Учителем святой Анастасии в юности был благочестивый и образованный христианин Хрисогон. После смерти жены отец выдал святую Анастасию за язычника Помплия, но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. Содержание статьи Святая Великомученица Анастасия Узорешительница: житие Святая великомученица Анастасия, родом римлянка, пострадала за Христа в гонение при Диоклитиане. Отец ее был язычником, мать — тайной христианкой. Учителем святой Анастасии в юности был благочестивый и образованный христианин Хрисогон. После смерти жены отец выдал святую Анастасию за язычника Помплия, но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. Переодевшись нищенкой, в сопровождении только одной служанки она посещала темницы: кормила, лечила, а часто и выкупала узников, страдавших за веру во Христа. Когда служанка рассказала обо всем Помплию, он подверг жену истязаниям и запер ее дома. Тогда святая Анастасия стала тайно переписываться с Хрисогоном, который призывал святую вооружиться терпением, прилепиться всей мыслью ко Кресту Христову, приготовляя себя к служению Господу, и предсказал скорую гибель Помплия в море. Через некоторое время, отправляясь с посольством в Персию, Помплий действительно утонул. После смерти мужа святая Анастасия стала щедро раздавать свое имущество нищим и страждущим. Диоклитиану донесли, что христиане, которыми наполнены темницы Рима, стойко переносят мучения. Тогда он приказал в одну ночь умертвить всех их, а Хрисогона прислать к нему в Аквилею. Святая Анастасия издали следовала за своим учителем. Император лично допрашивал Хрисогона, но не сумев склонить его к отречению, велел отрубить ему голову и бросить в море. Тело и усеченная глава святого мученика были вынесены волнами на берег. Их по Божественному откровению нашел некий пресвитер Зоил и, положив в ковчег, скрыл у себя дома. Тогда святой Хрисогон явился Зоилу и открыл ему, что близится мученичество Агапии, Хионии и Ирины — юных христианок, живших неподалеку, и повелел направить к ним святую Анастасию. Самому Зоилу Хрисогон предсказал скорую мирную кончину. Также в видении Хрисогон указал святой Анастасии путь к Зоилу. Придя к пресвитеру, она помолилась у мощей святого Хрисогона, а затем духовно укрепила трех дев перед пытками. Когда мученицы предали души Господу, она сама похоронила их.

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

И опять перебил барин: — Знаю! — Все здесь говорит сердцу…— сказала она и осветила глазами. — Вас благодарить надо. Поклонился Илья стыдливо: были ее слова великой ему наградой. Сказал барин: — Да, спасибо, Илья. Оправдал ты мое доверие. И повел барыню. Стоял Илья как во сне, затих-затаился. Смотрел на то место, где стояла она, вся светлая. Увидал на полу полевую гвоздичку, которую она держала в руке, и поднял радостно. И весь день ходил как во сне, не здешний: о ней думал, о госпоже своей светлой. Весь этот будто праздничный день не находил себе места. Выходил на крылечко, смотрел вдоль аллеи парка, Зашел Каплюга: — Ты чего, Илья, нонче такой веселый? Похвалили твою работу? — Да, — сказал Илья, — похвалили. — Вольную должны дать тебе за такой подвиг…— сказал Каплюга. Не слыхал Илья: думал о госпоже светлой. А вечером пришел на скотный двор камердинер и потребовал к барину: — Велел барин в покои, без докладу. В сладком трепете шел Илья: боялся и радовался ее увидеть. Но барин сидел один, перекладывал на столе карты. Сказал барин: — Вот что, Илья. Желает барыня икону своего ангела, великомученицы Анастасии. Уж постарайся. — Постараюсь! — сказал Илья, счастливый. Пошел не к себе, а бродил до глубокой ночи у тихих прудов, смотрел на падающие звезды и думал об Анастасии. Крадучись подходил к барскому дому, смотрел на черные окна. Окликнул его Дема-караульщик: — Чего, марькизь, ходишь? Ай украсть чего хочешь? Не было обидно Илье. Взял он за плечи горбатого Дему, потряс братски и посмеялся, вспомнил: — Дема ты, Дема — не все у тебя дома, на спине хорома! Постучал колотушкой, отдал и поцеловал Дему в беззубый рот. — Не сердись, Дема-братик! И пошел парком, не зная, что с собой делать. Опять к прудам вышел, спугнул лебедей у каменного причала: спали они, завернув шеи. Поглядел, как размахнулись они в ночную воду. Ходил и ходил по росе, отыскивал в опаленном сердце желанный облик великомученицы Анастасии. И нашел к утру. XII Неделю горела душа Ильи, когда писал он образ великомученицы Анастасии. Не уставно писал, а дал ей белую лилию в ручку, как у святой Цецилии в Миланском соборе.

