В Троицком соборе, у раки с честными мощами преподобного, Патриарх Кирилл возглавил малую вечерню с чтением акафиста. Вечером Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение в Троицком храме. По окончании всенощного бдения в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, протоиерей Аркадий Шатов был пострижен Святейшим Патриархом Кириллом в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. 18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. На малом входе Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возвел иеромонаха Пантелеимона (Шатова) в сан архимандрита. 20–28 июля состоялся визит Святейшого Патриарха Кирилла на Украину. Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Одессу, Днепропетровск и Киев. (См. с. 6–9) С 31 июля по 2 августа состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Нижегородскую и Арзамасскую епархию. (См. с. 10) 15 августа Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма во имя Живоначальной Троицы в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре (Александровский район Владимирской области), а затем возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме. 16 августа в рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое заседание руководителей Синодальных учреждений Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Синодального миссионерского отдела; архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви; епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Пантелеимон (Шатов), председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; В.Р. Легойда, председатель Синодального информационного отдела.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

В целях реализации Определения Архиерейского Собора 2-4 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» Синодом создан Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских под председательством Патриарха Московского и всея Руси. Утвержден состав этого совета. 26 декабря 2012 года на заседаниях Священного Синода были одобрены для употребления за богослужением и в домашней молитве текст акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы ея «Всецарица», а также тексты акафистов святым: апостолу Фоме, великомученику Меркурию Кесарийскому, святителю Григорию Паламе, святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францискому, преподобному Герасиму Иорданскому, преподобному Симеону Новому Богослову, преподобному Никодиму Святогорцу. Утвержден документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых». Он рекомендован к использованию в тех приходах и монастырях, а также в иных церковных учреждениях, которые участвуют в реабилитации наркозависимых. Проект был подготовлен Межсоборным присутствием, прошел общецерковное обсуждение в епархиях и интернете и передан в Синод пленумом Присутствия, состоявшимся в Москве с 22 по 23 ноября 2012 года. Заслушав доклад членов рабочей группы по созданию положения, регулирующего наградную систему Русской Православной Церкви, члены Священного Синода передали результат их трудов на рассмотрение Архиерейского Собора 2–5 февраля 2013 года и выразили благодарность членам рабочей группы. Синод утвердил список епархий для возможного пребывания на покое тех архиереев, которые, подавая прошение о почислении на покой, оставят место своего дальнейшего пребывания на усмотрение Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Среди них – Кемеровская, Курская, Московская областная, Нижегородская, Новосибирская и Санкт-Петербургская епархии. Данное решение было принято во исполнение поручения Архиерейского Собора 2011 года, предписавшего Управлению делами Московской Патриархии составить перечень таких епархий, ставропигиальных и епархиальных монастырей (п.16 «Временного положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей»).

http://pravmir.ru/25-26-dekabrya-na-zase...

В этой связи необходимо заметить, что Кличко, Тягныбоку и Яценюку следует задуматься не о форсированном захвате власти насильственным путем, а над тем, что свт.Николая, как видели и говорят в народе «дал им по шапке». Об этом же следует задуматься и другим, фашиствующим местным элементам. Ведь такие грозные знамения обычно не бывают тщетными, но заканчиваются очень плачевно для тех, кто является предметом сих предзнаменований. В связи с этим приведу лишь один такой пример из жития св.Василия Великого, память которого совсем недавно торжественно отмечала вся Православная Церковь. В то время как св.Василий Великий, будучи Архиепископом Кесарии Каппадакийской, мужественно боролся за святую веру Христову, беззаконный и злочестивый царь Юлиан Отступник, идя на войну с персами, похвалялся, что, вернувшись, он погубит всех христиан. Но когда св.Василий, как повествует его житие: «Молился в церкви пред иконою Пресвятой Богородицы, у ног Которой было изображение и святого великомученика Меркурия в виде воина с копьем… он увидел, что образ св.Меркурия… изменился, и изображение мученика на некоторое время стало невидимым. Спустя немного времени мученик снова показался, но с окровавленным копьем. В это самое время Юлиан был пронзен на персидской войне святым мучеником Меркурием, посланным Пречистою Девою Богородицей погубить врага Божия». Такими же, если не худшими врагами Божиими являются ныне те, кто стремится духовно и физически погубить православный народ Украины. Стремится погубить духовно, ассоциировав его с пребывающей в страшной духовной тьме «голубой» Европой. Стремится погубить его физически, устроив на Украине гражданскую войну. Так смотрите же враги украинского православного народа, как бы вместо этого Сам Господь по молитвам Своей Пречистой Матери, свт.Николая Чудотворца и других святых не погубил бы физически (погубить вас духовно нельзя, вы уже и так духовно мертвы), подобно Юлиану Отступнику, вас самих, о чем и свидетельствуют сии грозные знамения! А для нас, православных верующих, эти благодатные знамения являются благими. Они возгревают в нас веру, что милостью и помощью Божией нынешние смутные времена не только быстро пройдут, но и послужат на благо и пользу православного украинского народа!

