Разделы портала «Азбука веры» Почему на иконах рисуют Бога Отца, если Бога не видел никто никогда? Бог Сын воплотился и принял видимый образ, Его люди видели, Его понятно, почему изображают на иконах. Бог Дух Святой явился в образе голубя. Но почему иконописцы рисуют Бога Отца? Имеет ли вообще человек право на это? Хотелось бы разобраться. 4 Ответа Здравствуйте! Изображение только Бога-Отца запрещено Собором в 1666 году, осудившем эту практику старообрядцев. Можно изображать только Троицу Новозаветную, так как в этом случае Лица Троицы написаны в смысле отношения друг ко другу. То есть не личностное изображение, а символическое. Помощи Божией! Вы ошибаетесь. Образы “Троицы Новозаветной” как раз и построены вокруг образа Бога Отца, Собор 1667 года их запретил. Но допустима “Троица Ветхозаветная” по образу преподобного Андрея Рублева, что отмечено Собором 1551 года. Вообще, символические образы ограничены отцами Трульского собора (82е правило). Вы употребили слово “ошибаетесь”. Тогда ошибаюсь не я, а Церковь, Которая до сих пор допускает подобные изображения. Практика — всегда вещь гибкая. В отличие от “законнических” религий, христианство ставит прямые однозначные, запреты только там, где они точно доказаны Богословием. Если брать непосредственно вопрос о Боге-Отце, то и слово Отец запрещено к употреблению Самим же Христом: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23:9). Однако обращение к родному отцу и отцу духовному продолжается, как и название святых подвижников — отцами Церкви. Что касается иконы Новозаветной Троицы, то ее в аспекте взаимодействия Лиц Троицы считают практически допустимой. Мало того, в храмах греческих (афонских) открыто применяют в росписи. Таким образом Поместный Собор 1666–67 годов запретил использования конкретного отдельного иконописного изображения Бога Отца (как и Духа в виде голубя). Этот Собор — поместный. Для повсеместного Церковного запрещения нужен именно Вселенский Собор. Что касается 6 Вселенского Собора — практические правила нарушаются. Причем даже те, которые приводят к отлучению.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-na-ikona...

Скачать epub pdf День рождения Церкви Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами. Событие сошествия Святого Духа Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов”. Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории. Пятидесятница – т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничать в Иерусалим. Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и ...изолью от Духа Моего на всякую плоть …Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.36:26–27 ; Иоил.2:28 ; Ис.12:3, 44:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Что такое филиокве? Учение Римо-католической Церкви об исхождении Св.Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. 1 июня, 2005 Учение Римо-католической Церкви об исхождении Св.Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. Что такое филиокве? Это учение Римо-католической Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. Филиокве В качестве богословского мнения учение о filioque возникло задолго до разделения Церквей. Оно исходит из своеобразного толкования ряда евангельских отрывков, в которых можно усмотреть указания на такое исхождение. Например, в Евангелии от Иоанна (15:26) Спаситель говорит: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины. Который от Отца исходит», и в Его словах усматривается прямое доказательство исхождения от Него Св.Духа, Которого Иисус обещает послать от Себя. Очень часто используются стих из Ин.20:22, когда Иисус «сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго» и слова ап. Павла в Послании к Галатам «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4:6), а также ряд других отрывков. Следует учитывать, что евангельское представление о Третьем Лице Св. Троицы не отличается такой же полнотой и определенностью как ветхозаветное учение о Боге-Отце и новозаветное учение о Боге-Сыне. Почти все, известное нам о Третьем Лице Св.Троицы, содержится в прощальной беседе Господа с учениками на Тайной Вечери в изложении Евангелия от Иоанна. Парадоксальным образом мы больше знаем о благодатном участии Св.Духа в жизни мира, чем о его Троическом бытии. Принципиальная ограниченность земных представлений в описании троических отношений, о которой писал св. Григорий Богослов: «Объясни … мне нерожденность Отца, тогда и я отважусь естествословить о рождении Сына и об исхождении Духа» более всего коснулась образа исхождения Св.Духа. Достаточно рано односторонние воззрения на Второе Лицо Св.Троицы проявились в савеллианской и македонианской ересях.

http://pravmir.ru/uchenie-rimo-katoliche...

