При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). О православной трапезе на всякий день года Как проводить праздничные и воскресные дни Церковные праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники, в свою очередь, разделяются на три разряда. К первому принадлежит высочайший праздник христианства - Пасха. Оканчивая светлое торжество Пасхи Светлой седмицей, Церковь продолжает праздновать его, хотя с меньшей торжественностью, еще 32 дня - до Вознесения Господня. Великие двунадесятые праздники установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются Господними, другие - Богородичными. Эти праздники, по течению церковного года, следующие: 1) Рождество Пресвятой Богородицы; 2) Воздвижение Креста Господня; 3) Введение в храм Пресвятой Богородицы; 4) Рождество Христово; 5) Крещение Господне (Богоявление); 6) Сретение Господне; 7) Благовещение Пресвятой Богородицы; 8) Вход Господень в Иерусалим; 9) Вознесение Господне; 10) День святой Троицы (Пятидесятница); 11) Преображение Господне; 12) Успение Пресвятой Богородицы. К великим недвунадесятым праздникам относятся дни Покрова Богородицы, Обрезания Господня, рождество Иоанна Предтечи, день Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи. Средние и малые церковные праздники посвящены памяти святых, икон Божией Матери, событиям церковной истории. Кроме праздников общих, торжественно отправляемых всей Православной Церковью, имеются местные и храмовые праздники, совершаемые с особой торжественностью в некоторых местах и храмах. Это дни, ознаменованные явлениями особого Промысла Божия, дни освящения храмов, дни Господа, Пресвятой Богородицы и святых, которым посвящены храмы. День воскресный заменил ветхозаветное празднование субботы. Первый день седмицы, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, Церковь посвящает воспоминанию славного воскресения. В постановлениях апостольских заповедуется: " Шесть дней делать, а в неделю, то есть в день воскресный, упраздняться в церковь, поучения ради " . Воскресный день, еженедельно со времени воскресения Христова празднуемый Церковью, есть высокий христианский праздник. Игнатий Богоносец называл день воскресный царем и владыкою всех дней. Соборные правила гласят, что если кто, не имея настоятельной нужды или препятствий, в продолжение трех седмиц не посетит в воскресные дни церковное собрание или ради мнимого подвижничества постится в воскресный день, тот да будет удален от сообщения с Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 62. Семик и зелёные святки Троицко-березовые обряды и отношение к ним Церкви. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы поговорим об обычае на праздник Пятидесятницы украшать храмы и дома верующих деревьями, травой и цветами. Почему именно сегодня вы поймете из дальнейшего моего рассказа. Но сперва вопрос: Откуда берет начало этот обычай? Говорят, что возможно, на него повлиял пример Церкви Ветхозаветной приносить в храм на Пятидесятницу начатки урожая ( Лев.23:10-22 ; Числ.28:26 ). Еще на него могла иметь влияние мысль о явлении Бога в виде трех странников Аврааму у дуба Мамврийского. Последнего рода предположение часто служит основанием для объяснения соблюдающегося у нас обычая украшать храм Божий березками и травой, во изображение той Мамврийской дубравы, где некогда Аврааму благоволил явиться Триединый Бог. Но у меня в связи с этим возникают следующие вопросы: 1) если это воспоминания плодоприношений, тогда причем тут трава и цветы, а 2) если это изображение мамврийской рощи, то почему для этого используются не дубы, а именно березки? Открываем настольную книгу для священнослужителей и читаем в ней, что украшение молодыми деревцами берез установлено не церков­ными правилами, а народным обычаем… Понятно… Смотрим, что это за народный обычай и в чем он состоял! Оказывается, в народной (в смысле языческой) русской традиции время от Вознесения до праздника Троицы, называлась зелёными святками, а главным его днем считался «Семик». Помните, что этим словом в грамотах русских патриархов обозначался четверг седьмой седмицы после Пасхи, возможно из-за того, что после Пасхи это был 7 по счету четверг … Как бы то ни было, но у народа об этом дне были свои представления. Так Семиком наш народ называл седьмой день тех самых зеленых святок, олицетворяя его с молодым и веселым парнем, кстати, большим приятелем Масленицы. А вся эта «святочная» неделя именовалась еще русальной, ввиду того, что дескать после Вознесения, русалки, выходили из воды и бродили среди людей. Но для нас самым интересным является обычай совершения в эти дни «выноса троицкой берёзки» и обряд «кумления».

