кор., саксон. герц. и Литовского вел. кн. Августа II Сильного (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. 182. С. 404). В 1751 г. униатами была осуществлена попытка захвата власти в М. м. Однако она потерпела неудачу, т. к. суд принял во внимание указание православных на грамоту покойного ктитора обители кн. С. Л. Огинского. В 1730 г., при настоятеле игум. Мефодии (Олешкевиче), за оградой была построена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (перестроена и освящена 3 июня 1856 Василием (Лужинским) , архиеп. Полоцким и Витебским), а на монастырском хуторе Шидловщина - деревянная на каменном фундаменте ц. во имя вмц. Параскевы. Рядом находились целебный источник во имя вмц. Параскевы и часовня. В 1760 (1752?) г. в М. м. на месте Покровской ц. был построен каменный храм в стиле барокко с элементами раннего классицизма. Он был крестово-купольным, имел развитый притвор, 3 полукруглые апсиды, высокие арочные окна и пилястры. Декоративная рамка-бленда была размещена на центральной апсиде. Боковые фасады храма и его притвора завершались треугольными фронтонами с арочными проемами. В 1750-1760 гг. была возведена колокольня, 3-й ярус которой достроен в 1858 г., при настоятеле архим. Павле (Чичкевиче). На колокольне имелось 8 колоколов, самый большой весил 130 пудов. В 1773 г. по указу Синода М. м. был причислен к Псковской епархии, 10 янв. 1795 г. переподчинен Могилёвской епархии. С 1798 г. настоятелями являлись архимандриты. В 1812 г. М. м. был разграблен войсками франц. имп. Наполеона I, но инокам удалось спрятать в лесу Казанский образ Божией Матери. Вскоре М. м. был возрожден, в 1833 г. переподчинен Полоцкой епархии. В 1839 г., после перевода епископской кафедры из Полоцка в Витебск, в М. м. поселился Полоцкий еп. Исидор (Никольский) . В обители к Покровскому храму была пристроена и 2 нояб. 1847 г. архиеп. Полоцким Василием (Лужинским) освящена ц. во имя свт. Митрофана Воронежского. Церковь вмц. Параскевы. 1730 г. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь вмц. Параскевы. 1730 г. Фотография. Нач. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/2562368.html

Санкт-Петербург. Домовая церковь Варвары великомученицы в Шереметевском дворце. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь вмц. Варвары при дворце гр. С. Д. Шереметева Государственный канцлер кн. Алексей Михайлович Черкасский (1680–1742) был одним из богатейших людей страны, владельцем 70 000 крепостных. Он жил первоначально на Городовом острове (Петроградской стороне), в доме на берегу М. Невы, где в 1723 была освящена „для немощи супруги его“ домовая церковь во имя святой, тезоименитой единственной дочери князя. Поскольку дом подлежал сносу, 12 мая 1738 церковь в нем упразднили, а антиминс 1711 года передали в Троицкий собор (собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ, Троице-Петровский). Храм восстановили на Адмиралтейской стороне, в новом доме, проект которого князь заказал П. М. Еропкину. В 1741 церковь уже действовала, и в ней служил о. Леонтий Трофимов. Трехэтажный барочный особняк был окончен только в 1745, уже после смерти канцлера, и унаследован его второй женой – статс-дамой кн. Марией Юрьевной, урожд. Трубецкой, с кончиной которой в 1747 церковь была закрыта. Ее убранство перешло к дочери – Варваре Алексеевне в Шереметевский дворец (церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметева), где 26 октября 1750 состоялось новое освящение семейного храма. Дом на Неве был в 1807–1809 перестроен Воронихиным для Департамента уделов, а в 1857–1861 – А. И. Штакеншнейдером во дворец вел. кн. Михаила Николаевича, тоже имевший свой храм (см. церковь МИХАИЛА АРХАНГЕЛА при дворце вел. кн. Николая Михайловича). Церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметева была в Петербурге самая старая и богатая домовая церковь, принадлежавшая частному лицу. Ее устроил в 1733 в своем деревянном „Фонтанном доме“ фельдмаршал Б. П. Шереметев, сподвижник Петра I, в память о покойной жене Варваре Алексеевне (урожд. кн. Черкасской). В октябре 1749 сюда из церкви в доме ее отца на Б. Невке (упраздненная церковь вмц. ВАРВАРЫ в доме кн. А. М. Черкасского) перенесли иконостас и утварь закрытого там храма. После того как в 1742–1750 дворец на Фонтанке, недалеко от Невского, был перестроен (арх. С. И. Чевакинский?) и принял нынешний барочный вид, храм переместили на второй этаж южной, садовой половины и 26 октября 1750 освятили. Здесь он оставался до своего закрытия 7 сентября 1918. Дважды за историю храма в нем производились переделки: в 1794–1795 (по проекту И. Е. Старова) и в 1859–1860 (акад. Д. В. Кабановым). Будучи большими любителями церковного пения, Шереметевы содержали прекрасный хор из крепостных, который особенного расцвета достиг в 1840–1860-е при гр. Д. Н. Шереметеве. В то время хором руководил известный духовный композитор Г. Я. Ломакин.