http://azbyka.ru/fiction/solnce-zhivyx/1...

В этих занятиях часто приходилось ей выходить из дому, и не скрылось это от ее мужа. Он узнал, что Анастасия посещает узников, и еще больше разгневался на нее, тем более что и прежде он был раздражен на святую за ее отказ вести с ним супружескую жизнь, и много ей за то досаждал. А о делах Анастасии он узнал от сопровождавшей ее рабыни, эта вероломная женщина рассказала ему все. Жестоко избив Анастасию, беззаконный муж ее заключил святую в отдельную комнату, приставив к ней стражу, так что она не могла выйти из комнаты. И скорбела духом святая об узниках за Христа, что не посещает их, не служит им, не снабжает их всем нужным. Особенно же болело сердце Анастасии по учителю ее святом Хрисогоне, что не видит она его. Уже два года святой Хрисогон претерпевал много различных мук, пребывая в темнице. Находясь на свободе, Анастасия часто приходила к нему. Теперь же, пребывая в заключении и под бдительным надзором, она не могла навещать своего учителя. Особенно стал притеснять Анастасию ее муж, когда умер отец сей благочестивой жены, Претекстат, все значительное имение Претекстата перешло по наследству к Анастасии, как к единственной дочери, ибо у него не было больше ни детей, ни родственников. И тогда Помплий, воспользовавшись смертью своего тестя, из ненависти к Анастасии за ее несогласие к его плотским желаниям, замыслил уморить ее, чтобы наследовать все ее имение и жить с другой женою на чужие деньги. Обращаясь со святою, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Это известно из письма ее, тайно написанного ею Хрисогону и посланного через одну старицу. Вот это письмо: «Святому исповеднику Христову Хрисогону от Анастасии. Мой отец был идолопоклонник; но мать моя Фавста жила всегда чистою и благочестивою христианскою жизнью. И она сделала меня христианкою с самых младенческих пелен. После ее кончины, я приняла на себя тяжкое иго супружества с язычником. Но, по милосердию ко мне Бога, я успешно уклонялась от ложа его, притворяясь больною, и теперь во дни и в ночи объемлю стопы Господа моего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Грубый и необузданный в гневе Африкан, узнав, что дочь присоединилась к презираемой им секте христиан и отказала такому завидному жениху, сильно разгневался на нее и стал ее избивать. Иулиания же говорила отцу: “Христа чту, Христа люблю, и мук за Него не страшусь”. Тогда Африкан отдал свою дочь на суд самому Елевсию. Очарованный красотой своей бывшей невесты, Елевсий сначала ласково уговаривал ее отказаться от Христа и выйти за него замуж. Потом, видя ее твердость, начал угрожать ей разными пытками. Но ни обещания мирских благ, ни страх смерти не могли заставить Иулианию отречься от Христа. Ее подвергли жестокому бичеванию, после чего ее бросили в темницу. Здесь Иулианию ожидало новое испытание: дьявол явился ей в виде светлого ангела и стал убеждать ее проявить благоразумие и сделать малый компромисс. Догадавшись по речам, что с нею говорит враг рода человеческого, Иуалиания помолилась Богу, и дьявол со стыдом исчез. Видя твердость Христовой мученицы и чудеса, совершающиеся при ее пытках, многие жители Никомидии уверовали во Христа. Всех их обезглавили. После этого казнили и святую Иулианию, которой исполнилось тогда 18 лет. Это случилось в 304-ом году. Мученица Иулиания почитается покровительницей целомудрия и девства. Частицы ее мощей хранятся во многих храмах. Кондак: Девства добротами преочищенна девице, и мучения венцы, Иулиание, ныне венчавшися, даеши сущим в нуждах и недузех исцеление, и спасение приступающим к раце твоей: божественную бо благодать Христос источает, и жизнь вечную. Великомученица Анастасия Узорешительница 4 января (22 дек. по церк.