http://azbyka.ru/video/62-semik-i-zeljon...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Спасение (от греч. «σωτηρα» — избавление, сохранение, целение, спасение, благо, счастье) — 1) Промыслительное действие Всесвятой Троицы , направленное на соединение человека и Бога, избавление его от власти диавола, греха, тленности, смертности, приобщение к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном ( Пс.23:5 ); 2) деятельность Сына Божьего , воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, Искупления его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смертности; создавшего Церковь , непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава ( Лк.2:11 ); 3) деятельность человека, осуществляемая при содействии Отца и Сына и Святого Духа, направленная на уподобление Богу и духовное единение с Ним, приобщение к вечной блаженной жизни ( Тит.3:5-7 ); 4) действия святых, направленные на оказание той или иной помощи грешникам. Ветхозаветный прообраз: спасение праведного Ноя при Всемирном потопе ( Быт.7:1-9:17 ) Спасение есть исцеление от греха и его последствий. Своими силами человек не мог избавиться от греха, для спасения нужен был Новый Родоначальник человечества, Который должен быть человеком, но и совершенно безгрешным Существом. А таковым Существом является только Сам Бог . Поэтому Сам Творец берет на Себя миссию спасения людей. « Мы стали побуждением к Его воплощению; для нашего спасения показал Он столько человеколюбия, что принял человеческое тело и явился в нем » (св. Афанасий Великий ). Воплощение Слова Божия – основание спасения человечества. Через  Воплощение Бог возжелал самого павшего показать победителем, ибо Он делается человеком, чтобы посредством подобного восстановить подобное (св. Иоанн Дамаскин ). Иисус Христос спасает человечество Своим учением, жизнью, смертью и Воскресением. В искупительном подвиге все эти четыре этапа присутствуют в нераздельном единстве. Если Воплощение Слова – основание спасения, то условием спасения является участие свободной человеческой воли, ибо Бог не желает спасать людей насильно. Добровольная вера и подвижническая жизнь христианина в непрестанном сотрудничестве с Богом позволяет ему стать причастником Божественной благодати , освятить свое естество соединением со Всесвятым Богом, победить грех, обрести вечную жизнь в Боге. Насколько категорично изложил Бог условия спасения?

http://azbyka.ru/spasenie

Св. Ириней лионский Гораздо более данных, чем творения св. Иустина, представляют для учения о таинствах пять книг Св. Иринея против ересей и сохранившиеся отрывки из других его сочинений. «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания» содержат в себе, вместе с подробным изложением и опровержением учения гностических сект, и положительное раскрытие почти всех пунктов христианского вероучения. Положительная часть сочинения, неодинаково во всех своих частях обстоятельная, направлена, также как и полемическая, против опровергаемых св. отцом гностических воззрений. Это обстоятельство, помимо всех других причин, имело, однакож, неблагоприятное влияние на обстоятельность раскрытия в этом творении учения о таинствах. Постоянно имея в виду основные пункты гностического учения, превратные понятия гностиков о Боге в самом себе и мире, как творении Божием, далее – об общем отношении Бога к миру в промышлении и о частном – в искуплении и о будущей судьбе мира и человека, св. Ириней и в положительной части своего творения сосредоточивал свое внимание главным образом на раскрытии учения о Триедином Боге, Творце и Промыслителе, о ветхозаветном домостроительстве спасения человека, о Лице Искупителя и деле искупления, Им совершенном, о будущем суде и воскресении наших тел. Раскрытием же остальных пунктов догматического учения, – касающихся усвоения человеку и человеком спасения Христова, в Церкви, при помощи дарованных ей благодатных средств, – хотя и занимался он в различных частях своего творения, и даже посвятил этому предмету значительную часть последней пятой своей книги, но все это было для него только средством раскрыть и утвердить учение о третьем Лице св. Троицы, Духе св., вместе с учением о Сыне Божием, как бы двух, по его словам, руках Отца, которыми совершено и совершается все, что касается человека, его создания и воссоздания. С этой точки зрения он изобразил и Церковь , как носительницу Духа Божия и всех его даров, хранительницу истинного предания и раздаятельницу всякого рода освящения, не занимаясь подробным изображением способов, посредством которых совершается в ней освящение человека Духом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