http://sobory.ru/article/?object=02327

На средства генерального судьи Михаила Вуяхевича с сев. стороны к Михайловскому собору был пристроен каменный низкий придел во имя вмц. Варвары и перестроены купола. Улучшение благосостояния К. З. м. позволило в 50-х гг. XVII в. отремонтировать Михайловский собор: вместо деревянной укрепить железную кровлю, на средства гетмана Хмельницкого главный купол покрыть медью и позолотить. В 1718 г. на средства гетмана Скоропадского был сооружен резной 5-ярусный иконостас Михайловского собора, один из богатейших в Киеве. В 1746 (?) г. архим. Сильвестр IV (Думинский (Думневич)) доносил митр. Киевскому Рафаилу (Заборовскому) , что Михайловская ц. обветшала и «во многих местах поразседалася». Назначенная митрополитом комиссия обнаружила, что в алтарной стене образовалась щель, «от горнего места до арки, при которой стоит иконостас»; стены, отделяющие храм от приделов, «наклонились», в них также образовались большие щели. Купол раскололся на 4 части и грозил обрушением; в зап. своде и зап. куполах тоже зияли щели и трещины. Фундаменты приделов, заложенные при 1-й кладке «мелко», осели; новые стены приделов отошли от стен главного храма как на восток, так и на запад. Во временно запечатанном храме были устроены контрфорсы у сев., зап. и юж. стен, по 4 с каждой стороны, перестроены своды древнего храма и купол. Между контрфорсами выведены каменные палатки для устройства ризницы, хранения свечей и др. церковных принадлежностей. Ок. 1713 г. на средства киевского ген.-губернатора Д. М. Голицына в соборе был перестроен сев. придел вмц. Варвары, стены к-рого расписаны в 1818 г. Голицын заказал для Варваринского придела деревянный резной иконостас и деревянный балдахин над ракой с мощами вмц. Варвары. В 1877 г., при еп. Порфирии (Успенском), на средства московского купца В. Зенина был построен новый 3-ярусный позолоченный иконостас. В 1731 г., возможно на пожертвования имп. Петра I и его супруги Екатерины, с юж. стороны Михайловского собора симметрично Варваринскому был пристроен придел во имя вмц. Екатерины. В 3-ярусном иконостасе имелись иконы великомучениц Екатерины и Варвары в серебряных ризах. Для освещения собора между основным объемом и приделами были вырезаны широкие арки. В 1820 г. на средства иером. Иеронима стены Екатерининского придела были расписаны сценами из Апокалипсиса; в 1888 г. росписи «возобновлены».