кал.) Святая Анастасия была дочерью знатного и богатого римлянина-язычника. Отличаясь умом и красотой, она получила блестящее воспитание. Мать ее, будучи христианкой, воспитала ее в христианском духе, и Анастасия с юности возлюбила Христа. Рано узнала она горести жизни. Ее мать и любимый учитель, старец Хрисоген, попали в темницу, как христиане. С ними томились и многие другие христиане. Посещая их, Анастасия прониклась чувством глубокого сожаления ко всем бедным, обиженным и скорбящим и старалась помочь им.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Когда братия расходились, греки оставили отца Макария и много говорили с ним, отстаивая свои права. 5-го греческий монах Иосиф явился к отцу духовнику для принятия надзора за лесом и спросил отца Иеронима: «Вы назначаете мне послушание смотреть за лесом?» Отец духовник ответил: «Не мы, а братство, как выражаются ваши возмутители общественного порядка». На это Иосиф сказал: «Если так, то я не пойду». Духовник говорит ему: «Нужно идти, потому что об этом вчера говорено было в общем собрании. При сем говорю тебе для сведения, что Евгений, Анастасий и Елевферий за возмущение братства потерпят непременно от святого великомученика Пантелеймона изгнание». Так как при этом был и эконом Серафим, то он тотчас постарался передать это трем поименованным лицам. На другой день, 6-го числа, Евгений, Анастасий и Елевферий заявили перед герондой: «Пусть нам даст на бумаге духовник свидетельство, чем мы возмутили киновию». При этом старались уверить игумена в неправильности действий русских и добавили, что это свидетельство они потребуют через суд. 7-го числа к русским был приглашен иеромонах Савва. Когда отец Иероним говорил ему, что хотя волнения произошли от его неопытности, но все-таки он может, если хочет, возвратить общество на прежний путь, то отец Савва заявил, что ему русские обязаны за отвращение заговора в июне 1873 года, и старался уверить всех в своем расположении к русским. Дальнейшие действия симпракторов клонились вследствие овладевшего ими племенного пристрастия к совершенному устранению русских от монастырского правления. Получив отказ в письменном утверждении присвоенных ими себе прав, «самоуправные представители» по совету архиерея Дионисия потребовали, чтобы монастырская печать, хранившаяся до тех пор у отца игумена или его ближайшего помощника – отца Илариона, хранилась у них в ящике, один ключ от которого чтобы находился у прежних лиц, другой – у них, а третий – у отца Иеронима, хотя злоупотребления печатью до сих пор не было. Симпракторы, однако, не остановились на отобрании печати – они потребовали еще монастырские документы и хрисовулы (царские грамоты) у заведовавшего архивом русского монаха Азария, который приводил их в порядок и составлял для них каталог. Когда предложение русских – дескать, безопаснее хранить требуемые документы в новом, недавно выстроенном здании греческой и русской библиотек, чем в ризнице, куда часто ходят монахи со свечой, – не было принято во внимание, то они уступили грекам, но под условием, что документы будут храниться в несгораемом ящике, запертом двумя ключами, из которых один будет находиться у греков, а другой – у русских. Но это условие не было исполнено симпракторами, они не дали даже расписки русским в получении от них документов. Передача документов совершилась 25 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Архиепископ Элистинский Зосима принял участие в открытии мечети 23 октября 2007 г. 19:04 19 октября архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима посетил исправительно-трудовую колонию в пригороде Элисты и принял участие в открытии мечети. Это третье религиозное сооружение на территории данной колонии. С 2003 года здесь действует