XIII. Затем семинарские суммы Луцкой и Брестской епархий причислить к общим капиталам. XIV. Многие священники по своей бедности не в состоянии содержать детей на своём иждивении в семинариях и духовных училищах; то назначить во всех четырёх семинариях определительное число учеников на семинарском содержании, а именно: в Полоцкой и Брестской по 50, а Луцкой и Виленской по 30, да кроме того по 20 учеников во всяком, к сим четырём семинариям присовокуплённом низшем духовном училище – достаточного же состояния священников обязать посылать детей своих на науки в духовные училища и семинарии на собственном иждивении. XV. Внутреннее образование Полоцкой семинарии оставить кроме предыдущего пункта на прежнем основании и правилах, для оной коллегией в 1822 году составленных, бывшему министру духовных дел и Н.П. князю А.Н. Голицыну тогда же на утверждение представленных; каковые правила распространить и на прочие три семинарии. XVI. Из совокупления (подобно Полоцкой епархии) семинарийских и кафедральных фундушей с архиерейскими, могут происходить разные неудобства и запутанности; то оные фундуши во всех четырёх епархиях подчинить особому управлению под ближайшим надзором, а даже ответственностью местных архиереев и под отчётом, ежегодно коллегии доставляться имеющим. XVII. Одно духовное училище в епархии было бы невыгодным, и по тесноте и по отдалённому пути, для священников обременительному; то, в силу Высочайшего указа от 9 октября сего года, назначить во всякой епархии кроме имеющихся при семинариях по несколько низших духовных училищ при монастырях, а именно: Полоцкой : в Витебском, Толочинском и Пустынском; Луцкой : в Почаевском и Мелецком; Брестской : в Кобрынском, Супрасльском, Лавришевском, Лещинском и Суховицком; Виленской : в Борунском, Ляденском и Раковском. XVIII. При всяком из сих училищ содержать на монастырском иждивении от 10 до 20 учеников из детей бедных священнослужителей, епархиальным начальством определяемых, а по скудости какого-либо монастырского фундуша назначать вспомоществование от других достаточнейших монастырей, таковых училищ не содержащих.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В наст. время первоначальный состав кириллического алфавита, сформированный в эпоху кн. Симеона, может быть только предметом гипотез. Возможно, он был построен почти изоморфно глаголице (см.: Дурново. 1929). Предположение о создании в Болгарии разных вариантов К., не копировавших глаголицу, а приспособленных к определенным диалектным особенностям, было выдвинуто А. А. Зализняком на основе исследования древнейших древнерус. абецедариев (новгородских берестяных азбук: 591 (1-я пол. XI в.), 450 (посл. четв. XII в.), 778 (кон. XII (?) - 1-я четв. XIII в.) и др.), в к-рых зафиксирован кириллический алфавит, отражающий особенности некоторого южнослав. диалекта (обзор кириллических абецедариев, служащих важнейшим источником для реконструкции первоначального состава и порядка кириллического алфавита: Зализняк. 1999). Исследователи полагают, что в первоначальной К. не было йотированных букв         Четыре йотированных гласных засвидетельствованы только в Супрасльской рукописи, однако и в ней употребление весьма ограниченно. Ни в одном др. кириллическом старослав. памятнике полный комплект йотированных букв не употребляется. Йотированные гласные отсутствуют в Листках Ундольского; в Энинском Апостоле встречается только   при этом в большинстве случаев вместо используется   В Саввиной книге   представлено в 10-15 случаях, встречается чаще, преимущественно в позиции после гласных и согласной   в позиции после (l-epentheticum) вместо используется     употребляется только в позиции после гласных. В старослав. эпиграфических памятниках буква отсутствует. Кроме того, диграфы «ук» () и «еры»   (  ), складывающиеся из частей, совпадающих с самостоятельными буквами, могли трактоваться как буквосочетания +     + ( + ). В дальнейшем появляется тенденция трактовать их как единые графемы и они получают статус отдельных букв алфавита. Уже в древнейших памятниках буквы К. могли иметь разные варианты начертаний (см. таблицу, составленную Т. Славовой: КМЕ. 1995. Т. 2. С. 302-303). Так, во всех старослав.

