7) вменить в обязанность сдатчикам имений и духовным депутатам, чтобы они о сдаче каждого имения в казённое ведомство доносили немедленно консистории, с приложением одного экземпляра описи сданному имению, подписанного сдатчиком, приёмщиком и духовным депутатом, а консистория не оставит доносить мне о том всякий раз. Как могущие встретиться при сдаче имений недоумения и затруднения должны по большей части произойти или от недостатка нужных сведений, могущего устраниться справками из дел, в консистории хранящихся, или от недеятельности сдатчиков и духовных депутатов, требующих только скорейшего подтверждения: то, для избежания всякого замедления от излишней переписки со мною в С.-Петербург, я предоставил преосвященному Михаилу, епископу Брестскому, разрешать и удовлетворять все по настоящему предмету представления духовенства в консисторию и отношения гражданских начальств, сообщая только предварительно на моё усмотрение важнейшие сомнительные случаи и недоумения, о чём уведомил я ныне же начальников губернии Виленской и Гродненской. Святейшему Правительствующему Синоду, от 19 февраля за 222, с ходатайством об учреждении в Литовской епархии Попечительства для бедных По Православным епархиям учреждены Попечительства, и в распоряжение их отпускаются от Святейшего Синода суммы, для призрения бедных, сирот и вдов духовного звания. Между тем, такового Попечительства нет ещё по Литовской епархии, и епархиальное начальство не имеет способов вспомоществования бедствующим вдовам и сиротам духовного звания, особенно женского пола, хотя сиротам сим и вдовам гораздо труднее получить здесь между иноверцами пособие, нежели в других епархиях. По сему долгом поставляю представить о сём Святейшему Синоду и просить покорнейше об учреждении по Литовской епархии Попечительства о бедных духовного звания и об отпуске на сей предмет суммы по соразмерности с другими епархиями. Святейшему Правительствующему Синоду, от 19 февраля за 223, о причинах, по которым не могло быть сделано обозрение Литовской епархии в 1841 году

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1853 Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову (конфиденциально), от 2 января за 5, с дополнительными соображениями об открытии в Вильно училища для девиц духовного звания Конфиденциальным отзывом, от 16 истекшего декабря за 8719, ваше сиятельство уведомляете меня, что училища девиц духовного звания есть двух родов: одни состоящие под Высочайшим покровительством Государыни Императрицы и гласным попечительством Государыни Цесаревны, – другие учреждённые при монастырях, и что первые управляются независимо от епархиальных начальств, последние же состоят непосредственно в ведении оных. За сим ваше сиятельство требуете моего уведомления: какого рода училище для девиц нахожу я нужным по Литовской епархии, сообразно потребностям и обстоятельствам сей епархии. При решении сего вопроса нужно иметь в виду только одну местную населённость. В Ярославле, в Казани или другой внутренней местности, сплошное Православное население не только не препятствует, но, напротив, обеспечивает воспитание девиц в духе и правилах Православной Церкви: а потому и отдалённый надзор за училищами может быть достаточен. Вильно, напротив, и вся Литовская епархия, состоят в соприкосновении под влиянием элементов, чуждых и неприязненных Церкви Православной. Здесь, как известно по опыту, действия, противные пользам сей Церкви, кроются под самыми благовидными покровами, ускользающими пред взором всякого не вполне знакомого с местными обстоятельствами, так что иногда под видом пользы Православной Церкви представляют то, что для неё вредно. Притом же здесь нужно несколько иметь в виду и самое внутреннее состояние воссоединённого духовенства. Посему, если отдалённым надзором и назначением наставниц из С.-Петербурга может быть отвращено вполне означенное выше вредное местное влияние и самое воспитание соображено с обстоятельствами и потребностями здешнего духовенства (о чём я судить не в состоянии): то я желал бы предположенное в Вильно училище девиц духовного звания видеть под покровительством Государыни Императрицы и попечительством Государыни Цесаревны. В противном случае, лучше училище это оставить в числе второго класса, под исключительным влиянием епархиального начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