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/27/ya...

Во время встреч с игуменами и братией, игумениями и сестрами монастырей участники поездки обсуждали вопросы по устроению монашеской жизни в коптских обителях, распорядку дня, молитвенного правила, богослужения, монастырских послушаний. Особое значение имело посещение храма во имя новомучеников ливийских в Самалуте, принявших мученическую кончину от террористов в 2015 году. Древние монашеские традиции III-V веков сохранились практически полностью благодаря живому преемству и не прерывавшейся монашеской жизни в Египте. Монашествующие из Египта почитают особо чтимых святых Русской Церкви, таких как преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Силуан Афонский, чтут подвиг новомучеников Русской Церкви и желают узнать больше о русских святых и о монашестве на Руси, а также выражают интерес к изучению русского монашества и русской культуры. Некоторые насельники коптских монастырей уже изучают русский язык. Игумении монастырей Русской Православной Церкви во главе с епископом Леонтием выразили благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за благословение совершить данное паломничество, позволившее открыть многие стороны христианской жизни Египта и в особенности монастырей. Справка Сегодня в Египетской Церкви 35 действующих монастырей (20 мужских и 15 женских) с числом насельников не менее 30 в каждом. Крупные монастыри насчитывают 150-200 монашествующих (монастыри преподобных Павла Фивейского, Антония Великого, Паисия Великого, Макария Великого, монастырь Сирийцев, женские монастыри священномученика Феодора Стратилата и великомученика Меркурия в Каире). В истории египетского монашества были времена расцвета и упадка, однако монашество во все времена продолжало существовать, а в некоторых монастырях, таких как монастырь в Эль-Мухаракке, монашеская жизнь не прерывалась ни на один день. Основание многих мужских монастырей относится к IV-V векам. Есть и молодые, вновь устроенные монастыри, такие как женский монастырь преподобной Сарры в Эль-Минье с 66 монахинями и послушницами (открыт в 2012 году) или восстанавливаемые старинные монастыри, такие как мужской монастырь святого Гермины, где пока подвизаются 37 братьев.  