православный храм в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы, в 2006 году открыт буддийский хурул, и вот теперь достроена мечеть. На церемонии открытия присутствовали почетные гости: помощник главы Республики Калмыкия Эрдни Каруев, заместитель министра культуры республики Юрий Амнинов, представители Объединения буддистов Калмыкии, руководители мусульманских общин республики. По мнению архиепископа Зосима, присутствие храмов трех традиционных религий России на территории колонии дает возможность каждому осужденному следовать своей религиозной традиции. «Наша задача, задача священнослужителей и всего общества сделать все, чтобы, находясь в колонии, бывший преступник переоценил свое прошлое и вернулся на свободу для полноценной созидательной жизни. Здесь на юге России рядом живут и православные, и буддисты, и мусульмане, поэтому логичным и правильным является то, что руководители исправительно-трудовой колонии вместе с представителями религиозных организаций и заключенными возвели православный храм, хурул и мечеть. Это свидетельство того, что мы можем и должны мирно жить рядом с друг другом, стремясь, каждый в меру своих сил, содействовать нравственному возрождению нашего Отечества», — сказал владыка Зосима. Он поздравил мусульман с этим важным для них событием и вместе с другими гостями осмотрел помещение мечети. После этого архиепископ Зосима вместе с другими почетными гостями посетил православный храм в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы. Настоятелем храма является протоиерей Анатолий Скляров. Храм в этом году отремонтировали, вокруг храма посадили небольшой сад и построили беседку. Владыка поблагодарил отца Анатолия и прихожан храма за образцовый порядок и чистоту. Также владыка пообещал, что за счет епархии для храма будут приобретены новый купол и иконы. Сайт Элистинской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/312506.htm...

Тогда Ульпиан приказал отвести святую Анастасию на три дня к знакомым ей женщинам, бывшим когда-то ее соседками и подругами, чтобы они уговорили ее вернуться к отеческим богам. Чего только ни делали те лукавые и нечестивые женщины! Каких советов, каких ласковых и приятных для женщин слов не нашептывали они Анастасии, напоминая ей о красоте и сладости мира! Но святая была как глухая, которая не слышит, и как немая, не отверзающая уст своих. В те три дня она не приняла ни пищи, ни пития в уста свои, но непрестанно в сердце своем взывала к Жениху своему Христу. Через три дня верховный жрец Ульпиан, видя, что святая Анастасия была тверда в исповедании веры, как столп непоколебимый и гора неподвижная, осудил ее на муки. Но сперва этот окаянный человек, уязвленный ее красотою, желал осквернить чистую голубицу Христову своею нечистотою. Однако, когда сей нечестивец хотел прикоснуться к ней, он вдруг ослеп, страшная боль сжала ему голову, и, как безумный, он вопил и взывал к своим богам, прося помощи. Он приказал нести себя в идольский храм, надеясь получить помощь от тех, кому служил, но, вместо помощи, получил большой вред, и вместо жизни – смерть, ибо он изверг свою злобную душу и переселился к своим богам – в ад. Слух об этом чуде распространился среди многих, а святая мученица Анастасия осталась свободною. Выйдя оттуда, она отправилась к вышеупомянутой духовной сестре своей Феодотии, все еще пребывавшей в доме градоначальника Левкадия, и рассказала ей подробно обо всем, что она претерпела, и о том чуде, которое через нее совершил Бог, показав над ней милость Свою. Вскоре после того возвратился и Левкадий из Вифинии. Он опять принялся за старое и по-прежнему старался то ласками, то угрозами склонить Феодотью к двум беззакониям – поклониться его нечестивым богам и вступить с ним