Глава десятая «Сын человеческий, изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» ( Иез. 34:2 ). «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей, говорит Господь» ( Иер. 23:1 ). В словах Господа, записанных Евангелистом Иоанном в главе десятой, заключается установление на вечно общины Христовой взамен древней ветхозаветной общины, которой пастыри оказались недостойными своего призвания. Но независимо от того, что пастыри ветхозаветной церкви оказались недостойными, пришло время, Господом Богом назначенное для устроения на земле царства Божия, в коем Царь и Пастырь есть Сам Господь. Он же Господь, Сын человеческий есть Дверь в сие царство Божие, ибо никто не может перейти из мира материальных интересов к миру горнему духовному,– к миру высоких нравственных стремлений, к пренебрежению земных радостей и к светлым радостям духа, – иначе, как чрез ту Дверь, которая находится на рубеже двух миров, ибо Слову Божию, второй Ипостаси Святыя Троицы, угодно было спуститься до земли и человека и восприять плоть человека, дабы встретить человека с милосердием Сына человеческого, – когда он волею своею пойдет к воплотившемуся Богу, – и ввести его в мир духовный, в мир абсолютной правды и добра и чистой любви и в радостную жизнь вечную. Таково значение Пастыря и Двери в нашей жизни, уже сложившейся под христианским влиянием, хотя конечно далеко еще не совершенной. Но перенесемся мыслию в церковь ветхозаветную, в церковь, которая в особенности в последние четыре века, до Рождества Христова 1012 превратилась в общину, пасомую – как выражались и прежде пророки – пастырями для себя, при чем пастыри эти губили и разгоняли овец паствы Господней. Вместо духа Господня пастыри эти ввели дух казуистики, мелочной обрядности, и понизили уровень чувства и мышления души человеческой, или – говоря словами Самого Господа – «взяли ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали» 1013 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Скачать epub pdf Новозаветная Пятидесятница – день, когда уверовавшим во Христа был дарован Дух Святой, Который, как мы можем прочитать в Книге Деяний Апостольских, сошел на апостолов в виде огненных языков. Священник Михаил Желтов комментирует читателям «ТД» богословские и богослужебные особенности празднования Троицы и Духова дня в преддверии этих праздничных дней. Многие богословские идеи и события христианской эпохи явились осуществлением ветхозаветных прообразов и предзнаменований. Ветхий Завет был необходим, чтобы подготовить в человечестве почву для принятия Нового Завета и христианского благовестия. Поэтому совпадение названия церковного праздника Пятидесятницы с ветхозаветным неслучайно: христианская Пятидесятница явилась осуществлением прообраза, который был дан в Ветхом Завете. В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая стала праздником победы Христа над узами смерти и освобождения уверовавших в Него из рабства греху. Аналогично произошло и с Пятидесятницей, которая из праздника отдельного народа превратилась в торжество для всего человечества. Ветхозаветная Пятидесятнца – воспоминание о даровании Закона народу Израиля. Новозаветная – день, в который через дарование человечеству Святого Духа совершилось дело спасения всего человеческого рода. Ветхозаветную Пятидесятницу праздновали на 50-й день, то есть спустя семь недель после Пасхи (можно отметить, что семинедельные циклы имели особое значение в ветхозаветном календаре). Христианская Пятидесятница тоже отмечается на 50-й день после дня Воскресения Христова. Важно понимать, что Пятидесятница – ключевое событие в истории человечества, увенчавшее дело спасительного домостроительства Божия. Отправляясь на Свои Крестные страдания, Господь Иисус Христос сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин 16. 7 ). Таким образом, именно в сошествии Святого Духа на апостолов состояло исполнение земного служения Христа. С момента Пятидесятницы начинается качественно иная эпоха существования человечества, когда люди, уверовавшие во Христа, образуют церковное сообщество, мистическое тело Церкви, в котором живет Святой Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_24638.html 10 января 2006 Рождественское послание Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Источник:  http://www.minds.by Минские духовные школы Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума " Тропарь Рождеству Христову Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской Православной Церкви! Сердца наши вновь ликуют в переживании непостижимого чуда Рождества Христова. Каждый год в течение столетий христиане в разных странах и народах вновь и вновь изумляются откровению Пресвятой Троицы, которое совершилось в Святой земле более двух тысяч лет тому назад. В отличие от секретов человеческих, тайны Божественные становятся тем больше и многозначительнее, тем удивительнее и важнее для нас, чем глубже мы в них всматриваемся и вдумываемся. И по мере того, как Промысл Божий раскрывает явленную в Рождестве Христовом премудрость, мы должны всё более ясно осознавать нашу христианскую ответственность перед миром, который еще не познал Рождественской радости, либо позабыл ее, либо так и не сумел увидеть ее истинный смысл. " Христос раждается прежде падший воскресити образ " , – напоминает в эти дни Святая Церковь в своем Рождественском песнопении (тропарь предпразднству, глас 4). И слова эти относятся не только к ветхозаветному человечеству, но к каждому из нас, ныне живущих. Ведь суета житейская и соблазны мира сего способны помрачить образ любого человека; и мы бываем склоны к падению и нередко падаем под тяжестью дней и событий. Поэтому ежегодное Рождественское торжество становится призывом ко всем вспомнить о своем достоинстве человека, созданного как венец творения Господня, как отражение образа и подобия Пресвятой Троицы. В День Рождения Господа Иисуса Христа Новорожденный Сам напоминает о том, что Он " пришел взыскать и спасти погибшее " (Мф. 18: 11), то есть протянуть каждому из нас руку помощи, извлечь из бездны нашего падения и ввести нас вместе с Собой в Дом Небесного Отца.