http://mospat.ru/ru/news/89769/

Время последних встреч с Юрием Поликарповичем как раз пришлось на период создания поэмы «Сошествие во ад», на самый разгар работы над нею. Ему, видимо, было интересно проверить на мне, как на священнике, – какое впечатление поэма может вообще произвести на церковнослужителей, не противоречит ли канонам Церкви, не нарушает ли их. Не все духовенство восприняло его новые поэмы о Христе, и Юрий Поликарпович болезненно это переживал. Ныне покойный, праведной жизни протоиерей отец Димитрий Дудко говорил, что это неприятие от непонимания, не надо мешать поэту идти своим путем познания Бога. Иногда бывало так – позвонишь ему, спросишь о времени приезда, а в ответ услышишь: «Приезжай, бороду за пазуху. Жду». Значит, уже есть что-то новое. И вот входишь в насквозь прокуренную комнату редакции, сам поэт курил очень много, признаваясь, что это ему все-таки мешает писать, курили и многие приходящие, отчего дым стоял коромыслом. На редакционном столе порядок, ничего лишнего, самые необходимые рукописи аккуратно сложены, а остальные сложены в шкаф. Юрий Поликарпович усаживает меня за соседний стол, значит, сегодня нет сотрудника редакции, занимается с посетителями – их немного, отвечает на звонки. Я терпеливо дожидаюсь, наблюдая за неспешной его работой, когда же наконец речь снова зайдет о поэме. И вот в кабинете никого нет. Кузнецов начинает читать новые, только что написанные строки. И я, пораженный в одном месте мощью поэтического образа, не удерживаюсь от восклицания: «Это гениально!» Юрий Поликарпович и бровью не поводит, но, с едва уловимой улыбкой, подняв указательный палец, приглушенно-таинственно молвит: «На уровне!» А таким уровнем для него была вся мировая поэзия, к которой он частенько предъявлял свой гамбургский счет. Однажды я дерзнул его поправить: «А где же у вас, Юрий Поликарпович, в поэме пророк Иоанн Креститель?» – увы, великий святой не был помянут в ней в сонме других святых. «Как нет?!» – Кузнецов даже как-то слегка опешил, удивился и задумался. И за считанные дни он восполняет этот пробел. В другой раз показал ему в Житиях святых отрывок, где говорится о подвиге святого великомученика Меркурия, римского воина, пострадавшего за веру Христову. Этот святой на поле боя поразил копьем императора Юлиана Отступника, гонителя христиан. Юрия Поликарповича поразило здесь то, что этот святой, изображенный на иконе, исчезает из нее на время боя, совершает подвиг и возвращается в икону, но уже с окровавленным копьем. Чистая поэзия и в кузнецовском ключе! И в кратча й шие сроки поэма уже дополнена новыми строками.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Все участники поездки отметили глубину и важность подобного общения и большую духовную пользу. Участники также выразили желание, если на то последует благословение Его Святейшества, и в дальнейшем продолжить взаимный обмен опытом путем организации подобных поездок и участия монашествующих в международных конференциях. Сегодня в Египетской Церкви 35 действующих монастырей (20 мужских и 15 женских) с числом насельников не менее 30 в каждом. Крупные монастыри насчитывают 150-200 монашествующих (монастыри преподобных Павла Фивейского, Антония Великого, Паисия Великого, Макария Великого, монастырь Сирийцев, женские монастыри священномученика Феодора Стратилата и великомученика Меркурия в Каире). В истории египетского монашества были времена расцвета и упадка, однако монашество во все времена продолжало существовать, а в некоторых монастырях, таких как монастырь в Эль-Мухаракке, монашеская жизнь не прерывалась ни на один день. Основание многих мужских монастырей относится к IV-V векам. Есть и молодые, вновь устроенные монастыри, такие как женский монастырь преподобной Сарры в Эль-Минье с 66 монахинями и послушницами (открыт в 2012 году) или восстанавливаемые старинные монастыри, такие как мужской монастырь святого Гермины, где подвизается пока 37 братьев. Для большинства мужских монастырей характерны такие особенности, как большое количество Литургий ежедневно (как правило, по числу имеющихся престолов), при этом богослужения для паломников совершаются в отдельной церкви. В крупных мужских монастырях часть братии подвизается по отшельническому уставу в пещерах вне обители или в затворе внутри монастыря, так, в монастыре Сирийцев число отшельников доходит до 40 (из 200 братий). Общая трапеза устраивается, в большинстве случаев, в воскресные дни и большие праздники, когда совершается ночное бдение с Литургией, после которой вся братия, в том числе и отшельники, идут на трапезу. В большинстве женских монастырей число насельниц около 100 и более. Общая трапеза устраивается ежедневно, совершается полный суточный круг богослужений и Литургия. Управляются женские монастыри игуменией, но для монастырей Верхнего Египта характерна практика руководства монастырем непосредственно правящим архиереем епархии, который является их игуменом и духовником, при этом среди сестер имеется благочинная как помощница архиерея. Отшельничество в женских монастырях встречается значительно реже, чем в мужских, и обычно в форме затвора в келии в самом монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/5973715.ht...