http://pravenc.ru/text/1840455.html

— То есть жалеть себя можно, но не увлекаться? — Все в меру. Определенная доза жалости к себе, наверное, возможна, хотя все равно это очень скользкий путь, но как только этой жалости становится больше, чем надо, все. Мы же не хотим быть несчастными людьми, а жалеем мы, как правило, несчастных людей. Поэтому когда мы жалеем себя, мы констатируем такой факт — мы несчастные люди. Мне непонятно, зачем себя жалеть, когда можно себя поддержать, утешить, приободрить, можно себе сообщить какую-то благую надежду. Почему именно жалость? Почему такое чувство?  Есть люди, которые категорически разделяют жалость и сострадание. Я не отношусь к ним, тем не менее, я много раз слышал, что сострадание — это очень высокое и очень правильное чувство, а жалость унижает другого человека. Я не уверен, что это так, но, тем не менее, я достаточно часто это слышу. И здесь, мне кажется, совершенно не обязательно себя жалеть, гораздо важнее о себе заботиться.  Какой смысл жалеть голодного? Его надо накормить. Какой смысл жалеть нагого человека, который замерзает? Его надо одеть. Мы его кормим и одеваем не из жалости, а потому что это необходимо, потому что элементарное чувство сострадания и любви к человеку этого требуют.  — У вас был момент, когда вы себя жалели, а потом от самого себя испытывали разочарование?  — Конечно, если бы таких ситуаций в моей жизни не было полным-полно, я бы не понимал, какая это огромная беда — жалеть себя. Я всегда был очень предрасположен к жалости к самому себе. И с большим трудом и мучительно ее изживал. Я убедился в ее полной нерациональности.  Знаете, когда ты в детстве упал и разбил коленку так, что с нее сошла вся кожа, и ты видишь там какое-то месиво — кровь, грязь, еще, может быть, рядом валяется сломанный велосипед, очень хочется расплакаться. Но на самом деле надо бежать и обрабатывать рану, чтобы столбняк не приключился.  — Вы можете рассказать о себе, что вас изменило?  — Вы знаете, Лера, наверное, тут никаких особых секретов нет. Я все детство практически проболел, у меня было то одно, то другое, то третье, то бронхиальная астма, то туберкулез, то от прививки я чуть не умер, то от супрастина у меня был отек легких. Все мое детство — это какая-то реализация фильма «Невезучие» в отдельно взятой жизни.

http://pravmir.ru/kak-pravo-na-slabost-d...

Совершив преднамеренный в нынешнем году обзор части вверенной моему управлению епархии, я с душевным удовольствием видел всюду во всех отношениях особенные против прежнего успехи и постоянное направление к лучшему. В местах собрания духовенства я нашёл преимущественно порядок по благочиниям: Скидельскому, Каменецкому, Брестскому и Полескому, неисправность же оказалась только по благочинию Бельскому, вероятно, по болезни тамошнего благочинного. Предлагаю консистории дать о сём знать всем благочинным, объявив при том в особенности мою признательность благочинным Скидельскому, Каменецкому, Брестскому и Полескому. Управляющему Виленской палатою государственных имуществ Веприцкому, от 16 июля за 2003, об обмежевании Тринопольских и Болтупских земель, поступающих архиерейскому дому и Святодухову монастырю По силе 383 статьи Х тома свода законов, архиерейскому дому следует отводить земли по 60 десятин. По Высочайшей воле, изображённой в указе Святейшего Синода, от 5 июля 1835 года, Православным монастырям следует наделять земли от 100 до 150 десятин и более, – об исполнении сей Высочайшей воли предписано палатам государственных имуществ, от 18 июля 1844 года, как о том уведомил граф Киселёв г. синодального обер-прокурора; да при том сия Высочайшая воля вошла уже в свод законов в примечание к статье 383 межевых законов. Сверх сего, по силе статей 1363 и 1364 –VIII тома свода законов, положено отделять Православным монастырям, где возможность позволит, из казённых лесных дач участки от 50 до 150 десятин, смотря по изобилию лесов. Таким образом, Виленскому архиерейскому дому и Святодухову монастырю следует земли 210 десятин и более, если окажется возможность, да участок лесной от 50 до 150 десятин. В отношении Виленской палаты государственных имуществ, от 31 октября 1845 года за 13138, в Литовскую консисторию последовавшем, прописано распоряжение министерства государственных имуществ, по которому поступила уже к архиерейскому дому и Виленскому Святодухову монастырю часть земель имения Болтупье в числе 93 десятин и велено отвести остальные земли и угодья, следующие тому дому и монастырю. Предписанием г. министра государственных имуществ, от 14 июня сего 1846 года за 1642, той же Виленской палате данным, поставлено ей в обязанность сдать архиерейскому дому и Святодухову монастырю все земли имения упразднённого Тринопольского монастыря, коих считается 98 десятин под пашнею, лугами, лесом, рекою, и неудобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Хотя по Ковенской губернии немного Православных церквей, опыт однако