paris, 2003. С. 123. Кассиан (Безобразов), еп. О Молитве Господней//Кассиан (Безобразов), еп. Да придет Царствие Твое. — Paris, 2003. С. 126. Кассиан (Безобразов), еп. О Молитве Господней//Кассиан (Безобразов), еп. Да придет Царствие Твое. — Paris, 2003. С. 126. «Иные думали, что краткая форма Лк. заслуживает предпочтение в силу самой своей краткости. Другие считали одинаково подлинными и ту и другую форму, допуская, что Господь учил молитве повторно и не всегда одними и теми же словами. При этом допущении, Молитва Господня, как в редакции Мф., так и в редакции Лк. могла выйти из уст Христовых» (Кассиан (Безобразов), еп. О Молитве Господней//Кассиан (Безобразов), еп. Да придет Царствие Твое. — Paris, 2003. С. 127).

http://bogoslov.ru/article/3322470

Художники были во все времена. Наскальная живопись сохранилась до сих пор. И парсуны (надгробные портреты, изначально, потом уже просто ставшие портретами для богатых и стали их писать в стиле иконы (образа), что вполне продолжается и до сих пор, только мы к этому не придираемся и не обращаем внимание... Каждый написанный образ святых в храме иконописец берет или с себя или со своих родных и близких, о чём достаточно известно. Поэтому при всех канонах иконы такие разные по ликам и мы их различаем по житийному описанию. Ну,кроме тех икон, достаточно недавних, когда появились хорошие портреты и фото. Тех канонизированных святых мы узнаем по лику. Так вот, моё долгое отступление говорит о том, что мы знаем, но не помним святых, которые при своей жизни написали много Акафистов и прочих прославлений святых (только Романа Сладкопевца знаем, а что он написал - нет). Думаю, что Акафисты вмц. Екатерине были написаны и не один во всех православных Патриархатах, в России был написан в 19 веке по сохранённому историческому тексту, где для Бога все равны. А вот 19 век, выделил царский род НА ПОТРЕБУ верующей верхушки страны. Вот и все ВЕЛИКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ этой разницы. Потом вернулись к изначальному. И ЧТО? Книги до сих пор правятся, уточняются и ляпы и специальные искривления лукавый до сих пор вставляет. Таким образом, если Сергей найдёт заказчицу иконы, что было бы очень интересно. Может эта княгиня или помещица ушла в монастырь, стала просто монахиней или игуменией или просто могла покровительствовать какому-то монастырю и была его ктитором, то вполне можно будет назвать эту икону -парсуной. При том, что иконописец нам всё очень хорошо подсказал и мы из простого для всех поясного образа увидели сюжет из жития вмц. Екатерины. И то, что вмц.Екатерина смотрит вверх,подняв глаза, говорит о том, что она молитвенно постоянно обращена к своему Небесному Жениху. Новая икона точно нарисована не иконописцем. Человек ничего не понял. Это абстрактная портретная живопись, изображающая молодую задорную,самодостаточную женщину, которая смотрит вверх, но не со смирением, а с вызовом. Изображенное рядом колесо, можно было-бы назвать житийной иконой, если бы это колесо не находилось рядом - а здесь - смешение сюжетов и именно по её не пониманию. И природа замечательная не говорит здесь о Венчании, которое изначально заложено. Что где увидела, услышала, то и нарисовала, а иконы - пишут! Поэтому для неё и нет понятия, что такое корона, что венец, что княжеская шапка, что покровной убор женщины, что простоволосая. Даже не поинтересовалась и не поняла и не надо это ей. Таких новонарисованных икон очень много. И все Ваши правильные замечания об этом и говорят. Не знает, не понимает, не интересно. Зато рисует " классно " !