не был общежительным, в сер. XVII в. в обители проживали 20 монахов. Ок. 1660 г. игум. Кирилл ( 1683) инициировал введение в монастыре «общей трапезы», строительство каменных 2-этажной ц. Успения Пресв. Богородицы (1670-1672) с нижней ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, ограды, келий, поварни; ок. 1673 г. приступили к возведению «на погребах» Троицкой ц., которую «сделал до прагов», т. е. заложили фундамент. В 1667 г. царь Алексей Михайлович прислал игум. Кириллу святыни: «перст от Гроба Господня», частицы мощей апостолов Андрея, Тита, равноап. кн. Константина, сщмч. архидиак. Стефана, великомучеников Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Георгия Победоносца, Пантелеимона, Иакова Персянина, мучеников Киприана, Меркурия, Акепсима, Лукиана, мучениц Варвары и Феодосии, преподобных Онуфрия Великого, Александра Свирского, Михаила Малеина, святителей Феодора Сикеота и Иоанна (Илии), архиеп. Новгородского ( Казанский. 1849. С. 9); пожаловал К. м. богослужебные книги, в т. ч. напрестольное Евангелие, Толковое Евангелие, Следованную Псалтирь, служебный Шестоднев и Апостол. Уже в 1635 г. К. м. принадлежало 7 крестьянских дворов. 19 нояб. 1641 г. по грамоте царя Михаила Феодоровича К. м. получил «рыбные ловли и бобровые гоны» на р. Лесной Воронеж и место для постройки мельницы, а 18 нояб. 1645 г.- участок земли вдоль берега для просушивания неводов и для строительства причала. Согласно описи 1652 г., К. м. владел по обеим сторонам реки 54 четями пахотной земли, 58 четями невозделанной земли, 43 дес. леса, мельницей. В ответ на прошения игум. Дионисия К. м. получил право ловли рыбы в реках Иловай, Лесной Воронеж и Польной Воронеж, подтвержденное грамотами от 29 авг. 1657 г., от 20 сент. 1658 г. и от 15 марта 1659 г., а в 1661 г., при игум. Кирилле,- на Кривецком плёсе. 20 сент. 1662 г. К. м. было передано подворье в Козлове. 25 авг. 1666 г. грамотой царя Алексея Михайловича монастырские люди с «крестьянских пустовых дворов» освобождались от выплаты оброка (Там же. С. 56).

http://pravenc.ru/text/1841696.html

Ну, скажет кто-то, был ли у Феодора выбор? Трудно сказать. Быть может, пользуясь своим положением и заслугами, он мог бы попытаться что-то предпринять. Многие в то время в страхе подчинялись бесчеловечному приговору: отдать своего ребенка в жертву. Тем более, член дружины должен подчиняться воеводе. А для варяга это стало поводом, чтобы исповедать свою веру, да еще обличать языческих богов. Знал ли Тур, что подражает воинам-мученикам древности? Что, по сути, повторяет слова Севастиана (мученика II века, служившего в императорской армии в Дамаске), сказанные воеводе: «Теперь я воин Небесного Царя и Ему одному буду служить, а идолов я презираю!» Кто-то из святых воинов, как Феодор, практически никак не обнаруживал своей веры, пока не настал «момент истины», а другие — Феодор Тирон , Феодор Стратилат — крушили идолов и идольские капища или, как Димитрий Солунский , в лицо обличали императоров-гонителей христиан. Кто-то пострадал один, кто-то — вместе с семьей, как великомученик Евстафий Плакида, сожженый с женой и двумя сыновьями в медном быке. Кто-то — вместе с сослуживцами, как 40 мучеников из армянского города Севастии, оставленных замерзать в озере зимней ночью, или девять кизических мучеников. Одни из прославленных во святых воинов погибали в бою, как святой Меркурий Смоленский, по призыву Богородицы убивший в стане монголов великана из войска Батыя и настигнутый врагами. А другие, приняв крещение, бросали воинскую службу — мученик Гордий, ушедший в пустыню, или миссионер и епископ Лонгин-сотник… Феодор и Иоанн перед самым Крещением Руси стали в этот длинный ряд. На месте, где по преданию стоял их дом, князь Владимир после своего обращения в христианство построил Десятинную церковь — первый каменный храм на Руси, хранивший мощи Климента, Папы Римского, одного из 70 апостолов. Затем туда были положены мощи самого Владимира и членов княжеского дома. Сегодня эта церковь восстанавливается из руин. Читайте также: Георгий Победоносец: мученик рождается в Вечность Свидетели вечной жизни

http://pravmir.ru/feodor-i-ioann-varyagi...

