4.12. Синайское богоявление Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Моисей, получив такие возвышенные откровения, начинает просить: «итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих» (Исх. 33:13). «[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо» (Исх. 33:18-23). В церковнославянском тексте «... и тогда узриши задняя Моя: лице же Мое не явится тебе» (Исх. 33:23). Этот текст противоречит нашим представлениям о Боге: руки, лицо, сзади, – что это? Как это понимать в приложении к Богу? Буквальное прочтение этого отрывка совершенно для нас невозможно. Но для нас возможно духовное понимание. Где и каким образом может человек встретиться с Богом? В какой скале? Образ камня нам уже встречался и в истории Иакова, и в истории странствия по пустыне. И вот святитель Григорий Нисский, на которого я многократно ссылался, говорит о том, что именно Христос есть то «место», где происходит встреча человека с Богом. Христос есть Тот, через Кого открывается Бог человеку. Евангелие от Иоанна говорит нам о том, что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Современный греческий богослов митрополит Иерофей (Влахос) в духе святоотеческой традиции пишет, что «ветхозаветные откровения Бога являлись откровениями Второго Лица Святой Троицы – бесплотного Бога Слова. Поскольку же явление Слова не происходит независимо от Святого Духа, то бесплотное Слово являл пророкам именно Святой Дух. Через Него открывалось и совершение грядущих таинств» c. 367].

http://sedmitza.ru/lib/text/430946/

Алексий, архиепископ Тверской и Кашинский (Ржаницын Руфин Иванович) (в каталоге митрополита Мануила отсутствует) Родился в семье протоиерея в 1812 году в селе Архангельское Кадниковского уезда Вологодской губернии. Окончил Кадниковское духовное училище, Вологодскую духовную семинарию и в 1834 году поступил в Московскую духовную академию. 12 ноября 1837 года в Московском Чудовом монастыре пострижен в монашество святителем Филаретом (Дроздовым) , который стал восприемником Алексия и оказывал впоследствии особое покровительство своему постриженику. 13 ноября 1837 года рукоположен во иеродиакона, 29 июня 1838 года во иеромонаха. По окончании Московской духовной академии со степенью кандидата богословия 22 августа 1838 года определен инспектором Московской духовной семинарии и преподавателем философии. С 8 февраля 1843 года – ректор Московской духовной семинарии. 14 февраля 1843 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Заиконоспасского монастыря, в котором находилась в те годы семинария. 14 марта 1847 года – ректор Московской духовной академии и профессор богословских наук. 25 августа 1853 года наречен и 20 сентября 1853 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, с управлением Саввино-Сторожевским монастырем. 20 июля 1857 года переведен на Тульскую и Белевскую кафедру. 28 августа 1860 года переведен в учрежденную 1859 году в Симферополе Таврическую епархию. 28 ноября 1867 года перемещен на Рязанскую кафедру с возведением в сан архиепископа. С 9 сентября 1876 года архиепископ Тверской и Кашинский. Скончался от паралича в своем рабочем кабинете. Погребен 13 июня в склепе под соборным храмом в тверском Загородном Трехсвятском монастыре, усыпальнице многих тверских архиереев. Отпевание совершил епископ Ладожский Ермоген (Добронравии). Труды: О лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. – М., 1847. Ветхозаветное учение о таинстве Пресвятой Троицы//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1848, ч. 8. – С. 192–251.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В первых 2 книгах богослов рассуждает о том, почему воплотилось именно Слово, а не Отец или Дух Святой. Согласно И. М., Слово воплотилось, т. к. сам человек был почтен от Бога даром слова и разума. После грехопадения он превратился в неразумное существо (λογος), поэтому и было необходимо воплощения Слова (Логоса), чтобы из неразумного существа вновь сделать разумное. Христос был положен в яслях с животными, и это означало, что Он пришел к тем, кто превратился в неразумных и стал подобен животным. При этом следует учитывать, что Сын также и Премудрость Божия. Продолжая эту идею в 3-й книге, И. М. приходит к следующему выводу: как посредством Слова было все сотворено, так посредством Слова воплощенного все и обновлено. Далее И. М. переходит к вопросу, почему не было возможно спасение через людей или ангелов. Богослов отмечает, что попытки научить праведности осуществлялись через Моисея и пророков, однако запятнанный болезнью греха человек (а греху причастны все люди) не может исцелить других от той же болезни. Ангелы, как слуги Бога, не имеют той полноты силы и власти над болезнью человечества, какой обладает Слово, посредством Которого сотворен человек. В 4-й и 5-й книгах, по словам Фотия, не содержится ничего, кроме повторения предыдущего. В 6-й книге И. М. объявляет, что второе лицо Троицы будет и судией мира при Втором пришествии, потому что именно посредством Него мир был сотворен. 8-я книга посвящена вопросам триадологии. В 9-й книге И. М. делает обобщение предыдущих рассуждений и дает свое видение тайны домостроительства Божия, а также размышляет, почему пришествие Христа так долго откладывалось. И. М. рассматривает домостроительство спасения как постепенный процесс откровения. Изначально замысел Божий открывался в Ветхом Завете постепенно, не во всей полноте, чтобы люди могли воспринять его. Сначала идеи спасения давалась людям в форме упования на внешнее благополучие, но тем самым они приучились к упованию на Божие искупление как таковое. И. М. говорит о распространении даров божественной благодати через поколения, предшествовавшие воплощению, так что ветхозаветные поколения тоже были причастны благодати Христа. И. М. не чужда и идея о проповеди Христа в аду.