http://pravicon.com/unknown-3186

М. вновь пострадала во время вторжения иран. шаха Аги Мохаммед-хана Каджара, разорившего и сжегшего Тбилиси (1795). В это время пропала икона Метехской Божией Матери ( Иоселиани. 1936. С. 27; Баграт Багратиони. 1941. С. 65-66). Кнг. Саломе, дочь кн. Реваза Амилахвари и супруга царевича Юлона Ираклиевича, прислала из С.-Петербурга для М. другую икону ( Brosset. 1851. P. 44; Иоселиани. 1866. С. 24). Иконы в М. жертвовали Гаяне, дочь царя Георгия XII (1803), некая Хорешан (1819), а также придворные дамы Мариам и Тамар (1827) ( Brosset. 1851. P. 44-45). В нач. XIX в., с вхождением Грузии в состав Российской империи, Метехская крепость была разрушена, на ее месте была построена гос. тюрьма (1819-1820). В 40-х гг. XIX в. М. была отремонтирована. 25 нояб. 1845 г. экзарх Грузии архиеп. Исидор (Никольский) (12 нояб. 1844 - 1 марта 1858) в присутствии наместника на Кавказе кн. М. С. Воронцова, а также военных и гражданских чинов освятил М. во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» ( Беридзе и др. 1869. С. 24). В кон. 70-х гг. XIX в. по инициативе тюремного надзирателя Н. Чекмасова и свящ. Иоанна Ломоури в М. были проведены ремонтные работы, в т. ч. и в интерьере ( Бакрадзе. 1878. С. 3). После установления в Грузии советской власти (февр. 1921) здание М. использовалось как клуб и спортзал. В 1933 г. большинство тюремных корпусов были снесены. В оставшихся 3 корпусах был размещен Музей искусств, М. выполняла функцию музейного хранилища ( Беридзе и др. 1969. С. 24-25). В 1958 г., к 1500-летию Тбилиси, территорию М. очистили от всех построек XIX в. В 1974 г. в здании церкви открылся Метехский театр. В 80-х гг. XX в. груз. общественность стала требовать передать М. Грузинской Патриархии. В 1988 г. над храмом М. воздвигли крест, были возобновлены богослужения. С 1992 г. храм неск. раз реставрировался. Последние работы по консервации камня были проведены в 2015 г. (под рук. Н. Купрашвили, С. Вольта). С 1996 г. настоятелем церкви является прот. Акакий Меликидзе. Святыни В диаконнике М. упокоены мощи вмц. Шушаник . Первые сведения об этом сохранились в соч. «Калмасоба» царевича Иоанна Багратиони (кон. XVIII - нач. XIX в.), он пишет, что в XII в. царица св. Тамара перенесла из Цуртави в М. мощи вмц. Шушаник и упокоила их в раке справа от иконы Пресв. Богородицы (НЦРГ. S 3687; Беридзе и др. 1969. С. 9). Историки 2-й пол. XIX в. (Муравьёв, Иоселиани, М. Сабинин) приписывают этот акт католикосу Картли Кириону I (ок. 599-614/6), к-рый после грузино-арм. церковного раскола (607/8) распорядился перенести мощи святой в М. во избежание похищения ее останков из Цуртави армянами-монофизитами ( Сабинин. Рай. 1882. С. 192). Перенесение мощей вмц. Шушаник в М. отмечалось ежегодно как храмовый праздник 28 авг. ( Мызников. 1854. С. 265; Иверия. 1903. 184. С. 1-2). От могилы святой верующие получали исцеления (Иверия. 1903. 184. С. 1-2).

http://pravenc.ru/text/2563070.html

Со временем деревня Мягкое стала селом. Хотя время постройки первого храма в Мягком неизвестно, но освящение его во имя Успения Пречистой Богородицы явно дано в память о монастыре. В 1892 году, взамен деревянного, начали строить новый каменный трёх престольный храм, который был освящён в 1907-1908 гг. Южный придел - вмц. Параскевы; северный - Даниила Московского. В храме служил протоиреем Сергий Аманов, причисленный РПЦ МП 12 марта 2002 года к лику святых. В 1920-ые гг. храм попал в руки обновленцев и был закрыт в 1933 году. Вскоре была разобрана на кирпич колокольня, а обезглавленный храм использовался как склад зерна. В 1994 г. в селе была зарегистрирована православная община, началось медленное восстановление храма. В 320 м к юго-востоку от храма находится Святой источник. По преданию, здесь был обретён образ вмц. Параскевы. В 1917 году на источнике стояла Пятницкая часовня, а сам чтимый образ находился в храме. С 2005 года в приходе возобновлено почитание иконы вмц. Параскевы: благочестивым прихожанином была пожертвована храму икона взамен утраченной. Возобновлены крестные ходы на источник. Здесь поставили поклонный крест и начали восстанавливать часовню, но из-за недостатка финансирования строительство её было заморожено. Возведённые стены часовни постепенно разрушаются, хотя сам Пятницкий источник посещается местным населением. Существующая кирпичная церковь Успения Пресвятой Богородицы была заложена в 1892 г. вместо прежней деревянной, основание коротой неизвестно. 15 сентября 1902 г. были освящены главный Успенский престол и южный придельный во имя свмц.Параскевы Пятницы. 22 сентыбря 1908 г. освящается северный придельный престол св.князя Даниила Московского. В 1920-х гг. храм был захвачен обновленцами. В 1933 церковь была окончательно закрыта. Ее настоятель, протоиерей Сергий Иванович Аманов, был арестован 20 ноября 1937 г. и расстрелян 10 февраля 1938 г. в Туле. Некоторое время б.храм использовался под склад, затем заброшен. Бвли утрачены верхние ярусы колокольни, глава храма, иконостасы. В 1994 г. церковь была возвращена верующим и возрождается.