же, показал, что и сими церквами, по большому их расстоянию, весьма затруднительно управлять двум благочинным. Посему предлагаю консистории 1) в ведении Ковенского благочинного оставить церкви только Ковенского и Росгаевского уездов, как то: Ковенскую, Россиенскую, Юрбургскую и Кейданскую; 2) благочинному Вилкомирскому подчинить Церкви Вилкомирского, Поневежского, Шавельского и Тельшевского уездов, как то: Вилкомирскую, Поневежскую, Шавельскую, Тельшевскую и Подубискую; 3) из церквей Ново-Александровского уезда, как то: Ново-Александровской, Видзской, Антолептской, Брацлавской, Весоловской, Казачизнянской и Дегуцкой, составить особое Ново-Александровское благочиние; 4) исправляющим должность Ново-Александровского благочинного назначить священника Новоалександровской церкви Афанасия Ковалевского; 5) учреждение Ново-Александровского благочиния считать с начала наступающего 1851 года, так чтобы все дела за настоящий год кончены были прежними благочинными Ковенским и Вилкомирским. Святейшему Правительствующему Синоду, от 17 декабря за 3955, об осмотре и состоянии Литовской епархии В рапорте моём, от 31 декабря прошлого года, о произведённом осмотре церквей по Литовской епархии, доносил я Святейшему Синоду, что епархия сия, вообще мне совершенно известная, нуждается теперь в ближайшем подробном осмотре каждой церкви, каждого прихода, дабы частности, зависящие от местных обстоятельств, подвинуть, сколь возможно, в уровень с общим преобразовательным движением по воссоединённому ведомству, и что с сею целью назначаю я ежегодно некоторое число церквей для осмотра посредством доверенных духовных чинов. В нынешнем 1850 году, по моему поручению, осмотрено: преосвященным викарием Игнатием 48 церквей Гродненской губернии по уездам Сокольскому, Белостокскому и Бельскому; преосвященным викарием Евсевием 65 церквей, по губернии Ковенской и по уездам Свенцянскому и Дисненскому Виленской губернии; да кафедральным протоиереем Виктором Гомолицким 40 церквей Виленской губернии по уезду Вилейскому – всего же осмотрено в настоящем году 153 приходские церкви, то есть третью часть церквей Литовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Продолжительное влияние на сих прихожан Латинских священников и местных владельцев требует также продолжительного, может быть, и многолетнего времени для их вразумления. Я даже полагаю неблагоразумным действовать на них слишком поспешно по духовной части. Теперь собираю ближайшие сведения о местном духе и самих Православных причтах. Может быть, удаётся мне заменить прежние причты более соответствующими надобности; а между тем и совращённые прихожане, уверившись под казённым управлением в безопасности от владельцев, действовавших решительно в пользу Римлян, сделаются более способными принять благие наставления и утвердятся, даст Бог , окончательно в Православной вере. Исправляющему должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода Карасевскому (конфиденциально), от 22 июня за 953, с мнением о расчётах с казённым управлением по случаю передачи в казну 18 духовных имений Конфиденциальным отношением, от 9 сего июня за 4641, ваше превосходительство требуете моего мнения по предположениям г. министра государственных имуществ о принятии в казённое ведомство 18 имений духовного ведомства Литовской епархии, поименованных в указе Святейшего Синода, от 8 истекшего мая за 4586. Предположения сии состоят преимущественно в том, чтобы имения сии принять к 1 будущему октябрю и со дня приёма предоставить их в полное заведование и попечительство окружных начальников, чтобы, однако же, предоставить самому духовенству получать от сих имений доход по 1 мая будущего 1845 года, и чтобы на сей конец до того срока оставить крестьян при отбывании прежним владельцам положенных по инвентарям повинностей. Буквальное приведение в действо сих предположений имеет то весьма важное неудобство, что после 1 октября, то есть с поступлением сказанных имений в полное заведование окружных начальников ведомства государственных имуществ, как крестьяне, так и арендаторы имений выйдут из повиновения духовенства. Этим естественно затруднится отбывание повинностей первыми и взнос арендной суммы последними, так что понапрасну лишь возникнут в этом отношении разного рода дела и столкновения с чиновниками министерства государственных имуществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Получил ныне отзыв ваш, от 1 сего июля за 255, спешу на него следующим ответом. 1) Я не могу никак согласиться на отделение некоторой части зданий упразднённого кармелитского монастыря для помещения Римско-католического духовенства, а тем паче со стороны входа в оный. Поместить Римских священников и их причт, из 17 человек (как вы пишете) состоящий, совокупно с новообразующимся Православным юношеством: всякий назвал бы безрассудством. Да при том, по Высочайшему повелению, мне объявленному (как вы знаете), безусловно сказано о передаче Православному духовному ведомству зданий кармелитского монастыря и вовсе не упомянуто о каком-либо отделении части оных для другого ведомства. 