http://pravenc.ru/text/578222.html

В Свято-Троицкой семинарии (Джорданвиль) состоялся 60-ый выпуск Москва, 4 июня 2008 г. В воскресенье 1-го июня  в Свято-Троицкой Духовной Семинарии проходила церемония вручения дипломов выпускникам 2008 года, сообщает Богослов.Ru . Его Высокопреосвященство Иларион, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, возглавил выпускной акт, отслужив Божественную Литургию тем же утром и Всенощное бдение в субботу вечером. Выпускники вместе с другими студентами участвовали в богослужениях, прислуживали в алтаре и пели на клиросе. В два часа дня братия монастыря, преподавательский состав семинарии и студенты вместе с прихожанами и гостями собрались в Свято-Троицком соборе, чтобы отслужить благодарственный молебен, который возглавил Его Высокопреосвященство митрополит Иларион. Ему сослужили недавно назначенный исполняющим обязанности ректора архимандрит Лука, инспектор иеромонах Феофилакт, административный помощник семинарии дьякон Алексей Пьявка, и иеродиакон Серафим Балтич, один из выпускников 2008 года. После торжественного шествия от собора монастыря до актового зала семинарии, Его Высокопреосвященство митрополит Иларион освятил икону Ветхозаветной Святой Троицы, которую поместили над главным входом в Семинарию. Эта работа была выполнена одним из выпускников Свято-Троицкой семинарии, иконописцем и чтецом Алексеем Леммером, который, начиная с сентября 2008 года, продолжит своё обучение в Иконописной школе при Московской духовной академии. Архимандрит Лука, поприветствовав духовенство, студентов и гостей, открыл выпускной акт. Его Высокопреосвященство митрополит Иларион поздравил выпускников и поделился своими мыслями о значимости законченного ими духовного образования. Затем с обращением к выпускному классу обратился протоиерей Пимен Саймон, настоятель храма Рождества Христова в Ири, Пенсильвания. Протоиерей Пимен, который присоединился к Русской Православной Церкви Зарубежом вместе со своим старообрядческим приходом (бывших " беспоповцев " ) 25 лет назад, призвал выпускников быть готовыми к тому, что Промысел Божий о них может не всегда совпадать с их собственными ожиданиями, и потому это необходимо принимать с любовью и послушанием. Любовь, как объяснил о. Пимен, является первичной и самой важной добродетелью служителя Христова, без которой все пастырские старания будут бесплодны и даже вредны для души самого священника и его пасомых.

