О роли приходской общины в делах милосердия сказал руководитель сектора по взаимодействию с регионами Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов. «Дела милосердия рождаются из неравнодушия простых прихожан, которые объединяются и начинают помогать тем, кто нуждается в помощи. Только там, где люди объединены вокруг общего дела, вокруг Христа, где есть приходская община, успешно развивается и социальное служение», — отметил отец Игорь. Значение приходской общины в организации благотворительных проектов отметила и исполнительный директор петербургского Центра святителя Василия Великого Юлиана Никитина. Центр святителя Василия Великого учрежден приходом великомученицы Анастасии Узорешительницы в 2004 году и является единственным в России негосударственным открытым социальным центром по реабилитации подростков , совершивших уголовные преступления. За время своей работы петербургский Центр выпустил 368 воспитанников, и лишь 14% из них совершили рецидив. Первый день съезда продолжился работой секции «Паллиативная помощь и сестринский уход». «Паллиативных больных объединяет одно — страдания, не только физические, но и социальные, моральные, эмоциональные. Паллиативная помощь призвана решить лишь физические страдания человека. Поэтому очень важно взаимодействие медицинских учреждений с религиозными и волонтерскими организациями, и только такое взаимодействие может дать поддержку человеку во всех его страданиях», — отметила главный внештатный специалист по паллиативной помощи Министерства здравоохранения России Диана Невзорова. Руководитель Московского многопрофильного центра паллиативной помощи, учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер обратила внимание участников секции на основные проблемы, связанные с оказанием паллиативной помощи. Это отсутствие межведомственного взаимодействия, мультипрофессиональных команд, четкого понимания, кто такой паллиативный больной, закрытость учреждений. «В мульдисциплинарной бригаде в паллиативной помощи должны быть врач, социальный работник, диетолог, медицинская сестра и священник. Покажите мне, пожалуйста, где есть такая бригада в нашей стране. Ну нет ведь ни одной, — сказала Анна Федермессер. — Все медицинские организации переполнены пациентами, которым нечего делать в системе здравоохранения. И что, нам делать дополнительные койки? Если мы будем делать дополнительные койки, мы можем полстраны перепрофилировать в социальные койки. Нет. Нам надо наращивать надомную помощь, в том числе, силами сестричеств, силами приходов, силами местных сообществ. Я не встречала за свою жизнь людей, кроме сотрудников, которые говорят, что они хотели бы умереть в больнице. Люди обычно говорят, что они хотели бы умереть дома, а сотрудники говорят, что они хотели бы умереть в больнице. Знаете, почему? Потому что они знают, что дома они помощи не получат. А без вас не получат точно».

http://patriarchia.ru/db/text/5809522.ht...

Вот мы насупимся и ходим, постимся. Сам Христос говорил, что этого делать не надо, что это время радости. Когда вы чувствуете, что вы живете так, как вам естественно жить, быть самим собой, это и есть правильное ощущение поста. В нашем храме Великомученицы Анастасии Узорешительницы на первой неделе Великого поста мы служим все службы, которые проходят без сокращения. Когда еще, как не в пост, ты можешь себе позволить погрузиться в эти замечательные тексты? И действительно душа пробуждается. Это совершенно иное качество жизни. Это постный образ жизни, и что-то сладостнее этого придумать даже трудно. М.Михайлова: Мы говорили о молитвенном режиме, который более обширным будет в Великий пост, говорили, что все-таки имеет значение то, что мы едим и что не едим. Мне кажется, что для современного человека краеугольный камень поста – это выключить телевизор и перестать трепаться. Наш внутренний мир разрушает прежде всего агрессивная речь, которую мы воспринимаем некритично. Мне кажется, что если уж и говорить о каких-то изменениях в правилах Великого поста, то можно было бы выключить телевизор на семь недель. Как Вы думаете, это имеет смысл? Прот. А.Степанов: Я думаю, что это, конечно, очень хорошо – просто выключиться из этого привычного информационного потока, который нас окружает. Конечно, в этот период бессмысленное сидение перед телевизором и смотрение сериалов – это ненужное занятие. Человек должен достичь внутренней тишины, чтобы вернуться к себе, первым делом, и к Богу. Это очень большое подспорье. М.Михайлова: Другой момент, на который следует обратить внимание в связи с великопостным образом жизни, – это молчание по отношению к своим ближним. Когда мне приходится смотреть, как другие родители общаются со своими детьми, с другими людьми, то я вижу постоянное вторжение в жизнь другого. Мне кажется, что пост – это время, когда уместно и свою жизнь, и жизнь детей отдать в руки Божьи. На короткое время, на семь недель, перестать их тыкать в спину и посмотреть, что будет.