http://sobory.ru/article/?object=16841

П. м. посетила королева Эллинов Ольга Константиновна с сыном, принцем Христофором (Московские вед. 265, 25 сент. 1900. С. 2). 16 апр. 1903 г. обитель посетили имп. Николай II и вел. кн. Сергей Александрович с супругами (Моск. ЦВед. 1903. 15/16. С. 203). С окт. 1903 г. до кон. 1905 г. в мон-ре действовала школа для послушников. В нач. ХХ в. в Н. П. м. ежедневно служили 3 литургии: сразу после утрени, начинавшейся в 4 ч., в 7 ч. и в 9 ч. 30 мин. утра; вечерню служили в 16 ч. ( Дмитриев. 1909. С. 121). Храмовыми праздниками были Преображение Господня (6 авг.), Покров Пресв. Богородицы, дни памяти прп. Романа Сладкопевца (1 окт.), свт. Димитрия Ростовского (21 сент.), прп. Сергия Радонежского (25 сент. и 5 июля), вмц. Екатерины (24 нояб.), вмц. Варвары (4 дек.), прп. Саввы Освященного (5 дек.), свт. Николая Чудотворца (6 дек. и 9 мая), дни празднования Печерской иконы Божией Матери (3 мая) и иконы Божией Матери «Знамение» (27 нояб.) (Там же). Преемником архим. Климента стал архим. Борис (Шипулин, 1906-1909; впосл. архиепископ), при котором в обители развернулись масштабные работы: была отремонтирована ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1906), в Покровской ц. устроено пароводяное центральное отопление, завершено обновление и освящены приделы в честь Печерской иконы Божией Матери и во имя прп. Саввы Освященного (27 нояб. и 3 дек. соответственно), возобновлена живопись алтарей и всего храма, благоустроены Преображенский собор и ц. вмц. Екатерины, произведена отделка церквей в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя прп. Сергия Радонежского, колокольни и св. ворот, расписана Хлебодарная (Хлебодаренная) палата (1907), промыта живопись и капитально переустроен иконостас Покровской ц., заменены треснутые колокола, вызолочены кресты на главах Преображенского собора, расширен братский корпус (1908). С 30 окт. 1906 г. архим. Борис состоял благочинным ставропигиальных мон-рей. 3 марта 1909 г. в настоятельских покоях Н. П. м. под его председательством прошло общее собрание настоятелей ставропигиальных обителей. Оно постановило с 1 сент. 1909 г. вновь открыть школы при мон-рях; по составленной новой программе обучения все послушники подразделялись на старшую и младшую группы, с 2-годичным курсом обучения каждая. Т. о., вновь открылась школа для послушников при Н. П. м. (действовала до 1914), в которой до 1911 г. фактически единственным преподавателем был послушник П. К. Крошечкин (с 1910 иеродиакон; впосл. архиепископ сщмч. Павлин (Крошечкин) ) (Жизнеописания. 2002. С. 9-10, 12, 14).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

из с. Ободова Спировского р-на Тверской обл., XV в., ЦМиАР), а также с развернутым свитком с текстом молитвы «Владыко многомилостиве» в руке (по типу иконографии Богоматери Параклесис (Агиосоритиссы), напр., Д. в верхней части иконы «Святые братья Алфановы», 1701, НГОМЗ); св. Иоанн Предтеча - с развернутым свитком в руке («Васильевский чин»); ап. Петр - с развернутым свитком в виде раструба («Высоцкий чин»). Деисус. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ) - древнейший тип композиции, по содержанию отвечающей теме моления Церкви перед Христом. Прообразом такого Д. является популярное в ранневизант. период изображение Христа с 12 учениками (росписи катакомб, III-IV вв.; мозаика апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; апостолы в медальонах в мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 560-565). Один из ранних примеров апостольского Д.- икона с Д. и 12 праздниками (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), напоминающая изображение иконостаса в миниатюре. В среднике - 5-фигурная композиция с архангелами, по сторонам - попарно 12 апостолов в рост. Сокращенный вариант такого апостольского Д., с Петром и Павлом и 2 евангелистами, представлен в среднике эпистилия темплона из мон-ря Ватопед на Афоне (XII в.). Эпистилий темплона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XIII в.) представляет собой поясной апостольский Д. без архангелов, включающий помимо изображений Богоматери и св. Иоанна Предтечи образы апостолов Петра и Павла, 4 евангелистов и великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Д. с евангелистами находился в иконостасе кафоликона мон-ря Хиландар (XIV в.). В рус. искусстве самым ранним примером апостольского Д. являются псковские иконы ростового чина из ц. Успения Пресв. Богородицы на Пароменье в Пскове (XV в., ПИАМ). Этот тип композиции не получил распространения на Руси в XV-XVI вв. и чаще встречается в искусстве кон. XVII в. (напр., иконостас ц. Покрова в Филях). «Царский» Д., или «Предста Царица одесную Тебе» «Предста Царица одесную Тебе».