http://pravenc.ru/text/1684565.html

И. была особенно почитаема на Руси. Ее имя встречается в древнейших месяцесловах. В Великие Минеи-Четьи Макария, митр. Московского, было включено пространное Житие И., в котором подробно изложена история ее борьбы в темнице с диаволом. Предание о победе над злыми силами, возможно, оказало значительное влияние на широкое распространение ее почитания. В рус. традиции она заняла то место, к-рое в греч. культуре отводилось св. Марине. Однако в иконографии этот факт ее Жития не отразился. Изображения И. (Ульяны) широко представлены в искусстве Вел. Новгорода и Пскова. Одно из наиболее ранних иконописных изображений помещено на оборотной стороне 2-сторонней иконы «Богоматерь Знамение» (нач. XIII в.) из новгородского Зверина мон-ря (собрание П. Д. Корина, ГТГ). Надпись с именем святой поздняя, сделанная при реставрации, и поэтому нет уверенности в правильности именования святой. Фигура мученицы изображена на алом фоне в темно-красном мафории, поверх к-рого надет коричневый плат, украшенный на челе и плечах дробницами в жемчужном обрамлении. На плечах - золотые нашивки - знак аристократического происхождения; в правой руке крест. Полуфигура И. в красном мафории изображена на фоне иконы «Свт. Николай Чудотворец» (1-я треть XV в., НГОМЗ) из с. Курицкого. Образ И. сохранился во фресковом минологии ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). Особое место образ И. (Ульяны) занимает в искусстве Пскова. В иконописи известны ее единоличные изображения и в составе избранных святых. На иконе кон. XIV - нач. XV в. (ПИАМ) мученица показана в светло-зеленом мафории. Нередко она изображалась вместе с вмц. Варварой. Так, на иконе «Сошествие во ад, с избранными святыми» (кон. XV в., ПИАМ) она представлена вместе с вмц. Варварой и вмц. Параскевой. Среди наиболее чтимых святых жен И. изображалась на полях икон «Воскресение - Сошествие во ад». На псковской иконе «Воскресение - Сошествие во ад, с избранными святыми» И. изображена в паре с вмц. Варварой (2-я пол. XV в., ПИАМ), на ней красный мафорий, в руке крест.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

У моря вместо ветхого храма во имя вмц. Ирины М. возвел новую церковь. Во сне М. было видение о том, на каком месте построить новую церковь, как она должна выглядеть и какие размеры иметь. М. принялся за строительство с великим усердием, помогая чернорабочим. В Житии рассказывается, как враг рода человеческого долгое время мешал строителям установить колонну слева от св. престола, и только после особой молитвы М. им удалось это сделать. Он также обновил церкви вмч. Феодора в Тенетре, мч. Исидора Хиосского, мч. Стратоника в Регии. М. имел обыкновение ходить ночью по улицам и раздавать милостыню, а если находил умершего бедняка, омывал и одевал его. При этом он говорил: «Встань, брат, яви мне свою любовь во Христе!» Покойник, повинуясь слову святого, в знак благодарности поднимался и целовал М., а затем снова становился недвижим. Когда это увидел решивший проследить за святым серебряных дел мастер, у к-рого М. разменивал золотые монеты на мелочь для подаяния, он раскаялся в том, что регулярно обсчитывал его. М. увещаниями и щедрой помощью наставил на путь истинный множество блудниц. Услышав о М., из Рима в К-поль приехала кровоточивая женщина, супруга одного из сенаторов. Едва коснувшись М., она исцелилась от многолетней болезни. Согласно Житию, перед М. «благоговели императоры, народ был поражен изумлен, и синклит почитал его» ( Wortley. 2011. S. 753). Полководцы, готы Аспар и Ардавурий, хотя и были арианами, из уважения к М. делали значительные вклады в ц. вмц. Анастасии, и тот в знак благодарности в определенные дни читал богослужебные тексты на готском языке. М. преставился незадолго до окончания строительства и освящения ц. вмц. Ирины. Его тело было с почестями погребено в построенном им мон-ре св. Иоанна Предтечи в квартале Даниила, близ ц. мч. Мокия. О завершении сооружения ц. вмц. Ирины позаботилась Верина, супруга имп. Льва I Великого (457-474), которая украсила купол золотом и внутри отделала храм в память о М. Это произошло до 474 г., т. к., по Житию, Верина окончила строительство церкви при жизни мужа. Т. о., последнее историческое событие, в котором участвовал М.,- это пожар 471 г., в 474 г. его уже не было в живых, т. е. святой скончался между 471 и 474 гг.