http://religare.ru/2_24638_1_21.html

Глава XIV. Последование святого елея §1. Елеосвящение есть таинство В этом последовании св. елея содержится седьмое таинство – елеосвящения, и елей называется святым потому, что освящается церковным благословением. Симеон Солунский (в гл. 40) говорит: «св. елей предан нам, как священное таинство и образ Божественной милости, подаваемый во избавление и освящение от греха приемлющим его; посему это таинство подает разрешение от грехов, восстановляет от болезней и совершает освящения. Все это предал нам Иисус Христос Бог наш, – и чрез Него – божественные Его ученики и апостолы». §2. Совершается семью священниками Таинство елеосвящения совершается семью священниками. Симеон Солунский (в гл. 283) пишет: «брат Господа не определяет числа пресвитеров при совершении сего таинства ( Иак.5:14 ), но обычаем предано призывать седмь, я думаю, в соответствие седмеричному числу даров Духа, исчисляемых у Исаии; или в соответствие тех седьми ветхозаветных священников, которые, по повелению Божию, седмь раз ходили с трубами вокруг стен Иерихона и разрушили стены его; или чтобы (по подражанию пророку над детищем жены сонамитянки) иереи, седмь раз помолившись о мертвой душе, возбудили ее, как отрока – Елисей, который седмь раз нагибался над ним и седмь раз молился; или, чтобы как Илия, который седмь раз помолившись, снова отверз небо, которое заключил за грехи, и низвел дождь, – и им разрешить засуху греха, отверзть подобно Петру небо, подавши ключ благодати и, как дождь, низвести от Бога милость отпущения. Таков, по моему мнению, смысл седмеричного числа (священников). – А некоторые, по недостатку семерых, призывают всего трех; – и это не предосудительно: потому что ради силы Троицы, а потом – и в воспоминание свидетельства и проповедания Троицы, бывшего некогда чрез Илию, когда он воскресил умершего сына сарептской жены, трижды помолившись и трижды простершись над ним. Некоторые же собирают и более седьми (священников) для выражения большей веры и усердия. Впрочем, нет надобности много исследывать о числе священников, так как оно не определено у апостола. А впрочем, хотя и не написано, тем не менее необходимо соблюдать древнее предание, и должны быть седмь, как требует древний обычай, а в случае нужды, и менее трех, но все должно быть произносимо, что предано произносить». – Посему если известного числа священников для совершения сего таинства не определяется: то в крайней нужде и один священник, совершающий его, совершает силою всей церкви, которой он есть служитель, и которой лице в себе представляет: ибо вся власть церкви содержится во едином священнике. §3. В церкви или в дому

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крещение Господне 19.01.2009 431 Время на чтение 5 минут Как и к празднику Рождества, Церковь заранее начинает готовить верующих к празднику Крещения Господня. И тем радостнее само торжество. Что же произошло при Крещении Господа? Самое главное — это явление Пресвятой Троицы. Именно поэтому праздник также называется Богоявлением. Как и к празднику Рождества, Церковь заранее начинает готовить верующих к празднику Крещения Господня. И тем радостнее само торжество. Подготовка к празднику и Сочельник Четыре дня перед Крещением целиком посвящены приготовлению к этому празднику. В церковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание на преемственность Рождества Христова и Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день — 6 января (по старому стилю). Оканчивая предпразднование Крещения, Церковь особенно подчеркивает связь этого события не только с Рождеством, но и с Воскресением Господним: «Со Мною кто в Крещении, тот и славы Воскресения со Мной насладится», — обещает Христос словами богослужения. Неоднократно говорится о том, что Христос — свет, просвещающий бывших во тьме. Этим свидетельствуется, что Крещение Господне есть начало явления Божественного света в мире. Об этом говорят и древние названия праздника: Просвещение, праздник Светов. Об этом говорят и церковные песнопения, например: «Явился еси днесь (сегодня) вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас (открылся в нас)…» В день перед самым Крещением — Крещенский Сочельник — богослужение во всем подобно Рождественскому Сочельнику. Кроме прочего, сходно в этих службах обилие ветхозаветных отрывков — здесь их даже не 8, как под Рождество, а 13. Кроме того, о Рождественском Сочельнике напоминает и предписание строгого поста в этот день — это первый постный день после праздника Рождества Христова, так во все время Святок Церковь ради великой радости не только не предписывает, но и отменяет все посты. Начало Евангелия — Иордан Что же произошло при Крещении Господа? Самое главное — это явление Пресвятой Троицы. Именно поэтому праздник также называется Богоявлением. Бог Отец свидетельствует с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Бог Сын принимает крещение по Своей человеческой природе; Дух Святой в виде голубя нисходит на Него. Этим утверждается вера в Божественную Троицу и вера в Божество Иисуса Христа. «Богоявления время, Христос явися нам во Иордане реке», — поют в храме.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