http://pravenc.ru/text/Деисуса.html

Ап. Иоанн Богослов. Икона. 1989 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове) В И. Б. м. хранился также чтимый образ «Распятие Господа нашего Иисуса Христа, древнего письма» - вклад московской купчихи Долговой. На нем с правой стороны помещено изображение Божией Матери с мироносицами, с левой - сотника Лонгина, внизу - 3 воинов, над крестом - 4 ангелов, солнца и луны. Икону украшал серебряный вызолоченный крещатый чеканный оклад. В иконе хранились частицы: древа Креста Господня, гроба Пресв. Богородицы; мощей апостолов Луки, Андрея Первозванного, Клеопы; архидиак. первомч. Стефана, вмц. Варвары, мц. Саломии; святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Михаила, митр. Киевского, Никиты, еп. Новгородского; св. блгв. кн. Даниила Московского; преподобных Феодосия Печерского, Михаила Клопского, Матфея Прозорливого Печерского, Пимена Многоболезненного, Никона Печерского. На окладе (вес 81 золотник) и на иконе имелись надписи с указанием мощей. Также в И. Б. м. хранилась пожертвованная ген.-майором В. А. Мосоловым икона с изображением вмц. Екатерины, мц. Параскевы, святителей Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского, Петра, митр. Московского, и Дионисия. Икону украшала серебряная риза (вес 1 фунт 78 золотников), в середину иконы был вложен серебряный позолоченный крест с 20 частицами мощей, в т. ч. ап. Филиппа, святителей Петра и Афанасия Александрийских, Григория Неокесарийского, Димитрия и Леонтия Ростовских, вмч. Пантелеимона, вмч. Феодора Стратилата, вмч. Димитрия Солунского, вмц. Варвары и др. В ризнице обители хранились напрестольные золотой (1682) и серебряный (1792) кресты с частицами мощей, напрестольные Евангелия XVII в. в драгоценных окладах, богослужебные серебряные сосуды XVI-XVIII вв., старинные облачения и митры (значительная часть из них в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике). Здесь же хранились рукоять от чудотворного образа ап. Иоанна, «строфокомиловое яйцо в медной оправе» и «небольшой остаток изоржавленных лат». По описной книге 1673 г., в монастырской б-ке значилось: «Да книг: Пролог, в нем три месяца - сентябрь, октябрь, ноябрь.

http://pravenc.ru/text/471597.html

Параскева (Пятница), но в подписи названа «Тырновская», среди клейм - не только традиционные рождение и моление в пустыне, но и чудо о спасении, случившееся по молитвам святой, обретение ее мощей. На обеих иконах на нижнем поле размещена пространная композиция торжественного перенесения мощей П. с места обретения в К-поль. Как преподобная, в черных монашеских одеждах, святая представлена в медальоне вместе с др. святыми в наосе Георгиевской ц. Кремиковского мон-ря (1493) и на иконе с мц. Кириаки (Неделей) (XVII в., Белград, Национальный музей; не исключено, что на этих памятниках изображена прмц. Параскева Римская, пам. 26 июля). На древнерус. иконах П., представленная в рост, может быть облачена в зеленое платье и охристый мафорий (сер. XVI в., ЦМиАР). На иконе 1632 г., выполненной мастером Йованом для серб. мон-ря Хиландар на Афоне, она показана с крестом в руке, в золотом мафории; на иконе XVII в. (ГТГ) - с крестом в руке, в красном мафории. Следует отметить, что мафорий красного цвета (или его оттенков) или золотой (золотистый или охристый) - устойчивый элемент иконографии вмц. Параскевы (Пятницы) и встречается в более ранних памятниках, напр., в лиловом мафории рядом с мц. Мариной Антиохийской (в красном мафории) вмц. Параскева (Пятница) изображена в парной композиции на столбе собора мон-ря в Грачанице (ок. 1320), в золотистом - в росписи ц. Пресв. Богородицы Одигитрии в Пече (XIV в., в красных мафориях - прав. Анна и вмц. Анастасия) или на покровце со Св. Троицей и с избранными святыми из казанского Благовещенского собора (ок. 1565, НМРТ; вклад семьи Куракиных-Булгаковых). В минейном цикле росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718) П. написана вместе с Медиоланскими мучениками под 14 окт. В 1728 г. была создана житийная икона П. для мон-ря Печской Патриархии в Косово: в среднике святая в золотом платье и мафории стоит с крестом и со свечой в руках. Житие проиллюстрировано в 9 клеймах: сначала моление святой перед образом Божией Матери, затем ее подвиги в пустыне, отпевание, обретение и перенесение мощей.

http://pravenc.ru/text/2578996.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010