На протоколе её, от 12 января, о прекращении дела по доносам протоиерея Рыболской церкви Маркевича, относительно худой нравственности его прихожан, и о внушении ему иметь неослабное наблюдение за исправлением их, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Утверждается, с тем, чтобы ко внушению протоиерею Маркевичу присовокупить замечание: не виновен ли он сам в нравственном расстройстве его прихожан, которых он пастырем несколько десятков уже лет, и не следует ли ему озаботиться с пастырским рвением паче об их исправлении, нежели входить с обвинениями, обнаруживающими скорее его раздражительность, нежели духовную заботливость. Г. министру Императорского двора графу Адлербергу, от 3 февраля за 404, о получении присланного от Государя Императора живописного альбома Аиа Софии в Константинополе Получив при отношении вашего сиятельства экземпляр живописного альбома Аия Софии в Константинополе, назначенный мне Его Величеством Государем Императором , долгом поставляю принести моё благодаренье за этот лестный знак всемилостивейшего внимания. Грустно, очень грустно, смотреть на нынешнее поругание знаменитой нашей Константинопольской святыни. Ещё грустнее видеть восемь миллионов Православных христиан, томящихся под нестерпимым игом магометан. Да ниспошлет Господь конец этому поруганию и этому игу Правлению Литовской семинарии, от 4 февраля за 412, об учителях Рончевском и Спаском, а также надзирателях Тарановиче и Концевиче, не произносивших проповедей в назначенные дни На представлении его, от 4 декабря за 1341, с донесением, что не произносили проповедей в назначенные дни: учитель семинарии Рончевский и учитель Спаский по болезни, а надзиратели – Таранович по неприбытию тогда из вакации, и Концевич по непринятию цензором поздно представленной проповеди, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Предлагаю правлению семинарии: 1) заметить учителю Рончевскому уклонение его от исполнения обязанности, возлагаемой на него как на лицо духовного звания, и обязать его подпиской к произношению назначаемых ему проповедей, с тем, чтобы, в случае какого-либо препятствия, представлял о том своевременно начальству;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Но дабы таковое жалованье принесло действительную пользу, для выдачи оного я определяю следующие правила: 1) жалованье производить по истечении каждой трети; 2) не выдавать оного певчим, но хранить в особом сундуке за ключом регента певчего хора и за печатью эконома архиерейского дома; 3) из таковой суммы отпускать певчим деньги только в случаях особенной надобности, признанной регентом и экономом, и в количестве, ими определённом; 4) для записывания прихода и расхода сим деньгам иметь особую шнуровую книгу; 5) сбережённые деньги по жалованью каждого певчего выдавать по принадлежности уже при выпуске из семинарии, так чтобы всякий певчий имел тогда небольшую сумму, которая облегчит ему способы пристроиться к месту. Поставляю вам в обязанность, отец архимандрит, сообщив копии сего распоряжения регенту певчего хора и объявив оное помянутым выше певчим, делать по оному должное исполнение, как в отношении сих певчих, так и в отношении тех, которые впоследствии поступят в певчий хор из семинарии и училищ с назначением подобного жалованья. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 18 сентября за 2480, об окончательном оставлении Римско-католическим духовенством зданий по-кармелитского монастыря в Вильно Правление Виленских духовных училищ донесло правлению семинарии, что Римско-католическое духовенство, занимавшее здания упразднённого кармелитского монастыря, оставило оные в 5 день сего сентября, и что здания сии, в 7 день того же сентября, переданы окончательно из городского ведомства в ведение духовных училищ. Долгом поставляю довести о сём до сведения вашего сиятельства, имея честь быть. Литовской консистории, от 23 сентября за 2539, о приписании пяти богоугодных в Вильно заведений к приходу кафедрального собора На протоколе её, от 20 сентября, касательно распределения между Виленским духовенством пяти богоугодных заведений, по которым за исправление духовных треб положено денежное вознаграждение, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Основываясь на показании консистории, что все пять упоминаемые здесь богоугодные заведения состоят в пределах прихода, приписанного к кафедральному собору, равно принимая в уважение, что приход сей ограниченнее против прежнего количеством прихожан, а особенно пространством, тогда как число соборян увеличилось и штатными священнослужителями и случайно при соборе находящимися, я назначаю:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