http://pravmir.ru/velikij-post-vremya-li...

Таков был попечительный грузинский помещик, но у него была и другая черта, за которую Вигель называл Аракчеева «разоренным бульдогом», а именно жестокость. Нарушение всех многочисленных приказов в грузинской вотчине влекло самое строгое наказание: у каждого крестьянина в кармане должна была находиться особая «винная книжка», также велись и особые журналы наказаний. Если Аракчеев «с нижними чинами поступал совершенно по-собачьи», то еще меньше он стеснялся со своими личными рабами. «Я имел случай узнать всю его (Аракчеева) коварность и злость, – пишет сослуживец графа Мартос, – превышающую понятие всякого человека, образ домашней жизни, беспрестанное сечение дворовых людей и мужиков, у коих по окончании всякой экзекуции сам всегда осматривает спины». Для наказания своих «добрых крестьян», которых Аракчеев любит «как детей» (о чем свидетельствует он в 1812 г. в письме к новгородскому губернатору Сумарокову), в Грузинской вотчине существовала сложная система. Так, на женщин надевались рогатки и в таком виде заставляли их в праздник молиться в соборе. В графском арсенале всегда стояли в то же время и кадки с рассолом, в которых мокли орудия сечения. За первую вину граф сек своих дворовых на конюшне, за вторую отправлял в Преображенский полк, где виновных наказывали особо толстыми палками – аракчеевскими; по третьей вине экзекуция совершалась при помощи специалистов-палачей из Преображенского полка уже в грузинском дворце, перед кабинетом или в той библиотеке, в которой наряду с порнографическими произведениями было так много книг благочестивого и сентиментального свойства. Так как граф имел обыкновение лично осматривать – должным ли образом наказаны виновные, то, во избежание повторения экзекуции, наказанные нередко кровью животных покрывали рубцы на исполосованной спине. В усадьбе была и своя домашняя подземная тюрьма, изысканно именуемая «Эдикул», где неделями и месяцами сидели нарушившие хозяйственные «приказы» грузинского вотчинника. Не уступала в своих зверских инстинктах Аракчееву его домоправительница и любовница Анастасия Минкина – эта «великомученица» (по отзыву арх. Фотия), убитая крепостными. Она, как и ее возлюбленный, вырывала кусками мясо, и особенно у тех дворовых девушек, до которых был так падок ее сластолюбивый повелитель, упивавшийся чтением книг о ласках любовников. Любитель «благочестия», как и подобало, после зверского истязания любил прочитать «презренному преступнику» назидательное нравоучение. Иногда для большей изысканности или благочестия наказуемые поролись при пении хором красивых девушек: «Со святыми упокой, Господи». Вот что из себя представляла грузинская вотчина графа Аракчеева, достойная, по мнению Александра, особенного уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Через семнадцать дней мы добрались до места нашего заточения – Севлиево (городок между Плевной и Тырново на севере Болгарии), в праздник великомученицы Марины. К поезду прибыл начальник охраны лагеря, пересчитал пленных и начал составлять списки по каким-то странным категориям. Он выяснял место рождения, фамилию и имя каждого, и делил всех на болгар, турок и эллинов. Во время этого выяснения личности произошел горячий спор между ним и пресвитером Христосом из деревни Анастасья. Спросив имя иерея, он произнес с насмешкой: “Очень красивое болгарское имя”. Иерея возмутила такая наглость и национализм, и он спросил: “Неужто Христос мог быть болгарином? И потому-то и имя мое болгарское?” Эти слова подействовали на начальника охраны как красная тряпка на быка и то, что последовало, было похоже на извержение вулкана. Лицо болгарина налилось кровью, он начал топать ногами. Злобно злословить всё греческое, махал руками перед лицом иерея, боясь все же ударить. После взрыва эмоций, позвал охранников и приказал оставить нас во дворе под палящим полуденным солнцем, стоять два часа без права сесть и даже попить. Голодные, жаждущие, измученные долгой дорогой многие старцы и больные начали падать без чувств, и только благодаря жалости одного надзирателя, который оказался греком из Дидимотихо, мы были избавлены от дальнейших мучений. Он разрешил нам отойти на три метра назад, в