в постыдный и ненавистный для нее брак. Наконец, истощив все свои усилия и видя, что ни в чем успеть не может по причине пребывания здесь Анастасии, жестокий воспылал еще большим гневом: он сковал и предал Анастасию суду, а Феодотью с ее детьми послал связанной в Вифинию к анфипату Никитою 8651 , рассказав ему в письме все касающееся Феодотии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– «К тебе, волнующейся среди бурь и смущений житейских, – отвечал на это Хрисогон Анастасии, – скоро придёт ходивший по водам Христос и одним словом Своим утишит воздымающиеся вокруг тебя волны скорбей мирских... Поэтому, стоящая как-бы среди волн морских, с терпением ожидай Христа, Который непременно придёт к тебе. Сама же ты, между тем, взывай к Нему вместе с пророком: «что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду ещё славить Его, Спасителя и Бога моего» ... ( Пс.41:6 ). Ожидай от Бога благодеяний вдвойне, так как Он возвратит тебе и временное наследство и приготовит для тебя также и вечное. Ради того Господь и страдания допускает, чтобы продолжать посредством их благодетельствовать людям. Ты же не смущайся тем, что не избавляются от скорбей благочестивые: не отступает Бог от них, но только испытывает их... и благословен от Бога тот человек, который среди скорбей и испытаний не перестаёт уповать на Него. Бодрствуй, мужайся и остерегайся всякого греха, – и утешения своего ищи в одном Боге, свято исполняя повеления Его»... И ещё писал Хрисогон, отзываясь на новые скорбные излияния Анастасии: «Свету всегда предшествует тьма, и возвращению здоровья – болезнь, а после смерти обещана жизнь. Окончание предстоит как скорбям, так и радостям земным, чтобы и среди скорбей не отчаиваться, и среди радостей – не возноситься. Одно море, по которому, подобно ладьям, проносятся существования человеческие, и один кормчий управляет каждой из них; иная – крепка, и несокрушимо переносит волнения и бури; другая же непорочна и даже при тишине угрожает потоплением, так как близко время погибели для тех, которые не тверды в помышлении и стремлении к спасительному пристанищу... Ко кресту Христову обратись и привяжись всей твоей мыслью, о непорочная служительница Христа! Приготовь себя к делу Господню, которому если по своему желанию послужишь, то торжественным мученическим путём придёшь ко Христу» ... Не замедлили осуществиться все эти, как-бы вещие, слова учителя своей ученице...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

III. Господи! Молитвами великомученицы Анастасии помоги нам преуспевать во всем, что нужно для спасения нашего, а особенно в молитве и в хвалении Тебя. (Составлено по указанным источникам). Поучение 2-е. Св. мученица Анастасия Римлянка (О нашей неблагодарности к Богу) I. B жизни ныне ублажаемой Анастасии Римлянки есть достойная великого внимания и благоговения нашего черта: когда подвергли ее жестокому бичеванию, она, сказано, прославляла Бога словами псалмов: ни слова ропота, ни слова колебания и сомнения, или малодушия, хотя мучения ее были столь жестоки, что даже простой народ, привыкший к таким зрелищам, стал укорять правителя. Чем же объясняется такой дивный, равноангельский поступок св. мученицы Анастасии? Ее глубокою благодарностью к Богу за то неизмеримо великое и не передаваемое никаким словом блаженство, которое Господь уготовал после смерти всем любящим Его, словом, – за свое спасение, путь к которому неизбежно должен быть узок и скорбен. Как мало подобных христиан в наше время! II. Это побуждает нас, братия, побеседовать с вами о нашей неблагодарности к Богу, несмотря на все Его бесчисленные к нам благодеяния, которые мы испытываем, начиная с первой минуты своего рождения, и которые мы очень часто забываем и весьма мало, к