свящ. Николай Дубинин Приложение 2. «Свидетелю Иеговы» для размышления «Ангел, являясь посланцем Всевышнего, говорит от Его имени, а иногда даже называется именем Того, Кто его послал. [Пятикнижие и Гафтарот: Шмот, стр. 40. Пятикнижие Моисеево: перевод и комментарии, стр. 862 (стр. Шмот, стр. 277)]». Эпиграф взят из классического иудейского комментария Торы, из которого можно увидеть, что даже иудеи признают наличие в Писании Некоего Ангела, который носит имя ЯХВЕ. Вдумайтесь – уникальное, единственное личное имя Бога носит Его творение! Этого просто не может быть. Однако Писание говорит, что может. Наверное, для «Свидетелей Иеговы» труднее всего будет предположить, что Иисус Христос и есть воплощение Иеговы, что кроме Отца, именем ЯХВЕ обладает и Сын. Для них легче было поверить, что Он – архангел Михаил, но то, что Иисус есть ветхозаветный Яхве, равносильно безумию – об этом не говорил ни один руководитель секты и не написано ни в одной брошюре. Однако посмотрим, что об этом говорит слово Божие. В первую очередь, немаловажно помнить, что в Ветхом Завете действует особый Ангел Господень («Мелеакс Иегова» – древнеевр.), который радикально отличается от других Ангелов и, по сути, Ангелом не является. Об этом «Ангеле» сказаны удивительные слова: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» ( Исх.23:20 ). Обратите внимание, что Ангел может «не простить греха», а прощать и не прощать грехи людей – это прерогатива только Бога! Ангел субъективно наделен Божественной властью. Кроме этого, сказано, что священное имя Иеговы в этом таинственном Ангеле! А именем может называться только тот, кто соответствует ему. То есть Этот Ангел – Бог ! И еще у Исаии в 63-й главе читаем: «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их» ( Ис.63:9 ). Кто же этот Ангел Лица Господня, о котором Господь говорит, что имя Его в нем? Христианское богословие повествует, что это еще неявленное миру второе Лицо Троицы – Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Скачать epub pdf Глава 39. Христианство и национальный вопрос Христианский взгляд на национальные отношения основывается на заповеди любви и определяется повелением Иисуса Христа апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:15 ; Лк. 24:47 ). Ученикам Христовым, апостолам, в день Пятидесятницы «огненными языками» было дано подтверждение этого повеления Господа проповедовать всем народам Евангелие Царствия Божия. В кондаке праздника Пятидесятницы говорится: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва...» «Нисшедшая сила Божественного Духа божественно совокупила в одно согласие разделенный в древности язык людей... вразумляя верных познанием Троицы» (1-й канон на Пятидесятницу, песнь 3). Пятидесятница утвердила равенство всех народов в деле Спасения, на языках всех народов земли должно возвещаться благовестие Божией любви и мира: «Языками инородными обновил еси, Христе, Твоя ученики, да теми Тя проповедят бессмертного Слова и Бога, подающего душам нашим велию милость» (стихира на «Господи, воззвах»). Христианское учение о национальных отношениях находит стройное выражение у апостола Павла. Человечество представляется ему в виде единого дерева, корень которого – Христос, а народы – ветви. Значит ли это, что в Новом Завете какой-либо народ вместо ветхозаветного Израиля должен стать избранным народом Божиим? – Нет, все народы равны во Христе. Если корень свят, то и ветви... не превозносись пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя... ты держишься верою: не гордись, но бойся ( Рим. 11:16–20 ). Никакой народ не может считать себя выше или лучше других, ибо Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех ( Деян. 10:34–36 ), Который Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени ( Откр. 5:9 ). Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Ноябрь Антоний (Храповицкий), еп. Библейское учение об Ипостасном Слове Божием//Богословский вестник 1904. Т. 3. 