2) Отдать Римскому духовенству который либо из домов Православного ведомства было бы весьма стеснительно. Мы и так уже стеснили себя отдачею трёх монастырских домов под помещение соборян и консисторских чиновников. Притом нет прямого основания делать таковую уступку или, по крайней мере, она не может быть сделана без предварительного разрешения высшего начальства и продолжительной проволочки, а между тем очистка зданий кармелитского монастыря необходима ныне же. 3) По тем же причинам мы со своей стороны не можем отпустить для Римско-католического духовенства и квартирных денег, тем более, что число сего духовенства, упомянутое выше, по всей вероятности, будет признано несоразмерно высшим настоящей потребности приходской по-кармелитской церкви. По мнению моему, настоящее затруднение лучше бы всего устранить следующим образом. На помещение выводимого из кармелитских зданий Римского духовенства отвести дом по-миссинерский против Острой-брамы, по словам в Минске г. полицмейстера Юкавского, уже для сего предназначенный, или же другой дом, поступивший в городское ведомство после закрытых монастырей, или же назначить тому духовенству квартирные деньги из доходов от тех домов. Попросите от меня его высокопревосходительство Фёдора Яковлевича о поступлении таким образом и выведении теперь же из кармелитского монастыря Римских священников. Притом же, это будет временная только мера. Если высшее начальство утвердит её навсегда – хорошо; если же нет, то будет и после время хлопотать о вознаграждении со стороны Православного духовного ведомства. Впрочем я думаю, что перемещение епархиального начальства с семинарией и училищами столько принесёт пользы для города Вильно, что оный не должен бы дорожить для кармелитских ксёндзов каким-либо домом из многочисленных поступивших ему домов после закрытия монастырей, из которых один только дом по-кармелитский принесёт городу пользы (как вы писали) на 3.000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Для предупреждения на будущее время подобных ошибок и недоумений, покорнейше прошу распоряжения вашего высокопревосходительства, чтобы как ежегодная Памятная Книжка, так и другие подобные издания сообщаемы были заблаговременно духовному цензору, и принимаемы были от него замечания по всем статьям, прикосновенным к Церкви Православной. Г, Виленскому военному губернатору Бибикову, от 25 сентября за 3805, о сделании распоряжения, чтобы подкидыши, приносимые в Виленский воспитательный дом со свидетельствами не вполне достоверными о их крещении, представляемы были Православному духовенству для крещения Небезызвестны вашему высокопревосходительству обратившие внимание правительства несообразности, бывшие по Виленскому воспитательному дому, называемому «Иисус-Младенец» равно и то что вопреки закона, повелевающего крестить подкидышей только в Православную веру, в заведение это принято более полутораста подкидышей, показанных принадлежащими Римско-католическому вероисповеданию и в сём вероисповедании воспитываемых. С определением в текущем году в Виленский попечительный совет члена из Православного духовенства; кафедрального протоиерея Виктора Гомолицкого, вменил я ему в обязанность: собрать по сему предмету ближайшие сведения и мне оные представить. Засим протоиерей Гомолицкий донёс мне: 1) что в число помянутых выше питомцев Римско-католического исповедания засчитано 44 по одним запискам, найденным при младенцах, на которых записано только имя младенца, без пояснения какого он исповедания; 2) что 72 младенца зачислено Римскими католиками по подобным же запискам, в которых сказано о крещении их по Римскому обряду, но, по произведённым расследованиям, ни настоящего вероисповедания, ни метрик, ни даже следов крещения не открыто; 3) что со времени узаконения о крещении подкидышей в Православную веру, то есть с 1840 года, в течении пяти лет, только двое воспитанников с несомненными свидетельствами засчитано Римскими католиками, остальные же подкидыши. С подобными выше показанным сомнительными записками, отсылаемы были для крещения к Православному духовенству, – но с 1846 года, когда назначен попечителем воспитательного дома состоящий ныне в должности правителя канцелярии вашего высокопревосходительства, принадлежащий Римскому вероисповеданию статский советник Бялоцкий, это благоразумное и законное правило изменилось и подкидыши с самыми неудовлетворительными показаниями засчитывались и засчитываются в число Римских католиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