http://pravenc.ru/text/2562338.html

Преподобные Макарий Великий, Кириак и Макарий Александрийский. Икона. Сер. XIII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Согласно описанию Палладия, еп. Еленопольского, современника М. А., хорошо знавшего святого, тот «был… согбен и сухощав. Волосы росли только на губе, да еще на конце подбородка было их немного; от чрезмерных трудов подвижнических даже на бороде не росли у него волосы» ( Палладий. Лавсаик. 19). От визант. времени в мон-ре вмц. Екатерины на Синае сохранилось неск. икон, представляющих М. А. в паре с прп. Макарием Великим или др. святыми. На иконе письма мастера, близкого к лат. культуре К-поля 1-й пол. XIII в., оба св. Макария изображены с подписями. Прп. Макарий Великий (по подписи - Египетский) - в схимнических одеждах, с куколем на голове, с короткой и острой седой бородой. М. А. (с подписью - Αλεξανδρινς) - также в схимнических одеждах (зеленом хитоне и коричневой мантии), с опущенным куколем, с седыми короткими волосами и небольшой черной бородкой. Оба святых одинаково держат кресты в десницах, левая рука раскрыта ладонью вперед перед грудью. Кресты имеют дополнительные перекрещивания на конце каждой ветви. На иконе, выполненной в кругу таких же мастеров, хорошо знакомых со столичной культурой эпохи латинского завоевания (сер. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), оба святых фланкируют фигуру прп. Кириака: прп. Макарий Великий в образе аскета - слева, М. А. в схимнических одеждах - справа. Одеяния М. А. отличаются от более ранних икон: хитон желтый, схима темно-коричневая, ноги обуты в сандалии. По-прежнему святой изображен с непокрытой головой так, что видны короткие седые волосы, бородка очень короткая, также седая. В левой руке святые держат раскрытые свитки, правыми благословляют. Греческий текст на свитке М. А. восходит к цитате из Евангелия: «Смиряющий себя возвысится, и возвышающий себя будет смирен» (Мф 23, 12); он встречается в Посланиях прп. Макария Великого и в скитском Патерике. На январской минейной иконе из гексаптиха (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) святые изображены по образцу минейных миниатюр, использованных в Ватиканском минологии (1-я четв. XI в., Vat.1613) - они представлены на архитектурном фоне, оба седые, в схимнических одеждах, надписи утрачены.

http://pravenc.ru/text/2561434.html

Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 285, 883-889 гг.) содержится композиция под заголовком «Σμερον σωτηρα τ κσμ» (зачало песнопения всенощной «Днесь спасение миру бысть»). Она предшествует Слову на Пасху (Or. 45) и представляет двухрядную композицию, где в верхней части расположена Небесная иерархия, а в нижней - 2 св. жены и апостол, указующий святителю (Дионисию Ареопагиту) на верхнюю часть. Надписания имен св. жен сохранились плохо, но крайняя слева атрибуируется как П. в качестве персонификации 5-го дня седмицы, и прежде всего дня Вел. Пятницы, Страстей Господних, на что указывают орудия в ее руках: копие, трость с губой, сосуд с оцетом (уксусом) и 4 гвоздя. Др. святая, очевидно св. Кириакия (Неделя), персонификация последнего дня седмицы, напоминающего о Воскресении Господнем, изображена в имп. богатых одеяниях и с моделью храма в руках. П. облачена в светло-красное платье и золотистый мафорий. Сопоставление П. и мц. Кириакии как 5-го и последнего дня церковной седмицы сохраняется в др. памятниках искусства средне- и поздневизант. времени, в каппадокийских пещерных храмах: в Балкан-Дереси 4 (ц. апостолов Петра и Павла) в Ортахисаре (1-я пол. X в.), в апсиде, симметрично друг другу, в росписи ц. Пресв. Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (ок. 1337), ц. Николая Чудотворца «ту архонтос Томану» в Кастории (1639), на болг. иконе нач. XVII в. (Филиал староболг. искусства при СНАМ). Вмц. Параскева. Роспись ц. Мерьемана в Гёреме, Каппадокия. Нач. XI в. Фото: Н. В. Квливидзе Вмц. Параскева. Роспись ц. Мерьемана в Гёреме, Каппадокия. Нач. XI в. Фото: Н. В. Квливидзе Поясное изображение П. как мученицы с крестом встречается на керамической иконе с полихромной надглазурной росписью к-польской работы X в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), как оранта в чине св. жен - на своде ц. Мерьемана (Кылычлар-Кушлук-килисе, Гёреме 33, нач. XI в.), с др. святыми: с вмц. Екатериной и вмц. Анастасией - в ц. Варвары в Соганлы (1006 или 1021), со святыми Полихронией и Феклой - в ц.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