11. С. 387–394 (2-я пагин.) —387— Все христиане знают, что под Словом в первой главе четвёртого Евангелия разумеется Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, но немногие из них могут восстановить связь этого наименования с ветхозаветными прообразами и пророчествами, с коими связаны все вообще эпитеты, уподобления и образы Апостола Иоанна, как в Евангелии, так и в Посланиях его, так и в Откровении. Эта связь, остаётся неизвестной не только для обычных читателей св. Библии, но и для большинства учёных толкователей, как немецких, так и русских, обыкновенно заимствующих у них, а между тем только через восстановление помянутой связи возможно уяснить истинный смысл евангельского понятия о Слове, и о таком восстановлении её мы и постараемся в этой статейке. Протестантские богословы, а за ними и русские, изучая Библию отдельными отрывками, настолько потеряли возможность восстановлять её внутреннее единство, что гораздо охотнее отыскивают последнее между св. Евангелием и языческой философией, в данном случае – Платоновой. Попытки связать пасхальное зачало Евангелия с учением этого философа о Логосе или Разуме, или даже вывести первое из последнего, создали за границей уже целую, довольно нелепую литературу, которая нашла своё отражение в докторской диссертации кн. Трубецкого: „Учение о Логосе“, где автор, или – точнее – переведённые им с немецкого авторы, стараются установить такую точку зрения, будто учение Платона о Логосе отразилось весьма сильно на иудейской апокрифической литературе, а эта послед- —388— няя – на Евангелии; зависимость же этой литературы и Иоаннова Пролога от псалмопевцев и Соломона, живших задолго до Платона, г. Трубецкой вовсе не отмечает, или, точнее выражаясь, не знает о ней. В 1902 году в „Миссионерском Обозрении“ появилась критическая статья Старобельского, который между прочим доказывал, что в иудейской литературе, как библейской, так и апокрифической, под словом – Мемра никогда не разумелось Платоновское понятие, обозначающее Разум, ибо иудейский термин обозначает только слово, глагол и ничего более, разум же или познание определяется словом яда: точно так же и евангельский Логос обозначает вопреки многим богословам только слово, глагол, а вовсе не разум.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Слово на св. Пятидесятницу. О благодати Святого Духа, как средстве дивного изменения нашей души 100 «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог , творяй чудеса...» Вот слова великого прокимна, которые мы услышим сейчас за Троицкой вечерней. Мы этот великий прокимен слышали, возлюбленные о Христе братия и сестры, за вечерней в первый день св. Пасхи. Тогда его словами св. Церковь ублажала Господа, как совершителя великого чуда воскресения Своего, а вместе с тем, и нашего тела. А на праздник Святой Троицы в этом песнопении прославляется Божественное чудо воскресения нашей души. Это воскресение совершилось Духом Святым, Его благодатию в душах Апостолов в день св. Пятидесятницы. В чем же это чудо состояло? На заданный вопрос мы находим ответ в следующих словах священнослужителя, которые произносятся во время пения этого прокимна: «Сия есть измена десницы Вышняго» ( Пс. 76:11 ). Слеловательно, происшедшее силою Святого Духа в день Пятидесятницы чудо воскресения души состояло в ее изменении, о котором еще ветхозаветный пророк сказал: «И дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно» ( Иез. 11:19 ). Это изменение имел в виду Ап. Павел, когда сказал: «Аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5:17 ). Но ярче всяких слов о сем дивном изменении души свидетельствует та перемена, которая произошла с Апостолами при сошествии на них Святого Духа. Его благодатию они из греховных сделались святыми; из объятых страхом от иудеев, они сделались мужественными всенародными их обличителями; из неведущих Писание превратились в бесподобных богословов, обогатившись всею высотою и глубиною божественного ведения и премудрости; из печальных они сделались радостными, восприявши в сердца свои нескончаемое блаженство небесного Царства Христова. Наконец, тою же благодатию Святого Духа они получили такую веру, которая своими великими чудесными знамениями сломила языческий и иудейский мир и сделалась основою для новой христианской жизни на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Сорокатый В. М. Праздничный ряд русского иконостаса. Иконографические программы XV–XVI вв В праздничном чине русского иконостаса с XV в. видное место принадлежало иконам на темы Страстен и евангельских событий, совершившихся по Воскресении Христа. Известны датируемые XVI в. иконы Воздвижения креста, а также Троицы Ветхозаветной и некоторые другие из этого же яруса иконостаса, не встречающиеся в соответствующей части иконостасов того же времени в других странах и землях православного мира. Обычно данное явление принято считать следствием имевшей место в XV-XVII вв. перманентной тенденции к разрастанию высокого иконостаса в целом и числа икон в пределах каждого из его ярусов. Но это объяснение не может быть признано удовлетворительным. Оно указывает на неразвитость