На протоколе её, от 2 октября, которым, по случаю растраты Коссовским благочинным Центковским 160 руб. 44 коп., оставшихся у него из суммы, отпущенной на жалованье причтам в 1848 году, и внесения им в счёт сей растраты 60 руб., постановлено: взыскание остальных 100 р. 44 коп. произвести из получаемого им, Центковским, жалованья, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Настоящий проступок протоиерея Центковского такого рода, что я по долгу службы не считаю возможным возвратить его к благочиннической должности. Но с другой стороны, во внимании к долговременному служению сего протоиерея и к стесненному его положению, я не желаю подвергать сего старца законным последствиям сказанного проступка и затем, препровождая при сём 100 рублей 50 коп. серебром собственных моих денег, предлагаю консистории: 1) деньги сии обратить на возмещение лежащего на протоиерее Центковском долга по настоящему делу; 2) за тем его, протоиерея, оставить свободным от дальнейшего взыскания по сему делу; и 3) исправляющим должность Коссовского благочинного назначить тамошнего вице-благочинного Круковского, впредь до усмотрения его способностей и рачительности, и затем распорядиться об окончательной передаче ему дел благочиннических. Ковенскому благочинному Суханову, от 7 октября за 3267, на счёт нанесённых председателю Ковенской лютеранско-евангелической коллегии Даниилу Ширу обид священником Петкевичем На прошении председателя Ковенской лютеранско-евангелической коллегии дворянина Даниила Шира, от 2 октября, о назначении исследования о нанесённых ему Ковенским священником Петкевичем ругательствах, для подвержения виновного законному взысканию, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Объявите, отец протоиерей Суханов, просителю, что просьба его, писанная на простой бумаге, не может иметь никаких официальных последствий. Впрочем, ваше дело, отец протоиерей, сделать просителю и без того справедливое удовлетворение, если он действительно обижен. Викарному епископу Игнатию, от 24 октября за 3434, с препровождением списка с отношения обер-прокурора Святейшего Синода о воспоследовавшем Высочайшем повелении на передачу Православному духовному ведомству Гродненского заштатного монастыря бернардинок

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В ожидании уведомления вашего превосходительства о распоряжения вашем по сему предмету, имею честь быть. 1852 Литовской духовной консистории, от 14 января за 138, о Высочайшем повелении на передачу в ведение Литовского епархиального начальства находящихся в Вильно причтов военного ведомства На отношении обер-прокурора Святейшего Синода, от 5 января за 60, о последовавшем, согласно мнению Синода, Высочайшем повелении, о передаче в ведение Литовского епархиального начальства находящихся в городе Вильно причтов военного ведомства при тамошних неподвижных церквах: а) в доме генерал-губернатора, б) госпитальной и в) Благовещенской, и о предоставлении тому же епархиальному начальству распределения приходов к сим церквам, соответственно потребностям прихожан и церквей, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: В ожидании указа Святейшего Синода, отношение сие передаётся в консисторию вместе со списком рапорта моего Святейшему Синоду, от 18 октября за 3449, список же с рапорта, за 3683, передан уже прежде в консисторию. Литовской духовной консистории, от 15 января за 149, о взятых настоятелем Тороканского монастыря игуменом Фавстом 300 руб. из штатной суммы сего монастыря и удержанных им же за проданное олово 49 руб. На протоколе её, от 8 января, которым, по случаю взятых настоятелем Тороканского монастыря игуменом Фавстом из штатной суммы сего монастыря 300 рублей и удержанных им же за проданное олово 49 рублей, полагает: за обращением нужной части настоятельского жалованья игумена Фавста на его содержание, всё остальное жалованье оставлять в монастырской казне до пополнения помянутого долга, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Консистория упустила из виду, что по делу сему игумен Фавст должен почитаться не как обыкновенный должник, но как нарушивший доверие по службе обращением на свою пользу казённых денег без ведома и дозволения начальства. Посему, впредь до окончания сего дела, разрешаю консистории производить игумену Фавсту только иеромонашеское жалованье на счёт настоятельского жалованья по Тороканскому монастырю, а также вознаграждать от Тороканского монастыря Виленскому Святодухову монастырю за содержание игумена Фавста, по показанию наместника сего монастыря; а затем всё остальное следующее ему, игумену, по Тороканскому монастырю обращать с 1 сентября прошлого 1851 года на возмещение взятых им противозаконно монастырских денег. С сим вместе консистория войдёт в подробное рассмотрение службы прежней игумена Фавста и сделает своё заключение, заслуживает ли он на будущее время управлять монастырём, после допущенных беспорядков при управлении монастырями Шировицким и Тороканским. Литовской духовной консистории, от 16 января за 155, о деньгах 516 руб., не введённых в расход в 1848 году по Виленскому Святотроицкому монастырю во время настоятельства в оном преосвященного Евсевия

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010