http://pravoslavie.ru/26796.html

Вопрос: Мне интересно почему Бог только чуть больше 2000 лет назад объявил о Себе !Почему сразу в разум и душу человека не вошел более раньше, а известно человечество существует около 4000 лет! Так почему он раньше не явился к людям? И можете подробно рассказать о том, что зверь пытался убить младенца, и ангелы сразились с ним и проиграли и пали с ним! А как получилось что сатана и зверь одно и тоже существо. Сатана был один из ангелов Бога, а зверь древнее существо! Объясните, пожалуйста! Мне 15 лет .Я крещенный! Мне это интересно, потому что я хочу подробно всё знать о христианстве и всё понимать смысл! Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: 1. Уже первый человек, наш прародитель Адам, мог непосредственно общаться  с Богом. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:15-17). Бог неоднократно являлся патриарху и другим ветхозаветным праведникам на протяжении почти 2 тысяч лет. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт.12: 1-2). Две тысячи лет назад совершилось Боговоплощение. Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы, стал Богочеловеком, родившись от Святого Духа и Пресвятой Богородицы. 2. В Апокалипсисе св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова описываются события, которые будут в последние времена мира: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным(Откр.12:1,5); По толкованию святых отцов, Жена – Церковь Христова. «Церковь непрестанно рождает Христа в лице крещаемых (св.

http://pravoslavie.ru/6297.html

Вход Господень в Иерусалим: иконы и фрески ФОТОГАЛЕРЕЯ Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств. Источником иконографии Входа Господня в Иерусалим является Евангелие, где рассказывается о том, как Христос, сидя на молодом осле, в сопровождении учеников накануне иудейской пасхи въезжает в город, в котором Его предадут на распятие. Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Светлана Липатова. Вход Господень в Иерусалим: Иконография праздника vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Дионисиат, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Дионисиат, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Середина XII в. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Икона из монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. X в. Слоновая кость. Музей византийского искусства, Берлин vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Современная фреска работы Мамациоса Георгиоса vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. XV в vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент барельефа саркофага Юния Басса. 359 г. Ватикан vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Фреска работы Феофана Критского. Метеора, церковь св. Николая vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Византия. XIII в. Монастырь св. Екатерины, Синай vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Современная греческая икона vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Церковь Святой Троицы, Бутте, США

http://pravoslavie.ru/52772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ [Др. названия: Африканские независимые церкви, афрохрист. течения, местные африкан. церкви, «черные» церкви], общее название церквей и сект, к-рые объединяют, как правило, людей только черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиц. африкан. верования. Значительная часть этих сект и церквей имеет ярко выраженные нац. черты и не выходит за рамки этноса, внутри к-рого они зародились. Первая секта, принадлежащая А. х. т., была основана бывш. методистским проповедником Ниемией Тиле в 1884 г. в Капской колонии (территория совр. ЮАР) и получила название Национальная церковь тембе (по названию народа). Наиболее активный период развития А. х. т. пришелся на 1-ю пол. ХХ в. Кимбангизм , крупнейшая из сект и церквей этой группы, входит во Всемирный Совет Церквей. К А. х. т. относятся неск. тыс. догматически разнородных церквей и сект, объединенных идеей «черного христианства», противопоставляемого пришедшему вместе с колониализмом «белому христианству». Они провозглашают богоизбранность черной расы и обвиняют белых в искажении христианства. Все пророки и Иисус Христос объявляются чернокожими; дьявол же и бесы, наоборот, нередко рисуются белокожими. Догматика имеет ярко выраженные пневматологические тенденции, т. е. Св. Дух нередко почитается выше др. лиц Св. Троицы. В основном эти секты и церкви являются производными от различных направлений протестантизма. Желание протестантов европеизировать свою паству при отсутствии жесткой церковной дисциплины породило многочисленные расколы в этих течениях. Условно А. х. т. можно разделить на 5 основных групп: адаптированно-христ., мессианские, языческо-христ., ветхозаветные и эфиоп. («черные» церкви), причем нек-рые можно отнести к неск. группам сразу. Адаптированно-христ. секты представлены в основном ответвлениями различных протестант. конфессий и католицизма, так или иначе приспособленных к местным условиям: Легион Марии (Вост.

http://pravenc.ru/text/77134.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сотериология (Учение о Боге - Спасителе и Искупителе) БОГОНОСНЫЙ термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВОЛЯ сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы

http://pravenc.ru/rubrics/122432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Христология (Учение о Лице Богочеловека и двух естествах) (см. также " Священное Писание. Евангельская история. Жизнь Господа Иисуса Христа " ) БОГОНОСНЫЙ термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122434.html

На следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя 20 января. В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был “светлою утреннею звездою”, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-sobo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010