При исполнении сего моего предписания, имеете вы, отец наместник, копию с оного сообщить настоятелю Троицкого монастыря, а другую представить к делу в консисторию. Начальнику Виленской губернии Жеребцову, от 24 мая за 1320, с просьбою о передаче в Православное ведомство зданий упразднённого в Вильно кармелитского монастыря Г. синодальный обер-прокурор генерал-адъютант граф Протасов, отношением от 2 сего мая, уведомляет меня, что о передаче в Православное духовное ведомство зданий упраздненного по-кармелитского монастыря в городе Вильно сносился он с г. министром внутренних дел, который не нашёл со своей стороны препятствий к уступке упомянутых зданий из городского в духовное ведомство, с тем, чтобы сие последнее возвратило городу суммы, издержанные им по содержанию и устройству тех зданий, со дня приёма до передачи оных. С тем вместе г. действительный тайный советник Перовский сообщил графу Протасову, что на сию уступку нужно испросить особое Высочайшее разрешение. О таковом предположении граф Протасов имел счастье всеподданнейше докладывать Государю Императору, и Его Императорскому Величеству благоугодно было на оное изъявить Высочайшее соизволение. Затем г. синодальный обер-прокурор присовокупляет, что о сём Высочайшем соизволении объявлено им Святейшему Синоду и г. министру внутренних дел для зависящего распоряжения. За отсутствием г. генерал-губернатора и по предстоящему мне скорому выезду из города Вильно, долгом считаю обратиться к вашему превосходительству и просить покорнейше: 1) распорядиться, чтобы означенные выше здания кармелитского монастыря со всеми принадлежностями переданы были в духовное Православное ведомство, по назначению преосвященного Ковенского, которому дано от меня на сей предмет особое распоряжение, и чтобы передача сия была ускорена по возможности, так как в зданиях тех необходимо устроить к осени помещение для уездного и приходского духовных училищ со 100 казённокоштными воспитанниками; 2) привести на законном основами в точную известность сумму, какая должна быть возвращена городу за издержки по содержанию и устройству сказанных зданий, со дня приёма до дня передачи оных, и о том меня уведомить для представления по принадлежности о возвращении сей суммы городу. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 25 мая за 1327, о назначении пособий начальникам и наставникам семинарии на перемещение их в Вильно

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

4) обеспечится поддержание отличного по построению Борунского монастыря с его церковью, весьма полезною по положению среди иноверцев и имеющею на них давнее влияние. Покорнейше прошу посредства вашего сиятельства, чтобы означенные выше предположения мои приведены были в действо, если признаны будут начальством заслуживающими уважения. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 7 января за 39, с ходатайством о совершенном закрытии Березвецких духовных училищ В 10 день октября 1845 года за 2710, относился я к вашему сиятельству насчёт закрытия Березвецких духовных училищ, по малому числу учеников – всего 12 человек с тем, чтобы впоследствии эти училища при благоприятнейших обстоятельствах могли быть восстановлены, а между тем штатная их сумма употребляема была на умножение казённокоштных учеников при Виленских и Жировицких духовных училищах. Получив ответ, что по порядку, заведённому в духовно-учебном управлении, предположения мои не могут быть приняты, я, не желая лишать скудную ещё учебными средствами Литовскую епархию штатной суммы, предназначенной на Березвецкие училища, остановил без дальнейшего хода это дело, тем более, что надеялся на умножение впоследствии числа учеников сих училищ. Между тем надежды мои не сбылись. В настоящем году в Березвецких училищах состоит только 16 учеников. Причина этой малочисленности воспитанников заключается в близости Полоцких училищ, хотя другой епархии, и в дорогом содержании в Березвече по местным обстоятельствам, – так что некоторые родители из тамошних окрестностей находят для себя выгоднейшим отправлять детей своих в Виленские духовные училища за 200 вёрст и платить здесь полное за них казённокоштное содержание. Таким образом, уже испытано, что дальнейшее существование Березвецких училищ почти бесполезно. Пока ожидаемы были последствия этого опыта, правление семинарии вошло ко мне с представлением о производстве починки дома Березвецких училищ, требующей по смете 1.185 рублей 88 коп. серебром, и обстоятельство это заставляет меня решиться войти по сему делу с новым представлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