Открывая мероприятие, митрополит Кирилл огласил поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и обратился к собравшимся с приветственным словом. В зале присутствовали митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий , архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим , епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон , епископ Сормовский Иннокентий , представители власти, многочисленные священнослужители, прихожане храмов и гости мероприятия. Приветственный адрес представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Юрия Чайки зачитал помощник полпреда Айдамир Валиев. Заместитель председателя правительства Ставропольского края Юрий Коваленко поздравил присутствующих с памятной датой и отметил, что Ставропольская епархия внесла неоценимый вклад в духовное развитие Кавказа. За заслуги в укреплении государственно-конфессиональных отношений в крае и в связи с празднованием 180-летия со дня образования Ставропольской епархии медалью «За доблестный труд» II степени были награждены: благочинный III Ставропольского церковного округа, настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона г. Ставрополя, первый проректор Ставропольской духовной семинарии протоиерей Павел Самойленко; благочинный Ольгинского церковного округа, настоятель храма Успения Божией Матери с. Кочубеевское протоиерей Евгений Пиперков. Медали «За доблестный труд» III степени были удостоены: почетный настоятель храма Успения Божией Матери г. Ставрополя протоиерей Павел Рожков; благочинный архиерейского подворья храма апостола Андрея Первозванного г. Ставрополя протоиерей Михаил Моздор; проректор по учебной работе Ставропольской духовной семинарии игумен Алексий (Смирнов); благочинный I Ставропольского церковного округа, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского г. Ставрополя протоиерей Александр Гомзяк; благочинный II Ставропольского церковного округа, настоятель храма Богоотец Иоакима и Анны г. Ставрополя протоиерей Александр Дубовик; благочинный Михайловского церковного округа, настоятель собора Архистратига Михаила г. Михайловска протоиерей Игорь Подоситников; настоятель храма Преображения Господня г. Ставрополя протоиерей Владимир Сафонов; настоятель храма мученика Иоанна Воина г. Ставрополя протоиерей Сергий Чулков; врач Ставропольской духовной семинарии Вячеслав Смирнов.

http://patriarchia.ru/db/text/6026826.ht...

По окончании встречи Святейший Патриарх Кирилл и председатель Государственной Думы В.В. Володин в сопровождении митрополита Меркурия и руководителей фракций Государственной Думы осмотрели выставку  работ победителей XII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и выставку «Достояние России. Страницы истории и духовные традиции». Затем потомки великого русского поэта А.С. Пушкина — Александр Александрович Пушкин и Мария Пушкина-Дурново — передали Святейшему Патриарху Кириллу для Русской Православной Церкви икону святой великомученицы Варвары — фамильный образ семьи Пушкиных-Дурново. А.А. Пушкин (род. 10 сентября 1942 года, Брюссель, Бельгия) — меценат и общественный деятель, председатель Союза русских дворян Бельгии, сопредседатель Международного благотворительного фонда им. А.С. Пушкина, праправнук Александра Сергеевича Пушкина, последний прямой потомок поэта по мужской линии. Его супруга Мария-Мадлен Дурново (род. в 1943 г. во Франции) приходится ему троюродной сестрой: она является внучкой Марии Пушкиной, дочери сына А.С. Пушкина Александра Александровича, вышедшей замуж за Николая Быкова — сына Елизаветы Гоголь, находившейся в родстве с Н.В. Гоголем. Переданная Его Святейшеству икона, написанная в конце XIX века, принадлежала ее бабушке. Предстоятель Русской Церкви, поблагодарив А.А. Пушкина и М. Пушкину-Дурново, в частности, сказал: «Это уже третья икона с подобной судьбой. Первую мне подарил Болгарский царь Симеон; это была крещальная икона святителя Николая, которую государь император Николай II подарил младенцу Борису, будущему царю Болгарскому. Он приходится отцом нынешнему царю Симеону, который привез эту икону в Россию и вручил ее мне. Вторая такая икона святителя Николая также связана с Болгарией. Ее вывезли русские белые офицеры. Эта икона святителя Николая в Болгарии явила многие чудеса. Кто-то из последних держателей заповедал передать эту икону русскому Патриарху. Через два или три дня после моей интронизации наш посол в сопровождении тех людей, которые были связаны с этой иконой, в Успенском соборе Московского Кремля вручил мне этот образ, который на следующий день в моей келье замироточил — я живой свидетель этого события. Эти замечательные святыни имеют одновременно историческое и духовное значение».

http://patriarchia.ru/db/text/4790040.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010