тень, и это придало нам терпения. Вот так начался наш двухгодичный плен, который трудно описать, чтоб передать весь ужас пережитого там. В лагере “Предпочти плену смерть от острого меча” – подобное можно сказать и нам после всего пережитого в болгаро-германском лагере для пленных. Корка хлеба на весь день и компот из абрикосов, труд весь день до изнеможения, а ночью борьба с комарами, тараканами, холодом и сыростью. Постелью для большинства из нас был тонкий коврик на земле, и нас выручили те одеяла, которые нам выдали в самом начале. В бараке, в котором нельзя было выпрямиться во весь рост, нас было по 25 человек. Свечей нам не давали, и зимой помещение не топилось. Иногда давали керосиновую лампу, которая больше коптила, чем светила.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ко святым о избавлении воинов [воина], в пленении сущих [сущем] Молитва утверждена на заседании Священного Синода 29 декабря 2022 года (журнал 131) Преблаженнии и богоноснии избранницы Христовы: многосветлая звездо, Крестителю и Предтече Спасов Иоанне; святителю предивный и милостивый, великий чудотворче Николае; святый великомучениче и скорый плененных свободителю, Победоносче Георгие; великая в женах Анастасие Узорешительнице и вси святии! Молим вас мы, недостойнии: укрепите воинов [воина] [имярек], в пленении сущих [сущаго], от уз вражиих их [его] избавите, всякаго злаго обстояния свободите и на спасения стези направите, да, в домы своя возвратившеся, прославят [дом свой возвратився, прославит] Истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа и ваше милостивое предстательство во веки веков. Аминь. Святителю Николаю Чудотворцу Аудио: О, добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае ! Услыши нас грешных (имена) , молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, не оставите нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-o-v...

Кстати сказать, в беседе с Патриархом я ему покаялся, что, сидя в тюрьме, не раз мысленно осудил его за сдачу позиций большевикам. Патриарх благодушно прощал меня и говорил о том, что его свобода хуже тюрьмы, и сам вспоминал свое сидение, как лучшее время. На другой день я еще раз сослужил Патриарху в церкви великомученицы Анастасии, что у Бутырской Заставы. Затем был арестован и отправлен в Соловки. Больше я Патриарха не видел. Патриарх умер. Его замучила, сожгла на медленном огне своей сатанинской ненависти большевицкая власть. В Соловецком кладбищенском храме, оставленном для местных монахов, вольнонаемных работников при лагере заключенных, духовенство служило панихиду по Патриархе. Все мы чувствовали тогда, что наступает новый тяжкий период жизни Церкви. Лица заключенных наших архиереев были не так грустны, как суровы и строги. Все мы сознавали, что опасность надвигалась: а какая? в чём? – никто не знал. Счастливый период борьбы с врагом, когда перевес был на нашей стороне, во всяком случае, кончился. Это понимал каждый. Говорят, агент власти, заправляющий церковными делами 4 , по поводу смерти Патриарха был в неописуемом восторге. Примчавшись к телу только что усопшего, он потирал руки и, с трудом сдерживая радость, говорил: «Хороший был старик… Надо похоронить поторжественней…» После похорон он призвал к себе в ГПУ двух митрополитов и вручил им так называемое «предсмертное завещание» – послание Патриарха со всякими его обещаниями в пользу власти. Митрополитам предложено было свезти текст в редакцию газеты для напечатания, что они и сделали. Но никто из духовных лиц, окружавших Патриарха, не был свидетелем того, чтобы Патриарх подписывал эту бумагу, хотя проект «завещания», предложенный властью, долго лежал на столе у Патриарха и был взят оттуда агентом власти уже после его смерти. Недолго управлял Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Пётр . Он твердо знал, что никакие уступки с его стороны не подкупят власти. Власть всё берет и ничего не дает, как говорил это и Патриарх. Поэтому всякие предложения агента власти митр. Пётр прямо отвергал и запросто выпроваживал его из своих покоев. Митрополит Пётр, например, говорил агенту так: «Вы всё лжете. Ничего не дадите, а только обещаете. А теперь потрудитесь оставить комнату: у нас будет заседание».