К кому обращена молитва «Царю Небесный» и «Отче наш»? и на иконе Святой Троицы, кто изображен посередине? 27.01.2016 07:23:49 Протоиерей Александр Абрамов - Поздравляю с прошедшими праздниками. Мы с вами постепенно привыкаем, что год от года жизнь становится все сложнее. Хочется пожелать, чтобы эта сложность не оказалась для нас избыточно тяжкой.  Еще желаю всем радости, мира, способности делать свое дело в послушании Богу и  готовности никогда его не бросать. Как обычно, я  сегодня буду отвечать на ваши вопросы. Начну разговор с  Евангелия, которое  читалось  в  день Святого Богоявления. Святой евангелист Матфей говорит: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3, 13-17). Кратко повествование евангелиста, рассказывающее нам  о Богоявлении - а насколько оно многопланово! Три слова описывают содержание этого праздника. Тремя словами называли этот день в  разные исторические периоды: Крещением,  Богоявлением и еще  Просвещением. Просвещением кого? Спаситель был безгрешен и не имел нужды  креститься. Об этом говорит и Предтеча, последний Ветхозаветный пророк: «Я ли Тебя крещу. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Тогда кто просвещается? Иоанн? Но он был человеком, чей взор был светел и без того. Он увидел Христа не как пророка и учителя, а как кого-то большего и величайшего. Как того перед кем  сам Иоанн, великий пророк, не имел  права разрешить обуви своей. Тогда к кому относится просвещение? К миру. К народу Божию. Ко всем тем, что чтит этот праздник. И чтит не только по тому, что в этот день освящается вода.

http://radonezh.ru/text/k-komu-obraschen...

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Ознобишине. Карта и ближайшие объекты Село Ознобишино, находящееся примерно в 8 километрах от центра г. Подольска, имеет довольно древнюю историю. Судя по археологическим данным, поселение в этом месте могло существовать уже в начале XIII века. Наиболее ранние из имеющихся письменных свидетельств относятся к первой половине XVII века. Так в 1629 г. в селе уже была деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая. В 1676 г. царь Федор Алексеевич разрешил купить село Ознобишино своему приближенному боярину Богдану Хитрово; и уже в 1677 году им была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с каменной колокольней. Иконы для нее, по заказу Хитрово, написали иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков с Никитой Павловцом - икону " Троица Ветхозаветная " (1677), а " жалованный иконописец " Федор Зубов, выходец из Великого Устюга, - икону " Никола Мирликийский " . В настоящее время иконы находятся в музее " Коломенское " . Эта деревянная церковь действовала до 1937 г., когда ее разобрали на бревна, часть которых растащили, а часть сожгли. Сохранившаяся же доныне каменная церковь была построена рядом с деревянной в середине 60-х годов XIX века " тщанием " местного священника Алексия Беляева. К постройке готовились долго и всем миром - копили деньги, запасались белым камнем и кирпичом. Благочинный Подольского уезда священник Симеон Середенский сообщал в Консисторию о " готовности прихожан жертвовать по одному рублю серебром с души в продолжение постройки до совершенного ее окончания " . В феврале 1863 г. о. Алексий с причтом и старостой направляют к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) прошение о дозволении начать строительные работы. Соответственная грамота была митрополитом Филаретом подписана 17 июля и 11 августа закладка каменной церкви была осуществлена. Автором проекта является архитектор Николай Финисов. В 1908-1911 гг. к храму был пристроен притвор с высокой колокольней, по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского. Большое участие в строительстве принял местный купец Лапшин.

http://sobory.ru/article/?object=05119

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010