(ц. Осиос Давид). В большинстве названных случаев М. прозрачная, обладает свойствами объемно-пространственной среды. В доиконоборческое время сохраняются гл. обр. 2 типа М.: овал и медальон. Овальная М. превалирует. Форму медальона М. имеет на мозаике «Преображение Господне» в базилике вмц. Екатерины на Синае (550-565) - темно-синяя в центре и постепенно светлеющая к внешнему краю; с лучами света, исходящими от фигуры Иисуса Христа; на фреске «Вознесение» в капелле XVII мон-ря Бауит (VI-VII вв., Коптский музей, Каир); на энкаустических иконах (крышка реликвария из капеллы Санта-Санкторум. Сцена «Вознесение», VI в., Ватиканский музей) и «Спас Еммануил» (VI-VII вв., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на миниатюрах «Вознесение» и «Христос на престоле с евангелистами Марком, Иоанном и святыми» в Евангелии Раббулы (Laurent. Plut. I 56. Fol. 13v, 14r, 586 г.) - синяя с белым и красным внешним ободком соответственно; на шитой иконе «Богоматерь на престоле» (VI в., Кливлендский музей) - темно-синяя с переходом в белый; на ампулах Монца-Боббио (Палестина, VI в.; сокровищница Дуомо, Монца); на костяном рельефе «Спас во славе» (VI в., Художественный музей Уолтерса в Балтиморе). В нек-рых случаях (икона «Спас Еммануил» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; рельеф «Спас во Славе» из Художественного музея Уолтерса; ампула 2 из сокровищницы Дуомо в Монце; мозаика «Преображение» в апсиде базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI в.) поверхность М. покрыта изображением звезд. «Сошествие во ад». Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай) В средневизант. период продолжают существовать все 3 формы М. Овальная М. использована: в миниатюрах «Сошествие во ад» в Трапезундском Евангелии (РНБ. Греч. 21+21 А, 2-я пол. X в. Л. 1 об.); «Страшный Суд» в Евангелии 3-й четв. XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 51v) и Лествице кон. XI в. (Vat. gr. 394. Fol. 12v), «Вознесение» в Евангелии 3-й четв. XI в. из Венской национальной б-ки (Vindob.Theol. gr. 154. Fol. 131v) и Гомилиях Иакова Коккиновафского (Paris.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