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Анастасию, диакону Печерскому, в Ближних пещерах, глас 4 Плотское, яко безплотный Ангел, возненавидевши препитание,/духовную во иноческом чину возлюбил еси пищу,/и в нем Боговидцу на Синаи Моисею/добрым жития твоего подвигом уподобляяйся,/многими на горе Божией Печерской возвысился еси добродетельми,/идеже в молении к Вышннему непрестанно пребывал еси,/ныне же со отцы преподобными Печерскими,/аки бисер многоценен, мощми нетленными/в пещере твоими пресветло сияеши,/а душею со Ангелы пред Престолом Божиим,/святый преподобномучениче Анастасие, предстоиши,/о нас всегда моляся ко Господу//спастися душам нашим. Перевод: Плотское, как бесплотный ангел, возненавидев пропитание, духовную в иноческом чине возлюбил ты пищу, и в нем Боговидцу Моисею подвигом жизни твоей уподобляясь, многими на горе Божией Печерской возвысился ты добродетелями, где в молитве ко Всевышнему непрестанно пребывал ты, сейчас же с отцами преподобными Печерскими, как драгоценный камень, мощами нетленными в пещере преярко сияешь, а душой с ангелами перед Престолом Божиим, святой преподобномученик Анастасий, предстоишь, всегда молясь ко Господу о спасении душ наших. Андрею Критскому , глас 4 Постнически преподвизався на горе,/умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне./Паки же ко страдальчеству/мужески облеклся еси,/убив Копронима мечем веры;/и обоих ради венчался еси от Бога,//преподобномучениче Андрее , приснопамятне. Перевод: Сначала в посте подвизаясь на горе, полчища невидимых врагов уничтожил ты оружием Креста, всеблаженный; а затем и к страданию мужественно вооружился, поразив гонителя мечом веры, и за оба эти подвига увенчан был от Бога, преподобномученик Андрей вечно памятный. Афанасию Брестскому, глас 2 Блажен еси, отче наш Афанасие,/яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/со умилением присно поя неседальное Пречистей,/заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/пострадав за свидетельство истины даже до смерти./Мы же чтуще святыню твою,/со дерзновением взываем ти:/отче наш, преподобномучениче Афанасие,//похвало и украшение наше.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

II. Остановимся на некоторых обстоятельствах страдания св. великомученицы Анастасии. а) Когда пришли воины взять Анастасию, София, ее воспитательница, сказала им, что девица будет наряжаться, а сама между тем пошла с нею в храм, и после долгих наставлений стала молиться. Что это? Солгала София? Нет, она этим только дала знать о других нарядах, необходимых будущей мученице, она имела в виду украшение не тела, а души – не вещественное, а духовное – укрепление души ее наставлением, молитвою, терпением, преданностью Богу, упованием на Него и любовью к Нему. – Знают ли, помнят ли об этих украшениях, о нужде их нынешние христианские девицы? Посмотришь: как тщательно ныне девицы заботятся об украшениях внешних! Сколько бывает из-за этого тревог, беспокойств, напрасных огорчений, даже слез! Многие родители чуть не последние свои средства употребляют на это, – в более необходимом отказывают семейству, чтобы роскошно одеть свою дочь-девицу. Но, в сущности, какие это пустые, напрасные заботы! К чему они? Какая польза от них? Кто из серьезных людей – не говорим о легкомысленных людях – прельщался нарядами женскими? Кто по нарядам судил когда о душевных качествах украшающихся? Христианским девам нужно помнить о другом украшении, которое внушает апостол всем женщинам христианским: да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3, 3–4). Слышите, что говорит апостол: велит заботиться о преисполнении сердца любовью, сострадательностью, чистотою и другими качествами, свойственными женскому полу, словом – должно блюсти над сердцем своим, возделывать ниву сердца своего, туда углубляться, туда проникать. И счастлива девица, наблюдающая над своим сердцем, развивающая это сердце более для чистой и святой любви. С таким любящим и чистым сердцем она и в простом одеянии превзойдет всех богато и роскошно одетых подруг своих, одетых красиво совне, но бедных, быть может, одеянием в душе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Издательско-информационная деятельность и электронные