6) поставить в обязанность сдающим имения и духовным депутатам наблюсти: a) чтобы в казённое ведомство сданы были самые населённые имения, то есть с крестьянами, земли же, отдельные от сих имений и к ним не принадлежащие, каковы, например, небольшие земли, находящиеся при самих монастырях Борунском, Гродненском, Бытенском, а также Тороканского в городе Кобрине при доме тамошнего уездного училища, оставлены были при монастырях; b) чтобы движимое имущество и скот, принадлежащие имениям, то есть фольваркам, в казну сдаваемым, сданы были тоже в казённое ведомство, имущество же и скот, собственно принадлежащие семинарии и монастырям, были оставляемы за сими заведениями; c) чтобы хозяйственные продукты и припасы, составляющие собственно годовой доход от имений, если таковые находятся по имениям, сдаче подлежащим, перевезены были в семинарию и монастыри, за исключением части продуктов, долженствующих остаться при имениях по силе инструкции; d) чтобы при сдаче имений в казённое ведомство выделены были из них для монастырей узаконенные угодья, действительно для них полезные и удобные, преимущественно вблизи монастырей, там особенно, где монастыри находятся среди имений, сдаче подлежащих; е) чтобы, однако же, несогласие между гражданскими чиновниками, принимающими в казну имения, и духовными, сдающими оные, относительно распределения движимого имущества и скота, а также наделения монастырей угодьями, ни в каком случае не приостанавливало самой сдачи имений, но чтобы о таковом разногласии сдающие имение духовные лица и духовные депутаты представляли обстоятельно в консисторию для разрешения впоследствии, самая же спорная движимость и припасы оставались, на основании инструкции, впредь до разрешения, в ведении и хранении монастырских начальств и правления семинарии, а угодья сдавались тоже до разрешения казённому ведомству; и f) чтобы относящиеся к имениям подлинные документы, или копии с оных, находящиеся на месте, передаваемы были сдатчиками приёмщикам при точных описях, о тех же документах, которые хранятся в епархиальном управлении, представляемо было в консисторию для отсылки оных в палаты государственных имуществ;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

С назначением штатов для приходских церквей, состояние духовенства Литовской епархии столько улучшилось, что многие священники, которых дети воспитывались доныне в духовных училищах на казённом содержании, могут их содержать на собственном иждивении без всякого стеснения. Желая дать средство воспитания множеству сирот, оставшихся после священно и церковнослужителей, предлагаю правлению представить мне без замедления список воспитанникам семинарии и духовных училищ, на казённом содержании состоящим, вместе со своим заключением: 1) которым из сих воспитанников должно быть отказано в казённом содержании по неуспешности их в науках, и 2) которым из воспитанников может быть тоже отказано в казённом содержании по улучшенному ныне состоянию их родителей, обращая, однако же, здесь внимание на меньшую или большую многочисленность семейства. Литовской консистории, от 18 июля за 805, о ближайшем удостоверении, нет ли препятствий к постройке костёла в м. Своятычах На протоколе её, от 6 июля, по делу о постройке графиней Чапской в м. Своятычах Римского каменного костёла на место сгоревшего деревянного, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Настоящее постановление консистории основано на одностороннем только показании Римско-католического духовного начальства. Посему имеет консистория собрать нужные справки и сведения через местного благочинного, именно: действительно ли Своятыцкий костёл был приходским и с давнего времени; сколько при нём числится прихожан; как далеко находятся другие костёлы и Латинские каплицы; не действовали ль священники Своятыцкого костёла на совращение Православных прихожан; нет ли ещё каких других препятствий со стороны Православного духовенства к отстройке сего костёла; в каком положении находятся приходские Православные церкви, в имении графини Чапской состоящие. По получении сих сведений консистория сделает своё заключение и оное представит на моё утверждение. Святейшему Правительствующему Синоду, от 18 июля за 812, с мнением о распределении десятинного сбора между Православным и Латинским духовенствами