великой скорби, ценим. а)  Кто думает ныне о том, братия, чтобы благодарить Бога, сознавая полную зависимость от Него? Взгляните на зрелище, являемое нам миром в этом отношении! В каждом состоянии вы заметите людей, презирающих то, что Бог им дарует, и возносящих свои взгляды на людей выше себя, требуя постоянно у Бога того, в чем Он им отказал. Будет ли , например, работник , которому Бог ниспосылает его насущный хлеб, здоровье, силу, привязанности, радости, могущие его удовлетворить, будет ли он ценить свое благополучие ? Нет, его взгляды обращены вверх, он завидует тому, кому Бог дал более высокое положение, и единственно желаемые им блага находятся для него на той высоте, которой он не достигает. А этот, более наделенный человек , составляющий предмет его зависти, думаете ли вы , что он считает себя счастливым и удовлетворенным? Чувствует ли в своем сердце всю полноту благодарности при мысли о том, чем он обладает? Нет; он в свою очередь с завистью смотрит на стоящих еще выше, смотрит выше, т. е. в область изобилия и роскоши, там его счастье, и, с его точки зрения, только находящиеся выше его суть счастливцы земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

К вам, сестры милосердия, давшие обет посвятить себя помощи к страждущим, будет слово наше, и вот что мы скажем вам. Если каждому трудящемуся, чтобы не изнемочь под бременем труда, нужно ободрение и подкрепление извне, то вам в ваших не просто трудах, но, можно сказать, подвигах они совершенно необходимы. Не говоря о том, что служение страждущим вообще нелегко, иногда оно бывает едва выносимым. Разве приятно, например, смотреть на страдальца, покрытого тлетворными язвами? Разве не мучительно слышать тяжкие стоны и вопли недужных? Или не страшно, наконец, видеть борьбу умирающего со смертью? А вам при всем этом и присутствовать приходится, и видеть, и слышать все это. Тут без ободрения и подкрепления легко можно и духом пасть, и в подвигах ослабеть, и унынию безнадежному предаться. Поэтому-то ободрение и подкрепление вам особенно необходимы. Но вы можете сказать на это: где же взять их или у кого искать? Ответ на это простой. Ищите прежде всего в житиях святых. Лучшего ободрения подкрепления для себя и лучших образцов для подражания в вашем деле едва ли удастся найти. Вас, может быть, возьмет сомнение, правда ли это. Не сомневайтесь. Вот перед нами святая великомученица Анастасия, именуемая Узорешительницей. Она жила так: ходила из города в город, из страны в страну, служа находившимся в узах христианам: кормила, поила, одевала и лечила их; старалась чем-либо утешить тех, кто был в великой скорби; изнемогавших плотью от долговременных и тяжких уз освобождала из темниц. Многих от застарелых ран своим уходом исцелила, многих полумертвых своим служением оживила. Научившись врачебному искусству, она сама лечила больных, тех из них, которые не могли ходить, носила на руках, сама кормила и поила их, сама очищала гнойные язвы, сама перевязывала раны. Так как большинство из тех, за которыми ухаживала святая Анастасия, пострадали за Христа, то она особенно радовалась тому, что, служа им, как бы служила Самому Христу. Помогая этим страдальцам, забывая о немощи своего естества, она укрепляла себя великодушием, мужеством и пламенной любовью к Богу. Относилась она к тем, за которыми ходила, как к друзьям Божиим, с великой любовью. Наконец, как видно из жития, святая Анастасия побуждала мучеников своими любви исполненными речами мужественно стоять за Христа, утешала их надеждой на несомненную помощь Божию и тела мученические, умащивая ароматами, честно предавала погребению, моля Господа и самой сподобиться венца мученического (Четьи Минеи, 22 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010