СМИ. При Синодальном отделе учреждается редакция газеты «Мир всем» (в ближайшее время газета сменит свое название) и пастырско-методического сборника — журнала Синодального отдела «Вестник тюремного служения». Оба регулярных издания предназначаются для заключенных, сотрудников УИС и тюремных священнослужителей. Планируется также сотрудничество с другими профильными изданиями, имеющими прямое отношение к тюремному служению. Сектор электронных СМИ предполагает развитие интернет-вещания и интернет-конференций. Сайт Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению открыт под названием www.anastasia-uz.ru . Это наименование сайта связано с именем святой великомученицы Анастасии Узорешительницы — небесной покровительницы Синодального отдела по тюремному служению. Межрелигиозное тюремное служение Сегодня в местах лишения (ограничения) свободы участвуют в духовно-нравственном воспитании заключенных священнослужители традиционных для России религий. Среди них присутствуют духовные представители ислама, иудаизма и буддизма, которые также, хотя и в меньшинстве, представлены в местах принудительного содержания. Полагаю, что в рядах тюремных капелланов, духовно окормляющих заключенных под стражу, должны трудиться только те представители религиозных организаций, члены которых по той или иной причине оказались за тюремной оградой. Поэтому там, где более 10 процентов от численности заключенных составят верующие любой из традиционных религий, в штате должен быть священнослужитель этой религиозной организации. Религиозные же меньшинства получат возможность при содействии штатного духовенства окормляться своими духовными наставниками, которые смогут посещать верующих в заключении. В то же время необходимо сразу же оговориться, что места принудительного содержания лиц, имеющих проблемы с законом, не должны становиться полем для прозелитизма — целенаправленного и сознательного перетягивания верующих одного вероисповедания в другое. Прозелитизм и православное миссионерство не имеют ничего общего между собой.

http://patriarchia.ru/db/text/1314910.ht...

Даринька заставила себя войти в «детскую», помолиться. Затеплила угасшие лампадки, прочла зачинательные молитвы,— и не могла молиться: что-то мешало ей. Спрашивала с мольбой, растерянно,— «Господи, что со мной..?»— но мысли бежали от молитвы. Взглянула истомлённо на зачатую по бархату работу-вышиванье— на неоконченный василёк синелью, плат на ковчежец с главкой великомученицы Анастасии-Узорешительницы, подумала— не сесть ли за работу?— и не могла. Томило её укором: какая стала!» (5,117). После новых встреч с гусаром Даринька— во власти пожелания : «Даринька не молилась в эту ночь. Не раздеваясь, она пролежала до рассвета, в оцепенении, в видениях сна и яви, сладких и истомляющих» (5,149). Искушение достигло кульминации: «Вагаев обнял её и привлёк к себе. Она, словно не слышала,— не отстранилась, почувствовала его губы и замерла. Что он шептал ей— не помнила. Помнила только жаркие губы, поцелуи. Светились редкие фонари в метели, пылали щёки, горели губы. У переулка она сошла, долго не выпускала его руку, слышала— «завтра, завтра», и повторяла— «завтра»...» (5,209). Даринька вошла в состояние прелести , того состояния, когда в самообольщении человек мнит себя достигающим высокого духовного состояния, по истине же— совершает падение. «Даринька вообразила себя, как бы «духовно повенчанной». Ну да, с Димой. Тут сказалась восторженная её натура, её душевное исступление. Подобно ей, юные христианки радостно шли на муки, обручались Небесному Жениху. Тут духовный её восторг мешался с врождённой страстностью. И вот, искушающая прелесть , как бы подменилась чудом . В метельной мгле, как она говорила,— «без темноты и света, будто не на земле, а в чём-то пустом и никаком , где хлестало невидным снегом», как бы уже в потустороннем, ей казалось, что она с Димой— Дария и Хрисанф, супруги-девственники, презревшие «вся мира сего сласти», и Бог посылает им венец нетленный— «погребстися под снежной пеленою», как мученики-супруги были погребены «камением и перстью». Восторженная её голова видела в этом «венчании» давно предназначенное ей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010