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

в кртьяньстве соуще, а не ведают что есть кртьянство», как говорится в заглавии одного древнего поучения (Тих. Лет. Р. Лит. IV, III, 107–108)». Что это за поучение, какого века, в каких рукописях сохранилось, какое его содержание в целом, на эти вопросы ответов нет: «древнее поучение» – и только! Так и в других местах, напр. стр. 31. 43. 48. 55. 65. 67. 74. Стр. 10–11. Автор заимствует выдержку из «святительского поучения новопоставленному священнику» и ограничивается ссылкой на И. Б. VI, 102–110. На стр. 12-й ссылается на «вышецитированное святительское поучение новопоставленному священнику», относящееся по языку к XІII веку. Совсем голословно: о характере рукописей поучения ни слова! Стр. 13. «В другой редакции этого поучения (новопоставленному священнику), относящейся к XIV-XV в. (Дух. В. 62 г. 1:101) вставлено: «Аще бо кого изгубиши леностию и неродьством» и т. д. Вот и хотелось бы иметь понятие о первой и второй редакциях данного поучения, их взаимном отношении, об основаниях, по коим одна редакция отнесена к XІII в., а другая к XIV-XV веку. У автора лишь изредка встречаются голословные определения века рукописей (напр. на стр. 28. 30. 58). Автор заимствует цитаты из вторых рук даже по отношению к таким памятникам, которые легко могли бы быть у него под руками, напр. из «Изборника Святославова» 1073 (стр. 59, на стр. 104, примеч. 1-ое – ссылается на Афанасьева, Поэт. воззр. III, 430). Между тем в академической библиотеке есть известное издание этого памятника, сделанное Обществом любителей древней письменности на —206— средства Т. С. Морозова (СПБ. 1880), о каковом издании у автора ни слова! Стр. 21, примеч. 4-ое. Автор ссылается на Супрасльскую рукопись XI в. Откуда взята им цитата? Подлинной рукописи, конечно, он не мог видеть. Известное же издание Фр. Миклошича (Вена, 1851), по-видимому, ему также не известно, по крайней мере не названо. Стр. 2. 6. 7. и др. Цитаты из Несторовой летописи приводятся по изданию 1846 г. в первом томе «Полного собрания русских летописей».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковнослав. стихотворения. 1902. С. 34, 36); в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «О трисианна Троице Светаа. проявльши на водах ныня» ( 1981. С. 111). В древней кириллице, как и в греч. уставном письме X в.,   пишется с высокой серединой, равной по высоте левой и правой дуге; основания обеих петель, правой и левой, могут быть как округлыми, так и угловатыми (Саввина книга, Супрасльский сборник, Энинский Апостол, Листки Ундольского, Остромирово Евангелие, Изборник 1076 г., Минея 1096 г.). Буква достигает верхней линии строки, за одним исключением: в надписи царя Самуила 993 г.   занимает половину высоты строки. Начертание с заниженной серединой в этот период представлено единичными примерами: в составе лигатуры в надписи на Тмутараканском камне 1068 г. и в Изборнике 1073 г., где оно фигурирует наряду с начертанием с высокой серединой. В южнослав. уставе древнее начертание с высокой серединой продолжает господствовать и после вхождения в употребление в XII в. начертания с низкой серединой. В рус. уставе начертание с высокой серединой встречается в памятниках 1-й пол. XII в. (в Мстиславовом Евангелии, Юрьевском Евангелии, Галицком Евангелии), однако основным становится вариант с низкой серединой, в котором обе петли разведены, в результате чего середина буквы представляет собой не короткую черту, а пониженный угол . Под влиянием восточнослав. почерков «омега» с пониженной серединой получает распространение с кон. XII в. в памятниках болгарской и серб. письменности. Для полуустава тырновской школы XIV в. характерен начерк с высокой серединой, в серб. почерках представлены оба варианта оформления середины - высокий и низкий. Помимо этих начертаний, продолжающих соответствующие уставные, у юж. славян в XIV-XV вв. в особом, «греческом», почерке используется «омега» без середины, т. е. с почти плоской серединой . Под южнослав. влиянием в рус. полууставе в кон. XIV-XV в. вновь появилась «омега» с высокой серединой , а в «греческом» почерке - «омега» без середины. В XV в. прибавилась W-oбpaзhaя модификация с острыми углами, состоящая из прямых или изогнутых линий . В литургическом полууставе славяно-молдавских рукописей «омега» представлена несколькими вариантами, среди которых преобладает начертание с плоской или с почти плоской серединой. Наряду с ним распространено не вполне симметричное начертание, в котором правое полукружие представляет почти овал, не замкнутый примерно на четверть в левой верхней части, а низ пишется с характерным изломом и может завершаться ограничителем-«засечкой». Начертание с высокой серединой обычно встречается только в лигатуре  . Теми же особенностями отличается шрифт краковской типографии Швайпольта Фиоля 90-х гг. XV в.

http://pravenc.ru/text/2578023.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010