суждений об истории иконостаса, о хронологии изменений в его составе и об общей перспективе его развития, и не раскрывает значения конкретных сюжетов в иконографических программах как иконостаса, так и его праздничного ряда, отчего сами эти программы представляются чем-то аморфным, лишенным структурной определенности. Но в возникновении, росте или затухании интереса к тем или иным темам в составе иконостаса как раз и обозначаются ступени этого процесса. Данная работа является попыткой первичной систематизации и осмысления материалов для изучения тематического состава и содержания праздничного ряда русских иконостасов XV-XVI вв. Формам убранства византийского алтарного темплона. предшествовавшим русскому высокому иконостасу, посвящена значительная литература 868 . Не претенду я на сколько-нибудь полный обзор содержащегося в ней материала, приведем лишь некоторые примеры, позволяющие судить об основных этапах эволюции сюжетно-иконографического состава праздничного цикла, входившего в это убранство. Праздничный ярус русского иконостаса восходит к наиболее распространенному в древности типу оформления темплона – ряду икон важнейших праздников литургического года. Самое раннее упоминание о двенадцати праздничных сюжетах, помещенных на алтарном эпистилии. содержится в письменном источнике 1081г. 869 К. Уолтер относит к XI в. и само возникновение данного типа убранства алтарной преграды, связывая его с введением именно в этом столетии сцен Евхаристии в программу росписей алтарной апсиды. Ученый указывает, что между двумя видами декорации алтарной зоны храма тогда произошло разделение функций: сцены Евхаристии оказались предназначенными для созерцания духовенством, совершающим литургию, иконы же алтарной преграды, закрыв для молящихся пространство апсиды вместе с самим совершаемым там действом и с живописью на ее стенах, стали представлять литургию в символических образах 870 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Слово произнесенное в Херсонском Екатерининском, что в крепости, соборе, при его обновлении 7-го октября 1863 г. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селния славы Твоея. Псал. 25 , ст. 8 Да, братья, благочестивый Давид крепко любил благолепие храма Господня! Да и как было не любить великолепной красоты дому Божия мужу по сердцу Божию? Как было не любить селения славы Вседержителя этой богоблагодатной душе, исчезавшей в любви к Богу крепкому и живому? Храм для Давида служил отрадой и успокоением от всех его трудов и занятий. Под кровом храма он слагал все, теснившие его узы мирских забот и попечений и выводил пророческий дух свой, как бы на широту, чтобы тем беспрепятственнее прозревать тайны судеб Божиих и услаждаться беседой со своим Владыкой и Господом. Под кровом храма, то изливал он сокровенную скорбь души своей перед Сердцеведцем, то молился Ему о помощи и укреплении против обдержащих его врагов, то смирялся во вретище и плакал о своих согрешениях, то исповедовался Господеви яко благ, яко в веке милость его ( Псал. 105:1 ), и в упоении духовном воспевал Ему песнь хвалы и благодарения, сопровождая все это и всесожжением тучным, и псалтирем десятострунным и гласом радования. Но не тоже ли, братия, для нас, и даже не более ли, новозаветный храм христианский, чем ветхозаветная скиния для Давида? Храм христианский не тем ли паче есть святилище, достойное всей нашей любви, благоговения и поклонения, –святилище, в коем прославляется и благословляется достопоклоняемое имя святейшей Троицы? Не тем ли паче, и для нас верующих, должен служить он отрадным упокоением от всех напастей и треволнений мира суетного, и такой усладой, и утешением, что в храме стояще на небеси стояти мним? Не здесь ли, отрешившись от всех житейских попечений, и мы в мире и безмятежии изливаем наши молитвы и моления перед Господом и взываем к Нему едиными устами и единым сердцем, как дети одной семьи Божией, одного Отца небесного? Не здесь ли, по-преимуществу, являет нам Бог Триединый всю силу любви Своей, исполняя во благих желание сердца нашего, питая и услаждая дух наш словом жизни и спасения, возрождая, обновляя и освящая нас дарами благодати Своей? Но сего не довольно. Христианский храм есть всемирный жертвенник, на котором священнодействуется и возносится во воню благоухания Божия святейшее бескровное приношение, изображающее ту великую жертву, которую Единородный Сын Божий, – этот великий и вечный Архиерей, принес правосудию Божию на крестном, голгофском жертвеннике, но искупление грехов наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010