1679 г. в присутствии царя Феодора Алексеевича освящен каменный собор во имя вмц. Екатерины с трапезной и колокольней над ней. В кон. XVII в. в храме был устроен сев. придел во имя прп. Сергия Радонежского (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 250. Ед. хр. 76). После 1757 г. старая каменная колокольня, построенная над трапезной, обветшала и была разобрана. 3 сент. 1763 г. был освящен юж. придел во имя свт. Димитрия Ростовского, устроенный иждивением кн. Д. Ю. Трубецкого (Там же. Ед. хр. 84). Согласно офицерской описи 1764 г., одноглавая церковь с приделами прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского была покрыта тесом, глава - зеленой черепицей и увенчана золоченым прорезным крестом (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 180. Л. 2). В 1764-1765 гг. строитель Пахомий с братией отстоял придел прп. Сергия Радонежского от притязаний владельца с. Суханова А. Г. Гурьева, который хотел обратить его в приходскую церковь для своих крестьян, полагая, что пустынь скоро упразднят. Настоятель в донесении в консисторию писал, что «спорный» придел был устроен иждивением боярина Т. Н. Стрешнева ок. 70 лет назад «на помин души», а не для служения мирских треб. Его поддержал кн. Трубецкой. Сухановским крестьянам, которые ходили на богомолье в пустынь, было предписано по-прежнему для мирских треб обращаться в церковь с. Ермолина (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 250. Ед. хр. 84). Собор во имя вмц. Екатерины (ок. 1800-1802) и трапезная церковь (1787). Фотография. 2008 г. Собор во имя вмц. Екатерины (ок. 1800-1802) и трапезная церковь (1787). Фотография. 2008 г. В 1787 г. к Екатерининскому храму была пристроена новая 2-этажная трапезная, включившая приделы во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского; на верхнем этаже разместился холодный придел во имя апостолов Петра и Павла. Ок. 1800-1802 гг. с востока к трапезной был пристроен новый объем собора вмц. Екатерины, оказавшийся точно по центру мон-ря. Храм сооружен в сдержанных формах классицизма. Бесстолпный 2-светный четверик завершен ротондой с невысоким куполом и главкой на тонкой шейке-барабане.

http://pravenc.ru/text/189639.html

О находившихся в них погребениях или реликвиях сведений нет. Мощи вмц. Евфимии были перенесены в этот храм из Халкидона, скорее всего в нач. VII в., в связи с угрозой разорения Халкидона персами. В иконоборческий период, при имп. Константине V или его отце Льве III Исавре, церковь была десакрализована; мощи святой были выброшены в море, а здание нек-рое время служило военным арсеналом. В 796/7 г. мощи были торжественно возвращены и храм восстановлен императрицей св. Ириной. Свидетельства паломников XII-XV вв. содержат противоречивые данные о наличии в церкви мощей вмц. Евфимии, однако очевидно, что храм просуществовал до тур. завоевания. Он пострадал в пожарах 1203 г., во время лат. правления находился в запустении; был восстановлен в кон. XIII в. и тогда же был украшен фресками, фрагменты к-рых частично сохранились и были раскрыты археологами (ныне экспонируются в музее Топкапы). На одной из фресок было изображено мученичество св. Евфимии. Храм был разрушен вместе со зданиями всех окружающих, наполовину запустевших кварталов, скорее всего, во время строительства большого сераля Ибрагимом-пашой в 20-х гг. XVI в. Монастырь вмц. Евфимии в квартале Олибрия (50) (ν τ Ολυβρου) ( Janin. 1969. P. 124-126). На основе 2 сохранившихся эпиграмм Жанен предположил, что строительство церкви было начато Лицинией Евдоксией, супругой имп. Валентиниана III после ее прибытия в К-поль в 462 г. и полностью окончено ее дочерью Галлой Плацидией и зятем Олибрием до 472 г., когда он был провозглашен рим. императором. Украшением церкви занималась также и Аникия Юлиана, внучка Лицинии Евдоксии. Вероятно, уже в кон. V или нач. VI в. рядом с церковью возник одноименный мон-рь. В Синаксаре К-польской ц. (X в.) говорится, что 13 авг. в ц. вмц. Евфимии совершалась торжественная служба мученикам Памфилию и Капитону (SynCP. Col. 890). Обитель и церковь находились на пути, соединявшем собор св. Апостолов и квартал Филадельфион (Θιλαδλφιον); они практически полностью перестали упоминаться в документах и др.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010